Корабли авиации  
  Сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Катер гидроавиации (Flugzeugsicherungsboot, Flugbetriebsboot) типа

FL. B 2 "Seeteufel-2"


Германия, 1935-1936 г. 14 ед. + 1943-1944 г. 9 ед. (=не менее 23 ед.) - проект B II "Seeteufel-2"
С 1943 года 3 ед. - сторожевые катера (Küstenschutzboot), с 1944 года 9 ед. - противолодочные катера (U-Boot Jäger)
 

*
FL. B 201...214, 250...258
*
O.Re-61...63
*
UJ 101...107, 122...123
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
тактический № верфь-строитель в строю примечания
1 FL. B 201 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде, стр. № 214 1935 с 11.1944 катер ПЛО Uj-107, с 05.1945 RN 251, Британия, с 10.1947 полицейский катер WSP 2, после 1.04.1948 судьба неизвестна
2 FL. B 202 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде, стр. № 215 1935 к 25.04.1945 ещё числился, дальнейшая судьба неизвестна
3 FL. B 203 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде, стр. № 216 1935 с 20.05.1942 СКА O.Re-62, к 26.01.1945 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
4 FL. B 204 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде, стр. № 280 1936 с 1.11.1944 катер ПЛО UJ 101, к 26.01.1945 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
5 FL. B 205 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде, стр. № 281 1936 с 27.11.1944 катер ПЛО UJ 105, к 26.01.1945 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
6 FL. B 206 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде, стр. № 282 1936 с 20.05.1942 СКА O.Re-61, с 05.1945 RP-13, США в составе Соединения Инспекции и Безопасности, с 1949 при службе военного управления США в Германии, дальнейшая судьба неизвестна
7 FL. B 207 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде, стр. № 283 1936 с 7.11.1944 катер ПЛО UJ 103, с 19.05.1945 ГИКА RN-240, Британия, дальнейшая судьба неизвестна
8 FL. B 208 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде, стр. № 284 1936 с 1.11.1944 катер ПЛО UJ 102, к 26.01.1945 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
9 FL. B 209 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде, стр. № 285 1936 с 20.05.1942 СКА O.Re-63, к 26.01.1945 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
10 FL. B 210 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде 1936 с 13.12.1944 катер ПЛО Uj 122, с 5.05.1945 RN-172, Британия, с 22.04.1946 полицейский катер WSP-26, с 03.1947 WSP-24, после 05.1950 судьба неизвестна
11 FL. B 211 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде 1936 с 27.11.1944 катер ПЛО Uj 106, к 19.05.1945 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
12 FL. B 212 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде 1936 с 7.11.1944 катер ПЛО Uj 104, к 26.01.1945 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
13 FL. B 213 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде 1936 с 13.12.1944 катер ПЛО Uj 123, к 26.01.1945 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
14 FL. B 214 <Gebr. Kröger>, Варнемюнде 1936 к 16.01.1945 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
новый заказ в годы войны
15 FL. B 250 <Dröback>, Осло нач. 1943 9.09.1943 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
16 FL. B 251 <Dröback>, Осло нач. 1943 9.05.1945 капитулировал в Осло, дальнейшая судьба не установлена
17 FL. B 252 <Dröback>, Осло нач. 1943 28.12.1944 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
18 FL. B 253 <Dröback>, Осло нач. 1943 28.12.1944 сдан в аренду полиции, дальнейшая судьба не установлена
19 FL. B 254 <Dröback>, Осло 1943 28.12.1944 ещё в строю, дальнейшая судьба не установлена
20 FL. B 255 <Dröback>, Осло 1944 28.12.1944 сдан в аренду полиции, дальнейшая судьба не установлена
21 FL. B 256 <Dröback>, Осло 1944 28.12.1944 сдан в аренду полиции, дальнейшая судьба не установлена
22 FL. B 257 <Dröback>, Осло 1944 28.12.1944 сдан в аренду полиции, дальнейшая судьба не установлена
23 FL. B 258 <Dröback>, Осло 1944 28.12.1944 сдан в аренду полиции, дальнейшая судьба не установлена
ТТХ
Водоизмещение 25 т
Размерения длина КВЛ 18,7 м
полная 19 м
ширина 3,95 м
осадка 1,2 м
высота борта 1,9 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта
1 МО 2 дизеля MWM "RSK 20 S" (6 цил., 4-тактн.)
мощность 300 л.с.
Ходовые данные скорость 12,4 уз.
топливо 1,5 т. соляра
дальность плавания 200 миль (на 12 уз.)
Экипаж 7 чел.
ВООРУЖЕНИЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
штат как СКА (с 1943) как катер ПЛО (с 1944)
1 пулемёт - 15 мм, в мирное время мог отсутствовать 2 пулемёта - 15 мм MG 151/15 1 пулемёт или 20 мм зенитка
1 насос на 1500 л/мин с приводом от 2-цил. дизеля Junkers DM 50 параванный трал 6 глубинных бомб
1 буксирное устройство системы Ристера

 

"Морской чёрт" в целом устроил руководство ВВС. Учитывая пожелания, верфь Gebr. Kröger разработала несколько увеличенный вариант Seeteufel-2 с чуть большей скоростью, улучшенной мореходностью и обитаемостью. Люфтваффе заказало верфи сразу серию из 14 единиц.

