Миноносцы (минные катера) I класса (Torpedoboote I. Classe) типов
S-66/74
Германия, 1893-1896 г. 16 ед. (проекты верфи "Schichau", по программам 1892/1894 годов)
в годы войны в разное время (1914-1918) все служили тральщиками
1 руль в корме, 1 руль в носовой части по правому борту
плавсредства
1 лодка
стоимость за шт.
368 тыс. М
346 тыс. М
464 тыс. М
388 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально
позже
1 - 50 мм/40 [156 снарядов]
3 ТА - 450 мм (1 носовой подводный, 2 палубных) [4 торпеды]
1 минный трал
Следующим этапным миноносцем стал S-66 полным водоизмещением в 180 т, спущенный на воду в 1892 году. Оставив артиллерию прежней, на нём увеличили калибр торпедных аппаратов. Вновь конструкторы сделали ставку на улучшение ходовых качеств. На S-66 было введено серьезное новшество — вместо единственного котла локомотивного типа, поставлявшего пар для машины почти всех предыдущих миноносцев, на нем установили два котла, выведенные в одну трубу. Значительно повысилась надежность механической установки, и у фирмы "Шихау" появилась возможность побороться за столь модную характеристику, как скорость хода. В очередной раз вырос запас топлива — уже до 40 т, но из-за увеличившейся мощности дальность плавания осталась прежней. Заметным внешним отличием стал наклонный форштевень.
За головным улучшенным кораблем последовал многочисленный ряд его копий, правда сперва с одним котлом. В промежутке с 1894 по 1898 год в строй вошли 15 миноносцев, построенный по чертежам S-66, от S-67 до S-81. Еще одной важной ступенькой вверх стало появление на свет в 1896 году S-74, на котором локомотивные котлы уступили место водотрубным, причём окончательно перешли на схему с двумя котлами.
S 67-73 имели овальные трубы, остальные - круглые.
С 1902 по 1909 корабли прошли замену котлов, при повторной модернизации в 1914 все миноносцы серии получили второй котёл, при этом S-67...73 стали двухтрубными. Во время войны корабли получили прожекторы, короткую радиомачту по левому борту и козырьки на трубах.
чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.
Все миноносцы сперва состояли во флотилии и активно участвовали в манёврах флота, позже их перевели в береговую оборону. Не обходилось без аварий: во время летних манёвров 1898 23 августа S-71 столкнулся с авизо "Greif", хотя в тот раз обошлось без серьезных повреждений. Во время маневров 10 мая 1900 года тот-же S-71 протаранил в корму авизо "Blitz" и серьезно повредил ему руль.
S-72
7.08.1910 S-76 затонул после столкновения с S.32 в Балтийском море (54°30n/10°25o), но был поднят и восстановлен.
S-67
С началом войны по две единицы были приданы портовым сторожевым дивизионам Яде и Эльбы, 8 единиц - 1-му и 3 единицы - 3-му дивизионам тральщиков. Позже и "сторожевики" (в некоторых источниках упомянуты, как тендеры) были переведены в "тральщики". При этом были демонтированы торпедные аппараты, установлено тральное оборудование и мостик с прожектором. 4 сентября 1914 г. в связи с обозначением новых эсминцев с единицы, на старых кораблях индекс поменяли на "Т". При этом корабли, по некоторым данным, продолжали числиться миноносцами.
Корабли активно использовались для траления, при этом 19 августа 1915 "T.77" подорвался на мине в расчищенном фарватере, имел двоих погибших, но смог удержаться на плаву, был приведён на базу и отремонтирован.
"T.66", "T.67", "T.68" и "T.89" в составе 2-й флотилии тральщиков с 23 сентября по 30 октября 1917 г. участвовали в Моонзундской операции.
Четыре корабля были потеряны в результате подрывов на минах:
- 16 мая 1917 в 20:15 - Т-78 (Северное море, 55°33n/07°15o, 26 убитых)
- 18 октября 1917 - Т-66 (в Рижском заливе, Балтика, 58°18n/23°13o, 17 убитых)
- 4 июня 1918 - Т-68 (Северное море, 55°28n/06°44o, 7 убитых)
- 13 августа 1918 - Т-67 (к зап. от Эсбьерга, Дания, Северное море, 55°27n/06°46o, 2 убитых)
Большинство постепенно перечислялись переводились во вспомогательные службы, но из-за возросшей минной опасностью и необходимостью очистки Балтики, где боевые действия уже прекратились, к концу войны многие вернулись к тралению. В сентябре 1918 в тральных флотилиях числилось большинство кораблей этого типа: Т-69, 70, 72-77, 81, также они отметились при школе подводного плавания (Т-80), при флотилиях ПЛ (Т-71) и в распоряжении командира порта в Эзели (Т-79). Последний 10-21 августа 1918 г. был выделен в состав 19 полуфлотилии миноносцев (капитан-лейтенант Maßmann) для операции Schlußstein - планирующейся высадке в Петрограде для поддержки большевиков.
Все оставшиеся миноносцы вошли в состав послевоенного Рейхсмарине, но по окончанию послевоенного траления, уже в 1920-1921 г. их списали и сдали на слом кроме Т-69, который некоторое время использовали в качестве отопителя.