входоглавлениеминоносцы → типа "A-III"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

 

Миноносцы

(Torpedoboote) типа

 A-III 


Германия, 1917-1918 гг. 36 (58) ед. (проект 1916 г.)

 

*
A.56-113
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
заказ 5.07.1916 [24 ед.]
1 A-56 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 476 1916 тральщик, 12.03.1918 погиб на мине в Северном море (53°45'N/06°15'O), 16 убитых
28.02.1917
14.04.1917
2 A-57 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 477 1916 тральщик, 2.03.1918 погиб на мине в Северном море (53°21'N/04°57'O), 12 убитых
28.02.1917
28.04.1917
3 A-58 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 478 1916 во Фландрии, 15.08.1918 погиб на мине у побережья (51°24'N/03°16'O), 3 убитых.
31.03.1917
19.05.1917
4 A-59 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 479 1916 тральщик во Фландрии, флотилия "Т", 1 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Польше по репарациям, миноносец Slažak, в 1937 исключён, слом
13.04.1917
9.06.1917
5 A-60 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 480 1917 во Фландрии, 30.11.1917 ок. 02:00 погиб на мине у побережья (51°25'N/03°10'O), 17 убитых
15.05.1917
23.06.1917
6 A-61 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 481 1917 тральщик во Фландрии, флотилия "Т", 1 полуфлотилия, 15.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
15.05.1917
11.07.1917
7 A-62 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 482 1917 тральщик 2 тральная флотилия, 3 полуфлотилия, 15.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
8.06.1917
25.07.1917
8 A-63 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 483 1917 тральщик и сторожевик, 1 эскортная флотилия, 3 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Франции по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
16.06.1917
11.08.1917
9 A-64 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 484, корпус <Seebeck>, Росслау, стр. № 395 1917 сторожевик, 1 эскортная флотилия, 3 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Польше по репарациям, миноносец Krakowiak, 4.09.1939 затоплен в Данцигской бухте
30.03.1918
8.08.1918
10 A-65 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 485, корпус <Seebeck>, Росслау, стр. № 396 1917 тральщик в 3 тральной флотилии, 6 полуфлотилии, 3.09.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 продан в Англии, в 1922 слом в Куинсферри
30.03.1918
24.08.1918
11 A-66 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 486, корпус <Seebeck>, Росслау, стр. № 397 1918 тральщик, 2 тральная флотилия, 3 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Франции по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
23.06.1918
20.09.1918
12 A-67 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 487, корпус <Seebeck>, Росслау, стр. № 397 1918 постройка остановлена при 75% готовности, 3.11.1919 исключён, в 1921 слом в Гамбурге
23.06.1918
---
13 A-68 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 994 1917 тральщик и сторожевик, 1 эскортная флотилия, 3 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1921 передан Польше в Розайте, миноносец Kujawiak, 4.09.1939 потоплен в Данцигской бухте (без котлов), разобран на месте
11.04.1917
13.06.1917
14 A-69 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 995 1917 тральщик и сторожевик, 1 эскортная флотилия, 3 полуфлотилия, 3.09.1920 передан Польше по репарациям, Mazurно в 1921 обменян в Англии на V-105, в 1922 слом в Куинсферри
28.04.1917
4.07.1917
15 A-70 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 996 1917 учебный (при школе подплава) и тральщик, 1 тральная флотилия, 7 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Японии по репарациям, в 1922 слом в Бонессе
19.05.1917
23.07.1917
16 A-71 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 997 1917 тральщик и сторожевик, 4.05.1918 ок. 2:10 погиб на мине в Северном море (54°39'N/06°27'O), 6 убитых
9.06.1917
13.08.1917
17 A-72 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 998 1917 тральщик и сторожевик, 14.05.1918 ок. 1:30 погиб на мине в Северном море (55°34'N/05°54'O), 25 убитых
30.06.1917
1.09.1917
18 A-73 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 999 1917 тральщик, 20.01.1918 погиб на мине в Северном море (54°40'N/06°32'O), 40 убитых
7.07.1917
21.09.1917
19 A-74 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1000 1917 тральщик, сторожевик и учебный корабль (при школе подплава), в 1 эскортной флотилии, 3 полуфлотилии, 3.09.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 продан в Англии, в 1922 слом в Куинсферри
4.08.1917
9.10.1917
20 A-75 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1001 1917 учебный корабль (при школе подплава) и тральщик, 2 тральная флотилия, 4 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Франции по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
11.08.1917
26.10.1917
21 A-76 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1002 1917 тральщик, 1 тральная флотилия, 2 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Франции по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
1.09.1917
12.11.1917
22 A-77 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1003 1916 тральщик, 20.01.1918 погиб на мине в Северном море (54°40'N/06°32'O), 33 убитых
22.09.1917
27.11.1917
23 A-78 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1004 1917 сторожевик, в 1 эскортной флотилии, 3 полуфлотилии, 3.09.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 продан в Англии, в 1922 слом в Бонессе
13.10.1917
15.12.1917
24 A-79 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1005 1916 сторожевик, 11.07.1918 ок. 0:15 погиб на мине в Северном море (54°47'N/04°52'O), 53 убитых
8.11.1917
12.01.1918
заказ 19.03.1917 [6 ед.]
25 A-80 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 514 1917 тральщик во Фландрии, флотилия "Т", 1 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Польше по репарациям, миноносец Góral, с 1922 Podhalanin, в 1938 исключён, мишень и наливной плавсклад, 1.09.1939 потоплен немецкими бомбардировщиками в Хеле, в 1939 поднят, передан спасательной группе в Готенхафене, но признан непригодным, слом.
24.10.1917
21.12.1917
