ОглавлениеКорабли авиации → Вспомогательный корабль обеспечения "Marta Beck"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Военный китобой (Marinewhaler)

"Marta Beck"


Германия, с 1940 г., 1 ед. (трофейный норвежский паровой китобой)
Вспомогательный корабль обеспечения полётов гидроавиации (Hilfsflugsicherungsschiff)

 похожий китобой, постройки той же верфи

*
Marta Beck
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название верфь и год постройки в строю примечания
1 Marta Beck <Akers Mek. Verkst> , Осло, Норвегия, стр. № 262 / 1907 2.10.1940 SNDF 5 (Nord), с 1945 снова норвежский, ф. "Isak Isaksen" в Тромсё, 1957 - слом.
ТТХ
Водоизмещение полное 285 т
регистровое 106 брт
Размерения длина 27,88 м
ширина 5,38 м
осадка 3,17 м
высота борта 3,35 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный винт
1 МО 1 ПМ тройного расширения (3 цил.)
1 КО 1 ПК
мощность 350 л.с.
Ходовые данные скорость 12 уз.
Экипаж 16 чел.
Дополнительные данные корпус стальной 1-палубный с сильной погибью
ВООРУЖЕНИЕ
нет данных об установке, возможно - отсутствовало

 

У этого корабля была долгая довоенная история. Паровое китобойное судно "Linga" было построено норвежской верфью "Akers Mek. Verkst" в Осло для британской компании Christian Salvesen & Co. в Лейте, спущено в августе 1907, в 1909 вело промысел у Нью-Айленда на Фолклендских о-вах, в 1910 - в бухте Лейт в Южной Джорджии, в 1911 - на станции Salvesen's Hellisfjord в Исландии, в 1912 - на станции Salvesen's Olna на Шетландских о-вах. Бортовое регистрационное обозначение LH 125.

В феврале 1916 судно было передано Франции, где стало патрульным судном "Cygne II", в 1918 возвращено фирме Salvesen & Co. и снова использовалось, как китобой, но уже под именем "Linda", в августе 1918 г. оно затонуло, но было поднято, отремонтировано и в 1919 продано датской компании A/S Emma, которая использовала его на Фарерских о-вах. 7 апреля 1921 китобой прибыл на верфь Framnæs Mekaniske Værksted в Санде-фьорде, где был продан местной норвежской компании A/S Congo (Søren L. Christensen) и переименован в "Jerv I", 23 - 26 мая 1921 прошёл докование. С 3 марта по 5 апреля 1922 судно прошло ремонт на этой верфи и с 11 апреля 1922 вело промысел у м. Лопес при плавбазе "Professor Gruvel". С 14 декабря 1922 по 2 января 1923 оно прошло докование в Саде-фьорде, 19 ноября 1924 вернулось в Санде-фьорд из промысла у побережья Французского Конго и 1 декабря 1924 было выведено из эксплуатации.

4-18 февраля и 26-30 марта 1925 судно прошло докование, но уже 14 апреля 1925 было поставлено на прикол. 11 января 1932 после банкротства компании китобой продали с молотка фирме E. B. Aaby в Осло, которая в феврале 1935 перепродала его Sigurd Lauritzen в Ноттерое у Тонсберга. В 1937 судно было продано компании Isak Isaksen в Тромсё, переоборудовано в рыболовный траулер и в декабре 1937 переименовано в "Marta Beck". В 1940 оно стало собственностью компании Gedsken & Jacobsen в Нарвике. Позывной LEFH.

УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

2 октября 1940 траулер был захвачен немцами в Нарвике и вошёл в состав спасательной флотилии Seenotflottille Stavanger (с 1.06.1942 Seenotflottille 8, с 19.08.1944 Seenotflottille 50) в подчинении SNB II в качестве вспомогательного судна обеспечения безопасности полётов. С мая 1941 находился в подчинении спасательной службы авиации SNDF 5 (Nord). 4 мая 1943 "Marta Beck" была выкуплена у фирмы за 65 000 норв. крон, но оформление купли-продажи затянулось, как минимум до 14 июля 1943, в этот период корабль стоял без экипажа. Пытались даже нанять норвежских моряков. О дальнейшей службе корабля, если таковая велась, нет упоминаний.

По окончании войны в 1945 корабль был передан фирме "Isak Isaksen" в Тромсё и эксплуатировался до 1957 года, когда был сдан на слом.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
3 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 21.01.2020

 




 

 
Военный флаг Третьего рейха 1940-1945
Торговый флаг Германии 1940-1945
Торговый флаг Норвегии 1921-1940, 1945-1957
Торговый флаг Британии 1907-1916, 1918-1919
Торговый флаг Дании 1919-1921
Marta Beck
Ещё как "Jerv I", Осло, 01.1932 г.
Следующая страница - вспомогательный корабль обеспечения гидроавиации "Humber"
Предыдущая страница - вспомогательные корабли обеспечения гидроавиации типа "Wal-10"