ОглавлениеКанонерские лодки и сторожевые корабли → Шлезвиг-гольштейнские канонерки

  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Гребные канонерские лодки (Ruderkanonenboote) датского типа

 Elmshorn 


Шлезвиг-Гольштейн, 1848-1849 гг. 11 ед. (6 ед. датского стандартного типа - пр. 1807 г., 5 ед. улучшенного пр. Дреера)

  

*
Kanonenboot Nr.2 - 12
*
Nübbel
*
Frauenverein
*
Elmshorn
*
Tönning
*
Eckernförde
*
Glückstadt
*
Arnis
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
первонач. имя позже № верфь-строитель спуск в строю примечания
датский стандартный тип
1 ? Nr.3 <?>, Киль 1848 08.1848 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 3", 1861 в резерве (по другим данным - баржа "Transportpram Nr. 3"), в 07.1864 затонула в Лимфьордене, вероятно - затоплена, что-бы избежать захвата Пруссией.
2 ? Nr.6 <?>, Киль 08.1848 08.1848 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 6", с 1861 баржа "Transportpram Nr. 6", в 1862 списана, позже - слом.
3 ? Nr.9 <?>, Киль 11.1848 11.1848 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 9", с 1861 баржа "Transportpram Nr. 9", в 1864 затонула в Лимфьордене, вероятно - затоплена, что-бы избежать захвата Пруссией.
4 ? Nr.12 <?>, Киль 11.1848 11.1848 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 12", с 1861 баржа "Transportpram Nr. 12", 5.12.1864 списана, в 1867 слом.
5 Nübbel Nr.8 <Werft Jäger>, Нюббель нач.1849 нач.1849 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 8", с 1861 баржа "Transportpram Nr. 12", в 1863 слом.
6 Frauenverein Nr.11 <Werft Jäger>, Нюббель нач.1849 26.02.1849 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 11", с 1861 баржа "Transportpram Nr. 11", 5.12.1864 списана, в 05.1867 продана.
улучшенный пр. Дреера
7 Elmshorn Nr.2 <Kremer>, Эльмсхорн 1849 04.1849 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 2", 5.12.1864 списана, в 1871 слом.
8 Eckernförde Nr.5 <?>, Экернфёрде 1849 04.1849 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 5", 5.12.1864 списана, в 1871 слом.
9 Tönning Nr.4 <?>, Тённинг 1849 нач.1849 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 4", 5.12.1864 списана, в 1871 слом.
10 Glückstadt Nr.7 <?>, Глюкштадт 1849 нач.1849 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 7", 5.12.1864 списана, в 1871 слом.
11 Arnis Nr.10 <?>, Арнис 1849 нач.1849 3.03.1851 передана датскому флоту, с 1852 "Holstensk Kanonchaloup Nr. 10", 5.12.1864 списана, в 1871 слом.
ТТХ
  кильские Nübbel Frauenverein Elmshorn Eckernförde Tönning Glückstadt Arnis
Водоизмещение ок. 40 т. ок. 45 т.
Размерения длина 20,0 - 20,5 м 21,5 м 20,6 м 23,5 м 23,4 м 23,6 м 23,1 м 23,6 м
ширина 4,55 м 5,00 м 4,95 м 4,74 м 4,77 м 4,89 м 4,78 м 4,89 м
осадка ок. 0,85 м 0,95 м
глубина трюма 1,4 м 1,6 м
Энергетическая установка вёсла предположительно 15-16 пар
паруса 3-мачтовый люгер французского типа 2-мачтовый люгер со вспомогательной мачтой
Скорость на вёслах 2,5 уз.
Экипаж, ночевал в палатках или казармах на берегу 45-50 чел. 48 чел.
Дополнительные данные корпус дубовый, без палубы и с транцевой кормой дубовый, с закрытым баком и шканцами и округлой кормой
управление 1 руль в корме
цена по 11 тыс. 200 курантных марок ? 16 тыс. 700 курантных марок ?
ВООРУЖЕНИЕ
штат на некоторых датского типа
2 - 60 ф. бомбических пушки 1 - 60 ф. бомбическая пушка
1 - 32 ф. бомбическая пушка
2 - 3 ф. штыревые пушки

 


датский стандартный тип и тип Дреера

23 марта 1848 года произошла революция в Шлезвиг-Гольштейне и было образовано временное правительство. Оно созвало сейм и обратилось в германский Союзный сейм с предложением о принятии Шлезвига в состав союза, что и было признано сеймом 12 апреля 1848 года. Прусские войска вступили в Шлезвиг и таким образом началась Датско-прусская война 1848—1850. В июне 1848 г было принято решение создать военный флот.

