Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосный корвет (Schiff III. Ranges, Kasemattschiff, Panzerkorvette, с 1884 Panzerschiff)

 Hansa 


Германия, 1875 г. 1 ед. (проект 1868-1870 гг.)

Hansa 

*
Hansa
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Hansa <Königisch Werft>, Данциг / <A.G. Vulcan>, Штеттин 1868 с 1884 г. брандвахта и учебный корабль для кочегаров и машинистов, с 6.09.1988 - плавказарма, в марте 1906 сдан на слом. Для его замены построен броненосец "Wörth"
26.10.1872
19.05.1875
ТТХ
 
Водоизмещение официальное 3696 т
нормальное 3950 т
полное 4330-4404 т
регистровое 2118 брт, 1315 нрт
Размерения длина МП 69,5 м
ВЛ 71,5 м
полная 73,4 м
ширина ВЛ 14,1 м
осадка носом 5,74 м
кормой 4,55 м
1 см осадки = 7,41 т. водоизмещения
высота борта 9,4 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный винт, Ø 6 м
1 МО 1 горизонтальная ПМ простого расширения "A.G. Vulcan" (3 цил.)
1 КО 4 коробчатых ПК пролётного типа (16 топок, 2 атм., 1085 м²)
мощность номинальная 450 л.с.
индикаторная 3000 л.с.
паруса полное корабельное вооружение, 1760 м²
Ходовые данные скорость проектная 12 уз.
на испытаниях 12,7 уз. при 3275 л.с., 63,4 об/мин
запас топлива 310 т угля
дальность плавания на 10 уз. 1330 миль
Экипаж 399 чел. (28 офицеров, 371 матрос)
Дополнительные данные корпус композитный: деревянная обшивка с железным набором по поперечной схеме, медная обшивка подводной части, 6 отсеков
электроснабжение отсутствовало
управление 1 руль обыкновенного типа
кренящий момент 4010 мт
плавсредства 2 баркаса, 1 вельбот, 2 катера, 1 ял, 1 шлюпка
стоимость 3 млн. 665 тыс. марок
БРОНИРОВАНИЕ
кованное железо на тиковой подкладке
бортовой пояс 152-114 мм (с кормы в нос: 114-152-114), подкладка 306 мм
каземат 114 мм, траверсы 114 мм (только в нижней батарее)
ВООРУЖЕНИЕ
8-210 мм/19 нарезных пушек Круппа (верхняя батарея: -8°+14°, 5700 м, нижняя батарея: -5°+13°, 3200 м) [880 снарядов]

Hansa


 

Общественное мнение и промышленное лобби требовали размещения заказов для флота на отечественных верфях. Идя навстречу пожеланиям, вскоре после оформления покупки бронефрегата "König Wilhelm", был выдан заказ государственной верфи в Данциге. Учитывая ограниченные размеры существующих стапелей, водоизмещение ограничили в 4 с небольшим тысячи тонн. Проект был разработан в Германии, но на основе британской казематной схемы. Калибр орудий соответствовал принятому в прусском флоте для броненосных фрегатов, но малые размеры вынудили классифицировать корабль корветом, что определило в дальнейшем его службу.

Не смотря на скромные размеры, его постройка затянулась, и во время Франко-Прусской войны он всё ещё находился на стапеле. "Первый блин" немецкого производства вполне оправдал известную поговорку. Установленная на нем железная броня начала ржаветь еще до того, как "Hansa" была наконец принята флотом после семи лет, проведённых на верфи.

 

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

 

В планы расширения прусского флота в 1861 году входили не только броненосные фрегаты, т.е. тяжелые боевые корабли, но и бронекорветы, известные также как «броненосные фрегаты меньшего типа». Постройка таких малых броненосцев оправдывалась идеей, что они будут использоваться в первую очередь в конфликтах со слабыми заморскими государствамии для поражения наземных укреплений. Примерно в середине 60-х годов военно-морское управление решило построить бронекорвет (официально числился "казематным батарейным судном 3 ранга"), на что королевским указом были выделены средства, впоследствии одобренные Ландтагом в 1867 году.

