|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малые паровые канонерские лодки (II класса) (Dampfkanonenboote II. Cl., Kleinere Kanonenboote) типа
Пруссия, 1860 г. 15 ед. (проект 1859 г.) с 1872-1884 годов 6 единиц использовались, как минные прамы * Jäger * Crocodill * Fuchs * Hay * Scorpion * Sperber * Pfeil * Natter * Salamander * Schwalbe * Wespe * Tiger * Hyäne * Habicht * Wolf *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Королевство Пруссия в 1858 оказалось перед растущим внешнеполитическим напряжением, особенно с Данией. Возникла необходимость развивать береговую оборону. Флот к этой дате был численно очень мал (5 крейсеров (1 колёсный и 4 парусных), 1 авизо, 2 военных шхуны, 44 гребных канонерских лодки). Имеющиеся гребные канонерские лодки были совершенно устаревшими, как технически, так и в военном отношении и их необходимо было заменить. Поэтому новый шеф генерального штаба Гельмут фон Мольтке, в числе прочего, потребовал построить 20 новых канонерских лодок с паровым приводом. Предложение принца Адальберта Прусского сосредоточиться на строительстве океанских кораблей не вызвало поддержки. Также и предложение Прусской палаты депутатов использовать канонерские лодки в мирное время для торгового флота не прошло, так метод постройки военных кораблей не допускал такое использование. Это предложение свидетельствует лишь о недостатке компетентности депутатов. При проектировании новых лодок обратились к проверенной в Крымской войне британской конструкции. Из за трудного внешнеполитического положения отказались от первоначально предусмотренного строительства двух экспериментальных лодок для проверки конструкции и в середине 1859 одновременно заказали сразу 15 кораблей у 8 частных верфей. Постройка кораблей началась уже в том же году. Они были готовы к спуску в январе-апреле 1860 и переданы флоту осенью 1860. Фактически это был паровой вариант гребных канонерских лодок. Значительный рост водоизмещения был потрачен на размещение паросиловой установки. Вооружение осталось на том же уровне, хотя и были установлены новые казнозарядные креплёные пушки. Необходимость размещения паровой машины и тяжёлого вооружения при ограничениях по осадке и размерам вообще, привела к постройке широких плоских кораблей, практически не обладавших никакой мореходностью. Они испытывали сильную и резкую бортовую качку, палуба в море практически всегда заливалась. Идти против волны, как по паром, так и под парусами, на этих кораблях было практически невозможно. Маневрировали и управлялись они посредственно. В бою бизань-мачта укладывалась горизонтально. С 1872 оставили только одну сигнальную грот-мачту. Имена они получили не как обычно - при спуске, а уже 18 октября 1859 указом Высшего Кабинета. Причиной этому были требования прусского таможенного управления в отношении импорта конструктивных элементов из-за границы, особенно железных частей, при которых обязательно должно было указываться имя корабля, для которых они были предназначены. Это привело к тому, что верфь Lübke в Вольгасте дала обоим находящихся в строительстве на верфи кораблях свои имена: Гром (Donner) и Молния (Blitz), что устроило таможенное управление. У лодок верфи Nüscke тоже были временные имена, возможно, по той же причине: Властитель (Der Herrscher) и Победитель (Der Sieger). Окончательные имена были Jäger (Охотник), Crocodill (Крокодил), Fuchs (Лиса), Hay (Акула), Scorpion (Скорпион), Sperber (Ястреб-перепелятник), Pfeil (Стрела), Natter (Змея), Salamander (Саламандра), Schwalbe (Ласточка), Wespe (Оса), Tiger (Тигр), Wolf (Волк), Hyäne (Гиена), Habicht (Ястреб). Среди моряков корабли получили кличку "морской поросенок" (Seeferkel). Так как корабли предназначались для береговой обороны в случае войны, в мирное время они большую часть времени провели на суше, поднятыми на слип со снятой медной обшивкой и проделанными в обшивке отверстиями для вентиляции. Машины, котлы, пушки были запакованы, мачты и дымовая труба демонтированы, над корпусом сооружалась защитная крыша. Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании. Изменения:
