Оглавление → Корабли авиации → Корабль обеспечения "Bernhard von Tschirschky"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корабль обеспечения полётов гидроавиации (Flugsicherungsschiff)
Германия, 1935 г. 1 ед. (проект K III) * Krischan III / Bernhard von Tschirschky *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Третий корабль обеспечения полётов, заказанный под индексом "Flugsicherungsschiff C", при спуске на воду получил имя "Krischan III", но был ещё более крупный, чем второй "Кришан". Башенный кран был установлен на козловой станок, который мог передвигаться по рельсам вдоль всей грузовой палубы, от кормового слипа отказались, силовая установка стала трёхвальной, но в целом конфигурация сохранилась. Кроме запасов топлива и вооружения для самолётов, он получил ещё помещение для регулировки торпед. В августе 1940 года судно было оснащено системой MES, а в июне 1944 года - устройством для разминирования KKG. Дальнейшим его развитием стал Hans Rolshoven. После окончания испытаний 7 ноября 1935 года корабль был передан министерству авиации и придан 6-му воздушному округу - Luftkreiskommando VI (See), позывной DVAA. Сперва базировался в Листе на Зюльте и как государственное судно, ходил под гражданским флагом, имел чёрную окраску корпуса и светло-серые надстройки. В мае 1936 года он был передан спасательной службе Люфтваффе и был перекрашен в серый цвет военно-морского флота, а 13 августа 1936 года получил новое имя "Bernhard von Tschirschky" в честь морского офицера Первой мировой войны, командира авиационной станции флота в Листе-на-Зюлте. В июле 1937 года корабль был придан спасательному центру Seenotbezirksstelle (L) List/Sylt (с 20 марта 1939 подчинённому Seenotzentrale (L) Bremen) в Листе, где в то время базировались все три эскадрильи и штаб авиагруппы Kü.Fl.Gr.406 а также часть спасательной эскадрильи Seenot.St.1. Последний довоенный выход корабля состоялся 25 августа 1939 в 18:15, когда он вышел из Листа в кв. 2541, но в 2:40 ночи был отозван и отправился на бункеровку в Куксхафен. УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ С началом войны 406-ю авиагруппу заменили на эскадрильи 2./Kü.Fl.Gr.506 и 2./Kü.Fl.Gr.106. По некоторым данным корабль продолжал нести торговый флаг. 9 сентября 1939 "Bernhard von Tschirschky" с катером "FL.B 407" выходил на помощь потерпевшему крушение пароходу "Baldur", в 7:50 корабли повернули назад и в 10:15 ч. вернулись в базу. 21 сентября 1939 корабль ушёл на ремонт мотора в Гамбург на "Norderwerft". В Листе его временно сменил "Gunther Plüschow". 7-9 октября 1939 "Bernhard von Tschirschky" уже дежурил на постоянной линии в кв. 3875-3974. 10 октября 1939 в 60 мор. мил. к северо-западу от Зюлта рядом с ним совершил вынужденную посадку Dornier Do 18 D3 8L+JK (стр. № 827) из эскадрильи 2./Kü. Fl. Gr. 606, но самолет не успели поднять на борт и он затонул. 23 октября 1939 "Bernhard von Tschirschky" с катером "FL.B 414" предпринял поиск двух Dornier Do 18 севших у Хёрнума. 27 октября 1939 в 7:45 корабль вышел на постоянную линию дежурства в кв. 3875 - 3974, с 9:50 находился в кв. 9417. В 13.50 в кв. 9611 совершил вынужденную посадку Heinkel He-59 М2+RL (стр. № 1842) из эскадрильи 3./106 и в 14.20 ч. "Bernhard von Tschirschky" взял самолёт на буксир, а в 15.00 - повёл его в Боркум, но в 22.40 ч. при силе ветра в 9 баллов самолёт опрокинулся и затонул. 