|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Катера гидроавиации (Flugzeugsicherungsboot, Flugbetriebsboot) типа
Германия, 1936-1937 г. 10 ед. - проект B III "Seeteufel-3" С 1944 года 6 ед. - противолодочные катера (U-Boot Jäger) * FL. B 301...310 * UJ 108...110, 114...116 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Второй серийный вариант "Морского чёрта". Дальнейшее развитие катера "B-2" той же верфи. При несколько возросших размерах (длиннее на 3 м, на 0,4 м шире) были установлены вдвое более мощные моторы, в результате ощутимо выросла скорость - на 4,5 узла. более, чем в два раза выросший запас топлива позволил удвоить дальность плавания. Соответственно увеличенным размерам при том-же экипаже улучшилась и обитаемость, рубка стала более просторной. Предназначались для буксировки самолётов на стартовую позицию и спасения экипажей в случае бедствия до волнения в 6 баллов. Корпус был композитный: шпангоуты, переборки, надстройки и крепления моторов из стали, остальное - из дуба. Кроме того, было установлен огнетушитель и насос для генерирования пены, так что катера в ограниченном объеме могли быть использованы для тушения пожара авиационного двигателя. Лодки были снабжены устройством для буксировки гидросамолетов. По этому типу было построено всего 10 катеров, потому, что вскоре верфь разработала более скоростной вариант, который и пошёл в крупносерийное производство.
FL.B 301 (позывной DVBP), в 1936 передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Травемюнде (учебная эскадрилья 10. (See)/Lehrgeschwader 2). C 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen. С 20 марта 1939 числился при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau (в подчинении Seenotzentrale (L) Ost, c 28 августа 1939 Seenotzentrale (L) Nord, c 1 апреля 1940 снова Seenotzentrale (L) Ost). С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen (с 1 июня 1942 Seenotflottille 6, с 19 августа 1944 Seenotflottille 81). Есть сообщение, что 23 декабря 1943 в 01:30 катер прибыл в Лезардриё (недалеко от Бреста) и в 06:45 вновь вышел в море, но других данных о вероятной службе во Франции не обнаружено. С 28 декабря 1944 основная якорная стоянка катера была в Рерике. С 25 апреля 1945 участвовал в эвакуации беженцев в Балтийском море, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 302 (позывной DVBQ), с 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Вустрове. C 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen. С 20 марта 1939 числился при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau (в подчинении Seenotzentrale (L) Ost, c 28 августа 1939 Seenotzentrale (L) Nord, c 1 апреля 1940 снова Seenotzentrale (L) Ost). С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen (с 1 июня 1942 Seenotflottille 6, с 19 августа 1944 Seenotflottille 81). Некоторое время служил при стрельбище зенитной артиллерии в Рерике, где 15 октября 1941 был заменён на моторный логгер Ursula. 9 октября 1944 г. передан в аренду ВМФ (↓), с 7 ноября 1944 г. противолодочный катер UJ 108 в составе 1-й флотилии морских охотников (1. U-Jagd-Flottille). Базировался в Свинемюнде, командир - мичман Neumann. С 8 ноября 1944 - установка крепления глубинных бомб и оборудования в Свинемюнде. 16 ноября 1944 - ходовые испытания в бухте Свинемюнде. 17 ноября 1944 готов к службе (кроме вооружения). 11 декабря 1944 в 7:27 потерял управление, столкнулся с танкером "Breitgrund" в Готенхафене и стал тонуть кормой, H.K.S. DEUTSCHLAND взял катер на буксир, но в 8:40 он затонул в районе слипа верфи "Deutschewerke". В 13:30 поднят краном и вытащен на слип, 28 декабря 1944 передан флоту после ремонта. 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund". Капитулировал, к 19 мая 1945 в Мюрвике, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 303 (позывной DVBR), в 1936 передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Травемюнде, который также использовала учебная эскадрилья 10.(See)/LG 2. C 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen. С 20 марта 1939 числился при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau (в подчинении Seenotzentrale (L) Ost, c 28 августа 1939 Seenotzentrale (L) Nord, c 1 апреля 1940 снова Seenotzentrale (L) Ost). С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen (с 1 июня 1942 Seenotflottille 6, с 19 августа 1944 Seenotflottille 81). 