Проект корабля был разработан Имперским морским ведомством в 1868-1870 гг, но поскольку в то время в Пруссии еще не было опыта проектирования и строительства броненосцев, было решено положить в его основу чертежи 1867 года бывшего главного конструктора британского военно-морского флота Рида. Так, как до этого ни одна немецкая верфь не строила крупные корабли из железа, корпус решили сделать композитным - с железным набором, деревянной общивкой, деревянными палубами и привинченными коваными железными броневыми пластинами толщиной 114 мм. Днище корабля для защиты от обрастания снаружи было покрыто медными пластинами. Соединения меди и железа должны быть защищены изоляцией от образования гальванических токов, разрушающих материал.

Штеттинская верфь AG Vulcan запросила контракт на постройку всего корабля, но военно-морское руководство решило заказать корпус Данцигской королевской верфи, а «Вулкану» оставить изготовление и монтаж двигательной установки и железных элементов надстройки, а также крепление закупленных в Англии броневых листов и установку орудий.

 

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

Основные элементы корабля: водоизмещение 3950 т нормальное, 4404 т полное (в полтора раза меньше, чем "Friedrich Karl" и почти в два раза меньше, чем "König Wilhelm"), длина 69,5 м по конструктивной ватерлинии, 73,5 м наибольшая (на 21-22 метра короче, чем "Friedrich Karl" и на 3,7 м меньше, чем "König Wilhelm"), ширина 14,1 м по конструктивной ватерлинии (на 2,5 метра уже, чем "Friedrich Karl" и на 39 м меньше, чем "König Wilhelm"). Осадка 5,74 м носом и 6,80 м кормой (на полтора-два метра меньше, чем у предшественников), высота борта 9,4 м (почти, как у "Friedrich Karl" и на 3,5 м меньше, чем у "König Wilhelm"), глубина интрюма 8,55 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 7,41 т.

Корпус был композитный, детали набора из судостроительного железа, подводная часть обшивалась медными листами. Эта неудачная комбинация железа, дерева и меди очень скоро вызвала коррозию, которая привела к раннему выводу корабля из строя.

"Hansa" имела более слабое бронирование, чем корабли типа "Kaiser", построенные в Англии в то же время. Бронировался корабль кованой железной бронёй на тиковой подкладке. Непрерывный пояс по ватерлинии шёл под батарейной палубой: 114-152-114 мм на двухслойной тиковой подкладке толщиной 306 мм. Суммарная толщина борта с бронёй и подкладкой равнялась 0,65-0,7 м, высота верхней кромки брони над ватерлинией 1 м. Палуба над машинным отделением защищалась железными листами небольшой толщины. Каземат был полностью покрыт кованым 114-мм железом. Кроме того, в нижней батарее были установлены поперечные переборки.

Главным механизмом корабля была одна трёхцилиндровая горизонтальная паровая машина простого расширения, изготовленная в Штеттине заводом "A.G. Vulkan". Её питали паром 4 коробчатых котла пролётного типа (16 топок, 2 атм., 1085 м²). Имелось одно машинное и одно котельное отделения. Труба была телескопическая. Корабль имел один трёхлопастный неподъёмный винт и один руль обыкновенного типа. На испытаниях при мощности 3275 индикаторных л.с. и 63,4 оборотах винта "Hansa" показала скорость 12,7 узла (почти на узел меньше, чем у бронефрегатов типа "Friedrich Karl" и на два узла меньше, чем у "König Wilhelm"). Запас угля равнялся 310 т, дальность плавания при скорости 10 узлов - 1330 миль (как у "König Wilhelm" и в полтора/два раза меньше, чем у типа "Friedrich Karl").

"Hansa" имела ролную парусную оснастку площадью 1760 кв. м. Броненосец оказался достаточно устойчивым, хорошим судном и как парусник вполне себя оправдал. Легко выполнял повороты и маневрировал, но под парами оказался не таким маневренным, как ожидалось.

Вооружение состояло из 8 пушек калибра 21 см (на 10 меньше, чем у бронефрегатов типа "Friedrich Karl"). 4 из них стояли в верхнем каземате (боезапас 440 снарядов), 4 других - в нижнеё батарее (боезапас 440 снарядов). Оси стволов орудий в портах нижней батареи возвышались над водой на 2,25 м. Пушки в нижней батарее имели угол возвышения 13 градусов и могли стрелять на 3200 м. Четыре пушки, стоящие по диагонали в углах верхнего каземата, имели угол возвышения 14 градусов и стреляли чуть дальше, до 5700 м.

