Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Канонерские лодки типа "Wolf"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Канонерские лодки I класса (Kanonenboote I. Cl.) типа
Германия, 1878-1880 г. 3 ед. (проект 1876 г., улучшенный Cyclop) * Wolf * Hyäne * Iltis *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Проект новых лодок, предназначенных для заграничной службы, был разработан на основе перестроенного Cyclop. Они так-же имели железный корпус с деревянными палубами и паровые машины со списанных лодок (Blitz, Basilisk, Delphin) и несли такое-же вооружение. Разница заключалась в улучшенных обводах несколько более крупного корпуса, что дало относительно хорошую мореходность (лучше, чем у предшественников), но в шторм лодкам выходить в море всё-же не рекомендовалось. Корабли имели сильную, но мягкую килевую и бортовую качку, удовлетворительно управлялись и держали курс, хорошо ходили под парусами. Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера. Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.
с 15 апреля 1896 г.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
с 15.04.1896 - серая окраска образца 1896 г.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
"Iltis" внешне можно отличить по двойной паропроводной трубе высотой 6,5 м над КВЛ в 1 м. перед дымовой трубой.
"Wolf" (бюджетное наименование "Ersatz Salamander") заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене в 1876, спущен 21 марта 1878, введен в состав ВМС Германии 1 октября 1878. Предназначенный для заграничной службы "Wolf" уже 26 октября вышел из Вильгельмсхафена в Китай. Не смотря на поломку машины, лодка достигла Сингапура согласно плану 2 февраля 1879. Для экономии угля Wolf шёл под парусами и выглядел больше как парусник, чем как пароход. 5 лет корабль провёл на китайской станции и 30 мая 1884 приступил к возвращению домой. Так как путь проходил через западное побережье Африки, он принял участие в основании колонии Немецкой Юго-Западной Африки. Затем корабль вернулся домой и 30 октября 1884 отправлен на ремонт. После ремонта 8 апреля 1886 лодка вновь была зачислена на службу. Оставшийся технически неизменным "Wolf" должен был сменить на восточноазиатской станции однотипный "Iltis". 18 апреля он вышел из Вильгельмсхафена и до 1895 нёс службу в Восточной Азии, пока 27 сентября 1895 не был снова отправлен на ремонт в Данциг. Когда в марте 1889 года циклон Апиа фактически уничтожил станцию Южного моря, потопив две канонерские лодки и тяжело повредив корвет, лодка временно находилась в Апиа, пока 25 июня 1889 не пришёл на замену другой корвет, и доставила туда из ссылки Малиетоа Лаупепа. После третьего зачисления на службу 1 октября 1897, Wolf служил в западной Африке до 1905 г. По прибытии в Германию, 18 июля этого года лодка окончательно была выведена со службы в Данциге. 3 февраля 1906 "Wolf" вычеркнули из списка военных кораблей, до 1919 использовали как ремонтный корабль при Императорской верфи в Данциге, затем сдали на слом.
