ОглавлениеМиноносцы → Мореходные типа "G-108"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Мореходные миноносцы I поколения (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 G-108 


Германия, 1902 г. 6 ед. (проект верфи "Germaniawerft", по программе 1900 года)

 

*
G-108...113
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. 4.09.1914 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 G-108 T-108 <Germaniawerft> Киль, стр. № 91 1900 к 08.1914 4 фл. / 8 п/фл. позже тендер при артшколе к концу войны тендер при школе подводного плавания 22.03.1921 исключён, слом в Гамбурге.
7.09.1901
26.03.1902
2 G-109 T-109 <Germaniawerft> Киль, стр. № 92 1901 к 08.1914 4 фл. / 8 п/фл. с 1915 флагман 1-й флотилии ПЛ в 06.1916 в портовой фл. Гельголанда с 1916 в 1-й эскортной фл., 1-й п/фл. 22.03.1921 исключён, 13.05.1921 продан на слом в Киле за 180 тыс. М.
9.11.1901
19.06.1902
3 G-110 T-110 <Germaniawerft> Киль, стр. № 93 1901 к 08.1914 4 фл. / 8 п/фл. в 1915 в портовой флотилии Вильгельмсхафена позже тендер при минно-испытательной комиссии 22.03.1921 исключён, слом в Гамбурге.
9.09.1902
21.01.1903
4 G-111 T-111 <Germaniawerft> Киль, стр. № 94 1901 к 08.1914 4 фл. / 8 п/фл. с 1915 в 11-й (учебной) фл. с 1916 тендер при приёмной комиссии в Киле 22.03.1921 исключён, 13.06.1921 продан на слом в Киле за 200 тыс. М.
2.04.1902
21.07.1902
5 G-112 T-112 <Germaniawerft> Киль, стр. № 95 1901 к 08.1914 4 фл. / 8 п/фл. в 1915 в портовой флотилии Эльбы, Куксхафен с 1916 в патрульной фл. Северного моря позже в 1-й эскортной фл., 1-й п/фл. 22.03.1921 исключён, 13.06.1921 продан на слом в Киле за 200 тыс. М.
19.06.1902
6.09.1902
6 G-113 T-113 <Germaniawerft> Киль, стр. № 96 1901 к 08.1914 4 фл. / 8 п/фл. в 1915 в портовой флотилии Эльбы, Куксхафен с 1917 в 1-й эскортной фл., 2-й п/фл. 22.03.1921 исключён, 8.06.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 260 тыс. М.
9.08.1902
16.10.1902
ТТХ
  штат
Водоизмещение нормальное 330 т
полное 440 т
Размерения длина КВЛ 65,5 м
полная 65,8 м
ширина 6,7 м
осадка носом 2,33 м
кормой 2,87 м
высота борта 3,38 - 3,43 м (*для всех миноносцев I поколения)
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,18 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО 3 военно-морских ПК (16 атм., 1045 м²)
проектная мощность 6600 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 28 уз.
на испытаниях до 29,2 уз. при 6013 л.с., 346 об/мин.
запас топлива 112 т. угля
дальность плавания 17 узлов 2225 миль
20 узлов ?
Экипаж 57 чел. (2 офицера, 55 матросов), на флагманском + 15 чел. (4 офицера, 11 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 10 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 1-2 динамо-машины, 4-8 кВт, 67-110 В (*для всех миноносцев I поколения)
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 27 тыс. - 1 млн. 161 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат позже
G.108 T.110 T.113
3 - 50 мм/40 [252 снаряда] 2 - 88 мм/45 2 - 88 мм/30 1 - 88 мм/40
2 - 50 мм/40
3 ТА - 450 мм (палубные) [5 торпед]

 

 

G-108
Крупповские конкуренты второй серии мореходных миноносцев "Schichau" были несколько длиннее и уже, с большей мощностью машин и отечественными котлами, кормовая пушка была сдвинута в корму для увеличения угла обстрела. Для ликвидации вызванной этим заливаемости её подиум подняли до высоты 1 метра. При той же самой проектной скорости, на испытаниях миноносцы показали на 1,7 узла больше, чем эльбингские конкуренты, но уступали им в манёвренности и мореходности. Для улучшения последней, вместо волноотбойника на полубаке была сооружена массивная рубка. Мореходные качества допускали применение оружия до силы ветра 7 баллов.

