Корабли авиации  
  Сторожевики  
  Тральщики  
  Тендеры  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Военные логгеры (Marinelogger) типа

"Altair"


Германия, с 1940 / 1942 гг. 4 ед. (мобилизованные паровые логгеры)
в т. ч. сторожевые корабли (Küstenschutzboote / Hafenschutzboote / Vorpostenboote) / вспомогательное судно обеспечения гидроавиации (Flugsicherungsschiff) / буксировщик магнитного трала (Spulgerätschlepper) / водолазный тендер (Taucherfahrzeug)

логгер постройки верфи "Jos. L. Meyer"

*
Altair / DPK 14 / Vs 216
*
Prinz Homburg / Sperrwachtschif 9 / DK 04 / Vs 123 / Vs 83
*
Brandenburg / DWo 145 / Vs 188 / Vs 158
*
Hilde
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название гражд. рег. верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Prinz Homburg AE 99 <Jos. L. Meyer>, Папенбург, стр. № 342 / 1922 15.04.1940 вспомогательное судно обеспечения ВВС, SNB III на Западно-фризских островах, с 17.03.1941 вахтенный корабль "Sperrwachtschif 9" в Киле, с 1.06.1943 "DK 04", с 20.12.1943 "Vs 123", с 20.01.1944 "Vs 83", 16.08.45 возвращён владельцам, в 1962 слом.
2 Brandenburg AE 87 <Jos. L. Meyer>, Папенбург, стр. № 345 / 1922 15.04.1940 вспомогательное судно обеспечения ВВС, SNB III в Киле, с 18.03.1941 вахтенный корабль ВМФ, с 1.07.1942 "DWo 145" в Киле, с 1.10.1943 "Vs 188", с 20.12.1943 "Vs 123", с 1.01.1944 "Vs 158", с 06.1945 в Германской Тральной Администрации, 3.05.1946 затоплен в Скагерраке с грузом химического оружия.
3 Altair AE 56 <Jos. L. Meyer>, Папенбург, стр. № 341 / 05.1922 17.04.1940 вспомогательное судно обеспечения ВВС, SNB III в Вильгельмсхафене, с 17.03.1941 вахтенный корабль ВМФ, с 1.07.1942 "DPK 14" в Свинемюнде, с 1.10.1943 "Vs 216", 23.09.1945 возвращён владельцам, 1962 - слом.
4 Hilde AL 17 <Jos. L. Meyer>, Папенбург, стр. № 358 / 1924 17.04.1940 водолазное судно при верфи в Вильгельмсхафене, с 1941 при торпедо-испытательной комиссии (TEK) в Готенхафене, с 1943 при арсенале ВМФ (MARS) в Киле, в 1946 возвращён владельцу, 1965 - слом.
ТТХ
Водоизмещение полное ок. 300 т
регистровое 173-174 брт
Размерения длина 30,06 м
ширина 7,05 м
осадка 2,8 - 3,2 м
высота борта 3,32 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный винт
МКО? 1 ПМ компаунд (2 цил.)
1 ПК (10 атм, 45 м²)
мощность 100/110 л.с.
Ходовые данные скорость 7 уз.
топливо 25 т угля
дальность плавания на 7 уз. 1580 миль
Экипаж до 17 чел.
Дополнительные данные корпус 1-палубный с погибью
ВООРУЖЕНИЕ
на судах ВВС вероятно отсутствовало
на вахтенных катерах - обычно 1-2 зенитных пулемёта или 1-20мм автомат

 


логгер (более ранней) постройки верфи "Jos. L. Meyer" в качестве судна охраны гавани

После захвата Дании 9 апреля 1940 г. увеличилась потребность ВВС во вспомогательных судах, и была проведена дополнительная мобилизация малых рыболовных судов. В числе шести логгеров, полученных Люфтваффе в Вильгельмсхафене, были три однотипных постройки верфи Jos. L. Meyer в Папенбурге. 15 апреля от эмденской рыболовной компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG" был получен "AE 87 Brandenburg", а от эмденской "Heringsfischerei Dollart AG" в тот-же день "AE 99 Prinz Homburg", а 17 апреля "AE 56 Altair". Четвёртый логгер этого типа - "AL 17 Hilde" рыболовной компании "Leerer Heringsfischerei AG" из Леера достался ВМФ и использовался в качестве водолазного бота. По некоторым данным в ВВС служили под гражданским флагом.

 

  Служба в Люфтваффе

Brandenburg

Паровой сельдевой логгер рыболовной компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG" в Эмдене "Brandenburg" (Бранденбург - с 1640 года - крупнейшее курфюршество Германии, с 1701 г. в составе Бранденбургско-Прусского королевства, с 1815 г. провинция Пруссии) был спущен в июле 1922 г. и в следующем месяце принят в эксплуатацию под эмденским регистрационным номером AE 87 (позывной DFYQ). 15 апреля 1940 мобилизован и передан Luftzeuggruppe See / Kiel (SNB III), 27 мая подчинён Seenotzentrale (L) в Вильгельмсхафене, где в этот период базировалась эскадрилья Seenot.St.4 (Dornier Do 18 и Heinkel He-59, позже Dornier Do 24 и Heinkel He-115). Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven.

