|
|
Корабли морской авиации Германии
|
В первую мировую войну в Германии, как и в других странах, приспосабливали транспортные, а позже и военные корабли для доставки самолётов с водным стартом ближе к зоне боевых действий. Кроме того, для обеспечения базирования гидросамолётов иногда применялись мотоботы и баржи.
|
|
АВИАТРАНСПОРТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeugmutterschiff)
|
транспорт без ангаров, переоборудованный грузовой пароход " Glyndwr" 6000 т, 2-4 ГСМ
транспорты с ангарами, переоборудованные грузо-пассажирские пароходы " Santa Elena" и " Answald" 13900 т, 2-5 ГСМ
транспорт с ангарами, переоборудованный пароход " Oswald" 7600 т, 4 ГСМ
транспорт-угольщик без ангаров, переоборудованный грузовой пароход " Adeline (Hugo Stinnes 3)" 6500 т, 3 ГСМ
переоборудованный лёгкий крейсер " Stuttgart" 3800 т, 3 ГСМ план. переоборуд. однотипный " Stettin"
переоборудовался из броненосного крейсера " Roon" 10100 т, 4 ГСМ работы не закончены
переоборудование в авианосец пассажирского лайнера " Ausonia" 12500 т, 23-29 сам работы не начинались
Планировалось также переоборудование однотипных пассажирских лайнеров " Bremen" (1896, 11540 брт) и " Königin Luise" (1896, 10785 брт) - по 10 самолётов
кроме того самолёты несли следующие корабли:
вспомогательный крейсер Wolf (II) (1917-1918)
прорыватели заграждений (с июля 1917 в Северном море, с 1918 также в Балтийском море)
Sperrbrecher 3 = Soltingen (1905, 4.195 BRT)
Sperrbrecher 4 = Rio Pardo (1905, 4.613 BRT)
Sperrbrecher 7 = Steigerwald (1911, 4.836 BRT)
Sperrbrecher 8 = Wigbert (1912, 3.367 BRT), позже Sperrbrecher 1, затем снова Sperrbrecher 8
Sperrbrecher 9 = Gifhorn (1913, 5.119 BRT)
Sperrbrecher 10 = Rio Negro (1905, 4.613 BRT), позже Sperrbrecher 1
Sperrbrecher 10 = Gertrud (1915, 5.091 BRT)
Sperrbrecher 12 = Lothar ( 1902, 4.959 BRT)
Reservesperrbecher = Plauen (1907, 4.210 BRT)
|
временно, при необходимости брали самолёты на борт (с 1916-1917):
большие крейсера
Derfflinger и
Von der Tann
малые крейсера
Frankfurt,
Königsberg,
Karlsruhe и
Nürnberg
миноносцы
V-152,
V-154,
V-155,
G-169,
G-170,
G-171,
G-172,
V-25,
S-56,
V-72,
V-75,
G-88,
V-100 и, возможно,
V-99
|
разрабатывался проект размещения самолётов на подводных лодках типа U-151 и проектах 46 и 46a
|
|
СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИДРОАВИАЦИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugbetriebsfahrzeuge)
|
катер авиационной метеорологической службы на Боденском озере " Gna" 20 т с 1914 при Командовании Воздушных судов
4 мобилизованных мотобота " Clara", " Grief", " Frank II" и " Rudolf Ihms" ? т на разных авиастанциях
не менее 2 мобилизованных барж " K 142", " K 152" 70-140 т
крановая баржа " O.L. ...." 150 т позже " Hohe Düne"
кроме того в распоряжении лётчиков были буксиры Bleibtreu (с 7.10.1916, Северное море) и Martha (?, Балтика)
|
|
В Германии проектировалось большое количество авианосцев, но в реальности, ни один из них в строй не вступил.
Во вторую мировую войну специализированных авиатранспортов не было - практически все крупные корабли имели на борту самолёты. Зато появились катапультные суда, тендеры с кранами и большое количество катеров, которые обеспечивали базирование самолётов, буксировали их к месту взлёта и после посадки, использовались, как спасательные и т. д.
|
|
ПРОЕКТЫ АВИАНОСЦЕВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeigträgger)
|
авианосцы " Graf Zeppelin" и " Peter Strasser" 28000 т, 41-43 сам.
