|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Военные логгеры (Marinelogger) типа
Германия, с 1941-1942 гг. 3 ед. (трофейные паровые логгеры) в т. ч. сторожевые корабли (Küstenschutzboote / Hafenschutzboote / Vorpostenboote) / вспомогательное судно обеспечения гидроавиации (Flugsicherungsschiff) / буксировщик магнитного трала (Spulgerätschlepper) / водолазный тендер (Taucherfahrzeug) вид до мобилизации
* Frida / V-1217 * Hendrika en Adriana / DWo-21 / Vs-117 / Vs-68 * Bets en Gerda / Kiel-18 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
10 мая 1940 германские войска вошли в Голландию и 14 мая она капитулировала. В числе прочих судов, немецким морякам достались во Влаардингене три логгера, построенные в 1903 г. на верфи "M. van der Kuijl": "VL 84 Hendrika en Adriana", "VL 112 Bets en Gerda" и "VL 208 Frida". Сперва они несли имена соответственно "VL 84 Venus", "VL 165 Mars" и "VL 155 Mercurius" "Frida" была получена ВВС и некоторое служила для обеспечения безопасности полётов (как спасательное судно), но вскоре была уступлена ВМФ. "Hendrika en Adriana" сперва использовалась, как буксировщик магнитного трала. "Bets en Gerda" была оборудована как водолазный бот и прослужила в этом качестве всю войну. "Frida" после передачи ВМФ была включена в состав 12-й патрульной флотилии (12. Vorpostenflottille), как V 1217, а "Hendrika en Adriana" была зачислена в вахтенную флотилию западной Балтики (флотилия охраны гавани) в Киле (Wachflottille westl. Ostsee), как DWo 21. При реорганизации соединения 1 октября 1943 она стала числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульного корабля Vs 117, с 1 января 1944 - Vs 68.
Frida Паровой сельдевой логгер "Mercurius" был спущен на воду во Влаардингене в 1903 г. для компании "Reederij Joost Pot" и получил регистрацию VL 155. В 1905 он был продан немецкой рыбной компании "Fischerei AG Weser" в Эльсфлете и получил новый регистрационный номер OE 27, но имя сохранил. 17 января 1913 продан голландской компании "Visscherij - Maatschappij Vlaardingen" во Влардингене и вновь сменил регистрационный номер на VL 208. 1 мая 1923 логгер был переименован в "Frida". 15 мая 1940 корабль был оставлен экипажем во Влаардингене при захвате немцами Голландии, с 27 ноября 1940 служил в спасательной службе Роттердама, 4 декабря 1940 г. был реквизирован немцами и с 8 декабря использовался при немецкой спасательной службе в Голландии (ZRD, номер не известен). 8 мая 1941 г., когда руководство Люфтваффе признало логгеры, имевшиеся на тот момент в составе спасательной службы, слишком медленными (5-6 уз.) и немореходными, и решило заменить их на более крупные и скоростные, корабль был мобилизован и включен в качестве вспомогательного корабля службы безопасности полетов в состав спасательного соединения Seenotzentrale (L) Nord в Вильгельмсхафене, где в этот период базировалась эскадрилья Seenot.St.4. Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. Местом службы были определены Западно-Фризские острова. По некоторым данным в ВВС корабль служил под гражданским флагом. Из за фактического отсутствия применения было предложено передать логгеры ВМФ и в сентябре 1941 "Frida" была передана морякам в Роттердаме с прежним экипажем, на частной верфи в Антверпене перестроена в сторожевой корабль и 5 мая 1942 г. вошла в строй как форпостен-бот V-1217 в составе 12-й патрульной флотилии (12. Vorpostenflottille). Корабль выполнял конвоирование и траление в области Немецкой бухты. 8 мая 1945 корабль капитулировал в Хёрнуме, принят голландской комиссией под обозначением CTG (CFG) 17, 19 августа прибыл в Эймейден, где был возвращён владельцу под прежним именем и регистрационным номером. В сентябре 1960 логгер был сдан на слом.
Hendrika en Adriana Паровой сельдевой логгер "Venus" был спущен на воду во Влаардингене в 1903 г. для компании "Reederij Joost Pot" и получил регистрацию VL 84. В 1934 был продан компании "Zeevisscherij v/h A Verboon" и переименован в "Hendrika en Adriana". 15 мая 1940 корабль был захвачен немецкими войсками во Влаардингене, но нет никаких данных об его использовании в следующие полтора года. Лишь 31 августа 1941 был передан заградительной команде западной части Балтийского моря в Киля (Sperrkdt. westl. Ostsee.) в качестве буксировщика магнитного трала. С июля 1942 - корабль охраны гавани DWo 21 в составе вахтенной флотилии западной Балтики (Wachflottille westl. Ostsee) в Киле. При реорганизации соединения 1 октября 1943 стал числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульного корабля Vs 117, с 1 января 1944 - Vs 68. В августе 1945 логгер был возвращён владельцу и под прежним именем и номером эксплуатировался до конца 1957 года, когда был продан на слом.
Bets en Gerda Паровой сельдевой логгер "Mars" был спущен на воду во Влаардингене в 1903 г. и получил регистрацию VL 165. В 1905 он был продан немецкой рыбной компании "Fischerei AG Weser" в Эльсфлете и получил новый регистрационный номер OE 26, но имя сохранил. В 1913 продан голландской компании "Vlaardingsche stoomvisscherij" во Влардингене и сменил регистрационный номер и имя на VL 112 Adriaan. В 1939 продан компании "G.Kornaat" и переименован в "Bets en Gerda" (Bets & Gerda). 15 мая 1940 корабль был захвачен немецкими войсками во Влаардингене, но нет никаких данных об его использовании в течение года. Лишь 9 мая 1941 он был передан верфи ВМФ в Киле в качестве водолазного бота (Taucherfahrzeug) и получил обозначение Kiel 18. С 1943 он подчинялся арсеналу ВМФ в Киле (MARS), а с 1945 служил при спасательной службе ВМФ (MBSK). В 1946 логгер был возвращён владельцу под прежним именем и номером и эксплуатировался до 1960 года, когда был сдан слом.
|