Оглавление → Броненосцы и линкоры → тип "Deutschland"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эскадренные броненосцы (Linienschiffe I. Classe) типа
Германия, 1906-1908 гг. 5 ед. (проект 1901-1902 гг. - головной, 1902-1903 гг. - остальные)
* Deutschland * Hannover * Pommern * Schlesien * Schleswig-Holstein *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Последние германские эскадренные броненосцы, вторая и последняя серия кораблей, заложенная в соответствии с первым "морским законом" 1898 г. конструктивно практически полностью повторяла предыдущую. Удалось только на 1 дюйм увеличить толщину брони башен и главного пояса. Броня монтировалась на 80-мм деревянной подкладке. Остальное бронирование, а также состав и расположение артиллерии остались без изменений. Исключение составляли лишь 4 верхних 170 мм установки, вместо сомнительных башен, размещённые в более простых казематах. Главная причина подобного "консерватизма" заключалась в весьма странном подходе к экономии средств. Дело в том, что корабли размера "Брауншвейгов" были тем максимумом, который еще пропускал Кильский канал, соединявший два моря - Северное и Балтийское. При увеличении размера новых броненосцев пришлось бы либо затратить значительные суммы на его реконструкцию, либо отказаться от возможности использовать флот против своих предполагаемых противников: России на востоке и Франции и Англии на западе. Тирпиц не захотел "поступиться принципами" и настоял на постройке морально устаревших линкоров. С началом войны корабли входили в состав 2-й эскадры вице-адмирала Шеера. Из всех германских броненосцев только "Deutschland-ам" удалось по-настоящему понюхать пороху. 5 броненосцев в составе 2-й эскадры вместе с остальными силами германского флота участвовали в единственном генеральном сражении первой мировой войны - Ютландском бою. Взятые явно "для числа", они служили источником постоянной головной боли для адмирала Шеера из-за своей малой скорости и большой уязвимости. Ему пришлось трижды на протяжении боя совершать сложный маневр поворота "все вдруг" всем флотом - в немалой мере из желания удержать свои старые броненосцы как можно дальше от огня английских дредноутов. Но совсем уберечься им не удалось: ночью при атаке британских эсминцев 12-й флотилии "Pommern" взлетел на воздух от взрыва погреба и затонул с 839 членами экипажа, немного скрасив достаточно печальный для англичан итог Ютланда. Немедленно после боя додредноуты окончательно покинули Флот Открытого моря. "Deutschland" осенью 1916 был выведен из состава флота и разоружен. Осенью 1917 г. стал плавказармой в Вильгельмсхафене, исключён 25.01.1920, продан на слом и разобран в 1920-1922 гг. "Schleswig-Holstein" в начале 1917 г. выведен в резерв, частично разоружен (остались 6-105 мм/45 и 4-88 мм/35), с осени - плавказарма в Киле. В 1918 г. находился в Бремерхафене, а затем использовался в качестве учебного корабля. "Hannover" с 1917 г. использовался в качестве брандвахтенного корабля, вооружение частично сохранил. "Schlesien" с начала 1917 г. использовался в качестве вспомогательного корабля, с осени - учебная база в Киле, с 1918 г. - учебный корабль для морских кадетов, вооружение сохранил. Казалось, время их активной службы ушло безвозвратно, но история распорядилась иначе. После поражения кайзеровской Германии Веймарской республике, было разрешено оставить на флоте всего 15 тысяч моряков и 8 старых броненосцев, в том числе 2 - в резерве. На активной службе остались "Hannower", "Schlesien" и "Schleswig-Holstein". В 1924 - 02.1926 гг. ("Schleswig-Holstein") и 1925 - 03.1927 гг. ("Schlesien") прошли модернизацию на верфи в Вильгельмсхафене: 8 из 12 котлов переведены на нефть; носовая дымовая труба объединена со второй; 170-мм/40 орудия, боезапас которых оказался слишком тяжелым для ручного заряжания, заменены на 150-мм/55, причем число их сокращено до 12; прежние 88-мм/45 сняты, установлены 4 88-мм/45 зенитки. "Schleswig-Holstein" вновь вступил в строй 1.2.1926 в качестве флагманского корабля флота; "Schlesien" — 1.03.1927. По мере вступления в строй "карманных линкоров" (формально подходивших под Версальские ограничения) необходимо было избавляться от "стариков". "Hannover" в 1935 г. был разоружен, служил кораблем-целью для авиации, планировалось сделать его радиоуправляемым. Разобран в Бремерхафене после окончания 2-й мировой войны, в 1945-1946 гг. Два других переоборудовались в учебные корабли: "Schlesien" в феврале — апреле 1934 г., "Schleswig-Holstein" в январе — марте 1936 г. Сняты еще 2 150-мм орудия и все ТА, установлены 4 37-мм и 4 20-мм автомата. В конце 1939 г. оставшиеся 150-мм орудия сняты, 88-мм зенитки заменены на 6 105-мм/45. Усиление зенитного вооружения продолжено в 1944 г.: к концу карьеры на кораблях имелось по 6 105-мм/45, 10x1 40-мм/56, 4x4 и 3x2 20-мм (все 37-мм к тому времени демонтированы). 1.09.1939 "Schleswig-Holstein" сделал первый выстрел Второй мировой войны, обстреляв польскую крепость Вестерплятте. Дебют "Schleswig-Holstein" у Вестерплятте предопределил роль этих устаревших кораблей на всю войну. Их использовали только для обстрела берега, но довольно интенсивно, с конца 1940 до середины 1944 г. оба находились в Восточной Балтике. "Schlesien" воевал чуть ли не до последних дней второй мировой войны. Получивший тяжелые повреждения на мине, он был взорван своей командой в Свинемюнде 4 мая 1945 г. После войны его долго и нудно разбирали в бывшем порту Свинемюнде; последние части его пошли на металл в 1956 г. На "Schleswig-Holstein" в сентябре 1944 г. добавили 5х2 - 20 мм автоматов, и он стал кораблём ПВО в польском порту Гдыня. Севший на грунт после атаки британской авиации 18.12.1944 г., он также был взорван командой и простоял до 1952 г., когда у поляков наконец дошли руки до бывшего линкора противника. Разборка продолжалась до 1956 г.
