Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосные фрегаты (Schiffe II. ranges, Batterieschiffe, Panzerfregatten) типа

 Friedrich Karl 


Германия, 1867 г. 2 ед. (проекты 1865/1866 гг.)

Friedrich Karl 

*
Friedrich Karl
*
Kronprinz
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Friedrich Karl <Societe Nouvelles des Forges et Chantiers de la Seine> Тулон, Франция 1866 с 11.08.1895 учебно-опытовое торпедное судно, разоружён, с 21.01.1902 портовое судно Neptun. 22.06.1905 г. исключён, слом в марте 1908 г. Для его замены построен броненосец "Weissenurg".
16.01.1867
3.10.1867
1 Kronprinz <Samuda Brs.> Лондон, Великобритания 1866 1901 - перестроен на <Ks. Werft>  Киль, с 22.08.1901 - учебный блокшив машинистов - брандвахта, 3.10.1921 исключён, слом. Для его замены построен броненосец "Kurfürst Friedrich Wilhelm".
6.05.1867
19.09.1867
ТТХ
  Friedrich Karl Kronprinz
Водоизмещение официальное 5912 т 5480 т
пустой 5780 т 5568 т
нормальное 6932 т 5767 т
полное 7043 т 6760 т
регистровое 3251 брт, 2085 нрт 3029 брт, 2096 нрт
с 1872 6822-6932 т 5570-6932 т
Размерения длина МП 91,13 м 88,2 м
полная 94,14 м 89,44 м
ширина 16,6 м 15,2 м
осадка носом 6,9-8,05 м, с 1872 - 7 м 7,4-7,85 м, с 1901 - 7,38 м
1 см осадки = 11,4 т. водоизмещения 10,8 т. водоизмещения
высота борта 9,24 м 10,62 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный винт, Ø6 м. 1х2-лопастный винт, Ø6,5 м.
1 МО 1 ПМ простого расширения "Forges et Chantiers de la Seine" 1 ПМ простого расширения "J. Penn & Sons"
с 1882:  "Kaiserliche Werft" Киль
2 КО 6 коробчатых ПК "Kaiserliche Werft" Вильгельмсхафен (26 топок, 2 атм., 1591-1444 м²) 8 коробчатых ПК "J. Penn & Sons" (32 топки, 2 атм., 1688-1778 м²)
с 1901 - 6 ПК "Kaiserliche Werft" Вильгельмсхафен (2 Дюрра, 2 Торникрофта, 2 цилиндрических)
мощность проектная 3300 л.с. 4500 л.с.
паруса барк, 2010 м, с 1872: 1635 м² барк, 1980 м, с 1872: 1409 м²
Ходовые данные скорость проектная 13 уз., с1872: 13,5 уз. 13,5 уз.
на испытаниях 13,6 уз. при 3550 л.с. 14,7 уз. при 4870 л.с., 69,4 об/мин
запас топлива 624 т угля 646-566 т. угля
дальность плавания на 10 уз. 2210 миль 3220 миль
на 14 уз.   1730 миль
Экипаж штат 531 чел. (33 офицера, 498 матросов) 537-541 чел. (33 офицера, 508 матросов)
как младший флагман 572 чел. (штаб - 6 офицеров, 35 матросов) не использовался
Дополнительные данные Железный корпус с набором по поперечно-продольной схеме 8 отсеков, двойное дно на 76 % длины 9 отсеков, двойное дно на 43 % длины
электроснабжение сперва отсутствовало, позже - 3 динамо-машины, 30-36 кВт, 65 В сперва отсутствовало, позже - 3 динамо-машины, 30 кВт, 65 В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 2 баркаса, 1 полубаркас, 2 катера, 2 яла и 1 шлюпка
стоимость 6 млн. 453 тыс. марок 6 млн. 292 тыс. марок
БРОНИРОВАНИЕ
кованное железо на тиковой подкладке Friedrich Karl Kronprinz
бортовой пояс 127-114 мм, подкладка 254 мм 124-76 мм (с кормы в нос: 76-124-114), подкладка 254 мм
батарея 114 мм (подкладка 260 мм) 114-121-114 мм (подкладка 254 мм)
рубка 114 мм (подкладка 400 мм) 50-30 мм
ВООРУЖЕНИЕ
  Friedrich Karl Kronprinz
по проекту 26-72 ф. гладкоствольных пушек 32-72 ф. гладкоствольных пушек
фактически 16-210 мм нарезных пушек ( 2 х L/22, -5°+13°, 5900 м; 14хL/19, -8°+14,5°, 5200 м) [1656 снарядов]
в 1887 г. добавлены 6-37 мм револьверных пушек
6 надводных торпедных аппаратов - 350 мм
 (1 кормовой, 2 бортовых, 2 в носу; запас - 12 торпед)
5 надводных торпедных аппаратов - 350 мм
 (1 кормовой, 2 бортовых, 1 в носу; запас - 12 торпед)

Friedrich Karl
"Friedrich Karl" с первоначальным рангоутом



По окончании Второй Шлезвигской Войны с Данией, в 1865 г. немцы, по примеру ведущих стран Европы, решили построить полноценные океанские броненосцы. В отличие от первых "недомерков": "Arminius" и "Prinz Adalbert", новые корабли проектировались в Германии и представляли из себя батарейные фрегаты, по английской классификации отнесённые ко второму рангу.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ДАННЫЕ

FRIEDRICH KARL:ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ / ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

KRONPRINZ:ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ / ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

  ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ДАННЫЕ  

 

Ввиду слабости отечественной промышленности и отсутствия опыта постройки крупных кораблей, заказы пришлось разместить за границей, при этом для максимально полного изучения опыта европейского кораблестроения, однотипные корабли были заказаны в двух разных странах - законодательницах мод в военном флоте - Англии и Франции.

Уже после начала постройки их решили вооружить новыми 21-см тяжёлыми нарезными пушками Круппа. Для этого пришлось перепроектировать корабли под новомодную центральную батарею.

Обе верфи прекрасно справились с задачей, корабли оказались мореходными и надёжными. Британский вариант был переработан главным морским конструктором Британии Эдуардом Ридом, поэтому корабли отличались внешне - количеством труб и формой форштевня, а также имели некоторые различия в скорости, дальности хода и бронировании. В германию они прибыли без артиллерии, пушки устанавливали на месте, поэтому вооружение они получили одинаковое.

Проект был разработан на основе распространенного в то время типа батарейных кораблей, активно строящихся в Британии, Франции, Австро-Венгрии, Испании и, в ограниченных количествах, в некоторых других странах (Россия, Италия, США, Дания). Британия и Франция широко практиковали строительство подобных кораблей на экспорт, чем и воспользовалась объединяющаяся Германия. Заказанные ведущим верфям стран-лидеров судостроения, корабли, естественно, были вполне современными и качественно построенными. Мало того, уже в процессе достройки они были переделаны под центральную батарею под очевидным влиянием нового британского броненосца "Bellerophon".

 

Через два года к ним прибавился купленный по случаю в Великобритании "König Wilhelm", и эти три корабля составили ядро германского флота во Франко-Прусской войне 1870-1871 гг. Перед самой войной, в июле 1870 г, эскадра из четырёх броненосцев: "König Wilhelm", "Friedrich Karl", "Kronprinz" и "Prinz Adalbert", совершила визит в Плимут, намереваясь затем выйти в плавание в Атлантику, но с началом войны корабли вернулись в Вильгельмсхафен. Из-за количественного превосходства французского флота и сухопутного характера войны, броненосцы простояли в устье р. Яде, обычно у острова Вангероге при входе в канал, до её конца и в боевых действиях не участвовали.

В 1871 на обоих броненосцах сократили рангоут, позже расширили кормовые мостики.

В 1887 г. на обоих броненосцах установили мелкие противоминные пушки и торпедные аппараты.

В 1892 "Friedrich Karl" прошёл ремонт, после которого стал учебным судном торпедистов, в 1895 с него сняли рангоут и переименовали в "Neptun", так как его прежнее имя понадобилось новому броненосному крейсеру.