26 A-81 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 515 1917 тральщик, 4 тральная флотилия, 9 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 продан в Англии, в 1921 слом в Сандерленде
27.11.1917
10.01.1918
27 A-82 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 516 1917 тендер подводных лодок в Поле (доставлен по ЖД), 29.10.1918 затоплен в Фиуме (45°21'N/14°26'O), поднят, в 1920 слом в Италии
27.03.1918
1.06.1918
28 A-83 <Howaldtswerke> Штеттин, стр. № 614 1917 постройка остановлена при 50% готовности, 3.11.1919 исключён, в 1921 слом в Киле
28.05.1918
---
29 A-84 <Howaldtswerke> Штеттин, стр. № 615 1917 постройка остановлена при 60% готовности, 3.11.1919 исключён, в 1921 слом в Киле
19.04.1918
---
30 A-85 <Howaldtswerke> Штеттин, стр. № 616 1918 постройка остановлена при 40% готовности, 3.11.1919 исключён, в 1921 слом в Киле
6.06.1918
---
заказ 13.07.1917 [10 ед.]
31 A-86 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 535 1917 сторожевик, 1 эскортная флотилия, 3 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Франции по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
5.02.1918
16.03.1918
32 A-87 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 536 1917 тральщик, в 3 тральной флотилии, 8 полуфлотилии, 15.09.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 продан в Англии, в 1922 слом в Бонессе
21.02.1918
8.04.1918
33 A-88 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 537 1917 тральщик, в ? тральной флотилии, ? полуфлотилии, 30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
2.03.1918
27.04.1918
34 A-89 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 538 1917 сторожевик, 1 эскортная флотилия, 3 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
22.03.1918
14.05.1918
35 A-90 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 539 1918 сторожевик, 1 эскортная флотилия, 3 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Бонессе
6.04.1918
6.06.1918
36 A-91 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 540 1918 сторожевик, 1 эскортная флотилия, 3 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Бонессе
27.04.1918
22.06.1918
37 A-92 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1019 1917 тральщик, в 3 тральной флотилии, 5 полуфлотилии, 15.09.1920 передан Бразилии по репарациям, в 1921 продан в Англии, в 1923 слом в Бонессе
16.03.1918
24.05.1918
38 A-93 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1020 1917 тральщик, в 1 тральной флотилии, 2 полуфлотилии, 30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Бонессе
9.04.1918
18.06.1918
39 A-94 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1021 1917 сторожевик, 1 эскортная флотилия, 3 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
27.04.1918
19.07.1918
40 A-95 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 1022 1918 сторожевик, 1 эскортная флотилия, 3 полуфлотилия, 30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
25.05.1918
19.08.1918
заказ 06.1918 [18 ед.]
41 A-96 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 576 1918 постройка остановлена при готовности до 35%, либо не начиналась, 3.11.1919 исключён, слом
---
42 A-97 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 577 1918
---
43 A-98 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 578 1918
---
44 A-99 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 579 1918
---
45 A-100 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 580 1918
---
46 A-101 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 581 1918
---
47 A-102 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 582 1918
---
48 A-103 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 583 1918
---
49 A-104 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 584 (субподрядчик "Oderwerke") 1918
---
50 A-105 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 585 (субподрядчик "Oderwerke") 1918
---
51 A-106 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 586 (субподрядчик "Oderwerke") 1918
---
52 A-107 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 587 (субподрядчик "Oderwerke") 1918
---
53 A-108 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 588 (субподрядчик "Holtz") 1918
---
54 A-109 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 589 (субподрядчик "Holtz") 1918
---
55 A-110 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 590 (субподрядчик "Holtz") 1918
---
56 A-111 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 591 (субподрядчик "Sachsenberg") 1918
---
57 A-112 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 592 (субподрядчик "Sachsenberg") 1918
---
58 A-113 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 593 (субподрядчик "Sachsenberg") 1918
---
ТТХ
  A.56-67 (Vulcan-I) A.80-91 (Vulcan-II) A.96-113 (Vulcan-III) A.68-79 (Schichau-I) A.92-95 (Schichau-II)
Водоизмещение нормальное 330 т 335 т
полное 381 т 392 т
Размерения длина КВЛ 60,12 м 60,20 м 59,30 м 59,40 м
полная 61,10 м 60,37 м 60,00 м 61,20 м
ширина 6,41 м 6,42 м
осадка носом 2,21 м 2,11 м 2,34 м 2,12 м
кормой 2,24 м 1,82 м 2,30 м 2,08 м
высота борта 3,10 м 3,30 м 3,10 м 3,30 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 1,60 м 2х3-лопастных гребных винта Ø 1,70 м
2 МО 1 ТУ "AEG-Vulcan" 1 ТЗА "Schichau"
2 КО 2 военно-морских ПК
18,5 атм., 650 м² 18,5 атм., 684 м² 18,5 атм., 600 м²
проектная мощность 6000 л.с. 5700 л.с. 6000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 28 уз. 29 уз. 28 уз. 26,5 уз.
на испытаниях 28,2 уз. при 6008 л.с., 727 об/мин. 26,6 уз. при 5940 л.с., 704 об/мин. 26,5 уз. при 5800 л.с., 579 об/мин. 26,8 уз. при 6033 л.с., 589 об/мин.
запас топлива 92 т. нефти 91 т. нефти 82 т. нефти
дальность плавания 20 узлов 800 миль 790 миль 800 миль
Экипаж 50 чел. (2 офицера, 48 матросов) 55 чел. (2 офицера, 53 матроса) 50 чел. (2 офицера, 48 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 7 отсеков
электроснабжение 1 турбо-генератор, 12 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. ?
ВООРУЖЕНИЕ
штат A-80-82, 86-91 в польском флоте
2 - 88 мм/30 [120 снарядов] (на лодочных станках) 3 - 88 мм/30 [140 снарядов] (на лодочных станках) 2 - 75 мм
2 пулемета 12,7 мм
1 ТА - 450 мм (палубный) [1 торпеда] --- 1х2 ТА - 450 мм
минный трал 30 мин