Линкоры типа Deutschland были последними линкорами-додредноутами Кайзерлихмарине. Представляя конечную стадию развития германских линкоров-додредноутов, корабли типа Deutschland были спроектированы в 1901-02 гг. и заложены между июлем 1903 и ноябрём 1904 на верфях в Киле, Штеттине, Вильгельмсхафене и Данциге. Практика установки артиллерии промежуточного калибра, общая для других крупных военно-морских флотов, не была принята в немецком Военно-морском флоте из-за трудности управлении огнём при падении снарядов трех разных калибров. Первый корабль типа, "Deutschland", был почти идентичен во всех отношениях своим предшественникам. Толщина брони и её распределение были теми же, с 225 мм поясной броней и 160 мм казематами. Котельное хозяйство был таким же, с восемью военно-морскими котлами Schulz-Thomycroft и шестью цилиндрических котлами. Одно небольшое различие заключалось в том, что четыре 17 см пушки среднего калибра, установленных на типе "Braunschweig" в башнях на верхней палубе были заменены казематами на тех же позициях. Остальные корабли типа были построены по модифицированому проекту. Шесть цилиндрических котлов были заменены четырьмя военно-морскими котлами проекта Schulz-Thornycroft, в общей сложности стало 12 военно-морских котлов. Толщина плит брони была повышена: поясная броня была увеличена с 225 мм до 240 мм, а броня цитадели - с 160 мм до 170 мм. Каждый корабль стоил свыше 24 миллионов марок, постройка занимала 3-4 года. Когда линкоры типа Deutschland входили в строй, они сразу стали устаревшим с вводом в строй "all-big-gun" HMS Dreadnought в 1906. Таблица постройки и испытаний
Deutschland имел длину 126 м по ватерлинии, и 127,61 м максимальную. Ширина составляла 22 м, осадка - 8,2 м, водоизмещение 13993 тонн при полной загрузке. Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмещения на 21,18 т. Корпус был набран по бракетной схеме и делился на 12 (на "Pommern" 13) водонепроницаемых отсеков. Двойное дно продолжалось на 84% длины корпуса. Силовая установка головного Deutschland повторяла таковую у предыдущего типа - корабль был снабжён тремя паровыми машинами тройного расширения, работавшими на 3 вала, суммарной мощностью 19000 лс. В трёх котельных отделениях располагались 14 паровых котлов: 8 военно-морских (Schulz-Thornycroft) с 16 топками и 6 цилиндрических ПК с 22 топками (всего 38 топок), вырабатывающие пар с рабочим давлением 13,5 кгс/кв.см. Поверхность нагрева составляла 4550 кв.м. Серийные корабли отличались от головного составом котельной установки: в трёх котельных отделениях располагались 12 военно-морских с 24 топками, вырабатывающие пар с рабочим давлением 15 кгс/кв.см. Поверхность нагрева составляла 4600-4670 кв.м. В 1908-09 гг. было предусмотрено дополнительное нефтяное питание. Зимой 1915 г. на Schlesien и Schleswig-Holstein по 8 котлов перевели на смешанное угольно-нефтяное отопление. В 1938-1939 на Schlesien демонтировали оставшиеся угольные котлы, а освободившееся носовое котельное отделение переоборудовали в жилые и учебные помещения для кадетов. Бортовые валы имели 3-лопастные винты 4,8 м диаметром, центральный - 4-лопастный в 4,5 м диаметром. Единственный руль имел паровой привод. Электрический ток производили четыре паровых турбогенератора, произведенных фирмой A.E.G. Каждый имел мощность 65kW при напряжении 110 вольт, общий выход 260kW. Корабли типа Deutschland имели единую водоотливную систему; две трубы большого диаметра шли по каждому борту корабля и обслуживались несколькими мощными группами водоотводных насосов. Основное вооружение линкоров типа Deutschland составляли четыре 28 см (11") пушки SK (Schnelladenkanonen) L/40 в двухорудийных башнях, смонтированных - одна спереди и одна на корме в поворотных установках Drh.L C/01. Пушки имели угол снижения -4 и возвышения +30, максимальная дальность стрельбы 188 гектометров. Как бронебойные так и фугасные снаряды весили 240 кг и имели начальную скорость 820 метров в секунду. Запас снарядов составлял по 85 на ствол. Заряд для стрельбы помещался медную кассету весом 73 кг. Скорострельность достигала двух выстрелов в минуту. Германия не последовала за лидерами и не устанавливала промежуточный калибр, хотя такие проекты разрабатывались. Корабли сохранили единый средний калибр, но его размер был увеличен до 17 см. Тем не менее, вес залпа "Deutschland" был всего около 1600 кг, в то время, как у современного ему Британского додредноута King Edward VII - около 2400 кг. "Deutschland" нёс 14 пушек x 17 см SK L/40 на штыревых установках MPL C/01. Орудийные порты были значительно усовершенствованы благодаря клинообразным отверстиям, позаимствованным от американского флота, угол обстрела доходил до 137°. Боезапас составлял по 130 снарядов на пушку; тем не менее, пушки все еще заряжались вручную, и, с увеличением калибра и увеличении веса снаряда до 75 кг, к обслуживающей команде были установлены высокие физические требования. Понятно, результат сказался на скорострельности, которая была теоретически пять выстрелов в минуту. Максимальная дальность была 14500 м. Лёгкая артиллерия для защиты от миноносцев состояла из 20 пушек x 8.8 см SK L/35 C/02 в установках MPL C/02. Их 9 кг снаряды выстреливались с частотой 10 выстрелов в минуту и запас составлял 2800 снарядов. Летом 1916 некоторые из них были сняты и заменены на 4 x 8.8 см L/45 C/13 BAK (Ballonabwehrkanonen, 'Противоаэростатные пушки') установленное на кормовой надстройке. Дальность стрельбы этой пушки составляла 141 hm и скорострельность была 15 выстрелов в минуту. Торпедное вооружение состояло из 6 45 см торпедных аппаратов, четыре установленные по бортам, один в носу и один в корме. Торпеды были бронзового типа C/03 с весом боеголовки 147.5 кг, их дальность хода составляла 3,000 м на 26 узлах. Общий запас составлял 16 торпед. Ватерлиния была защищена броней по всей длине. Первый корабль этого типа, Deutschtand, имел основной броневой пояс толщиной 225 мм, снижавшейся до 140 мм к нижней кромке. В оконечностях толщина поясной брони была 100 мм. Броня цитадели имела толщину 160 мм. На других кораблях типа основной пояс был 240 мм, утоньшаясь до 170 мм в нижней кромке, броня цитадели была повышена до 170 мм. Толщина броневой палубы была 40 мм со скосами 67 мм. Броня над казематами была 35 мм. Передняя боевая рубка имела максимальную толщину 300 мм, кормовая боевая рубка имела максимум 140 мм. 28 см башни имели лобовую броню 280 мм и толщину крыши 50 мм, барбеты имели максимальную толщину 250 мм. Броня была из Крупповской цементированной стали, тип хромоникелевой стали. В начале 1915 Имперский Военно-морской флот предпринял меры по улучшению подводной защиты до-дредноутов от минных и торпедных взрывов. Эти корабли не имели тщательно разработанных и эффективных систем подводной защиты, интегрированной в основную конструкцию, как у дредноутов. Предпринятые меры меры состояли главным образом в перемещения или удалении снарядных и пороховых погребов, расположенных в междудонном пространстве и наполнение образовавшихся пустот деревянными ящиками. Сомнительность этих мер проявилась в октябре 1915, когда броненосный крейсер Prinz Adalbert был торпедирован подлодкой, взорвался и затонул. Последовавшая в 1916 г. гибель Pommern в Ютландской битве показала, что временные меры, предпринятые для улучшения подводной защиты этих кораблей были безрезультатными и что они не давали защиты против современных торпед и мин. Корабли типа "Deutschland" были не такими хорошими ходоками, как их предшественники. Известно, что они имели более сильную качку, хотя она была медленная и мягкая, значительно теряли скорость в штормовую погоду. Они хорошо маневрировали и разворачивались, но при максимально положенном на борт руле кренились до 12°. Дифферентующий момент на единицу осадки (1 м) составлял 14800 тм, поперечная метацентрическая высота: Deutschland - 0,90 м, продольная 127 м, остальные - 0,98 м, продольная 130 м. Остойчивость была максимальная при 31° крена и нулевой при 70°. В качестве плавсредств корабли несли по 2 больших паровых катера, 0 - 1 малый паровой катер, 2 баркаса, 0 - 1 вельбот, 2 катера, 2 яла, 1 - 2 двухвесельных яла. Схема окраски Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
В 1944 - 1945 использовалась камуфляжная окраска.