26 июля 1940 находился при испытательном полигоне в Травемюнде. [7 января 1944 один Arado 196 совершил вынужденную посадку в поз. 55°02'N / 13°55'E, 2 других самолёта - в поз. 55°53'N / 14°45'E. Катер вышел на поиски с Greif, FL.B 204, FL.B 208, FL.A 404, FL.A 201 и в 15:42 вёл поиск в кв. 3688 / 15 Ost и 4675 / 15 Ost, в 16:36 в кв. 4672/ 15 Ost, курс 140°. В 20.15 экипаж Arado 196 был спасён. Поиск BV-138 и He 115 продолжался...] К октябрю 1944 катер снова служил при испытательном полигоне в Травемюнде, а с 1 октября 1944 - при Seenotflottille 81 в Свинемюнде. С 25 апреля 1945 участвовал в эвакуации беженцев в Балтийском море, на момент капитуляции 9 мая 1945 находился в Каппельне, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 304 (позывной DVBS), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Нойкурене, служил при стрельбище зенитной артиллерии в Брюстерорте. C 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Pillau (с 28 августа 1939 в подчинении Seenotzentrale (L) Ost, с мая 1941 в подчинении центра Seenotzentrale (L) z.b.V.). С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. В июне 1941 центр был переименован в Seenotzentrale (L) ostwärtige Ostsee, при этом катер перешёл в состав вновь образованной флотилии Seenotflottille Riga. 1 июня 1942 центр был переименован в Seenotbereichskommando VII, а флотилия, соответственно, в Seenotflottille 7. В конце 1943 - начале 1944 катер оперировал в западной Балтике, но подтверждение о формальном переводе в Seenotflottille 6 отсутствует [7 декабря 1943 в 15:35 катер сообщил об аварии в кв. 15 Ost 47xx, а FL.A 405 передал его дальше, как сообщение о затоплении, 10 декабря 1943 "FL.B 304" оперировал с FL.B 413 и FL.B 204, 17 декабря 1943 оперировал у Копенгагена с Greif, FL.A 401, FL.A 405, FL.B 305, FL.B 309, 11 января 1944 оперировал с Greif, FL.A 203, FL.B 208, FL.B 309, FL.B 527, FL.D 213.]. 3 февраля 1944 с прибытием в Брюстерорт спасательной моторной шлюпки "Lübeck", "FL.B 304" был выделен флотилии дымзавесчиков в Карлсхагене. 4 декабря 1944 передан в аренду ВМФ (↓), с 6 декабря 1944 г. противолодочный катер UJ 114 в составе 1-й флотилии морских охотников (1. U-Jagd-Flottille), командир - старший мичман Зееманн (Ob.Fhnr.z.S. Seemann). С 24 декабря 1944 установка крепления глубинных бомб и оборудования в Свинемюнде. 25 декабря 1944 готов к службе и перешёл в Стольпмюнде, где из-за отмены формирования флотилии был сразу отправлен в резерв. 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund". С лета 1945 служил при тральной администрации (2-й дивизион, 13 флотилия) в Куксхафене, в январе 1946 г. передан по репарациям СССР, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 305 (позывной DVBT), в 1936 г. передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), служил при стрельбище зенитной артиллерии в Стольпмюнде. C 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Dievenow, с 20 марта 1939 - Seenotbezirksstelle (L) Nest (с 28 августа 1939 в подчинении Seenotzentrale (L) Ost). С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, с 1 июня 1942 - Seenotflottille 6 (в подчинении Seenotbereichskommando VI). [15 июля 1943 оперировал у Буга, 16 июля 1943 в 17:35 вернулся в Хелу, 6 августа 1943 оперировал у буга с Krischan и 4 катерами, в т. ч. FL.B 310, 02 ноября 1943 оперировал у Буга с FL.A 401, 17 декабря 1943 оперировал у Копенгагена с Greif, FL.A 401 и FL.A 405, 29 декабря 1943 в 10:00 на позиции в кв. 65448, в с 13:00 до 19:30 на позиции 35618, 4 января 1944 оперировал у Буга с FL.A 201 и FL.B 208]. 9 октября 1944 г. передан в аренду ВМФ (↓), с 27 ноября 1944 г. противолодочный катер UJ 116 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, с 28 ноября 1944 проходил перевооружение на верфи Burmeister KG в Свинемюнде, 22 ноября 1944 готов к службе, кроме вооружения, 27 декабря 1944 принят в Киле, командир - старший штурман Штрой (Ob.Strm. Streu), но на следующий день выведен в резерв в Свинемюнде. 9 января 1945 в боевой готовности. 