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
минные паромы (с 1878) - чёрные, только мачты жёлтые (по другим данным - полностью жёлтые - как несамоходные суда)
Корабли были заказаны летом 1859 восьми разным частным верфям. Только эльбингская верфь Mitzlaff рискнула спустить свои корабли в январе: Jäger, а через несколько дней Crocodill. От торжеств по этому поводу отказались по финансовым причинам, потому точная дата спуска неизвестна. 14 февраля 1860 в один день были спущены на воду сразу 10 лодок: Fuchs и Hay на данцигской верфи J. W. Klawitter, Scorpion и Sperber на штеттинской верфи Domcke, Pfeil и Natter на Вольгастской верфи Lübke, Salamander и Schwalbe на штеттинской верфи A. E. Nüscke, Wespe и Tiger на штеттинской верфи Zieske. Во время спуска на Hay произошла маленькая авария - порвалась цепь центрального защитника, при которой корабль был поврежден, однако, не существенно. При спуске Tiger несколько зрителей, которые стояли слишком близко к кораблю, были ранены и один 15-летний мальчик убит отколовшейся частью спусковых полозьев. 15 февраля на данцигской верфи Keier & Devrient была спущена лодка Hyäne, а 18 февраля - Habicht (по другим данным - первая только в апреле, вторая - ещё позже). Wolf спускался на воду последним, 29 апреля 1860 на штеттинской верфи Liegnitz. По другим данным Salamander, Schwalbe, Wolf, Wespe и Tiger спускали в один день 20 марта, между 2 и 4 часами по полудни. Первое зачисление Jäger на службу произошло 25 июня 1860, когда он вышел на испытания, которые показали, что корабль качало уже при незначительном волнении, выход в море при свежей погоде был невозможен и корабль не мог идти под парусами. Стрельба из орудий сильно ухудшалась бортовой качкой. Точная дата зачисления на службу Crocodill неизвестна. После окончания первых испытаний осенью 1860 все корабли прибыли на базу канонерских лодок в Данхольм и были законсервированы на зиму. Уже вскоре было установлено, что древесина корпуса Wespe поражена губкой. 1861 После зимовки, с 25 июня 1861 Jäger, Fuchs, Salamander и Scorpion продолжили испытания. Остальные лодки оставались на консервации. Во время продолжения испытаний Jäger, Fuchs, Salamander, Scorpion, бриг Hela, канонерские лодки I класса Camäleon и Comet, а также флагманский корабль - корвет Amazone, участвовали в походе в Северное море, при этом зашли в Гамбург и Бремен. Этим должны были укрепляться стремления к основанию общего немецкого военно-морского флота. После окончания испытаний Jäger, Fuchs 12 октября 1861, Salamander 14 октября, Scorpion 15 октября, вывели из эксплуатации и снова подняли на слип в Данхольме. В следующие два года все лодки безвылазно простояли на слипах.
С началом немецко-датской войны лодки стали выводить из консервации. Первой 10 февраля 1864 вошла в строй Hyäne, на следующий день за ней последовали Scorpion, Hay, Sperber, Pfeil и Wespe. Они образовали I дивизион флотилии канонерских лодок, кроме Sperber, которая вошла в III дивизион. 21 февраля 1864 были выведены из резерва Jäger, Wolf, Habicht и Salamander. Они составили III дивизион флотилии КЛ. 1 марта 1864 в строй были введены Fuchs, Schwalbe, Natter, а 3 марта - Tiger. Они составили II дивизион флотилии КЛ. На Crocodill в корпусе было обнаружено гниение дерева, из-за чего в строй он не вводился. Корабль был временно приведён в состояние, позволяющее при возможной высадке датчан использовать его как плавучую батарею. До использования в этой функции дело так и не дошло. 17 марта I дивизион участвовал в бою против датских кораблей при Ясмунде. 16 марта корветы Arcona и Nymphe обнаружили датские блокирующие корабли, однако, не смогли атаковать их из за наступления темноты. В подмогу из Штральзунда вышли авизо Loreley и 7 канонерок (Comet, Hay, Hyäne, Pfeil, Scorpion, Wespe и Sperber). 