"Deutschland" и "Pommern" отличались от остальных конструкцией носовой боевой рубки, "Deutschland" и "Hannover" отличались конфигурацией кормовой надстройки и рубки. Все корабли различались формой шлюпочных кранов. "Hannover" также можно было отличить по особенно густому дыму на ходу, вызванному большим потреблением угля. На "Deutschland" сперва прожектора располагались по одному на топах мачт, во время испытаний носовой отсутствовал. На остальных сперва тоже было по 2 прожектора, но кормовые стояли на крыше грот-марса. Вскоре после испытаний и на "Deutschland" их разместили также. В 1911 были добавлены брам-стеньги, прожектора разместили: 1 на топе фок-мачты, 1 на площадке над фор-марсом, два на крыше грот-марса и по одному на площадках по бокам носовой трубы. В 1912-1914 гг. на обеих мачтах были установлены позиции наблюдения. Не все корабли несли противоторпедные сети.
изображения с сайта www.shipbucket.com
Заказанный первым в серии, как "Schlahtschiff N", корабль был заложен также первым, 20 июня 1903 г. на верфи Germania в Киле под строительным номером 109. 19 ноября 1904 г. он был первым спущен на воду и получил имя Deutschland в честь броненосного фрегата "Deutschland" (сп. в 1874 г.). 3 августа 1906 предварительно вошёл в строй и до конца следующего сентября продолжались испытания, стоимость постройки составила 24 млн. 481 тыс. марок.
Второй корабль типа Deutschland был одобрен бюджетом 1904 г. и 1 июня 1904 Имперская Верфь в Вильгельмсхафене получила контракт на постройку корабля "Schlahtschiff P" (заказан третим в серии). Киль был заложен 7 ноября (третим в серии) под строительным номером 28, спуск последовал 29 сентября 1905 (вторым в серии). При спуске корабль получил имя Hannover в честь прусской провинции Ганновер (теперь Нижняя Саксония), став первым германским боевым кораблём с таким именем. Линкор был завершён в ноябре 1904, стоимость постройки составила 24 млн. 253 тыс.марок.
Заказанный вторым в серии, как "Schlahtschiff O", корабль был и заложен вторым, 22 марта 1904 г. на верфи AG Vulcan в Штеттине под строительным номером 262. Из-за чрезвычайно низкой воды, спуск состоялся вместо планируемого 19 ноября 1905, только 2 декабря (третим в серии). При спуске он получил имя Pommern в честь прусской провинции Померания), став первым германским боевым кораблём с таким именем. В начале июля 1907 Pommern был переведён на верфь в Киле и, после установки тяжелой артиллерии, 6 августа 1907 начались его испытания. Развив скорость 18,7 узлов, Pommern стал самым быстрым линкором до-дредноутом в мире. 11 ноября 1907 он присоединился ко 2-й эскадре, стоимость постройки составила 24 млн. 624 тыс. марок.
Контракты для последних двух кораблей типа были выданы 11 июня 1904. Заказанный как "Schlahtschiff R", корабль был заложен четвёртым в серии, 19 ноября 1904 г. на верфи F. Schichau в Данциге под строительным номером 751. Спуск произошёл 28 мая 1906. Корабль был назван Schlesien в честь провинции Силезия, став первым германским боевым кораблём с таким именем. В марте 1908 Schlesien перешёл в Киль для окончательной достройки, где 5 мая 1908 он вступил в строй, стоимость постройки составила 24 млн. 920 тыс. марок.
Заказанный как "Schlahtschiff Q", корабль был заложен последним. По неизвестной причине верфи Germania в Киле потребовалось 14 месяцев, чтобы начать строительство - получив контракт 11 июня 1904 верфь заложила киль лишь 18 августа 1905. Корабль был последним в серии и спущен на воду 17 декабря 1906, при этом получил имя Schleswig-Holstein, в честь провинции Шлезвиг-Гольштейн, став первым германским боевым кораблём с таким именем. Schleswig-Holstein был передан флоту 6 июля 1908, на него перешёл экипаж с однотипного Schlesien. По окончании испытаний, 21 сентября 1908 Schleswig-Holstein присоединился ко II эскадре, стоимость постройки составила 24 млн. 972 тыс. марок.
