Оглавление → Корабли морской авиации


Корабли морской авиации Германии


В первую мировую войну в Германии, как и в других странах, приспосабливали транспортные, а позже и военные корабли для доставки самолётов с водным стартом ближе к зоне боевых действий. Кроме того, для обеспечения базирования гидросамолётов иногда применялись мотоботы и баржи.

АВИАТРАНСПОРТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeugmutterschiff)
Glyndwr, 1914
транспорт без ангаров,
переоборудованный грузовой пароход
"Glyndwr"
6000 т, 2-4 ГСМ
транспорты с ангарами,
переоборудованные грузо-пассажирские пароходы
"Santa Elena" и "Answald"
13900 т, 2-5 ГСМ
Oswald, 1918
транспорт с ангарами,
переоборудованный пароход
"Oswald"
7600 т, 4 ГСМ
Adeline, 1918
транспорт-угольщик без ангаров,
переоборудованный грузовой пароход
"Adeline (Hugo Stinnes 3)"
6500 т, 3 ГСМ
Stuttgart, 1918
переоборудованный лёгкий крейсер
"Stuttgart"
3800 т, 3 ГСМ
план. переоборуд. однотипный "Stettin"
Roon, план 1918
переоборудовался из броненосного крейсера
"Roon"
10100 т, 4 ГСМ
работы не закончены
Ausonia, проект 1918 г.
переоборудование в авианосец
пассажирского лайнера "Ausonia"
12500 т, 23-29 сам
работы не начинались
Планировалось также переоборудование однотипных пассажирских лайнеров "Bremen" (1896, 11540 брт) и "Königin Luise" (1896, 10785 брт) - по 10 самолётов
кроме того самолёты несли следующие корабли:
вспомогательный крейсер Wolf (II) (1917-1918)
прорыватели заграждений (с июля 1917 в Северном море, с 1918 также в Балтийском море)
Sperrbrecher 3 = Soltingen (1905, 4.195 BRT)
Sperrbrecher 4 = Rio Pardo (1905, 4.613 BRT)
Sperrbrecher 7 = Steigerwald (1911, 4.836 BRT)
Sperrbrecher 8 = Wigbert (1912, 3.367 BRT), позже Sperrbrecher 1, затем снова Sperrbrecher 8
Sperrbrecher 9 = Gifhorn (1913, 5.119 BRT)
Sperrbrecher 10 = Rio Negro (1905, 4.613 BRT), позже Sperrbrecher 1
Sperrbrecher 10 = Gertrud (1915, 5.091 BRT)
Sperrbrecher 12 = Lothar ( 1902, 4.959 BRT)
Reservesperrbecher = Plauen (1907, 4.210 BRT)
временно, при необходимости брали самолёты на борт (с 1916-1917):
большие крейсера Derflinger и Von der Tann
малые крейсера Frankfurt, Königsberg, Karlsruhe и Nürnberg
миноносцы V-152, V-154, V-155, G-169, G-170, G-171, G-172, V-25, S-56, V-72, V-75, G-88, V-100 и, возможно, V-99
разрабатывался проект размещения самолётов на подводных лодках типа U-151 и проектах 46 и 46a


СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИДРОАВИАЦИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugbetriebsfahrzeuge)
Gna, 1908

катер авиационной метеорологической службы
на Боденском озере
"Gna"
20 т
с 1914 при Командовании Воздушных судов
4 мобилизованных мотобота
"Clara", "Grief",
"Frank II" и "Rudolf Ihms"
? т
на разных авиастанциях
не менее 2 мобилизованных барж

"K 142", "K 152"
70-140 т

O.L., 1919
крановая баржа

"O.L. ...."
150 т
позже "Hohe Düne"
кроме того в распоряжении лётчиков были буксиры Bleibtreu (с 7.10.1916, Северное море) и Martha (?, Балтика)



В Германии проектировалось большое количество авианосцев, но в реальности, ни один из них в строй не вступил.

Во вторую мировую войну специализированных авиатранспортов не было - практически все крупные корабли имели на борту самолёты. Зато появились катапультные суда, тендеры с кранами и большое количество катеров, которые обеспечивали базирование самолётов, буксировали их к месту взлёта и после посадки, использовались, как спасательные и т. д.

ПРОЕКТЫ АВИАНОСЦЕВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeigträgger)
специальной постройки

тип Graf Zeppelin, недостроены, пр. 1939 г.
авианосцы
"Graf Zeppelin" и "Peter Strasser"
28000 т, 41-43 сам.
проект A.I, не строился, пр. 1941 г.

проект "большого авианесущего крейсера"
"A.I"
37000 т, 32 сам.
проекты A.II, не строились, пр. 1942 г.

