служила за границей, с 1898 ГИСУ, с 08.1914 по 05.1916 брандвахта на Айдере, 7.04.1919 исключена, 15.07.1919 продана за 200 000 М компании "Cuxhaven-Brunsbüttel-Dampfer-AG", 3-мачтовая моторная шхуна Seewolf, 2.05.1924 затонула из-за пожара груза в Дьеппе, поднята, слом.
служила за границей, 23.07.1896 погибла в тайфун в Жёлтом море в т. 36°54n/122°30o, погибли 76 чел.
18.09.1878
2.03.1880
ТТХ
Водоизмещение
нормальное
490 т
полное
570 т
регистровое
295 брт, 121 нрт
Размерения
длина
ВЛ
44,5 м
полная
47,2 м
ширина
7,66 м
осадка
носом
3,10 м
кормой
3,40 м
Энергетическая установка
состав и тип
1 вал
1х2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 2,53 м
1 МО
2 горизонтальных 1-цилиндровых ПМ простого расширения производства A. G. "Vulcan", Штеттин ("Wolf": "F. Schichau", Эльбинг) с лодок Blitz, Basilisk, Delphin
1 КО
2 коробчатых ПК (4 топки, 2 атм., 163 м²) с поддувом
"Wolf" с 1885: "Kaiserl. Werft. Kiel"
"Hyäne" с 1888: "Kaiserl. Werft. Danzig"
проектная мощность
340 л.с.
паруса
баркентины-бриги, 541 м², позже - баркентины-шхуны, 290 м², на "Hyäne" позже только опорный парус
Скорость
проектная
8,5 уз.
на испытаниях
"Wolf" 9,4 уз. при 290 л.с., 138 об/мин.
"Hyäne" 9,9 уз. при 373 л.с., 145 об/мин.
"Iltis" 9,2 уз. при 364 л.с., 140 об/мин.
Запас топлива
95-112 т. угля
Экипаж
85 чел. (5 офицеров, 80 матросов), "Hyäne" с 1897: 106 чел. (5 офицеров, 101 матрос)
Дополнительные данные
корпус
железный с деревянной палубой, набор по поперечной схеме, 6 отсеков
электроснабжение
отсутствовало
управление
1 руль
плавсредства
1 вельбот, 2 катера, 1 ял, 1 шлюпка
позже: 1 паровая шлюпка, 1-2 катера, 1 ял, 1 шлюпка
цена
"Wolf": 487 тыс. марок
"Hyäne": 487 тыс. марок
"Iltis": 550 тыс. марок
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально
Wolf с 1897
Hyäne с 1897
2 - 125 мм/23 [270 снарядов], 5200 м
1 - 87 мм/24 [113 снарядов], 5500 м
разоружена
2 - 87 мм/24 [200 снарядов], 5500 м
1 - 50 мм/40 [250 снарядов]
3 - 37 мм револьверных
Проект новых лодок, предназначенных для заграничной службы, был разработан на основе перестроенного Cyclop. Они так-же имели железный корпус с деревянными палубами и паровые машины со списанных лодок (Blitz, Basilisk, Delphin) и несли такое-же вооружение.
Разница заключалась в улучшенных обводах несколько более крупного корпуса, что дало относительно хорошую мореходность (лучше, чем у предшественников), но в шторм лодкам выходить в море всё-же не рекомендовалось. Корабли имели сильную, но мягкую килевую и бортовую качку, удовлетворительно управлялись и держали курс, хорошо ходили под парусами.
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.
белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения
с 15.04.1896 - серая окраска образца 1896 г.
серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
"Iltis" внешне можно отличить по двойной паропроводной трубе высотой 6,5 м над КВЛ в 1 м. перед дымовой трубой.
"Wolf" (бюджетное наименование "Ersatz Salamander") заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене в 1876, спущен 21 марта 1878, введен в состав ВМС Германии 1 октября 1878.
