

Программа развития флота 1873 года предусматривала, помимо прочего, наличие шести броненосных корветов. Кроме уже строящейся Hansa, были введены в строй четыре корабля типа Sachsen. Однако с последним новым корветом, Е, возникли значительные трудности, прежде чем были одобрены средства на его постройку. Решение о заказе этого корабля задержали размышления о том, какое боевое оружие предпочтительнее — торпеды или пушки и калибр последних, выбор качества брони, дополнительные трудности с комплектацией экипажа и, прежде всего, более или менее обоснованные мнения депутатов Рейхстага, вызванные гибелью Großer Kurfürst. Также интересно, что Штош, ссылаясь на «материальный резерв», увеличил требование до двух кораблей — соображение, которое позже стало частью программы Тирпица. В этом контексте следует упомянуть, что отступление Штоша в Рейхстаге во время обсуждения бюджета на 1878/79 финансовый год (первоначально он согласился отложить рассмотрение новых строительных требований) привело к разногласиям с рейхсканцлером. Предложение было снова отклонено при голосовании на 1879/80 финансовый год, а на 1880/81 Штош даже не представил его. Лишь 7 декабря 1881 года большинство в Рейхстаге поддержало строительство этого броненосного корвета, хотя и с таким скромным бюджетом, что это поставило перед конструкторским бюро Адмиралтейства практически невыполнимую задачу.

Окончательный официальный проект "казематного судна 3 ранга", разработанный в Имперском морском ведомстве в 1879-1881 гг., отвечал требованиям по артиллерии и бронированию, но был вынужден смириться с малым запасом угля, из-за которого при средней скорости 10 узлов без дозаправки можно было пройти всего 1370 морских миль (для сравнения: корабли типа Sachsen могли пройти 1940 морских миль). Размещение орудий в казематах представляло собой шаг назад, поскольку флоты уже давно перешли на вращающиеся башни. От артиллерии среднего калибра полностью отказались. Таким образом, Е стал последним казематным броненосцем, построенным для германского флота, но также и первым крупным стальным кораблём (правда, с носовой частью, по-прежнему, из железа).
Изначально броненосец планировали использовать для замены обветшавшей Hansa на южно-американской станции, для чего борт был сделан очень высоким, однако из-за низко расположенного каземата и неудачной формы корпуса мореходность оказалась никудышной (даже хуже, чем у Sachsen). Фактически корабль не имел серьёзной боевой ценности. Из-за своеобразного внешнего вида он получил у немецких моряков прозвище "утюг" (Bugeleisen).
Корабль находился в боевом строю всего 14 лет, в 1900 году он был окончательно выведён в резерв, а с 1912 года использовался как мишень. После окончания мировой войны был сдан на слом. Четыре его 240 мм пушки главного калибра SK L/30 во время войны использовались для формирования железнодорожной батареи "Theodor Otto".

Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 5249 т нормальное, 5743 т полное, длина по конструктивной ватерлинии 78,4 м, ширина по конструктивной ватерлинии 18 м, осадка носом 6,28 м, кормой 6,3 м, высота борта на миделе 11 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 10,41 т.
Корабль нёс стальную броню "Компаунд" на тиковой подкладке. Пояс по ватерлинии имел два ряда плит: верхний толщиной 300 мм в середине и 200 мм у оконечностей и нижний 254 мм в середине и 180 мм у оконечностей. Скосы броневой палубы защищались 30-мм листами. Каземат бронировался 200-мм броней уложенной на тиковую подкладку в 200 мм. Кормовая и носовая переборки каземата имели 150-мм плиты на 250-мм тиковой подкладке. Рубки: носовая 25/50 мм, кормовая 12/15 мм.

Броненосец имел две четырёхцилиндровые горизонтальные паровые машины двойного расширения и 8 цилиндрических котлов (24 топки, 5 атм., 1296 м²). Котлы и машина изготавливались заводом "A.G. Vulkan". На корабле имелось 2 машинных и 2 котельных отделения, один руль обыкновенного типа и два трёхлопастных винта.