проект A.I, не строился, пр. 1941 г.
|
проект "большого авианесущего крейсера" " A.I" 37000 т, 32 сам.
проекты A.II, не строились, пр. 1942 г.
|
проекты "больших авианесущих крейсеров" A.II, A.IIa, A.IIb37500 - 40000 т, 23-31 сам.
проекты A.III и C, не строились, пр. 1942 г.
|
проекты "атлантических авианесущих крейсеров" A-III, C70000 / 56000 т, 32-60 сам.
проект A.IV, не строился, пр. 1942 г.
|
проект "атлантического авианесущего крейсера" A-IV70000 т, 32 сам.
проект 21000 т, не строился, пр. 1942 г.
|
проект "стандартного" авианосца б/н21000 / 26000 т, 33 сам.
проект 15000 т, не строился, пр. 1942 г.
|
проект авианосца для "торговой войны" б/н15000 / 18000 т, 28 сам.
проект 11000 т, не строился, пр. 1942 г.
|
проект авианосцев для серийной постройки б/н11000 / 15000 т, 22 сам.
проект 13000 т, не строился, пр. 1942 г.
|
проект авианосца упрощённой конструкции б/н13000 / 17000 т, 18 сам.
проект 5000 т, не строился, пр. 1942 г.
|
проект малого авианосца (5000 т) б/н4500 / 6000 т, 15 сам.
проект 3000 т, не строился, пр. 1942 г.
|
проект малого авианосца Дрегера (5000 т) б/н3000 / 3500 т, 7 сам.
переоборудование из крейсеров |
Weser, недостроен, пр. 1942 г.
|
авианосец " Weser" 17000 т, 18-20 сам. переоборудовался из недостроенного тяжёлого крейсера типа "Hipper"
проект De Grass, не строился, пр. 1943 г.
|
авианосец б/н проект переоборудования недостроенного французского лёгкого крейсера"De Grass" 10000 т, 23 сам.
переоборудование из гражданских судов |
Europa, не переоборудовался, пр. 1942 г.
|
авианосец " Europa" б. пассажирский лайнер 44000 т, 42 сам.
тип Elbe, переоборудование едва начато, пр. 1942 г.
|
авианосцы " Elbe" и " Jade" б. пассажирские лайнеры 18000 т, 24 сам.
тип Hansa, не строились, пр. 1943 г.
|
проект авианосца б/н на базе грузового судна 9000 т, 7 сам.
|
КАТАПУЛЬТНЫЕ СУДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
|
атлантическая плавбаза а/к "Люфтганза" " Westfalen" быв. грузо-пассажирский п/х, 10700 т в 1940 моб. ВВС
атлантическая плавбаза а/к "Люфтганза" " Schwabenland" быв. грузо-пассажирский п/х, 16200 т в 1939 моб. ВВС
атлантическая плавбаза а/к "Люфтганза" " Ostmark" спец. постройки, 2500 т в 1940 моб. ВВС
атлантическая плавбаза а/к "Люфтганза" " Friesenland" спец. постройки, 11500 т в 1939 моб. ВВС
катапультная плавбаза ВВС " Sperber" спец. постройки, 1100 т
катапультные плавбазы ВВС " Falke" и " Bussard" спец. постройки, 2000 т
проект катапультной плавбазы летающих лодок 12500 т
проект большой катапультной плавбазы гидросамолётов 14500 т
проекты эскортных катапультных тендеров гидросамолётов " Aradotender" 5000 - 6000 т
проект катапультного грузового судна типа " Hansa" 9000 т
|
КРАНОВЫЕ СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
|
спасательное крановое судно " Phönix" со слип-палубой 250 т, 1 ГСМ
судно обеспечения " Krischan" со слип-палубой 200 т, 1 ГСМ
крановое судно обеспечения " Gunther Plüschow" со слип-палубой 375 т, 1 ГСМ
крановое судно обеспечения " Bernhard von Tschirschky" с палубой без слипа 880 т, 2 ГСМ
