ОглавлениеКанонерские лодки и сторожевые корабли → Колониальный пароход "Hedwig von Wissmann"

  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Колониальный вооружённый пароход (Gouvernementsdampfer)

 Hedwig von Wissmann 


Германия (Танзания), 1900 г. 1 ед.

 

*
Hedwig von Wissmann
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Hedwig von Wissmann <Schiffswerft & Masch.-Fabr>, Гамбург, стр. № 360 ? правительственный пароход на озере Танганьика, с 12.08.1914 сторожевой, вооружение и экипаж с Möwe, 9.02.1916 в 11:50 потоплен брит. мотоботами Fifi, Mimi и бельгийским Dix, Tonnes у Луланги
1897 / 20.09.1900
6.11.1900
ТТХ
Водоизмещение нормальное ?
полное 60 т
регистровое 48 брт
Размерения длина МП 20,00 м
полная ?
ширина 4,26 м
осадка 1,25 м
высота борта 2,30 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт
? 1х2-цилиндровая ПМ "компаунд"
1 ПК (9 атм.)
мощность 85 л.с.
Скорость 9 уз. (по др. данным 6-7 уз, с плотом 1-2 уз.)
Экипаж 14 чел. + 14 солдат
Дополнительные данные построен по типу грузового судна
ВООРУЖЕНИЕ
по проекту к 08.1914 с 08.1914 с 11.1914 с 04.1915
2 пулемёта 1 - 40-мм пушка Круппа 3 - 37 мм револьверных пушки 2 - 37 мм револьверных пушки 1 - 45 мм скорострельная
1 - 37 мм револьверная

 

Первый немецкий правительственный пароход на озере Танганьика в Германской Восточной Африке. Он был почти однотипным с построенным на 7 лет раньше для озера Ньяса более крупным "Hermann von Wissmann", и первоначально использовался в качестве транспорта, инспекционного, полицейского и гидрографического судна.

Назван в честь Едвиги фон Виссманн, жены известного немецкого исследователя и колониального администратора Германа фон Виссмана (губернатор Германской Восточной Африки в 1889-1891, 1895-1896), который выбил средства на оба корабля.

В большом заливе в деревне Кассанга был построен слип для сборки парохода, но в ночь с 25 на 26 июля 1899 года пожар уничтожил большинство деталей и почти весь пароход. Шлойфер отправился в Германию за новыми запчастями, спуск первого немецкого парохода на озере Танганьика был отложен более чем на год, и состоялся 20 сентября 1900 в 6:00 часов утра.

Первоначально вооружение корабля составляла одна 40-мм пушка Круппа, установленная с зачислением парохода на службу 20 сентября 1900 в Бисмаркбурге. С началом первой мировой войны в Кигоме её заменили на 3х37 мм револьверные пушки C-83, но к 10 ноября одну из них передали на Kingani. В апреле 1915 носовая револьверная пушка была заменена на трофейную брит. 47 мм пушку Гочкисса.

С началом войны, 12 августа 1914 корабль был призван в службу охраны на озере Танганьика и перечислен в канонерскую лодку, с помощью которой хотели уничтожить единственный плавающий по озеру бельгийский пароход "Alexandre Del Commune" водоизмещением 90 т.

12 августа 1914 г. германские морские силы Танганьики, состоявшие всего лишь из "Hedwig von Wissmann", энергично начали поиски бельгийского парохода. Ввиду большой протяженности озера (по длине — около 350 миль) и незначительной скорости немецкого парохода, развивавшего всего от 6 до 7 уз., старшему лейтенанту Хорцу удалось встретить "Alexandre Del Commune" лишь 23 августа, на высоте Пала, у бельгийского побережья.

Во время происшедшего между ними боя более быстроходный бельгиец уклонился и ушел к Лукуге, где и укрылся под защитой береговых батарей, вооруженных многочисленными 76-и 47-мм пушками. Несмотря на то что 37-мм орудия германского корабля имели наибольшую дальность стрельбы в 2400 м, он продолжал бой в пределах артиллерийской дальности бельгийских батарей, обстреливая преимущественно "Alexandre Del Commune". В течение двухчасового боя бельгиец получил значительное количество попаданий в котельную установку, и тяжело поврежденный корабль выбросился на берег. "Hedwig von Wissmann" маневрированием искусно уклонялась от артиллерийского огня и получила "пробоину" только в кормовом флаге. Добившись решительного успеха, немецкие моряки прервали бой и вернулись в Кигому.

30 августа со своей командой прибыл в Кигому командир ГИСУ "Möwe" капитан 3 ранга Цюммер и принял командование германскими морскими силами озер Танганьика и Киву. Немецкие моряки привезли с собой все вооружение с "Möwe", состоявшее из четырех 37-мм револьверных пушек и двух 88-мм орудий с боезапасом по 200 выстрелов на ствол, два промерных катера и моторный катер железнодорожной компании с бензиновым двигателем "Benz". Кроме того, на озере имелся моторный катер с керосиновым двигателем "Peter". В середине октября 1914 г. туда же перебросили с моря казенный германский пароход "Kingani", водоизмещением 20 т. Для 88-мм пушек пришлось построить специальный деревянный плот. В командах пароходов, кроме белых, служили и местные жители.

