ОглавлениеКорабли авиации → Катапультная плавбаза "Sperber"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Катапультная плавбаза летающих лодок (Flugzeugmutterschiff, Schleuderschiff)

"Sperber"


Германия, 1938 г. 1 ед. (проект "Schleuderschiff I", заказ 1937 г.)

 

*
SP-11. Sperber
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя такт. № верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Sperber SP 11 <H.C. Stulcken Sohn> Гамбург, стр. № 726 1938 в Гроссенброде, с 09.1939 - Seefliegerhorst Hörnum/Sylt, Зюльт, с 02.1945 - в 3./22. Fernauklärergr., Копенгаген, к 11.1949 г. плавучий кран. Дальнейшая судьба не установлена.
1938
26.11.1938
ТТХ
Водоизмещение стандартное 1086 т
полное ?
Размерения длина ВЛ 67,68 м
наибольшая 70,25 м
ширина корпус 12 м
наибольшая 14,55 м
осадка 1,8 / 1,6 м
высота борта 3,9 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 крыльчатых движителя Voith-Schneider Ø 1,8 м
? МО 2 дизеля MWM (8 цил., 4 тактн.)
мощность 640 л.с.
Ходовые данные скорость 8 уз.
дальность плавания на 8 уз. 700 миль
Экипаж 20 чел. (2 оф.) + 14 чел. - авиаперсонал
Дополнительные данные корпус стальной, 8 отсеков
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное 1 летающая лодка (Do-15, Do-18, Do-24 или ВV-138)
1 катапульта"Heinkel" K-10, для запуска самолётов взлётным весом до 18 т.
1х18-т башенный кран
артиллерия 2х1-20 мм/65 зенитки C/30

 

Судно с тяжёлой катапультой "Heinkel" для запуска тяжелых летающих лодок Do-15, Do-18 и ВV-138, взлетной массой до 18 т. Построен специально для ВВС на основе гражданской плавбазы "Ostmark". Имел длинную плоскую палубу, островную надстройку по правому борту. В корме установлен 18-т башенный кран с вылетом стрелы 19 м. Оснащалось крыльчатыми движителями "Войт-Шнайдер". Получил имя "Sperber" - ястреб-перепелятник.

26 ноября 1938 вошёл в строй, базировался в Гроссенброде. По некоторым данным служил под торговым флагом. С 12 сентября 1938 по 12 августа 1939 проводил всесторонние испытания старта с катапульты, используя Dornier Do-18. Кроме того использовались и другие самолёты: 25 февраля 1939 - 4 старта с катапульты Heinkel He-114, 29 марта 1939 - 9 стартов с катапульты Arado Ar-196, с 29 июля 1939 по 12 августа 1939 - испытания старта ВV-138.

УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

С 14 августа 1939 в составе станции гидросамолётов Хёрнум на Зюлте, где обслуживал эскадрильи 1./406, 2./406, 3./406 и 2./906, которые все имели на вооружении Do-18.
8 сентября в 14:40 ч. - старт с катапульты Do-18 из 2./Kü. Fl. Gr. 506
19 сентября в 06:55 ч. – 2 старта с катапульты Do-18 P5+CK и P5+DK из 2./Kü. Fl. Gr.306
21 сентября в 05:45 ч. – 3 старта с катапульты Do-18 P5+DK, P5+FK, P5+ZK из 2./Kü. Fl. Gr.306
2 октября в 07:30 ч. – вместе с "Friesenland" - 5 Do-18 из 2./Kü. Fl. Gr. 406
7 октября в 07:30 ч. – вместе с "Friesenland" - 3 Do-18 из 2./Kü. Fl. Gr. 606
8 октября в 05:10 ч. – вместе с "Friesenland" - 3 Do-18 из 2./Kü. Fl. Gr. 406
13 ноября в 05:35 ч. – Do-18 D3, K6+JL из 3./Kü. Fl. Gr. 406 с 2300 л горючего, в 05:50 ч. – Do-18 D3, K6+BL из 3./Kü. Fl. Gr. 406 с 2300 л горючего

16 ноября "Sperber" был отправлен на верфь Stülckenwerft в Гамбурге для реконструкции крана, затем вернулся в Хёрнум
21 ноября в 05:00 ч. запущен с катапульты Do-18 K6+KK (стр. № 849), из 2./Kü. Fl. Gr. 406. Самолет поднимался круто, потерял скорость и со значительной силой ударился об воду, при этом полностью разбился, 1 убитый, 2 тяжело и 1 легко ранены. Причиной, вероятно, стала авария механизмов
22 ноября в 03:45 ч. вместе с "Friesenland" и "Schwabenland" катапультировали 7 Do-18 из Kü. Fl. Gr. 406
25 ноября запущены 3 самолёта из 2./Kü. Fl. Gr. 406: в 06:50 ч. с катапульты - Do-18 D3, K6+FK, в 07:05 ч. с катапульты – Do-18 D3, K6+GK, в 07:20 ч. с воды - Do-18 D2, K6+DK
29 ноября с катапульты были запущены три машины: в 03:28 ч. – Do-18 D3 K6+JL из 3./Kü. Fl. Gr. 406, в 03:52 ч. Do-18 K6+СВ из 3./Kü. Fl. Gr. 406, в 04:12 ч. Do-18 D3, K6+GK из 2./Kü. Fl. Gr. 406.

