входоглавление → корабли морской авиации


 

*список не полный, указаны только те корабли, информация о которых на сайте есть, либо находится в разработке (затемнённые ячейки).

 

В первую мировую войну в Германии, как и в других странах, приспосабливали транспортные, а позже и военные корабли для доставки самолётов с водным стартом ближе к зоне боевых действий. Кроме того, для обеспечения базирования гидросамолётов иногда применялись мотоботы и баржи.

АВИАТРАНСПОРТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeugmutterschiff)
 
Adeline Hugo Stinnes 3 1914 1 ед. Транспорт без ангаров, переоборудованный грузовой пароход ""Adeline Hugo Stinnes 3", официально числился угольщиком. 3 ГСМ
Glyndwr 1914 1 ед. Транспорт без ангаров, переоборудованный грузовой пароход ""Glyndwr". 2-4 ГСМ
Santa Elena + Answald 1915 2 ед. Транспорты с ангарами, переоборудованные грузо-пассажирские пароходы  "Santa Elena" и "Answald" 2-4 ГСМ
Oswald 1918 1 ед. Транспорт с ангарами, переоборудованный пароход  "Oswald" 4 ГСМ
Stuttgart 1918 1 (2) ед. Переоборудованный лёгкий крейсер "Stuttgart", планировалось также переоборудование однотипного "Stettin" 3 ГСМ
Roon --- 1 ед. Переоборудовался из броненосного крейсера "Roon", работы не закончены. 4 ГСМ
Планировалось также переоборудование пассажирских лайнеров "BREMEN" (1896, 11540 брт) и "KÖNIGIN LUISE" (1896, 10785 брт) - по 10 самолётов.
кроме того самолёты несли следующие корабли:
вспомогательный крейсер
WOLF (II) (1917-1918)
прорыватели заграждений (с июля 1917 в Северном море, с 1918 также в Балтийском море)
Sperrbrecher 3 = SOLINGEN (1905, 4.195 BRT)
Sperrbrecher 4 = RIO PARDO (1905, 4.613 BRT)
Sperrbrecher 7 = STEIGERWAlD (1911, 4.836 BRT)
Sperrbrecher 8 = WIGBERT (1912, 3.367 BRT), позже Sperrbrecher 1, затем снова Sperrbrecher 8
Sperrbrecher 9 = GIFHORN (1913, 5.119 BRT)
Sperrbrecher 10 = RIO NEGRO (1905, 4.613 BRT), позже Sperrbrecher 1
Sperrbrecher 10 = GERTRUD (1915, 5.091 BRT)
Sperrbrecher 12 = LOTHAR ( 1902, 4.959 BRT)
Reservesperrbecher = PLAUEN (1907, 4.210 BRT)
временно, при необходимости брали самолёты на борт (с 1916-1917):
большие крейсера Derflinger и Von der Tann
малые крейсера Frankfurt, Königsberg, Karlsruhe и Nürnberg
миноносцы V-152, V-154, V-155, G-169, G-170, G-171, G-172, V-25, S-56, V-72, V-75, G-88, V-100 и, возможно, V-99
разрабатывался проект размещения самолётов на подводных лодках типа U-151 и проектах 46 и 46a
 
ПРОЕКТ АВИАНОСЦА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeigträgger)
 
Ausonia --- 1 ед. проект 1918 г, планировалось переоборудование из пассажирского лайнера "Ausonia" 23-29 сам
 
СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИДРОАВИАЦИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (flugbetriebsfahrzeuge)
 
Gna 1914 1 ед. опытовый мотобот "Gna" при Командовании Воздушных судов на Боденском озере
буксиры 1916 2 ед. мобилизованные буксиры "Bleibtreu", "Martha" при Командовании Воздушных судов нет изображения
мотоботы 1916-1918 4 ед. мобилизованные мотоботы "Clara", "Grief", "Frank II" и "Rudolf Ihms" на разных авиастанциях нет изображения
 

 

Во вторую мировую войну специализированных авиатранспортов не было - практически все крупные корабли имели на борту самолёты. Зато появились катапультные суда, тендеры с кранами и большое количество катеров, которые обеспечивали базирование самолётов, буксировали их к месту взлёта и после посадки, использовались, как спасательные и т. д.

