входоглавлениеканонерские лодки и сторожевые корабли → колониальные пароходы типа "Hermann von Wissmann"

  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  



Колониальные вооружённые пароходы
(Gouvernementsdampfer) типа


 Hermann von Wissmann 


Германия (Танзания), 1893 г. 1 (2) ед.

 

*
Hermann von Wissmann
*
Dr. Carl Peters
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Hermann von Wissmann <Schiffswerft & Masch.-Fabr>, Гамбург, стр. № 285 ? пароход правительства на озере Ньяса, 13.08.1914 выведен из строя партией с британского военного п/х Guendolen в Сфинксхафене, 30.05.1915 там же был разрушен брит. экспедиционным корпусом. С 1916 британский трофей, восстановлен, корабль Королевского Флота King George, с 1920 п/х Mlonda, ок. 1950 слом
1890
22.09.1893
2 Dr. Carl Peters <Schiffswerft & Masch.-Fabr>, Гамбург, стр. № 298 ? построен на средства Анти-рабского комитета как пароход правительства на озере Виктория, но туда не попал, в строй не вводился, машина продана фабрике мороженого, корпус перестроен в угольную шхуну для Индийского океана
1892
---
ТТХ
Водоизмещение нормальное 80 (74) т (Dr. Carl Peters - 60 т)
полное 110 т
регистровое 100 брт
Размерения длина ВЛ 25,65 м (Dr. Carl Peters - 23,28 м)
полная 27,3 м
ширина 5,80 м (4,8 м)
осадка 1,25 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт
? 1х2-цилиндровая ПМ "компаунд"
1 ПК
мощность 60 л.с.
Скорость 8 уз.
Экипаж ?
Дополнительные данные построены по типу пассажирских судов
ВООРУЖЕНИЕ
1 - 37 мм револьверная пушка
вероятно + пулемет Гочкисса
мог взять на борт на короткое время до 400 солдат

 

"Hermann von Wissmann" был построен на верфи Jansen & Schmilinsky в Гамбурге в 1890 году, разобран, доставлен на озеро Ньяса и вторично спущен в 1894 году. Первый озёрный пароход в Германской Восточной Африке. Необходимость была вызвана тем, что на озере сходились границы германских, английских и португальских владений. Как единственный корабль администрации на озере, выполнял много функций, был одновременно войсковым транспортом, канонерской лодкой, гидрографическим судном и т. д. Периодически использовался и в гражданских целях.

Назван в честь Германа фон Виссманна, немецкого исследователя и майора прусской армии; Виссманн служил губернатором в Германской Восточной Африке в 1889-1891 и в 1895-1896 гг. В первый период он основал силы обороны (Schutztruppe), т. н. группу Виссманна.

К началу войны командиром судна был капитан Берндт, друг командира британской флотилии Роудса (п/х "Guendolen"). Капитаны регулярно встречались и проводили "военно-морские учения" друг против друга.

Когда губернатор английского протектората Ньясаленд, сэр Джордж Смит, получил телеграфные указания от колониального бюро в Лондоне, он объявил мобилизацию всех военных подразделений, включая флотилию. Военные подразделения все находились в южной части страны, в то время как в северной части, только небольшие силы полиции. Наиболее серьезную угрозу для страны представляло немецкое нападение у Каронги, которая могла быть спасена только войсками, доставленными через озеро из южной части страны.

Поскольку таким образом морской транспорт имел жизненно важное значение для обороны, губернатор приказал Роудсу найти и обезвредить (сжечь или уничтожить) "Hermann von Wissmann", не подвергая собственный корабль ненужному риску. Капитан Роудс сразу преобразовал свой мирный корабль в боевой.

На рассвете 13 августа "Guendolen" осторожно приблизился к Сфинксхафену, опасаясь обстрела из порта. Все было пустынно, к радости лейтенанта Роудса, "Hermann von Wissmann" до сих пор находился в ремонте.