Между тем от местных жителей поступили сообщения, что бельгийцы вновь спустили свой пароход на воду. 4 октября 1914 г. "Hedwig von Wissmann", буксируя вооруженный 88-мм пушками плот, в сопровождении парового катера и моторного катера "Peter", вышла в озеро на север, по направлению на Барак. В это же время второй паровой катер искал "Alexandre Del Commune" на юге, в направлении Альбертвиля.

Ранним утром следующего дня "Hedwig von Wissmann" с плотом на буксире дошла до северной оконечности полуострова Убвари. Высланный вперед на разведку моторный катер "Peter" при проходе мимо Барака попал под ружейно-пулеметный обстрел, на что с катера отвечали из восьми винтовок. Подошедший буксир с плотом открыли беглый огонь по хорошо приметным позициям противника. Были замечены удачные попадания.

На обратном пути к буксиру подошел посланный в разведку на юг паровой катер и сообщил, что "Alexandre Del Commune" находится в Альбертвиле. "Hedwig von Wissmann" с плотом пошла в Альбертвиль, чтобы попытаться снять смели бельгийский пароход, а в случае неудачи взорвать. Подход к Альбертвилю был запланирован на поздний вечер, чтобы приблизиться незаметно для противника. Скорость с плотом на буксире составляла 1-2 уз. Около 22 ч 30 немецких десантников с офицером на паровом катере и шлюпкой на буксире отвалили к берегу. Бельгийская рота, находившаяся в Альбертвиле, располагалась полукругом около вытащенного на берег судна. Несмотря на это, десант прошел незамеченным мимо постов и приблизился вплотную к кораблю, который был закрыт от волн невысоким земляным валом. Германские моряки взорвали машину и кочегарку динамитными патронами. Поднялась тревога, и пехоте пришлось прорываться под напором превосходящих сил противника. Благодаря темноте и панике у бельгийцев, немцам удалось уйти без потерь. "Hedwig von Wissmann" с плотом вернулся в Кигому, а паровой катер получил приказ в течение следующей ночи определить состояние "Alexandre Del Commune". Повторная ночная разведка в составе одного офицера и восьми матросов показала, что в результате взрыва отошли лишь отдельные листы обшивки. Разведка попала под перекрестный огонь, но все же вернулась без потерь.

Для отвлечения внимания противника от Альбертвиля немцы провели разведку боем бельгийских позиций возле Увиры, в северной части Танганьики. Германские сухопутные войска поддерживал командующий озерными силами на "Hedwig von Wissmann", с артиллерийским плотом на буксире и двумя паровыми катерами. Немцам не удалось взять хорошо укрепленную позицию.

22 октября 1914 г. "Hedwig von Wissmann" с плотом еще раз приблизилась к Альбертвилю. "Alexandre Del Commune" уже был на плаву под защитой 76-мм батарей, которые открыли огонь с дистанции 4 тыс. м. Немецким артиллеристам приходилось экономить снаряды, и они начали отвечать лишь с 2300 м, когда противник стал хорошо виден. Плот успел подавить сопротивление бельгийских батарей и начал обстрел неприятельского корабля. Из перехваченных сообщений бельгийского радио немецкие моряки впоследствии узнали, что "Alexandre Del Commune" получил 46 попаданий и был уничтожен.

В начале ноября командующий флотилией получил сведения, что на английском участке побережья должны находиться два малых парохода, которые в течение нескольких лет стояли без употребления. 18 ноября "Hedwig von Wissmann" и "Kingani" обнаружили у Китуны вытащенный на берег малый английский пароход "Good News". При обследовании выяснилось, что его корпус и котел совершенно проржавели. Поэтому немцы взорвали пароход и находившиеся рядом с ним две стальные шлюпки.

19 ноября экспедиция нашла вытащенный на берег у Казакалавы и сохранившийся в очень хорошем состоянии пароход "Cecil Rhodes", у которого оказалось только несколько вмятин в днище. Этот участок английские войска не контролировали, так как место было заражено сонной болезнью. Работы по стаскиванию парохода начались в тот же день, но противник ночью атаковал немецкие посты. В наступлении участвовали одна бельгийская и одна английская роты с двумя пулеметами. После продолжительного боя противник отступил, но немцам пришлось оставить всякую мысль о спуске парохода на воду и взорвать его.

После этого германские озерные силы проводили набеговые операции, обстреливая побережье союзников.