Экипаж состоял из 28 офицеров и 371 матроса.

Шлюпочное вооружение: 2 баркаса, 1 вельбот, 2 катера, 1 ял, 1 двухвесельный ял.

В 1885-1888 нёс противоторпедные сети.

Схемы окраски

Принята 28 января 1874 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП, полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 


Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения
жёлтый - фальшборт и все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Принята в 1895 для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п..

 

чёрный - корпус, включая фальшборт
серо-синий - все надстройки, мачты, трубы и т.п. с 15 апреля 1896 г. - серый
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски
Примечания:
по некоторым данным надстройки белые, деревянные части надстроек - естественного цвета, отсутствовала белая полоса

 

 

 

ПОСТРОЙКА

 

Ещё 25 февраля 1868 года королевский кабинет принял решение назвать корабль "Hansa", но киль был заложен на "Königisch Werft" (c 1871 г. "Kaiserliche Werft") в Данциге только 16 ноября 1868. Процесс сушки древесины и франко-прусская война 1870-1871 годов значительно задержали постройку и корпус удалось спустить на воду только 26 октября 1872 года. Крестильную речь произнес заместитель командующего 9-м армейским корпусом в Альтоне генерал Герман фон Тресков, а церемонию крещения провела его дочь. Это был первый случай проведения церемонии крещения корабля в истории военно-морского флота Пруссии и Германии, ставшей позже традицией.

19 августа 1873 года готовый корпус был отбуксирован на верфь "Вулкан" в Щеттине, где смонтировали двигательную установку и железные надстройки. Кроме того, верфь навесила доставленную из Англии броню и установила крупповские орудия. Эти работы продолжалась до декабря 1874 года. Затем корабль были переведён в Свинемюнде и, хотя официально в строй не вводился, под командованием капитана-цур-зее Адольфа Бергера (в тот момент - директора артиллерийского депо в Киле) был отправлен для снаряжения на Императорскую верфь в Киле. По пути броненосец выскочил на песчаную банку, из за чего вынужден был вернулся в Свинемюнде. Так, как никаких видимых повреждений не обнаружили, 31 декабря "Hansa" снова вышла в море, на этот раз в сопровождении транспортного парохода "Eider", и 3 января 1875 года прибыла в Киль, где 24 февраля была поставлена в плавучий док для завершения работ, которые продлились до 19 мая. Таким образом постройка корабля заняла почти 6 лет. Она обошлась казне в 3 миллиона 665 тысяч марок.

 

  S.M.S. "HANSA"  

  история службы  

 

НАЧАЛО СЛУЖБЫ 1875-1878

"Hansa" вступила в строй 19 мая 1875 года и уже 3 июня присоединилась к учебной эскадре броненосцев. В начале июля у Рюгена она была осмотрена наследным принцем Фридрихом Вильгельмом, будущим императором Фридрихом III. Следующий этап манёвров проходил в Данцигском заливе и перед ним. В середине августа эскадра вернулась Киль, провела маневры у Засница, а 22/23 сентября 1875 корабль принял участие в параде флота перед императором Вильгельмом I на рейде Варнемюнде. Запланированные на 24 сентября учения пришлось отменить из-за сильного шторма на северо-востоке. В этот день эскадру расформировали, а 4 ноября 1875 корабль был выведен из кампании.

Следующие два года броненосец в строй не вводился - на верфи устраняли выявленные многочисленные недостатки. Лишь 22 июля 1878 года "Hansa" вернулась в строй, но лишь для испытаний, по окончании которых 21 августа была веведена в резерв I очереди.

НА АМЕРИКАНСКОЙ СТАНЦИИ, 1878-1880

В резерве корабль пробыл недолго, и уже 1 октября 1878 его назначили в заграничный поход - он должен был принять Вест-Индийскую станцию в Центральной Америке и находиться там постоянно. Таким образом "Hansa" стала первым бронированным кораблем Императорского морского флота, который служил на заокеанской станции. Во время этого похода командиром броненосца и, соответственно, начальником станции, был корветтен-капитан Карл Эдуард Хойзнер (будущий вице-адмирал, первый статс-секретарь рейхсмаринеамта).