Deutschland 1906Deutschland 3 августа 1906 предварительно вошёл в строй Deutschland и до конца сентября продолжались его испытания. Он сразу стал флагманом II линейной эскадры Флота Открытого Моря. 26 сентября адмирал Принц Генрих, брат Кайзера, поднял свой флаг в новой роли руководителя активного линейного флота. Он заменил гросс-адмирала фон Кёстера. Deutschland начал свою службу как флагман флота. Тактически он входил во 2-ю эскадру.Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland В декабре 1906 флот провёл зимние учения в Северном Море и затем возвратился в Киль. 16 февраля 1907 по предложению статс-секретаря Тирпица, который хотел избежать противопоставления Британскому флоту и устранить агрессивное созвучие 'боевой флот', но был против любого предложения 'берегового защитного флота', 'Активный боевой флот' стал называться 'Флот Открытого Моря.Deutschland Deutschland 1907Pommern В начале 1907 были проведены учения в Северное Море, в мае-июне - тактическая подготовка в тех же водах. Затем последовал летний поход в Норвегию, потом Deutschland посетил Свинемюнде, в сентябре последовали осенние маневры 1907, а в ноябре Deutschland ушел на верфь для текущего ремонта.Deutschland 6 августа 1907 начались испытания Pommern, и 11 ноября 1907 он присоединился ко 2-й эскадре.Hannover 1 октября 1907 вступил в строй Hannover и начались его испытания, прерванные в ноябре учениями флота в Скагерраке. Только 13 февраля 1908 он закончил испытания и вошёл во 2-ю эскадру.Hannover Deutschland
Hannover
Pommern
Hannover
Deutschland
Deutschland
1908 Deutschland 1908 год начался с упражнений на Балтике в феврале и в мае-июне прошли манёвры флота у Гельголанда.Deutschland Еще в 1907 Принц Генрих хотел предпринять с ФОМ учебный поход в Атлантику, чтобы увеличить его готовность к дальним морским операциям и дать командам интересное пребывание вне однообразных домашних вод. Тогда идея не была реализована по политическим соображениям, но когда в 1908 британский флот провёл учебную мобилизацию и в июне выполнил маневры у Датского побережья, Принц Генрих получил одобрение своего плана и 13 июля 1908 г. ФОМ вышел через Кайзер Вильгельм Канал в Северное Море и провёл тактические и стратегические учения в Атлантическом океане. В ходе маневров, немецкие корабли заходили в различные порты, Deutschland посетил Фуншал и Санта Круз де Тенерифе, с 23 июля по 1 августа Hannover находился с визитом в Пунта-Дельгадо на Азорских островах. 13 августа флот вернулся в Киль.Schlesien Hannover Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland
Deutschland
Schleswig-Holstein Schlesien 5 мая 1908 вышел на испытания Schlesien, с 6 июля по 5 сентября 1908 корабль использовался как торпедо-испытательное судно. После того, как эта служба завершилась, он присоединился к 1-й эскадре.Осенние маневры 1908 состоялись в сентябре в Балтийском и Северном Морях. После них Hannover был переведён в I эскадру, и служил её флагманом в течение двух лет. 6 июля 1908 флоту был передан последний линкор серии - Schleswig-Holstein, на него перешёл экипаж с однотипного Schlesien. По окончании испытаний, 21 сентября 1908 Schleswig-Holstein присоединился ко II эскадре. Schleswig-Holstein Конец года был отмечен манёврами флота в Балтийском море в ноябре.Schlesien 1909Pommern В 1909 весенние манёвры прошли в мае, атлантический поход был проведен 7 июля - 1 августа 1909, в ходе его Deutschland посетил Бильбао. Затем последовали осенние маневры 1909. В конце 1909, в ходе ежегодного ремонта, силуэт Deutschland был изменен дополнением новых прожекторных площадок и он также стал первым кораблём военно-морского флота, который получил установку Рентгена, Pommern зимой использовался в качестве ледокола на Балтике.Deutschland 1910Pommern В 1910 манёвры эскадры прошли в феврале, а 1 апреля 1-я эскадра перешла из Киля в Вильгельмсхафен, где в её состав перевели Schlesien, и впоследствии принимала участие в весенних маневрах в Каттегате в мае, летнем походе в Норвегию в июле и осенних маневрах 1910 - в октябре - в Северном море. В марте 1910 г. экипаж Schleswig-Holstein установил рекорд императорского флота по скорости погрузки угля, приняв 700 тонн за 85 минут со средней скоростью 493,8 т / ч. В ноябре Кайзер подымался на борт Deutschland для участия в церемонии открытия Военно-морской Школы во Фленсбурге-Мюрвике. Год закончился зимним круизом флота в западной Балтике.Deutschland Deutschland S-Holstein
Deutschland
S-Holstein
S-Holstein
Schlesien
Pommern
Deutschland
Hann.
Deutschland Во время зимнего перерыва на всех кораблях добавили прожекторы (вместо 2 их стало 6).Schleswig-Holstein 1911Schleswig-Holstein Deutschland В 1911 прошли привычные манёвры флота в Северном море в мае и июне, затем поход в Норвегию в июле-августе и в августе-сентябре - осенние учения 1911. 3 октября Hannover, а 3 ноября Schlesien вернули во 2-ю эскадру в Киле и год завершился манёврами в Балтийском море в ноябре.Schlesien Deutschland
Deutschland
Deutschland
I.Geschw.
Deutschland
Deutschland
Deutschland Зима 1911 - весна 1912 прошли как обычно, маневры были в феврале, марте и апреле. 27 апреля Hannover стал кораблём младшего флагмана 2-й эскадры (контр-адмирал Сушон, с сентября - капитан 1-го ранга, позже - контр-адмирал Мауве).1912 Schlesien Летний поход 1912 из-за Марокканского кризиса был проведён только в Балтийских водах. Осенние маневры 1912 происходили у Гельголанда в августе-сентябре. На обратном пути Deutschland получил легкие повреждения в результате посадки на мель в Балтийском море и ему пришлось стать в док для ремонта. Уже в ноябре он смог принять участие в зимнем походе. Pommern зимой использовался в качестве ледокола на Балтике.Pommern 1913
Hannover Deutschland 31 января 1913 г. Deutschland был сменён в качестве флагмана флота дредноутом Friedrich der Große. Позолоченное украшение на носу было снято и заменено геральдическими щитами. Корабль входил во II эскадру и в составе этого подразделения принимал участие во всех маневрах до начала войны. В этом году это был летний поход в Норвегию, а в ноябре - осенние маневры 1913 в Балтийском море.Pommern В 1913 году принц Генрих Прусский убедил адмирала фон Тирпица оснастить броненосец Pommern экспериментальной взлётной платформой над передней башней ГК. Первые испытания, проведённые в Балтийском море с модифицированным монопланом Etrich (Rumpler) Taube были абсолютно неудачными. Несколько экспериментальных бипланов, основанных на британских Avro и Sopwith, были более успешны. В первом случае поплавково-колёсный Avro 503 взлетел с Pommern, провёл в воздухе несколько часов, имитируя бомбардировку Данцига, и успешно вернулся, чтобы приземлиться рядом с линкором на поплавки. Этот вариант был в конечном счете пущен в серийное производство концернами Hannover (в колесной разновидности) и Albatros (в варианте гидросамолета), став первым настоящим самолетом германских ВМС.1914 Hannover В 1914 прошли все обычные упражнения и маневры. 17 марта Pommern представлял флот в Свинемюнде на торжествах в честь 60-летней годовщины сражения при Ясмунде. 14 июля 1914 флот вышел в летний поход, снова в воды Норвегии, однако, из-за угрозы войны, он был прерван преждевременно. 29 июля 1914, 2-я эскадра прибыла в Киль и оттуда перешла в Вильгельмсхафен.Schleswig-Holstein Deutschland Deutschland
Pommern
Pommern
Pommern
Pommern
Schlesien
Deutschland
Deutschland
Hannover
Schlesien
Schlesien
Hannover
Deutschl.
Schl.
Deutschland
Schl.
Deutschland
Pommern
S-Holstein
S-Holstein
Schl.
