Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Шлезвиг-гольштейнские канонерки
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гребные канонерские лодки (Ruderkanonenboote) датского типа
Шлезвиг-Гольштейн, 1848-1849 гг. 11 ед. (6 ед. датского стандартного типа - пр. 1807 г., 5 ед. улучшенного пр. Дреера) * Kanonenboot Nr.2 - 12 * Nübbel * Frauenverein * Elmshorn * Tönning * Eckernförde * Glückstadt * Arnis *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
датский стандартный тип и тип Дреера 23 марта 1848 года произошла революция в Шлезвиг-Гольштейне и было образовано временное правительство. Оно созвало сейм и обратилось в германский Союзный сейм с предложением о принятии Шлезвига в состав союза, что и было признано сеймом 12 апреля 1848 года. Прусские войска вступили в Шлезвиг и таким образом началась Датско-прусская война 1848—1850. В июне 1848 г было принято решение создать военный флот. Шлезвиг-гольштейнский морской флот при основании имел всего 4 корабля: 3 вооружённых парохода и одну шхуну. Так как этих кораблей было недостаточно для защиты, последовал заказ "комитета по учреждению немецкого флота" Шлезвиг-гольштейнской Военно-морской комиссии на канонерские лодки. Недостаток подходящих транспортных средств устранялся, прежде всего, за счёт населения - две трети средств на строительство и закупку кораблей были собраны по подписке. "Комитет по учреждению Немецкого флота" собрал 82 тысячи курантных марок, прежде всего, с герцогств. Уже в мае 1848 в Киле были заказаны первые 4 лодки местным верфям. Они были построены по старым датским чертежам 1807 года. По информации журнала WARSHIP INTERNATIONAL 3/74 эти лодки были заказаны Пруссией и 11 марта 1849 одолжены Шлезвиг-Гольштейну. Ещё 2 лодки по несколько изменённому проекту построила верфь "Werft Jäger" в Нюббеле. Остальные 5 ед. строились по проекту Дреера, с новой округлой кормой, с закрытым баком и шканцами и поворотными пушками. Постройка лодок велась на различных мелких местных верфях, которые не особо точно выдерживали размеры. Исключение составляла осадка, требования к которой были обязательны. Всего к апрелю 1849 г. в строй вступило 11 гребных канонерок. Сперва лодки получили имена в честь городов (герцогств), собравших на них деньги. Постройку одной из лодок в Нюббеле (позже № 11) финансировал женский союз (Frauenverein). Первоначальные имена лодок кильской постройки неизвестны. Затем корабли были пронумерованы в разброс, начиная с №2 (№1 получила винтовая канонерка Von Der Tann). Сразу участвовать лодкам в войне не пришлось, потому что к моменту готовности первых канонерок, 26 августа 1848 года в Мальмё между воюющими было заключено перемирие на 7 месяцев. После того как переговоры зашли в тупик, в марте 1849 г. боевые действия возобновились. Дания с помощью своего флота начала оккупировать Северные Фризские острова. В этих операциях был задействован 24-п корвет "Valkyrien", дислоцированный в Листе на Зюльте. Чтобы вернуть острова, 19 апреля 1849 года из Киля по каналу Эйдер в Северное море было отправлено подразделение из четырех палубных канонерских лодок. По мере готовности к ним присоединилась и пятая. Эта так называемая "экспедиция в Западное море" под руководством лейтенанта цур-зее Кьера 25 апреля достигла острова Фёр, где вступила в перестрелку с датским гарнизоном. После появления лодок датчане, несмотря на превосходство, быстро ушли с Фера, а 3 мая и с Зюльта, бросив там часть своего оружия и снаряжения. Летом группа Западного моря оставалась активной для предотвращения дальнейших датских морских операций на Западном побережье. Для этой задачи канонерские лодки были разделены на две охранные станции: две лодки в Фёре и три в Листер-Тифе перед Сюльтом. На Балтике датский флот блокировал порты Шлезвиг-Гольштейна. 9 мая произошла первая перестрелка между кораблями с обеих сторон. Образованная 11 мая эскадра, состоящая из парохода "Bonin" с пятью канонерками, атаковала у Киля датскую эскадру, состоящую из парохода "Hekla", фрегата и брига. Битва прошла без без серьезного ущерба с обоих сторон. Подобные атаки повторялись и в следующие недели. С несколькими канонерскими лодками всегда использовались один или два парохода, которые буксировали гребные канонерские лодки к месту боя. В этих случаях неоднократно отступали даже гораздо более крупные датские парусные корабли, такие как линкор "Skjold". 24 июля 1849 г. стороны подписали очередное перемирие на полгода, а с наступлением зимы все лодки вернулись в Киль и были вытащены на берег. 2 июля 1850 г. Пруссия заключила мир с Данией и вышла из конфликта, но Голштинцы попытались на свой страх продолжать войну с Данией и в июле 1850 года флот вновь был мобилизован. Уже 24-25 июля 1850 года войска Шлезвиг-Гольштейна были разбиты в битве при Иштедте. Отряд Западного моря, состоящий теперь из парохода Kiel и трех канонерских лодок, был отрезан от базы.