17 марта в первой половине дня в Прорер-Вик посыльное судно обнаружило 5 датских кораблей: Skjold, Tordenskjold, Själland, Heimdal и Thor и около 13 ч. сообщило о них Яхману. Около 14.30 прусские корабли атаковали датчан. К 16 ч. бой прекратился, прусские корабли не смогли добиться победы, однако, в некотором роде сняли тесную датскую блокаду вокруг немецких гаваней. После боя Loreley и канонерские лодки вернулись в Штральзунд. При этом Sperber должен был буксировать Hay, так как на ней произошла авария механической установки. Следующий поход 6 мая не привел к соприкосновению с противником. 3 июля III дивизион вступил в бой с датскими кораблями у Хиддензее. II дивизион с противником не встречался. Произошедшие бои были безрезультатными с обоих сторон. После реорганизации соединений канонерских лодок, когда канонерские лодки I класса (тип Camäleon) были выведены из дивизионов, Pfeil, вероятно, стал флагманским кораблем I дивизиона, однако это точно не установлено. Natter, вероятно приняла функцию флагманского корабля II дивизиона, однозначных источников по этому поводу также не существует. В июне лодки приняли участие в параде флота, который принимал король Вильгельм I. Через месяц Fuchs ушла на ремонт на верфь в Свинемюнде, при этом была удлинена дымовая труба. Осенью лодки стали снова выводить в резерв и подымать на слип в Данхольме. Первыми были выведены из компании Wolf и Jäger (23 сентября), за ними последовали Wespe (8 октября), Habicht и Hyäne (начало октября), Pfeil (13 октября), Tiger (14 октября), Natter (середина октября), Fuchs (18 октября), Sperber (20 октября), Scorpion (21 октября), Salamander (27 октября), Hay (в октябре) и Schwalbe (дата неизвестна). При текущем техническом обследовании гнилые доски заменялись на новые.
В 1865 году Scorpion перешёл в Киль, где использовался как склад мин, при переходе он буксировал 2 гребные канонерки. Однако это происходило без официального зачисления на службу. 1866 3 апреля 1866 ввели в строй для текущей службы Tiger и Wolf. Wolf использовался как гидрографическое судно на побережье Северного моря. Вместе с Loreley 22 апреля канонерская лодка приступила к переходу в Вильгельмсхафен, который был назначен базой Wolf. Гидрографические работы были прерваны началом войны с Австрией. Wolf был придан флотилии под руководством броненосца Arminius, но в боевых операциях участия не принимал. Tiger 11 апреля перешёл в Киль, но уже 12 мая из-за предстоящей войны против Австрии также был послан в Северное море. После перехода вокруг Ютландии канонерская лодка на Эльбе встретилась с кораблями, возглавляемыми броненосцем Arminius и после начала войны участвовала в переброске примерно 13500 человек пехоты, артиллерии и кавалерии через Эльбу в Альтоне. 17 июня десантные группы с Tiger, Arminius и Cyclop вывели из строя брошенные противником береговые батареи у Брунсгаузена. Затем Tiger и Wolf было приказано идти к устью Эмса, где они должны были занять оба находящихся там ганноверских форта. При этом также была захвачена и приведена в Гестемюнде яхта короля Георга V Königin Maria. Wolf 24 июня отбуксировал из Брунсгаузена в Альтону 4 шаланды, нагруженные захваченным ганноверским оружием. По некоторым данным Scorpion также был зачислен на службу во время войны, но в боевых действиях не участвовал. По окончании войны Tiger, первым из прусских военных кораблей, посетил несколько Восточно-Фризских гаваней, а затем расположился как брандвахта в Альтоне. В сентябре 1866 корабль вернулся в Киль, а 7 января 1867 был выведен в резерв в Штральзунде. Wolf после окончания военных действий продолжал гидрографическую работу до вывода на зимовку в Гестемюнде 10 ноября 1866. 1867 Плохое состояние Crocodill привело к исключению его из списка военных кораблей. 14 марта 1867 корабль сдали на слом первым из типа, так ни разу и не использовав на службе. В 1867 Scorpion применялся как тендер станции в Киле и служил для подготовки машинного персонала. 3 апреля 1867 Habicht был также введён в строй как второй тендер станции Киля и использовался в этом качестве до конца ноября. С 24 апреля Wolf продолжил гидрографические работы и проводил их до 26 октября 1867. 