Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Таможенные брандвахты 1813-1815 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таможенные брандвахты 1813-1815 г. (Zoll - & Wachtschiff)
Пруссия, с 1813-1815 г. 9 ед. (вооружённые торговые суда и таможенные куттеры) * Der Indianer * Adèle * Spekulant * Habicht * Kutter Nr. 1 * Schwalbe * Adler * Droßel * Сolberg
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
В ходе освобождения от французских войск Наполеона, 6 февраля 1813 года пруссы вернули себе Пиллау. Из находившихся там кораблей четыре были оснащены необходимым военным снаряжением: таможенный куттер Habicht (Ястреб), 2 трофейных французских "таможенных крейсера" Kutter Nr. 1 и La jeunne Adèle и бременское торговое судно Der Indianer (Индеец). 12 марта они подняли прусский флаг и несли блокадную службу у Данцига. Тогда-же в районе Штеттина и Альт-Дамма патрулировали два судна из Кольберга - таможенный куттер Schwalbe (Ласточка) и вооружённое торговое судно Spekulant. Осенью корабли выводились из кампании на зимовку. Особым случаем в этом отношении стал сторожевой корабль Schwalbe, выведенный из эксплуатации в Кольберге в 1814 году, после чего его капитан Шмидт предложил передать ему корабль в качестве замены пенсии. Государственный канцлер в отставке фон Харбенберг связался с военным министром, чтобы определить, не будет ли лучше оставить транспортное средство на службе государства для дальнейшего использования и «делает ли прибрежное расположение значительной части монархии нецелесообразным сохранение такого корабля». Видимо, корабль решили оставить в казне, потому, что в 1815 году он снова упоминается, когда с переходом Померании от Швеции к Пруссии кроме 6 находящихся в Штральзунде канонерских шлюпов в составе морских судов прусской крепости Штеттин и Свиннемюнде числилось четыре вахтенных корабля Сolberg (Кольберг), Adler (Орёл), Schwalbe (Ласточка, видимо всё та-же) и Droßel (Дрозд), которые указываются также, как таможенные. По окончании навигации осенью 1816 года в Штеттине были проданы на аукционах куттеры Сolberg, Adler и Schwalbe, а в начале 1817 года в Свиндемюнде - Droßel. *** Самым большим из них был Der Indianer, торговый "фрегат", построенный в 1796 году в Бильбао как La Ventura, а в 1802 году зарегистрированный, как Der Indianer за Габриэлем Фрид. Герх. Тревиранусом из Бремена. Известно, что в сентябре/октябре 1805 он находился с грузом прусской пеньки в Сен Томасе в Карибском море, 30 мая 1806 прибыл из Гаваны в Плимут, а 8 июля 1806 - в Тённинг, 1 ноября 1808 его присутствие задокументировано в Риге. В феврале 1813 года корабль находился в Пиллау, где и был "мобилизован": реквизирован, арендован или куплен. Учитывая сложность мировой обстановки в то время и разгул пиратства, подобные корабли для "заморских" рейсов в обязательном порядке несли на борту некоторые пушки. К вооружённым торговым судам относили также кольбергский Spekulant и трофейный французский Adèle. Последний в других источниках указан, как "таможенный крейсер", но видимо имелось в виду его использование, а не тип. Все остальные суда являлись куттерами - быстроходными однопалубными лодками, специально построенными для таможенной службы, для которых главным качеством считалась скорость - способность догнать любого контрабандиста, в то время, как вооружение было минимальным, а автономность - почти нулевой.
|