Предназначались для буксировки самолётов на стартовую позицию и спасения экипажей в случае бедствия до волнения в 4-5 баллов. Корпус был композитный: шпангоуты, переборки, надстройки и крепления моторов из стали, остальное - из дуба. Кроме того, было установлен огнетушитель и насос для генерирования пены, так что катера в ограниченном объеме могли быть использованы для тушения пожара авиационного двигателя. Лодки были снабжены устройством для буксировки гидросамолетов.

 

FL.B 201 (позывной DVBB), в 1935 передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Варнемюнде, который также использовала учебная эскадрилья FFS (See), с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (с 20 марта 1939 подчинённой Seenotzentrale (L) Ost), с 20 марта 1939 базировался в Пенемюнде, с июля 1940 в вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, 1 июля 1942 переименованной в Seenotflottille 6 (в подчинении SNB VI), к 9 сентября 1943 при учебно-испытательной станции в Пенемюнде, [27 октября 1943 прибыл в Варнемюнде и в 15:28 ушёл в Штральзунд].

9 октября 1944 г. передан в аренду ВМФ (), с ноября 1944 г. противолодочный катер UJ 107 в составе 1-й флотилии морских охотников (1. U-Jagd-Flottille), принят 15 декабря 1944 в Штральзунде, командир - старший мичман Гаршель (Ob.Fhnr.z.S. Garschel) и на следующий день отправлен на верфь для перевооружения, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund".

В мае 1945 - британский трофей (), получил обозначение RN 251, с 1946 в пограничной охране оккупационной комиссии, в октябре 1947 передан водной полиции Нижней Саксонии (под контролем Союзников), как WSP 2, с 1 апреля 1948 в составе портовой таможни в Гамбурге под британским контролем, дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 202 (позывной DVBC), в 1935 передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Парове, который также использовала учебная эскадрилья FFS (See), с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (с 20 марта 1939 подчинённой Seenotzentrale (L) Ost).

В июне 1940 г. переведён в Тронхейм, в составе флотилии Seenotflottille Stavanger (при Seenotzentrale (L) bei Admiral der Norw. Westküste). 30 августа 1941 прибыл в Ставангер, где в то время базировалась спасательная эскадрилья Seenot.St.5, позже периодически - отряд из 1./Bordfl.St.196, а с января 1942 также 1./Kü.Fl.Gr.906).

13 марта 1942 г. катер отправили из Тронхейма в распоряжение командования кораблей и катеров ВВС в Киль. С 1 октября 1944 г. он служил в составе в 81-й спасательной флотилии (Seenotflottille 81) при Seenotverbindungskommando 81 в Буге-на-Рюгене, где базировалась спасательная эскадрилья Seenot.St.70, 9 октября 1944 отправлен на верфь, 25 апреля 1945 г. находился в Травемюнде в непригодном состоянии. Далее следы теряются.

 

FL.B 203 (позывной DVBD), с 1935 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Хольтенау, где базировались эскадрильи 2.(Mz)/Fl.Gr. (See) 116 (с 1 июля 1936 3./Kü.Fl.Gr.206), 2.(F)/Fl.Gr. (See) 126 (с 1 июля 1936 2./Kü.Fl.Gr.206), с апреля 1937 1./Kü.Fl.Gr.406, с июля 1937 5./Bordfl.St.196, с ноября 1938 LG 2. 10.(See), с 1 июля 1937 числился при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau (в подчинении Seenotzentrale (L) Ost).

В марте 1939 г. передан Seenotbezirksstelle (L) List с базой в Тённинге в Северном море (эскадрильи 1./Kü.Fl.Gr.406, 2./Kü.Fl.Gr.406, 3./Kü.Fl.Gr.406, в подчинении Seenotzentrale (L) Nord). По некоторым данным 1 ноября 1939 вновь находился на Балтике, при Seenotbezirksstelle (L) Nest с базой в Кампе, но это не подтверждено. 6 мая 1940 г. был заявлен как прежде, при Seenotbezirksstelle (L) List в Хёрнуме (эскадрилья Seenot.St.1), [23 мая 1940 в 23:05 вышел из Хёрнума]. Вероятно, с июня 1940 входил в состав вновь образованной флотилии Ergänzungs-Seenotflottille, но уже в октябре 1940 базировался в Голландии, подчинение не известно (Seenotflottille Schellingwoude?), 8 ноября 1941 г. перешёл из Гроссенброде в Копенгаген, в подчинении Seenotzentrale (L) Nord, принадлежность к флотилии не известна.

28 апреля 1942 г. вместе с FL.B 206 и FL.B 209 передан в аренду ВМФ (), и 1 мая зачислен в состав флотилии береговой обороны в Эстонии (Küstenschutzflottille Reval), как сторожевой катер O.Re-62, 13 мая принят в Киле и к 19 мая перевооружён, к декабрю 1943 г. он находился в строю, командир - боцманмат (мичман) Врагге (Bootsmannmaat Wragge), 24.12.1943 с флотилией перешёл в Пиллау, где, по видимому, возвращён ВВС, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 204 (позывной DVBE), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Варнемюнде, который также использовала учебная эскадрилья FFS (See), с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (с 20 марта 1939 подчинённой Seenotzentrale (L) Ost).