 

 
 
 

 

Острая потребность в малых миноносцах, в особенности для охраны торговли в Балтийском море, вызвала еще в 1916 году необходимость нового заказа миноносцев типа А. Повышенные тактические требования привели к разработке еще более усовершенствованного типа A-III, главным отличием которого стала двухвальная установка. В июле 1916 года заказ выдали сразу двум верфям "Vulcan" в Штеттине (12 единиц, А-56 - А-67) и "Шихау" в Эльбинге (6 единиц, А-68 - А-73). В августе заказ "Шихау" также довели до 12 единиц (+ А-74 - А-79). Сходные по конструкции, штеттинские миноносцы отличались более длинным полубаком.

Корабли были несколько быстроходнее предшественников, обладали отличной мореходностью и манёвренностью. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,75-0,65 м.

В марте 1917 года последовали заказы на вторую серию этих миноносцев: по три единицы верфям "Vulcan" (А-80 - А-82) и "Ховальдт" (А-83 - А-85), а в июле - по шеть единиц верфям "Vulcan" (А-86 - А-91) и "Шихау" (А-92 - А-95). Если "вулкановские" строились по подобным чертежам, лишь незначительно были увеличены размеры и уменьшена мощность ЭУ, то на эльбингских кораблях этой серии, кроме того, продлили полубак, по образцу конкурента.

Часть "вулкановских" (A-80-82, 86-91) вступили в строй в качестве сторожевых кораблей, для чего вместо торпедного аппарата была установлена третья 88-мм пушка.

