|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Катера гидроавиации (Flugzeugsicherungsboot, Flugbetriebsboot) типа
Германия, 1939-1942 г. 5 ед. С 1944 три ед. - противолодочные катера (U-Boot Jäger) * FL. A 401...405 * Uj-111...113 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
После неудачи с катерами типа S, двум верфям (той-же Lürssen и построившей партию глиссеров типа A 2 Abeking & Rasmussen) было заказано для сравнения по одному водоизмещающему скоростному катеру композитной конструкции и умеренных размеров. Они строились по одному тех-заданию, но верфям разрешили вносить свои улучшения. Наружная обшивка состояла из 17-миллиметрового внешнего слоя встык из красного дерева и 8-миллиметрового внутреннего диагонального слоя, на катерах Абекунга и Расмуссена также из красного дерева, на катерах Люрссена - из белого кедра. Обе лодки имели двухстороннюю туннельную корму. На катерах Люрссена за счёт несколько большей ширины увеличили запас топлива и, соответственно, радиус действия. Однако с началом войны Люфтваффе полностью потеряло интерес к скоростным катерам, ограничившись лишь заказом трёх единиц, точных копий Люрссеновских, верфи Rolandswerft, причём с очень неторопливой поставкой по одному в год. Они оказались чуть перегруженными, имели большую осадку и, вероятно, меньшую скорость, но данных об их испытаниях не сохранилось. Таким образом, все попытки Люфтваффе обзавестись скоростными спасательными катерами ни к чему не привели, и основным массовым типом на этой службе стали неторопливые, но надёжные и мореходные катера серии "B" (см. FL.B 1). *** FL.A 401 (позывной DVFA). Заказан в 1938, с апреля 1940 базировался в Хальсе (Дания) в подчинении морского спасательного района Seenotzentrale (L) westl. Ostsee, с июня 1940 организационно относился к Seenotflottille Wilhelmshaven. 7 сентября 1940 было предложено послать его в Булонь для замены повреждённого FL.A 402, 9 сентября 1940 был отправлен в Вильгельмсхафен для установки вооружения, 13 сентября выделен для базирования в Булони, 13 октября вышел из Везермюнде и 3 ноября 1940 прибыл в Кале, служил в Кале в составе спасательной флотилии Булони (Seenotflottille Boulogne) в подчинении морского спасательного района Seenotzentrale (L) Boulogne. 16 декабря 1941 был повреждён в столкновении на побережье Канала, с сентября 1942 г. в 6-й спасательной флотилии при SNB VI в Копенгагене. [В частности, 2 ноября 1943 патрулировал с FL.B 305 у Буга-на-Рюгене, 17 декабря 1943 патрулировал с Greif, FL.B 405, FL.B 304, FL.B 305 и FL.B 309 у Копенгагена]. Позже (с 1944) при торпедо-испытательном полигоне в Гексенгрунде. С 1946 WS 21, при WSP (водной полиции) Шлезвиг-Гольштейна, с мая 1950 WS 17, с июля 1950 Neptun, 25 октября 1951 затонул в Кильском заливе после столкновения с польским п/х “Elbląg”, поднят и отремонтирован, 21 октября 1964 продан фирме Wüncher в Гамбурге. *** FL.A 402 (позывной DVFB). Заказан в 1938, с 20 сентября 1939 г. в подчинении морской спасательной станции SNB (L) Kiel-Holtenau в Гроссенброде, 1 августа 1940 отправлен в Вильгельмсхафен для установки вооружения, 7 августа 1940 в 08:00 вышел из Вильгельмсхафена в Булонь, с августа 1940 г. в составе спасательной флотилии Булони (Seenotflottille Boulogne) в подчинении морского спасательного района Seenotzentrale (L) Boulogne в Булони. 26.08.1940 мотор повреждён от попадания бомбы в Булони, отправлен на ремонт в Германию, 7.09.1940 вместе FL.A 401 поврежден в Хальсе, с октября 1941 г. в подчинении Seenotzentrale (L) Ost в Киле (Seenotflottille Bug auf Rügen). К 12.1943 в составе флотилии Seenotflottille 5 в Северном море. [В числе прочего 6 декабря 1943 патрулировал между Нордернеем и Ольборгом, 15 декабря 1943 патрулировал с логгером Frida, катерами FL.B 514 и FL.B 455, 6 января 1944 патрулировал с логгером Frida, катерами FL.B 533, FL.B 514, FL.B 508, FL.B 579 и др., 10 января 1944 патрулировал у Листа с Gunther Plüschow, катерами FL.B 533, FL.B 514, FL.B 508, FL.B 579 и др.] 9 октября 1944 г. передан ВМФ, вероятно, использовался, как катер ПЛО... По видимому этот катер к августу 1969 г. числился рыболовным мотоботом Präsident Herwik в рыболовной организации в Бюзуме. *** FL.A 403 (позывной DVFC). К 6 июля 1941 г. в подчинении морского спасательного центра Seenotzentrale (L) westl. Ostsee, в 07:00 вышел из Ольборга к месту назначения в Хиртсхальс, где служил без флотилии, с 1 июня 1942 не меняя дислокации подчинялся SNB V, 26 августа 1942 потерял винт, оба мотора были повреждены водой, ремонт на Bootswerft LZA в Травемюнде занял 8 недель. [В числе прочего 2 августа 1943 вероятно с FL.B 514 и FL.B 553 выходил на помощь самолёту, совершившему аварийную посадку в устье Везера.] 