|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Военные логгеры (Marinelogger) типа
Германия, с 1940 / 1942 гг. 4 ед. (мобилизованные паровые логгеры) в т. ч. сторожевые корабли (Küstenschutzboote / Hafenschutzboote / Vorpostenboote) / вспомогательное судно обеспечения гидроавиации (Flugsicherungsschiff) / буксировщик магнитного трала (Spulgerätschlepper) / водолазный тендер (Taucherfahrzeug) логгер постройки верфи "Jos. L. Meyer"
* Altair / DPK 14 / Vs 216 * Prinz Homburg / Sperrwachtschif 9 / DK 04 / Vs 123 / Vs 83 * Brandenburg / DWo 145 / Vs 188 / Vs 158 * Hilde *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
логгер (более ранней) постройки верфи "Jos. L. Meyer" в качестве судна охраны гавани После захвата Дании 9 апреля 1940 г. увеличилась потребность ВВС во вспомогательных судах, и была проведена дополнительная мобилизация малых рыболовных судов. В числе шести логгеров, полученных Люфтваффе в Вильгельмсхафене, были три однотипных постройки верфи Jos. L. Meyer в Папенбурге. 15 апреля от эмденской рыболовной компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG" был получен "AE 87 Brandenburg", а от эмденской "Heringsfischerei Dollart AG" в тот-же день "AE 99 Prinz Homburg", а 17 апреля "AE 56 Altair". Четвёртый логгер этого типа - "AL 17 Hilde" рыболовной компании "Leerer Heringsfischerei AG" из Леера достался ВМФ и использовался в качестве водолазного бота. По некоторым данным в ВВС служили под гражданским флагом.
Brandenburg Паровой сельдевой логгер рыболовной компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG" в Эмдене "Brandenburg" (Бранденбург - с 1640 года - крупнейшее курфюршество Германии, с 1701 г. в составе Бранденбургско-Прусского королевства, с 1815 г. провинция Пруссии) был спущен в июле 1922 г. и в следующем месяце принят в эксплуатацию под эмденским регистрационным номером AE 87 (позывной DFYQ). 15 апреля 1940 мобилизован и передан Luftzeuggruppe See / Kiel, 27 мая подчинён спасательному центру "Север" в Вильгельмсхафене (Seenotzentrale (L) Nord), где в этот период базировалась эскадрилья Seenotflug-Kommando 4. Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. В июне 1940 "Brandenburg" был готов к службе. Известно, что 26 июня в 23:30 он прибыл в Вильгельмсхафен с дежурства на позиции. 12 августа логгер находился в Вильгельмсхафене, где на нём был заменён передатчик и 21 августа был выполнен испытательный выход для проверки аппаратуры, прием и передача были признаны хорошими. Местом службы корабля определили Лист на Зюльте, в составе Ergänzungs-Seenotflottille, и 26 августа в 18:00 он отправился туда из Вильгельмсхафена с заходом на Гельголанд. 28 августа в 7:30 "Brandenburg" вышел из Гельголанда в направлении Зюльта, но в 10:05 в 5 милях к северу повернул назад из-за плохой погоды (море 3 балла, ветер NW 4 балла) и вернулся в Гельголанд. Командование не признало погоду плохой и вновь отправило логгер на Зюльт. Он смог идти со скоростью лишь 2 узла, в 14:30 находился в 15 милях к северу от Гельголанда, в 16:05 - в 18 милях, в 18:04 - в 20 милях после чего в 20:10 стал на ночь на якорь в 35 милях к северу от Гельголанда. Утром 29 августа в 8:05 логгер продолжил путь, видимость была плохой из-за дождя. В 10:02 из-за плохой погоды и видимости он вынужден был лечь в дрейф на позиции 55°2'N/08°20'O, но в 11:00 всё-же направился ко входу в Лист, куда вскоре и прибыл. Из дальнейшей службы известно, что 19 сентября 1940 в 14:00 "Brandenburg" был на позиции на траверзе маяка Хоэ Вег, а в 16:03 прибыл в Бремерхафен. Prinz Homburg Паровой сельдевой логгер рыболовной компании "Dollart Heringsfischerei AG" в Эмдене "Prinz Homburg" (Принц Гомбургский (нем. Prinz von Homburg) - герой драмы Г. фон Клейста "Принц Фридрих Гомбургский" (1809-1810), историческое лицо - принц Фридрих II, ландграф Гессен-Гомбургский, живший во второй половине XVII века) был спущен в июне 1922 г. и в следующем месяце принят в эксплуатацию под эмденским регистрационным номером AE 99 (позывной DFYL). 15 апреля 1940 мобилизован и передан Luftzeuggruppe See / Kiel, 27 мая подчинён подчинён спасательному центру "Север" в Вильгельмсхафене (Seenotzentrale (L) Nord), где в этот период базировалась эскадрилья Seenot.St.4. Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. Местом службы корабля определили Западно-фризские острова. 15 июля в 10:15 с логгерами "Orion" и "Ursula" он находился на позиции, проводя испытания радиосвязи. 26 августа 1940 в 12:00 "Prinz Homburg" выходил из Вильгельмсхафена. 26 сентября 1940 в 10:30 отправился из Вильгельмсхафена в Куксхафен на ремонт на верфи Werft Sanftleben. 15 октября 1940 не смог выйти в море, так, как кочегар не вернулся из отпуска. 18 октября 1940 вместе с логгерами "Orion", "Victoria" и "Altair" прибыл в Боркум и 21 октября в 13:00 вышел оттуда на постоянную позицию у Терсхеллинга (53°28'N / 5°13'О), срок дежурства - 14 дней. Отдых и снабжение между дежурствами - в Харлингене. Дежурный выход на связь в 10:10 утра. Altair Паровой сельдевой логгер рыболовной компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG" в Эмдене "Altair" (Альтаир — самая яркая звезда в созвездии Орла и 12-я по яркости звезда на небе. Название происходит от арабского "ан-наср ат-таир" (араб. النسر الطائر), означающего "летящий орёл") был спущен в мае 1922 г. и в следующем месяце принят в эксплуатацию под эмденским регистрационным номером AE 56 (позывной DFYH). 17 апреля 1940 мобилизован и передан Luftzeuggruppe See / Kiel, 27 мая подчинён спасательному центру "Север" в Вильгельмсхафене (Seenotzentrale (L) Nord), где в этот период базировалась эскадрилья Seenot.St.4. Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. В июне 1940 "Altair" был готов к службе, но нет данных о его использовании летом 1940. 7 сентября экипаж, за исключением капитана и кочегара, которые остались на логгере в качестве охранников, был отправлен в Шидам для комплектования экипажа вспомогательного корабля обеспечения "Humber". 18 октября 1940 "Altair" вместе с логгерами "Orion", "Victoria" и "Prinz Homburg" прибыл в Боркум, но, в отличие от других логгеров, нет данных о назначении "Альтаиру" постоянной позиции. Возможно он оставался в базе из-за некомплекта экипажа.