крановое судно обеспечения " B.&V. Kranich" бывший тральщик 500 т, 2 ГСМ
2 крановые баржи VJ 11 ( BP 11) и VJ 12 ( BP 12) 100 т, 1 ГСМ
крановая баржа VJ 21 ( BP 21) 100 т, 1 ГСМ
крановое спасательное судно " Greif" с палубой без слипа 810 т, 3 ГСМ
крановое судно обеспечения " Hans Rolshoven" с палубой без слипа 985 т, 3 ГСМ
7 крановых барж SP 31 ( BP 31), SP 32 ( BP 32), BP 33, BP 34, BP 35, BP 36, BP 37 210 т, 1 ГСМ
4 крановых судна обеспечения " Karl Meyer", " Max Stinsky", " Immelmann", " Boelcke" 1150 т, 3 ГСМ
3 (5) крановых судов обеспечения " Hans Albrecht Wedel", " Richthofen", " Hermann Köhl", " K64", " K65" 1200 т, 3 ГСМ
крановое судно обеспечения " Drache" трофейное югославское 2000 т, 2 ГСМ
8 крановых барж BP 41, BP 42, BP 43, BP 44, BP 45, BP 46, BP 47, BP 48 255 т, 1 ГСМ
3 крановых баржи BP 51, BP 52, BP 53паромы т. " Siebel" 130 т, 1 ГСМ
4 трофейные французские плавбазы ВВС " Jupiter", " Saturn", " Uranus", " Merkur" достроены в 1943 как СКР 1370 т, ? ГСМ
тип O, не построен, заказ 1940 г.
|
"тропическое" крановое судно обеспечения K71с палубой без слипа 1800 т, 4 ГСМ
тип A, не построен, заказ 1943 г.
|
спасательное судно ВВС б/нс возможностью нести ГСМ 1100 т, 1 ГСМ
|
ВСПОМОГАТТЕЛЬНЫЕ СУДА И КАТЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
|
быв. пасс. баркас Ilmenau15 брт
тип Wal, 1939-1940
|
быв. китобои " Wal 10", " Wal 11" 825 т
трофейный китобой " Marta Beck" 285 т
трофейный буксир " Humber" 1250 т
моб. логгеры " Altair", " Brandenburg", " Prinz Homburg" 300 т
моб. логгеры " Victoria", " Ursula" 290 т
мобилизованный логгер " Orion" 400 т
трофейный логгер " Joannes Georgius" 520 т
трофейный логгер " Koningin Wilhelmina / Maria" 560 т
трофейный логгер " Frida" ок. 450 т
троф. погран. катера Aitvaras и Šaulysв Мемеле 16 т
моб. мотояхта " Equinoxe II" во Франции 44 брт
моб. мотояхты в Голландии " Majoe", " Forel", " Blue Star", " Echo", " M.A.S.O.", " Timonia" 54-96 т
моб. малые мотоботы " Berlin", " Akela" и " Maskee" во Франции до 10 т
моб. мотояхта " Nymphe" на Адриатике ? т
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАТЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
|
1 катер " Fl.A 101" глиссер 3,5 т, 26,5 уз
4 катера " Fl.A 201-204" глиссеры 7,4 т, 23,8 уз
4 катера " Fl.A 301-304" глиссеры 6,5 т, 24,5 уз
тип S, 1935
|
2 катера " Fl.S 11-12" водоизмещающие 60 т, 30 уз
тип A 4, 1938-1942
|
5 катеров " Fl.A 401-405" водоизмещающие 28-33 т, 32 уз
1 катер " Fl.B 101" водоизмещающий 18 т, 11 уз
тип B 2, 1935-1936 + 1943-1944
|
23 катера " Fl.B 201...214, 250-258" водоизмещающие 25 т, 12,4 уз
тип B 3, 1936-1937
|
10 катеров " Fl.B 301...310" водоизмещающие 33 т, 17 уз
тип B 4, 1936-1943
|
не менее 48 катеров " Fl.B 401...444, 455, 459, 480" водоизмещающие 37 т, 21,5 уз
тип B 5, 1940-1944
|
не менее 88 катеров (заказ - более 130) " Fl.B 501...590, 5001...5005, 5051...5056, 5501...5512" водоизмещающие 56 т, 27-30,5 уз
4 катера (заказ - 16) " Fl.B 601...604...607, 6001...6009" водоизмещающие 42 т, 18 уз
не строились (заказ - 10) " Fl.B 701...710" водоизмещающие 120 т, ? уз.
|
+
|
|
|