9 октября 1944 г. передан ВМФ, с 7 ноября 1944 г. противолодочный катер Uj-111, в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - мичман Ястрам (Fhnr.z.S. Jastram), моторы заменили на Daimler-Benz MB 500, 12 декабря 1944 закончил переоборудование и 25 декабря 1944 был готов к службе, но ещё 16 декабря 1944 флотилия была расформирована, её личный состав передан 6. Sicherungsflottille, а катера - поставлены на прикол. 19 мая 1945 г. FL.A 403 находился в Мюрвике... *** FL.A 404 (позывной DVFD), с 1941 в подчинении морского спасательного района SNB (L) Kiel-Holtenau в Хольтенау, вероятно, в составе флотилии Seenotflottille Bug. [В числе прочего 6 августа 1943 патрулировал у Буга-на-Рюгене с Gunther Plüschow и катером FL.B 459, 13 октября 1943 в 08:00 в гавани Пенемюнде, в кв. 15 Ost 35 потерял один винт, 21 ноября 1943 в 10:00 патрулировал в кв. 071, 25 ноября 1943 в 16:53 прибыл в Паров, 5 декабря 1943 в первой половине дня вышел из Грайфсвальда, в 09:05 вернулся, 9 декабря 1943 патрулировал у Буга-на-Рюгене, 11 декабря 1943 вышел из Буга-на-Рюгене через Вольгаст в Штральзунд и 13 декабря вернулся в Буг-на-Рюгене, 15 декабря 1943 с 14:00 до 18:25 выходил в море, 25 декабря 1943 в 06:30 с Greif и катером FL.B 418 патрулировал в кв. 4512 / 15 Ost. 7 января 1944 один Arado 196 совершил вынужденную посадку в поз. 55°02'N / 13°55'E, 2 других самолёта - в поз. 55°53'N / 14°45'E. Катер вышел на поиски с Greif, FL.B 303, FL.B 204, FL.B 208, FL.A 201 и др. и в 15:42 вёл поиск в кв. 3688 / 15 Ost и 4675 / 15 Ost, в 16:36 в кв. 4672/ 15 Ost, курс 140°. В 20.15 экипаж Arado 196 был спасён. Поиск BV-138 и He 115 продолжался... 14 января 1944 патрулировал с учебным судном Obra и катером FL.A 203]. 9 октября 1944 г. передан ВМФ, с 7 ноября 1944 г. противолодочный катер Uj-112, в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - мичман Зееманн (Fhnr.z.S. Seemann), 20 декабря 1944 был готов к службе в Штольпмюнде, но 27 декабря на нём произошла поломка мотора. С 8 мая 1945 - британский трофей, позже назван RN-97 Hester, с октября 1946 г. в Морском Пограничном Контроле, с 1 апреля 1950 г. Herta при Финансовом управлении в Киле, с 22 декабря 1953 г. гражданский катер фирмы "British TNC Craft" в Гамбурге. *** FL.A 405 (позывной DVFE). 13 марта 1942 определён в подчинение морского спасательного района Seenotzentrale (L) Nord с базой в Гельголанде, с июля 1942 при торпедном полигоне в Гексенгрунде, использовался, как учебно-опытовый. [27 ноября 1943 применялся у Буга-на-Рюгене с FL.B 553, 14 декабря 1943 был приписан к Пиллау, 17 декабря 1943 имел связь с Копенгагеном, 19 декабря 1943 в 15:30 был отозван в Буг-на-Рюгене, 8 января 1944 в полдень находился на позиции 15 Ost 9512]. Возможно, в 1944 был передан Seenotflottille 6 (не подтверждено). 9 октября 1944 г. передан ВМФ, с 7 ноября 1944 г. противолодочный катер Uj-113, в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - мичман Шталь (Fhnr.z.S. Stahl), 20 декабря 1944 был готов к службе в Штольпмюнде, но 22 декабря на нём произошла поломка мотора, с 26 декабря 1944 снова в строю, 19 мая 1945 г. находился в Мюрвике... *** Таким образом 9 октября 1944 г. ВМФ передали три катера, которые 7 ноября 1944 г. были включены в состав вновь созданной в Свинемюнде из катеров Люфтваффе 1-й флотилии ПЛО (предыдущая 1-я флотилия закончила своё существование при отступлении из Румынии) и получили номера Uj-111...113, но уже 16 декабря 1944 флотилия была расформирована, ещё до того, как катера были подготовлены к новой службе, личный состав перешёл в 6-ю сторожевую флотилию, а катера поставили на прикол до конца войны. *** Британии достались в качестве трофеев два катера этого типа. Первым был FL.A 404 (см.), прежний номер второго не известен, FL.A 403 или FL.A 405. Он был включен в состав британского флота, как RN-61, позже стал пассажирским теплоходом "Senior von Sonnekamp" фирмы "Kaus & Steinhausen" в Гамбурге, а в 1957 был продан на слом.
|