Deutschland После начала войны II эскадра (Schleswig-Holstein, Schlesien, Pommern, Hannover, Deutschland) несла сторожевую службу в Германской бухте, находясь в боевой готовности на рейде Альтенбрух (устье Эльбы), но с 2 до 23 октября 1914 Deutschland стоял в Киле. В конце октября - начале ноября корабли 2-й эскадры ушли на верфь в Киль для модернизации подводной защиты, где находились с 27 октября по 4 ноября.10 - 12 ноября Deutschland предпринял учебный поход к востоку от о. Борнхольм, с 17 ноября он снова находился в устье Эльбы, использовался для сторожевой службы на рейде Фосслап. Pommern 15-16 декабря 1914 корабли входили в основные силы прикрытия налета крейсеров на английское побережье в Хартлпул, Скарборо и Уитби.Во время битвы у Доггер-банки 24 января 1915 Pommern и Hannover выходили в море на помощь крейсерам, но вскоре были возвращёны. Schlesien Pommern 15 февраля 1915 Deutschland спустился ниже по реке для охраны устья. С 21 февраля по 12 марта 1915 корабль прошёл ремонт на верфи в Киле, после чего вновь вернулся на Эльбу.17-18 апреля 1915 корабли входили в силы, прикрывающие 2-ю разведгруппу при минной постановке у Шварте-банки, а также принимали участие в безрезультатном походе адмирала фон Поля в направлении Доггер-банки 21-23 апреля 1915. Pommern 16 мая 1915 Hannover ушел в Киль, чтобы заменить 28 см стволы, но вернулся вовремя, что бы с Schleswig-Holstein и Schlesien участвовать в походе флота 29-30 мая 1915 на 50 морских миль к северу от острова Ширмонниког - поход был прекращён преждевременно из-за плохой погоды.Schlesien С 28 июня по 12 июля 1915 Hannover снова был на верфи в Киле, на этот раз для установки дополнительного нефтяного питания котлов.Deutschland 11-12 сентября 1915 2-я эскадра прикрывала минную постановку II разведгруппы у Шварте-банки, а следующий поход флота 23-24 октября прошёл без какого либо результата.Hannover Последующая служба Deutschland до весны 1916 проходила главным образом в охране устьев Эльбы и Яде, прерываемые выходами для поддержки лёгких сил при минных постановках. 21 сентября - 11 октября 1915 корабль уходил на Балтику для боевой подготовки и затем прошёл ремонт на верфи в Киле. Работы были проведены на верфи "Vulcan" в Гамбурге 27 февраля - 1 апреля 1916.Schleswig-Holstein В марте 1916 Schlesien короткое время использовался как цель для ПЛ, тренировавшийся в Балтийском море.По возвращении на рейд Альтенбрух, Deutschland стал флагманским кораблём командующего II эскадрой, контр-адмирала Мауве. Hannover Во время операции флота 5-7 марта 1916, 2-я эскадра оставалась в Германской бухте, в готовности к выходу на поддержку. Затем они вошли в основные силы прикрытия для действий против Лоустофта и Ярмута 24-25 апреля 1916.Pommern В апреле 1916 на Schleswig-Holstein сняли две 8.8 см пушки и заменили двумя зенитными пушками того же калибра, возможно, подобную замену произвели и на других кораблях.4 мая 1916 II эскадра поддерживала операцию против Британских сил у Хорнс-Рифа. Schlesien Вопреки предшествующему намерению, вице-адмирал Шеер взял шесть кораблей II Эскадры в Ютландский бой. Вечером 31 мая II эскадра вошла в контакт с британскими линейными крейсерами и открыла огонь. В 21:32 снаряд большого калибра поразил каземат VI на Schleswig-Holstein. 17 см пушка и сигнальный пост правого борта были разрушены, три человека убиты и восемь ранены. На Schlesien осколки близко упавшего снаряда убили одного человека и ранили другого. Hannover выпустил в общей сложности восемь 28 см и двадцать два 17 см снаряда, но сам повреждений не получил. Deutschland сделал всего 4 выстрела.Pommern Pommern К 03:00 1 июня 2-я эскадра вошла в контакт с британской 12-й флотилией эсминцев. Линкоры отвернули на правый борт, чтобы избежать торпед, но в 03:10 Pommern под командой капитана цур-зее Зигфрида Болькена был поражён одной или возможно двумя торпедами, выпущенными британским эсминцем Onslaught (по другим данным - Faulknor). Последовала серия мощных взрывов с короткими интервалами - предположительно взорвались 17 см погреба. С правого борта пламя залило весь корабль и достигло верхушек мачт. Pommern разломился надвое; следующий за кормой Hannover, вынужден был выйти из линии на правый борт, чтобы обойти плавающую кормовую половину корабля, на котором винты и руль задрались высоко в воздух. Вся команда из 839 офицеров и матросов погибла.Schleswig-Holstein Hannover Значительная часть обломков была поднята в 1957, была снята броня и цветные металлы. Носовое украшение теперь выставлено в Немецком Морском Музее в Laboe.Ремонт боевых повреждений Schleswig-Holstein длился с 10 июня по 25 июня 1916. После этого корабль использовался как цель для ПЛ, с 12 по 23 февраля 1917 отвлекаясь на сторожевую службу в Зунде.
Hannover Schlesien После битвы 2-я эскадра продолжала сторожевую службу в устье Эльбы, время от времени меняясь кораблями с охраной Балтийских проливов, Schlesien снова прерывал её использованием в качестве цели для ПЛ в июне и июле. Для Deutschland эта служба продолжалась до 27 июля 1917 и прерывалась только учениями и ремонтами на верфи.30 ноября 1916 корабли были выведены из состава ФОМ (эскадра официально была расформирована 15 августа 1917). 4 ноября 1916 Hannover стал в док в Киле, затем вернулся на Эльбу, но с начала 1917 использовался как корабль-цель в Балтийском море. Schleswig-Holstein Schlesien С 22 декабря 1916 по 16 января 1917 Deutschland стоял в Киле в небоеспособном состоянии, а с 24 января 1917 по 4 апреля 1917 находился на верфи в Гамбурге.С 31 января по 9 февраля 1917 Schlesien использовался как сторожевое судно и ледокол в Зунде. Дальнейшая служба в охране устья Эльбы продолжалась со 2 мая по 8 июня 1917 и затем он снова использовался как цель на Балтике. Schlesien Весной 1917 Schleswig-Holstein ушел в Альтенбрух, где 2 мая 1917 был выведен из боевого состава. Он был в основном разоружён и придан 5-й Флотилии ПЛ (сформирована 10 сентября 1917) как плавказарма в Бремерхафене. С 1918 до конца войны он находился в Вильгельмсхафене в качестве базы-тендера 3-й Флотилии ПЛ.Deutschland 21 марта 1917 с Hannover были сняты некоторые пушки и с 25 июня по 16 сентября 1917 он был переоборудован в корабль охраны рейда, начав службу 27 сентября 1917 под флагом Командующего Безопасностью Центральной Балтики, сменив более старый линкор Lothringen.Deutschland Schlesien Служба в этой роли прошла без особенных событий. Во время революции Hannover оставался лояльным Кайзеру и 11 ноября 1918 прибыл в Свинемюнде, откуда вернулся в Киль 14-15 ноября в компании Schlesien. Он был выведен из состава флота 17 декабря 1918.28 июля 1917, Deutschland покинул рейд Альтенбрух и перешёл на сторожевую службу в западную Балтику. 27 июля 1917 Schlesien навсегда покинул позицию в устье Эльбы и был выведен из II эскадры. С 20 августа 1917 по 16 апреля 1918 он использовался как призывной пункт и учебный корабль кочегаров в Балтийском море. В конце апреля он прибыл на Имперскую Верфь в Киле и был переоборудован в учебное судно для кадетов, при этом, с 17 августа по 23 сентября, тяжелая и средняя артиллерия была демонтирована и заменена пушками 10.5 см и 8.8 см калибра. Прежде, чем в Киле разразилась революция, корабль предпринял несколько учебных походов. 5 ноября 1918 г. под Имперским боевым флагом Schlesien покинул Киль под угрозой заражения команды духом восстания. Сначала он ушёл во Фленсбург, потом в Арё. По распоряжению RMA он направился в Свинемюнде, куда прибыл 9 ноября. Там командир - фрегаттен-капитан von Waldeyer-Hartz на следующий день спустил флаг, тем не менее, оставался на борту с сокращенной командой. 14 ноября вышел в Киль, машины и котлы обслуживались кадетами. Он прибыл 15 ноября и 1 декабря 1918 был исключён.