Более качественно построенный "Kronprinz" находился в боевом строю до 22 августа 1901 г., когда был исключён из боевого состава и перестроен в учебный блокшив машинистов.

Вскоре, в 1905 г., "француз" - "Karl/Neptun" был отправлен на металлолом, в то время, как "англичанин"-"Kronprinz" использовался в своей новой роли до 1921 года.

Схемы окраски

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
Примечания:
с 28.01.1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения
жёлтый - фальшборт и все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

 

S.M.S. Friedrich Саrl: описание конструкции

 

Официально классифицировался как "батарейное судно 2 ранга". Спроектирован в 1865 г. фирмой-строителем "Societe Nouvelles des Forges et Chantiers de la Mediterannie" в Ла Сейне близ Тулона по германскому техзаданию. Заложен в 1866 г., спущен 16 января 1867 г., вступил в строй 3 октября 1867 г. Стоимость корабля составила 6 453 269 марок. Корабль получил название в честь здравствующего на тот момент принца Фридриха Карла (1827-1885 гг.), немецкого генерал-фельдмаршала, участника прусско-датской (1848 г.), австро-прусской (1866 г.) и франко-прусской (1870-71 гг.) войн.

Прусский броненосный фрегат "Friedrich Саrl" (Из журнала "Морской сборник" № 12 за 1867 г.)

Фрегат "Friedrich Саrl" строится на верфи "Compagnie de la Mediterranee" около Тулона. Чертежи его составлены во Франции, и они же послужили несколько и для постройки фрегата "Kron Prinz". Размерения их, впрочем, как увидим ниже, различны. Согласие между ними состоит во французском образовании кормовых линий, которые в горизонтальном разрезе на ватерлинии и выше имеют форму готической арки. В вертикальном разрезе кормы они прямые и хорошо свешены для защиты руля и винта. Такое образование кормовых линий дается французами всем новейшим судам, как броненосным, так и деревянным. Длина его равняется 311 ф. 1 1/2 д.; водоизмещение около 6000 французских тонн (5904 т английск.).

На испытаниях, которые были сделаны на мерной миле в Тулоне, "Friedrich Саrl" достиг 13,5 узлов среднего хода. Результат этот был признан удовлетворительным, и комиссия приняла фрегат от заводчиков. Оставив Тулон, этот фрегат 17 октября прошел Гибралтар, а 20-го, проходя Бискайской бухтой, был застигнут свежим ветром, во время которого потерял свои фок- и грот-мачты. Несчастье его приписывают, по словам Times, многим причинам.

Мачты, сделанные из железа, слишком длинны, а проволочный такелаж их не был достаточно вытянут. К тому же большой груз балласта, находившийся в трюме, не был уравновешен артиллерией, которая должна быть поставлена в Киле. Говорят, что исправление мачт будет сделано за счет общества, строившего судно, потому что оно гарантировало двухлетнюю службу их. Впрочем, сомневаемся, чтобы это было справедливо, так как причины потери мачт могли быть предусмотрены командиром фрегата капитаном Келлером. 22 числа "Friedrich Саrl" бросил якорь на Плимутском рейде, а на следующий день вошел в гавань для исправлений.

Вооружение этого фрегата так же, как и "Kron Prinz", барковое, с железными нижними мачтами и нижними реями из стали. Мачты сделаны таким образом, чтобы могли служить для вентилирования трюма и жилой палубы.

При представлении прусской палате морского бюджета на 1867 год некоторые из членов возбудили вопрос о постройке броненосных судов за границей. Правительство отвечало, что немецкие судостроители далеко не могут конкурировать в этом деле со строителями Англии, Франции и Америки.

 

Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение: 5912 т проектное, 5971 т нормальное, 6932 т наибольшее, 5780 т после модернизации, длина 91,13 м по конструктивной ватерлинии, 94,14 м наибольшая, ширина 16,6 м по конструктивной ватерлинии, осадка 6,90 м носом, 8,05 м кормой, высота борта 9,24 м на миделе. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 11,4 т.

Корпус — железный, набран по бракетной (продольно-поперечной) системе, детали набора из судостроительного железа. Имел двойное дно на протяжении 76% от длины корпуса, внутри делился на 8 отсеков (переборки доходили до батарейной палубы, а две из них до жилой). На верхней палубе, позади грот-мачты была установлена двухъярусная боевая рубка высотой 4 м. В нижнем ярусе находился командный пост, в верхнем штурвал.

Бронировался корабль кованым железом, уложенным на тиковую подкладку. Пояс по ватерлинии имел толщину 127 мм (нижний ряд плит 114 мм), вместе с тиковой подкладкой толщина достигала 254 мм. Высота броневого пояса 2,7 м. Над водой броневой пояс возвышался на 1,75 м в носу, на 1,85 м у миделя и на 1,65 м в корме.

Кроме подкладки под броню, брусья которой укладывались горизонтально, тиком было забрано всё пространство между шпангоутами (т.н. сплошная шпация). Толщина наружной обшивки ниже ватерлинии 27 мм, выше 20 мм. Палуба, толщиной 9 мм, сверху была покрыта деревом. Носовой и кормовой казематы защищены 114-мм бронёй на тиковой подкладке (с нею толщина 260 мм), боевая рубка 114-мм плитами.

Механизмы фрегата изготовлялись заводом-строителем, т.е. во Франции. Позднее "Friedrich Karl" получил котлы отечественного производства, завода "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене (26 топок, 2 атм., 1591-1444 м²). Одна двухцилиндровая горизонтальная паровая машина простого расширения, 6 коробчатых котлов были сосредоточены в одном машинном и двух котельных отделениях. Корабль имел один четырёхлопастный винт диаметром 6 м. Дымовая труба - телескопическая.

На испытаниях "Friedrich Karl" имел скорость 13,5 узла, развив мощность 3550 индикаторных л.с. Официальный результат после испытаний на мерной линии в Тулоне — 13,58 узла при развитой мощности 3368 индикаторных л.с. Запас угля 624 т, дальность плавания составляла 2210 миль при скорости 10 узлов. Позднее на "Friedrich Karl" установили и электрооборудование: 3 динамо-машины (65 В, мощностью 30, позднее увеличена до 35 кВт). Он стал первым крупным кораблём германского флота, на котором оборудовали электрическое освещение. Корабль имел 1 руль обыкновенного типа площадью 11,4 кв. метра. Броненосец "Friedrich Karl" отличался хорошей маневренностью и поворотливостью, хотя для устойчивости на курсе приходилось держать руль в положении 6 градусов на левый борт. Время поворота на правый борт (более выгодный для маневра) составляло 8 мин 15 сек, а диаметр циркуляции 560 м.

Парусное вооружение фрегата включало полную оснастку. Железные мачты были полые внутри, имелись стальные нижние реи, стеньги и брамстеньги-однодеревки. Такелаж проволочный, руслени находились снаружи корпуса. Почти сразу парусное вооружение изменили по типу барка, при этом площадь парусов составила 2010 кв. метров. Во время франко-прусской войны парусность уменьшили до 1635 кв. м.

В немецком флоте корабль отличался наилучшей мореходностью среди представителей своего класса, но для такого крупного боевого судна парусное вооружение оказалось малоэффективным.

По проекту корабль предполагалось вооружить 26-ю 210-мм (72-х фунтовыми) бронзовыми пушками. Но "Friedrich Karl" получил новые стальные нарезные казнозарядные орудия Круппа. Первоначально установленная в носу короткоствольная 210-мм пушка была вскоре заменена на длинноствольную. В итоге корабль имел следующее вооружение: 2 210-мм/22 калибра на поворотной платформе на верхней палубе и 14 210-мм/19 калибров в бортовой батарее. Общий запас снарядов составлял 1656. На опытных стрельбах на полигоне эти пушки с дистанции 10 кабельтовых пробивали 210-215-мм броневые плиты.

