Миноносцы  
  Тральщики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Миноносцы (минные катера) I класса (Torpedoboote I. Classe) типов

 S-66/74 


Германия, 1893-1896 г. 16 ед. (проекты верфи "Schichau", по программам 1892/1894 годов)
в годы войны в разное время (1914-1918) все служили тральщиками

 

*
S-66...81
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
серия обозн. с 4.09.1914 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 1 S-66 T-66 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 499 1892 в 1902 и 1913 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик с 08.1914 в портовом дивизионе Яде позже тральщик, к 10.1917 в 2 фл. / 4 п/фл 18.10.1917 погиб на мине в Рижском заливе
27.04.1893
30.07.1893
2 S-67 T-67 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 500 1892 в 1904 и 1914 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 в портовом дивизионе Эльбы тральщик, к 10.1917 2 фл. / 4 п/фл, к 1918 2 фл. / 3 п/фл. 13.08.1918 погиб на мине в Северном море, к зап. от Эсбьерга, Дания, 2 убитых
14.02.1893
20.05.1893
3 S-68 T-68 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 501 1892 в 1904 и 1914 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик с 08.1914 в портовом дивизионе Яде позже тральщик во 2-м дивизионе, с 1.10.1916 в 2 фл. / 3 п/фл 4.06.1918 погиб на мине в Северном море, 7 убитых
9.03.1893
1.07.1893
4 S-69 T-69 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 502 1892 в 1902 и 1914 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 в портовом дивизионе Эльбы позже тральщик, к 10.1917 и в 09.1918 во 2 фл. / 4 п/фл. 26.10.1920 исключён, отопитель W Hz 1 в Вильгельмсхафене.
20.04.1893
15.08.1893
5 S-70 T-70 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 503 1892 в 1904 и 1914 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 - ???? позже тендер (?, до 1916 место службы не установлено) к 05.1916 тральщик, 3-й дивизион, к 09.1918 в 4-й фл / 11-й п/фл 26.01.1921 исключён, 23.04.1921 продан за 110000 М, слом в Вильгельмсхафене
6.06.1893
9.09.1893
6 S-71 T-71 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 504 1892 в 1904 и 1914 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 в 3-м дивизионе тральщиков к 05.1916 тендер при 3-й флотилии ПЛ 14.07.1921 продан за 110000 М, слом в Вильгельмсхафене.
2.08.1893
6.10.1893
7 S-72 T-72 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 505 1892 в 1906 и 1914 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 в 3-м дивизионе тральщиков к 05.1916 во фл. вспом. ТЩ Сев. моря, 4-й п/фл. к 09.1918 в 4-й тральной фл., 12-й п/фл. 26.01.1921 исключён, 23.04.1921 продан за 110000 М, слом в Вильгельмсхафене.
20.06.1893
23.11.1893
8 S-73 T-73 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 506 1892 в 1904 модернизирован на "F. Schichau", в 1913-1914 перестроен в тральщик к 08.1914 в 3-м дивизионе тральщиков к 09.1918 в 4-й тральной фл., 11-й п/фл. 26.01.1921 исключён, 18.05.1921 продан за 112000 М, слом в Вильгельмсхафене
23.06.1893
9.01.1894
2 9 S-74 T-74 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 550 1894 в 1905 модернизирован на "F. Schichau", позже перестроен в тральщик к 08.1914 в 1-м дивизионе тральщиков к 05.1916 в 3-м дивизионе тральщиков к 09.1918 в 4-й тральной фл., 10-й п/фл., к 11.1918 ? 26.01.1921 исключён, 23.04.1921 продан за 110000 М, слом в Вильгельмсхафене
7.11.1894
25.10.1895
10 S-75 T-75 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 551 1894 в 1909 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 в 1-м дивизионе тральщиков к 05.1916 во фл. вспом. ТЩ Сев. моря, 1-й п/фл. к 09.1918 в 4-й тральной фл., 10-й п/фл. 26.01.1921 исключён, 23.04.1921 продан за 110000 М, слом в Вильгельмсхафене
22.01.1895
26.04.1895
