Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Речные канонерские лодки типа "Tsingtau"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речные канонерские лодки (Flußkanonenboot, Fluß-stationär) типа
Германия (Китай), 1904 г. 2 ед. * Tsingtau * Vaterland *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Купленные в Китае в 1899-1901 гг. и временно используемые в качестве канонерок паровой баркас "Schamien" и пароход "Vorwärts" не отвечали требованиям флота: первый был слишком мал для длительных рейсов, осадка второго не позволяла ему проходить мелководья и приставать к песчаному берегу. Восточно-Азиатской станции требовались плоскодонные корабли достаточных размеров, чтобы обеспечить длительное нахождение экипажей на борту и разместить необходимое вооружение и запас топлива. В результате руководство флота подало заявку на средства для постройки речной канонерской лодки на 1901/02 финансовый год. Вторая лодка должна была финансироваться за счет средств, собранных Объединением немецких флотских обществ за рубежом. Контракт на постройку лодок достался верфи верфи F. Schichau в Эльбинге, которая также получила контракт на их доставку в Восточную Азию. Лодки были спроектированы по образцу британских речных канонерок, которые уже встречались немецким морякам в китайских водах, учитывая опыт поставки колониальных кораблей в Африку. Для транспортировки на Дальний Восток они делались разборными на 9 секций. Они были изготовлены и испытаны фирмой в 1902-1903 гг., в разобранном виде перевезены в Китай и окончательно собраны на верфях в Гонконге и Шанхае. Плоскодонный корпус без фальшборта состоял из девяти отдельных стальных понтонов, соединенных между собой болтами. Понтоны были также водонепроницаемыми отсеками. Для защиты от легкого оружия корпус был покрыт легкой специальной стальной броней толщиной от 8 до 12 мм. Лодки были оснащены двумя вертикальными трехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения, размещенными в IV понтоне. В V и VI понтонах размещалось по одному котлу Thornycroft-Schulz. Каждый из котлов имел две топки. Обе машины работали на свой винт, размещённый в туннеле конструкции британской фирмы Yarrow. За каждым из двух винтом располагался руль. Для выработки электричества на борту имелся генератор мощностью в 5 кВт. Экипаж состоял из 58 человек, в том числе трёх офицеров и 44 нижних чинов. Кроме того, на борту находились одиннадцать китайских моряков. Вооружение лодки состояло из размещённой на передней надстройке быстрозарядной пушки калибра 8,8-см с длиной ствола в 30 калибров. Для этого орудия, максимальная дальность стрельбы которого составляла 6,9 км, боезапас составлял 100 снарядов в унитарных патронах. На кормовой надстройке была установлена 5-см пушка с длиной ствола в 40 калибров, для которой запас составлял 200 патронов. Кроме того, на лодках было два пулемета, для которых на крыше надстроек имелось 4 штатива, с возможностью быстрого переноса огня с одного борта на другой. Так же была возможность крепления третьего пулемёта в наблюдательной корзине на мачте. Внешне лодки между собой практически не отличались. За время службы под немецким флагом модернизаций они не проходили, лишь со временем на обеих были установлены высокие стеньги для радио-антенн. Схемы окраски: Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Darth Panda
Постройка речной канонерской лодки "A" началась летом 1902 г. 18 апреля 1903 она была готова к спуску и получила имя Tsingtau (нем. Tsingtau, англ. Qingdao, кит. трад. 青島, упр. 青岛, пиньинь: Qīngdǎo, буквально: "зелёный остров"), в честь города в Китае на востоке провинции Шаньдун, на берегу Жёлтого моря - центра концессии Цзяо-Чжоу (Цзяо-Чжоу = Киатсчоу), области немецкой аренды в Китае. 15 мая лодка была передана Императорскому флоту. Испытания проводились без официального зачисления на службу. После их окончания в сентябре 1903 г. Tsingtau на верфи разобрали на секции и отправили пароходом "Prinzess Marie" в Гонконг. Там на частной верфи лодку собрали и спустили на воду. Tsingtau вошла в строй 3 февраля 1904 и была придана Восточно-Азиатской эскадре. Район действий лодки охватывал Жемчужную и Западную реки, а также область устья у Гонконга и Макао. Основными задачами Tsingtau были: представительство Германской империи, обеспечение немецких граждан и экономических интересов, а также борьба с пиратством. C этой целью лодка предприняла несколько походов по Жемчужной реке