Корабли авиации  
  Сторожевики  
  Тральщики  
  Тендеры  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Военные логгеры (Marinelogger) 35-м типа верфи "van der Windt"

"Voorlooper"

и др.

Германия, с 1941-1942 гг. 6 ед. (трофейные паровые логгеры)
в т. ч. сторожевые корабли (Küstenschutzboote / Hafenschutzboote / Vorpostenboote) / вспомогательное судно обеспечения гидроавиации (Flugsicherungsschiff) / буксировщик магнитного трала (Spulgerätschlepper) / водолазный тендер (Taucherfahrzeug)

приблизительный вид до мобилизации

*
Voorlooper / V-1238
*
Clara / DWo-23 / Vs-115 / Vs-70
*
Dina / DWo-26 / Vs-118 / Vs-73
*
Elise / V-1232
*
Martha Maria / Kiel-12
*
Koningin Wilhelmina / Maria / V-1216
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название гражд. регистрация верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Clara VL 172 <Gebroeders van der Windt>, Влаардинген / 1908 24.04.1941 буксировщик магнитного трала в 51. SSG-Gr., с 07.1942 корабль охраны гавани DWo 23 в Киле, с 10.1943 Vs 115, с 1.01.1944 Vs 70, с 06.1945 в Германской Тральной Администрации, позже возвращён владельцу, 03.1965 продан на слом.
2 Martha Maria VL 199 <Gebroeders van der Windt>, Влаардинген / 1916 9.05.1941 водолазный бот ВМФ Kiel 12 при MARS в Киле, позже при MBSK, в 1946 возвращён владельцу, 04.1965 слом.
3 Konigin Wilhelmina VL 190 <Gebroeders van der Windt>, Влаардинген / 1925 05.1941 вспомогательное судно обеспечения ВВС, SDF Mitte на Фризских островах, с 25.07.1941 Maria, 8.10.1941 передан ВМФ, СКР, с 5.05.1942 г. V 1216, в 1945 г. возвращён владельцу, Koningin Wilhelmina, в 04.1965 слом.
4 Elise VL 50 <Gebroeders van der Windt>, Влаардинген / 1916 2.02.1942 СКР ВМФ V 1232, 08.1945 возвращён владельцу, в 1957 продан на слом.
5 Voorlooper VL 16 <Gebroeders van der Windt>, Влаардинген / 1908 4.03.1942 СКР ВМФ V 1238, в 1945 возвращён владельцу, но 24.08.1945 погиб в столкновении.
6 Dina VL 203 <Gebroeders van der Windt>, Влаардинген / 1911 07.1942 корабль охраны гавани ВМФ DWo 26 в Киле, с 10.1943 Vs 118, с 1.01.1944 Vs 73, в 1945 возвращён владельцу, в 1960 - слом.
ТТХ
Водоизмещение полное 560 т
регистровое 205-221 брт
Размерения длина (полная) 35,45-35,55 м
ширина 6,75-6,9 м
осадка ок. 3 м
высота борта 3,4-3,73 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный винт
МКО? 1 ПМ тройного расширения (3 цил.)
1 ПК
мощность 185 л.с.
Ходовые данные скорость 8 уз.
топливо 44-48 т угля
дальность плавания на 7-8 уз. 1717-1800 миль
Экипаж до 16 чел.
Дополнительные данные корпус 1-палубный с погибью
ВООРУЖЕНИЕ
На судне ВВС вероятно отсутствовало.
На водолазном боте обычно имелся один пулемёт.
На СКР ВМФ в зависимости от размеров и наличия на складе устанавливались до 6 станков 20- и 15-мм автоматов и пулемётов (в т. ч. 4-ствольные "фирлинги". На более крупных размещали также 1-2 пушки калибра 37-88 мм, но для относительно небольших логгеров это маловероятно. Возможна была также установка трофейного вооружения.
На кораблях охраны гавани могли ограничится парой зенитных пулемётов или 20-мм автоматов.

 

10 мая 1940 германские войска вошли в Голландию и 14 мая она капитулировала. В числе прочих судов, немецким морякам достались во Влаардингене шесть логгеров так называемого 35-м типа верфи "Gebroeders van der Windt". Они строились в разное время, но по одним чертежам. Это были VL 16 Voorlooper (1908), VL 172 Clara (1908), VL 203 Dina (1911), VL 50 Elise (1916), VL 199 Martha Maria (1916) и VL 190 Koningin Wilhelmina (1925).