11 S-76 T-76 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 552 1894 в 1909 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик, 7.08.1910 затонул после столкновения, поднят и восстановлен к 08.1914 в 1-м дивизионе тральщиков к 05.1916 во фл. вспом. ТЩ Сев. моря, 3-й п/фл. к 09.1918 в 4-й тральной фл., 12-й п/фл. 26.01.1921 исключён, 16.04.1921 продан за 125000 М, слом в Вильгельмсхафене
13.03.1895
29.05.1895
12 S-77 T-77 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 553 1894 в 1909 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 в 1-м дивизионе тральщиков к 05.1916 во фл. вспом. ТЩ Сев. моря, 1-й п/фл. к 09.1918 в 4-й тральной фл., 10-й п/фл. 26.01.1921 исключён, 23.04.1921 продан за 110000 М, слом в Вильгельмсхафене
6.05.1895
10.07.1895
13 S-78 T-78 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 554 1894 в 1909 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 в 1-м дивизионе тральщиков к 05.1916 во фл. вспом. ТЩ Сев. моря, 2-й п/фл. 16.05.1917 погиб на мине в Северном море
9.04.1895
1.07.1895
14 S-79 T-79 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 555 1895 в 1909 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 в 1-м дивизионе тральщиков, к 05.1916 - то-же к 09.1918 тендер в распоряжении командира порта в Эзели (при 19 п/фл. миноносцев) 22.03.1921 исключён, в 05.1921 продан на слом в Киле за 110000 М
6.07.1895
1.09.1895
15 S-80 T-80 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 556 1895 в 1909 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 в 1-м дивизионе тральщиков, к 05.1916 - то-же к 09.1918 тендер при школе подводного плавания (в ремонте) 26.01.1921 исключён, 23.04.1921 продан за 110000 М, слом в Вильгельмсхафене.
14.06.1895
11.08.1895
16 S-81 T-81 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 557 1895 в 1909 модернизирован на "F. Schichau", перестроен в тральщик к 08.1914 в 1-м дивизионе тральщиков к 05.1916 во фл. вспом. ТЩ Сев. моря, 4-й п/фл. к 09.1918 - ? 26.01.1921 исключён, 16.04.1921 продан за 125000 М, слом в Вильгельмсхафене.
30.09.1895
28.03.1896
ТТХ
  S-66 S-67...73 S-74 S-75...81
Водоизмещение нормальное 140 т 137 т 157 т 152 т
полное 172 т 166 т 186 т 180 т
регистровое ? брт ? брт ? брт ? брт
Размерения длина КВЛ ? м ? м ? м ? м
полная 47,94 м 49,90 м
ширина 5,42 м 5,50 м 5,30 м
осадка носом 1,50 м 1,64 м 1,58 м 1,62 м
кормой 2,74 м 2,58 м 2,79 м 2,85 м
высота борта 2,31 м 2,37 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт
Ø 2,20 м Ø 2,17 м Ø 2,40 м
1 МО 1 вертикальная 3-цилиндровая (на "S-74" 4-цилиндровая) ПМ тройного расширения
1 КО 2 локомотивных ПК (13 атм., 343 м²) 1 локомотивный ПК (13 атм., 293 м²) 2 ПК "Thornycroft" (14 атм., 576 м²) 2 локомотивных ПК (14 атм., 343 м²)
с 1902 "S-66, 69": 1 локомотивный (13 атм., 294 м²)
с 1904 "S-67, 68, 70, 71, 73": 1 локомотивный (13 атм., 294 м²)
с 1905 "S-74": 2 военно-морских (14 атм., 497 м²)
с 1906 "S-72": 1 локомотивный (13 атм., 294 м²)
с 1909 "S-75...81": 2 военно-морских (14 атм., 400 м²)
с 1914 "S-67...73": 2 военно-морских (13 атм., 400 м²)
проектная мощность 1600 л.с. 2500 л.с. 1700 л.с.?
Ходовые данные скорость на испытаниях 22,1 уз. при 1600 л.с., 310 об/мин 21,9 уз. при 1610 л.с., 305 об/мин 23,7 уз. при 2500 л.с., 341 об/мин 22,3 уз. при 1744 л.с., 319 об/мин
запас топлива 36 т. угля 31 т. угля 40 т. угля 43 т. угля
дальность плавания экономичный ход 1560 миль (14) 1700 миль (12) ? 2070 миль (12)
полный ход ? 1010 миль (16) ? 1100 миль (16)
Экипаж 22 чел. (1 офицер, 21 матрос) 24 чел. (1 офицер, 23 матроса)
Дополнительные данные корпус стальной оцинкованный, набор по поперечной схеме, 9 отсеков
электроснабжение 1 динамо-машина, 2,5 кВт, 67 В, после модернизаций - 4 кВт
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части по правому борту
плавсредства 1 лодка
стоимость за шт. 368 тыс. М 346 тыс. М 464 тыс. М 388 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально позже
1 - 50 мм/40 [156 снарядов]
3 ТА - 450 мм (1 носовой подводный, 2 палубных) [4 торпеды] 1 минный трал