проекты "больших авианесущих крейсеров"
A.II, A.IIa, A.IIb
37500 - 40000 т, 23-31 сам.
проекты A.III и C, не строились, пр. 1942 г.
проекты "атлантических авианесущих крейсеров"
A-III, C
70000 / 56000 т, 32-60 сам.
проект A.IV, не строился, пр. 1942 г.
проект "атлантического авианесущего крейсера"
A-IV
70000 т, 32 сам.
проект 21000 т, не строился, пр. 1942 г.
проект "стандартного" авианосца
б/н
21000 / 26000 т, 33 сам.
проект 15000 т, не строился, пр. 1942 г.
проект авианосца для "торговой войны"
б/н
15000 / 18000 т, 28 сам.
проект 11000 т, не строился, пр. 1942 г.

проект авианосцев для серийной постройки
б/н
11000 / 15000 т, 22 сам.
проект 13000 т, не строился, пр. 1942 г.
проект авианосца упрощённой конструкции
б/н
13000 / 17000 т, 18 сам.
проект 5000 т, не строился, пр. 1942 г.

проект малого авианосца (5000 т)
б/н
4500 / 6000 т, 15 сам.
проект 3000 т, не строился, пр. 1942 г.



проект малого авианосца Дрегера (5000 т)
б/н
3000 / 3500 т, 7 сам.


переоборудование из крейсеров

Weser, недостроен, пр. 1942 г.
авианосец
"Weser"
17000 т, 18-20 сам.
переоборудовался из недостроенного
тяжёлого крейсера типа "Hipper"
проект De Grass, не строился, пр. 1943 г.

авианосец
б/н
проект переоборудования недостроенного
французского лёгкого крейсера"De Grass"
10000 т, 23 сам.


переоборудование из гражданских судов

Europa, не переоборудовался, пр. 1942 г.
авианосец
"Europa"
б. пассажирский лайнер
44000 т, 42 сам.
тип Elbe, переоборудование едва начато, пр. 1942 г.

авианосцы
"Elbe" и "Jade"
б. пассажирские лайнеры
18000 т, 24 сам.
тип Hansa, не строились, пр. 1943 г.


проект авианосца
б/н
на базе грузового судна
9000 т, 7 сам.


КАТАПУЛЬТНЫЕ СУДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Westfalen, 1933
атлантическая плавбаза а/к "Люфтганза"
"Westfalen"
быв. грузо-пассажирский п/х, 10700 т
в 1940 моб. ВВС
атлантическая плавбаза а/к "Люфтганза"
"Schwabenland"
быв. грузо-пассажирский п/х, 16200 т
в 1939 моб. ВВС
Ostmark, 1936

атлантическая плавбаза а/к "Люфтганза"
"Ostmark"
спец. постройки, 2500 т
в 1940 моб. ВВС
атлантическая плавбаза а/к "Люфтганза"
"Friesenland"
спец. постройки, 11500 т
в 1939 моб. ВВС
Sperber, 1938


катапультная плавбаза ВВС
"Sperber"
спец. постройки, 1100 т

тип Falke, 1942


катапультные плавбазы ВВС
"Falke" и "Bussard"
спец. постройки, 2000 т

ПБ ЛЛ, проект 1942 г.

проект катапультной плавбазы летающих лодок

12500 т

ПБ ГСМ, проект 1942 г.
проект большой катапультной плавбазы гидросамолётов

14500 т

Aradotender, проект 1943 г.

проекты эскортных катапультных тендеров гидросамолётов
"Aradotender"
5000 - 6000 т

Hansa, проект 1943 г.

проект катапультного грузового судна
типа "Hansa"
9000 т



КРАНОВЫЕ СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Phönix, 1933

спасательное крановое судно
"Phönix"
со слип-палубой
250 т, 1 ГСМ
Krischan I, 1934

судно обеспечения
"Krischan"
со слип-палубой
200 т, 1 ГСМ
крановое судно обеспечения
"Gunther Plüschow"
со слип-палубой
375 т, 1 ГСМ
крановое судно обеспечения
"Bernhard von Tschirschky"
с палубой без слипа
880 т, 2 ГСМ
Kranich, 1936

крановое судно обеспечения
"B.&V. Kranich"
бывший тральщик
500 т, 2 ГСМ
тип BP I, 1936


2 крановые баржи
VJ 11 (BP 11)
и VJ 12 (BP 12)
100 т, 1 ГСМ
тип BP II, 1936


крановая баржа
VJ 21 (BP 21)

100 т, 1 ГСМ
Greif, 1937

крановое спасательное судно
"Greif"
с палубой без слипа
810 т, 3 ГСМ
Rolshoven, 1938

крановое судно обеспечения
"Hans Rolshoven"
с палубой без слипа
985 т, 3 ГСМ
тип BP III, 1940-1941


7 крановых барж
SP 31 (BP 31), SP 32 (BP 32), BP 33,
BP 34, BP 35, BP 36, BP 37
210 т, 1 ГСМ
тип Meyer, 1940-1941