"Hyäne" (бюджетное наименование "Ersatz Meteor"), заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене в 1876, спущен 27 июня 1878, введен в состав ВМС Германии 15 августа 1879 г. Первый поход лодки был в Южную Америку, что-бы вместе с броненосцем Hansa и корветом Freya представлять интересы Германии во время "Селитровой" войны Чили против Перу и Боливии. 1 февраля 1880 года канонерка присоединилась к отряду, но конфликт был уже урегулирован и 3 апреля она была отпущена. В 1882 в рамках большой экспедиции в южные моря канонерская лодка на 5 дней посетила остров Пасхи. У капитана-лейтенанта Гайзелера был приказ императорского адмиралтейства провести научные исследования для этнологического отделения Королевского прусского музея в Берлине. Члены экспедиции с точностью до деталей описали обычаи, язык и письменность острова Пасха, а также составили точные рисунки различных культовых объектов, планы жилищ и подробный план расположения культового места Оронго. В ноябре 1884 под командованием корветтен-капитана Лангемака лодка посетила архипелаг Бисмарка и Новую Гвинею. К началу 1886 года корабль перешёл в восточную Африку, где присоединился к крейсерской эскадре контр-адмирала Пашена, а после её расформирования в январе 1886 остался там стационером. 1 октября 1886 Лангемак предпринял разведывательный поход вдоль немецкого восточно-африканского побережья Сомали. В декабре 1886 года лодка присоединилась к прибывшей из Юго-восточной Азии для подавления "Аоабского восстания" постоянной крейсерская эскадре. В апреле 1887 эскадра была распущена и "Hyäne" вновь несла службу стационера. В 1891 снова стала необходимой миссия немецкого флота на западном африканском побережье. Туда послали малый крейсер Habicht и канонерскую лодку "Hyäne". Там, в устье реки Або восстало одноимённое племя, которое укрепилось в деревне Мьянг. Губернатор убедил старшего военно-морского офицера западноафриканской станции, капитана Habicht фон Дрески (von Dresky), поддержать боевую группу капитана фон Гравенройте в занятии Мьянга и наказании людей Або. Командующий фон Дрески сформировал два десантных отряда. Для снабжения десантных сил использовался небольшой правительственный пароход Soden, силы состояли из: a) десантной группы Habicht из двух офицеров, четырёх сержантов, двух гобоистов и 55 матросов, b) десантной группы Hyäne из двух офицеров, 1 доктора, 4 сержантов и 33 матросов, c) экспедицию капитана фон Гравенройта, из 3 негритянских отрядов по 100 человек и 50 женщин, чтобы нести грузы, d) 25 человек, предоставленные правительством. 18 октября 1891 группы успешно провели штурм Мьянга и экспедиция была закончена. 4 августа 1892 под командой капитана Курта фон Франсойса была основана гавань к северу от устья Свакопа. Эта дата считается днем основания города Свакопмунда в Намибии. С 15 по 23 декабря 1893 под командой капитана-лейтенанта Вильгельма Райнке корабль участвовал в подавлении бунта отряда полиции в Камеруне (так называемое восстание Дагомеев). 5 мая канонерка прибыла в Свакопмунд в Германской Юго-Западной Африку, чтобы помочь защитной группе в подавлении местного восстания. Там она встретила малый крейсер "Seeadler", прибывший из восточной Африки. Два корабля высадили войска на берег для защиты города. В конце мая 1896 "Hyäne" вернулась в западную Африку. В 1897-1898 "Hyäne" была перестроена в гидрографическое судно, вооружение и рангоут демонтированы, добавлены палубные рубки. 16 лет корабль непрерывно проводил измерительные работы, после начала войны в августе 1914 до мая 1916 служил брандвахтой на Айдере, после чего вернулся к гидрографической службе. 7 апреля 1920 корабль был вычеркнут из списка военных кораблей и уже 15 июля 1919 продан за 200.000 ДМ компании Cuxhaven-Brunsbüttel-Dampfer-AG. Она перестроила корабль в 3-мачтовую моторную шхуну Seewolf, и та возила грузы до тех пор пока не затонула 2 мая 1924 в гавани Дьеппа от пожара груза. Обломки были подняты и сданы на слом.
"Iltis" (бюджетное наименование "Ersatz Tiger"), заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Данциге в 1877, спущен 18 сентября 1878, введен в состав ВМС Германии 2 марта 1880, служил за границей. Он был придан Восточно-азиатской эскадре и служил стационером в тихоокеанском регионе, в частности, в немецких островных колониях. 23 июля 1896 корабль был выброшен тайфуном на берег мыса Шандун (Shantung) у Циндао в т. 36°54n/122°30o. На сушу смогли выбраться всего 3 матроса, ещё 8 человек продержались на обломках два дня, пока продолжался шторм. 71 человек погиб, в том числе все офицеры (капитан Braun, офицеры von Holbach, Fraustädter и Prasse, младший ординатор Hildebrandt, старший машинист Hilt и 64 матроса). 27 выброшенных на берег трупов были захоронены на вновь созданном кладбище у маяка Промонтори. Сегодня корабельный колокол выставлен в музее истории Раштатта. Берлинский скульптор Август Краус создал памятник погибшим матросам, который еще в 1898 был установлен и торжественно открыт в Шанхае.
|