15 августа 1917 II эскадра была официально расформирована и 31 августа Deutschland пришёл в Киль, где 10 сентября 1917 был выведен из боевого состава. После этого пушки были демонтированы и Deutschland был переведён в Вильгельмсхафен, где до конца войны использовался как плавказарма. Корабль был исключён из списков военных кораблей 25 января 1920 и позже затонул в Вильгельмсхафене. Был продан на металл в 25 января 1922. Носовое украшение корабля ныне хранится в Школе подводного плавания в Экернфьорде, судовой колокол - в мавзолее Принца Генриха в Хеммельмарке.
После поражением в Мировой Войне три из линкоров типа Deutschland было разрешено оставить в немецком Военно-морском флоте: Hannover, Schleswig-Holstein и Schlesien, вместе с линкором Hessen типа Braunschweig. Deutschland был разобран в 1922. Четыре остальных додредноута были модернизированы в 1920-х годах. Первым в 1920-1921 был отремонтирован Hannover в Вильгельмсхафене. Внешне он не изменился, отличаясь лишь отсутствием мелкой артиллерии и торпедных аппаратов. В 1925 г. два оставшихся были поставлены на модернизацию. Первым, в 1926 году, её окончил Schleswig-Holstein, который получил трубчатую боевую мачту с фор-марсом, новые мостики, 150-мм СК и поворотные торпедные аппараты в казематах. Заднюю надстройку расширили и приспособили под учебные классы для кадетов. В 1927 г. аналогичную модернизацию закончил и Schlesien, но при этом также были объединены две передние трубы, фор-марс получил закрытое ограждение, были демонтированы спонсоны в носовой части, мостики получили несколько другую конфигурацию. С 1929 по 1930 г. Hannover прошёл вторую модернизацию, были переделаны надстройки и мостики, установлена трубчатая фок-мачта по образцу Schlesien, демонтированы спонсоны в носовой части, но трубы не объединяли и оставили 170-мм СК, торпедные аппараты установили только в носовых казематах, не надстраивались помещения для кадетов. А вот на Schleswig-Holstein в 1930-1931 трубы всё же объединили, а также сняли 2-150 мм орудия из верхних задних казематов, тем самым освободив пространство для дополнительных учебных помещений. В 1931 и на Schlesien также демонтировали 2-150 мм орудия из верхних задних казематов. Также сняли оставшиеся мелкие пушки с носовой надстройки. В 1935-1936 гг. на Schlesien и Schleswig-Holstein сняли ещё по 2-150 мм орудия из верхних передних казематов и торпедные аппараты, но установили по 6-105 мм зенитных орудий. На Schleswig-Holstein также, как ранее на других, демонтированы спонсоны в носовой части. В 1938-1939 на Schlesien, после демонтажа носового КО стало 2 одинарных трубы, но при этом носовая сохранила свои размеры. По окончании операции в Польше корабли вывели в резерв и сняли все казематные орудия. Отличительные признаки
В 1943-1944 гг., когда корабли вывели из резерва, на них установили радары и усилили зенитное вооружение. На уцелевшем Schlesien к концу войны зенитное вооружение ещё более усилили.
Hannover Hannover Hannover Hannover Hannover с 1920 по 1921 был отремонтирован в Вильгельмсхафене. Внешне он почти не изменился. Hannover вернулся в строй 10 февраля 1921, как флагман Морских Сил Балтийского моря. В июне-июле 1921 г. участвовал в учениях флота в Западной Балтике, а осенью нанёс визит в Фарёзунд и Готланд.В марте 1922 г. использовался как ледокол на Балтике. 23 мая 1922 г. во время ночных учений, протаранил миноносец S.18, погибли 10 человек. Летом Hannover совершил летний поход в Финляндию, а 18-22 октября нанёс визит в Стокгольм.
Hannover В 1923 году корабль нанёс визит в Орскьольдсвик и Карлскруну. Hannover Hannover Летом 1924 г. Hannover совершил Атлантический поход. В декабре 1924, по пути в Киль, налетел на буй, было затоплено машинное отделение. Корабль вернулся в Вильгельмсхафен, где получил дополнительные повреждения, наскочив на скалу. До февраля 1925 г. находился на ремонте в Вильгельмсхафене.В июне 1925 г. - учения флота в Севером море, затем - поход в Норвегию, визиты в Осло и Ульвик, в сентябре - осенние манёвры флота в Северном море. Schleswig-Holstein С 13 мая по 18 июня 1926 г. Hannover совершил поход в Средиземное море, визиты в Пальма-де-Майорку, Картахену и Виго, с 28 июня по 1 июля нанёс визит в Хельсинки, а 4-5 сентября - в Скаген. И наконец, с 11 октября по 16 декабря совершил Атлантический поход с заходами в Мадейру, Лас Пальмас, Сент-Винсент, Санта-Крус-де-ла-Пальма, Виллагарцию и Амстердам.Schleswig-Holstein Schleswig-Holstein в ходе ремонта, закончившегося в 1926 году, получил трубчатую боевую мачту с нерасширенным фор-марсом, новые надстройки, 150-мм СК и поворотные торпедные аппараты в казематах. С 1926 по 1935 он был флагманом немецкого военно-морского флота.Schlesien S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
Schlesien Schlesien Schlesien В том же году стал на модернизацию Schlesien, который, после короткого периода использования в качестве плавказармы в 1919 году, использовался для учебных целей. Модернизация на верфи в Вильгельмсхафене была более серьёзная, чем у предшественников - 8 из 12 котлов были переведены на нефть, передние трубы объединили в одну, надстройки и фок-мачта были переделаны, демонтированы спонсоны в носовой части, установлены 150-мм СК и поворотные торпедные аппараты в казематах. Ремонт был закончен в 1927 г.Schleswig-Holstein Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien Schlesien После ввода Schlesien в строй, 1 марта 1927 Hannover был выведен в резерв, а Schleswig-Holstein и Schlesien с флотом посетили Испанию и Португалию.S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Hol
S-Hol
Schleswig-Hol
Schleswig-Holstein Schlesien В 1928 состоялся поход флота в составе 4 линкоров (в т. ч. Schleswig-Holstein и Schlesien), 2 крейсеров, 1 тендера, 14 миноносцев и 6 тральщиков) до Норвегии.В начале 1929 Schleswig-Holstein и Schlesien использовались в качестве ледоколов в Балтийском море, при этом Schleswig-Holstein протаранил и легко повредил п/х "August Thyssen". Летом 1929 оба линкора с флотом посетили Испанию, а в августе Schleswig-Holstein нанёс визит в Стокгольм. Hannover в этом году отправился на модернизацию.