В Германии проектировалось большое количество авианосцев, но в реальности, ни один из них в строй не вступил.

ПРОЕКТЫ АВИАНОСЦЕВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeigträgger)
Проекты авианосцев специальной постройки
тип Graf Zeppelin недостроены 1-2 ед. авианосцы "Graf Zeppelin" и "Peter Strasser" 28000 т 41-43 сам.
проекты A и C не строились --- Проекты "атлантических авианесущих крейсеров" A-1...4, C 37000 - 70000 т. 40-50 сам.
проекты E не строились --- Проекты "стандартных" авианосцев E-1...6" 17000 - 26000 т. 18-33 сам.
проекты малых авианосцев не строились --- Проекты малых авианосцев 3500 - 6000 т 7-15 сам.
Проекты переоборудования в авианосцы крейсеров
Weser недостроен 1 ед. Переоборудовался из недостроенного тяжёлого крейсера типа "Hipper". 17000 т 18-20 сам.
De Grass не строился 1 ед. План переоборудовать из недостроенного французского лёгкого крейсера. 10000 т 23 сам.
Проекты переоборудования в авианосцы гражданских судов
Europa не переоборудовался 1 ед. б. пассажирский лайнер, проект 1942 г. 44000 т 42 сам.
тип Elbe переоборудование не закончено 2 ед. "Elbe" и "Jade", б. пассажирские лайнеры, проект 1942 г. 18000 т 24 сам.
тип Hansa не строились --- проекты на базе грузового судна, 1943 г. 9000 т 7 сам.
 
КАТАПУЛЬТНЫЕ СУДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 
Westfalen 1933 1 ед. Атлантическая плавбаза "Westfalen" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1940 моб. ВВС. 5365 брт
Schwabenland 1934 1 ед. Атлантическая плавбаза "Schwabenland" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1939 моб. ВВС. 8188 брт
Ostmark 1936 1 ед. Атлантическая плавбаза "Ostmark" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1940 моб. ВВС. 1281 брт
Friesenland 1937 1 ед. Атлантическая плавбаза "Friesenland" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1939 моб. ВВС. 5434 брт
Sperber 1938 1 ед. Катапультная плавбаза ВВС "Sperber". 1086 т
тип Falke 1942 2 ед. Катапультные плавбазы ВВС "Falke" и "Bussard". 2040 т
проект 1942 г. не строились --- Проект катапультных плавбаз летающих лодок для ВМФ. 12500 т
проекты 1942-1943 гг. не строились --- Проекты катапультных плавбаз ГСМ. 5000 - 14500 т
 
СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
суда с кранами
O.L. 1919 1 ед. крановая баржа "O.L. ....", позже "Hohe Düne". 150 т
Phönix 1932 1 ед. спасательное судно ВВС "Phönix" со слип-палубой для 1 гидросамолета. 250 т
тип Krischan I 1934 1 ед. малая плавбаза ВВС "Krischan" со слип-палубой для 1 гидросамолета. 196 т
тип Krischan II 1935 1 ед. малая плавбаза ВВС "Gunther Plüschow" со слип-палубой для 1 гидросамолета. 375 т
тип Krischan III 1935 1 ед. плавбаза ВВС "Bernhard von Tschirschky" с палубой без слипа для 2 гидросамолетов. 880 т
B.&V. Kranich 1936 1 ед. судно обеспечения испытаний ГСМ "B.&V. Kranich", бывший тральщик. 500 т
тип BP I 1936 2 ед. крановые баржи "VJ 11" (BP 11) и "VJ 12" (BP 12). 100 т
тип BP II 1936 1 ед. крановая баржа "VJ 21" (BP 21). 100 т
Greif 1937 1 ед. спасательная плавбаза ВВС "Greif" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. 810 т
Rolshoven 1938 1 ед. плавбаза ВВС "Rolshoven" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. 985 т
тип BP III 1940-1941 7 ед. крановые баржи "SP 31" (BP 31), "SP 32" (BP 32), "BP 33", "BP 34", "BP 35", "BP 36", "BP 37". 210 т
тип Meyer 1940-1942 4 ед. плавбазы ВВС "Karl Meyer", "Max Stinsky", "Immelmann", "Boelcke" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. 1150 т
тип Wedel 1941 1 (3) ед. плавбазы ВВС "Hans Albrecht Wedel", "Richthofen", "Hermann Köhl" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. 1200 т
Drache 1941 1 ед. трофейная плавбаза ВВС "Drache" с палубой без слипа для 2 гидросамолетов, быв. югославская Zmaj. 2000 т
тип BP IV 1942-1943 8 ед. крановые баржи "BP 41", "BP 42", "BP 43", "BP 44", "BP 45", "BP 46", "BP 47", "BP 48". 255 т
тип BP V (Siebel) 1943 3 ед. крановые баржи "BP 51", "BP 52", "BP 53". 130 т
тип San Souci не достроены 0 (4) ед. трофейные французские плавбазы ВВС "Jupiter", "Saturn", "Uranus", "Merkur", достроены как канонерские лодки. 1370 т
тип O не строилась 0 (1) ед. "тропическая" плавбаза ВВС с палубой без слипа 1800 т
тип A не строилась 0 (1) ед. Спасательное судно с возможностью нести гидропланы 1100 т
вспомогательные (мобилизованные) суда обеспечения авиации (без кранов)
тип Wal 1939-1940 2 ед. "Wal 10", "Wal 11", строились как китобои. 376 брт
Marta Beck 1940 1 ед. "Marta Beck", мобилизованный трофейный норвежский китобой. 106 брт
Marta Beck 1940 1 ед. "Humber", мобилизованный трофейный голландский буксир. 519 брт
Эмденские логгеры 1940 6 ед. "Brandenburg", "Prinz Homburg", "Orion", "Victoria", "Altair", "Ursula", мобилизованные логгеры. 124-177 брт
Голландские логгеры 1940-1941 3 ед. "Joannes Georgius", "Frida", "Maria" (Koningin Wilhelmina), мобилизованные трофейные логгеры. 178-214 брт
 
КАТЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
первые
тип UZ 1922-1923 2 ед. "Otto Lilienthal", "Maria" 50 т
тип I 1928 1 ед. "I" 25 т
скоростные (класс A)
тип A 1 1934 1 ед. глиссер "FL.A 101" 3,5 т
тип A 2 1935 4 ед. глиссеры "FL.A 201-204" 7,4 т
тип A 3 1935 4 ед. глиссеры "FL.A 301-304" 6,5 т
тип A 4 1939-1941 5 ед. водоизмещающие "FL.A 401-405" 28,5 - 33,2 т
водоизмещающие (класс B)
тип B 1 1934 1 ед. "FL.B 101" 18 т
тип B 2 1935-1936 14 ед. "FL.B 201-214" 25 т
тип B 3 1936-1937 10 ед. "FL.B 301-310" 33 т
тип B 4 1936-1942 44 ед. "FL.B 401-444" 37 т
тип B 5 1940-1945 106 ед. "FL.B 501-560, 571-590, 5001-5005, 5051-5059, 5501-5512" 56 т
тип B 6 1942-1945 4 (13) ед. "FL.B 601 - 604, 6001-6009" 42 т
тип B 7 --- 0 (10) ед. "FL.B 701 - 710" ? т
большие скоростные (шнелльботы, класс S)
тип S 1935 2 ед. "FL.S 11-12" 60 т
малые, ялы (класс C)
тип C 1 1935-1937 24 ед. "FL.С 101-118, 151-156" 2,5 - 2,7 т
тип C 2 1936 6 ед. "FL.C 201-206" 3,5 т
тип C 3 1936-1945 227 ед. "FL.C 301 - 378, 3001 - 3149" 4,2 - 4,3 т
тип C 4 1936-1937 32 ед. водоизмещающие "FL.C 401-432" 2,3 т
тип C 5 1937-1940 58 ед. "FL.C 501-558" 2,7 т
тип C 9 1942-1945 4 (13) ед. "FL.C 901 - 526" 6,4 т
тип C 8 1942-1943 16 ед. "FL.C 801 - 816" 8,8 т
тип C 7 1943 2 ед. "FL.C 701 - 702" 23 т нет изображения
малые, мотоботы (класс D)
тип D 1 1935-1937 17 ед. "FL.D 101-117" 7,6 т
командирские катера (класс CH)
тип CH 1 1935 1 ед. "FL.СH 11" 13,1 т нет изображения
тип CH 2 1935-1938 9 ед. "FL.СH 21-29" 7,1 т
моторные лодки (класс E)
тип E 1 1940-1945 118 ед. "FL.E 101 - 218" 0,34 т
трофейные французские скоростные (класс F)
тип F 1 1940-1943 10 ед. "FL.F 101 - 110" 23 т нет изображения
тип F 2 1941-1942 5 (12) ед. "FL.F 201 - 205 - 212" 30 т
тип F 3 не достроены 0 (12) ед. "FL.F 301 - 312" 75 т

В годы войны для нужд Люфтваффе было реквизировано и мобилизовано большое число мотоботов и моторных яхт. Большинство в начале получило номера "FL.D 2**, лишь самые мелкие "FL.C 4**". В источниках в большинстве случаев номера не указаны, либо только название, либо что-то типа "баркас из Пароу". Здесь указаны лишь те катера, для которых известен номер или имя.

тип D 1939 не менее 16 ед. "FL.D 211 - ..." 3 - 110 т нет изображения
тип C 1939 не менее 1 ед. "FL.C 471 "March"" 2 т нет изображения
на западном фронте 1940 не менее 4 ед. "Blue Star", "Echo", "Forel", "Majoe" и другие (разных типов) 54-68 т нет изображения
в Норвегии 1940 не менее 1 ед. "Fahlstrom" и другие (разных типов) 10 - 96 т нет изображения
тип UZ 1941 2 ед. "Grete", "Käthe" 42 - 60 т
на Балтике 1941 не менее 1 ед. "Irmgard" и другие (разных типов) 12 брт нет изображения
в Средиземном море 1941 не менее 1 ед. "Nymphe" и другие (разных типов) ? брт нет изображения
переданные армией 1942 не менее 2 ед. "Maskee", "Timonia" и другие (разных типов) 10 - 96 т нет изображения
 
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРАБЛЕЙ МОРСКОЙ АВИАЦИИ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

 

Первые корабли и катера для военно-воздушных сил немецкого флота были построены (переоборудованы) с 1928 по 1934 годы для школы гражданской авиации (Deutschen Verkehrsfliegerschule, DVS) в Варнемюнде.

С официальным основанием ВВС, 1 марта 1934 в своём составе они сформировали морскую авиакоманду 6-го района (Luftkreiskommando VI (See)), расположенную в Киле, 31 марта 1935 переименованную в 6-е воздушное управление (Luftamt VI), в которое вошли корабли и катера лётной школы DVS. Они были сведены в группу кораблей и катеров (Gruppe Schiffe und Boote) при морской авиагруппе (Luftzeuggruppe (See)).

12 октября 1937 года Luftkreis-Kommando VI (See) была переименована в Luftkreis-Kommando 6, а 4 февраля 1938 в морское командование ВВС (Luftwaffenkommando See). В то же время, авиагруппа была разбита на штаб и 7 групп, и группа кораблей и катеров стала именоваться Gruppe Lz VI.

