входоглавлениеканонерские лодки и сторожевые корабли → канонерские шлюпы шведской постройки

  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Канонерские шлюпы шведской постройки
(Kanonierschaluppen)
Пруссия, c 1815 г. 6+1 ед. (быв. шведские, проект - полковник Lars Begeman / Vice-Admiral F. H. af Chapman)

 

*
Nr.10
*
Nr.17
*
Nr.45
*
Nr.48
*
Nr.51
*
Nr.116
*
Gouvernementsschaluppe
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя место и год постройки дата ввода в строй примечания
1 Kanonierschaluppen Nr.10 верфь в Skäggenäs, u. Karlshamn / 1805 23.10.1815 18.02.1819 исключена, 10.2.1820 продана на слом.
2 Kanonierschaluppen Nr.17 верфь в Skäggenäs, u. Karlshamn / 1805 23.10.1815 18.02.1819 исключена, 10.2.1820 продана на слом.
3 Kanonierschaluppen Nr.45 <Hultmans'ka Skeppsvarvet>, Vestervik / 1805 23.10.1815 18.02.1819 исключена, 10.2.1820 продана на слом.
4 Kanonierschaluppen Nr.48 верфь в Skäggenäs / 1805 23.10.1815 18.02.1819 исключена, 10.2.1820 продана на слом.
5 Kanonierschaluppen Nr.51 верфь в Härnösund / 1808> 23.10.1815 21.03.1817 исключена, 10.2.1820 продана на слом.
6 Kanonierschaluppen Nr.116 частная верфь в Karlskrona / 1808 23.10.1815 18.02.1819 исключена, 10.2.1820 продана на слом.
+ Gouvernementsschaluppe ??? 1815 в 1819 списана
ТТХ
  Nr.10, Nr.17 Nr.45, Nr.48, Nr.51, Nr.116 G-schaluppe
Водоизмещение ок. 60 т ок. 65 т ок. 60 т
Размерения длина 19,0 м 27,66 м  
ширина 4,2 м 4,5 м  
осадка 1,19 м 1,26 м 1,07 м
высота надводного борта 0,9 м  
Энергетическая установка вёсла 14 пар (по 1 чел. на весло) 15 пар (по 1 чел. на весло) 14 пар
Ходовые данные скорость до 2,5 уз.
Экипаж 11 чел. (1 офицер на 2 шлюпа) + 50 солдат 13 чел. (1 офицер на 2 шлюпа) + 50 солдат  
Дополнительные данные корпус дубовый, набор по поперечной схеме, 7 отсеков
управление 1 руль
цена каждая по 750 шведских талеров  
ВООРУЖЕНИЕ
2 - 24 ф. железных пушки шведского производства
4 - 2...3 ф. коротких фальконета шведского производства


 

С переходом Померании от Швеции к Пруссии в 1815 году пруссам достались также 6 находящихся в Штральзунде канонерских шлюпов вместе с двумя перешедшими на прусскую службу шведскими офицерами Дидрихом Иоганном Лонгэ (Diedrich Johann Longé) и Генри Мурком (Henry Murck) (несмотря на то, что Пруссия не владела морским флотом, они числились, как „морские офицеры“ - Marine-Officiere).

Канонерские шлюпы - безпалубные двухмачтовые корабли с парусным вооружением шхуны, разработанные Фредериком Чапманом для финской эскадры Шведского флота, и в других странах широкого распространения не получили. Строились они в Финляндии и в Шведской Померании на протяжении 20 лет. Опубликованных чертежей нет, но сохранилась одна модель первого канонерского баркаса 1770 года и их изображение на картинах.

Конструктивно это были острокилевые лодки с лекальным полукруглым форштевнем и прямым, немного наклоненным назад ахтерштевнем. Корма была транцевая. Широкий руль управлялся вручную румпелем. В носовой части имелся небольшой полубак. Рангоут включал бушприт без утлегаря на конце которого мог ставиться гюйс-шток. Обе мачты были однодревные и ставились с наклоном назад. Бушприт и мачты были съёмными. Фок-мачта располагалась сразу за полубаком и несла один узкий парус с коротким гафелем и гиком. Грот мачта была выше и несла более широкий парус, гик который выходил далеко за корму. Немцы, предположительно, парусами не пользовались. Судя по модели, длина корпуса составляла 15 метров, ширина 4,5 метра, а осадка – около 1,4 метра. Поздние образцы канонерских баркасов имели большие размеры. В начале шлюпы оснащались одной 12-футовой пушкой на корме, а затем – двумя 24 футовыми орудиями, по одному в оконечностях. Кроме основной пушки первые баркасы имели до 16 легких никкор – 2-х фунтовых пушек на поворотных платформах. При этом 2 никкоры стояли на полубаке, 2 – в корме у транца и 12 размещались вдоль бортов по 6 штук с каждой стороны. Для движения в штиль и маневрирования в шхерных фарватерах и в бою канонерские баркасы имели 8 пар весел, которые устанавливались в уключины на планшире по два весла между соседними никкорами. Поздние лодки имели только 4 никкоры в оконечностях, зато количество вёсел возросло до 14-15 пар. Шлюпы имели ограничения на выход в море по силе ветра до 5 баллов.

Получены лодки были в сомнительном состоянии и никакой службы не несли, материал быстро сгнил. Возможно, за ними просто не следили. При проверке шлюпов на Штральзундской верфи установили, что они не подлежат ремонту, либо он будет стоить слишком дорого. Уже 21 марта 1817 года (всего через полтора года после получения) была исключена Nr.51, остальные продержались ещё два года, до 18 февраля 1819 года, а 10 февраля 1820 г. все они были проданы с аукциона в пользу армейской кассы за 331 талеров, 8 серебряных грошей и 7 пфеннингов. Сохранили только пушки.

Кроме того  8 марта 1819 года было заявлено о непригодности 14-вёсельной разъездной лодки в Дэнхольме, официально - "правительственный шлюп". Не исключено, что это была одна из канонерок с демонтированным вооружением (Nr.51 с 1817?), но также возможно, что - другая лодка аналогичного типа.


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на английском
2 Kuhn, Jens - Gunboat number 14, 2010.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий


 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1815-1819

Одна из лодок Чапмана

чертежи

Русская канонерская лодка подобного типа

канонерские шлюпы

канонерский шлюп

канонерский шлюп

канонерский шлюп
шведская канонерка Nr.14 того же типа
Следующая страница - речная гребная канонерская лодка "Thorn".
Предыдущая страница - Прусские вооружённые баркасы Семилетней войны.