Высота нижних косяков орудийных портов батареи отстояла на 2,25 м от ватерлинии. Вес бортового залпа равнялся 763,7 кг (артиллерийские снаряды из закалённого чугуна) и 612,71 кг (снаряды из обычного чугуна). Соответственно вес залпа в нос и корму по 109,1 кг и 87,53 кг. В 1880-х гг. корабль получил 6 37-мм револьверных пушек.

На "Friedrich Karl" были установлены 5 надводных 350-мм торпедных аппарата (2 бортовых под углом 75 градусов к диаметральной плоскости, 2 носовых и 1 кормовой) с запасом из 12 торпед Уайтхеда. Позднее корабль вооружили 3 боевыми прожекторами (1 на марсе и 2 в оконечностях). Корабль имел сильно выдающийся вперёд таран со шпироном.

Экипаж насчитывал 33 офицера и 498 матросов. Когда корабль был флагманским, экипаж увеличивался ещё на 6 офицеров и 35 матросов.

Шлюпочное вооружение состояло из 9 шлюпок, в том числе 1 большой паровой катер, 2 барказа, 1 полубарказ, 2 катера, 2 яла и 1 двухвесельный ял.

 

 

 

S.M.S. Friedrich Саrl: история службы

 

Выйдя 17 октября 1867 года по окончании постройки из Тулона, "Friedrich Karl" попал в Бискайском заливе в сильный шторм и потерял фок- и грот-мачты. В результате расследования признали, что для такого корабля мачты оказались слишком высоки. Другими причинами признали недостаточную вытяжку такелажа и ограниченное количество балласта, не уравновешенное артиллерией (установить орудия предполагалось в Киле).

Из журнала "Морской сборник" № 2 за 1868 г.

Здесь помещается описание случая с "Friedrich Саrl", со слов очевидца.

Фрегат этот 12 октября 1867 года вышел из Тулона в Пруссию, имея 269 человек команды. Погода была прекрасная, и через 2,5 суток он благополучно прибыл в Гибралтар и 16 октября отправился в дальний путь. В то время сделался противный ветер, а идущая от NW зыбь развела большое волнение. 19 числа он находился севернее мыса Финистерр; небо заволокло тучами, пошел сильный дождь, и ветер сделался порывистым. Тогда, кроме марселей, поставлены были все косые паруса, и тем уменьшена качка, но, несмотря на то, размахи были так велики, что ванты заметно ослабли. Но по мере того, как ветер крепчал, у марселей взяли все рифы, на ванты положили найтовы и в помощь вантам наложили гини и тали.

Вечером оказалось, что у фок-мачты, с наветренной стороны, в 3 ф. выше палубы, отошло несколько заклепок, почему немедленно закрепили фок-марсель. После нескольких размахов фок-мачта в том месте дала трещину в 0,25 дюйма, почти на половине своей окружности. Не надеясь на сохранение мачты, немедленно приступили к ее срубке; но в 10 ч. вечера, при сильном размахе фрегата под ветер, мачта сломалась в поврежденном месте и упала за борт вместе со стеньгой, реями, грот-стеньгой, брам-стеньгой и крюйс-стеньгой, перепутанными в такелаже.

Сейчас же застопорили машину, чтобы сохранить винт в чистоте, и спустя 10 минут фоковой такелаж был настолько очищен, что мачта погрузилась в воду. Тогда приступили к поднятию на палубу грот- и крюйс-стеньг, что и удалось исполнить, несмотря на сильную качку и размахи. Брам-стеньга же вместе с реями осталась в море.

В полночь ветер стал стихать, и при лунном свете можно было продолжать работу. Грота-реи, державшийся на бейфуте, потому что топенанты и марса-шкоты лопнули, надо было спустить на палубу, так как при каждом размахе мачта получала от рея такое сотрясение, что и в ней оказалась трещина на 3 ф. от палубы. Тогда пришлось спустить людей, работавших на марсе, и готовиться к срубке мачты, потому что она уже заметно давала движение и наконец в 2 часа последовала за фок-мачтой.

Падение ее не обошлось так благополучно; она переломилась на три части, причем топ с грот-реем упал за борт, а средняя часть поперек на палубу, не причинив особых повреждений. Так как средняя часть легла на подветренные ванты, то очистка сделалась чрезвычайно затруднительной. Фрегат не имел наружных повреждений, кроме сломанных сеток и планширя, а из команды никто не поплатился жизнью.

По очистке палубы от всего лишнего дали машине малый ход, но при этом оказалось, что гротовой брам-такелаж попал в винт, и очищение его потребовало 2 часа времени. В это время фрегат несло по ветру, а при огромном волнении его ужасно бросало из стороны в сторону. К счастью, на нем не было поставлено полного количества орудий, и только благодаря этому обстоятельству, он 22 октября прибыл в Плимут, где и будет исправляться.

 

В начале августа 1869 "Friedrich Karl" был включен в состав учебной эскадры вице-адмирала Эдуарда Яхманна, в которую вошли также "König Wilhelm" (флагман), "Kronprinz" и авизо "Preußischer Adler", и до 2 сентября совместно с соединением учебных судов проводили манёвры в Балтийском море под командованием принца Адальберта. 10 сентября эскадра была распущена и броненосец вывели из кампании.

17 мая 1870 по дороге в Англию, несмотря на датского лоцмана на борту, "Friedrich Karl" сел на мель у Лангеланна в Большом Бельте. Хотя он смог освободиться с помощью якоря и лебёдки, но из-за серьезного повреждения винта не мог маневрировать и был отбуксирован в Киль с помощью "Kronprinz" и канонерки "Cyclop". Ремонт такого большого корабля в Германии был тогда ещё невозможен, поэтому "Kronprinz" отбуксировал его из Киля в Портсмут, куда оба корабля прибыли 2 июня. Пока "Friedrich Karl" ремонтировался, "Kronprinz" отправился в Плимут, где стоял уже купленный в качестве учебного судна старый британский линкор "Renown". 16 июня туда прибыла канонерская лодка "Delphin", а три дня спустя - "König Wilhelm", "Prinz Adalbert" и еще не полностью восстановленный "Friedrich Karl".

22 июня 1870 "Renown" и "Delphin" ушли в Киль, а из оставшихся броненосцев 1 июля была официально сформирована учебная эскадра, которая первоначально оставалась в Плимуте, так как "König Wilhelm" получил повреждение машины и его пришлось ремонтировать. Бронированные корабли покинули Плимут 10 июля и направились для учений в Атлантический океан. Тем временем принцу Адальберту было приказано отправиться в Дартмут, так как появились слухи о надвигающейся войне с Францией и ожидалась более подробная информация из посольства Германии в Лондоне. Учебная эскадра повернула обратно к западному входу в Ла-Манш и 13 июля Принц Адальберт получил в Плимуте официальное военное предупреждение от правительства, после чего эскадра быстро вернулась домой, куда прибыла 16 июля. На переходе через Северное море "Kronprinz" взял на буксир "Prinz Adalbert", так как тот не мог поддерживать необходимую скорость.

При начале Франко-прусской войны 1 августа 1870 года, прусский флот собрал фрегаты "Kronprinz", "Friedrich Karl", "König Wilhelm" и монитор "Arminius" в Вильгельмсхафене. Три больших линкора дежурили у острова Вангероге на внешнем Яде, но из них только "Kronprinz" был полностью в рабочем состоянии. После того, как 5 августа поступило ложное сообщение, что в Северном море замечены два французских броненосца, направляющиеся в Данию, броненосцы под командой вице-адмирала Яхмана вышли в море и дошли до широты Лимфьорда, так и не встретив противника.