3 июля 1940 отозван из Схеллингвауде (Амстердам), 13 июля 1940 в первой половине дня вышел в направлении Ставангера (Seenotzentrale (L) bei Admiral der Norw. Westküste, Seenotflottille Stavanger)...

К концу 1943 на Балтике, по видимому, в распоряжении SNB VI (Seenotflottille 6). [1 декабря 1943 был на связи с Бугом-на-Рюгене и Хольтенау. 7 декабря 1943 выходил на помощь по сигналу бедствия, с 12:30 моторы время от времени заглушали, чтобы услышать сигналы бедствия. В 13:55 поднял с воды 5 человек, в 15:25 доставил их на одну из береговых батарей и продолжил поиск, но вскоре из-за проблем с правым мотором остановился и ждал следующих приказов. В 16:00 к месту аварии прибыл буксир "Hansa 16" и сменил катер. В 17:15 с наступлением темноты FL.B 204 получил приказ возвращаться.]

[7 января 1944 один Arado 196 совершил вынужденную посадку в поз. 55°02'N / 13°55'E, 2 других самолёта - в поз. 55°53'N / 14°45'E. Катер вышел на поиски с Greif, FL.B 208, FL.B 303, FL.A 404, FL.A 201 и в 15:42 вёл поиск в кв. 3688 / 15 Ost и 4675 / 15 Ost, в 16:36 в кв. 4672/ 15 Ost, курс 140°. В 20.15 экипаж Arado 196 был спасён. Поиск BV-138 и He 115 продолжался...]

9 октября 1944 г. передан в аренду ВМФ (), с 1 ноября 1944 г. противолодочный катер UJ 101 в составе 1-й флотилии морских охотников (1. U-Jagd-Flottille). Базировался в Дивенове, командир - мичман Вернер (Fhnr.z.S. Werner). 2 ноября 1944 установка крепления глубинных бомб и оборудования в Свинемюнде. 16 ноября 1944 - ходовые испытания в бухте Свинемюнде. 17 ноября 1944 готов к службе (кроме вооружения).

19 ноября 1944 находился в Кольберге, с 22 декабря 1944 по 1 января 1945 в резерве. 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 205 (позывной DVBF), с 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Листе на Зюльте, который в тот период использовала авиагруппа Kü.Fl.Gr.106. С 1 июля 1937 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) List/Sylt (которая с 20 марта 1939 подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), с июня 1940 - в составе флотилии Ergänzung Seenotflottille. [8 апреля 1940 выходил на поиски, но из-за тяжелой зыби в 17:58 ч. вернулся назад, 12 апреля 1940 в 06:50 патрулировал у западного Элленбогена, в 21:20 покинул позицию без указания центра из-за бурной погоды, 23 июля 1940 в 14:50 в Листе, 25 июля 1940 логгер Orion сообщил о плавающей мине у его якорной стоянки, в 08:40 FL.B 205 вышел с минёрами для извлечения мины, 8 августа 1940 в 13:25 прибыл в Лист, 23 сентября 1940 сломан винт, ремонт - несколько дней, 9 октября 1940 спас и доставил в Лист совершивший вынужденную посадку He-59, 17 октября 1940 в 16:30 вышел к югу от Листа для оказания помощи MRB "A. Korff".]

С ноября 1941 г. при полигоне зенитной артиллерии "Оксбёль" с якорной стоянкой в Эсбьерге, [18 ноября 1943 в 09:03 оперировал с FL.B 407, FL.B 416, FL.B 434, FL.B 508, FL.B 533 и др. у Ольборга, 2 декабря 1943 оперировал у Листа, 5 декабря 1943 во второй половине дня вышел из гавани, 6 декабря 1943 в 09:00 вышел из гавани и до 14:30 оперировал у Нордерная и Листа, 7 декабря 1943 в 08:00 вышел ..., 3 января 1944 во второй половине дня оперировал у Нордерная].

9 октября 1944 г. передан в аренду ВМФ (), с 27 ноября 1944 г. противолодочный катер UJ 105 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - мичман Дангель (Fhnr.z.S. Dangel) 28 ноября 1944 находился в яхтенной гавани Свинемюнде, 1 декабря 1944 - 17 декабря 1944 проходил перевооружение на верфи, 22 декабря 1944 - 5 января 1945 ремонт машин, готов к службе в Кольберге. 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 206 (позывной DVBG), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Нордернае, который в тот период использовала эскадрилья 1./Kü.Fl.Gr.206 (позже 1./Kü.Fl.Gr.106 и Stab/Kü.Fl.Gr. 106), с января 1939 также 2./Kü.Fl.Gr.106, с июня 1939 - часть спасательной Seenot.St.1, а также ещё некоторые эскадрильи временно. С 1 июля 1937 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Norderney (которая с 20 марта 1939 подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), с июня 1940 - в составе флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. [26 сентября 1939 спас He 59 из прибрежной авигруппы Kü.Fl.Gr.106, совершивший вынужденную посадку в 1400 м к северо-западу от Нордерная, 29 июля 1940 у Вестермарша II обнаружен труп немецкого летчика в комбинезоне, знаки различия ефрейтора, без документов и личного знака, 30.07 с приливом FL.B 206 был направлен к месту обнаружения для передачи трупа в Ней и в 08:30 вернулся с трупом на борту, 26 октября 1940 на позиции 53°48'N, 7°8'E были замечены 3 красных и 2 белые ракеты, в 23:25 катер вышел на поиск, 27 октября 1940 в 06:20 ч. вернулся в Нордернай, поиск безрезультатный, 19 декабря 1940 перед Юйстом замечен, по-видимому, аварийный самолет, FL.B 206 вышел в 17:30, самолет двигался по направлению к Нордернаю, катер нашёл Do 18 K6+BH из Ставангера, совершивший вынужденную посадку из-за тумана и доставил его в Нордернай].