"Hansa" покинула Киль 31 октября 1878 года и 3 января 1879 года достигла гавани Шарлотта Амалия датской колонии Сен-Томас, в то время - значительного транспортного узла Карибского моря. Там она получила приказ немедленно отправиться в Венесуэлу, где местным европейцам угрожали внутриполитические волнения. В Ла-Гуайре она встретила корвет "Nymphe", находящийся тут в учебном походе для юнг. Он взял на себя защиту немцев в Пуэрто-Кабельо, а "Hansa" - защиту жителей США в Ла-Гуайре. Однажды при подъеме якоря отказал двигатель, и только благодаря прекрасным маневрам под руководством лично командира Хойзнера удалось избежать столкновения с другими кораблями.

После спада беспорядков 28 января "Nymphe" покинула эти воды, а "Hansa" с 20 февраля до конца марта посетила Кюрасо, несколько гаваней Антильских островов, Грейтаун (Cан Хуан дель Норте) в Никарагуа, Сабанилью в Колумбии и Колон в тогдашней Колумбии (сегодня Панама), откуда, как и планировалось, направилась на восточное побережье Южной Америки, где зашла в Байю (Бразилия), пробыв в ней с 22 по 30 июня.

Там корабль получил приказ немедленно идти к западному побережью в перуанскую гавань Кальяо для защиты немецких интересов во время "селитровой" войны между Перу / Боливией и Чили. После остановки в Монтевидео 10/13 июля, 19 августа он прибыл к Вальпараисо.

8 сентября 1879 "Hansa" зашла в Кальяо, где оказалась вовлечена в так называемый "инцидент Люксора", названный так по имени парохода "Luxor" Гамбургского пароходства "Kosmos". Начался он с того, что еще 15 апреля 1879 пароход взял в Буэнос-Айресе груз оружия и боеприпасов для чилийского правительства, хотя Селитровая война к тому времени уже 10 дней, как распространилась и на Аргентину. Luxor доставил груз в Вальпараисо и продолжил путь в Кальяо, хотя немецкий министр-резидент в Сантьяго предостерег капитана парохода от продолжения рейса. Когда Luxor прибыл в Кальяо, там уже чилийские газеты написали, что пароход транспортировал груз военного назначения для Чили. Он был арестован органами власти, но вскоре после этого освобождён. Когда другой пароход этой линии, Ramses, прибыл в Вальпараисо, в Перу возникло подозрение, что компания "Kosmos" поставляла оружие в Чили и тогда Luxor снова был конфискован.

После того, как Верховный Суд Перу окончательно подтвердил изъятие парохода 16 октября 1879, капитан Хойснер предложил вариант насильственного освобождения парохода, хотя для этого в сильно укрепленной гавани Кальяо не было навигационных и стратегических возможностей. Учитывая военную мощь Перу, а также приказ о строгом нейтралитете, ему пришлось ограничиться формальным протестом. Гамбургский сенат оказал давление на имперское правительство и рейхсканцлер Отто фон Бисмарк, вопреки значительным сомнениям, наконец уступил и послал корвет "Freya" и канонерскую лодку "Hyäne" в Перу, чтобы поддержать "Hansa" в освободительной акции.

Все же, обошлось без крови. При посредничестве папского нунция было заключено соглашение между новым перуанским правительством генерала Пиероле и немецким консулом Грамацки. 14 января 1880 Luxor был отпущен. В свою очередь "Kosmos" обязывался использовать транспорты для перуанского правительства в качестве санитарных. Хойзнер был возмущен этим соглашением, и все же, Грамацки совершенно осознанно держал капитана в неведении о переговорах, чтобы достичь дипломатического решения конфликта.