G-108
Сперва на миноносцах был открытый мостик с маленькой фонарной мачтой по переднему краю. Позже установили прожектор, в качестве площадки для которого соорудили цилиндрическую рубку.

Ещё до войны "G.108" был перевооружён - теперь он нёс две длинных (45 калибров) 88 мм пушки. Во время войны на двух кораблях тоже усилили вооружение: "Т.110" получил две облегчённых (30 калибров) 88 мм пушки, на "T.113" заменили только кормовую пушку - на нормальную (40 калибров) 88-миллиметровку.

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

G-110
До войны корабли активно участвовали в манёврах, в ходе которых отрабатывали хождение в сомкнутом строю, что иногда приводило к столкновениям, в частности получили повреждения G-110 (18 июля 1912 столкнулся с броненосцем "Hessen", оторвана корма), G-112 и G-113, но ни один из них не был потерян - все прошли ремонт и вернулись в боевой состав.
G-109

G-110
 
G-110
 
G-113
 
G-113
 
G-113
 
G-112

К началу войны составляли 8-ю полуфлотилию в 4-й флотилии. Уже 4 сентября 1914 миноносцам сменили индекс на "T" а 19-21 октября 1914 г. 8-я полуфлотилия была задействована в противолодочном патруле в Балтийских проливах, что-бы предотвратить прорыв британских лодок на Балтику.

Уже в следующем 1915 году устаревшие корабли были выведены из боевой линии и переданы береговой обороне (T-110 портовой флотилии Вильгельмсхафена, T-112 и T-113 портовой флотилии Эльбы в Куксхафене) или несли вспомогательную службу (T-108 при школе артиллеристов, T-109 при 1-й флотилии подводных лодок, T-111 - в учебной флотилии миноносцев).

G-111
С 1916 года T-112 входил в патрульную флотилию Северного моря, а T-109 в портовую флотилию Гельголанда затем их перевели в эскортную флотилию, также, как T-113. Три остальных к концу войны служили тендерами: T-108 при школе подводного плавания, T-110 при минно-испытательной комиссии, T-111 в приёмной комиссии миноносцев в Киле.

Все благополучно пережили войну и по окончании послевоенного траления 22 марта 1921 года были исключены и сданы на слом: T-109 13 мая в Киле (за 180 тыс. М.), T-113 8 июня 1921 в Вильгельмсхафене (за 260 тыс. М.), T-111 и T-112 (каждый за 200 тыс. М.). T-108 и T-110 были разобраны в Гамбурге.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
на польском
4 Krzysztof Krzeszowiak - Pierwsze niszczyciele (kontrtorpedowce) Kaiserliche Marine – Großes Torpedoboot 1898 // Magazyn "Okręty Wojenne".-2013.-№2 (118).
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 04.02.2021

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1902-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
G-111
"G-111" после перестройки мостика.
G-109
"G-109" в первоначальном виде.
G-110
"G-110" после столкновения.
G-112
"G-112" после столкновения.
G-108
Миноносец типа "G-108" на испытаниях.
G-108
Миноносцы типа "G-108".
G-108
Миноносец типа "G-108".
G-108
Миноносец типа "G-108" в первоначальном виде. Рисунок.
G-108
Миноносец типа "G-108" в первоначальном виде.
G-110
"G-110" после аварии.
G-113
"G-113" в Засснице после столкновения, 1912.
G-113
"G-113" в Засснице после столкновения, 1912.
G-113
"G-113" в Засснице после столкновения, 1912.
G-108
Миноносец типа "G-108" в первоначальном виде.
G-110
"G-110" после перестройки мостика.
G-110
G-108
Миноносец типа "G-108" в первоначальном виде.
G-108
Дивизион миноносцев типа "G-108" в начале службы.
G-108
Миноносец типа "G-108" на испытаниях.
G-108
"G-108" в первоначальном виде. Рисунок.
G-108
Миноносец типа "G-108" после перестройки мостика.