     

28 апреля 1942 г. вместе с FL.B 203 и FL.B 209 передан в аренду ВМФ (), и 1 мая зачислен в состав флотилии береговой обороны в Эстонии (Küstenschutzflottille Reval), как сторожевой катер O.Re-61, 13 мая принят в Киле и к 19 мая перевооружён, к 11 декабря 1943 г. он находился в строю, командир - боцманмат Дитрих (Bootsmannmaat Dietrich), 24 декабря 1943 с флотилией перешёл в Пиллау, где, по видимому, возвращён ВВС, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund".

С 05.1945 г. трофей США (), RP-13 в составе Соединения Инспекции и Безопасности, с 1949 г. при службе военного управления США при OMGUS (управление военного правительства в Германии), дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 207 (позывной DVBH), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Свинемюнде (эскадрильи 1./Kü.Fl.Gr.306, 2./Kü.Fl.Gr.306, 3./Kü.Fl.Gr.706, а также части учебной FWS (See) 3). С 1 июля 1937 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Dievenow. 20 марта 1939 станция была расформирована. Наиболее вероятно, что "FL.B 207" вместе с базой перешёл в состав Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (подчинялась Seenotzentrale (L) Ost), но это не подтверждено.

С апреля 1940 катер был подчинён Seenotzentrale (L) westl. Ostsee, базировался в Копенгагене (отряд из эскадрильи 1./Fl.Erg.Gr.(See)), с июня 1940 - в составе флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. В августе 1940 был отправлен в Вильгельмсхафен для установки вооружения, по окончании, с 9 сентября 1940 базировался в Хальсе (у Ольборга, эскадрильи 3./Fl.Erg.Gr.(See) и 1./Kü.Fl.Gr.706), в июле 1941 базировался в Хиртсхальсе (у Ольборга, 1./Kü.Fl.Gr.706).

5 ноября 1941 выделен 2-й учебно-боевой эскадре (Kampfschulgeschwader 2), переводимой на Средиземное море, как торпедолов для обучения экипажей самолётов-торпедоносцев (колёсных He 111/Ju 88), 8 ноября 1941 назначен для отправки по каналу Рейн-Рона в Сан-Стефано, 7 декабря 1941 вышел из Роттердама по внутренним водным путям. Из-за промерзших каналов и шлюзов лишь через 57 дней, 2 февраля 1942 прибыл в Шалон-сюр-Сон. 24 февраля 1942 из-за низкого уровня воды 5 катеров FL.B. (FL.B 410, FL.B 207, FL.B 210, FL.B 212 и FL.B 214) ещё находились в Шалон-сюр-Сон, 28 февраля 1942 в 08:00 они прибыли в Пор-Сен-Луи-дю-Рон у Марселя (командир катера Henry Kröger), 2 марта 1942 вышли в море и 7 марта 1942 все 5 катеров прибыли в место назначения и были подчинены SNDF 2 (Süd), составили катерную группу эскадры ВВС KG.2 в Гроссето (Италия), к 10 февраля 1943 при 2-й учебно-боевой эскадре в Сан-Стефано (см. Seenotflottille Sizilien).

28 мая 1943 четыре катера (FL.B 406, FL.B 207, FL.B 210 и FL.B 212) было приказано отправить по каналам в Дюнамюнде (Даугавгрива, Усть-Двинск) на Балтике, но 18 марта 1944 FL.B 207 всё ещё находился ещё в Пор-де-Бу (у Марселя), когда он со сторожевым катером "1213" (???) выходил на помощь атакованным буксирам "Maure" и "Kabyle".

9 октября 1944 г. вернувшийся на север FL.B 207 был передан в аренду ВМФ () в Киле, с 7 ноября 1944 - противолодочный катер UJ 103 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - мичман Бекер (Fhnr.z.S. Becker). с 8 ноября 1944 проходил перевооружение на верфи, 16 ноября 1944 ходовые испытания в бухте Свинемюнде, 17 ноября 1944 был готов к службе (кроме вооружения), 19 ноября 1944 - поломка левой машины, сломан болт цилиндра, с 27 декабря 1944 по 1 января 1945 резерв в Штольпмюнде, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund".

С 19 мая 1945 г. британский трофей (), гидрографический катер RN-240, дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 208 (позывной DVBI), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Травемюнде (учебная эскадрилья 10. (See)/Lehrgeschwader 2), с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (с 20 марта 1939 подчинённой Seenotzentrale (L) Ost). К 1 ноября 1939 базировался всё так-же в Травемюнде, с июля 1940 в вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, 1 июля 1942 переименованной в Seenotflottille 6 (в подчинении SNB VI).

В 1943 временно находился во Франции (SNB II?), [21 августа 1943 в 08:00 вышел из Руана с FL.B 206 (???), 2 сентября 1943 в 20:30 ч. – с ним-же вышел из Гавра, в 22:45 прибыл в Фекам, 8 октября 1943 в 19:30 вышел из Фекама, 20:50 прибыл в Гавр, 7 ноября 1943 в 08:00 вышел в Штеттин и в 13:58 туда прибыл.]