"Hyäne" прибыла в Вальпараисо 1 февраля 1880 года, а "Freya" — 3 марта 1880 года. Они перешли под командование Хойзнера, но к этому времени инцидент был урегулирован и подкрепление можно было отпустить. 3 апреля 1880 ушла канонерка, а 14 апреля — корвет. "Hansa" оставалась в районе военных действий до конца июня. 26 мая Боливия прекратила боевые действия после проигранной битвы при Такне. В тот же день в зону боевых действий прибыл учебный крейсер-фрегат "Bismarck".

Ход дальнейшнй войны продемонстрировал значительное военное превосходство Чили. Когда после победоносного морского сражения у Медхиль-Лонеса 10 августа чилийские военные корабли адмирала Риферо были намерены бомбардировать Кальяо, Хойзнер вместе с командирами других иностранных военных кораблей пытался помешать им начать обстрел. Последующая двухнедельная осада Кальяо прошла без больших потерь. Местная военная обстановка неоднократно требовала для защиты местных немцев высаживать матросские отряды в Кальяо, Арику и Лиму, в частности - санитаров и врачей, которые лечили раненых в битве при Арике.

11 августа 1880 на смену броненосцу в Коронель (Чили) прибыл корвет "Ariadne", на который были переданы дела станции и "Hansa" отправилась в обратный путь. После захода в несколько промежуточных портов, 22 октября она прибыла в Киль и 8 ноября была там выведена из кампании.

РЕМОНТ, РЕЗЕРВ И БРАНДВАХТЕННАЯ СЛУЖБА В КИЛЕ, 1881-1888

После капитального ремонта на Императорской верфи, в июне 1882 года было приказано привести корабль в повышенную боевую готовность, чтобы в случае необходимости его можно было отправить в Средиземное море во время англо-египетской войны, но до этого дело не дошло.

Лишь 22 февраля 1884 года "Hansa" вернулась в строй, взяв на себя функции брандвахтенного корабля в Киле, параллельно используясь как учебный корабль машинистов и кочегаров. После непродолжительных учебных походов, 28 июня она вошла в состав учебной эскадры броненосцев, при этом 28-29 июня на борту находились принцы Вильгельм и Генрих, а также глава адмиралтейства Лео фон Каприви. 10 августа корабль вернулся к брандвахтенной службе в Киле, откуда выполнил несколько коротких учебных походов. 14 октября 1884 он помог снять с мели у Лааланда крейсер-фрегат "Gneisenau".

В 1885 году "Hansa" всё также несла брандвахтенную службу в Киле. Так, как в этом году большая часть новых броненосцев ремонтировалась, для участия в маневрах флота 1885 в Северном и Балтийском морях были выдернуты с брандвахтенной службы старые броненосцы, в том числе и "Hansa", войдя во вторую дивизию учебной эскадры.

Та-же брандвахтенная служба повторилась и в 1886 году. В больших учениях 1886 с 15 августа "Hansa" участвовала в составе II, крейсерской дивизии маневренной эскадры. Флот проводил учения в западной части Балтики, в том числе эксперименты с первой системой электросвязи. Затем корабли совершили учебный поход к Скаген-Одде, за которым последовала имитация атаки на Вильгельмсхафен, а потом - учения по блокаде в Данцигском заливе. 22 сентября 1886 за завершением маневров наблюдали первый шеф адмиралтейства Каприви и принц Вильгельм, а на следующий день маневренная эскадра была расформирована. "Hansa" вернулась на свой брандвахтенный пост.

Вахтенная служба продолжилась и в следующем, 1887 году, а 7 июня броненосец принимал участие в церемонии закладки первого камня канала кайзера Вильгельма. Затем он провёл учебные стрельбы и выполнил короткие походы для машинно-котельных учеников, но на большие манёвры в августе-сентябре 1887 его не взяли.

Зимний ремонт 1887-1888 показал очень сильную коррозию железного набора и брони, что вынудило весной 1888 года списать "Hansa" в резерв, а 6 сентября того-же года его вообще исключили из списка боевых кораблей.

ПЛАВКАЗАРМА, 1888-1906

Формирование 2-й торпедной дивизии потребовало создания новых казарм в Киле для размещения экипажей, а пока они строились, было решено для этой цели использовать "Hansa". После того как ее обустроили, установив центральное отопление и электрическое освещение, ей предоставили место у причала торпедной гавани в Вике, где она простояла следующие 17 лет.

