Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Канонерские шлюпы шведской постройки
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Канонерские шлюпы шведской постройки (Kanonierschaluppen)
Пруссия, c 1815 г. 6+1 ед. (быв. шведские, проект - полковник Lars Begeman / Vice-Admiral F. H. af Chapman) * Nr.10 * Nr.17 * Nr.45 * Nr.48 * Nr.51 * Nr.116 * Gouvernementsschaluppe *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
С переходом Померании от Швеции к Пруссии в 1815 году пруссам достались 6 находящихся в Штральзунде канонерских шлюпов вместе с двумя перешедшими на прусскую службу шведскими офицерами Дидрихом Иоганном Лонгэ (Diedrich Johann Longé) и Генри Мурком (Henry Murck) (несмотря на то, что Пруссия не владела морским флотом, они числились, как „морские офицеры“ - Marine-Officiere). Канонерские шлюпы - безпалубные двухмачтовые корабли с парусным вооружением шхуны, разработанные Фредериком Чапманом для финской эскадры Шведского флота, и в других странах широкого распространения не получили. Строились они в Финляндии и в Шведской Померании на протяжении 20 лет. Опубликованных чертежей нет, но сохранилась одна модель первого канонерского баркаса 1770 года и их изображение на картинах. Конструктивно это были острокилевые лодки с лекальным полукруглым форштевнем и прямым, немного наклоненным назад ахтерштевнем. Корма была транцевая. Широкий руль управлялся вручную румпелем. В носовой части имелся небольшой полубак. Рангоут включал бушприт без утлегаря на конце которого мог ставиться гюйс-шток. Обе мачты были однодревные и ставились с наклоном назад. Бушприт и мачты были съёмными. Фок-мачта располагалась сразу за полубаком и несла один узкий парус с коротким гафелем и гиком. Грот мачта была выше и несла более широкий парус, гик который выходил далеко за корму. Немцы, предположительно, парусами не пользовались. Судя по модели, длина корпуса составляла 15 метров, ширина 4,5 метра, а осадка – около 1,4 метра. Поздние образцы канонерских баркасов имели большие размеры. В начале шлюпы оснащались одной 12-футовой пушкой на корме, а затем – двумя 24 футовыми орудиями, по одному в оконечностях. Кроме основной пушки первые баркасы имели до 16 легких никкор – 2-х фунтовых пушек на поворотных платформах. При этом 2 никкоры стояли на полубаке, 2 – в корме у транца и 12 размещались вдоль бортов по 6 штук с каждой стороны. Для движения в штиль и маневрирования в шхерных фарватерах и в бою канонерские баркасы имели 8 пар весел, которые устанавливались в уключины на планшире по два весла между соседними никкорами. Поздние лодки имели только 4 никкоры в оконечностях, зато количество вёсел возросло до 14-15 пар. Шлюпы имели ограничения на выход в море по силе ветра до 5 баллов. Получены лодки были в сомнительном состоянии и никакой службы не несли, материал быстро сгнил. Возможно, за ними просто не следили. При проверке шлюпов на Штральзундской верфи установили, что они не подлежат ремонту, либо он будет стоить слишком дорого. Уже 21 марта 1817 года (всего через полтора года после получения) была исключена Nr.51, остальные продержались ещё два года, до 18 февраля 1819 года, а 10 февраля 1820 г. все они были проданы с аукциона в пользу армейской кассы за 331 талеров, 8 серебряных грошей и 7 пфеннингов. Сохранили только пушки. Кроме того, 8 марта 1819 года было заявлено о непригодности 14-вёсельной разъездной лодки в Дэнхольме "Gouvernementsschaluppe" (правительственный шлюп). Не исключено, что это была одна из канонерок с демонтированным вооружением (Nr.51 с 1817?), но также возможно, что - другая лодка аналогичного типа.
|