Через несколько дней в немецкой бухте появился французский средиземноморский флот под командованием вице-адмирала Мартина Фуришона из восьми броненосцев и четырех небронированных корветов и авизо и 12 августа 1870 официально объявил блокаду. Запланированный на этот день выход трёх бронированных фрегатов против Французов был отменён, так, как корабли страдали от хронической неисправности машин. "Kronprinz", правда, несколько раз выходил против французских кораблей самостоятельно, но при этом в бой не вступал. Наконец, 11 сентября три фрегата были снова готовы к действию и с монитором "Arminius" сделали набег до Гельголанда, но французский флот незаметно для немцев за день до этого снял блокаду и ушёл в Шербур. Тем не менее, немецкие линкоры до конца войны оставались в режиме ожидания в Яде.

В сентябре 1872 "Friedrich Karl" вместе с закрытым корветом Elisabeth и канонерской лодкой "Albatross" вышел в трехлетнее кругосветное плавание. В Карибском море к отряду под командованием капитана-цур-зее Рейнхольда фон Вернера присоединились ещё два закрытых корвета "Vineta" и "Gazelle", но планы пришлось изменить, так, как в начале 1873 Первую испанскую республику потрясла Кантональная Революция. Friedrich Karl направился в испанские воды, где присоединился к патрулировавшим там корвету "Elisabeth" и канонерке "Delphin". Его командир, капитан-цур-зее Рейнхольд Вернер, 29 июня получил чин контр-адмирала и принял команду над находящимися в испанских водах немецкими кораблями, которые стали на якорь у Малаги. Затем корабли присоединились к британской эскадре, которая патрулировала южное испанское побережье. Фракция повстанцев испанского флота захватила четыре из семи испанских броненосцев. Вернеру, старшему командующему в группе, предоставили руководство совместными англо-немецкими силами. Эскадра блокировала два броненосца повстанцев в порту Картахены после того, как они бомбардировали прибрежный город. В июле, идя из Аликанте, "Friedrich Karl" встретился с вооружённым пароходом мятежников "Vigilanta", захватил судно и возвратил его национальному правительству.

Через несколько дней "Friedrich Karl" и британский броненосец "Swiftsure" без разрешения из Лондона или Берлина атаковали два корабля повстанцев: броненосец Vittoria и Almansa. Корабли повстанцев пытались обстреливать порт Альмерия. В коротком сражении англо-немецкая сила сокрушила мятежников и захватила оба судна, которые были впоследствии переданы испанскому правительству. Мятежники собирались объявить войну Германии, но в конечном счете отклонили эту идею. Захваченный лидер повстанцев некоторое время удерживался на борту "Friedrich Karl". Блокада адмирала Вернера в конечном счете вынудила мятежников сдаться, после чего броненосец вернулся в Германию. Канцлер Отто фон Бисмарк отдал адмирала Вернера под трибунал, его действия он считал чрезмерным. Бисмарк мешал Имперскому флоту проводить "дипломатию канонерок" и в будущем.

В мае 1874 года "Friedrich Karl" вошёл в состав учебной эскадры под командованием контр-адмирала Хенка, в которой были также "Kronprinz", "Ariadne" и "Albatross". Корабли провели индивидуальные, а с 6 июня - объединённые учения. 28 июня эскадра отправилась в учебный поход в Атлантику, чтобы проверить возможности кораблей в океане. У британского острова Уайт корабли представляли немецкий флот при официальном визите четы кронпринца. В соответствии с планами Отто фон Бисмарка, эскадра должна была показать флаг у побережья Басков в Испании, после того, как там как был застрелен немецкий военный корреспондент, однако приказ был отменён и 29 июля соединение вернулась в Киль. В Испанию был отправлен только "Albatross", в составе эскадры его сменило авизо "Grille". В августе соединение провело учения в Балтийском море, а затем было распущено.

В мае 1876 года "Friedrich Karl" снова был придан учебной эскадре. Тревожная ситуация в Османской империи после апрельского восстания и убийства немецких и французских консулов в Салониках 6 мая, привела к Берлинскому меморандуму - соглашению о территориальной целостности Османской империи между Германией, Россией и Австро-Венгрией, к которому присоединились также Франция и Италия. В результате Бисмарк потребовал размещения крупной эскадры в Средиземном море. 22 мая эскадра под командованием контр-адмирала Карла Фердинанда Батча в составе "Kronprinz", "Friedrich Karl", "Kaiser" и "Deutschland" в сопровождении авизо "Pommerania" вышла из Вильгельмсхафена. Через Плимут, Гибралтар и Ла-Валлетту 25 июня корабли достигли Салоников, где уже находились корабли всех подписавших Берлинский меморандум государств, а также британское соединение. 23 августа "Kaiser" и "Deutschland" отправились домой, в то время как "Kronprinz", "Friedrich Karl" оставались в Средиземном море до 20 декабря. Они пришли в Немецкую бухту вечером 30 января 1877 г., где попали в сильный шторм и 31 января достигли Вильгельмсхафена.

С мая 1877 года "Friedrich Karl" снова присоединился к учебной эскадре под командой Бача, в которую входили также "Kaiser", "Deutschland" и новый башенный броненосец Preußen. Их сопровождало авизо Falke. 1 июня 1877 года эскадру снова послали в Средиземноморье, в ответ на волнения в Османской империи, связанные с русско-турецкой войной. Кроме того, в Средиземном море находился корвет Gazelle, канонерская лодка Comet и авизо Pommerania. В центре внимания деятельности эскадры на этот раз было у побережья Палестины и Эгейское море. 1 июля 1877 эскадра прибыла в Порт-Саид, 5 июля ушла в Яффу, откуда адмирал, его штаб и команда отправились на экскурсию в Иерусалим, с 30 июля по 4 августа эскадра заходила в Салоники и с 13 августа и с 10 по 25 сентября в Пирей. 25 сентября корабли отправились домой. Дорога с 5 октября была сильно затруднена плохой погодой. 21 октября корабли вернулись в Вильгельмсхафен.

В 1879, 1880, 1881 и 1882 годах "Friedrich Karl" вводился на лето в состав учебной эскадры для ежегодных манёвров и учений в составе учебной эскадры, все четыре раза подряд - флагманским кораблём: с 27 мая по 6 сентября 1879 это был контр-адмирал Франц Киндерлинг, с 24 мая по 17 сентября 1880 и с 24 мая по 18 сентября 1881 - коммодор Вильгельм фон Викеде, а с 14 мая по 17 сентября 1882 - он же, но уже в звании контр-адмирала. Манёвры прошли без особых происшествий.

Во время учений 1883 года корабли посетил новый глава Адмиралтейства, генерал-лейтенант Лео фон Каприви. Это были первые учения, на которых немецкий флот полностью отказался от использования парусов на больших броненосцах. Кроме того, также впервые состоялись торпедные учения броненосцев. На манёврах в 1885 году на корабле были установлены противоторпедные сети, они оставались до 1897. Также на броненосце установили мелкие противоминные пушки и торпедные аппараты, но сразу отправили в резерв на несколько лет.

В следующий раз корабль вышел из резерва только для участия в манёврах 1892 года, во время которых столкнулся с броненосцем "Württemberg". Столкновение случилось в совершенной темноте, около 10 часов вечера 20 сентября, в окрестностях острова Рюген, неподалеку от Зассница. Вечером 19 сентября 1892 года восемь броненосцев, составлявших две дивизии германского флота, шли в строе кильватера со скоростью 11 узлов и держались наготове для отражения ожидаемой атаки миноносцев. Погода была пасмурная, и броненосцы шли без отличительных огней, чтобы не быть замеченными миноносцами.

Позади броненосца "Württemberg", шел броненосец "Friedrich Karl", под флагом контр-адмирала Каршера и командой капитана 1 ранга Ашенборна. Случилось, что "Württemberg", вследствие тумана, вышел из линии. Когда это было замечено его командиром, то приняли меры к тому, чтобы занять прежнее место в линии, между броненосцами "Beowulf" и "Friedrich Karl". Но командир последнего не заметил маневра броненосца "Württemberg" - пасмурность не позволяла видеть дальше 100 метров, поэтому, когда с носа броненосца "Friedrich Karl" увидели "Württemberg", столкновение оказалось уже неизбежным. За несколько секунд до удара на броненосце "Friedrich Karl" дали задний ход, но тем не менее удар оказался очень сильным, и его таран, попавший в одну из непроницаемых переборок в середине борта с правой стороны "Württemberg", сломался при ударе.

