ОглавлениеКанонерские лодки и сторожевые корабли → Таможенные брандвахты 1813-1815 г.

  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Таможенные брандвахты 1813-1815 г. (Zoll - & Wachtschiff)

Пруссия, с 1813-1815 г. 9 ед. (вооружённые торговые суда и таможенные куттеры)

 

*
Der Indianer
*
Adèle
*
Spekulant
*
Habicht
*
Kutter Nr. 1
*
Schwalbe
*
Adler
*
Droßel
*
Сolberg
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя в строю примечания
вооружённые торговые суда
1 Der Indianer 03.1813 бременское торговое судно (быв. La Ventura, Испания, 1796), взято в Пиллау, в 1815 не числилось
2 Spekulant 03.1813 торговое судно из Кольберга, в 1815 не числилось
3 Adèle 03.1813 быв. французский "таможенный крейсер" La jeunne Adèle, взят в Пиллау, в 1815 не числился
куттеры
4 Habicht 03.1813 таможенный корабль из Пиллау, в 1815 не числился
5 Kutter Nr. 1 03.1813 быв. французский "таможенный крейсер", взят в Пиллау, в 1815 не числился
6 Schwalbe 03.1813 таможенный корабль из Штеттина, осенью 1816 продан на аукционе в Штеттине
+ куттеры
7 Adler к осени 1815 осенью 1816 продан на аукционе в Штеттине
8 Droßel к осени 1815 в начале 1817 продан на аукционе в Свиндемюнде
9 Colberg к осени 1815 осенью 1816 продан на аукционе в Штеттине
ТТХ
нет данных
ВООРУЖЕНИЕ
нет данных

 

В ходе освобождения от французских войск Наполеона, 6 февраля 1813 года пруссы вернули себе Пиллау. Из находившихся там кораблей четыре были оснащены необходимым военным снаряжением: таможенный куттер Habicht (Ястреб), 2 трофейных французских "таможенных крейсера" Kutter Nr. 1 и La jeunne Adèle и бременское торговое судно Der Indianer (Индеец). 12 марта они подняли прусский флаг и несли блокадную службу у Данцига. Тогда-же в районе Штеттина и Альт-Дамма патрулировали два судна из Кольберга - таможенный куттер Schwalbe (Ласточка) и вооружённое торговое судно Spekulant.

Осенью корабли выводились из кампании на зимовку. Особым случаем в этом отношении стал сторожевой корабль Schwalbe, выведенный из эксплуатации в Кольберге в 1814 году, после чего его капитан Шмидт предложил передать ему корабль в качестве замены пенсии. Государственный канцлер в отставке фон Харбенберг связался с военным министром, чтобы определить, не будет ли лучше оставить транспортное средство на службе государства для дальнейшего использования и «делает ли прибрежное расположение значительной части монархии нецелесообразным сохранение такого корабля».

Видимо, корабль решили оставить в казне, потому, что в 1815 году он снова упоминается, когда с переходом Померании от Швеции к Пруссии кроме 6 находящихся в Штральзунде канонерских шлюпов в составе морских судов прусской крепости Штеттин и Свиннемюнде числилось четыре вахтенных корабля Сolberg (Кольберг), Adler (Орёл), Schwalbe (Ласточка, видимо всё та-же) и Droßel (Дрозд), которые указываются также, как таможенные.

По окончании навигации осенью 1816 года в Штеттине были проданы на аукционах куттеры Сolberg, Adler и Schwalbe, а в начале 1817 года в Свиндемюнде - Droßel.

***

Самым большим из них был Der Indianer, торговый "фрегат", построенный в 1796 году в Бильбао как La Ventura, а в 1802 году зарегистрированный, как Der Indianer за Габриэлем Фрид. Герх. Тревиранусом из Бремена. Известно, что в сентябре/октябре 1805 он находился с грузом прусской пеньки в Сен Томасе в Карибском море, 30 мая 1806 прибыл из Гаваны в Плимут, а 8 июля 1806 - в Тённинг, 1 ноября 1808 его присутствие задокументировано в Риге. В феврале 1813 года корабль находился в Пиллау, где и был "мобилизован": реквизирован, арендован или куплен.

Учитывая сложность мировой обстановки в то время и разгул пиратства, подобные корабли для "заморских" рейсов в обязательном порядке несли на борту некоторые пушки.

К вооружённым торговым судам относили также кольбергский Spekulant и трофейный французский Adèle. Последний в других источниках указан, как "таможенный крейсер", но видимо имелось в виду его использование, а не тип.

Все остальные суда являлись куттерами - быстроходными однопалубными лодками, специально построенными для таможенной службы, для которых главным качеством считалась скорость - способность догнать любого контрабандиста, в то время, как вооружение было минимальным, а автономность - почти нулевой.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Friedrich Hünemörder "Deutsche Marine- und Kolonialgeschichte im Rahmen einer Geschichte der Seefahrt und des Seekrieges", 1903
2 Hans Szymanski "Brandenburg-Preußen zur See 1605-1815. Ein Beitrag Zur Frühgeschichte Der Deutschen Marine, Etc.", 1939
3 Julius Wilhelm Otto Richter/Otto von Golmen "Prinz Adalbert von Preussen und die Begründung der neuen deutschen Flotte. Ein Bild des Ringens und Strebens.", 1906
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
https://www.forum-marinearchiv.de/

последнее обновление: 06.10.2024

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1815-1816
Корабль того времени, построенный, как и "Der Indianer" в Бильбао.
Балтийский куттер.
Следующая страница - прусские карантинные брандвахты 1831 г.
Предыдущая страница - таможенный бриг Ганновера на Эльбе.