4 сентября Habicht находился в распоряжении у посетителей XIV Евангелического церковного съезда. Осенью все три действующих лодки (Scorpion, Habicht и Wolf) были вытащены на слип на зимовку. 1868 В 1868 Scorpion снова применялся как тендер станции в Киле и учебный корабль для машинных команд. Wolf должен был продолжить гидрографические работы но, после ввода в строй 21 апреля 1868 уже через 15 дней снова был выведен из эксплуатации, так как Прусский ландтаг сократил финансовые средства морского флота и число активных кораблей пришлось уменьшить. Habicht в 1868 сначала опять использовался как тендер станции в Киле, но 8 мая так же был выведен из кампании по той же финансовой причине. С 11 июля Habicht мог снова применяться и до конца ноября служил как тендер учебно-артиллерийского корабля Thetis. Осенью оба тендера (Scorpion и Habicht) были отправлены на зимовку. 1869 3 мая 1869 в строй ввели две лодки - Scorpion и Pfeil. Scorpion служил как тендер учебно-артиллерийского корабля Thetis и кроме того с 30 августа по 4 сентября участвовал в учениях броненосцев в западном Балтийском море. Pfeil был активирован после более 4 лет, проведённых на слипе. Он использовался в качестве брандвахты в Данциге и параллельно в качестве тендера тамошней Королевской верфи. В июне были выведены из резерва Hyäne (дата неизвестна, 5 лет на слипе) и Sperber (29 июня, 4 года на слипе) однако, только для их перевода из Штральзунда в Киль, где они снова были вытащены на берег. 1 июля 1869 в эксплуатацию ввели Hay и до 20 ноября он применялся как тендер станции в Киле. Также в 1869 г. пытались ввести в строй Habicht, но поломка машины помешала это сделать. 1870 1 июня 1870 Wolf заменил броненосец Prinz Adalbert в качестве стационера (брандвахты) в Альтоне. К началу войны с Францией он единственный из канонерок II класса находился в строю.
18 июля 1870 в рамках общей мобилизации с началом Франко-Прусской войны в строй ввели Hay, 19 июля - Sperber, 20 июля - Habicht, 22 июля - Scorpion, 24 июля - Jager, Wespe, Fuchs, Schwalbe, Tiger, Hyäne, Natter и Salamander. Pfeil уже находился в строю. Habicht, Wespe, Fuchs, Hyäne, Pfeil и Natter перешли каналом Айдер в Куксхафен. Sperber самостоятельно, Hay, Schwalbe и канонерская лодка I класса Cyclop - отрядом, перешли туда же вокруг Ютландии. Wolf, Schwalbe и Fuchs и Sperber нёсли дозорную службу в устье Яде, Hay охранял устье Везера, Jager принадлежал внутренним войскам на Эльбе, позже также охранял устье Везера, Habicht нёс караул в устье Эльбы, Pfeil перешёл в Хузум, но уже в начале августа присоединился к образованной на Эльбе флотилии, Wespe и Natter охраняли устье Эмса. Hyäne служил брандвахтой в Вильгельмсхафене, Scorpion - брандвахтой во Фридрихсорте, где охранял минное заграждение и предупреждал о нём торговые суда. Tiger сначала находился в Рюгене, а со 2 августа также охранял портовые заграждения во Фридрихсорте. Salamander сперва располагаться в Киле. 17 августа он участвовал в бою против французских кораблей у Хиддензее в составе флотилии корветтен-капитана Франца фон Вальдерзее, в которую также входили авизо Grille и канонерки I класса Blitz и Drache - это был единственный за всю войну случай встречи лодок с кораблями неприятеля. В начале октября Salamander был переведён в Вильгельмсхафен и до конца войны располагался там. Две лодки, вероятно, по техническому состоянию, были выведены в резерв ещё до окончания войны: Schwalbe - 5 октября 1870 в Гестемюнде, Sperber - 12 октября в Вильгельмсхафене. Износ конструкции Fuchs вынудил её пройти ремонт в Бремерхафене. После того, как лодка провела зиму 1870-1871 в управлении порта Вильгельмсхафена, до конца войны она применялась для дозорной службы на Эльбе. С 28 января 1871 Hyäne также использовалась для защиты устья Эльбы - её тоже перевели из Вильгельмсхафена. Весной 1871 Pfeil перевели в обратном направлении - с Эльбы в Яде. Остальные лодки оставались на прошлогодних позициях.
