Корабли авиации  
  Сторожевики  
  Тральщики  
  Тендеры  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Военные логгеры (Marinelogger) типа

"Frida"


Германия, с 1941-1942 гг. 3 ед. (трофейные паровые логгеры)
в т. ч. сторожевые корабли (Küstenschutzboote / Hafenschutzboote / Vorpostenboote) / вспомогательное судно обеспечения гидроавиации (Flugsicherungsschiff) / буксировщик магнитного трала (Spulgerätschlepper) / водолазный тендер (Taucherfahrzeug)

вид до мобилизации

*
Frida / V-1217
*
Hendrika en Adriana / DWo-21 / Vs-117 / Vs-68
*
Bets en Gerda / Kiel-18
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название гражд. регистрация верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Frida VL 208 <M. van der Kuijl>, стр. № 318, Сликкерфеер / 1903 05.1941 вспомогательное судно обеспечения ВВС, SDF Mitte на Западных Фризских островах, 8.10.1941 передан ВМФ, СКР, с 5.05.1942 г. V 1217, в 1945 г. возвращён владельцу, в 09.1960 слом.
2 Bets en Gerda VL 112 <M. van der Kuijl>, Сликкерфеер / 1903 9.05.1941 водолазный бот ВМФ Kiel 18 при MARS в Киле, с 1945 при MBSK, в 1946 возвращён владельцу, 1960 слом.
3 Hendrika en Adriana VL 84 <M. van der Kuijl>, Сликкерфеер / 1903 3.08.1941 буксировщик магнитного трала в Sperrkdt. westl. Ostsee., с 07.1942 корабль охраны гавани DWo 21 в Киле, с 10.1943 Vs 117, с 1.01.1944 Vs 68, в 1945 возвращён владельцу, в 1957 продан на слом.
ТТХ
Водоизмещение полное ок. 400-450 т
регистровое 178-185 брт
Размерения длина 34,95-35,07 м (по разн. данным.)
ширина 6,55 м
осадка 3,05-3,44 м
высота борта 3,97 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный винт
МКО? 1 ПМ тройного расширения (3 цил.)
1 ПК
мощность 185 л.с.
Ходовые данные скорость 7,5 уз.
топливо 45 т угля
дальность плавания на 7 уз. 1848 миль
Экипаж 16 чел., в качестве СКР - 33 чел.
Дополнительные данные корпус 1-палубный с погибью
ВООРУЖЕНИЕ
На судне ВВС вероятно отсутствовало.
На водолазном боте обычно имелся один пулемёт.
На СКР ВМФ в зависимости от размеров и наличия на складе устанавливались до 6 станков 20- и 15-мм автоматов и пулемётов (в т. ч. 4-ствольные "фирлинги". На более крупных размещали также 1-2 пушки калибра 37-88 мм, но для относительно небольших логгеров это маловероятно. Возможна была также установка трофейного вооружения.
На кораблях охраны гавани могли ограничится парой зенитных пулемётов или 20-мм автоматов.

 

10 мая 1940 германские войска вошли в Голландию и 14 мая она капитулировала. В числе прочих судов, немецким морякам достались во Влаардингене три логгера, построенные в 1903 г. на верфи "M. van der Kuijl": "VL 84 Hendrika en Adriana", "VL 112 Bets en Gerda" и "VL 208 Frida". Сперва они несли имена соответственно "VL 84 Venus", "VL 165 Mars" и "VL 155 Mercurius"

"Frida" была получена ВВС и некоторое служила для обеспечения безопасности полётов (как спасательное судно), но вскоре была уступлена ВМФ. "Hendrika en Adriana" сперва использовалась, как буксировщик магнитного трала. "Bets en Gerda" была оборудована как водолазный бот и прослужила в этом качестве всю войну.

"Frida" после передачи ВМФ была включена в состав 12-й патрульной флотилии (12. Vorpostenflottille), как V 1217, а "Hendrika en Adriana" была зачислена в вахтенную флотилию западной Балтики (флотилия охраны гавани) в Киле (Wachflottille westl. Ostsee), как DWo 21. При реорганизации соединения 1 октября 1943 она стала числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульного корабля Vs 117, с 1 января 1944 - Vs 68.

 

Frida

Паровой сельдевой логгер "Mercurius" был спущен на воду во Влаардингене в 1903 г. для компании "Reederij Joost Pot" и получил регистрацию VL 155. В 1905 он был продан немецкой рыбной компании "Fischerei AG Weser" в Эльсфлете и получил новый регистрационный номер OE 27, но имя сохранил. 17 января 1913 продан голландской компании "Visscherij - Maatschappij Vlaardingen" во Влардингене и вновь сменил регистрационный номер на VL 208. 1 мая 1923 логгер был переименован в "Frida".

15 мая 1940 корабль был оставлен экипажем во Влаардингене при захвате немцами Голландии, с 27 ноября 1940 служил в спасательной службе Роттердама, 4 декабря 1940 г. был реквизирован немцами и с 8 декабря использовался при немецкой спасательной службе в Голландии (ZRD, номер не известен).