В июне 1918 года последовал очередной заказ верфи "Vulcan" в Штеттине на 18 миноносцев типа A-III (А-96 - А-113), но их постройку закончить не удалось. Морской генеральный штаб в августе 1918 года потребовал заказа еще более значительного количества этих кораблей, но ввиду затруднений по постройке уже заказанных, а также в связи с прекращением всех работ, мешавших осуществлению программы строительства подводных лодок, он вскоре отказался от своего требования.

Схемы окраски:

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

 

 
изображения с сайта www.shipbucket.com

 

 

Большая часть построенных миноносцев вошла в состав флотилии по охране торговли в Балтийском море. Остальные были использованы Флотом Открытого Моря в соединениях траления. А-82 был отправлен в Полу.

В ночь на 19 октября 1917 г. A-59, 60 и 61 с тремя другими миноносцами участвовали в обстреле Дюнкерка. Около 1:30 A-60 обнаружил британский монитор Terror и три миноносца выпустили в него по торпеде, причём все три попали, но мощная конструктивная защита монитора выдержала и он не затонул.

A-62 с 11 по 30 октября 1917 участвовал в Моонзундской операции в качестве флагмана 2-й тральной флотилии.

Так как в основном эти корабли использовали в качестве тральщиков, все потери они понесли на минах:

30 ноября 1917 ок. 2:00 у побережья Фландрии (51°25'N/03°10'O)  погиб на мине A-60, 17 убитых, 20 января 1918 на минах в Северном море (54°40'N/06°32'O) погибли сразу два корабля этого типа: A-73 (40 убитых) и A-77 (33 убитых), 2 марта 1918 погиб на мине в Северном море A-57 (53°21'N/04°57'O, 12 убитых), а 12 марта - A-56 (53°45'N/06°15'O, 16 убитых). 4 мая 1918 ок. 2:10 - A-71 (54°39'N/06°27'O, 6 убитых), а 14 мая ок. 1:30 - A-72 (55°34'N/05°54'O, 25 убитых). 11 июля 1918 ок. 0:15 - A-72 (54°47'N/04°52'O, 53 убитых), 15 августа 1918 г. у побережья Фландрии - A-58 (51°24'N/03°16'O, 3 убитых).

29 октября 1918 в Фиуме был затоплен экипажем A-82.

Почти все оставшиеся миноносцы этого типа в 1920 по репарациям передали Антанте. Большинство в 1922-1923 были сданы на слом.

       

В ПОЛЬСКОМ ВМФ

 

 

В 1918 году Польша, как и страны Прибалтики, получила независимость. В результате Версальского Договора Польша получила узкий, шириной всего 60 км, выход к Балтийскому морю. И разумеется, одним из первых действий молодого государства, стало создание собственного военно-морского флота.

Часть кораблей, таких как канонерка Haller, перешли по наследству от царской России, часть перешла по репарациям от немецкого флота. В частности, Польша получила шесть немецких миноносцев, 2 типа V.105 (Kaszub и Mazur) и четыре типа A-III. (Slažak, Krakowiak, Kujawiak и Podhalanin).

В ходе дележа "наследства" разыгралось еще немало интриг, но в конце концов, поляки получили свои корабли, которые в то время находились в британской базе Розайт, где был проведен ремонт, а в 1925 перевооружение – на миноносцы были установлены 75 мм французские полевые орудия. В 1921 году катера прибыли, наконец, в Польшу. Впрочем, своим ходом пришло только три корабля – остальные - на буксире.

Из кораблей был сформирован дивизион миноносцев, базирующийся в Гданьске. Позже, как только в Гдыне была построена пристань, корабли перебазировались туда. С них, собственно говоря, и началось строительство польской военно-морской базы. В течение 18 лет корабли составляли ядро польского флота и выполняли патрульные задачи, а также наносили визиты в соседние страны.

   

Slažak (быв. A-59)

А-59 в 1919 году был передан Польше и получил имя Slazak (SK, Силезец). После ремонта в Росайте в Великобритании 28 сентября 1921 прибыл в Польшу. После приемных испытаний, в декабре 1921 года начал службу в составе Эскадры Миноносцев.

В 1937 году Slazak по причине изношенности был выведен в резерв. В течение двух лет использовался как мишень при обучении пилотов польских ВВС и был лишен вооружения. Начало Второй мировой войны застало его в Пуке. В ходе сентябрьской кампании подвергался настойчивым но неэффективным бомбардировкам немецких самолетов. После оккупации Пука стал немецким трофеем. Дальнейшая судьба неизвестна, вероятно, его сдали на металлолом.

