Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Таможенные "крейсера"
(Zollkreuzer) типа


 Wami 


Германия (Танзания), 1894 г. 2 ед.

 

*
Wami
*
Kingani
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Wami <Jos. L. Meyer>, Папенбург, стр. № 91 1893 служил при императорском управлении в Восточной Африке, с 1913 при компании восточно-африканской ЖД, с 09.1914 во вспомогательной флотилии крейсера Königsberg, транспортный отряд, в 04.1916 перешёл на озеро Танганьика, в составе Защитной группы, 29.07.1916 затоплен экипажем в Катанко, вскоре поднят, бельгийский Wapi
2.12.1893
22.12.1893
2 Kingani <Jos. L. Meyer>, Папенбург, стр. № 92 1893 служил при императорском управлении в Восточной Африке, с 1913 при компании восточно-африканской ЖД, с 10.11.1914 сторожевик на оз. Танганьика, вооружение и экипаж с Möwe, 26.12.1915 в 12:00 захвачен после боя британскими мотоботами Mimi, Toutou и бельгийскими Netta, Dixtonnes, погибло 5 чел. С 1916 британский Fifi, с 1919 почтовый пароход на линии Кигома-Каранга, затонул от течи в 1924 году.
01.1894
8.02.1894
ТТХ
Водоизмещение полное 45 т
регистровое 20 брт
Размерения длина ВЛ 16,0 м
полная 17,75 м
ширина 3,65 м
осадка 1,30 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт
? 1х2-цилиндровая ПМ "компаунд"
1 локомотивный ПК (10 атм., 30 м²)
мощность 80 / 85,5 л.с.
Скорость 9 / 9,4 уз.
Экипаж 8 чел. (1 офицер, 7 матросов)
ВООРУЖЕНИЕ
1 - 37 мм револьверная пушка (по некоторым данным )
на Wami в 06.1915: 3 ТА с крейсера Königsberg (по другим данным 1 ТА, 3 торпеды)

 

В 1885 была официально основана колония Немецкая Восточная Африка. Так как с помощью морских судов контроль за побережьем был не возможен, имперская колониальная администрация заказала верфи Йозефа Мейера в Папенбурге два таможенных крейсера. Корабли, законченные постройкой в 1894 г. получили имена рек, текущих в центре колонии: "Wami" и "Kingani". В мирное время не имели артиллерийского вооружения.

После доставки в Восточную Африку они несли патрульную службу. Одновременно возили пассажиров, преимущественно служащих, и европейскую почту из Занзибара. Когда в августе 1905 произошло восстание Майори, оба таможенных крейсера активно применялись при его подавлении.

С началом войны 1914 оба корабля были переданы военно-морскому флоту.

"Wami" использовался во вспомогательной флотилии крейсера "Königsberg" на реке Руфиджи, как разъездной, посыльный и транспортный катер. В июне немцы попытались атаковать английские корабли, расположившиеся на якорной стоянке у острова Мафия. Для ее выполнения на "Wami" установили снятый с крейсера торпедный аппарат и в ночь с 4 на 5 июня он вышел для атаки, но операция сорвалась, так как катер сел на мель.

***

"Kingani" 10 ноября 1914 был переброшен сухопутным путём на озеро Танганьика для усиления флотилии, где получил 37-мм револьверную пушку. Организация мастерских в Кигоме и своевременное проведение ремонтных работ дали отличные результаты: Kingani, развивавший до начала войны скорость не выше 8 уз., в декабре 1915 г. хорошо держал 10,5-узловую. "Kingani" использовался для разведки и снабжения, а также буксировал на позиции плот со 105-мм пушкой.

В начале ноября командующий флотилией получил сведения, что на английском участке побережья должны находиться два малых парохода, которые в течение нескольких лет стояли без употребления. 18 ноября "Hedwig von Wissmann" и "Kingani" обнаружили у Китуны вытащенный на берег малый английский пароход "Goodnews". При обследовании выяснилось, что его корпус и котел совершенно проржавели. Поэтому немцы взорвали пароход и находившиеся рядом с ним две стальные шлюпки.

В конце марта из перехвата сообщений бельгийского радио немецкому командованию стало известно об ускоренной достройке бельгийского парохода "Baron Dhanis" водоизмещением 800 т, сборка которого прервалась в начале войны, но все узлы и детали уже были доставлены в Конго. Разведки, произведенные "Kingani" вдоль побережья, никаких результатов не дали. Место постройки удалось обнаружить благодаря радиоперехватам.

Долгое время "Kingani" оперировал на озере совершенно безнаказанно. Что бы положить этому конец, к концу 1915 г. англичане доставили на Танганьику моторные катера "Tutu" и "Nami", вооруженные 76-мм пушками последнего образца и развивавшие скорость до 15 уз.