Предназначенный для заграничной службы "Wolf" уже 26 октября вышел из Вильгельмсхафена в Китай. Не смотря на поломку машины, лодка достигла Сингапура согласно плану 2 февраля 1879. Для экономии угля Wolf шёл под парусами и выглядел больше как парусник, чем как пароход.
5 лет корабль провёл на китайской станции и 30 мая 1884 приступил к возвращению домой. Так как путь проходил через западное побережье Африки, он принял участие в основании колонии Немецкой Юго-Западной Африки. Затем корабль вернулся домой и 30 октября 1884 отправлен на ремонт.
После ремонта 8 апреля 1886 лодка вновь была зачислена на службу. Оставшийся технически неизменным "Wolf" должен был сменить на восточноазиатской станции однотипный "Iltis". 18 апреля он вышел из Вильгельмсхафена и до 1895 нёс службу в Восточной Азии, пока 27 сентября 1895 не был снова отправлен на ремонт в Данциг. Когда в марте 1889 года циклон Апиа фактически уничтожил станцию Южного моря, потопив две канонерские лодки и тяжело повредив корвет, лодка временно находилась в Апиа, пока 25 июня 1889 не пришёл на замену другой корвет, и доставила туда из ссылки Малиетоа Лаупепа.
После третьего зачисления на службу 1 октября 1897, Wolf служил в западной Африке до 1905 г. По прибытии в Германию, 18 июля этого года лодка окончательно была выведена со службы в Данциге. 3 февраля 1906 "Wolf" вычеркнули из списка военных кораблей, до 1919 использовали как ремонтный корабль при Императорской верфи в Данциге, затем сдали на слом.
"Hyäne" (бюджетное наименование "Ersatz Meteor"), заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене в 1876, спущен 27 июня 1878, введен в состав ВМС Германии 15 августа 1879 г.
Первый поход лодки был в Южную Америку, что-бы вместе с броненосцем Hansa и корветом Freya представлять интересы Германии во время "Селитровой" войны Чили против Перу и Боливии. 1 февраля 1880 года канонерка присоединилась к отряду, но конфликт был уже урегулирован и 3 апреля она была отпущена.
В 1882 в рамках большой экспедиции в южные моря канонерская лодка на 5 дней посетила остров Пасхи. У капитана-лейтенанта Гайзелера был приказ императорского адмиралтейства провести научные исследования для этнологического отделения Королевского прусского музея в Берлине. Члены экспедиции с точностью до деталей описали обычаи, язык и письменность острова Пасха, а также составили точные рисунки различных культовых объектов, планы жилищ и подробный план расположения культового места Оронго.
В ноябре 1884 под командованием корветтен-капитана Лангемака лодка посетила архипелаг Бисмарка и Новую Гвинею. К началу 1886 года корабль перешёл в восточную Африку, где присоединился к крейсерской эскадре контр-адмирала Пашена, а после её расформирования в январе 1886 остался там стационером. 1 октября 1886 Лангемак предпринял разведывательный поход вдоль немецкого восточно-африканского побережья Сомали. В декабре 1886 года лодка присоединилась к прибывшей из Юго-восточной Азии для подавления "Арабского восстания" постоянной крейсерская эскадре. В апреле 1887 эскадра была распущена и "Hyäne" вернулась в Германию.
В 1891 снова стала необходимой миссия немецкого флота на западном африканском побережье, где "Hyäne" была стационером с начала 1889 года. На помощь послали малый крейсер Habicht.
Там, в устье реки Або восстало одноимённое племя, которое укрепилось в деревне Мьянг. Губернатор убедил старшего военно-морского офицера западноафриканской станции, капитана Habicht фон Дрески (von Dresky), поддержать боевую группу капитана фон Гравенройте в занятии Мьянга и наказании людей Або. Командующий фон Дрески сформировал два десантных отряда.