Hannover Hannover Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schleswig-Holstein 1 января 1930 Schleswig-Holstein перебазировался в Киль, где стал флагманом линейной эскадры (в Вильгельмсхафене осталась разведгруппа).Schleswig-Holstein Hannover
Hannover
Schles. + Hann.
Hannover
Hannover
Hann.
Hann.
Hann.
Schleswig-Holstein При повторном ремонте Schleswig-Holstein в 1930-1931 гг. также, как и на Schlesien объединили первые две трубы.Schleswig-Hol.
Schleswig-Holstein
Schleswig-Holste
Schleswig-Holst
S-Holstein
Schlesien
Schlesien
S-Holstein
Schlesien
Schlesien
S-Holstein
S-Holstein
S-Hols
S-Hols
S-Hols
S-Hols
S-Hol
S-Holstein
Schleswig-Holstein 20 мая 1931 г. Hannover участвовал в параде флота при президенте Гинденбурге, в июне все три линкора нанесли визит в Норвегию, посетив Согнефьорд и Берген, осенью участвовали в манёврах флота, по окончании которых 25 сентября Hannover был выведен в резерв.Schlesien В конце 1931 на Schlesien и Schleswig-Holstein демонтировали 2-150 мм орудия из верхних задних казематов, а также мелкие пушки с носовой надстройки.Schlesien
S-Holstein
Schleswig-Holstein
S-Holstein
Schlesien
S-Holstein
S-Holstein
Schleswig-Holstein
Schlesien
Schlesien
S-Hol
S-Holstein
Schleswig-Holstein
Schleswig-Holstein
Schleswig-Holstein
S + S-H
S + S-H
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
Летом 1932 Schleswig-Holstein и Schlesien посетили Осло. В 1933 запланированный поход с флотом в Испанию был отменён. Летом 1934 Schleswig-Holstein и Schlesien посетили Осло и Хардангер-фьорд. S-Holstein
S-Holstein
S-Hols
Schlesien
Schlesien
Schlesien
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
Hannover Hannover был списан в 1935 и разоружен. Запланированное преобразование в дистанционно управляемое судно-цель для авиации было отменено после начала Второй Мировой Войны. Корабль использовался для оценки ущерба от сотрясения при испытаниях взрывов донных мин. Разобран в Бремерхафене с 1944 по 1946 г. Судовой колокол ныне хранится в Армейском музее в Дрездене.
Schlesien Schlesien 18 февраля 1935 г. Schlesien был отправлен на перестройку в учебный корабль для курсантов. На нём сняли ещё по 2-150 мм орудия из верхних передних казематов и торпедные аппараты, 88-мм зенитки заменили на 6-105 мм. Schlesien вошёл в строй в новом качестве 8 апреля 1935. 30 сентября он был выведен из боевого состава и передан инспекции образования ВМС.Schleswig-Holstein 22 сентября 1935 за ним последовал Schleswig-Holstein. Он прошёл аналогичное переоборудование, кроме того на нём также, как и на других ранее, демонтировали носовые спонсоны. Он был готов в мае 1936.Schlesien Schleswig-Holstein С 21 сентября по 12 октября 1936 корабли сходили на Канарские острова. До начала войны они выполнили несколько зарубежных походов, совершив визиты в порты Центральной Америки, Вест-Индии и Африки, некоторые из них для пропагандистских целей, подобно рейсу Schlesien в Аргентину на рождество 1937, когда он бросил якорь в Мар-дель-Плата. Его команда была приглашена министром военно-морского флота Аргентины в Буэнос Айрес, где они посетили несколько общественных мероприятий.Schlesien В 1938-1939 на Schlesien, после демонтажа носового КО - стало 2 одинарных трубы, носовая толще.Schleswig-Holstein
Schlesien
Schlesien
Schlesien
S-H + S
S-Holstein
S-Holstein
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
S + Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schleswig-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
Schleswig-Holstein Schleswig-Holstein В конце августа 1939 Schleswig-Holstein прибыл в Гданьск, под предлогом визита вежливости, и стал на якорь в канале около Вестерплятте.Schleswig-Holstein
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
S-Holstein
1 сентября 1939, в 4.45 он открыл огонь по польскому гарнизону 280 и 170 мм снарядами. Бои у Вестерплатте продолжались семь дней. 4 и 7 сентября он повторил обстрелы. Вскоре к нему присоединился однотипный Schlesien, 11 и 12 и 13 сентября они вместе обстреливали Гдыню. 19 сентября 1939 г. Schlesien обстрелял Островгрунде и Хексенгрунде. 25, 26 и 27 сентября 1939 г. Schlesien и Schleswig-Holstein обстреливали косу Хель. В ходе одной из этих бомбардировок Schleswig-Holstein сильно пострадал от попаданий 152 мм снарядов с польской батареи. S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holst
S-Holstein
По окончании операции корабли вывели в резерв, позже сняли все казематные орудия. S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
Schleswig-Holstein
S-Holstein
S-Holstein
Schlesien
Schleswig-Holstein Schleswig-Holstein В апреле 1940 корабли принимали участие в оккупации Дании, обеспечивали тральные силы в Малом Бельте и участвовали в захвате датских портов Ниборг на острове Фюн и Корсёр в Зеландии, При этом Schleswig-Holstein сел на мель у Лангеланда и был снят только через десять часов передав часть запасов на Schlesien.2 августа 1940 корабли были выведены из эксплуатации из за недостатка персонала и до 1944 года стояли в Готенхафене и использовались как учебные базы, изредка выходя в короткие учебные походы в западной Балтике, а в январе - марте 1941 использовались в качестве ледоколов. Schleswig-Holstein Schleswig-Holstein В июне 1941 с началом русской кампании были возвращёны в строй в целях предотвращения возможного прорыва русских военно-морских сил в Англию, но так, как этого не произошло, в море не выходили и вскоре вернулись к учебной службе, а в начале 1942 вновь использовались в качестве ледоколов.Schleswig-Holstein
Schleswig-Holstein
Schleswig-Holstein
Schleswig-Holstein
1944-1945 Schleswig-Holstein Schleswig-Holstein В сентябре 1944 г. Schleswig-Holstein был возвращён в состав флота в качестве корабля ПВО в Готенхафене. С 29 октября по 18 декабря 1944 года на нём были проведены обширные ремонтные работы на Готенхафенском филиале "Deutsche Werke Kiel AG", чтобы подготовить старый линкор для конвойной службы. Были установлены новые 40-калиберные стволы ГК, проведён капитальный ремонт машин, заменены водоотливные насосы, генераторы, гирокомпас, система управления огнем и 3-м и 5-м дальномеры, установлена система размагничивания, очищено днище.Schleswig-Holstein Schleswig-Holstein 19 декабря 1944 г., практически в день сдачи, был поражён тремя британскими авиабомбами и затонул на ровном киле на глубине 12 м. Погибли 28 человек, 53 были ранены. Три насосных судна пытались откачать воду и поднять корабль, но это не удалось. Утечка нефти 20 декабря вызвала сильный пожар, бушевавший в течение двенадцати часов и надстройки были почти полностью разрушены. 