12 марта 1898 г. имя "Hansa" получил новый большой крейсер. Как с этих пор назывался блокшив - неизвестно. После того как в 1905 году в торпедной гавани в Вике построили новые береговые казармы, корабль отбуксировали в Мёнкеберг, где его сперва планировали далее использовать, как стационарную учебную базу для кочегаров, но уже марте 1906 года продали на слом за 96 000 марок и вскоре разобрали в Свинемюнде.

командиры "Hansa" (развернуть)
19.05. - 4.11.1875 капитан-цур-зее Adolph Berger манёвры на Балтике с эскадрой броненосцев
11.1875 - 07.1878 резерв
22.07. - 21.08.1878 корветтен-капитан Karl Eduard Heusner испытания
08. - 10.1878 резерв
1.10.1878 - 8.11.1880 корветтен-капитан Karl Eduard Heusner поход в центральную и южную Америку
11.1880 - 02.1884 резерв
22.02. - ?.10.1884 корветтен-капитан Becks брандвахта в Киле и учения с учебной эскадрой броненосцев
?.10.1884 - ?.04.1887 капитан-цур-зее Conrad Dietert брандвахта в Киле и учения со II дивизией в 1885 и 1886
?.04.1887 - 8.04.1888 корветтен-капитан > капитан-цур-зее Franz Junge брандвахта в Киле

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H.J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Weltbild Verlag GmbH, Augsburg, De, 1998.
3 Hildebrand Hans H., Röhr Albert, Steinmetz Hans-Otto: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Band 3, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford, 1986
4 Kroschel, Günter, Evers, August-Ludwig: Die deutsche Flotte 1848-1945. Geschichte des deutschen Kriegsschiffsbaus in 437 Bildern. 2. verbesserte Auflage. Lohse-Eissing, Wilhelmshaven 1963.
5 Ottomar Fecht: Die Kaiserliche Marine 1871/80 in iberoamerikanischen Gewässern. In: Marine-Rundschau 37. Jg., 1932
6 Seiler Otto J.: Südamerikafahrt. Deutsche Linienschiffahrt nach den Ländern Lateinamerikas, der Karibik und der Westküste Nordamerikas im Wandel der Zeiten. Mittler, Herford 1992
на английском
7 Gardiner Robert, ed. Conway's All the World's Fighting Ships 1860-1905. Greenwich: Conway Maritime Press. 1979
8 Sondhaus Lawrence. Naval warfare, 1815-1914. London: Routledge. 2001
на русском
9 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
10 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
11 Кофман В. - Броненосцы входят в моду // журнал "Моделист-конструктор".-1991.-№4.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

последнее обновление: 23.08.2024

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1906
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1875-1903
Hansa
Hansa
Блокшив "Hansa".
Hansa
"Hansa"
hansa
Эскадра в 1875: "König Wilhelm", "Kronprinz", "Kaiser", "Hansa", "Falke"
Hansa
Минная гавань в Киле, 1896. В левом верхнем углу плавказармы Prinz Adalbert и Hansa
Hansa
Hansa
Hansa
Hansa
Hansa
"Hansa" в качестве брандвахты в Киле, 1884-1886 гг.
Hansa
Ганзейский союз, Ганза (нем. Hanse, древн.-верхн.-нем. Hansa, буквально "группа", "союз"), тж.: Любекская Ганза, Немецкая Ганза (лат. Hansa Teutonica) — союз немецких свободных городов в XIII-XVII веках в Северной Европе — для защиты торговли и купечества от власти феодалов и от пиратства. В союз входили города Германской империи, либо города, населенные немецкими гражданами (бюргерами), имеющие автономное городское управление ("городской совет", нем. Stadtrat) и собственные законы (Любекское право или аналогичные местные правовые нормы). Членами Ганзы в разное время были более 200 больших и малых городов, расположенных главным образом в бассейне Северного и Балтийского морей.
Hansa
Hansa
"Hansa" в доке
Hansa
Спуск "Hansa" на воду
Friedrich Саrl
германские 210-мм орудия Круппа
Hansa
Hansa
Предыдущая страница - броненосный фрегат "König Wilhelm"
Следующая страница - броненосные фрегаты типа "Kaiser"