"Koningin Wilhelmina" был получен ВВС, переименован в "Maria" и некоторое служил для обеспечения безопасности полётов (как спасательное судно), но вскоре был уступлен ВМФ. "Clara" сперва использовалась, как буксировщик магнитного трала. "Martha Maria" была оборудована как водолазный бот и прослужила в этом качестве всю войну.

Три логгера были включены в состав 12-й патрульной флотилии (12. Vorpostenflottille), как V 1216 ("Maria"), V 1232 ("Elise") и V 1238 ("Voorlooper").

Два других были зачислены в вахтенную флотилию западной Балтики (флотилия охраны гавани) в Киле (Wachflottille westl. Ostsee), как DWo 23 ("Clara") и DWo 26 ("Dina"). При реорганизации соединения 1 октября 1943 они стали числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульных кораблей Vs 115 и Vs 118, с 1 января 1944 - Vs 70 и Vs 73.

 

Koningin Wilhelmina

Паровой логгер компании "N. V. Dogger Mij." во Влаардингене, названный в честь действующей королевы Нидерландов, был спущен 23 апреля 1925 г., получил регистрацию VL 190 и позывной PFKY. 15 мая 1940 корабль был брошен экипажем во Влаардингене при захвате немцами Голландии.

После захвата целый год стоял без дела и лишь в мае 1941 г., когда руководство Люфтваффе признало логгеры, имевшиеся на тот момент в составе спасательной службы, слишком медленными (5-6 уз.) и немореходными, и решило заменить их на более крупные и скоростные, корабль был мобилизован и включен в состав спасательного соединения SNDF Mitte в качестве вспомогательного корабля службы безопасности полетов. Он был подчинён Seenotzentrale (L) в Вильгельмсхафене, где в этот период базировалась эскадрилья Seenot.St.4 (Dornier Do 18 и Heinkel He-59, позже Dornier Do 24 и Heinkel He-115). Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. Местом службы были определены Западно-Фризские острова, куда корабль и отправился из Боркума 8 июля 1941. 26 июля 1941 он был переименован в "Maria", так, как предыдущее имя звучало не политкорректно. По некоторым данным в ВВС корабль служил под гражданским флагом.

Из за фактического отсутствия применения 8 октября 1941 "Maria" была передана ВМФ в Роттердаме, переоборудована в сторожевой корабль и 5 мая 1942 г. вошла в строй как форпостен-бот V-1216 в составе 12-й патрульной флотилии (12. Vorpostenflottille). Корабль выполнял конвоирование и траление в области Немецкой бухты.

В 1945 г. логгер был возвращён владельцу и ему вернули прежнее имя "Koningin Wilhelmina". В 1957 г. судно было перестроено под дизель на верфи A.de Jong во Влаардингене, а в апреле 1965 г. сдано на слом.

           

 

Elise

Паровой сельдевой логгер "VL 50 Elise" компании "Vlaardingsche Stoomviss." был построен в 1916 г. 15 мая 1940 корабль был захвачен немецкими войсками во Влаардингене, но нет никаких данных об его использовании в следующие полтора года. Лишь 2 февраля 1942 г. он был зачислен в строй как форпостен-бот V-1232 в составе 12-й патрульной флотилии (12. Vorpostenflottille). Корабль выполнял конвоирование и траление в области Немецкой бухты.

В августе 1945 логгер был возвращён владельцу и под прежним именем и номером эксплуатировался до 1957 года, когда был продан на слом в Бельгию.

   

 

Voorlooper

Паровой сельдевой логгер "VL 16 Voorlooper" компании "Doggermaatschappij van A. Hoogendijk Jzn" был спущен 19 декабря 1907 г. и в 1908 принят в эксплуатацию. 15 мая 1940 корабль был захвачен немецкими войсками во Влаардингене, но нет никаких данных об его использовании в следующие полтора года. Лишь 4 марта 1942 г. он был зачислен в строй как форпостен-бот V-1238 в составе 12-й патрульной флотилии (12. Vorpostenflottille). Корабль выполнял конвоирование и траление в области Немецкой бухты.

В августе 1945 логгер был возвращён владельцу, но 24 августа 1945 затонул в результате столкновения с логгером "KW 155 Arie" по пути в Эймейден.