[7 января 1944 один Arado 196 совершил вынужденную посадку в поз. 55°02'N / 13°55'E, 2 других самолёта - в поз. 55°53'N / 14°45'E. Катер вышел на поиски с Greif, FL.B 204, FL.B 303, FL.A 404, FL.A 201 и в 15:42 вёл поиск в кв. 3688 / 15 Ost и 4675 / 15 Ost, в 16:36 в кв. 4672/ 15 Ost, курс 140°. В 20.15 экипаж Arado 196 был спасён. Поиск BV-138 и He 115 продолжался..., 11 января 1944 оперировал с Greif, FL.B 527, FL.B 309, FL.B 304, FL.A 203 и FL.D 213.]

9 октября 1944 г. передан в аренду ВМФ (), с 1 ноября 1944 г. противолодочный катер UJ 102 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - мичман Шрёдер (Fhnr.z.S. Schröder). С 2 ноября 1944 перевооружение на верфи, 16 ноября 1944 ходовые испытания в бухте Свинемюнде, 17 ноября 1944 готов к службе (кроме вооружения), 19 ноября 1944 в Кольберге, 23 декабря 1944 поломка машины, сломана правая выхлопная труба, 26 декабря 1944 в резерве в Штольпмюнде, 1 января 1945 готов к службе, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 209 (позывной DVBJ), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Вильгельмсхафене, где в тот период находилась эскадрилья бортовых самолётов 1./Bordfl.St.196 (с июня 1940 также спасательная эскадрилья Seenot.St.4). С 1 июля 1937 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Norderney (которая с 20 марта 1939 подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), с июня 1940 - в составе флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. [30 мая 1940 выходил из Вильгельмсхафена с целью обучения, вернулся к вечеру, 20 июня 1940 замена радиостанции, 26 июня 1940 в 10:30 вышел для спасения англичанина, сбитого у Шиллига, 30 июня 1940 в 12:33 у Эвер-Занда в кв. 8433 на ватты сел санитарный самолёт и, вероятно, там застрял, на помощь был отправлен FL.B 209, 1 июля 1940 в 00:05 катер вернулся в Вильгельмсхафен, 2 июля 1940 в 17:00 прибыл в Вангероге, 5 июля 1940 вернулся в Вильгельмсхафен, 1 августа 1940 у банки Меллум обнаружены трупа 2 английских лётчиков, FL.B 209 выходил для их извлечения и доставки.]

С 10.1940 при Seenotzentrale (L) Holland в Голландии.

28 апреля 1942 г. вместе с FL.B 203 и FL.B 206 был передан в аренду ВМФ (), и 1 мая зачислен в состав флотилии береговой обороны в Эстонии (Küstenschutzflottille Reval), как сторожевой катер O.Re-63, 13 мая принят в Киле и к 19 мая перевооружён, к 11 декабря 1943 г. ещё находился в строю, командир - боцманмат Отт (Bootsmannmaat Ott). 24 декабря 1943 с флотилией перешёл в Пиллау, где, по видимому, возвращён ВВС, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 210 (позывной DVBK), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Боркуме, где в тот период базировалась эскадрилья 3./Kü.Fl.Gr.106. С 1 июля 1937 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Norderney. 20 марта 1939 передан спасательной станции центру Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau (в подчинении Seenotzentrale (L) Nord, 1 апреля 1940 вместе с базой перешёл в подчинение Seenotzentrale (L) Ost), базировался в Гроссенброде (эскадрилья 3./Kü.Fl.Gr.106). С 1 июня 1940 во вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen).

5 ноября 1941 выделен 2-й учебно-боевой эскадре (Kampfschulgeschwader 2), переводимой на Средиземное море, как торпедолов для обучения экипажей самолётов-торпедоносцев (колёсных He 111/Ju 88), 8 ноября 1941 назначен для отправки по каналу Рейн-Рона в Сан-Стефано, 7 декабря 1941 вышел из Роттердама по внутренним водным путям. Из-за промерзших каналов и шлюзов лишь через 57 дней, 2 февраля 1942 прибыл в Шалон-сюр-Сон. 24 февраля 1942 из-за низкого уровня воды 5 катеров FL.B. (FL.B 406, FL.B 207, FL.B 210, FL.B 212 и FL.B 214) ещё находились в Шалон-сюр-Сон, 28 февраля 1942 в 08:00 они прибыли в Пор-Сен-Луи-дю-Рон у Марселя (командир катера Henry Kröger), 2 марта 1942 вышли в море и 7 марта 1942 все 5 катеров прибыли в место назначения и были подчинены SNDF 2 (Süd), составили катерную группу эскадры ВВС KG.2 в Гроссето (Италия), к 10 февраля 1943 при 2-й учебно-боевой эскадре в Сан-Стефано (см. Seenotflottille Sizilien).

28 мая 1943 четыре катера (FL.B 410, FL.B 207, FL.B 210 и FL.B 212) было приказано отправить по каналам в Дюнамюнде (Даугавгрива, Усть-Двинск) на Балтике, но прибытие не подтверждено.