"Württemberg" принял много воды и был отведён на буксире в Киль, где его ввели в сухой док для исправлений. "Friedrich Karl"самостоятельно пришёл в базу и стал на якорь на рейде, после чего был выведен из кампании и отправлен на верфь. Кроме необходимого ремонта он прошёл также переоборудование в торпедо-испытательный корабль и использовался в дальнейшем на торпедной станции во Фленсбурге-Мюрвике. Для этого была снята вся артиллерия, но торпедные аппараты оставили, рангоут сократили до минимума.

Броненосец "Friedrich Саrl" (Из журнала "Морской сборник" № 12 за 1889 г.)
По окончании кампании осенью 1887 года этот броненосец был подвергнут капитальным исправлениям, а теперь, по сведениям из германской прессы, производил недавно испытания новых паровых котлов, которые дали очень хорошие результаты. Броненосец "Friedrich Саrl", одно из самых старых боевых судов германского флота; он был выстроен в Тулоне и спущен на воду в январе 1867 г. Этот броненосец исключительно много служил; он сделал дальние плавания по Атлантическому океану и несколько раз был посылаем в Средиземное море, и, несмотря на все это, корпус броненосца находился в таком отличном состоянии, что на нем нашли нужным устроить некоторые современные нововведения. Так на "Friedrich Саrl" поставлено мощное вооружение, паровое отопление и электрическое освещение. Броненосец этот имеет 6007 тонн водоизмещения, 16 орудий и по штату должен иметь 531 человек офицеров и команды. Сверстник броненосца "Friedrich Саrl", броненосец "Kron Prinz", стоявший уже довольно долго в гавани, также приступил недавно к испытанию поставленных на нем новых станков для орудий.

 

В новом качестве опытового торпедного судна корабль вошёл в строй 11 августа 1895 г. С 21 января 1902 г. числился в списках флота как "Neptun" - его прежнее имя понадобилось новому броненосному крейсеру и при этом числился уже портовым судном, хотя ещё некоторое время продолжал служить при станции и даже участвовал в осенних маневрах 1903 года с 31 августа по 6 сентября. Последнее применение корабля состоялось весной 1904 года, когда он вместе с торпедо-испытательным крейсером "Nymphe" отправился в учебный поход в воды Норвегии, который длился с 16 марта по 3 апреля и включал в себя испытательные стрельбы торпедами. По окончании кампании 1904 года старый корабль был заменён при торпедо-испытательной станции линкором "Schwaben".

22 июня 1905 г. корабль был окончательно исключён из списка военных кораблей и в марте 1908 г. продан на слом за 284 тысячи марок. Разобран в Голландии.

 

некоторые командиры "Frigrich Carl" (развернуть)
10.1867 - 07.1873 нет данных
08.1873 - 03.1874 капитан-цур-зее Hermann Robert Przewisinski поход в Испанию
04.1874 - 04.1876 нет данных
05.1876 - 04.1877 капитан-цур-зее Hermann Robert Przewisinski поход в Средиземное море
05.1877 - 1896 нет данных
к 1.01.1897 капитан-цур-зее Karl Rosendahl опытовое судно
? - 8.05.1900 капитан-цур-зее Hugo Zeye опытовое судно
05.1900 - 06.1905 нет данных

 

 

S.M.S. Kronprinz: описание конструкции

 

Проект разработан главным строителем английского флота корабельным инженером Э. Ридом в 1866 г. Корабль построен на верфи "Samuda Brothers Poplar" в Лондоне. Заложен в 1866 году, спущен 6 мая 1867 года, окончательно вступил в строй 19 сентября 1867 г. Стоимость постройки составила 6 926722 марки.

Кронпринц [нем. Kronprinz] - титул престолонаследника, лицо с этим титулом. Корабль получил имя в честь кронпринца Фридриха.

Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 5480 т проектное, 5767 т нормальное, 6760 т полное, после модернизации 5568 т, длина 88,2 м по конструктивной ватерлинии, 89,44 м наибольшая, ширина 15,2 м по конструктивной ватерлинии, осадка 7,85 м носом, 7,45 м кормой, высота борта 10,62 м на миделе. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 10,8 т.

Корпус корабля железный, набранный по бракетной системе. Детали набора из судостроительного железа. Двойное дно на протяжении 43% длины корпуса, высота междудонного пространства 1,3 м. Водонепроницаемые переборки доходили до батарейной палубы. Корма корабля имела острые образования, с большим свесом, прикрывающим руль и винт, ахтерштевень прямой, с небольшим наклоном. Таран судна выдвигался вперёд от носового перпендикуляра на 1,8 м и был углублён на 1,2 м. Сам таран прикрывался легкой наделкой, которая маскировала его, одновременно улучшая мореходность.

"Kronprinz" бронировался коваными железными плитами, уложенными на тиковую подкладку. Броня изготавливалась заводом Брауна в Шеффилде. Позднее броню заменили на стальную. Пояс по ватерлинии имел переменную толщину от 76-114 до 124 мм (на подкладке до 254 мм). Плиты укладывались в три ряда, суммарной шириной 3,6 м в носу и 2,85 м в корме. Броневой пояс возвышался над ватерлинией в носу на 1,2 м, на миделе на 1,8 м, в корме на 1,5 м. Броневая палуба имела толщину 9 мм, ее края примыкали к верхней кромке пояса, дерево покрывало листы брони. Батарея, длиной чуть более 36 м, защищалась бронёй 114 мм толщины (на подкладке 254 мм). В районе орудийных портов защита утолщалась до 121 мм. Боевая рубка (вначале отсутствовала, установлена в процессе службы) защищалась 30-50 мм бронёй.

C 1885 по 1897 гг. на броненосце были установлены противоторпедные сети.

Механизмы и котлы "Kronprinz" изготовлялись на заводе "J. Penn & Sons". Позднее были установлены котлы немецкого производства завода "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, а в 1901 г. во время переоборудования корабля в учебное судно машинистов и кочегаров котлы вновь заменили. Корабль имел одно машинное и два котельных отделения. Пар к тронковой двухцилиндровой горизонтальной паровой машине поверхностного охлаждения подавался из 8 коробчатых паровых котлов (32 топки, 2 атм., 1688-1778 м²). В 1901 г. были установлены новые котлы — по 2 Дюрра и Торникрофта, а также два цилиндрических - разные типы для обучения машинистов. Трубы были телескопические.  Один двухлопастный винт диаметром 6,5 м. вращался со скоростью 69,4 оборота в минуту.

На испытаниях корабль показал скорость 14,374 узла, развив мощность машин 4 870 индикаторных л.с. Наилучший результат во время испытательных пробегов 14,7 узла. Запас угля: 566 т нормальный/646 т максимальный, а дальность плавания составляла 3220 (10 узлов) и 1730 миль (14 узлов).

В процессе службы на корабле были установлены 3 динамо-машины напряжением 65 В и мощностью 30 кВт.

Корабль имел один руль обыкновенного типа. На курсе "Kronprinz" держался хорошо, но поворотливость его была недостаточной.

На нем стояло парусное вооружение барка, площадь парусов равнялась 1980 кв. м. Во время франко-прусской войны площадь парусов снизили до 1409 м². Мачты железные, полые внутри. Нижние реи изготовлялись из стали, такелаж проволочный, руслени с наружной стороны борта, бушприт вдвижной.

Корабль был мореходным судном, постоянно имел дифферент на нос. Скорость под парусами была небольшой. Во время войны с Францией такелаж был сокращён, остались только нижние реи, бушприт мог убираться. В 1901 г., при переоборудовании в учебное судно оставили только две мачты.

