Речная канонерская лодка (Flußkanonenboot)
Schamien 
|
Германия (Китай), с 1900 г. 1 ед. (купленный гражданский п/х)
* Schamien *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
| № |
имя |
верфь-строитель |
закладка /спуск /в строю |
примечания |
| 1 |
Schamien |
<???> Китай, речной паровой катер Tong-Cheong |
???? |
1.01.1899 куплен у компании "Kowloondock-Co", с 21.10.1900 стационер на Жемчужной реке, 10.02.1904 продан в Гонконге за 8 тыс. серебряных $. |
| 1899? |
| 21.10.1900 |
ТТХ
| Водоизмещение |
нормальное |
? т |
| полное |
36,8 т |
| регистровое |
27 брт |
| Размерения |
длина |
24,0 м |
| ширина |
3,60 м |
| осадка |
1,4 м |
| Энергетическая установка |
состав и тип |
1 вал |
1х3-лопастный гребной винт, Ø 0,7 м. |
| 1 МКО |
1 вертикальная 2-цилиндровая ПМ "компаунд" |
| 1 цилиндрический ПК |
| мощность |
100 л.с. |
| Скорость |
10 уз. |
| Запас топлива |
5,5 т. угля |
| Дальность |
на 10 уз. |
450 миль |
| Экипаж |
17 чел. (1 офицер, 10 матросов + 6 китайцев) |
| Дополнительные данные |
корпус |
стальной, набор по поперечной схеме |
| электроснабжение |
??? |
| управление |
1 руль |
| цена |
41,9 тыс. М |
ВООРУЖЕНИЕ
| 1 скорострельная пушка (вероятно 37 мм) |
| 2 пулемёта |
| в случае войны планировалось установка 1 - 60 мм/18 катерной пушки в центре |
 Восстание ихэтуаней 1899-1900 гг. показало необходимость защиты как политических, так и коммерческих интересов Германии во внутренних областях Китая. Германский флот на тот момент не располагал кораблями, способными действовать не только на реке Сицзян и районе Кантон-Гонконг, но и на Янцзы (включая верхнее ее течение), а также в акватории озер Дунтинху и Поянху, защищая жизнь германских подданных и охраняя торговлю от пиратов. Ранее уже предпринималась попытка построить такой корабль, но лодки "Otter" (1878) и "Hay" (1882) оказались не способными перейти на дальний восток. Имеющиеся в распоряжении станции канонерские лодки типа "Iltis" имели осадку более 3,5 м и не могли действовать на Янцзы выше Ханькоу.
По предложению командующего Восточно-Азиатской эскадрой, принца Генриха Прусского, 1 ноября 1899 у компании "Kowloon-Dock-Company" в Гонконге был куплен спущенный на воду в июне этого года речной баркас Tong Cheong, переоборудован в канонерскую лодку и укомплектован 11 моряками из экипажа канонерки "Luchs" (обер-лейтенант цур зее Макс Рейманн и десять нижних чинов), добавив к ним 6 китайских моряков. Лодка, получившая имя Schamien (остров на реке Сицзян, на котором располагался сеттльмент в Кантоне) вошла в строй 10 октября 1900 и служила на реке Чжуцзян ("жемчужная река"). Ее районом действий была система рек вокруг кантона.
Схема окраски:
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
| белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты |
| жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета) |
| С 14 мая 1910 г. по этой схеме окрашивались только яхты Кайзера. Все корабли в заграничном плавании получили стандартную "домашнюю" окраску образца 1896 г. |
В январе 1901 из Германии прибыл новый экипаж во главе с обер-лейтенантом цур зее бароном Оскаром фон Вайхтером, так что 11 человек с "Luchs" смогли вернуться на свой корабль. В течение срока службы Schamien ни разу не участвовала в боевых действиях.
Лодка служила недолго - чуть более 3 лет, и после ввода в строй новой речной канонерской лодки "Tsingtau", 2 февраля 1904 Schamien вывели из эксплуатации, а еще через восемь дней продали частной компании за восемь тысяч серебряных мексиканских долларов (песо). Из состава флота лодку исключили только 24 июня того же года. Дальнейшая судьба баркаса не известна.
| 10.1900 – 01.1901 |
обер-лейтенант цур зее |
Max Reimann |
|
| 01.1901 |
лейтенант цур зее, и.о. |
Günther von Zerboni di Sposetti |
|
| 01.1901 – 07.1901 |
обер-лейтенант цур зее |
Oskar Freiherr von Vayhter |
|
| 07.1901 – 02.1903 |
обер-лейтенант цур зее |
Otto Mok |
|
| 02.1903 – 11.1903 |
обер-лейтенант цур зее |
Paul Gerdes |
|
| 11.1903 – 02.1904 |
обер-лейтенант цур зее |
Max Hagedorn |
|
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
| на немецком |
| 1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
| 2 |
Hildebrand, Hans H., Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz - Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 8: Schiffsbiographien von Undine bis Zieten. Mundus Verlag, Ratingen. |
| на русском |
| 3 |
Галыня В., Киселёв Д. - Германская "Выдра" для Янцзы. Речная канонерская лодка "Оттер", Арсенал-Коллекция № 10’2014 |
| + |
| некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 12.12.2018

|