Шлезвиг-гольштейнский морской флот при основании имел всего 4 корабля: 3 вооружённых парохода и одну шхуну. Так как этих кораблей было недостаточно для защиты, последовал заказ "комитета по учреждению немецкого флота" Шлезвиг-гольштейнской Военно-морской комиссии на канонерские лодки. Недостаток подходящих транспортных средств устранялся, прежде всего, за счёт населения - две трети средств на строительство и закупку кораблей были собраны по подписке. "Комитет по учреждению Немецкого флота" собрал 82 тысячи курантных марок, прежде всего, с герцогств.

Уже в мае 1848 в Киле были заказаны первые 4 лодки местным верфям. Они были построены по старым датским чертежам 1807 года. По информации журнала WARSHIP INTERNATIONAL 3/74 эти лодки были заказаны Пруссией и 11 марта 1849 одолжены Шлезвиг-Гольштейну. Ещё 2 лодки по несколько изменённому проекту построила верфь "Werft Jäger" в Нюббеле. Остальные 5 ед. строились по проекту Дреера, с новой округлой кормой, с закрытым баком и шканцами и поворотными пушками. Постройка лодок велась на различных мелких местных верфях, которые не особо точно выдерживали размеры. Исключение составляла осадка, требования к которой были обязательны. Всего к апрелю 1849 г. в строй вступило 11 гребных канонерок. Сперва лодки получили имена в честь городов (герцогств), собравших на них деньги. Постройку одной из лодок в Нюббеле (позже № 11) финансировал женский союз (Frauenverein). Первоначальные имена лодок кильской постройки неизвестны. Затем корабли были пронумерованы в разброс, начиная с №2 (№1 получила винтовая канонерка Von Der Tann).

Сразу участвовать лодкам в войне не пришлось, потому что к моменту готовности первых канонерок, 26 августа 1848 года в Мальмё между воюющими было заключено перемирие на 7 месяцев. После того как переговоры зашли в тупик, в марте 1849 г. боевые действия возобновились. Дания с помощью своего флота начала оккупировать Северные Фризские острова. В этих операциях был задействован 24-п корвет "Valkyrien", дислоцированный в Листе на Зюльте. Чтобы вернуть острова, 19 апреля 1849 года из Киля по каналу Эйдер в Северное море было отправлено подразделение из четырех палубных канонерских лодок. По мере готовности к ним присоединилась и пятая. Эта так называемая "экспедиция в Западное море" под руководством лейтенанта цур-зее Кьера 25 апреля достигла острова Фёр, где вступила в перестрелку с датским гарнизоном. После появления лодок датчане, несмотря на превосходство, быстро ушли с Фера, а 3 мая и с Зюльта, бросив там часть своего оружия и снаряжения.

Летом группа Западного моря оставалась активной для предотвращения дальнейших датских морских операций на Западном побережье. Для этой задачи канонерские лодки были разделены на две охранные станции: две лодки в Фёре и три в Листер-Тифе перед Сюльтом.

На Балтике датский флот блокировал порты Шлезвиг-Гольштейна. 9 мая произошла первая перестрелка между кораблями с обеих сторон. Образованная 11 мая эскадра, состоящая из парохода "Bonin" с пятью канонерками, атаковала у Киля датскую эскадру, состоящую из парохода "Hekla", фрегата и брига. Битва прошла без без серьезного ущерба с обоих сторон. Подобные атаки повторялись и в следующие недели. С несколькими канонерскими лодками всегда использовались один или два парохода, которые буксировали гребные канонерские лодки к месту боя. В этих случаях неоднократно отступали даже гораздо более крупные датские парусные корабли, такие как линкор "Skjold".

24 июля 1849 г. стороны подписали очередное перемирие на полгода, а с наступлением зимы все лодки вернулись в Киль и были вытащены на берег.

2 июля 1850 г. Пруссия заключила мир с Данией и вышла из конфликта, но Голштинцы попытались на свой страх продолжать войну с Данией и в июле 1850 года флот вновь был мобилизован. Уже 24-25 июля 1850 года войска Шлезвиг-Гольштейна были разбиты в битве при Иштедте. Отряд Западного моря, состоящий теперь из парохода Kiel и трех канонерских лодок, был отрезан от базы.

Базирование флота на август 1850: Westsee-Division (дивизион Северного моря) - лодки №№ 4, 8, 11 - в торговом порту на острове Фёр. Флагман - пароход Kiel.
Ostsee-Division (дивизион Балтийского моря) - лодки №№ 2, 5 - в торговом порту Хайлигенхафен в Нойштадте. Флагман - винтовая канонерская лодка Von Der Tann.
Резерв - лодки №№ 3, 6, 7, 9, 10, 12 - на единственной базе морского флота - в Киле. Флагман - пароход Bonin, + буксир Löwe и шхуна Elbe.