По первоначальному проекту, "Kronprinz" должен был иметь 32 210-мм (72-х фунтовых) бронзовых пушки, но на корабль установили новые стальные казнозарядные крупповские пушки. Из них 2 210-мм/22 калибра стояли на поворотной платформе на верхней палубе, 14 210-мм/19 калибров в батарее.

Общий запас артиллерийских снарядов 1656. Вес залпа был одинаков с "Friedrich Karl", высота над водой нижних косяков орудийных портов батареи составила 2,25 м, расстояние между центрами портов 4,5 м, высота вырезов порта 1 м. Позже, в 1880-х гг., на "Kronprinz" установили еще 6 37-мм револьверных пушек и 5 350-мм торпедных аппаратов (2 носовых, 1 кормовой и 2 бортовых, установленных под углом 75° к диаметральной плоскости с запасом из 12 мин Уайтхеда). Также установили 3 боевых прожектора (1 на марсе и 2 на мостиках).

Экипаж корабля составлял 33 офицера и 508 матросов.

На броненосце имелись следующие плавсредства: 1 большой паровой катер, 2 барказа, 1 полубарказ, 2 вельбота, 2 яла и 1 двухвесельный ялик.

Испытания машин прусского броненосного фрегата "Kron Prinz"
 (Из журнала "Морской сборник" № 12 за 1867 г.)

В июльском номере нашего журнала мы извещали о спуске с верфи гг. Самьюда нового прусского фрегата "Kron Prinz". В середине сентября была произведена на мерной миле в Martin Sands проба машин его, со следующими результатами.

Условия, при которых производилось это испытание, были далеко не так благоприятны, как бы желали заводчики. Во все время пробы дул весьма сильный ветер с зыбью. Вот результаты, которые были получены после шести переходов по мерной миле:

Средняя скорость 14,374 узла.
Углубленная поверхность миделя 1025 кв. ф.
Среднее углубление 23 ф. 9 д.
Индикаторная сила машин 4800 л.с.

Результаты эти нельзя не считать вполне удовлетворительными и оправдавшими как нельзя лучше высокую репутацию дома Пэнна и сына, на заводе которых изготавливалась машина. Нарицательная сила ее, как мы знаем, есть 800 сил, следовательно, индикаторная сила ее в 6 раз более номинальной. Машины эти тронковые, прямого действия, и работали легко и спокойно.

Флот Пруссии быстро возрастает и, если пойдет столь же быстрыми шагами, скоро станет на таковую ногу, что по силе своей не будет иметь себе равного на соседних водах.

В самом деле, два такие прибавления как "Kron Prinz" с 14 1/4 узлами хода, "Wilhelm I", строящийся в темзенской К° с таким же ходом, и "Frigrich Carl" показывают, что Пруссия с первого же шага становится не на оборонительную, а на наступательную ногу, хорошо понимая истинную силу флота.

Здесь кстати дополнить приведенные уже нами в упомянутой выше книге нашего журнала некоторые подробности о постройке фрегата "Kron Prinz", начатой в конце февраля 1866 г.

Главные размерения его суть следующие: длина между перпендикулярами 286 ф., ширина 50 ф., глубина интрюма 36 ф. 4 д., среднее углубление в грузу 23 ф. 9 д., число строевых тонн 3404., водоизмещение 5600 т.

Фрегат имеет двойное дно и все устройства, делаемые на новых железных судах. 4 и 5 д. броня положена на поясе по ватерлинии и на среднем ящике, составляющем батарею. Она опускается на 6 ф. ниже грузовой ватерлинии. Длина средней блиндированной части равняется 120 футам. С каждой стороны ее прорезано по семь портов в свету 3 ф. 4 дюйма. В носовой части броня поднята до самого планшира, образуя щит с двумя портами для погонного орудия на поворотной платформе, подкладка из тика толщиной 10 3/4 д. В оконечностях толщина плит уменьшена до 4 дюймов. Палуба защищена стальным листом. Борт незащищенных частей сделан из двух листов железа. Нос вооружен шпироном.

Вооружение артиллерией и рангоут те же, что и на фрегате "Friedrich Саrl", описанном в этом номере нашего журнала.

 

 

S.M.S. Kronprinz: история службы

 

Спуск на воду состоялся 6 мая 1867 года в присутствии прусского посла в Лондоне Альбрехта фон Бернсторфа, чья жена совершила крещение. Спустя несколько месяцев, 6 августа, верфь начала первые испытания, во время которых также присутствовали представители министерства прусского флота. 19 сентября "Kronprinz" был официально введен в строй, однако, команда прибыла в Лондон позже, доставленная в Портсмут фрегатом "Hertha". 24 октября броненосец (без вооружения) оставил верфь и через четыре дня прибыл в Киль. После дальнейших испытаний, 1 ноября корабль был отправлен на доработку и оснащение, которое длилось до весны 1869 года - отчасти из-за трудностей с доставкой пушек эссенской компании Krupp.

Окончательно "Kronprinz" был введён в строй после завершения работ, 11 мая 1869, а в начале августа был включен в состав учебной эскадры вице-адмирала Эдуарда Яхманна, в которую вошли также "König Wilhelm" (флагман), "Friedrich Karl" и авизо "Preußischer Adler", но сперва, 8 августа отправился в Англию для очистки днища в местном доке (в самой Германии док подходящих размеров ещё не был готов). 30 августа он присоединился к эскадре в Киле, и до 2 сентября совместно с соединением учебных судов проводили манёвры в Балтийском море под командованием принца Адальберта. 10 сентября эскадра была распущена и 25 сентября "Kronprinz" вывели из кампании.

Следующую кампанию броненосец начал 30 апреля 1870 г. Несколько недель спустя, 17 мая по дороге в Англию, несмотря на датского лоцмана на борту, "Friedrich Karl" сел на мель у Лангеланна в Большом Бельте. Хотя он смог освободиться с помощью якоря и лебёдки, но из-за серьезного повреждения винта не мог маневрировать и был отбуксирован в Киль с помощью "Kronprinz" и канонерки "Cyclop". Ремонт такого большого корабля в Германии был тогда ещё невозможен, поэтому "Kronprinz" отбуксировал его из Киля в Портсмут, куда оба корабля прибыли 2 июня. Пока "Friedrich Karl" ремонтировался, "Kronprinz" отправился в Плимут, где стоял уже купленный в качестве учебного судна старый британский линкор "Renown". 16 июня туда прибыла канонерская лодка "Delphin", а три дня спустя - "König Wilhelm", "Prinz Adalbert" и еще не полностью восстановленный "Friedrich Karl".

22 июня "Renown" и "Delphin" ушли в Киль, а из оставшихся броненосцев 1 июля была официально сформирована учебная эскадра, которая первоначально оставалась в Плимуте, так как "König Wilhelm" получил повреждение машины и его пришлось ремонтировать. Бронированные корабли покинули Плимут 10 июля и направились для учений в Атлантический океан. Тем временем принцу Адальберту было приказано отправиться в Дартмут, так как появились слухи о надвигающейся войне с Францией и ожидалась более подробная информация из посольства Германии в Лондоне. Учебная эскадра повернула обратно к западному входу в Ла-Манш и 13 июля Принц Адальберт получил в Плимуте официальное военное предупреждение от правительства, после чего эскадра быстро вернулась домой, куда прибыла 16 июля. На переходе через Северное море "Kronprinz" взял на буксир "Prinz Adalbert", так как тот не мог поддерживать необходимую скорость.

При начале Франко-прусской войны 1870–1871, прусский флот собрал фрегаты "Kronprinz", "Friedrich Karl" и "König Wilhelm" и монитор "Arminius" в Вильгельмсхафене. Три больших линкора дежурили у острова Вангероге на внешнем Яде, но из них только "Kronprinz" был полностью в рабочем состоянии. После того, как 5 августа поступило ложное сообщение, что в Северном море замечены два французских броненосца, направляющиеся в Данию, броненосцы под командой вице-адмирала Яхмана вышли в море и дошли до широты Лимфьорда, так и не встретив противника.