28 октября 1939 экипаж был доставлен в Лист. В этом походе на корабле возникли проблемы с правым мотором. 12 ноября 1939 "Bernhard von Tschirschky" вышел в кв. 8332 и 8334, затем перешёл в кв. 8316. 13 ноября 1939 он стал на якорь в Хубертгате, а 14 ноября 1939 был на рейде в Боркуме. 17 ноября 1939 корабль прибыл в Гельголанд, в 20-22 ч. участвовал в операции "Ганс Софи" (Massnahme Hans Sophie), затем вернулся в Лист. 20 ноября 1939 "Bernhard von Tschirschky" отбуксировал (катер?) "Ramm" в Хёрнум, а в 22:55 стоял на якоре в немедленной готовности выйти к северу от пролива Зальц-Зунд. 21 ноября 1939 вышел в кв. 9320 в качестве метеорологической станции, где из за опасности атаки подводных лодок ходил нерегулярными курсами. 25 ноября 1939 с 08:20 ч. "Bernhard von Tschirschky" находился в кв. 9184 в качестве метеорологической станции, а с 29 ноября - в кв. 3819. 12 декабря 1939 в кв. 3727 корабль спас совершившего в 19:46 вынужденную посадку Dornier Do 18 G K6+FH (стр. № 858) из эскадрильи 1./Kü. Fl. Gr. 406. 17 декабря 1939 в 22:50 ч. "Bernhard von Tschirschky" вернулся в Хёрнум. 18 декабря 1939 он вышел в качестве метеорологической станции на позицию у подходного буя Листа. 24 декабря в 4:55 вернулся в Лист. 26 декабря в 9:00 вновь вышел на позицию к подходному бую, где пробыл до 28 декабря. В 1940: 10 января "Bernhard von Tschirschky" вышел на позицию к подходному бую у Листа, 12 января вернулся в Лист. 20 января спас тральщик "М-1201", который сел на мель между восточным Листом и Листер-Неем. 23 января на корабле были установлены 3 автомата C 30 (20 мм) с боезапасом 6000 выстрелов. 8 февраля в 17:00 "Bernhard von Tschirschky" прибыл в Гельголанд и сразу вышел на поиск пропавшего без вести баркаса в кв. 9348. Баркас был обнаружен в Лангеоге. В 20:45 корабль вернулся в Гельголанд. 9 февраля "Bernhard von Tschirschky" стоял на якоре у Кампена на позиции метеорологической станции, в 14:50 отправился в кв. 9315 на поиски упавшего колёсного самолёта Heinkel He-111. 10 февраля в 9:00 корабль получил ото льда пробоину по правому борту в р-не 17 и 18 шп. и 15 февраля прибыл на ремонт на Norderwerft в Гамбург, простой составил примерно 4 недели. 24 марта "Bernhard von Tschirschky" принял продовольствие в Куксхафене и 25 марта отправился в Хёрнум. 11 апреля корабль был уже в Тронхейме. В Норвегии он зарекомендовал себя как кухня, радиостанция, кран, зенитная батарея, транспортное судно и бензоколонка. 3 мая он получил приказ идти в Киль и принять там снабжение для Флатоэна (в 19 км к северу от Бергена) а также 4 катера Fl.C (2 для Ставангера, 1 для Бергена, 1 для Флатоэна) и 2 катера Fl.B (1 для Ставангера и 1 для Бергена) и 6 мая прибыл в Киль. 8 мая перешёл в Брунсбюттель, где была заменена одна 20 мм зенитная пушка. 9 мая корабль снова вышел в Копенгаген, чтобы затем отправиться в Ставангер и Берген, но 10 мая, с учетом изменения положения на западе, приказ идти в Норвегию был отменён. В ожидании нового приказа корабль остался в Хольтенау. 10 июня он принял на борт 2 катера Fl.C для Тронхейма. 4 июля корабль прибыл в Тронхейм для обслуживания Gr.