8 мая 1941 г., когда руководство Люфтваффе признало логгеры, имевшиеся на тот момент в составе спасательной службы, слишком медленными (5-6 уз.) и немореходными, и решило заменить их на более крупные и скоростные, корабль был мобилизован и включен в состав спасательного соединения SNDF Mitte в качестве вспомогательного корабля службы безопасности полетов. Он был подчинён Seenotzentrale (L) в Вильгельмсхафене, где в этот период базировалась эскадрилья Seenot.St.4 (Dornier Do 18 и Heinkel He-59, позже Dornier Do 24 и Heinkel He-115). Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. Местом службы были определены Западно-Фризские острова. По некоторым данным в ВВС корабль служил под гражданским флагом.

Из за фактического отсутствия применения было предложено передать логгеры ВМФ и в сентябре 1941 "Frida" была передана морякам в Роттердаме с прежним экипажем, на частной верфи в Антверпене перестроена в сторожевой корабль и 5 мая 1942 г. вошла в строй как форпостен-бот V-1217 в составе 12-й патрульной флотилии (12. Vorpostenflottille). Корабль выполнял конвоирование и траление в области Немецкой бухты.

8 мая 1945 корабль капитулировал в Хёрнуме, принят голландской комиссией под обозначением CTG (CFG) 17, 19 августа прибыл в Эймейден, где был возвращён владельцу под прежним именем и регистрационным номером. В сентябре 1960 логгер был сдан на слом.

     

Hendrika en Adriana

Паровой сельдевой логгер "Venus" был спущен на воду во Влаардингене в 1903 г. для компании "Reederij Joost Pot" и получил регистрацию VL 84. В 1934 был продан компании "Zeevisscherij v/h A Verboon" и переименован в "Hendrika en Adriana".

15 мая 1940 корабль был захвачен немецкими войсками во Влаардингене, но нет никаких данных об его использовании в следующие полтора года. Лишь 31 августа 1941 был передан заградительной команде западной части Балтийского моря в Киля (Sperrkdt. westl. Ostsee.) в качестве буксировщика магнитного трала. С июля 1942 - корабль охраны гавани DWo 21 в составе вахтенной флотилии западной Балтики (Wachflottille westl. Ostsee) в Киле. При реорганизации соединения 1 октября 1943 стал числиться в 1-й сторожевой флотилии (1. Sicherungsflottille, westliche Ostsee) в качестве патрульного корабля Vs 117, с 1 января 1944 - Vs 68.

В августе 1945 логгер был возвращён владельцу и под прежним именем и номером эксплуатировался до конца 1957 года, когда был продан на слом.

       

Bets en Gerda

Паровой сельдевой логгер "Mars" был спущен на воду во Влаардингене в 1903 г. и получил регистрацию VL 165. В 1905 он был продан немецкой рыбной компании "Fischerei AG Weser" в Эльсфлете и получил новый регистрационный номер OE 26, но имя сохранил. В 1913 продан голландской компании "Vlaardingsche stoomvisscherij" во Влардингене и сменил регистрационный номер и имя на VL 112 Adriaan. В 1939 продан компании "G.Kornaat" и переименован в "Bets en Gerda" (Bets & Gerda).

15 мая 1940 корабль был захвачен немецкими войсками во Влаардингене, но нет никаких данных об его использовании в течение года. Лишь 9 мая 1941 он был передан верфи ВМФ в Киле в качестве водолазного бота (Taucherfahrzeug) и получил обозначение Kiel 18. С 1943 он подчинялся арсеналу ВМФ в Киле (MARS), а с 1945 служил при спасательной службе ВМФ (MBSK).

В 1946 логгер был возвращён владельцу под прежним именем и номером и эксплуатировался до 1960 года, когда был сдан слом.

       

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 6., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1989.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993.
3 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
4 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de
scheveningen-haven.nl

последнее обновление: 27.03.2020

 




 

 
Торговый флаг Нидерландов 1908—1940, 1945-1965
Военный флаг Третьего рейха 1941-1945
Торговый флаг Германии 1941-1942
Оккупационный флаг 1946
Bets en Gerda
"Bets en Gerda" в 50-х гг.
Bets en Gerda
"Bets en Gerda" после войны.
Bets en Gerda
"Bets en Gerda" после войны.
Bets en Gerda
"Bets en Gerda" вскоре после войны.
Bets en Gerda
"Bets en Gerda" вскоре после войны.
Bets en Gerda
"Bets en Gerda" до войны.
Hendrika en Adriana
"Hendrika en Adriana", вид с мостика на бак.
Hendrika en Adriana
"Hendrika en Adriana", вид с бака на мостик.
Hendrika en Adriana
"Hendrika en Adriana" после войны. Корма помята, вероятно, в результате столкновения.
Hendrika en Adriana
"Hendrika en Adriana" до войны.
Hendrika en Adriana
"Hendrika en Adriana" до войны.
Hendrika en Adriana
"Hendrika en Adriana" до войны.
Frida
"Frida" после войны.
Frida
"Frida"
Frida
"Frida"
Frida
"Frida"
Frida
"Frida"
Frida
"Frida"
Предыдущая страница - вспомогательные корабли обеспечения гидроавиации типа "Maria"
Следующая страница - вспомогательные корабли обеспечения гидроавиации - трофейные яхты на атлантическом побережье