Через несколько дней в немецкой бухте появился французский средиземноморский флот под командованием вице-адмирала Мартина Фуришона из восьми броненосцев и четырех небронированных корветов и авизо и 12 августа официально объявил блокаду. Запланированный на этот день выход трёх бронированных фрегатов против Французов был отменён, так, как корабли страдали от хронической неисправности машин. "Kronprinz", правда, несколько раз выходил против французских кораблей самостоятельно, но при этом в бой не вступал. Наконец, 11 сентября три фрегата были снова готовы к действию и с монитором "Arminius" сделали набег до Гельголанда, но французский флот незаметно для немцев за день до этого снял блокаду и ушёл в Шербур. Тем не менее, немецкие линкоры до конца войны оставались в режиме ожидания в Яде. Весь период конфликта кораблём командовал капитан Райнхольд фон Вернер. По окончании войны, 30 апреля 1871 "Kronprinz" покинул свой пост у Вильгельмсхафен и отправился в Киль. Оттуда корабль сходил в Данциг и доставил на буксире оттуда в Киль фрегат "Thetis". В июне 1871 года "Kronprinz" вместе с "Preußischer Adler" и "Cyclop" доставили из Свинемюнде в Киль плавучий док. 23 августа броненосец был временно выведен из кампании.

Спустя всего четыре месяца, 19 декабря 1871 года, "Kronprinz" вернулся на службу. Он должен был возглавить эскадру вице-адмирала Яхманна (корветы "Elisabeth", "Vineta", "Gazelle" и "Augusta", канонерские лодки "Albatross" и "Comet", которую хотели отправить в Южную Америку, что-бы оказать дипломатическое давление на правительство Бразилии, отказавшееся выпустить арестованных в октябре 1871 года после драки в Рио-де-Жанейро моряков корвета "Nymphe". Однако вскоре Бразилия выполнила требования Германии, операцию отменили и 22 января 1872 "Kronprinz" снова вывели в резерв. Для того, чтобы можно было вернуть корабль в действие как можно быстрее, при корабле оставался уменьшенный экипаж, который был размещён в казармах на суше. Требование ввести корабль в строй поступило в ноябре 1873 года, когда немецкие корабли действовали у испанского побережья, и он был подготовлен к вводу в строй, однако вскоре приказ отменили.

Следующий период службы "Kronprinz" начался 19 мая 1874 года. Он стал флагманом учебной эскадры под командованием контр-адмирала Хенка, в которую в этом году входили "Friedrich Karl", "Ariadne" и "Albatross". Корабли провели индивидуальные, а с 6 июня - объединённые учения. 28 июня эскадра отправилась в учебный поход в Атлантику, чтобы проверить возможности кораблей в океане. У британского острова Уайт корабли представляли немецкий флот при официальном визите четы кронпринца. В соответствии с планами Отто фон Бисмарка, эскадра должна была показать флаг у побережья Басков в Испании, после того, как там как был застрелен немецкий военный корреспондент, однако приказ был отменён и 29 июля соединение вернулась в Киль. В Испанию был отправлен только "Albatross", в составе эскадры его сменило авизо "Grille". В августе соединение провело учения в Балтийском море, а затем было распущено, а 13 октября "Kronprinz" был выведен из кампании в Вильгельмсхафене.

Также в 1875 году броненосец вернулся в учебную эскадру. Роль флагмана взял на себя "König Wilhelm". С 3 июня учения проходили в западной части Балтийского моря, затем в Данцигской бухте, при этом 25 июля в Свинемюнде от сердечного приступа умер командир корабля, капитан Пауль Грапов. В августе эскадра вернулась Киль, провела маневры у Засница, а 22/23 сентября с другими судами приняла участие в параде перед кайзером Вильгельмом I. 15 октября броненосец вывели из кампании.

Ввод в строй в 1876 году состоялся 1 мая. "Kronprinz" снова был придан учебной эскадре. Тревожная ситуация в Османской империи после апрельского восстания и убийства немецких и французских консулов в Салониках 6 мая, привела к Берлинскому меморандуму - соглашению о территориальной целостности Османской империи между Германией, Россией и Австро-Венгрией, к которому присоединились также Франция и Италия. В результате Бисмарк потребовал размещения крупной эскадры в Средиземном море. 22 мая эскадра под командованием контр-адмирала Карла Фердинанда Батча в составе "Kronprinz", "Friedrich Karl", "Kaiser" и "Deutschland" в сопровождении авизо "Pommerania" вышла из Вильгельмсхафена. Через Плимут, Гибралтар и Ла-Валлетту 25 июня корабли достигли Салоников, где уже находились корабли всех подписавших Берлинский меморандум государств, а также британскиое соединение. 23 августа "Kaiser" и "Deutschland" отправились домой, в то время как "Kronprinz" и "Friedrich Karl" оставались в Средиземном море до 20 декабря. Они пришли в Немецкую бухту вечером 30 января 1877 г., где попали в сильный шторм. "Kronprinz" сильно качало, он принял много воды, волны сорвали и унесли один куттер и сломали бушприт. 31 января фрегат достиг Вильгельмсхафена, где до осени 1877 года стоял на ремонте.

В 1879, 1881 и 1882 годах "Kronprinz" вводился в строй на лето для манёвров и учений в составе учебной эскадры. По окончании летних учений 1879 года с 10 по 15 сентября кайзер устроил смотр флота в Данцигском заливе. Маневры в сентябре 1881 также прошли без особых происшествий, как и итоговые манёвры 1882 года.

Осенние маневры в германском флоте
 (Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1879 г.)

В первых числах сентября начальник германского адмиралтейства генерал фон Штош присутствовал в Данциге на маневрах небольшой эскадры германского флота, в составе броненосцев: "Friedrich Karl", "Preußen", "Kron Prinz" и "Friedrich der Große". Произведены были примерная атака береговой батареи и высадка десанта со шлюпочной артиллерией. В то же время броненосцы обстреливали берег, затем десант брал штурмом батарею. Особенность маневров заключалась, между прочим, в том, что был организован особый санитарный отряд, который сопровождал десант и производил примерную перевозку раненых на суда эскадры.

Два дня спустя, а именно 16-го сентября, эскадре сделан был смотр германским императором, который прибыл на рейд на посыльном судне "Grille". В присутствии Императора эскадра сначала прошла в шахматном порядке, в две колонны, умеренным ходом, а потом произвела несколько эволюции. При уходе "Grille" произведен был императорский салют. Император выразил свое особенное удовольствие генералу фон Штошу за порядок, соблюдавшийся при эволюциях.

 

Во время учений 1883 года корабль посетил новый глава Адмиралтейства, генерал-лейтенант Лео фон Каприви. Это были первые учения, на которых немецкий флот полностью отказался от использования парусов на больших броненосцах. Кроме того, также впервые состоялись торпедные учения броненосцев. Проблемы с машинами преследовали корабль в течение всей карьеры; они сломались и во время маневров флота в мае 1883 г. Два из трех других бронированных фрегатов также имели аварии, что вызвало отмену маневров. После окончания маневра, 27 сентября "Kronprinz" был выведен в резерв.

В 1885 на "Kronprinz" были установлены противоторпедные сети, они оставались до 1897. В 1887 г. на броненосце установили мелкие противоминные пушки и торпедные аппараты. Кроме того, он получил электрическое освещение и два прожектора.

Последняя служба в качестве активного военного корабля началась для "Kronprinz" 1 октября 1891 года. Вопреки предыдущей практике, манёвренная эскадра в этом году не была распущена осенью, а оставалась на службе в течение зимы и совершила зимний поход в Шотландию и Норвегию. Во время учений в августе и сентябре 1892 г. броненосец входил в число 19 кораблей, которые совместно с 28 миноносцами отрабатывали новую тактику Альфреда Тирпица. 4 октября 1892 г. "Kronprinz" в последний раз вывели из компании в Вильгельмсхафене.