После окончания войны Habicht на нижней Эльбе следил за репатриацией французских военнопленных, Fuchs с марта участвовал в тралении минных заграждений в фарватере Яде, затем служил тендером военного порта Северного моря, а с августа - во вновь образованном торпедном отделении. Wolf с марта 1871 продолжил гидрографические работы. По окончании войны в 1871 лодки стали выводить из компании и снова подымать на слипы: 8 апреля - Jager, 11 апреля - Salamander, 12 апреля - Pfeil и Natter в Вильгельмсхафене, 21 апреля - Habicht в Вильгельмсхафене, 29 апреля Tiger, 13 мая - Wespe в Киле, 20 мая - Hyäne, 24 мая - Scorpion, 19 июня - Wolf и 8 декабря - Fuchs. К концу года в эксплуатации осталась только одна лодка - Hay. 4 апреля 1871 она вышла из Вильгельмсхафена каналом Айдер и через 8 дней прибыла в Киль, где была придана учебно-артиллерийскому кораблю Renown в качестве тендера, параллельно использовалась как тендер станции и оставалась в этой роли до 4 июля 1872, а с 22 июля 1872 в течение короткого времени использовалась для замены Schwalbe на артиллерийских учениях. Также летом 1872 на службе находился Wolf, он кратковременно применялся как тендер учебно-артиллерийского корабля Renown, а в декабре должен был пройти модернизацию в Киле, но из за сильного ледохода она была отложена до апреля 1873. При проведенной в 1872 проверке было установлено, что ремонт находящихся в плохом состоянии корпусов Hyäne, Jäger, Schwalbe, Wespe, Pfeil не окупался и 19 марта 1872 г. 4 из них (кроме Hyäne) были вычеркнуты из списка военных кораблей, однако Wespe после этого ещё раз использовалась, что можно рассматривать как чрезвычайно необычное событие: во время учений морского артиллерийского дивизиона возникла необходимость в нескольких малых кораблях, однако в распоряжении был только Hay. Поэтому Wespe временно вернули в строй и с 22 июля по 5 августа 1872 применяли в Кильском заливе. Pfeil, Wespe использовались как минные паромы №1 и №2 в Вильгельмсхафене. Schwalbe несколько лет служил как минный паром №1 в Киле, после чего был сдан на слом. Jäger сначала использовался как мишень, позже как угольный склад и был сдан на слом в начале 1880-х годов. Признанная также непригодной Hyäne была списана только 17 июля 1873. Задержка, по видимому, была вызвана хорошо сохранившейся котельной установкой, которая, в конце концов была переставлена на Tiger, а позже послужила для замены изношенного парогенератора, корпус использовался как мишень.
Остававшиеся в хорошем техническом состоянии Natter, Habicht, Scorpion, Fuchs, Tiger, Hay, Sperber и Salamander в 1872 году прошли капитальный ремонт и модернизацию. Такелаж полностью демонтировался, оставалась лишь грот-мачта в качестве сигнальной. Прежние гладкоствольные пушки заменялись на одну 150-мм/22 нарезную. На Salamander также заменили котлы. Не смотря на модернизацию, многие из лодок так больше активно и не служили. 1872 Модернизированный Salamander был принят в эксплуатацию 16 августа 1872 и сначала применялся как тендер. После большого шторма и наводнения 13 ноября вместе с Meteor они использовались при ликвидации последствий бедствия во Фридрихсорте. Кроме нескольких учений, остальное время Salamander почти три года служил как тендер, до 15 июня 1875. 22 августа 1872 кратковременно вводился в эксплуатацию и Tiger, но вскоре снова был разоружён в Вильгельмсхафене. 1873 С 16 апреля по 15 сентября 1873 в последний раз применялся Natter - как тендер для артиллерийского учебного корабля Renown. Кроме него в 1873 продолжал служить тендер Salamander. 1874 С 3 марта 1874 как тендер для артиллерийского учебного корабля Renown использовался Tiger. В течение зимы 1874/75 корабль получил лучше сохранившуюся котельную установку Hyäne, и в течение следующих двух лет и далее применялся как тендер. Кроме него в 1874 всё также продолжал служить тендером Salamander, который в середине мая, совместно с Nautilus, оказывал помощь севшему на мель у Лангеланна корвету Nymphe. 1875 15 июня 1875, после почти трехлетней активности, был в последний раз выведен из эксплуатации Salamander. Для его замены в тот же день тендером военного порта Балтийского моря назначили Sperber. В этом качестве он прослужил 2 года и 31 мая 1877 был окончательно выведен из эксплуатации. Кроме него в 1875 продолжал служить тендером Tiger. 