25 января 1945 года в последний раз были спущены флаг и вымпелы. Большинство экипажа затем участвовали в защите Мариенбурга. 21 марта 1945 года Schleswig-Holstein был взорван при отступлении из Гдыни.Schleswig-Holstein весной 1946 г. был поднят советскими спасателями, отбуксирован в Кронштадт (по другим данным - в Таллин), где короткое время использовался как учебный блокшив, затем, как мишень. Корабль был зачислен в состав Балтийского (8-го) Флота, но не ремонтировался, по некоторым данным он назывался "Бородино". 25 июня 1947 г. корабль был затоплен около острова Осмуссаар в Финском заливе, и в 1959 г. был разрушен окончательно. Остатки судна все еще существуют и с 2006 г. место защищено Эстонским Национальным Законом Наследия как историческое кораблекрушение. Судовой колокол экспонируется в Музее Армии в Дрездене. *** Schlesien Schlesien в 1944 был зачислен в эскортное соединение на Балтике и в марте 1945 с тяжёлым крейсером Admiral Scheer обстреливал советские позиции на Воллине у Гданьска, при этом был легко повреждён советской авиацией у Померании. 21 марта кончились снаряды главного калибра и корабль был отозван.Schlesien 2 мая 1945 г., при попытке эвакуироваться из Свинемюнде, Schlesien подорвался на мине, выставленной британской авиацией у Грейфсвальдер Ойе, погибли 2 моряка. Корабль был отбуксирован обратно эсминцем "Z-39" и посажен на мель рядом с тяжёлым крейсером Lützow в качестве батареи ПВО, а вскоре был подорван экипажем.После капитуляции полузатопленный Schlesien числился в списках имущества советских оккупационных сил под индексом "Т-Т 36". После войны медленно разбирался германским предприятием до 1956 года, остатки корпуса можно было видеть и в 80-х годах. Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
Schlesien
|
Шлезвиг-Гольштейн (нем. Schleswig-Holstein) — область Германии, расположенная на севере страны. Столица — город Киль.
Долгое время принадлежал как королевству Дания, так и Священной Римской империи. Когда в 1806 году была упразднена Священная Римская империя, датский король объявил Гольштейн нераздельной частью датского государства. В 1815 году на Венском конгрессе герцогства Гольштейн и Саксен-Лауэнбург были оставлены в датском владении в качестве вознаграждения за отделение от Дании Норвегии, но не были признаны членами Германского союза. Шлезвиг не был включен в состав Германского союза. В Киле 23 марта 1848 года произошла революция и было образовано временное правительство. Оно созвало шлезвиг-гольштейнский сейм и обратилось в германский Союзный сейм с предложением о принятии Шлезвига в состав союза, что и было признано сеймом 12 апреля 1848 года. При этом исполнение постановления Союзного сейма было возложено на Пруссию. Прусские войска вступили в Шлезвиг и таким образом началась Датско-прусская война 1848—1850, закончившаяся миром 2 июля 1850 года. По этому миру Шлезвиг-Гольштейн был возвращен к положению, существовавшему до войны (т. е. Дании). Австрийцы заняли Гольштейн, а датчане Шлезвиг. В 1863 умер король Фридрих VII и возник династический кризис, за которым последовало вступление прусских и австрийских войск в герцогства.Началась Датская война 1864 года, которая быстро окончилась для Дании полным поражением. По миру, заключенному 30 октября 1864 года в Вене, Дания уступила Шлезвиг, Голштинию и Лауэнбург Пруссии и Австрии, а в 1865 году была заключена Гаштейнская конвенциия о том, что Австрия и Пруссия будут совместно владеть Шлезвиг-Голштейном, причем Пруссии было предоставлено управление Шлезвигом, а Австрии — Голштейном. В 1866 году в результате Австро-прусско-итальянской войны, Австрия уступила Шлезвиг и Голштейн Пруссии, и в 1867 году Шлезвиг-Гольштейн был объявлен прусской провинцией.
По итогам проведённого в 1920 году (на основании Версальского мирного договора) плебисцита северная часть Шлезвига перешла от Германии к Дании. С 1949 года Шлезвиг-Гольштейн — земля в составе ФРГ.
Силезия (польск. Śląsk, чеш. Slezsko, нем. Schlesien, сил. д.: Schläsing, сил. Ślůnsk, н.-сил. Schläsing) — историческая область в Центральной Европе. Ранее входила в состав Польши, Чехии и Австрии. В 1740 г., со смертью Карла VI, Фридрих II Прусский аннексировал Силезию. К концу Войны за Австрийское наследство (1740—1748) почти весь регион вошёл в состав Пруссии. После Наполеоновских войн в городах Нижней Силезии получил большое распространение немецкий язык, в то время как диалекты польского и чешского языков оставались разговорными лишь в сельской местности Верхней Силезии.
После 1945 года большая часть Силезии входит в состав Польши, меньшая находится в Чехии. Совсем небольшой частью Силезии владеет Германия. Крупнейшие города: Вроцлав (Бреслау), Катовице.
Померания — историческая область на юге Балтийского моря, находившаяся в разные эпохи в составе различных государств. По результатам Вестфальского мира, подписанного в 1648 году, Задняя Померания отошла к Бранденбургу, а Передняя Померания стала Шведской. Во время шведско-польской войны (1655 — 1660 годы) и шведско-бранденбургской войны (1674 — 1679 годы) территория была оккупирована вражескими войсками. Бранденбургскому курфюрсту Фридриху Вильгельму I в 1678 году удалось захватить всю Шведскую Померанию. Под давлением Франции по Сен-Жерменскому мирному договору 1679 года он вынужден был отказаться от завоёванных территорий. После окончания Северной войны (1700 — 1721 годы) Передняя Померания южнее реки Пене была включена в Королевство Пруссия. Во время наполеоновских войн Шведская Померания была оккупирована Францией. После поражения Наполеона в 1815 году шведская часть Передней Померании с островом Рюген стали прусскими.
Ныне Померания — часть Польши, маленькая часть входит в состав федеральной земли Германии Мекленбург — Передняя Померания.
Королевство Ганновер (нем. Königreich Hannover) занимало большую часть современной северо-западной Германии с 1814 по 1866 год. Столица — город Ганновер. До 1837 года королями Ганновера по личной британско-ганноверской унии были монархи Великобритании. Все трое монархов в Ганновере никогда не бывали. Фактически Ганновером руководил генерал-штатгальтер (с 1831 вице-король) Адольф Фредерик, герцог Кембриджский. С 1837 года герцог Камберлендский Эрнст Август I стал первым монархом, постоянно проживавшим в Ганновере. При его сыне, слепом Георге V, конец существованию Ганновера как государства положила австро-прусско-итальянская война 1866 года, во время которой Ганновер поддержал Австрию, после чего туда вторглись прусские войска, король был свергнут, а бывшее королевство аннексированно Пруссией Вильгельма I и превращено в провинцию Ганновер.