 

 

Clara

Паровой сельдевой логгер "VL 172 Clara" компании "V.M.V." был построен в 1908 г. 15 мая 1940 корабль был захвачен немецкими войсками во Влаардингене, 24 апреля был введён в состав 51-й группы буксировщиков магнитных тралов (51. SSG-Gr.). С июля 1942 - корабль охраны гавани DWo 23 в составе вахтенной флотилии западной Балтики (Wachflottille westl. Ostsee) в Киле. При реорганизации соединения 1 октября 1943 стал числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульного корабля Vs 115, с 1 января 1944 - Vs 70.

По окончании войны в мае 1945 "Clara" была разоружена, а в июне 1945 вошла в состав Германской Тральной Администрации (GM/SA). Позже логгер был возвращён владельцу и под прежним именем и номером эксплуатировался до марта 1965 года, когда был продан на слом.

       

 

Dina

Паровой сельдевой логгер "VL 203 Dina" компании "V.M.V." был построен в 1911 г. 15 мая 1940 корабль был захвачен немецкими войсками во Влаардингене, но нет никаких данных об его использовании в следующие полтора года. Лишь с июля 1942 он числился кораблём охраны гавани DWo 26 в составе вахтенной флотилии западной Балтики (Wachflottille westl. Ostsee) в Киле. При реорганизации соединения 1 октября 1943 стал числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульного корабля Vs 118, с 1 января 1944 - Vs 73.

По окончании войны в мае 1945 "Dina" была разоружена и в августе возвращена владельцу. Корабль эксплуатировался под прежним именем и номером до 1960 года, когда был продан на слом.

     

 

Martha Maria

Паровой сельдевой логгер был построен в 1916 г., как "VL 215 Betsy" для компании "V.M.V.", но уже в 1917 был продан фирме "N.V Matex", которой использовался, как грузовой п/х "Vrede". В 1924 куплен компанией " Nommer een" и снова слал логгером, теперь под именем "VL 199 Martha Maria".

15 мая 1940 корабль был захвачен немецкими войсками во Влаардингене и 17 апреля 1940 передан арсеналу ВМФ в Киле (MARS) в качестве водолазного бота (Taucherfahrzeug) и получил обозначение Kiel 12. Позже служил при спасательной службе ВМФ (MBSK). В 1946 логгер был возвращён владельцу под прежним именем и номером, в 1956 перестроен под дизель и эксплуатировался до апреля 1965 года, когда был сдан слом.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 6., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1989.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
3 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993.
4 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
5 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de
scheveningen-haven.nl

последнее обновление: 23.03.2020

 




 

 
Торговый флаг Нидерландов 1908—1940, 1945--1965
Военный флаг Третьего рейха 1941-1945
Торговый флаг Германии 1941-1942
Оккупационный флаг 1946
Martha Maria
"Martha Maria" после перестройки в теплоход (с 1956).
Martha Maria
"Martha Maria"
Martha Maria
"Martha Maria"
Dina
"Dina" после войны (справа VL 110 Michel Jan).
Dina
"Dina" после войны.
Dina
"Dina"
Dina
Спуск "Dina" на воду.
Dina
"Dina" до войны.
Clara
"Clara" после войны.
Clara
"Clara" после войны.
Clara
"Clara" после войны.
Clara
"Clara" до войны.
Clara
"Clara" до войны.
Clara
"Clara" до войны.
Voorlooper
"Voorlooper" (слева).
Voorlooper
"Voorlooper" (на заднем плане) ок. 1937 г.
Voorlooper
"Voorlooper" в 1925 г.
Elise
Вид на бак "Elise" до войны.
Elise
"Elise" до войны.
Elise
"Elise" до войны.
Elise
"Elise" до войны.
Koningin Wilhelmina
"Koningin Wilhelmina" после перестройки в теплоход (с 1957).
Koningin Wilhelmina
"Koningin Wilhelmina" после перестройки в теплоход (с 1957).
Koningin Wilhelmina
"Koningin Wilhelmina" после перестройки в теплоход (с 1957).
Koningin Wilhelmina
"Koningin Wilhelmina" после войны.
Koningin Wilhelmina
"Koningin Wilhelmina" после войны.
Koningin Wilhelmina
"Koningin Wilhelmina" до войны.
Koningin Wilhelmina
"Koningin Wilhelmina" до войны.
Koningin Wilhelmina
"Koningin Wilhelmina" до войны.
Koningin Wilhelmina
"Koningin Wilhelmina" до войны.
Предыдущая страница - вспомогательный корабль обеспечения гидроавиации "Joannes Georgius"
Следующая страница - вспомогательный корабль обеспечения гидроавиации "Frida"