с 22.07.1919 тральщик в II./3. североморской полуфлотилии (до 18.12.1919), 15.09.1920 передан Британии (по др. данным - Франции) по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
с 1919 тральщик в I./7. североморской полуфлотилии (до 14.08.1919), 30.09.1920 передан Польше по репарациям, миноносец Krakowiak, 4.09.1939 затоплен в Данцигской бухте
30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1921 передан Польше в Розайте, миноносец Kujawiak, 4.09.1939 потоплен в Данцигской бухте (без котлов), разобран на месте
с 1919 тральщик в II./4. североморской полуфлотилии (до 30.07.1919), 30.09.1920 передан Польше по репарациям, миноносец Góral, с 1922 Podhalanin, в 1938 исключён, мишень и наливной плавсклад, 1.09.1939 потоплен немецкими бомбардировщиками в Хеле, в 1939 поднят, передан спасательной группе в Готенхафене, но признан непригодным, слом
тральщик, 2 фл. / 4 п/фл. в Листе (по др. данным сперва 4 фл. / 9 п/фл.)
с 1919 тральщик в II./4. североморской полуфлотилии (до 29.07.1919), 30.09.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 продан в Англии, в 1921 слом в Сандерленде
с 31.03.1919 тральщик в I./2. североморской полуфлотилии, с 26.04.1919 в ремонтном соединении, 30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Бонессе
Острая потребность в малых миноносцах, в особенности для охраны торговли в Балтийском море, вызвала еще в 1916 году необходимость нового заказа миноносцев типа А. Повышенные тактические требования привели к разработке еще более усовершенствованного типа A-III, главным отличием которого стала двухвальная установка. В июле 1916 года заказ выдали сразу двум верфям "Vulcan" в Штеттине (12 единиц, А-56 - А-67) и "Шихау" в Эльбинге (6 единиц, А-68 - А-73). В августе заказ "Шихау" также довели до 12 единиц (+ А-74 - А-79). Сходные по конструкции, штеттинские миноносцы отличались более длинным полубаком.
Корабли были несколько быстроходнее предшественников, обладали отличной мореходностью и манёвренностью. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,75-0,65 м.
В марте 1917 года последовали заказы на вторую серию этих миноносцев: по три единицы верфям "Vulcan" (А-80 - А-82) и "Ховальдт" (А-83 - А-85), а в июле - по шеть единиц верфям "Vulcan" (А-86 - А-91) и "Шихау" (А-92 - А-95). Если "вулкановские" строились по подобным чертежам, лишь незначительно были увеличены размеры и уменьшена мощность ЭУ, то на эльбингских кораблях этой серии, кроме того, продлили полубак, по образцу конкурента.
Часть "вулкановских" (A-80-82, 86-91) вступили в строй в качестве сторожевых кораблей, для чего вместо торпедного аппарата была установлена третья 88-мм пушка.
В июне 1918 года последовал очередной заказ верфи "Vulcan" в Штеттине на 18 миноносцев типа A-III (А-96 - А-113), но их постройку закончить не удалось. Морской генеральный штаб в августе 1918 года потребовал заказа еще более значительного количества этих кораблей, но ввиду затруднений по постройке уже заказанных, а также в связи с прекращением всех работ, мешавших осуществлению программы строительства подводных лодок, он вскоре отказался от своего требования.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
A-59
A-61
21 единица использовалась Флотом Открытого Моря в соединениях траления. 15 единиц разное время вошли в в состав эскортной флотилии в Балтийском море (многие были переведены из тральных флотилий). Сперва, перед отправкой в тральные флотилии в 1917 году А-70, А-74 и А-75 по очереди служили тендерами при школе подводного плавания. А-82 был отправлен в Полу в разобранном виде по железной дороге и использовался там до конца службы в качестве тендера подводных лодок.
A-61
Фландрская флотилия "Т" получила летом 1917 года 4 таких корабля. В ночь на 19 октября 1917 г. A-59, 60 и 61 с тремя другими миноносцами участвовали в обстреле Дюнкерка. Около 1:30 A-60 обнаружил британский монитор Terror и три миноносца выпустили в него по торпеде, причём все три попали, но мощная конструктивная защита монитора выдержала и он не затонул.