На испытаниях машины развили 3942 индикаторных л.с., и корабль достиг скорости в 13,8 узла (при 90,5 оборотах винта). Запас угля составлял 348/450 тт. и 120 т прессованного вестфальского угля в мешках, уложенных на броневой палубе. Дальность плавания равнялась 1770 миль (9 узлов), 1370 миль (10 узлов) и 980 миль (12 узлов).
Электроэнергию вырабатывали три динамо-машины мощностью 29 кВт и напряжением 65 В.
Вооружение состояло из 8 240-мм орудий весом по 18 т каждое с боезапасом в 494 снаряда, 2 150-мм орудий, 2 87-мм (позднее 8 88-мм) с боезапасом в 300 снарядов и 2 80-мм десантных пушек с боезапасом 500 снарядов.
Минное вооружение включало 4 350-мм торпедных аппарата (1 кормовой, 1 носовой и 2 бортовых) с боезапасом из 10 торпед.
В период с 1885 по 1897 гг. на корабле стояли противоминные сети.
Экипаж насчитывал 34 офицера и 355 матросов. Шлюпочное вооружение броненосца включало 1 паровой катер, 1 баркас, 2 вельбота, 2 гребных катера, 2 яла и 1 двухвесельный ял.
Броненосец имел посредственную мореходность, испытывал сильную килевую качку, его заметно сносило ветром с курса. Сильно терял скорость на волнении (при 6 баллах до 25%), в штормовую погоду движение против или поперёк волны становилось невозможным. Подобно предшественникам, из за большого изначального дифферента на корму, на "Oldenburg" пришлось уложить в форпик 60 т твёрдого балласта.
Поперечная метацентрическая высота - 0,63 м, продольная - 64,05 м. Максимальная остойчивость при крене в 42°, нулевая - при 71°.
Первоначально в документах числился бронекорветом (Panzerkorvette), но ещё до ввода в строй, в 1884 году переклассифицирован в броненосец (Panzerschiff). С 1893 - броненосец III класса (Panzerschiff III. Klasse), а с 1899 (уже будучи выведенным в резерв) - линкор (Linienschiff).
Схемы окраски
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы |
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий |
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше |
деревянные части - лакированные с естественным цветом |
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий
- всё |
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения |
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака,
если он закрывал большую часть верхней палубы |
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы,
а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |
Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.

чёрный
- корпус, включая фальшборт |
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п. |
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски |
Примечания:
по некоторым данным |
трубы и мачты были жёлтые,
деревянные части надстроек - естественного цвета |
Верфь A. G. Vulcan в Штеттине начала постройку корабля осенью 1883 года. Он был спущен на воду 20 декабря 1884 г. и крещён наследным великим герцогом Фридрихом Августом Ольденбургским. Стоимость постройки составила 8 885 тыс. марок.
СЛУЖБА В ДОМАШНИХ ВОДАХ, 1886-1892

8 апреля 1886 г. корабль был принят флотом и после испытаний 30 июля вошел в состав Маневренной эскадры. Во время ежегодных маневров флота 1886, когда другие броненосцы постоянно страдали от неисправностей машин, Oldenburg в этом плане показал себя удовлетворительно. С конца сентября, в дополнение к дальнейшим испытаниям, он также привлекался к вахтенной службе в Киле и был выведен там из кампании 23 декабря.
С 3 мая до середины августа 1887 Oldenburg снова входил в состав Маневренной эскадры. В июне 1887 он присутствовал при закладке канала Кайзера Вильгельма, а в августе-сентябре 1887 принял участие в маневрах флота 1887. Большинство учений проводилось на Балтике, но в течение восьми дней в сентябре флот находился в Северном море. Броненосец был выведен из кампании в Киле 21 октября.