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 306 (позывной DVBU), 1 февраля 1938 г. передан в подчинение спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Pillau, базировался в Нойкурене, служил при стрельбище зенитной артиллерии в Брюстерорте. (с 28 августа 1939 в подчинении Seenotzentrale (L) Ost, с мая 1941 в подчинении центра Seenotzentrale (L) z.b.V.). С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. В июне 1941 центр был переименован в Seenotzentrale (L) ostwärtige Ostsee, 12 июля 1941 после окончания ремонта в Кёнигсберге, катер временно был переведён в Мемель, при этом перешёл в состав вновь образованной флотилии Seenotflottille Riga. 1 июня 1942 центр был переименован в Seenotbereichskommando VII, а флотилия, соответственно, в Seenotflottille 7. 9 октября 1944 г. передан в аренду ВМФ (↓), с 5 декабря 1944 г. противолодочный катер UJ 110 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - мичман Цёке (Fhnr.z.S. Zoeke) и на следующий отправлен на верфь в Свинемюнде для установки вооружения. 18 декабря 1944 в боевой готовности в Свинемюнде, но отправлен в резерв. 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund". С мая 1945 г. - британский трофей (↓) RN-90, 7 октября 1946 г. передан флоту США, Patrol VIII, с 20 февраля 1947 г. патрульный катер водной полиции в Бремене, 16 июля 1948 г. продан фирме "Thomas" в Бремене, т/х Regina, 19 мая 1952 продан фирме "P. Löwigkeit" в Эрбсторфе, в январе 1955 снова продан, по некоторым данным фирме "ALBA Schiffahrts-AG" в Маннгейме, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 307 (позывной DVBV), с 1 февраля 1938 г. подчинялся спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau (с 28 августа 1939 в подчинении Seenotzentrale (L) Ost, c 28 августа 1939 Seenotzentrale (L) Nord, c 1 апреля 1940 снова Seenotzentrale (L) Ost), Базировался в Тарневице. С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. 8 ноября 1941 перешёл в Копенгаген-Каструп (в том-же подчинении), [16 июля 1943 в 13:50 вышел на позицию 15 Ost 1554, 15 декабря 1943 утром вышел из Грейфсвальда и в 09:05 ч. вернулся с FL.A 404, в 14:00 снова вышел]. 16 декабря 1943 в 17:00 вышел из Альдернея и со скоростью 9 уз. направился в Шербур, однако данных о службе катера во Франции не обнаружено. 9 октября 1944 г. FL.B 307 был передан в аренду ВМФ (↓), с 5 декабря 1944 - противолодочный катер UJ 109 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - мичман Циммерман (Fhnr.z.S. Zimmermann). C 6 декабря 1944 проходил перевооружение на верфи, 17 декабря 1944 был готов к службе перешёл в Кольберг, но по пути сломался коленчатый вал одного из моторов, 19 декабря 1944 прибыл в Стольпмюнде, 25 декабря 1944 снова в Кольберге, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 308 (позывной DVBW), с 1 февраля 1938 служил при стрельбище зенитной артиллерии в Стольпмюнде, в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Dievenow, с 20 марта 1939 - Seenotbezirksstelle (L) Nest (с 28 августа 1939 в подчинении Seenotzentrale (L) Ost). С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. 22 августа 1940 назначен в Эймёйден в Голландии и 25 августа 1940 отправился туда из Вильгельмсхафена, вошёл в состав спасательной флотилии Seenotflottille Schellingwoude (Амстердам) в подчинении центра Seenotzentrale (L) Holland. С сентября 1943 г. при полигоне в Пеенемюнде (Seenotflottille Bug auf Rügen, Seenotzentrale (L) Ost), с 19 августа 1944 в 60-й спасательной флотилии „Otspreußenflottille“ в Нойтиф-Пиллау [экипаж: командир - Wilhelm Plötz, механик Chinnow, моторист Erdmann, радисты Heinrich и Kienast, санитар Görtzen, рулевой Tramborg, матрос Großehellefort], с 1 октября 1944 в 81-й спасательной флотилии „Pommernflottille“ в Свинемюнде, основная якорная стоянка в Карлсхагене [6-7 марта 1945 в особенно трудных условиях осуществил транспортировку примерно 200 беженцев из находящегося под обстрелом Кольберга, командир Вильгельм Плец предоставлен командующим флотилией к ордену военного креста "За заслуги" II класса с мечами], с 25 апреля 1945 г. - эвакуация беженцев в Балтийском море, 5 мая 1945 с 81-й спасательной флотилией перешёл из Буга на Рюгене в Гульдборг (Дания). 