1 апреля 1939 Luftwaffenkommando (See) было расформировано и Luftzeuggruppe (See), с Gruppe Lz VI в её составе, была передана в подчинение старшему начальнику морской авиации, генералу Люфтваффе Гансу Риттеру.

13 августа 1940 Gruppe Lz VI была выделена в самостоятельно соединение и переименована в Kommando der Schiffe und Boote der Luftwaffe.

После расформирования Luftzeuggruppe (See) 29 августа 1944, команда продолжала существовать и подчинялась генералу ВВС по морским делам (General des Seewesen der Luftwaffe), но 24 ноября 1944 переименована в команду морского обеспечения ВВС (Kommando Luftwaffen-Versorgung See).

На 1 января 1939 в подчинении ВВС находилось 590 плавсредств, к 1 января 1940 их количество возросло до 729, а к 1 декабря 1943 - до 1091 единицы.

Также корабли и катера проводили обучение в составе учебных групп (Lehrgruppen) при 16-м и 26-м вспомогательных морских авиабатальонах (Flieger-Ergänzungsbatallione (See) 16 (Шлезвиг) и Flieger-Ergänzungsbatallione (See) 26 (Каммин)). 1 марта 1941 эти группы были расформированы, вместо них были созданы курсы при Flieger-Ergänzungsbatallione (See) Kommando Schiffe und Boote der Luftwaffe, а 23 мая 1941 была организована мореходная школа ВВС (Flieger-Ergänzungsbatallione (See) Seefahrtschule der Luftwaffe) в Лоббе, куда перевели все три учебные группы (Flieger-Ergänzungsbatallione (See) Ausbildungsgruppen I – III).

Организация:

Командующий: полковник Hermann Schantz (4.02.1938 – 31.10.1944)

Морская школа ВВС в Лоббе на Рюгене: командир: подполковник Eugen von Beulwitz.
1-я рота (1. Kompanie) в Лоббе (вероятно - базовое обучение)
2-я рота (2. Kompanie) в Пютнице (вероятно - основное обучение)
3-я рота (3. Kompanie) в Травемюнде (техническое обучение)
4-я рота (4. Kompanie) в Хёрнуме (обучение экипажей паромов Siebel), существовала с 29.12.1941 по 10.07.1942.
5-я рота (5. Kompanie) в Лоббе (вероятно - обучение лётного персонала)
Учебный штаб паромов Siebel в Хёрнуме, существовал с 29.12.1941 по 10.07.1942.
Штабная и хозяйственная роты в Лоббе.
Водолазные курсы ВВС в Травемюнде
Метеорологическая станция в Лоббе
Учебно-санитарная рота
Приданные корабли и катера ВВС

Штаб групп лёгких зениток в Киле
Береговые батареи зенитных установок
Зенитки на кораблях и катерах ВВС

Рабочий штаб радиотехнической группы + Радиоремонтная мастерская при Luftzeugamt 2/XI (See)

Офицер связи с KMD в Гамбурге

Служба пополнения судов и катеров ВВС

Служба не используемых судов и катеров ВВС

Внешние отделения командования судов и катеров ВВС:
Отделение "Север" (Aussenstelle Nord) в Осло, существовало с 24.10.1940 до 23.05.1942 для спасательной службы в подчинении Seenotdienstführer (Nord) 5
Отделение "Запад" (Aussenstelle West) при верфи в Фекампе, существовало с 24.10.1940 по 23.05.1942 для спасательной службы в подчинении Seenotdienstführer (West) 3
Отделение "Спецкоманда Зибель" (Aussenstelle Sonderkommando Siebel) в Антверпене, существовало с 29.12.1941 по 10.07.1942
Отделение "Средиземное море" (Aussenstelle Mittelmeer) в Таормине на Сицилии, существовало с 4.03.1942 по 23.05.1942 для спасательной службы в подчинении Seenotdienstführer (Süd) 2