и её притокам и при этом посетила города Вуцхоу, Наннинг, Схиухов и Лонгчоу. При этом меняющийся уровень воды и быстрое течение представляли серьёзный вызов для лодки и её экипажа. Наряду с обыкновенными речными походами в июне 1906 экипаж помогал в тушении пожара в Макао. В августе и сентябре этого года Tsingtau вместе с британскими и французскими военными кораблями участвовала в походе против пиратства в области устий западной и восточной рек. В январе 1911 лодка доставила на пароход "Bülow" Северогерманского Ллойда тело умершего 21 января в Гонконге шефа эскадры, контр-адмирал Эриха Гюлера. Из за вспышки Синхайской революции Tsingtau с 30 октября 1911 г. кратковременно несла охрану немецкого консульства в Кантоне. 30 июля 1914 Tsingtau, которая находилась на Западной реке, получила приказ возвращаться в Кантон. Причиной этого приказа были политические напряжения в Европе в связи с июльским кризисом. 1 августа лодка прибыла в Кантон и там, соответственно с планами мобилизации, на следующий день была выведена из эксплуатации. Командир Tsingtau, капитан-лейтенант Эрвин фон Мёллер, отправился с частью экипажа в Манилу, чтобы организовать там этап для Восточно-Азиатской эскадры. При попытке встретить крейсер Emden угольщик "Hörde" был интернирован Нидерландами. Экипажу удалось бежать на шхуне "Marboek", которая при этом была переименована в "Weddigen". В начале марта 1915, через 82 дня плавания, группа достигала арабского побережья и приступила к пешему переходу в направлении турецких позиций. 29 марта к северу от Дшидды на Мёллера и его экипаж напали арабы и убили их. Большинство оставшегося в Кантоне экипажа отправилось по грунтовой дороге в Циндао. Там они вошли в состав экипажа вспомогательного крейсера Cormoran. С ним они в конце 1914 были интернированы на Гуаме и после вступления Соединенных Штатов в войну попали в плен. Лишь маленькая часть экипажа осталась на борту Tsingtau. До 21 марта 1917 лодка стояла в Кантоне. В этот день Китай вступил в войну на стороне союзников. Tsingtau была затоплена экипажем во избежание захвата новым противником. Предпринятые позже попытки поднять лодку остались безуспешными.
Постройка второй лодки началась в начале 1903 г., 26 августа того же года она была готова к спуску и получила имя Vaterland (Отечество). Оно было выбрано императором Вильгельмом II как символичная демонстрация для живущих в Китае немецких резидентов. После окончания испытаний Vaterland в феврале 1904 разобрали на верфи на секции и отправили пароходом HAPAG "Bisgravia" в Шанхай. Там лодку собрали на частной верфи и спустили на воду. 28 мая 1904 года Vaterland вошла в строй и была придана Восточно-Азиатской эскадре. Vaterland выполнила несколько походов по Янцзы, Донг-Тингу и озеру По-Янг. Когда 18 декабря 1905 в Шанхае произошли беспорядки, её экипаж вместе с экипажем лодки "Tiger" выделил матросов в десантную группу. В апреле 1907 лодка предприняла поход в верховья Янцзы и 4 мая в Чонг-Кине встретилась с британскими канонерскими лодками "Woodlark" и "Woodcock" и французской "Orly". Затем вместе с "Woodlark" она оперировала в Ван-Шине, где в это время происходили беспорядки, лодка также эвакуировала немецкого миссионера. В июле 1907 из за беспорядков началось 22-месячное пребывание в Чонг-Кине, так как главный морской штаб считали необходимым постоянное присутствие там военно - морских сил. В 1908 лодка предприняла поход по реке Минь. При этом ее командир с сопровождением посетил столицу провинции Хенг-Ду. В 1909 Vaterland проводил лишь рутинные походы. В мае 1910 из за беспорядков лодка задержалась в И-Чанге. Позже она ушла на ремонт в Шанхай. Из за очередных беспорядков в январе 1911 Vaterland с канонерской лодкой "Jaguar" и миноносцами "Taku" и "S.90" была послана в Ханькоу и оставалось там до мая. Когда в октябре 1911 произошла Китайская революция, лодка снова использовалась в Ханькоу. С 1912 по 1914 Vaterland выполнял только рутинные задания и иногда ходил в Шанхай. В момент начала Первой мировой войны 1 августа 1914 Vaterland располагалась в Нанкине. На борту осталась вахтенная команда, а основной экипаж по грунтовой дороге отправился в Циндао и там вошёл в экипаж вспомогательного крейсера Cormoran. Лодка была фиктивно продана специально для этого основанной фирме, чтобы предотвратить захват противником и переименована в Landesvater (государь). При этом по требованию англичан вооружение было демонтировано и затоплено в реке.