"Kingani" продолжал искать место постройки парохода "Baron Dhanis", когда рано утром 26 декабря 1915 г., входя малым ходом в бухту Губва, был обнаружен британцами. "Tutu" и "Nami", которые только за день до этого прошли сдаточные испытания, под командованием капитана 2 ранга флота Великобритании Симпсона немедленно вышли из Лукуги для уничтожения противника. Около 11:30 значительно более быстроходные английские корабли настигли "Kingani", пытавшуюся уйти в озеро. Британцы открыли огонь с дистанции 3 км и быстро пристрелялись. На этом расстоянии снаряды 37-мм орудия "Kingani" не долетали до противника, кроме того, расположенная в носовой части пушка не могла стрелять назад. Первое попадание пришлось в рулевую рубку, убило рулевого унтер-офицера и тяжело ранило командира корабля Юнге. Вторым попаданием убило вступившего в командование штурмана. Третьим попаданием убило трех негров. Бой продолжался 11 минут. К 12 ч на корабле из белых остались в строю только машинист и рулевой, которые, видя бесполезность дальнейшего сопротивления, сдались.

Юнге и четыре других погибших члена экипажа были похоронены, одному африканскому матросу разрешили остаться на лодке в качестве кочегара, а трое немцев и восемь африканцев стали военнопленными. О гибели "Kingani" немцы узнали из английских газет.

Корабль в сравнительно исправном состоянии британцы привели в Лукугу. Германское командование не знало подробностей этой первой победы английских быстроходных катеров. По ложным донесениям своих шпионов оно полагало, что лодка "Kingani" потоплена у Лукуги огнем береговых батарей.

После ремонта англичане ввели бывший таможенный "крейсер" в строй в начале 1916 г. Переименованный в "Fifi", он стал первым немецким военным кораблём, переданным британскому Королевским флоту. При этом револьверная пушка была перенесена в корму, а на её прежнее место установили одно из 12-фунтовых орудий, стоящих на берегу.

После войны "Fifi" использовался как правительственный пароход и применялся для доставки авиапассажиров через озеро, до тех пор пока не затонул от течи в 1924 году.

 

***

После потери "Kingani" и "Hedwig von Wissmann" германское могущество на озере Танганьика было подорвано. Кроме паровых катеров у немецкого командования остался только пароход "Goetzen", который был не в состоянии обеспечить контроль и перевозки по всему озеру. С другой стороны, немцам приходилось ожидать, что в ближайшее время английские моторные катера и вступивший в строй бельгийский пароход "Baron Dhanis" перейдут к активным действиям. Попытаться удержать морское господство на озере германское командование могло только путем переброски туда находившихся на реке Руфиджи канонерских лодок "Wami" и "Adjutant". В апреле 1916 г. "Wami" доставили на озеро.

21 июня 1916 г., при начавшейся эвакуации германских войск, "Goetzen" затопила своя же команда. Собиравшийся на стапеле "Adjutant" немцы вывели из строя, расколов корпус жаром сложенных под ним костров. Прикрывавшую отступление канонерскую лодку "Wami" команда взорвала 29 июля 1916 г. в последнюю минуту.

Вскоре после этого бельгийцы подняли корабль, и ввели его в состав своей флотилии под именем "Wapi".

 

МОДЕЛЬ

                                           

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990
на английском
1 Foden, Giles. Mimi and Toutou Go Forth: The Bizarre Battle for Lake Tanganyika. Penguin. 2005.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 20.04.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1889-1915
Немецкая Восточная Африка 1885-1915
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
Модель "Kingani".
Wami
"Wami"
Wami
"Wami"
Wami
Бельгийский "Wapi" (быв. "Wami")
Wami
"Wami"
Kingani
"Fifi" (быв. "Kingani") после войны (без пушек).
Wami
"Goetzen" и "Wami".

Один из двух британских катеров.
Kingani
"Fifi" (быв. "Kingani") под британским флагом.
Kingani
"Fifi" (быв. "Kingani") под британским флагом.
Kingani
"Fifi" (быв. "Kingani") под британским флагом.
Kingani
"Kingani"

Один из двух британских катеров.

Бельгийский катер "Netta", на заднем плане строящийся "Baron Dhanis".
Kingani
"Kingani"
Kingani
"Kingani" буксирует батарейный плот.
Kingani
"Kingani" (у батарейного плота) в Кигоме после начала войны. На заднем плане - "Hedwig von Wissmann".
Kingani
"Kingani" до войны (без пушки)

Оз. Танганьика, карта 1892 г.
Kingani
"Kingani" до войны (без пушки)

Реки Вами и Кингани
Wami
Один из таможенных крейсеров (справа) в Дар-Эс-Саламе, 1910 г. На заднем плане в центре - британский крейсер.
Предыдущая страница - правительственный корабль "Hermann von Wissmann" (в Танзании)
Следующая страница - вооружённый п/х "Nachtigal" (в Камеруне)