 

На побережье Балтийского моря датские вооруженные силы в июле 1850 года также пошли в наступление. Для военно-морского флота Шлезвиг-Гольштейн боевые действия начались с потери в ночь с 20 по 21 июля в бою у Нойштадта паровой канонерки "Von Der Tann". Как и в прошлом году также произошёл ряд мелких стычек канонерок с датскими кораблями у Хайлигенхафен (19 июля и 5 сентября) и у Киля (21 июля и 16 августа).

Отряд Западного моря оставался в районе Северных Фризских островов до 16 сентября. К этому времени датчане собрали там превосходящие морские силы, и на следующий день произошла битва канонерок с датским пароходом "Geyser", который был в результате значительно поврежден. Канонерские лодки тоже получили попадания и потеряли четырех человек убитыми и несколько ранеными, но ущерб кораблям был незначительным. Не смотря на это, лодки вынуждены были уйти в Бюсум, а позже направились в устье Эльбы. По пути 8 ноября отряд попал в сильный шторм, в котором была потеряна канонерская лодка №8. 9.11.1850 ок. 2:00 она опрокинулась и затонула у Maxqueller в устье Эльбы, погиб весь экипаж - 42 чел. В следующем месяце корпус был выброшен волнами на берег у Глюкштадта, снят и отремонтирован.

Гибель канонерки "№8"
(Из книги Рольфа Клодта "Der Schleswig-Holsteinische Traum: Das Schicksal der Blankeneser Gefallenen ...")

 

Когда в 1850 году снова появились датские корабли, а из канонерских лодок там все еще были "№4", "№8" и "№11", из за опасности быть отрезанными от собственных соединений и снабжения, было приказано перевести их в Глюкштадт под руководством парохода "Kiel". Воспользовавшись внезапным штилем, 17 сентября 1850 года "Kiel" взял три лодки на буксир и через открытое море направился в устье Эльбы. По пути попался датский военный корабль "Geyser", с которым возникла перестрелка. Отбившись от противника, потеряв 4 человек убитыми, немецкий конвой достиг Бузума, где похоронил погибших моряков.

Так, как ожидалось резкое усиление осенних бурь, было решено сразу идти в тихую гавань Глюкштадта. 18 ноября с отливом дивизия покинула Бузум. тащил три канонерских лодки вниз по фарватеру Norderpiep, с приливом поднялся по Süderpiep, а вечером стал на якорь на фарватере у Dieksander. На следующий день дул сильный ветер, но лодкам было приказано идти к Эльбе через Ватты. "Kiel" из-за большой осадки следовал мористее, и больше не мог придерживаться точного курса. Вскоре после полудня все корабли сбросили якорь на западном краю плато Hugger, чтобы дождаться следующего прилива, как в момент налетела буря, вода заливалась под палубу и её непрерывно откачивали. 5 ноября лодка «№8» и «№11» потеряли свои якоря, которые хотели поднять при отливе на следующий день, но это оказалось невозможным из-за бури. 7 ноября 1850 года, перед рассветом, лодкам "№8" и "№4" было приказано продолжать путь в Куксхафен. "Kiel" взял на буксир лодку "№11", так, как на ней не было карты района. Ранним утром лейтенант Хенсен заметил, что лодка "№8" застряла. При входе в Эльбу она застряла на поросшей кустарником мели.

С приливом канонерская лодка вырвалась из кустарника, но вскоре оказалась на песке. Остальные две лодки получили приказ идти в Куксхафен самостоятельно, "Kiel" вернулся назад, но из-за отлива не смог стащить лодку "№8" на глубокую воду. Две других канонерских лодки встретил парусный эвер капитана и судовладельца Каспара Вайса, идущий из Куксхафена в направлении северной Эльбы, и сообщили о проблеме своих товарищей, безусловно, нуждающихся в помощи. Затем "Kiel" стащил канонерскую лодку на воду и отбуксировал к Huggerplatte, где она стала на якорь. Командир лейтенант-цур-зее Lamp получил точное направление на Куксхафен и должен был идти туда по ваттам во время отлива. В полдень "Kiel" добрался до Куксхафена, и двум ожидающим там лодкам было приказано продолжить путь в Глюкштадт. Недоверие к лоцману на борту "№8" привело к тому, что лоцман эвера Карл Вайс перешёл на канонерскую лодку и оба корабля направились к якорной стоянке на высоте "Ложной глубины". Вечером буря выросла до урагана. В Куксхафене тщетно ожидали канонерку "№8". На следующее утро не было никаких признаков канонерской лодки.

После того, как командир "Kiel" был проинформирован, пароход направился на место катастрофы, где обнаружил опрокинутую канонерскую лодку и несколько трупов. Отсутствие двух шлюпок позволяло надеялся, что, возможно, кто-то пережил катастрофу, но вся команда утонула. Обнаруженные мертвые были торжественно похоронены на кладбище Кронпринзенког.