Служба в Кригсмарине и послевоенная судьба Ещё 5 июня 1940 принимающий корабли полковник ВВС Гольц признавал логгеры неспособными нести спасательную службу из за малой скорости (5-6 уз.). 15 декабря 1940 из за фактического отсутствия применения было предложено передать их ВМФ и 17-18 марта 1941 это было исполнено. Все три логгера, полученных от ВВС, были переданы флотилиям охраны портов и на них установили вооружение. Стандартным для сторожевых логгеров было размещение двух зенитных пулемётов - одного на баке, другого - на возвышенной площадке перед рубкой, но на местах возможны были вариации. На некоторых логгерах для улучшения секторов обстрела снимали фок-мачту. Точный объём работ на кораблях данного типа не известен. Brandenburg 18 марта 1941 был передан заградительному командованию в Киле (Sperrkommandant Kiel), которое определило логгер сперва в вахтенную флотилию западной Балтики (Wachflottille westl. Ostsee), с 26 апреля в заградительное соединение в Киле (Sperrkommando Kiel), с 29 мая - в вахтенную флотилию Варнемюнде (Wachflottille Warnemünde). Первоначальное дивизионное обозначение не известно (если оно было), лишь 1 июля 1942 при формировании флотилии береговой охраны западной Балтики (Küstenschutzflottille westl. Ostsee) корабль получил обозначение DWo 145. При реорганизации соединения 1 октября 1943 "Brandenburg" стал числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульного корабля Vs 188, с 1 января 1944 - Vs 158. По окончании войны в мае 1945 "Brandenburg" был разоружён, а в июне 1945 вошёл в состав Германской Тральной Администрации (GM/SA), в марте 1946 подорвался на мине в Скагерраке, 28 апреля 1946 прибыл в Киль на буксире "Ostpreuβen". Его решили не восстанавливать и 3 мая 1946 затопили в Скагерраке с грузом химического оружия (доставлен на буксире "Korsfjord"). Prinz Homburg 18 марта 1941 был передан заградительному командованию в Киле (Sperrkommandant Kiel), которое определило логгер сперва в группу защиты гавани в Киле (Hafenschutz-Gruppe Kiel), где он числился буксировщиком магнитного трала (SSG-Schlepper) под обозначением Sperrwachtschif 9, 10 мая 1941 соединение переименовали в блокировочную команду в Киле (Sperrkommando Kiel). 1 июня 1942 при формировании флотилии защиты гавани в Киле и Кильском канале (11.Hafenschutzflottille KW-Kanal Kiel) корабль получил обозначение DK 04 При реорганизации соединения 1 октября 1943 "Prinz Homburg" стал числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульного корабля, с 20 декабря 1943 нёс обозначение Vs 123, а с 20 января 1944 - Vs 83, применялся для охраны заграждений и до конца войны продолжал упоминаться также, как Sperrwachtschif 9. По окончании войны в мае 1945 "Prinz Homburg" был разоружён и 16 августа возвращён компании Dollart Heringsfischerei AG. 1 сентября 1952 его купила эмденская фирма "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG". В декабре 1962 корабль был сдан на слом. Altair 17 марта 1941 был передан заградительному командованию в Киле (Sperrkommandant Kiel), с 1 июля 1942 DPK 14 во флотилии береговой охраны Померании и острова Рюген (Küstenschutzflottille Pommernküste) с базой в Свинемюнде, при реорганизации флотилии во 2-ю сторожевую (2. Sicherungsflottille) 1 октября 1943 корабль поменял обозначение на Vs 216. 23 сентября 1945 логгер был возвращён компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG" в Эмдене, 14 декабря 1950 продан компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG" в Эмдене и перестроен под дизель, в ноябре 1962 сдан на слом. + Hilde Паровой сельдевой логгер рыболовной компании "Leerer Heringsfischerei AG" в Леере "Hilde" (Хильде — женское имя, от древнесканд. hildr, что означает «битва», валькирия, которая передавала павших воинов Вальхалле) был спущен в июне 1924 г. и в следующем месяце принят в эксплуатацию под леерским регистрационным номером AL 17. 17 апреля 1940 мобилизован и передан верфи ВМФ в Вильгельмсхафене в качестве водолазного бота (Taucherfahrzeug). С 1941 служил при торпедо-испытательной комиссии (TEK) в Готенхафене, с 1943 - при арсенале ВМФ (MARS) в Киле. В 1946 логгер был возвращён владельцу, в 1949 перестроен под дизель и эксплуатировался до 1965 года, когда был сдан слом.
|