20 марта 1917 года, после объявления китайским правительством войны Германии, лодка была им конфискована. В том же году она прошла капитальный ремонт и получила вооружение из одного 76-мм и одного 47-мм орудия и трех пулеметов (к 1929 усилено до 1-88 мм полевого орудия, 2-76 мм орудий, 2-47 мм автоматических орудий, 2 пулеметов, 2-87 мм бомбометов и 30 речных мин) и грот-мачту, после чего вошла в состав китайского военного флота под именем Li-Sui (利綏). Весной 1921 года лодка была отправлена на Сунгари через Амур (через советскую территорию). Для перехода через море на буксире транспорта "Jingan" на лодке был сооружён временный деревянный фальшборт. Переход был сопряжён с саботажем советов, противодействием партизан и японских сил интервенции. Лишь конце сентября лодка дошла до нового места службы и вошла в состав Сунгарийской речной флотилии с позывным XQW. Служба на северных границах осложнялась частым переходом флотилии из центрального подчинения в местное и наоборот, а также плохим снабжением и слабостью ремонтной базы. В 1929 году вспыхнул конфликт с СССР на из-за железной дороги. Утром 12 октября советский Амурский флот из 9 кораблей атаковал китайскую флотилию в Лахасусу (Тунцзяне), а советские ВВС нанесли воздушный удар - вместе они потопили четыре китайских корабля и один захватили. Li-Sui получила тяжелые повреждения в бою с советским монитором "Свердлов", погибли шесть человек, а через восемь дней она была затоплена своим экипажем в качестве брандера на реке Сунгари в районе Фанцзятциня (Анцзитуня), в 5 км ниже Фугдина (Фуцзиня). По другим данным она была там потоплена советской авиацией. В 1930-1931 лодка была поднята и отремонтирована. 3 февраля 1932 года японцы напали на Харбин, и флот отправил канонерскую лодку на береговую поддержку, но 5 февраля Харбин все же пал. Флот не смог отступить из-за замерзания поверхности реки, поэтому 15 февраля он сдался японцам. Лодка перед этим была разоружена. 1 марта была основана Маньчжурия, а 28 мая лодка была официально зачислена в речной флот обороны Маньчжурии. В 1933 году лодка прошла восстановительный ремонт на судостроительной верфи фирмы Kawasaki в Харбине. Она была оснащена 1 - 77-мм пушкой, 1 - 76-мм зениткой и 7,7-мм пулеметом. На палубе были установлены бронированные щиты. После ремонта зачислена в состав Императорского военного флота Манчжу-Ди-Го под тем же именем Li-Sui (одновременно носила его японский вариант Risui = リスイ). На тот момент это был самый сильный военный корабль манчжурского флота и служил его флагманом. После 1939 г. данные о лодке расплывчатые и противоречивые: согласно одним - лодка числилась военным кораблем Маньчжурии до 1943-1944 годов, согласно другим к 1941 году была переклассифицирована в учебное судно, и в 1942 году уже стояла без дела. 16 августа 1945 года судно было оставлено своим экипажем в Харбине и взято под охрану русским отрядом Штаба обороны Харбина, а 22-26 августа передано советской Амурской военной флотилии в качестве трофея и переведено со всей флотилией в Хабаровск. По некоторым данным, бывшая лодка была формально включена в состав флотилии под именем Пекин (по др. данным Бикин). Планировалось заменить двигатель и использовать судно в качестве патрульного или учебного корабля. Однако из-за плачевного состояния 40-летнего корпуса от первоначальных планов отказались и сдали корабль на слом.
|