В кармане утонувшего моряка Иоганна Хайнриха Холла нашли записную книжку в мягкой обложке со следующими примечаниями: "3-го мы отправились в 1 час вечера из Бюзума, на якоре в Ваттах. Утром 4-го снялись с якоря и поднялись до высокой воды, стали на якорь в 1 час. Шторм с запада и северо-запада. Утром сюда установили мачты и бушприт. Вечером сильная гроза, между 8 и 9 часами - огонь Св. Эльма на топе бизани. Пятого - шторм. Мы потеряли правый якорь. То же происходило и 6-го. 7-го утром в 5 часов с ветром NNW мы сели на мель. Эвер из Бланкенезе и пароход "Киль" стащили нас в 8:11. В то же время мы получили лоцмана с эвера. В 3 часа на якоре на фарватере. Ночью снова буря с запада. Стояли на двух якорях. Утром 8-го снова стояли на мели. 8 часов - на якоре". Карманные часы матроса остановились в 2 часа.

Известие о затоплении канонерской лодки вызвало глубокую печаль далеко за пределами Шлезвиг-Гольштейна. Сама лодка была снята с мели в декабре 1850 года, отремонтирована и позже служила в датском военно-морском флоте.

Прибыв в Глюкштадт, лейтенант Хеннс сообщил также о смерти матроса с лодки "№11", утонувшего 7 ноября 1850 года, который упал за борт у Осте.


1. Куксхафен
2. якорная позиция 3 ноября 1850 года
3. позиция 4 ноября 1850 года
4. Канонерская лодка № 8 застряла
5. Канонерская лодка № 8 застряла
6. позиция вечером 7 ноября 1850 года
7. якорная позиция 8 ноября 1850 года
8. предполагаемое место гибели
Карта 1798 г., составленная за 50 лет, прошедших до описываемых событий. Из-за постоянных изменений мелей и фарватеров, точное определение позиций невозможно.

 

 

Осенью Шлезвигцы снова попытались вести войну, атаковав датскую крепость Фридрихштадт. Хотя город лежит далеко от моря, четыре канонерских лодки под руководством лейтенанта-цур-зее Кьера поднялись по Эйдеру в окрестности города и приняли участие в осаде, продолжавшейся с 29 сентября по 4 октября, и выпустили по позициям противника и самому городу более 1100 снарядов, которые нанесли серьезный ущерб. Лодки яростно сражались, но понесли лишь незначительные потери: один солдат был убит, несколько, в том числе командир дивизиона Кьер, были ранены. Несмотря на очень сильную бомбардировку, взять Фридрихштадт не удалось.

Расчеты на продолжение поддержки со стороны Пруссии не оправдались. 29 ноября 1850 года в Ольмюце прусское правительство, по требованию России и Австрии, вынуждено было отказаться от поддержки революционного движения в Шлезвиг-Голштейне. 11 января 1851 года Ассамблее Шлезвиг-Гольштейна пришлось принять условия, выдвинутые после прусско-австрийского соглашения. Разоружённый на зимовку в декабре 1850 г., флот был распущен и 3 марта 1851 г. корабли, в том числе все канонерки, подлежали передаче Дании. Они передавались постепенно с середины 1851 года. Передача была завершена формальной подписью командного состава 4 марта 1852 года. Больше всего проблем было с четырьмя лодками, "одолженными" у Пруссии, но в конце-концов договорились об их передаче Дании.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

       

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Stolz, Gerd: Die Schleswig-Holsteinische Marine 1848-1852. Heide in Holstein 1978.
3 Klaus Friedland: Die Schleswig-Holsteinische Flottille 1848 bis 1851, in: Walter Hubatsch: Die erste deutsche Flotte 1848–1853. Herford 1981.
4 Jann Markus Witt und Heiko Vosgerau (Hrsg.), Schleswig-Holstein von den Ursprüngen bis zur Gegenwart - Eine Landesgeschichte, Convent-Verlag, Hamburg, 2002.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 11.08.2020

 




 

 
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1848-1851

Модель канонерки датского типа.

Модель канонерки датского типа.

Модель датского прототипа.

Обводы гребной канонерки датского типа.

Гребная канонерка типа Дреера.

Гребная канонерка датского типа.

Гребная канонерка типа Дреера под парусами.

Одна из перестрелок у Киля - 16 августа 1850.
На переднем плане датский пароход "Hekla", на заднем - шлезвигские канонерки.

Гребная канонерка датского типа под парусами.

Гребная канонерка у парохода "Bonin" в Киле.

Стандартная датская канонерка.
Следующая страница - шлезвиг-гольштейнская канонерская лодка "Von Der Tann".
Предыдущая страница - прусские канонерские шлюпы типа "Strelasund".