В 1888 году корабль находился на переоборудовании и в строй не вводился. В ранглисте на ноябрь 1888 он уже числился при базе Северного моря в Вильгельмсхафене, что, вероятно, означало, что ремонт производился там.
1 мая 1889 года Oldenburg снова вошел в состав Маневренной эскадры, с которой в начале августе принял участие в учениях и в визите Вильгельма II в Великобританию, где кайзер принял участие в Регате в Каусе, затем присоединился к британскому Королевскому флоту на смотре, проведённом королевой Викторией, после чего последовали летние манёвры флота 1889. По их окончании 14 сентября 1889 Oldenburg начал службу вахтенного корабля и учебного судна машинистов в Вильгельмсхафене.
В 1890 году Oldenburg снова входил в состав 1-й дивизии Маневренного флота. В июне/июле 1890 он участвовал в официальном визите кайзера в Копенгаген и Кристианию, в последующем походе по Северному морю, а также в церемонии передачи острова Гельголанд Британией. После маневров флота в сентябре 1890, где все восемь броненосцев из двух эскадр изображали российский флот, блокирующий Киль, 30 сентября корабль вернулся к своей прежней роли брандвахты в Вильгельмсхафене.
В конце февраля – начале марта 1891 года Oldenburg доставил в Портсмут вице-адмирала фон дер Гольца по приглашению Британского Адмиралтейства для участия в спуске на воду линейного корабля "Royal Sovereign" и броненосного крейсера "Royal Arthur". Десантный отряд корабля принял участие в международном параде перед королевой Викторией. 6 мая корабль вошёл в состав 1-й дивизии Манёвренного флота. В ходе манёвров флота 1891 года, которые моделировали войну на два фронта против России и Франции или Дании, стала очевидной ограниченная боевая ценность корабля, поскольку из-за нехватки угля его даже пришлось буксировать в ближайший порт. В середине сентября в основных соединениях флота произошли организационные изменения, позволившие эскадре оставаться в строю всю зиму, а Oldenburg стал базовым кораблём Резервной дивизии Северного моря. В канун нового 1892 года среди экипажа на борту вспыхнули беспорядки, за что виновные были наказаны военным трибуналом.
Служба в 1892 году первоначально проходила, как и в предыдущем году, но 14 июля у Гельголанда сломалась машина. После оценки степени повреждений 6 августа корабль был выведен из компании в резерв, где оставался в течение следующих пяти лет. В составе эскадры его сменил Württemberg.
ПОХОД В СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ И КОНЕЦ СЛУЖБЫ В ДОМАШНИХ ВОДАХ, 1897-1899

Oldenburg вернулся на действительную службу лишь 1 октября 1897 года, заменив König Wilhelm в составе II дивизии I эскадры.

Во время греко-турецкого конфликта из-за Крита интересы Германии там сперва представлял большой крейсер Kaiserin Augusta, однако его пришлось срочно перебросить в Восточную Азию. Поскольку другого военного корабля в качестве замены не нашлось, 1 декабря 1897 года в Средиземное море был вынужден отправиться специально для этого выведенный из резерва Oldenburg, несмотря на то, что он не подходил ни по боеспособности, ни по представительским соображениям. В собранном там международном флоте он получил прозвище «кораблик» или «дитя войны» (игра слов, военный корабль по английски "Man-of-War", в данном случае звучало "Baby-of-War"). После отплытия из-за нехватки угля корабль был вынужден зайти в Эль-Ферроль и 6 января 1898 года прибыл в залив Суда (Крит), где была высажена десантная группа. После заключения мирного договора в декабре 1897 года и назначения греческого принца Георга верховным комиссаром Крита, иностранные военные силы постепенно покинули этот район. Однако в августе/сентябре вновь вспыхнули беспорядки, вынудив всё ещё стоявшие там корабли вмешаться, хотя Германская империя не принимала в этом участия. 16 марта 1898 года Oldenburg также отправился домой, но с 19 по 27 марта был вынужден стоять в Мессине. 8 апреля в Малаге плавание было снова прервано, поскольку после начала войны между США и Испанией по запросу Министерства иностранных дел Великобритании немецкий флот должен был предоставить корабль в западной части Средиземного моря. Также корабль доставил из Танжера в Марракеш недавно назначенного посла в Марокко для вручения верительных грамот правительству.