26 сентября 1875 был вычеркнут из списка военных кораблей Wolf и далее использовался как минный паром №2 в Киле. 4 августа 1884 его корпус использовался как мишень для опытового торпедного корабля Blücher и был потоплен торпедой. Затем он был поднят для изучения результатов взрыва, после чего сдан на слом. 1876 В 1876 тендерами продолжали служить всё те же Sperber и Tiger. 1877 В 1877 Habicht сменил списанный Tiger в роли тендера для учебно-артиллерийского корабля Renown. 31 мая 1877 был в последний раз выведен из эксплуатации Sperber. 9 января 1877 из списка военных кораблей вычеркнули две лодки: Tiger далее использовался как минный паром №4 в Вильгельмсхафене, Scorpion в этом году ещё служил в качестве тендера при испытательном торпедном судне "Zieten" и 18 сентября участвовал в первом крупном испытании новых торпед Уайтхеда в военно-морском флоте Германии, за которым наблюдал Штош, а затем использовался, как баржа в Киле. Для замены этих двух кораблей были заказаны канонерские лодки Iltis и Hyäne. 27 ноября 1877 за ними последовал Habicht, который далее использовался как баржа в Вильгельмсхафене. Для его замены заказали канонерскую лодку Hay. 1878 1 апреля 1878 вместо списанного Habicht в качестве тендера при учебно-артиллерийском корабле Renown, а с 1881 - Mars, была зачислена на службу Fuchs, при этом её вооружение ужалось до одной 87-мм/24 пушки. В течение следующих 5 лет корабль периодически использовался как учебно-артиллерийская лодка и тендер, причем она всегда активировалась 1 апреля, но выводилась из эксплуатации в разных числах. При этом в 1880 её вооружение снова уменьшилось до одной 37-мм револьверной пушки. Остальные корабли в это время продолжали списывать: 12 ноября 1878 из списка военных кораблей вычеркнули Sperber (баржа в Киле) и Salamander (баржа). Для замены второго была заказана канонерская лодка Wolf. 1880 7 сентября 1880 из списка военных кораблей вычеркнули Hay и Natter. Первый далее использовался как баржа для инвентаря, о последующем применении второго ничего не известно. Официально для замены Natter была построена торпедная канонерка Jäger. 1882 Наконец пришла очередь Fuchs. После того, как 27 июня 1882 она была в последний раз выведена из эксплуатации, 14 ноября её вычеркнули из списка военных кораблей. Корпус несколько лет использовался в Вильгельмсхафене как минный паром №3, а затем был сдан на слом. В качестве замены лодки был построен миноносец Flink.
Во время войны 1870/71 немецким морским флотом впервые применялись мины - для закрытия Кильского залива, рек Яде, Эльба и Везер. Постановка велась соединенными подобно катамарану несамоходными землечерпалками и баржами. После войны началось развитие специализированных заградителей различных типов. Первыми типами стали крепостные заградители и минные паромы. Минные паромы - несамоходные суда, сначала перестроенные из старых боевых единиц, позже специально построенные; мины ставились с помощью бортовых плавсредств. Для буксировки паромов предназначались крепостные заградители, построенные по типу буксира. В тот период минные паромы, как и все несамоходные суда красились целиком в жёлтый цвет. Первыми минными паромами стали шесть списанных в 1872-1883 канонерских лодок типа Jäger и одна типа Camäleon: Списанные 19 марта 1872 г. Pfeil и Wespe использовались как минные паромы Minenprahm №1 и Minenprahm №2 в Вильгельмсхафене, Schwalbe несколько лет служила как минный паром Minenprahm №1 в Киле. Списанный 26 сентября 1875 Wolf сперва использовался как угольная баржа в Данциге, а с 1878 - как минный паром Minenprahm №2 в Киле. 4 августа 1884 его корпус использовался как мишень для опытового торпедного корабля Blücher и был потоплен торпедой. Затем он был поднят для изучения результатов взрыва и затем сдан на слом. Стоит отметить, что сперва прамы не имели нумерации и сохраняли свои старые имена, а номера были им присвоены, по видимому в 1878 году. Кроме того, в 1877 году в составе флота числился в качестве минного прама только Pfeil, остальные, вероятно, были на консервации и вновь зачислены на службу позже. Списанный 14 ноября 1882 Fuchs, с 1884 несколько лет использовался в Вильгельмсхафене как минный паром Minenprahm №3 и затем был сдан на слом. С 1884 г. к прамам в Вильгельмсхафене прибавилась списанная ещё 9 января 1877 лодка Tiger, получившая обозначение Minenprahm №4. В 1880-1890-х все оставшиеся прамы, по видимому, были проданы на слом.
|