В июне 1940 "Brandenburg" был готов к службе. Известно, что 26 июня в 23:30 он прибыл в Вильгельмсхафен с дежурства на позиции. 12 августа логгер находился в Вильгельмсхафене, где на нём был заменён передатчик и 21 августа был выполнен испытательный выход для проверки аппаратуры, прием и передача были признаны хорошими.

Местом службы корабля определили Лист на Зюльте и 26 августа в 18:00 он отправился туда из Вильгельмсхафена с заходом на Гельголанд. 28 августа в 7:30 "Brandenburg" вышел из Гельголанда в направлении Зюльта, но в 10:05 в 5 милях к северу повернул назад из-за плохой погоды (море 3 балла, ветер NW 4 балла) и вернулся в Гельголанд. Командование не признало погоду плохой и вновь отправило логгер на Зюльт. Он смог идти со скоростью лишь 2 узла, в 14:30 находился в 15 милях к северу от Гельголанда, в 16:05 - в 18 милях, в 18:04 - в 20 милях после чего в 20:10 стал на ночь на якорь в 35 милях к северу от Гельголанда. Утром 29 августа в 8:05 логгер продолжил путь, видимость была плохой из-за дождя. В 10:02 из-за плохой погоды и видимости он вынужден был лечь в дрейф на позиции 55°2'N/08°20'O, но в 11:00 всё-же направился ко входу в Лист, куда вскоре и прибыл.

Из дальнейшей службы известно, что 19 сентября 1940 в 14:00 "Brandenburg" был на позиции на траверзе маяка Хоэ Вег, а в 16:03 прибыл в Бремерхафен.

Prinz Homburg

Паровой сельдевой логгер рыболовной компании "Dollart Heringsfischerei AG" в Эмдене "Prinz Homburg" (Принц Гомбургский (нем. Prinz von Homburg) - герой драмы Г. фон Клейста "Принц Фридрих Гомбургский" (1809-1810), историческое лицо - принц Фридрих II, ландграф Гессен-Гомбургский, живший во второй половине XVII века) был спущен в июне 1922 г. и в следующем месяце принят в эксплуатацию под эмденским регистрационным номером AE 99 (позывной DFYL). 15 апреля 1940 мобилизован и передан Luftzeuggruppe See / Kiel (SNB III), 27 мая подчинён Seenotzentrale (L) в Вильгельмсхафене, где в этот период базировалась эскадрилья Seenot.St.4 (Dornier Do 18 и Heinkel He-59, позже Dornier Do 24 и Heinkel He-115). Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven.

Местом службы корабля определили Западно-фризские острова. 15 июля в 10:15 с логгерами "Orion" и "Ursula" он находился на позиции, проводя испытания радиосвязи. 26 августа 1940 в 12:00 "Prinz Homburg" выходил из Вильгельмсхафена. 26 сентября 1940 в 10:30 отправился из Вильгельмсхафена в Куксхафен на ремонт на верфи Werft Sanftleben. 15 октября 1940 не смог выйти в море, так, как кочегар не вернулся из отпуска. 18 октября 1940 вместе с логгерами "Orion", "Victoria" и "Altair" прибыл в Боркум и 21 октября в 13:00 вышел оттуда на постоянную позицию у Терсхеллинга (53°28'N / 5°13'О), срок дежурства - 14 дней. Отдых и снабжение между дежурствами - в Харлингене. Дежурный выход на связь в 10:10 утра.

Altair

Паровой сельдевой логгер рыболовной компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG" в Эмдене "Altair" (Альтаир — самая яркая звезда в созвездии Орла и 12-я по яркости звезда на небе. Название происходит от арабского "ан-наср ат-таир" (араб. النسر الطائر‎‎), означающего "летящий орёл") был спущен в мае 1922 г. и в следующем месяце принят в эксплуатацию под эмденским регистрационным номером AE 56 (позывной DFYH). 17 апреля 1940 мобилизован и передан Luftzeuggruppe See / Kiel (SNB III), 27 мая подчинён Seenotzentrale (L) в Вильгельмсхафене, где в этот период базировалась эскадрилья Seenot.St.4 (Dornier Do 18 и Heinkel He-59, позже Dornier Do 24 и Heinkel He-115). Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven.

В июне 1940 "Altair" был готов к службе, но нет данных о его использовании летом 1940. 7 сентября экипаж, за исключением капитана и кочегара, которые остались на логгере в качестве охранников, был отправлен в Шидам для комплектования экипажа вспомогательного корабля обеспечения "Humber". 18 октября 1940 "Altair" вместе с логгерами "Orion", "Victoria" и "Prinz Homburg" прибыл в Боркум, но, в отличие от других логгеров, нет данных о назначении "Альтаиру" постоянной позиции. Возможно он оставался в базе из-за некомплекта экипажа.