В середине мая броненосец бросил якорь у Кадиса. В это время капитан-лейтенант фон Кросигк из его экипажа был приписан к испанской штаб-квартире в качестве офицера связи Императорского флота. Во время участия в торжествах в Лиссабоне по случаю 400-летия открытия Васко да Гамой морского пути в Ост-Индию Oldenburg вновь выделялся, являя собой жалкое зрелище на фоне множества современных иностранных военных кораблей. В конце мая – начале июля он снова оказался в распоряжении посла у Танжера и лишь 12 июля смог продолжить путь домой из Эль-Ферроля. 20 июля 1898 года у Гельголанда корабль присоединился ко II дивизии I эскадры и участвовал с ней в больших манёврах флота, а затем в отдельных упражнениях осенью и зимой.
После сбора в Киле эскадра с 5 по 11 марта 1899 года совершила учебный поход в средней части Балтийского моря, а 22 марта у мыса Бюльк Oldenburg попал в шторм и снежную бурю. Якорная цепь оборвалась, а корабль не смог дать ход из-за попадания песка в конденсатор двигателя, после чего его стало сносить из бухты Страндер в открытое море. С трудом совместными усилиями линкору Brandenburg и портовому буксиру Norder удалось отбуксировать броненосец обратно в бухту, где корабль выбросило на отмель. Лишь после выгрузки угля и боезапаса он своим ходом сошёл с мели, правда, не получив почти никаких повреждений.
Постановка на мель германского броненосца "Oldenburg"
(Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1899 г.)
По сообщению журнала "Mittheilungen aus dem Gebiete des Seewesens", 23-го марта (н. ст.)
германский броненосец IV класса "Oldenburg" во время сильного снежного заряда стал на мель в бухте Штрандер. Случаю этому предшествовал разрыв
якорного каната, после чего дувшим в то время крепким NO-м ветром броненосец и был снесен к берегу. Однако по выгрузке угля и боевых припасов и
опорожнении котлов "Oldenburg" благополучно сошел с мели, не получив никаких повреждений своего корпуса.
4 апреля 1899 года Oldenburg представлял флот у мыса Эккернфёрде на торжествах, посвященных 50-летию сражения береговых батарей с датскими военными кораблями, но уже вскоре был выведен из состава 1-й эскадры. 23 апреля он был выведен в резерв в Вильгельмсхафене.
РЕЗЕРВ И СПИСАНИЕ, 1899-1912
Oldenburg оставался в резерве 12 лет. С 1900 г. он использовался как брандвахтенное, а затем как портовое судно (плавбаза), но формально по-прежнему числился линейным кораблём. В начале января 1904 года его отбуксировали в Киль.
13 января 1912 г. Oldenburg был исключён из списка боевых кораблей и некоторое время использовался как судно-мишень, пока в мае 1913 года не был выброшен штормом на берег недалеко от Штоллергрунда. 5 мая 1919 г. он был продан на слом компании из Хаттингена и в том же году разобран в Вильгельмсхафене.
Вновь название Oldenburg появилось в германском флоте не дожидаясь списания старого корабля — так 30 июня 1910 был назван очередной дредноут типа Helgoland.
