Cпециальные корабли - ловушки (Sonderschiff, Hilfsschiff)
B = Belmonte 
|
Германия, 1916 г. 2 ед. (грузовые шхуны, 1912-1914)
* Belmonte = Hilfsschiff B * Friedeburg = Hilfsschiff F *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
|
имя
|
верфь-строитель /спуск
|
в строю
|
примечания
|
1 |
Belmonte |
<Stocks & Kolbe>, Киль / 07.1914 |
30.08.1916 |
грузовая шхуна комп. "G. W. Bley", Киль // псевдоним: "Antje" из Папенбурга, 12.1917 списана, в 1920 продана в Бразилию, 18.12.1941 погибла в столкновении. |
2 |
Friedeburg |
<E. J. Smit & Zn.>, Хогезанд, Нидерланды, стр. № 490 / 01.1912 |
6.09.1916 |
грузовая шхуна комп. "Bartels & Co.", Нордерхам // псевдоним: "Anna" из Браке, 12.09.1917 списана, с 05.1918 "Möve", с 06.1920 "Emmy Mebus", с 09.1920 "Emmy Stein", с 02.1922 "Erika", с 06.1928 "Vittoriana" Италия, с 1936 "Imperia", затем "Carolina", с 04.1941 ВМФ Италии, "V. 236", 23.01.1943 затонула в Триполи, 15.01.1954 поднята, "Titti Andalo" Италия, 1982 - слом. |
ТТХ
|
Belmonte |
Friedeburg |
Водоизмещение |
полное |
ок. 315 т |
ок. 430 т |
регистровое |
193 брт |
195,93/211 брт, 149,24 нрт, 310 двт |
Размерения |
длина |
37,51 м |
33,95/35,20 м |
ширина |
6,79 м |
7,16 м |
осадка |
2,07 м |
2,75/2,94 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
1 вал |
1 гребной винт |
1 гребной винт |
1 МО |
1 нефтяной двигатель |
1 нефтяной двигатель Болиндера (2-цил.) |
паруса |
3-мачтовая шхуна |
3-мачтовая шхуна |
мощность |
60 л.с. |
75 л.с. |
Ходовые данные |
скорость |
4 уз. |
4,5 уз. |
Экипаж |
23 чел. |
23 чел. |
ВООРУЖЕНИЕ
Belmonte |
Friedeburg |
2 - 105 мм/35 |
2 - 105 мм/35 |
4 пулемёта |
. |
Поиски способов борьбы с подводной опасностью, в числе прочего привели к идее вооружить небольшие парусники, настолько малые, что командир вражеской лодки должен был пожалеть на них торпеду и всплыть, что-бы потопить артиллерией, не оценив их, как угрозу. Для этих целей были выбраны две шхуны со вспомогательным мотором: "Belmonte" и "Friedeburg", зачисленные в состав флота соответственно 30 августа и 6 сентября 1916 года. Каждую вооружили двумя замаскированными устаревшими скорострельными орудиями калибром 10,5 см и укомплектовали экипажем из штата списанного "Schiff P". Известно, что "Belmonte" получила также 4 пулемёта. Испытания, однако, показали, что из-за малой осадки при залпе шхуны сильно дрейфовали и сходили с курса, потому их признали неподходящими для службы в качестве ловушек. Об их службе ничего не известно, ни в каких боевых соединениях они не числились и к концу 1917 года были исключены из ВМФ и возвращены владельцам.
Шхуна "Belmonte" была построена на верфи Stocks & Kolbe в Киле для компании G. W. Bley буквально перед самой войной. 30 августа 1916 года она была мобилизована ВМФ в качестве ловушки "Hilfsschiff B" (или просто "Schiff B") и для маскировки получила псевдоним "Antje" с портом приписки якобы Папенбург.
В конце 1917 года шхуна была возвращена владельцу, а в 1920 году, предположительно, из-за Версальского договора, была передана или продана Бразилии, и далее ходила под бразильским флагом, но имя оставалось прежним. 18 декабря 1941 года "Belmonte" затонула с грузом напитков и лекарств у входа в залив Байя-де-Тодос-ос-Сантос (штат Баия) после столкновения с судном "Norma", о котором не имеется никакой информации.
Шхуна "Friedeburg" была построена в 1911-1912 годах в Голландии, на верфи E. J. Smit & Zn. в Хогезанде и с 23 января 1912 находилась в собственности Jan Jacob Onnes из Гронингена под именем "Oldambt", но уже 7 декабря того-же года была продана немецкой фирме Bartels & Co. в Нордерхаме. Имя "Friedeburg", очевидно, происходит от средневекового Фридебурга близ Норденхама. 5 июня 1916 корабль был продан фирме Carl Joh. Klingenberg & Co., а 2 июля 1916 - мобилизован ВМФ в качестве ловушки "Hilfsschiff F" (или просто "Schiff F"). 6 сентября 1916 года шхуна была принята флотом и для маскировки получила псевдоним "Anna" с портом приписки якобы Браке.
12 сентября 1917 года парусник был выведен из состава ВМФ и 19 января 1918 возвращён владельцу, а уже в мае 1918 продан им кильской компании Paulsen & Ivers и переименован в "Möve". С 16 октября 1919 судно принадлежало Reederei "Möve" G.m.b.H. в Бремене, а с 24 декабря 1919 - O.H.G. J.H. Jensen в Гамбурге, который 23 июня 1920 сменил его имя на "Emmy Mebus", а 13 сентября 1920 - на "Emmy Stein". 6 февраля 1922 году шхуна была продана Wilh. Lischau, C.W. Albrecht & H.F.W. Spreckelsen из Любека и переименована в "Erika". При этом мотор был заменён на 4-цилиндровый Deutz.
15 декабря 1927 года парусник был продан итальянской фирме B. Travere & G. Luporini в Савоне, в июне 1928 получил новое имя "Vittoriana" и принадлежал теперь фирме G. Luporini & C. Egisto в Виареджо, с октября 1928 - Ettore Giuntini в том-же порту, а с 1935 - Carlo Landi Fu Antonio в Савоне. В 1936 году при смене владельца на Ignazio Messina & Co. из Генуи, вновь сменилось имя, теперь на "Imperia", но в том-же году он его вновь поменял, уже на "Carolina". 10 апреля 1941 года шхуна была мобилизована итальянским ВМФ и получила тактический номер "V. 236". 23 января 1943 года она затонула в Зуаре / Триполи после пожара и взрыва груза боеприпасов.
На этом история судна не закончилось. 15 января 1954 года оно было поднято, отремонтировано и принято в эксплуатацию Roberto Andalo из Неаполя под именем "Titti Andalo", при этом на судне был установлен новый 4-цилиндровый мотор Deutz образца 1939 г. мощностью в 145 л.с. В 1959 году новым владельцем стал Antonio Scotto из Неаполя, а в 1964 - также неополитанец Vincenzo Assenso. В 1994 году Ллойд отменил регистрацию судна, потому что его существование было признано сомнительным. (Считается, что оно было утилизировано в 1982 году.)
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч. https://www.marhisdata.nl/schip?id=4840 |
последнее обновление: 14.07.2020
|