 

  Служба в Кригсмарине и послевоенная судьба

Ещё 5 июня 1940 принимающий корабли полковник ВВС Гольц признавал логгеры неспособными нести спасательную службу из за малой скорости (5-6 уз.). 15 декабря 1940 из за фактического отсутствия применения было предложено передать их ВМФ и 17-18 марта 1941 это было исполнено. Все три логгера, полученных от ВВС, были переданы флотилиям охраны портов и на них установили вооружение. Стандартным для сторожевых логгеров было размещение двух зенитных пулемётов - одного на баке, другого - на возвышенной площадке перед рубкой, но на местах возможны были вариации. На некоторых логгерах для улучшения секторов обстрела снимали фок-мачту. Точный объём работ на кораблях данного типа не известен.

Brandenburg

18 марта 1941 был передан заградительному командованию в Киле (Sperrkommandant Kiel), которое определило логгер сперва в вахтенную флотилию западной Балтики (Wachflottille westl. Ostsee), с 26 апреля в заградительное соединение в Киле (Sperrkommando Kiel), с 29 мая - в вахтенную флотилию Варнемюнде (Wachflottille Warnemünde). Первоначальное дивизионное обозначение не известно (если оно было), лишь 1 июля 1942 при формировании флотилии береговой охраны западной Балтики (Küstenschutzflottille westl. Ostsee) корабль получил обозначение DWo 145. При реорганизации соединения 1 октября 1943 "Brandenburg" стал числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульного корабля Vs 188, с 1 января 1944 - Vs 158.

По окончании войны в мае 1945 "Brandenburg" был разоружён, а в июне 1945 вошёл в состав Германской Тральной Администрации (GM/SA), в марте 1946 подорвался на мине в Скагерраке, 28 апреля 1946 прибыл в Киль на буксире "Ostpreuβen". Его решили не восстанавливать и 3 мая 1946 затопили в Скагерраке с грузом химического оружия (доставлен на буксире "Korsfjord").

Prinz Homburg

18 марта 1941 был передан заградительному командованию в Киле (Sperrkommandant Kiel), которое определило логгер сперва в группу защиты гавани в Киле (Hafenschutz-Gruppe Kiel), где он числился буксировщиком магнитного трала (SSG-Schlepper) под обозначением Sperrwachtschif 9, 10 мая 1941 соединение переименовали в блокировочную команду в Киле (Sperrkommando Kiel). 1 июня 1942 при формировании флотилии защиты гавани в Киле и Кильском канале (11.Hafenschutzflottille KW-Kanal Kiel) корабль получил обозначение DK 04 При реорганизации соединения 1 октября 1943 "Prinz Homburg" стал числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульного корабля, с 20 декабря 1943 нёс обозначение Vs 123, а с 20 января 1944 - Vs 83, применялся для охраны заграждений и до конца войны продолжал упоминаться также, как Sperrwachtschif 9.

По окончании войны в мае 1945 "Prinz Homburg" был разоружён и 16 августа возвращён компании Dollart Heringsfischerei AG. 1 сентября 1952 его купила эмденская фирма "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG". В декабре 1962 корабль был сдан на слом.

Altair

17 марта 1941 был передан заградительному командованию в Киле (Sperrkommandant Kiel), с 1 июля 1942 DPK 14 во флотилии береговой охраны Померании и острова Рюген (Küstenschutzflottille Pommernküste) с базой в Свинемюнде, при реорганизации флотилии во 2-ю сторожевую (2. Sicherungsflottille) 1 октября 1943 корабль поменял обозначение на Vs 216.

23 сентября 1945 логгер был возвращён компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG" в Эмдене, 14 декабря 1950 продан компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG" в Эмдене и перестроен под дизель, в ноябре 1962 сдан на слом.

+

Hilde

Паровой сельдевой логгер рыболовной компании "Leerer Heringsfischerei AG" в Леере "Hilde" (Хильде — женское имя, от древнесканд. hildr, что означает «битва», валькирия, которая передавала павших воинов Вальхалле) был спущен в июне 1924 г. и в следующем месяце принят в эксплуатацию под леерским регистрационным номером AL 17. 17 апреля 1940 мобилизован и передан верфи ВМФ в Вильгельмсхафене в качестве водолазного бота (Taucherfahrzeug). С 1941 служил при торпедо-испытательной комиссии (TEK) в Готенхафене, с 1943 - при арсенале ВМФ (MARS) в Киле. В 1946 логгер был возвращён владельцу, в 1949 перестроен под дизель и эксплуатировался до 1965 года, когда был сдан слом.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 6., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1989.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
3 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
4 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 26.02.2020

 




 

 
Торговый флаг Веймарской республики 1922—1934
Военный флаг Третьего рейха 1940-1945
Торговый флаг Германии 1935-1945
Оккупационный флаг 1946-1949
Гражданский флаг Германии 1949-1965
logger
Один из эмденских паровых логгеров на открытке.
Предыдущая страница - вспомогательный корабль обеспечения гидроавиации "Humber"
Следующая страница - вспомогательные корабли обеспечения гидроавиации типа "Victoria"