22.03.1921 исключён, 8.06.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 260 тыс. М.
9.08.1902
16.10.1902
ТТХ
штат
Водоизмещение
нормальное
330 т
полное
440 т
Размерения
длина
КВЛ
65,5 м
полная
65,8 м
ширина
6,7 м
осадка
носом
2,33 м
кормой
2,87 м
высота борта
3,38 - 3,43 м (*для всех миноносцев I поколения)
Энергетическая установка
состав и тип
2 вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,18 м
2 МО
2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО
3 военно-морских ПК (16 атм., 1045 м²)
проектная мощность
6600 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
28 уз.
на испытаниях
до 29,2 уз. при 6013 л.с., 346 об/мин.
запас топлива
112 т. угля
дальность плавания
17 узлов
2225 миль
20 узлов
?
Экипаж
57 чел. (2 офицера, 55 матросов), на флагманском + 15 чел. (4 офицера, 11 матросов)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по поперечной схеме, 10 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение
1-2 динамо-машины, 4-8 кВт, 67-110 В (*для всех миноносцев I поколения)
управление
1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт.
1 млн. 27 тыс. - 1 млн. 161 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат
позже
G.108
T.110
T.113
3 - 50 мм/40 [252 снаряда]
2 - 88 мм/45
2 - 88 мм/30
1 - 88 мм/40
2 - 50 мм/40
3 ТА - 450 мм (палубные) [5 торпед]
G-108
Крупповские конкуренты второй серии мореходных миноносцев "Schichau" были несколько длиннее и уже, с большей мощностью машин и отечественными котлами, кормовая пушка была сдвинута в корму для увеличения угла обстрела. Для ликвидации вызванной этим заливаемости её подиум подняли до высоты 1 метра. При той же самой проектной скорости, на испытаниях миноносцы показали на 1,7 узла больше, чем эльбингские конкуренты, но уступали им в манёвренности и мореходности. Для улучшения последней, вместо волноотбойника на полубаке была сооружена массивная рубка. Мореходные качества допускали применение оружия до силы ветра 7 баллов.
G-108
Сперва на миноносцах был открытый мостик с маленькой фонарной мачтой по переднему краю. Позже установили прожектор, в качестве площадки для которого соорудили цилиндрическую рубку.
Ещё до войны "G.108" был перевооружён - теперь он нёс две длинных (45 калибров) 88 мм пушки. Во время войны на двух кораблях тоже усилили вооружение: "Т.110" получил две облегчённых (30 калибров) 88 мм пушки, на "T.113" заменили только кормовую пушку - на нормальную (40 калибров) 88-миллиметровку.
В ходе манёвров миноносцы отрабатывали хождение в сомкнутом строю, что иногда приводило к столкновениям, в частности получили повреждения G-110 (18 июля 1912 столкнулся с броненосцем "Hessen", оторвана корма), G-112 и G-113, но ни один из них не был потерян - все прошли ремонт и вернулись в боевой состав.
G-109
G-110
G-110
G-113
G-113
G-113
G-112
G-111
К началу войны составляли 8-ю полуфлотилию в 4-й флотилии. Уже 4 сентября 1914 миноносцам сменили индекс на "T" а 19-21 октября 1914 г. 8-я полуфлотилия была задействована в противолодочном патруле в Балтийских проливах, что-бы предотвратить прорыв британских лодок на Балтику.
Уже в следующем 1915 году устаревшие корабли были выведены из боевой линии и переданы береговой обороне (T-110 - портовой флотилии Яде/Везер в Вильгельмсхафене, T-112 и T-113 портовой флотилии Эльбы в Куксхафене) или несли вспомогательную службу (T-108 при школе артиллеристов, T-109 при 1-й флотилии подводных лодок, T-111 - в учебной флотилии миноносцев).
С 1916 года T-112 входил в патрульную флотилию Северного моря, а T-109 в портовую флотилию Гельголанда затем их перевели в эскортную флотилию, также, как T-113. Три остальных к концу войны служили тендерами: T-108 при школе подводного плавания, T-110 при минно-испытательной комиссии, T-111 в приёмной комиссии миноносцев в Киле.
Все благополучно пережили войну и по окончании послевоенного траления 22 марта 1921 года были исключены и сданы на слом: T-109 13 мая в Киле (за 180 тыс. М.), T-113 8 июня 1921 в Вильгельмсхафене (за 260 тыс. М.), T-111 и T-112 (каждый за 200 тыс. М.). T-108 и T-110 были разобраны в Гамбурге.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3
Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
на польском
4
Krzysztof Krzeszowiak - Pierwsze niszczyciele (kontrtorpedowce)
Kaiserliche Marine – Großes Torpedoboot 1898 // Magazyn "Okręty Wojenne".-2013.-№2 (118).
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 07.09.2022
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1902-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
"G-111" после перестройки мостика.
"G-109" в первоначальном виде.
"G-110" после столкновения.
"G-112" после столкновения.
Миноносец типа "G-108" на испытаниях.
Миноносцы типа "G-108".
Миноносец типа "G-108".
Миноносец типа "G-108" в первоначальном виде. Рисунок.