На побережье Балтийского моря датские вооруженные силы в июле 1850 года также пошли в наступление. Для военно-морского флота Шлезвиг-Гольштейн боевые действия начались с потери в ночь с 20 по 21 июля в бою у Нойштадта паровой канонерки "Von Der Tann". Как и в прошлом году также произошёл ряд мелких стычек канонерок с датскими кораблями у Хайлигенхафен (19 июля и 5 сентября) и у Киля (21 июля и 16 августа). Отряд Западного моря оставался в районе Северных Фризских островов до 16 сентября. К этому времени датчане собрали там превосходящие морские силы, и на следующий день произошла битва канонерок с датским пароходом "Geyser", который был в результате значительно поврежден. Канонерские лодки тоже получили попадания и потеряли четырех человек убитыми и несколько ранеными, но ущерб кораблям был незначительным. Не смотря на это, лодки вынуждены были уйти в Бюсум, а позже направились в устье Эльбы. По пути 8 ноября отряд попал в сильный шторм, в котором была потеряна канонерская лодка №8. 9.11.1850 ок. 2:00 она опрокинулась и затонула у Maxqueller в устье Эльбы, погиб весь экипаж - 42 чел. В следующем месяце корпус был выброшен волнами на берег у Глюкштадта, снят и отремонтирован. Гибель канонерки "№8"
(Из книги Рольфа Клодта "Der Schleswig-Holsteinische Traum: Das Schicksal der Blankeneser Gefallenen ...")
Когда в 1850 году снова появились датские корабли, а из канонерских лодок там все еще были "№4", "№8" и "№11", из за опасности быть отрезанными от собственных соединений и снабжения, было приказано перевести их в Глюкштадт под руководством парохода "Kiel". Воспользовавшись внезапным штилем, 17 сентября 1850 года "Kiel" взял три лодки на буксир и через открытое море направился в устье Эльбы. По пути попался датский военный корабль "Geyser", с которым возникла перестрелка. Отбившись от противника, потеряв 4 человек убитыми, немецкий конвой достиг Бузума, где похоронил погибших моряков. Так, как ожидалось резкое усиление осенних бурь, было решено сразу идти в тихую гавань Глюкштадта. 18 ноября с отливом дивизия покинула Бузум. тащил три канонерских лодки вниз по фарватеру Norderpiep, с приливом поднялся по Süderpiep, а вечером стал на якорь на фарватере у Dieksander. На следующий день дул сильный ветер, но лодкам было приказано идти к Эльбе через Ватты. "Kiel" из-за большой осадки следовал мористее, и больше не мог придерживаться точного курса. Вскоре после полудня все корабли сбросили якорь на западном краю плато Hugger, чтобы дождаться следующего прилива, как в момент налетела буря, вода заливалась под палубу и её непрерывно откачивали. 5 ноября лодка «№8» и «№11» потеряли свои якоря, которые хотели поднять при отливе на следующий день, но это оказалось невозможным из-за бури. 7 ноября 1850 года, перед рассветом, лодкам "№8" и "№4" было приказано продолжать путь в Куксхафен. "Kiel" взял на буксир лодку "№11", так, как на ней не было карты района. Ранним утром лейтенант Хенсен заметил, что лодка "№8" застряла. При входе в Эльбу она застряла на поросшей кустарником мели. С приливом канонерская лодка вырвалась из кустарника, но вскоре оказалась на песке. Остальные две лодки получили приказ идти в Куксхафен самостоятельно, "Kiel" вернулся назад, но из-за отлива не смог стащить лодку "№8" на глубокую воду. Две других канонерских лодки встретил парусный эвер капитана и судовладельца Каспара Вайса, идущий из Куксхафена в направлении северной Эльбы, и сообщили о проблеме своих товарищей, безусловно, нуждающихся в помощи. Затем "Kiel" стащил канонерскую лодку на воду и отбуксировал к Huggerplatte, где она стала на якорь. Командир лейтенант-цур-зее Lamp получил точное направление на Куксхафен и должен был идти туда по ваттам во время отлива. В полдень "Kiel" добрался