а 506, оставив 1 катер Fl.C по пути в Ставангере. 24 июля "Bernhard von Tschirschky" решили перевести в Вильгельмсхафен, но 30 июля поменяли назначение на Брест, в состав флотилии Seenotflottille Brest-l'Aberwrach. 1 августа корабль стал на текущий ремонт на верфи в Вильгельмсхафене, а по его окончании 10 августа в 7:00 вышел из Вильгельмсхафена курсом на Брест. С 15 августа на верфи Wilton в в Роттердаме за 5 дней была смонтирована размагничивающая обмотка. 30 августа корабль вошёл в состав Seenotzentrale (L) Normandie в Шербуре, где в этот период базировались эскадрильи 2./Kü.Fl.Gr.106, Seenot.St.2 и 5./Bordfl.St.196, затем осталась только спасательная Seenot.St.2. Некоторые события 1941 г: 13 февраля "Bernhard von Tschirschky" задержал к юго-западу от о. Гернси моторный парусник "Buhara" с 15 пилотами и механиками и 8 учениками авиашколы, которые хотели удрать в Англию. 17 мая в 19:20 прибыл в Гавр, 18 мая в 9:21 покинул порт. 11 июля в 18:50 прибыл в Гавр из Шербура, а 12 июля в 13:20 вышел из Гавра на восток. 24 сентября в 13:05 прибыл в Гавр, а 25 сентября в 8:25 вышел из Гавра в Шербур. Некоторые события 1942 г: 20 марта "Bernhard von Tschirschky" был заменён на Wedel и отправился в ремонт, который продолжался до 30 мая. 20 августа перешёл из Лезардриё в Шербур, 22 августа в 5:00 прибыл в Гавр (вошёл при помощи буксира "Bremen"), а 24 августа в 21:00 вышел из Гавра в охранении 38-й флотилии тральщиков и направился в Германию на ремонт. Некоторые события 1943 г: 20 января "Bernhard von Tschirschky" находился в Гельголанде, был запрошен в Лист, чтобы до улучшения погоды доставлять самолеты в незамерзающую воду на входе, где они могут взлетать. 27 января корабль стал на ремонт на Norderwerft, были произведены: замена винтов, ремонт шлюпки и вспомогательного дизеля, замена аккумуляторной батареи. 20 февраля "Bernhard von Tschirschky" вышел на испытания, но вернулся в Гамбург из-за аварии подпятника машины левого борта. Был разрушен роликовый подшипник. Срок ремонта оценивался минимум в 8 недель. Временно переставили подшипник с центрального вала, корабль мог идти со скоростью 13 узлов, но SNDF West отказалось использовать его на этой скорости. 8 апреля корабль был передан SNDF 5 (Nord) (флотилия Seenotflottille 9 при SNB IX) в Норвегии. 28 апреля стал в док на верфи Neptunwerft в Ростоке из-за повреждения правого винта. 12 сентября принял с линкора Scharnhorst повреждённый Ar.196 T3+KH и доставил на ремонт в Тромсё. 22 сентября принял с линкора Tirpitz повреждённые взрывом Ar.196 T3+GH и T3+FH. В октябре "Bernhard von Tschirschky" прибыл в Будё, где к тому времени морская спасательная служба имела только катер FL.B 522, а своей эскадрильи не было. 2 декабря в 9:10 ч. корабль прибыл в Осло, в тот-же день оперировал с 3 другими единицами, в т. ч. FL.B 213. 13 декабря в 18:30 ч. прибыл в Гамбург. Некоторые события 1944 г: 15 июня отправлен на Norderwerft для докования и установки оборудования защиты от аккустических мин и торпед. 20 июня 1944 повреждён авиабомбой в доке, погибли капитан Adolf May, старший офицер и ещё 3 человека. Ремонт, по видимому так и не был закончен. 4 января 1945 корабль был потоплен британскими бомбардировщиками во время массированного налёта на Киль.
|