 

 

Следующим этапным миноносцем стал S-66 полным водоизмещением в 180 т, спущенный на воду в 1892 году. Оставив артиллерию прежней, на нём увеличили калибр торпедных аппаратов. Вновь конструкторы сделали ставку на улучшение ходовых качеств. На S-66 было введено серьезное новшество — вместо единственного котла локомотивного типа, поставлявшего пар для машины почти всех предыдущих миноносцев, на нем установили два котла, выведенные в одну трубу. Значительно повысилась надежность механической установки, и у фирмы "Шихау" появилась возможность побороться за столь модную характеристику, как скорость хода. В очередной раз вырос запас топлива — уже до 40 т, но из-за увеличившейся мощности дальность плавания осталась прежней. Заметным внешним отличием стал наклонный форштевень.

За головным улучшенным кораблем последовал многочисленный ряд его копий, правда сперва с одним котлом. В промежутке с 1894 по 1898 год в строй вошли 15 миноносцев, построенный по чертежам S-66, от S-67 до S-81. Еще одной важной ступенькой вверх стало появление на свет в 1896 году S-74, на котором локомотивные котлы уступили место водотрубным, причём окончательно перешли на схему с двумя котлами.

S 67-73 имели овальные трубы, остальные - круглые.

С 1902 по 1909 корабли прошли замену котлов, при повторной модернизации в 1914 все миноносцы серии получили второй котёл, при этом S-67...73 стали двухтрубными. Во время войны корабли получили прожекторы, короткую радиомачту по левому борту и козырьки на трубах.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г.

чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.

Принята 29 марта 1895 г.

тёмно-серый - всё

 

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

 

СЛУЖБА

S-70
Все миноносцы сперва состояли во флотилии и активно участвовали в манёврах флота, позже их перевели в береговую оборону. Не обходилось без аварий: во время летних манёвров 1898 23 августа S-71 столкнулся с авизо "Greif", хотя в тот раз обошлось без серьезных повреждений. Во время маневров 10 мая 1900 года тот-же S-71 протаранил в корму авизо "Blitz" и серьезно повредил ему руль.

S-72
7.08.1910 S-76 затонул после столкновения с S.32 в Балтийском море (54°30n/10°25o), но был поднят и восстановлен.

S-67
С началом войны по две единицы были приданы портовым сторожевым дивизионам Яде и Эльбы, 8 единиц - 1-му и 3 единицы - 3-му дивизионам тральщиков. Позже и "сторожевики" (в некоторых источниках упомянуты, как тендеры) были переведены в "тральщики". При этом были демонтированы торпедные аппараты, установлено тральное оборудование и мостик с прожектором. 4 сентября 1914 г. в связи с обозначением новых эсминцев с единицы, на старых кораблях индекс поменяли на "Т". При этом корабли, по некоторым данным, продолжали числиться миноносцами.

Корабли активно использовались для траления, при этом 19 августа 1915 "T.77" подорвался на мине в расчищенном фарватере, имел двоих погибших, но смог удержаться на плаву, был приведён на базу и отремонтирован.

"T.66", "T.67", "T.68" и "T.89" в составе 2-й флотилии тральщиков с 23 сентября по 30 октября 1917 г. участвовали в Моонзундской операции.

Четыре корабля были потеряны в результате подрывов на минах:
- 16 мая 1917 в 20:15 - Т-78 (Северное море, 55°33n/07°15o, 26 убитых)
- 18 октября 1917 - Т-66 (в Рижском заливе, Балтика, 58°18n/23°13o, 17 убитых)
- 4 июня 1918 - Т-68 (Северное море, 55°28n/06°44o, 7 убитых)
- 13 августа 1918 - Т-67 (к зап. от Эсбьерга, Дания, Северное море, 55°27n/06°46o, 2 убитых)

Большинство постепенно перечислялись переводились во вспомогательные службы, но из-за возросшей минной опасностью и необходимостью очистки Балтики, где боевые действия уже прекратились, к концу войны многие вернулись к тралению. В сентябре 1918 в тральных флотилиях числилось большинство кораблей этого типа: Т-69, 70, 72-77, 81, также они отметились при школе подводного плавания (Т-80), при флотилиях ПЛ (Т-71) и в распоряжении командира порта в Эзели (Т-79). Последний 10-21 августа 1918 г. был выделен в состав 19 полуфлотилии миноносцев (капитан-лейтенант Maßmann) для операции Schlußstein - планирующейся высадке в Петрограде для поддержки большевиков.

Все оставшиеся миноносцы вошли в состав послевоенного Рейхсмарине, но по окончанию послевоенного траления, уже в 1920-1921 г. их списали и сдали на слом кроме Т-69, который некоторое время использовали в качестве отопителя.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

             

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Конкурент на Эльбинге // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№7.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 07.06.2022

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1893-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
S-66
Миноносцы в шлюзе в Вильгельмсхафене.
S-66
Один из "T-67...73" в годы войны.
S-66
На заднем плане - миноносец типа "S-74".
S-67
модель миноносца типа "S-67".
S-67
модель миноносца типа "S-67".
S-67
модель миноносца типа "S-67".
S-67
модель миноносца типа "S-67".
S-67
модель миноносца типа "S-67".
S-67
модель миноносца типа "S-67".
S-67
модель миноносца типа "S-67".
S-67
модель миноносца типа "S-67".
S-67
"S-67" в 1910-1914 гг.
S-72
"S-72" в первые годы службы.
S-70
"S-70" в начале службы.
S-67
миноносец типа "S-67" уже с прожектором (после 1910), но ещё с торпедными аппаратами.
S-67
миноносец типа "S-67" в 1910-1914 гг.
S-67
миноносец типа "S-67" после 1914 г.