командиры "Oldenburg" (развернуть) |
08.04. - ??.09.1886 |
капитан-цур-зее |
Heusner |
испытания и манёвры в состав Маневренной эскадры
офицеры корабля по состоянию на начало мая 1886 |
??.09. - 23.12.1886 |
корветтен-капитан |
Plüddemann |
брандвахта в Киле |
12.1886 - 05.1887 |
резерв в Киле |
03.05. - 21.10.1887 |
капитан-цур-зее |
Wilhelm Stubenrauch |
в составе Маневренной эскадры, в июне 1887 присутствовал при закладке канала Кайзера Вильгельма
в августе-сентябре - манёвры с флотом |
10.1887 - 05.1889 |
резерв в Киле, затем - на переоборудовании в Вильгельмсхафене |
01.05. - ??.05.1889 |
капитан-цур-зее |
Franz Kuhn |
испытания |
??.05. - 14.09.1889 |
капитан-цур-зее |
Aschmann |
в составе Маневренной эскадры, офицеры корабля по состоянию на конец мая 1889
визит Вильгельма II в Великобританию, где кайзер принял участие в Регате Кауса
в августе с эскадрой присоединились к британскому Королевскому флоту на смотре, проведённом королевой Викторией
в августе-сентябре - манёвры с флотом |
14.09.1889 - ??.09.1891 |
корветтен-капитан > капитан-цур-зее |
v. Wietersheim |
вахтенный и учебный корабль машинистов в Вильгельмсхафене
с весны 1890 в составе 1-й дивизии Маневренного флота
офицеры корабля по состоянию на конец мая 1890
в июне/июле 1890 участвовал в официальном визите кайзера в Копенгаген и Кристианию и в церемонии передачи острова Гельголанд Британией
в августе-сентябре 1890 - манёвры с флотом
с 30 сентября 1890 - вахтенный корабль в Вильгельмсхафене
офицеры корабля по состоянию на 30 ноября 1890
в конце февраля – начале марта 1891 года доставил в Портсмут вице-адмирала фон дер Гольца, десантный отряд участвовал в международном параде перед королевой Викторией
с 6 мая 1891 - в составе 1-й дивизии Манёвренного флота
офицеры корабля по состоянию на конец мая 1891
в августе-сентябре 1891 - манёвры с флотом |
??.09.1891 - 06.08.1892 |
капитан-цур-зее |
Herz |
"штаммшифф" Резервной дивизии Северного моря
офицеры корабля по состоянию на 30 ноября 1891
с мая 1892 - в составе 1-й дивизии Манёвренного флота, 14 июля у Гельголанда сломалась машина, отправлен в резерв
|
08.1892 - 10.1897 |
резерв в Вильгельмсхафене |
01.10.1897 - 23.04.1899 |
корветтен-капитан > капитан-цур-зее |
Wahrendorff |
поход в Средиземное море
офицеры корабля по состоянию на 30 ноября 1897
с 20 июля 1898 в составе II дивизии I эскадры, в августе-сентябре 1898 - манёвры с флотом
зимой 1898/1899 оставался в строю
офицеры корабля по состоянию на 30 ноября 1898
5 по 11 марта 1899 учебный поход в средней части Балтийского моря, 22 марта сел на мель
4 апреля 1899 представлял флот на торжествах у мыса Эккернфёрде, после чего был выведен из состава эскадры
|
04.1899 - 01.1912 |
резерв в Вильгельмсхафене, с января 1904 - в Киле |
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
2 |
Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz - Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 5, Mundus Verlag, Hamburg, 1983. |
на английском |
3 |
Brassey, T. A. - "Germany". Brassey's Annual: 74–78., J. Griffin & Co., Portsmouth, ed. (1889 |
4 |
Gardiner, Robert - Conway's All the World's Fighting Ships 1860-1905. Greenwich: Conway Maritime Press. ed. 1979 |
5 |
Sondhaus, Lawrence - Preparing for Weltpolitik: German Sea Power Before the Tirpitz Era. Annapolis: Naval Institute Press, 1997 |
на русском |
6 |
Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001. |
7 |
Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002. |
8 |
Кофман В. - "Утюги" и "китобои" // журнал "Моделист-конструктор".-1991.-№4. |
+ |
некоторые материалы с интернет-форумов |
последнее обновление: 11.07.2025