В 1894 году кайзер Вильгельм II приказал отправить "Kronprinz" и "Friedrich Karl" на Germaniawerft для модернизации, что-бы продать их затем Китаю. Доход должен был пойти на постройку нового крейсера. Однако необходимое для этого одобрение рейхстага не было получено, поскольку Китай воевал с Японией, а поставка оружия воюющему государству была нежелательна. Кроме того, с развитием артиллерии и брони оба корабля полностью устарели и даже после модернизации они были бы слишком медленными даже для Восточной Азии. Поэтому проект был закрыт.

Корабль числился в боевом составе флота до 1901 г., но при этом безвылазно стоял в резерве. 22 августа 1901 г. он был переклассифицирован в учебное судно машинистов и кочегаров в Киле и прошёл перестройку на Имперской Верфи в Киле, рангоут был заменён на две лёгкие мачты, надстроен павильон на верхней палубе. Восемь устаревших котлов J Penn & Sons были заменены на необходимые для обучения современные: два Dürr и два Thornycroft.

Kronprinz  Kronprinz  Kronprinz  Kronprinz  Kronprinz

В этом качестве он служил с 1 августа 1902 года до конца Первой мировой войны, пока 3 октября 1921 года корпус не продали на слом одной фирме из Бонна за 5 млн. "бумажных" марок и вскоре разобрали в Рендсбурге.

Второй раз название "Kronprinz" получил новейший дредноут, вступивший в строй почти в начале первой мировой войны.

 

командиры "Kronprinz" (развернуть)
19.09. - 16.11.1867 капитан-цур-зее Ludwig v. Henck Переход из Британии в Киль (без вооружения)
11.05. - 25.09.1869 корветтен-капитан Reinhold Werner Манёвры в Балтийском море под командованием принца Адальберта
30.04.1870 - 25.08.1871 капитан-цур-зее Reinhold Werner Учебный поход в Атлантику
C 16 июля дежурил на внешнем Яде в ходе Франко-прусской войны
С 30 апреля 1871 - на Балтике
19.12.1871 - 22.01.1872 капитан-цур-зее Reinhold Werner Планировалась отправка с эскадрой в Южную Америку
19.05. - 13.10.1874 капитан-цур-зее Paul Grapow Поход в Атлантику и манёвры на Балтике.
19.05. - 07.1875 капитан-цур-зее Paul Grapow Манёвры на Балтике. Paul Grapow умер от сердечного приступа.
?.07. - 15.10.1875 капитан-цур-зее Otto Livonius
1.05.1876 - 15.02.1877 капитан-цур-зее Otto Livonius Поход в Средиземное море.
5.05. - 27.09.1879 капитан-цур-зее Alfred Stenzel Манёвры и учения в составе учебной эскадры.
3.05. - 2.10.1881 капитан-цур-зее Ditmar Манёвры и учения в составе учебной эскадры.
2.05. - 26.09.1882 капитан-цур-зее Ditmar Манёвры и учения в составе учебной эскадры.
1.05. - 27.09.1883 капитан-цур-зее Philipp von Kall Манёвры и учения в составе учебной эскадры.
1.10.1891 - 01.1892 капитан-цур-зее Otto Diederichsen Манёвры и учения в составе учебной эскадры.
01. - 10.1892 капитан-цур-зее Otto Diederichsen Зимний поход в Шотландию и Норвегию
Летом - манёвры и учения в составе учебной эскадры.

 

МОДЕЛЬ

  Friedrich Karl 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H.J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Weltbild Verlag GmbH, Augsburg, De, 1998.
3 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 5: Schiffsbiographien von Kaiser bis Lütjens. Mundus Verlag, Ratingen, S. 163–167
на английском
4 Gardiner, Robert, ed. Conway's All the World's Fighting Ships 1860-1905. Greenwich: Conway Maritime Press. 1979
5 Gottschall, Terrell D. By Order of the Kaiser. Annapolis: Naval Institute Press. 2003
6 Greene, Jack; Massignani, Alessandro. Ironclads at War: The Origin and Development of the Armored Warship, 1854–1891. Pennsylvania: Combined Publishing. 1998
7 Olivier, David H. German Naval Strategy, 1856–1888: Forerunners to Tirpitz. London: Frank Cass. 2004
8 Pollock, Arthur W. A. "Foreign Summary". United Service Magazine (Washington D.C.: Hurst and Blackett Publishers) 1869
9 Sondhaus, Lawrence Naval warfare, 1815-1914. London: Routledge. 2001
10 Wilson, Herbert Wrigley. Ironclads in Action: A Sketch of Naval Warfare from 1855 to 1895. London: S. Low, Mars ton and company. 1896
на русском
11 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
12 Кофман В. - Броненосцы входят в моду // журнал "Моделист-конструктор".-1991.-№4.
13 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

последнее обновление: 24.12.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 10.1867-1903
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 09.1867
Kronprinz
блокшив "Kronprinz"
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl" в Картахене, гравюра.
Friedrich Саrl
Сражение "Friedrich Саrl" с "Vigilanta", гравюра.
Friedrich Саrl
Модель "Friedrich Саrl".
Kronprinz
"Kronprinz" в шторм в Северном море. Гравюра на дереве.
Kronprinz
"Kronprinz" (с ложно изображённым адмиральским флагом вместо контр-адмиральского), "Friedrich Karl" и "Ariadne" у Данцига. Гравюра на дереве.
Следующая страница - броненосный фрегат "König Wilhelm"
Предыдущая страница - броненосный таран "Prinz Adalbert"
Kronprinz
блокшив "Kronprinz"
Kronprinz
блокшив "Kronprinz"
Kronprinz
блокшив "Kronprinz"

Броненосная эскадра в Плимуте во время перехода в Средиземное море, 1876:
"Deutschland", "Kronprinz", "Friedrich Karl", "Kaiser"
Kronprinz
"Kronprinz" в 1898 г.
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
блокшив "Kronprinz", 1901 г.
Kronprinz
"Kronprinz" в 1892 г.
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz

с лева на право: "Friedrich Karl", "König Wilhelm" и "Kronprinz" во время войны (с сокращённым рангоутом).
Фридрих III (нем. Friedrich III.) (1831 - 1188), император Германской империи и прусский король, был одним из самых многообещающих наследников Европы, но царствовал всего 99 дней (с 9 марта 1888), умирая от мучительной болезни. Сын принца Вильгельма Прусского (будущего короля и императора Вильгельма I), отец будущего императора Вильгельма II. В 1861, после вступления отца на престол, стал кронпринцем Пруссии, командовал войсками страны в Прусско-австрийской войне 1866 и Франко-прусской войне. Обладал полководческим талантом, сыграл ключевую роль в победе над австрийцами под Садовой. Пользовался большой популярностью в армии и народе.
Neptun
опытовое торпедное судно "Neptun"
Friedrich Саrl
опытовое торпедное судно "Friedrich Саrl"
Friedrich Саrl
опытовое торпедное судно "Friedrich Саrl" после 1896 г.
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl"
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl" с сокращённым такелажем
Friedrich Саrl
Старый и новый "Friedrich Саrl", открытка начала XX века
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl"
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl" между 1885 и 1895 гг.
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl" с крейсерами, гравюра
Friedrich Саrl
на палубе "Friedrich Саrl"
Friedrich Саrl
германские 210-мм орудия Круппа
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl"
Friedrich Саrl
Продольный разрез "Friedrich Саrl".
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl" в начале службы, гравюра
Friedrich Саrl
Фридрих Карл Николай (нем. Friedrich Karl von Preußen; (1828 - 1885) - принц Прусский, генерал-фельдмаршал (с 28 октября 1870 года), русский генерал-фельдмаршал (с 1872 года). Сын принца Карла Фридриха, внук Фридриха Вильгельма III. Выдающийся военачальник.

Эскадра в 1875: "König Wilhelm", "Kronprinz", "Kaiser", "Hansa", "Falke"

"Kronprinz" в 1875
Friedrich Саrl
"Friedrich Carl" в начале службы
Friedrich Саrl
"Friedrich Carl" в 1875