Существуют две различные версии того, что происходило дальше. Одни утверждают, что капитан Роудс настоятельно призывал капитана Берндта сдаться, в то время как другие, в том числе на основе информации доктора Сандерсона, упоминают, что капитан приказал артиллеристам открыть огонь с расстояния около 1800 м. Несмотря на многие упражнения экипажа в последние дни, из за качки они 15 минут не могли попасть в противника, а когда наконец попали, снаряд не разорвался.

В это время белый человек в шортах и майке, не взирая на опасность, приплыл на лодке и поднялся на борт британского корабля. Разгневанный человек оказался Берндтом, капитаном "Hermann von Wissmann", с видом чего-то вроде: "Роудс, ты с ума сошёл?". Тот сказал своему другу, что нет никаких сомнений в комичности этого боя, но призрак войны между Германией и Англии налицо.

В то же время он пытался успокоить Берндта, предложив ему стул и стакан виски и тогда рассказал своему другу, что он является военнопленным. Хотя Берндт теперь был под палубой, можно было услышать его ругань о том, что немецкие власти в Сонгеа (штаб местного самоуправления) не были в курсе событий.

Морской инженер с "Guendolen" с отрядом высадился на берег у немецкого корабля. Небольшие силы под командованием генерал-лейтенанта Бомона были отправлены на край гавани для прикрытия.

Когда с "Hermann von Wissmann" была снята пушка, а также жизненно важные части машины, инженеры вернулись на корабль. После задания, вечером "Guendolen" ушёл в залив Нката Бэй.

29 мая 1915, опасаясь восстановления "Hermann von Wissmann" англичане предприняли вторую экспедицию в Сфинксхафен, состоящую из п/х "Guendolen" и "Chancey Maples".

Войска высадились в 4:15 к югу от Сфинксхафена не встречая сопротивления. В это время "Guendolen" вошёл в залив. В 500 м от деревни немцы заметили противника и открыли огонь. "Guendolen" тоже был обстрелян. В 11:00 англичане атаковали форт, но не обнаружили противника - немцы ушли.

Вытащенный на берег "Hermann von Wissmann" всё еще не был отремонтирован. Так как не представлялось возможным увести корабль, с помощью динамита проделали два отверстия в днище и уничтожили винт и котлы.

Около 14:30 десант отправился обратно. Тем временем немцы вернулись и открыли огонь по уходящему прикрытию.

В апреле 1916 года поступила информация, что немцы собираются отремонтировать судно. Небольшие силы отправились в Сфинксхафен 28 апреля 1916, но оказалось, что информация не имеет никаких оснований.

В марте 1918 "Hermann von Wissmann" был восстановлен и плавал на английской службе под именем "King George".

В 1920 году корабль был продан торговой компании Ньясаленд и переименован в "Malonda", что на местном языке (вероятно чичева) означает "товар". Под этим названием корабль ходил до 1950 года, когда он был отправлен на слом.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 17.04.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1889-1914
Немецкая Восточная Африка 1885-1916

Британский п/х "Guendolen".

Выведенный из строя "Hermann von Wissmann" на берегу.

Оз. Ньяса и окружающие колонии.
Hermann von Wissmann
"Hermann von Wissmann"

Оз. Ньяса и окружающие колонии.
Hermann von Wissmann
"Hermann von Wissmann"
Hermann von Wissmann
"Hermann von Wissmann" у Старого Лангенбурга.
Hermann von Wissmann
Пушка на "Hermann von Wissmann".
Hermann von Wissmann
"Hermann von Wissmann" у Сфинксхафена.
Hermann von Wissmann
"Hermann von Wissmann"
Герман фон Виссманн
Hermann von Wissmann
"Hermann von Wissmann"
Предыдущая страница - правительственный буксир "Pfeil" (в Намибии)
Следующая страница - таможенные "крейсера" типа "Wami" (в Танзании)