Для снабжения десантных сил использовался небольшой правительственный пароход Soden, силы состояли из: a) десантной группы Habicht из двух офицеров, четырёх сержантов, двух гобоистов и 55 матросов, b) десантной группы Hyäne из двух офицеров, 1 доктора, 4 сержантов и 33 матросов, c) экспедицию капитана фон Гравенройта, из 3 негритянских отрядов по 100 человек и 50 женщин, чтобы нести грузы, d) 25 человек, предоставленные правительством.
18 октября 1891 группы успешно провели штурм Мьянга и экспедиция была закончена.
4 августа 1892 под командой капитана Курта фон Франсойса была основана гавань к северу от устья Свакопа. Эта дата считается днем основания города Свакопмунда в Намибии.
С 15 по 23 декабря 1893 под командой капитана-лейтенанта Вильгельма Райнке корабль участвовал в подавлении бунта отряда полиции в Камеруне (так называемое восстание Дагомеев).
5 мая канонерка прибыла в Свакопмунд в Германской Юго-Западной Африку, чтобы помочь защитной группе в подавлении местного восстания. Там она встретила малый крейсер "Seeadler", прибывший из восточной Африки. Два корабля высадили войска на берег для защиты города. В конце мая 1896 "Hyäne" вернулась в западную Африку.
В 1897-1898 "Hyäne" была перестроена в гидрографическое судно, вооружение и рангоут демонтированы, добавлены палубные рубки.
16 лет корабль непрерывно проводил измерительные работы, после начала войны в августе 1914 до мая 1916 служил брандвахтой на Айдере, после чего вернулся к гидрографической службе.
7 апреля 1920 корабль был вычеркнут из списка военных кораблей и уже 15 июля 1919 продан за 200.000 ДМ компании Cuxhaven-Brunsbüttel-Dampfer-AG. Она перестроила корабль в 3-мачтовую моторную шхуну Seewolf, и та возила грузы до тех пор пока не затонула 2 мая 1924 в гавани Дьеппа от пожара груза. Обломки были подняты и сданы на слом.
"Iltis" (бюджетное наименование "Ersatz Tiger"), заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Данциге в 1877, спущен 18 сентября 1878, введен в состав ВМС Германии 2 марта 1880, служил за границей.
Он был придан Восточно-азиатской эскадре и служил стационером в тихоокеанском регионе, в частности, в немецких островных колониях.
23 июля 1896 корабль был выброшен тайфуном на берег мыса Шандун (Shantung) у Циндао в т. 36°54n/122°30o. На сушу смогли выбраться всего 3 матроса, ещё 8 человек продержались на обломках два дня, пока продолжался шторм. 71 человек погиб, в том числе все офицеры (капитан Braun, офицеры von Holbach, Fraustädter и Prasse, младший ординатор Hildebrandt, старший машинист Hilt и 64 матроса).
27 выброшенных на берег трупов были захоронены на вновь созданном кладбище у маяка Промонтори.
Сегодня корабельный колокол выставлен в музее истории Раштатта.
Берлинский скульптор Август Краус создал памятник погибшим матросам, который еще в 1898 был установлен и торжественно открыт в Шанхае.
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2
Walter Nuhn: Kolonialpolitik und Marine. Die Rolle der Kaiserlichen Marine bei der Gründung und Sicherung des deutschen Kolonialreiches 1884-1914., 360 Seiten, Bernard U. Graefe Verlag
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 23.06.2023
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1878-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Торговый флаг Веймарской республики 1919—1924
"Wolf" в Дуале, ок. 1899 г.
Модель "Iltis".
Модель "Iltis".
Модель "Iltis".
Памятник погибшим морякам "Iltis" в Шанхае.
Гибель "Iltis".
"Iltis" (картина подписана, как штурм форта Таку в 1900, но в нём участвовал уже другой "Iltis")
"Iltis"
ГИСУ "Hyäne".
ГИСУ "Hyäne".
"Wolf" в Дуале.
"Hyäne"
"Hyäne" и "Elisabeth" в бухте Фридрих-Вильгельмсхафен в Новой Гвинее.