9 октября 1944 г. вернувшийся на север FL.B 210 был передан в аренду ВМФ () в Киле, с 13 декабря 1944 - противолодочный катер UJ 122 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - старший мичман Меллер (Ob.Fhnr.z.S. Meller), 28 ноября 1944 был в яхтенной гавани Свинемюнде, с 14 декабря 1944 проходил перевооружение на верфи, 14 января 1945 был готов к службе в Кольберге, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund".

С 5 мая 1945 г. британский трофей () RN 172, с 22 апреля 1946 катер оккупационной водной полиции WSP-26 в Шлезвиге-Гольштейне, с 03.1947 WSP-24, в мае 1950 г. возвращён трофейной комиссии для оценки пригодности, дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 211 (позывной DVBL), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Дивенове. С 1 июля 1937 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Dievenow, с 20 марта 1939 Seenotbezirksstelle (L) Bug a. Rügen (подчинялась Seenotzentrale (L) Ost), с июля 1940 в вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, 1 июля 1942 переименованной в Seenotflottille 6 (в подчинении SNB VI).

[24 августа 1943 во второй половине дня находился в проливе Каттегат (?), 10 января 1944 оперировал с FL.B 527, 11 января 1944 в 09:00 был в Данциге].

9 октября 1944 г. передан в аренду ВМФ (), с 27 ноября 1944 г. противолодочный катер UJ 106 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - мичман Ротцоак (Fhnr.z.S. Rotzoak), 28 ноября 1944 в яхтенной гавани Свинемюнде, с 1 декабря 1944 перевооружение на верфи, 17 декабря 1944 готов к службе в Кольберге, 24 декабря 1944 поломка коленчатых валов, к 1 января 1941 готов к службе, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", 19 мая 1945 находился в Мюрвике, дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 212 (позывной DVBM), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), служил при полигоне зенитной артиллерии в Вест-Депе. С 1 июля 1937 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Dievenow, с 20 марта 1939 Seenotbezirksstelle (L) Bug a. Rügen (подчинялась Seenotzentrale (L) Ost), с июля 1940 в вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen).

5 ноября 1941 выделен 2-й учебно-боевой эскадре (Kampfschulgeschwader 2), переводимой на Средиземное море, как торпедолов для обучения экипажей самолётов-торпедоносцев (колёсных He 111/Ju 88), 8 ноября 1941 назначен для отправки по каналу Рейн-Рона в Сан-Стефано, 7 декабря 1941 вышел из Роттердама по внутренним водным путям. Из-за промерзших каналов и шлюзов лишь через 57 дней, 2 февраля 1942 прибыл в Шалон-сюр-Сон. 24 февраля 1942 из-за низкого уровня воды 5 катеров FL.B. (FL.B 410, FL.B 207, FL.B 210, FL.B 212 и FL.B 214) ещё находились в Шалон-сюр-Сон, 28 февраля 1942 в 08:00 они прибыли в Пор-Сен-Луи-дю-Рон у Марселя (командир катера Henry Kröger), 2 марта 1942 вышли в море и 7 марта 1942 все 5 катеров прибыли в место назначения и были подчинены SNDF 2 (Süd), составили катерную группу эскадры ВВС KG.2 в Гроссето (Италия), 28 апреля 1942 FL.B 410, FL.B 212 и FL.B 214 были повреждены кораблем-целью Gitta Cenova (по видимому, при швартовке), к 10 февраля 1943 при 2-й учебно-боевой эскадре в Сан-Стефано (см. Seenotflottille Sizilien).

28 мая 1943 четыре катера (FL.B 406, FL.B 207, FL.B 210 и FL.B 212) было приказано отправить по каналам в Дюнамюнде (Даугавгрива, Усть-Двинск) на Балтике, но прибытие не подтверждено. 7 мая 1944 на переходе из Гарва в Руан FL.B 212 был поврежден бомбардировкой в шлюзе Танкарвилля (1 убитый, 1 тяжело ранен, 4 легко ранены), своим ходом вернулся в Гарв.

9 октября 1944 г. передан в аренду ВМФ (), с 7 ноября 1944 г. противолодочный катер UJ 104 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - мичман Хох (Fhnr.z.S. Hoch), с 8 ноября 1944 перевооружение на верфи, 16 ноября 1944 ходовые испытания в заливе Свинемюнде, 17 ноября 1944 готов к службе, кроме вооружения, к 1 января 1945 - повреждён передаточный механизм, ремонт до 20 января 1945, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", дальнейшая судьба неизвестна.

 

FL.B 213 (позывной DVBN), с 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Хёрнуме, где в тот период располагалась эскадрилья 2./Kü.Fl.Gr.106. С 1 июля 1937 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) List/Sylt (которая с 20 марта 1939 подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), с июня 1940 - в составе флотилии Ergänzung Seenotflottille, с сентября 1940 базировался в Тённинге. [4 декабря 1943 оперировал с Bernhard von Tschirschky].

9 октября 1944 г. передан ВМФ (), с 13 декабря 1944 г. противолодочный катер Uj 123 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - старший мичман Зиберт (Fhnr.z.S. Siebert), с 14 декабря 1944 перевооружение на верфи, 25 декабря 1944 готов к службе, отправлен в Штольпмюнде, 15 января 1945 повреждён топливный насос, дальнейшая судьба неизвестна, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund".