А-62 с 11 по 30 октября 1917 участвовал в Моонзундской операции в качестве флагмана 2-й тральной флотилии. Он-же 14 марта 1918 с частью флотилии (с 4-й полуфлотилией) был отправлен на усиление Финской операции.
В начале 1918 из пяти кораблей этго типа была сформирована вспомогательная тральная флотилия Северного моря (HM-Flottille der Nordsee, А-70, 71, 73, 77, 78). 20 января они сопровождали прорыватели заграждений "Steigerwald" и "Franken" по маршруту "Жёлтый".
Так как в основном эти корабли использовали в качестве тральщиков, все потери они понесли на минах:
A-62
30 ноября 1917 ок. 2:00 у побережья Фландрии (51°25'N/03°10'O) погиб на мине A-60 (17 убитых), 20 января 1918 на минах в Северном море (54°40'N/06°32'O) погибли сразу два корабля этого типа: A-73 (40 убитых) и A-77 (33 убитых), 2 марта 1918 погиб на мине в Северном море A-57 (53°21'N/04°57'O, 12 убитых), а 12 марта - A-56 (53°45'N/06°15'O, 16 убитых). 4 мая 1918 ок. 2:10 - A-71 (54°39'N/06°27'O, 6 убитых), а 14 мая ок. 1:30 - A-72 (55°34'N/05°54'O, 25 убитых). 11 июля 1918 ок. 0:15 - A-72 (54°47'N/04°52'O, 53 убитых), 15 августа 1918 г. у побережья Фландрии - A-58 (51°24'N/03°16'O, 3 убитых).
29 октября 1918 в Фиуме был затоплен экипажем A-82.
A-68
14 миноносцев использовались при послевоенном тралении в 1919, а в 1920 почти все оставшиеся корабли этого типа по репарациям передали Антанте. Большинство в 1922-1923 были сданы на слом, кроме четырёх, доставшихся Польше.
A-68
A-88
A-89/69
A-90
В ПОЛЬСКОМ ВМФ
В 1918 году Польша, как и страны Прибалтики, получила независимость. В результате Версальского Договора Польша получила узкий, шириной всего 60 км, выход к Балтийскому морю. И разумеется, одним из первых действий молодого государства, стало создание собственного военно-морского флота.
Часть кораблей, таких как канонерка Haller, перешли по наследству от царской России, часть перешла по репарациям от немецкого флота. В частности, Польша получила шесть немецких миноносцев, 2 типа V.105 (Kaszub и Mazur) и четыре типа A-III. (Slažak, Krakowiak, Kujawiak и Podhalanin).
В ходе дележа "наследства" разыгралось еще немало интриг, но в конце концов, поляки получили свои корабли, которые в то время находились в британской базе Розайт, где был проведен ремонт, а в 1925 перевооружение – на миноносцы были установлены 75 мм французские полевые орудия. В 1921 году катера прибыли, наконец, в Польшу. Впрочем, своим ходом пришло только три корабля – остальные - на буксире.
Из кораблей был сформирован дивизион миноносцев, базирующийся в Гданьске. Позже, как только в Гдыне была построена пристань, корабли перебазировались туда. С них, собственно говоря, и началось строительство польской военно-морской базы. В течение 18 лет корабли составляли ядро польского флота и выполняли патрульные задачи, а также наносили визиты в соседние страны.
Slažak (быв. A-59)
А-59 в 1919 году был передан Польше и получил имя Slazak (SK, Силезец). После ремонта в Росайте в Великобритании 28 сентября 1921 прибыл в Польшу. После приемных испытаний, в декабре 1921 года начал службу в составе Эскадры Миноносцев.
В 1937 году Slazak по причине изношенности был выведен в резерв. В течение двух лет использовался как мишень при обучении пилотов польских ВВС и был лишен вооружения. Начало Второй мировой войны застало его в Пуке. В ходе сентябрьской кампании подвергался настойчивым но неэффективным бомбардировкам немецких самолетов. После оккупации Пука стал немецким трофеем. Дальнейшая судьба неизвестна, вероятно, его сдали на металлолом.