С 13 января 1940 "Sperber" находился на ремонте в Гамбурге. 10 марта не смог пройти между Брунсбюттелем и Куксхафеном из за сильного льда, а 11 марта в 17:00 ч. был повреждён при буксировке во льду. Помещение механизмов крыльчатого привода было полностью затоплено. 14 марта корабль стал в док, винт оказался полностью разрушен льдом. 23 марта ночью "Sperber" вышел с буксирами из Гамбурга в Хёрнум для перевооружения на ВV-138.3 из эскадрильи 2./906. 21 ноября произвёл 2 старта Do-18 M2+XK с катапульты для 2./106 в Шербуре - в 11:27 ч. и в 11:45 ч. С 23 ноября корабль применялся как водолазное судно для спасения LT в Гроссенброде, а 27 декабря вернулся в Хёрнум после замены подходящим водолазным судном.

2 января 1941 мотор был признан неисправным: обнаружены трещины в блоке цилиндров. 13 марта "Sperber", ешё на верфи, был передан испытательному полигону E-Stelle в Травемюнде (временно заменял "Greif" в составе спасательной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen), с 6 апреля вновь находился в распоряжение Kdo. S+B. Утром 15 мая корабль покинул Norderwerft в Гамбурге и ушёл в Брунсбюттель, но из-за задержки при испытании размагничивающей обмотки прибыл на место службы в Хёрнум лишь 19 мая.

25 июня с 13:35 ч. до 17:15 ч. "Sperber" произвёл 9 стартов с катапульты Do-18 SD+YL (из учебной эскадрильи школы GKS 5). 15 сентября корабль прибыл на Stülckenwerft в Гамбурге для установки ледовой защиты, окраски днища и малых работ. При буксировке по окончании работ повредил крыльчатый движитель и был отправлен в Варнемюнде, затем на верфь Neptunwerft Rostock. 21 ноября переведён морским буксиром "Norder" в Копенгаген. 12 декабря произвёл 2 старта с катапульты ВV-138 CB+UK из 1./ Fl.Erg.Gr. See: в 10:14 ч. и в 11:05 ч.

24 апреля 1942 09:00 ч. - "Sperber" с "Gunter Pluschow" и буксиром "Fairplay III" прибыли в Варнемюнде, где 30 апреля на верфи Neptunwerft Rostock на всех троих начались ремонтные работы, затем "Sperber" служил при 1./Fl.Erg.Grp.See в Копенгагене. 18 июня в Копенгагене из за столкновения с буем стал тонуть ВV-138 C (стр. № 38) из 1./ Fl.Erg.Gr. See, "Sperber" смог его спасти.

В 1943 "Sperber", по некоторым данным, временно переводился в Норвегию (Тронхейм).

С февраля 1945 г. при 3/22 группе дальней разведки (3./ FAGr. 22, из колёсных машин) в Копенгагене.

В конце ноября 1949 г. "Sperber" переоборудовали в плавучий кран и передали гражданскому ведомству в Вильгельмсхафене. Дальнейшая судьба не установлена.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

   

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Groner E. - Die Schiffe der Deutschen Kriegsmarine und Luftwaffe 1939-45 - Lehmanns.1954
3 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
на русском
4 Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине. Военно-морской флот третьего рейха. Эксмо., М, 2009.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 21.11.2019

 




 

 
Военно-морской флот и авиация Третьего рейха 1938-1945
Торговый флаг Третьего рейха 1938-1945
Оккупационный флаг 1946-1949
Sperber
Модель "Sperber".
Sperber
"Sperber" в Копенгагене, лето 1942. На борту ВV.138.
Sperber
ВV-138 на борту "Sperber".
Sperber
"Sperber", вид с крана.
Sperber
ВV-138 на борту "Sperber".
Sperber
Do-18 на борту "Sperber".
Sperber
Do-18 на борту "Sperber".
Sperber
"Sperber"
Sperber
"Sperber"
Sperber
"Sperber"
Следующая страница - катапультные плавбазы типа "Falke"
Предыдущая страница - катапультная плавбаза "Friesenland"