Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Колониальные пароходы типа "Hermann von Wissmann"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колониальные вооружённые пароходы (Gouvernementsdampfer) типа
Германия (Танзания), 1893 г. 1 (2) ед. * Hermann von Wissmann * Dr. Carl Peters *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
"Hermann von Wissmann" был построен на верфи Jansen & Schmilinsky в Гамбурге в 1890 году, разобран, доставлен на озеро Ньяса и вторично спущен в 1894 году. Первый озёрный пароход в Германской Восточной Африке. Необходимость была вызвана тем, что на озере сходились границы германских, английских и португальских владений. Как единственный корабль администрации на озере, выполнял много функций, был одновременно войсковым транспортом, канонерской лодкой, гидрографическим судном и т. д. Периодически использовался и в гражданских целях. Назван в честь Германа фон Виссманна, немецкого исследователя и майора прусской армии; Виссманн служил губернатором в Германской Восточной Африке в 1889-1891 и в 1895-1896 гг. В первый период он основал силы обороны (Schutztruppe), т. н. группу Виссманна. К началу войны командиром судна был капитан Берндт, друг командира британской флотилии Роудса (п/х "Guendolen"). Капитаны регулярно встречались и проводили "военно-морские учения" друг против друга. Когда губернатор английского протектората Ньясаленд, сэр Джордж Смит, получил телеграфные указания от колониального бюро в Лондоне, он объявил мобилизацию всех военных подразделений, включая флотилию. Военные подразделения все находились в южной части страны, в то время как в северной части, только небольшие силы полиции. Наиболее серьезную угрозу для страны представляло немецкое нападение у Каронги, которая могла быть спасена только войсками, доставленными через озеро из южной части страны. Поскольку таким образом морской транспорт имел жизненно важное значение для обороны, губернатор приказал Роудсу найти и обезвредить (сжечь или уничтожить) "Hermann von Wissmann", не подвергая собственный корабль ненужному риску. Капитан Роудс сразу преобразовал свой мирный корабль в боевой. На рассвете 13 августа "Guendolen" осторожно приблизился к Сфинксхафену, опасаясь обстрела из порта. Все было пустынно, к радости лейтенанта Роудса, "Hermann von Wissmann" до сих пор находился в ремонте. Существуют две различные версии того, что происходило дальше. Одни утверждают, что капитан Роудс настоятельно призывал капитана Берндта сдаться, в то время как другие, в том числе на основе информации доктора Сандерсона, упоминают, что капитан приказал артиллеристам открыть огонь с расстояния около 1800 м. Несмотря на многие упражнения экипажа в последние дни, из за качки они 15 минут не могли попасть в противника, а когда наконец попали, снаряд не разорвался. Hermann von Wissmann", с видом чего-то вроде: "Роудс, ты с ума сошёл?". Тот сказал своему другу, что нет никаких сомнений в комичности этого боя, но призрак войны между Германией и Англии налицо. В то же время он пытался успокоить Берндта, предложив ему стул и стакан виски и тогда рассказал своему другу, что он является военнопленным. Хотя Берндт теперь был под палубой, можно было услышать его ругань о том, что немецкие власти в Сонгеа (штаб местного самоуправления) не были в курсе событий. />Морской инженер с "Guendolen" с отрядом высадился на берег у немецкого корабля. Небольшие силы под командованием генерал-лейтенанта Бомона были отправлены на край гавани для прикрытия. Когда с "Hermann von Wissmann" была снята пушка, а также жизненно важные части машины, инженеры вернулись на корабль. После задания, вечером "Guendolen" ушёл в залив Нката Бэй. 29 мая 1915, опасаясь восстановления "Hermann von Wissmann" англичане предприняли вторую экспедицию в Сфинксхафен, состоящую из п/х "Guendolen" и "Chancey Maples". Войска высадились в 4:15 к югу от Сфинксхафена не встречая сопротивления. В это время "Guendolen" вошёл в залив. В 500 м от деревни немцы заметили противника и открыли огонь. "Guendolen" тоже был обстрелян. В 11:00 англичане атаковали форт, но не обнаружили противника - немцы ушли. Вытащенный на берег "Hermann von Wissmann" всё еще не был отремонтирован. Так как не представлялось возможным увести корабль, с помощью динамита проделали два отверстия в днище и уничтожили винт и котлы. Около 14:30 десант отправился обратно. Тем временем немцы вернулись и открыли огонь по уходящему прикрытию. В апреле 1916 года поступила информация, что немцы собираются отремонтировать судно. Небольшие силы отправились в Сфинксхафен 28 апреля 1916, но оказалось, что информация не имеет никаких оснований. В марте 1918 "Hermann von Wissmann" был восстановлен и плавал на английской службе под именем "King George". В 1920 году корабль был продан торговой компании Ньясаленд и переименован в "Malonda", что на местном языке (вероятно чичева) означает "товар". Под этим названием корабль ходил до 1950 года, когда он был отправлен на слом.
|