13 мая 1945 г. сдался Британии, разоружён, 18.06.1945 участвовал в эвакуации из Гульдборга в Шлезвиг - последней операции 81-й спасательной флотилии, под контролем британцев (опознавательный знак - красный крест), дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 309 (позывной DVBX), с 23 августа 1938 г. служил при стрельбище зенитной артиллерии в Вест-Депе, в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Dievenow, базировался в Кольберге, с 20 марта 1939 не меняя места службы - при Seenotbezirksstelle (L) Nest (с 28 августа 1939 в подчинении Seenotzentrale (L) Ost). С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, с 1 июня 1942 - Seenotflottille 6 (в подчинении Seenotbereichskommando VI). [24 ноября 1943 в 07:45 вышел из Штральзунда, 26 ноября 1943 в 14:15 вышел из Штеттина на место аварии, в 14:38 сообщил „все спасены!“, никаких деталей, 17 декабря 1943 оперировал у Копенгагена с Greif, FL.A 401, FL.A 405, FL.B 304, FL.B 305, 11 января 1944 оперировал с Greif, FL.A 203, FL.B 208, FL.B 304, FL.B 527, FL.D 213]. 9 октября 1944 г. передан ВМФ (↓), с 27 ноября 1944 - противолодочный катер UJ 115 в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille) в Свинемюнде, командир - старший штурман Лукас (Ob.Strm. Lukas). C 28.11.1944 на верфи Burmeister KG в Свинемюнде, 29.11.1944 готов (кроме вооружения), 28 декабря 1944 принят, но сразу отправлен в резерв, 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 310 (позывной DVBY), с 23 августа 1938 г. служил при школе зенитной артиллерии в Столпмюнде, в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Dievenow, с 20 марта 1939 не меняя места службы - при Seenotbezirksstelle (L) Nest (с 28 августа 1939 в подчинении Seenotzentrale (L) Ost). С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, с 1 июня 1942 - Seenotflottille 6 (в подчинении Seenotbereichskommando VI). 26 июля 1940 предусмотрена передача морской аварийной службе, но оставался при школе зенитной артиллерии в Столпмюнде, [6.08.1943 оперировал с Krischan и 4 катерами, в т. ч. FL.B 305], 26 августа 1943 поврежден саботажем при помощи взрывного устройства, сработавшего в средней части левого борта на уровне ватерлинии, предполагаемое время ремонта - 1-2 месяца, с 1944 г. в 81-й спасательной флотилии, с 28 декабря 1944 основная якорная стоянка в Копенгагене, 25 апреля 1945 находился в Копенгагене, дальнейшая судьба неизвестна.
30 октября 1944 в Свинемюнде была сформирована новая 1-я флотилия ПЛО (1. U-Jagd-Flottille, получила номер расформированной флотилии на Чёрном море) под командованием капитана-лейтенанта Пауля Фосса (Paul Voß). Она полностью формировалась за счёт катеров ВВС. Среди 24 единиц, официально переданных в аренду 9 октября 1944, были 6 катеров типа B-III, они получили номера UJ 108 - 110 и Uj 114-116. UJ 108 (FL.B 302) был зачислен 7 ноября 1944, UJ 109 (FL.B 307) - 5 декабря 1944, UJ 110 (FL.B 306) - 5 декабря 1944, UJ 114 (FL.B 304) - 6 декабря 1944, UJ 115 (FL.B 309) - 27 ноября 1944, UJ 116 (FL.B 305) - 27 ноября 1944. После зачисления все они отправлялись в Свинемюнде на установку крепления глубинных бомб и оборудования. 16 ноября 1944 UJ 108 прошёл ходовые испытания в бухте Свинемюнде и на следующий день признан готовыми к службе (кроме вооружения). 19 ноября он прибыл в Кольберг, но 11 декабря затонул в Готенхафене в результате столкновения, в тот-же день поднят и 28 декабря 1944 возвращён флоту после ремонта, 25 декабря был готов к службе и перешёл в Стольпмюнде. 22 ноября был готов к службе UJ 116, 17 декабря - UJ 109, 25 декабря - UJ 114, 27 декабря - UJ 110, 28 декабря - UJ 115, но ещё 16 декабря формирование флотилии решили отменить. Её личный состав был передан 6-й флотилии охраны (6. Sicherungsflottille), а катера 28 декабря отправили в резерв. 26 января 1945 все они были переданы школе специальных плавсредств и использовались, как торпедоловы для обучения экипажей СМПЛ "Seehund".
Большинство катеров дожили до конца войны, но есть только отрывочная информация о послевоенном использовании лишь двух из них. FL.B 304 с лета 1945 служил при Тральной администрации (2-й дивизион, 13 флотилия) в Куксхафене, а в январе 1946 г. был передан по репарациям СССР. FL.B 306 c мая 1945 г. британский трофей RN-90, 7 октября 1946 г. передан флоту США, Patrol VIII, с 20 февраля 1947 г. патрульный катер водной полиции в Бремене, 16 июля 1948 г. продан фирме "Thomas" в Бремене, т/х Regina, 19 мая 1952 продан фирме "P. Löwigkeit" в Эрбсторфе, в январе 1955 снова продан, по некоторым данным фирме "ALBA Schiffahrts-AG" в Маннгейме, дальнейшая судьба неизвестна.
|