до Куксхафена, и двум ожидающим там лодкам было приказано продолжить путь в Глюкштадт. Недоверие к лоцману на борту "№8" привело к тому, что лоцман эвера Карл Вайс перешёл на канонерскую лодку и оба корабля направились к якорной стоянке на высоте "Ложной глубины". Вечером буря выросла до урагана. В Куксхафене тщетно ожидали канонерку "№8". На следующее утро не было никаких признаков канонерской лодки. После того, как командир "Kiel" был проинформирован, пароход направился на место катастрофы, где обнаружил опрокинутую канонерскую лодку и несколько трупов. Отсутствие двух шлюпок позволяло надеялся, что, возможно, кто-то пережил катастрофу, но вся команда утонула. Обнаруженные мертвые были торжественно похоронены на кладбище Кронпринзенког. В кармане утонувшего моряка Иоганна Хайнриха Холла нашли записную книжку в мягкой обложке со следующими примечаниями: "3-го мы отправились в 1 час вечера из Бюзума, на якоре в Ваттах. Утром 4-го снялись с якоря и поднялись до высокой воды, стали на якорь в 1 час. Шторм с запада и северо-запада. Утром сюда установили мачты и бушприт. Вечером сильная гроза, между 8 и 9 часами - огонь Св. Эльма на топе бизани. Пятого - шторм. Мы потеряли правый якорь. То же происходило и 6-го. 7-го утром в 5 часов с ветром NNW мы сели на мель. Эвер из Бланкенезе и пароход "Киль" стащили нас в 8:11. В то же время мы получили лоцмана с эвера. В 3 часа на якоре на фарватере. Ночью снова буря с запада. Стояли на двух якорях. Утром 8-го снова стояли на мели. 8 часов - на якоре". Карманные часы матроса остановились в 2 часа. Известие о затоплении канонерской лодки вызвало глубокую печаль далеко за пределами Шлезвиг-Гольштейна. Сама лодка была снята с мели в декабре 1850 года, отремонтирована и позже служила в датском военно-морском флоте. Прибыв в Глюкштадт, лейтенант Хеннс сообщил также о смерти матроса с лодки "№11", утонувшего 7 ноября 1850 года, который упал за борт у Осте. 1. Куксхафен 2. якорная позиция 3 ноября 1850 года 3. позиция 4 ноября 1850 года 4. Канонерская лодка № 8 застряла 5. Канонерская лодка № 8 застряла 6. позиция вечером 7 ноября 1850 года 7. якорная позиция 8 ноября 1850 года 8. предполагаемое место гибели Карта 1798 г., составленная за 50 лет, прошедших до описываемых событий. Из-за постоянных изменений мелей и фарватеров, точное определение позиций невозможно.
Осенью Шлезвигцы снова попытались вести войну, атаковав датскую крепость Фридрихштадт. Хотя город лежит далеко от моря, четыре канонерских лодки под руководством лейтенанта-цур-зее Кьера поднялись по Эйдеру в окрестности города и приняли участие в осаде, продолжавшейся с 29 сентября по 4 октября, и выпустили по позициям противника и самому городу более 1100 снарядов, которые нанесли серьезный ущерб. Лодки яростно сражались, но понесли лишь незначительные потери: один солдат был убит, несколько, в том числе командир дивизиона Кьер, были ранены. Несмотря на очень сильную бомбардировку, взять Фридрихштадт не удалось. Расчеты на продолжение поддержки со стороны Пруссии не оправдались. 29 ноября 1850 года в Ольмюце прусское правительство, по требованию России и Австрии, вынуждено было отказаться от поддержки революционного движения в Шлезвиг-Голштейне. 11 января 1851 года Ассамблее Шлезвиг-Гольштейна пришлось принять условия, выдвинутые после прусско-австрийского соглашения. Разоружённый на зимовку в декабре 1850 г., флот был распущен и 3 марта 1851 г. корабли, в том числе все канонерки, подлежали передаче Дании. Они передавались постепенно с середины 1851 года. Передача была завершена формальной подписью командного состава 4 марта 1852 года. Больше всего проблем было с четырьмя лодками, "одолженными" у Пруссии, но в конце-концов договорились об их передаче Дании.
|