4 крановых судна обеспечения
"Karl Meyer", "Max Stinsky",
"Immelmann", "Boelcke"
1150 т, 3 ГСМ
тип Wedel, 1941-1943

3 (5) крановых судов обеспечения
"Hans Albrecht Wedel", "Richthofen",
"Hermann Köhl", "K64", "K65"
1200 т, 3 ГСМ
Drache, 1941
крановое судно обеспечения
"Drache"
трофейное югославское
2000 т, 2 ГСМ
тип BP IV, 1942-1943


8 крановых барж
BP 41, BP 42, BP 43, BP 44,
BP 45, BP 46, BP 47, BP 48
255 т, 1 ГСМ
тип BP V, 1943


3 крановых баржи
BP 51, BP 52, BP 53
паромы т. "Siebel"
130 т, 1 ГСМ
тип San Souci, не достроены

4 трофейные французские плавбазы ВВС
"Jupiter", "Saturn", "Uranus", "Merkur"
достроены в 1943 как СКР
1370 т, ? ГСМ
тип O, не построен, заказ 1940 г.

"тропическое" крановое судно обеспечения
K71
с палубой без слипа
1800 т, 4 ГСМ
тип A, не построен, заказ 1943 г.

спасательное судно ВВС
б/н
с возможностью нести ГСМ
1100 т, 1 ГСМ


ВСПОМОГАТТЕЛЬНЫЕ СУДА И КАТЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ДОВОЕННЫЕ

тип UZ, 1923
быв. катера ПЛО
Otto Lilienthal и Maria
60 т
I, 1928

быв. борт. катер
Flugzeugbetriebsboot I
20 т
Ilmenau, 1937

быв. пасс. баркас
Ilmenau
15 брт
МОБИЛИЗОВАННЫЕ СУДА

тип Wal, 1939-1940

быв. китобои
"Wal 10",
"Wal 11"
825 т
Marta Beck, 1940

трофейный китобой
"Marta Beck"

285 т
Humber, 1940

трофейный буксир
"Humber"

1250 т
тип Altair, 1940
моб. логгеры
"Altair", "Brandenburg",
"Prinz Homburg"
300 т
тип Victoria, 1940
моб. логгеры
"Victoria",
"Ursula"
290 т
Orion, 1940

мобилизованный логгер
"Orion"

400 т
трофейный логгер
"Joannes Georgius"

520 т
Maria, 1941

трофейный логгер
"Koningin Wilhelmina / Maria"

560 т
Frida, 1941

трофейный логгер
"Frida"

ок. 450 т
МОБИЛИЗОВАННЫЕ КАТЕРА

тип Aitvaras, 1939


троф. погран. катера
Aitvaras и Šaulys
в Мемеле
16 т
Equinoxe, 1940


моб. мотояхта
"Equinoxe II"
во Франции
44 брт
Majoe и др., 1940-1942


моб. мотояхты в Голландии
"Majoe", "Forel", "Blue Star",
"Echo", "M.A.S.O.", "Timonia"
54-96 т
Berlin и др., 1940-1942


моб. малые мотоботы
"Berlin", "Akela" и "Maskee"
во Франции
до 10 т
Käthe, 1941

быв. катер ПЛО
Käthe (UZ 32)
.
60 т
Grete, 1941


быв. катер ПЛО
"Grete" (UZ 15)

42 т
Nymphe, 1941


моб. мотояхта
"Nymphe"
на Адриатике
? т


СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАТЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
СКОРОСТНЫЕ

тип A 1, 1934

1 диспетчерский катер
"FL. A 101"
глиссер
3,5 т, 26,5 уз
тип A 2, 1935

4 диспетчерских катера
"FL.A 201-204"
глиссеры
7,4 т, 23,8 уз
тип A 3, 1935

4 диспетчерских катера
"FL.A 301-304"
глиссеры
6,5 т, 24,5 уз
тип S, 1935
2 диспетчерских катера
"FL.S 11-12"
водоизмещающие
60 т, 30 уз
тип A 4, 1938-1942
5 диспетчерских катеров
"FL.A 401-405"
водоизмещающие
28-33 т, 32 уз
МОРЕХОДНЫЕ

тип B 1, 1934

1 диспетчерский катер
"FL. B 101"
водоизмещающий
18 т, 11 уз
тип B 2, 1935-1936 + 1943-1944

23 диспетчерских катера
"FL. B 201...214, 250-258"
водоизмещающие
25 т, 12,4 уз
тип B 3, 1936-1937

10 диспетчерских катеров
"FL. B 301...310"
водоизмещающие
33 т, 17 уз
тип B 4, 1936-1943

не менее 48 диспетчерских катеров
"FL. B 401...444, 455, 459, 480"
водоизмещающие
37 т, 21,5 уз


+