В конце марта из перехвата сообщений бельгийского радио немецкому командованию стало известно, что англичане намерены доставить из Капштадта на Танганьику два моторных катера и с их помощью начать оспаривать у Германии господство на озере. Одновременно в эфире шли разговоры об усиленной достройке бельгийского парохода "Baron Dhanis" водоизмещением 800 т, сборка которого прервалась в начале войны, но все узлы и детали были доставлены в Конго. Место постройки удалось обнаружить благодаря радиоперехватам; оно оказалось в маленькой протоке реки Калемне, южнее Лукуги.

Ввиду начавшейся операции против английского побережья флотилии на некоторое время пришлось заняться переброской немецких войск на южный берег озера. Корабли флотилии в конце августа перевезли обратно высаженный на английской территории отряд, а затем высадили и вернули обратно крупный германский отряд, оперировавший в устье реки Русиси.

К концу 1915 г. англичане доставили на Танганьику моторные катера "Toutou" и "Mimi", вооруженные 76-мм пушками последнего образца и развивавшие скорость до 15 уз. Первой жертвой этих новейших боевых единиц стала канонерская лодка "Kingani", захваченная в бою 26 декабря 1915 г. катерами "Mimi" и "Toutou". Корабль в сравнительно исправном состоянии британцы привели в Лукугу.

Германское командование не знало подробностей этой первой победы английских быстроходных катеров. По ложным донесениям своих шпионов оно полагало, что "Kingani" потоплена у Лукуги огнем береговых батарей. Поэтому 8 февраля 1916 г. для сбора сведений о её судьбе к Лукуге была отправлена "Hedwig von Wissmann.

9 февраля 1916 г. в 7 ч "Hedwig von Wissmann" обнаружила два катера противника и пошла с ними на сближение, но вскоре сзади них показались еще два силуэта, в том числе один пароход. Германский корабль отвернул и направился к мысу Кабаго, где было условлено рандеву с "Goetzen". Между тем противник быстро приближался и открыл огонь с дистанции 8 тыс. м.

Дальность стрельбы носового орудия немецкой канонерки (английской 47-мм пушки, захваченной в реке Руфиджи) составляла около 3200 м, а кормовой 37-мм револьверной — всего 2400 м. Сначала противник, несмотря на чрезмерный расход снарядов, вплоть до 12 ч не достиг ни одного попадания. "Hedwig von Wissmann" затрудняла ему стрельбу, уклоняясь от залпов зигзагом.

Около 12 ч германский корабль подошел к мысу Кабаго, но "Goetzen" там не оказалось, так как тот занимался срочными перевозками в другом месте. Вскоре канонерская лодка получила попадание в сухопарник парового котла. Осколки сорвали арматуру, вызвали пожар дров, пропитанных нефтью, и вследствие утечки пара "Hedwig von Wissmann" остановилась. Личному составу германского корабля удалось спастись на шлюпке и на спасательных поясах, предварительно подорвав корабль. Она затонул на большой глубине.

Экипаж "Hedwig von Wissmann" 9 февраля 1916 года насчитывал 28 человек: 14 европейских и 14 местных моряков. Двое европейцев погибли, 12 попали в плен, в том числе командир, Job Wilhelm Odebrecht. Из африканцев один погиб в бою, четыре утонули, а девять оставшихся в живых были взяты в плен.

Об этом сражении командующий флотом узнал лишь в середине февраля из сообщений бельгийского радио, равно как и о прибытии английских катеров на озеро. Позже корабль стал персонажем фильма "Африканская Королева".

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                                           

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990
2 Albert Röhr, Otto Mielke: Krieg und Frieden auf dem Tanganjika-See. Dampfer „Hedwig von Wissmann“. Moewig, München 1958.
3 Rudolf Fitzner: Ein deutscher Dampfer für den Tanganyika. 1897
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 17.04.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1889-1914
Немецкая Восточная Африка 1885-1916
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Модель "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Пленные моряки с "Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
"Hedwig von Wissmann"

"Hedwig von Wissmann"

"Hedwig von Wissmann"

"Hedwig von Wissmann"

"Hedwig von Wissmann"

"Hedwig von Wissmann"

"Hedwig von Wissmann"
Kingani
"Kingani" и батарейный плот в Кигоме после начала войны. На заднем плане слева - "Hedwig von Wissmann".

"Hedwig von Wissmann"

Спуск "Hedwig von Wissmann" на воду.
Hedwig von Wissmann
"Hedwig von Wissmann"

"Hedwig von Wissmann" до войны. На заднем плане - будущий противник и жертва - бельгийский "Alexandre Del Commune"
Hedwig von Wissmann
"Hedwig von Wissmann"

Оз. Танганьика, карта 1892 г.
Hedwig von Wissmann
"Hedwig von Wissmann".
Hedwig von Wissmann
Сборка "Hedwig von Wissmann" на слипе в Кассанге.
Герман и Едвига фон Виссманн
Hedwig von Wissmann
Спуск "Hedwig von Wissmann" на воду.
Hedwig von Wissmann
"Hedwig von Wissmann"
Предыдущая страница - правительственный п/х "Nachtigal" (в Камеруне)
Следующая страница - речная канонерская лодка "Schamien" (в Китае)