 

FL.B 214 (позывной DVBO), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Буге на Рюгене (учебная эскадрилья 10. (See)/Lehrgeschwader 2). C 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (с 20 марта 1939 подчинённой Seenotzentrale (L) Ost). C июля 1940 в вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen.

5 ноября 1941 выделен 2-й учебно-боевой эскадре (Kampfschulgeschwader 2), переводимой на Средиземное море, как торпедолов для обучения экипажей самолётов-торпедоносцев (колёсных He 111/Ju 88), 8 ноября 1941 назначен для отправки по каналу Рейн-Рона в Сан-Стефано, 7 декабря 1941 вышел из Роттердама по внутренним водным путям. Из-за промерзших каналов и шлюзов лишь через 57 дней, 2 февраля 1942 прибыл в Шалон-сюр-Сон. 24 февраля 1942 из-за низкого уровня воды 5 катеров FL.B. (FL.B 410, FL.B 207, FL.B 210, FL.B 212 и FL.B 214) ещё находились в Шалон-сюр-Сон, 28 февраля 1942 в 08:00 они прибыли в Пор-Сен-Луи-дю-Рон у Марселя (командир катера Henry Kröger), 2 марта 1942 вышли в море и 7 марта 1942 все 5 катеров прибыли в место назначения и были подчинены SNDF 2 (Süd), составили катерную группу эскадры ВВС KG.2 в Гроссето (Италия), 28 апреля 1942 FL.B 410, FL.B 212 и FL.B 214 были повреждены кораблем-целью Gitta Cenova (по видимому, при швартовке), к 10 февраля 1943 при 2-й учебно-боевой эскадре в Сан-Стефано (см. Seenotflottille Sizilien).

В 1944 вернулся на север. 28 декабря 1944 основная якорная стоянка в Копенгагене, 15-16 января 1945 в Хеле, дальнейшая судьба неизвестна.

 

***

4 ноября 1943 году командование группы "Север" Seenotdienstführer 5 (Nord) в Норвегии заказало по этим чертежам верфи Dröback в Осло четыре катера со сроком готовности до конца июля 1943 г. 5 января 1944 было заявлено о готовности первых двух единиц. Позже дополнительно заказали ещё пять таких катеров. О судьбе этой серии известно мало.

FL.B 250 ... 9 сентября 1943 при испытательном полигоне в Пенемюнде, дальнейшая судьба неизвестна.

FL.B 251 ... в июле 1943 в Осло, 28 декабря 1944 в 50-й морской спасательной флотилии (Seenotflottille 50) при Seenotgruppe 50 в Осло, где базировалась спасательная эскадрилья Seenot.St.50, основная якорная стоянка в Арендале, к концу войны 9 мая 1945 на о. Линдоя у Осло. Дальнейшая судьба неизвестна.

FL.B 252 ... в июне 1943 в Пори, Финляндия, 28 декабря 1944 основная якорная стоянка в Лоббе, дальнейшая судьба неизвестна.

FL.B 253 ... в 8-й морской спасательной флотилии (Seenotflottille 8) при SNB VIII, [5 марта 1943 у Тронхейма спас 5 человек экипажа с BV-138 из 2./Kü.Fl.Gr.406, который из-за повреждения двигателя совершил вынужденную посадку в кв. 84282/06 Ost и взял самолёт на буксир, а позже передал подошедшему кораблю Hans Albrecht Wedel, 18 июня 1943 не в строю из-за поврежденных винтов]. 28 декабря 1944 сдан в аренду шефу полиции в Норвегии, дальнейшая судьба неизвестна.

FL.B 254 ... в 8-й морской спасательной флотилии (Seenotflottille 8), в 22-й спасательной команде в Бергене при SNB VIII, [5 августа 1943 в кв. 4256/06 Ost совершил вынужденную посадку He-59 стр. № 1839 , самолет был сильно повреждён волнением, экипаж снят дозорным катером, самолёт затоплен из за невозможности буксировки, в 22:50 экипаж 6 августа 1943 был передан на FL.B 254, который в 11:00 прибыл в Аскевольд], с 19 августа 1944 в 50-й морской спасательной флотилии (Seenotflottille 50) при Seenotgruppe 50 в Осло, где базировалась спасательная эскадрилья Seenot.St.50, основная якорная стоянка в Осло, 28 декабря 1944 ещё в строю, дальнейшая судьба неизвестна.

FL.B 255 28 декабря 1944 передан шефу полиции в Норвегии, дальнейшая судьба неизвестна.

FL.B 256 28 декабря 1944 передан шефу полиции в Норвегии, дальнейшая судьба неизвестна.

FL.B 257 28 декабря 1944 передан шефу полиции в Норвегии, дальнейшая судьба неизвестна.

FL.B 258 28 декабря 1944 передан шефу полиции в Норвегии, дальнейшая судьба неизвестна.

 

В СОСТАВЕ ВМФ

18 марта 1942 морской командующий в Эстонии запросил шесть катеров типов B-II или B-III. 28 апреля ему предоставили только три катера: FL.B 203, FL.B 206 и FL.B 209. 1 мая они были переданы в аренду флотилии береговой охраны ВМФ в Эстонии (Küstenschutzflottille Reval), как сторожевые катера O.Re-61...63, 13 мая приняты в Киле и к 19 мая были перевооружены: на каждый установили два пулемёта и параванный трал. Служили в Таллине до 24 декабря 1943, когда с флотилией перешли в Пиллау, где, по видимому были возвращены ВВС.