Krakowiak (быв. A-64)

A-64 в 1919 году был передан Польше и получил имя Krakowiak (KR, Краковец). После ремонта в Росайте в Великобритании 28 сентября 1921 прибыл в Польшу. После приемных испытаний, в декабре 1921 года начал службу в составе Эскадры Миноносцев.

27 октября 1936 г. Krakowiak был выведен из активной службы и вычеркнут из списка флота. Вероятно, разобран в 1938. (по другим данным 4 сентября 1939 затоплен в Данцигской бухте).

 

Kujawiak (быв. A-68)

А-68 9 декабря 1919 года передан Польше в Розайте в плохом техническом состоянии, после ремонта 28 сентября 1921 г. перешёл в Польшу и в декабре 1921 года начал службу под именем Kujawiak (KW, Народный) в составе эскадры миноносцев.

С 1 февраля 1929 года служил в качестве учебного артиллерийского корабля, с июля 1930 - машинный учебный корабль, с 27 июля 1932 года тендер и корабль-цель в составе Эскадры Подводных Лодок, однако административно оставался в дивизионе миноносцев до 1 сентября 1932 года. В 1937 году (по другим источникам, 1936) был снят с активной службы. В сентябре 1939 года использовался, как плавучий запасной резервуар нефти, в Кузнице. Сентябрьскую компанию перенёс без повреждений. Был захвачен немцами, дальнейшая судьба неизвестна (вероятно, слом).

 

Góral / Podhalanin (быв. A-80)

А-80 в 1919 году получил имя Góral (Горец), в 1921 г. переименован в Podhalanin (PH). Из-за отсутствия финансовых средств миноносец не был отремонтирован, и его использовали как плавучий склад запчастей.

Только в бюджете на 1924 год оказались достаточные средства на ремонт корабля. В этом же году он начал службу и был зачислен эскадру миноносцев, с 1 апреля 1930 года в дивизионе миноносцев, с 1 мая 1932 года - тендер при дивизионе подводных лодок, с июня 1933 года в дивизионе эсминцев. С 1 июня 1935 года - учебный. 15 февраля 1938 году переведен в резерв II очереди. После вывода из состава флота 12 апреля 1938 года использовалась в качестве учебной цели для торпед. После мобилизации 24 августа 1939 года перечислен в плавучий запасной резервуар нефти. Дальнейшая судьба неизвестна.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                                 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Балакин С. - Баталии в прибрежных водах // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№12.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 21.03.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1917-1919
Флот республики Польша (Marynarka Wojenna) 1920-1939
Podhalanin
Модель "Podhalanin".
Kujawiak
Модель "Kujawiak".
Kujawiak
Модель "Kujawiak".
Kujawiak
Модель "Kujawiak".
Kujawiak
Модель "Kujawiak".
Kujawiak
Модель "Kujawiak".
A92
Модель "A-92".
A92
Модель "A-92".
A92
Модель "A-92".
A81
Модель "A-81".
A81
Модель "A-81".
A81
Модель "A-81".
A81
Модель "A-81".
A81
Модель "A-81".
A56
Модель "A-56".
A56
Модель "A-56".
Podhalanin
"Podhalanin"
Kujawiak
"Kujawiak"
Kujawiak
"Kujawiak"
Kujawiak
"Kujawiak"
Kujawiak
"Kujawiak"
Krakowiak
"Krakowiak"
Krakowiak
"Krakowiak"
Krakowiak
"Krakowiak" и канонерка "Haller" российской постройки.

Польские корабли в базе: миноносец типа А-III и канонерка российской постройки.
Slažak
"Slažak"
Slažak
"Slažak" в Гданьске, 18.09.1936 г.
Podhalanin
"Podhalanin"
Podhalanin
"Podhalanin"
Podhalanin
"Podhalanin"
Kujawiak
Тендер "Kujawiak", 1932 г.
Kujawiak
"Kujawiak"
Podhalanin
"Podhalanin"
A90
"A-90"
A69
"A-86" и "A-69".
A68
"A-68" после войны (с демонтированной артиллерией).
A62
"A-62" после войны (с демонтированной артиллерией).
A68
"A-68"
A61
"A-61" после войны (с демонтированной артиллерией).
A61
"A-61"
A59
"A-59" после войны (с демонтированной артиллерией).
A86
"A-86"
A56
"A-56"
A68
"A-68"
A56
"A-56"
A56
"A-56"
A92
"A-92"
A56
"A-56"
A80
"A-80"
A92
"A-92"
A68
"A-68"
A68
"A-68"