Krakowiak (быв. A-64)
A-64 в 1919 году был передан Польше и получил имя Krakowiak (KR, Краковец). После ремонта в Росайте в Великобритании 28 сентября 1921 прибыл в Польшу. После приемных испытаний, в декабре 1921 года начал службу в составе Эскадры Миноносцев.
27 октября 1936 г. Krakowiak был выведен из активной службы и вычеркнут из списка флота. Вероятно, разобран в 1938. (по другим данным 4 сентября 1939 затоплен в Данцигской бухте).
Kujawiak (быв. A-68)
А-68 9 декабря 1919 года передан Польше в Розайте в плохом техническом состоянии, после ремонта 28 сентября 1921 г. перешёл в Польшу и в декабре 1921 года начал службу под именем Kujawiak (KW, Народный) в составе эскадры миноносцев.
С 1 февраля 1929 года служил в качестве учебного артиллерийского корабля, с июля 1930 - машинный учебный корабль, с 27 июля 1932 года тендер и корабль-цель в составе Эскадры Подводных Лодок, однако административно оставался в дивизионе миноносцев до 1 сентября 1932 года. В 1937 году (по другим источникам, 1936) был снят с активной службы. В сентябре 1939 года использовался, как плавучий запасной резервуар нефти, в Кузнице. Сентябрьскую компанию перенёс без повреждений. Был захвачен немцами, дальнейшая судьба неизвестна (вероятно, слом).
Góral / Podhalanin (быв. A-80)
А-80 в 1919 году получил имя Góral (Горец), в 1921 г. переименован в Podhalanin (PH). Из-за отсутствия финансовых средств миноносец не был отремонтирован, и его использовали как плавучий склад запчастей.
Только в бюджете на 1924 год оказались достаточные средства на ремонт корабля. В этом же году он начал службу и был зачислен эскадру миноносцев, с 1 апреля 1930 года в дивизионе миноносцев, с 1 мая 1932 года - тендер при дивизионе подводных лодок, с июня 1933 года в дивизионе эсминцев. С 1 июня 1935 года - учебный. 15 февраля 1938 году переведен в резерв II очереди. После вывода из состава флота 12 апреля 1938 года использовалась в качестве учебной цели для торпед. После мобилизации 24 августа 1939 года перечислен в плавучий запасной резервуар нефти. Дальнейшая судьба неизвестна.
ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3
Балакин С. - Баталии в прибрежных водах // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№12.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 14.09.2022
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1917-1919
Флот республики Польша (Marynarka Wojenna) 1920-1939
"A-88"
Модель "A-86".
Модель "A-86".
Модель "A-86".
Модель "A-86".
Модель "A-86".
Модель "A-86".
Модель "A-86".
Модель "A-86".
"Kujawiak"
"A-86"
Модель "Podhalanin".
Модель "Kujawiak".
Модель "Kujawiak".
Модель "Kujawiak".
Модель "Kujawiak".
Модель "Kujawiak".
Модель "A-92".
Модель "A-92".
Модель "A-92".
Модель "A-81".
Модель "A-81".
Модель "A-81".
Модель "A-81".
Модель "A-81".
Модель "A-56".
Модель "A-56".
"Podhalanin"
"Kujawiak"
"Kujawiak"
"Kujawiak"
"Kujawiak"
"Krakowiak"
"Krakowiak"
"Krakowiak" и канонерка "Haller" российской постройки.
Польские корабли в базе: миноносец типа А-III и канонерка российской постройки.
"Slažak"
"Slažak" в Гданьске, 18.09.1936 г.
"Podhalanin"
"Podhalanin"
"Podhalanin"
Тендер "Kujawiak", 1932 г.
"Kujawiak"
"Podhalanin"
"A-90"
"A-86" и "A-69".
"A-68" после войны (с демонтированной артиллерией).
"A-62" после войны (с демонтированной артиллерией).
"A-68"
"A-61" после войны (с демонтированной артиллерией).
"A-61"
"A-59" после войны (с демонтированной артиллерией).