***

30 октября 1944 в Свинемюнде была сформирована новая 1-я флотилия ПЛО (1. U-Jagd-Flottille, получила номер расформированной флотилии на Чёрном море) под командованием капитана-лейтенанта Пауля Фосса (Paul Voß). Она полностью формировалась за счёт катеров ВВС. Среди 24 единиц, официально переданных в аренду 9 октября 1944, были 9 катеров типа B-II, они получили номера UJ 101 - 107 и Uj 122-123.

UJ 101 (FL.B 204) и UJ 102 (FL.B 208) были зачислены 1 ноября 1944, UJ 103 (FL.B 207) и UJ 104 (FL.B 212) - 7 ноября 1944, UJ 105 (FL.B 205), UJ 106 (FL.B 211) - 27 ноября 1944, UJ 107 (FL.B 201) - 15 декабря 1944, UJ 122 (FL.B 210) и UJ 123 (FL.B 213) - 13 декабря 1944. На следующий день после зачисления все они отправлялись в Свинемюнде на установку крепления глубинных бомб и оборудования.

16 ноября 1944 UJ 101, UJ 102, UJ 103 и UJ 104 прошли ходовые испытания в бухте Свинемюнде и на следующий день признаны готовыми к службе (кроме вооружения). 19 ноября они прибыли в Кольберг. 17 декабря 1944 туда прибыли также готовые UJ 105 и UJ 106, но уже 16 декабря формирование флотилии решили отменить. Её личный состав был передан 6-й флотилии охраны (6. Sicherungsflottille), а катера 22 декабря 1944 отправили в резерв. Туда-же сразу попали так и не успевшие закончить переоборудование UJ 107, UJ 122 и UJ 123. 26 января 1945 все эти катера были переданы школе специальных плавсредств и использовались, как торпедоловы для обучения экипажей СМПЛ "Seehund".

 

ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА

Британии в 1945 г. достались по меньшей мере 6 катеров этого типа:
RN-56 (первоначальный номер не известен), 13 мая 1946 г. он был передан оккупационной армии США в Германии (382nd MP Comp "C"), в августе 1947 г. затонул в рыбном порту Бремерхафена, поднят и восстановлен, с 19 июля 1947 г. при Транспортной Службе Снабжения Армии США в Бремерхафене...
RN-85 (первоначальный номер не известен), 13 мая 1946 г. передан ВМФ США в Германии, с 9 ноября 1948 г. рейсовый пассажирский катер при верфи "Bremer Vulcan" в Фегезаке, с 24 октября 1949 г. - моторный буксир Margarethe I частной фирмы "E. Ploog" в Дуйсбурге, с 5 марта 1953 г. - моторный буксир Vesa фирмы "Velter & Saffert" в Дуйсбурге, в июне 1954 г. продан в Нидерланды...
RN-100 (первоначальный номер не известен), 7 июня 1946 г. передан ВМФ США в Германии, с 8 июля 1946 г. при службе военного управления США в Германии, с 28 марта 1947 г. таможенный катер Albatross в Бремене, с 21 июля 1950 г. снова в составе ВМФ США...
RN-172 (быв. FL.B 210), с 22 апреля 1946 катер оккупационной водной полиции WSP-26 в Шлезвиге-Гольштейне, с 03.1947 WSP-24, в мае 1950 г. возвращён трофейной комиссии для оценки пригодности...
RN-240 (быв. FL.B 201), использовался, как гидрографический катер...
RN-251 (быв. FL.B 207), с 1946 в пограничной охране оккупационной комиссии, в октябре 1947 передан водной полиции Нижней Саксонии (под контролем Союзников), как WSP 2, с 1 апреля 1948 в составе портовой таможни в Гамбурге под британским контролем...

Как минимум 1 катер этого типа сразу достался США:
RP-13 (быв. FL.B 206), в составе Соединения Инспекции и Безопасности, с 1949 г. при службе военного управления США при OMGUS (управление военного правительства в Германии)...

***

Один из катеров этого типа в 1960-х гг. был переоборудован в моторную яхту Muschco (владелец - Würfel из Остена), позже яхта меняла владельца и название: в 1969 Möwe (Quandt из Любека), в 1973 Octopus (Hofe & Strehlau из Фрайбурга), позже последние владельцы переименовали яхту в Josephine.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

   

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 20.06.2021

 




 

 
Военный флаг Третьего рейха 1939-1945 гг.
Торговый флаг Германии 1935-1939 гг.
Флаг ВМФ Британии, с 1945 г.
Флаг США с 1945 г.
Флаг оккупационных зон 1946-1951 гг.

Модели катеров серий FL. B

FL. B 214 (в центре).

FL. B 213

FL. B 212

FL. B 210

FL. B 209 у лётной дамбы в Вильгельмсхафене.

FL. B 206

FL. B 206

FL. B 405 и FL. B 206 в Нордернае.

FL. B 206

FL. B 205

Два катера эстонской флотилии, в т. ч. O.Re-62

FL. B 202

FL. B 201

FL. B 201
Предыдущая страница - катер обеспечения гидроавиации типа "FL. B 1"
Следующая страница - катера обеспечения гидроавиации типа "FL. B 3"