ОглавлениеКорабли авиации → Авианосец 21000 t

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Авианосец / авианесущий крейсер
(Flugzeugträger, Flugzeugkreuzer)
проект

 21000 t 


Германия, проект 1942 г. не строился

 

*
21000 t
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
проект дата подписания примечания
1 21000 t 9.04.1942 Дизельный авианесущий крейсер. Не строился.
ТТХ
Водоизмещение контрактное 21000 т
конструктивное 23000 т
полное 26000 т
Размерения длина ВЛ 255 м
ширина 26 м
осадка 8 м
высота борта 18 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 3 гребных винта
5 МО 10 дизелей
мощность проектная 175 000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 34 уз.
дальность плавания на 19 уз. 18 000
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
пояс нет данных, вероятно отсутствовал
главная палуба/скосы 45/? мм
полётная палуба 20 мм
казематы 150-мм АУ 60 мм
щиты 105-мм АУ 10 мм
противоторпедная переборка 45 мм
рубка ?
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное всего самолётов 33
в т. ч. бомбардировщики Ju-87D 18
в т. ч. истребители Me-109F 15 (9 + 5 разобранных)
2 катапульты, 4 аэрофинишера, 1 ангар шириной 18 м, 2 лифта
артиллерия 150 мм/55 АУ C/36 8 (4x2)
105 мм/65 ун. АУ C/37 12 (6x2)
37 мм/80 зен. АУ 14 (7x2)
20 мм/65 зен. АУ 12 (3x4)
торпедное 533-мм 6x1 подводных

 

На фоне проявившегося хоть какого-то интереса Верховного командования и командования Kriegsmarine к авианосцам конструкторское бюро флота весной 1942 года разработало еще один проект достаточно большого авианосца. Вряд ли его создание было вызвано официальным заданием от флота. В этот период почти вся судостроительная промышленность Германии была задействована строительством подводных лодок и малых боевых кораблей, и совершенно не приходилось рассчитывать на согласие Гитлера заказать крупный авианосец. Скорее всего он разрабатывался как уменьшенный вариант проектов "Graf Zeppelin" и "A-I" и естественно воплотил в себе все основные их достоинства и недостатки. 15 июля 1942 года проект авианосца был одобрен руководством кораблестроительного департамента морского министерства.

Отличительной особенностью этого проекта являлось резкое увеличение удлинения до 9,8 по сравнению с 8,75 на "Graf Zeppelin" и 7,65 на "А-I". Помимо этого интересно отметить более заостренную носовую часть и транцевое окончание кормы, причем сама кормовая оконечность сохраняла форму, традиционную для германских кораблей этого периода. Несомненно также некоторое усиление подводной защиты корабля при ее большей глубине и заметном подъеме броневой палубы над ватерлинией - так что бортовой шельф скосов палубы оказывался на уровне ватерлинии. Важно также отметить, что по сравнению с "А-I", в новом проекте конструкторы вернулись к обычному, правобортному размещению надстройки. Рангоут предусматривался одинаковым с "А-I" - тяжелая и толстая фок-мачта с дальномерным постом на ее вершине и легкой стеньгой, а также легкая грот-мачта, установленная ближе к корме, примерно на трети длины корпуса.

По прежнему, хоть в меньшем количестве, сохранена 150-мм противокорабельная артиллерия с такой же установкой на спаренных лафетах в казематах. Интересно отметить конструктивное (по палубам) повышение уровня казематов 150-мм орудий. Шесть 105-мм спаренных зениток размещались “по старому", то есть не на полетной палубе как было принято в окончательном проекте "Graf Zeppelin", а уровнем ниже и таким образом с сильно ограниченными секторами стрельбы. Вообще, создается впечатление, что по этому вопросу немецкие конструкторы (или морское командование) так и не смогли толком определиться. Это видно из того, что в последующих, более поздних проектах (исключая, пожалуй, только проекты переоборудованных авианосцев) эти зенитки размещались как на полетной палубе, так и под ней.

Интересно отметить, что авиационное вооружение этого проекта (как и "A-I") не отличалось большим самолетным парком, что вполне соответствовало натянутым отношениям Luftwaffe и Kriegsmarine. Это прослеживается и в последующих проектах, причем абсолютное большинство из них при небольшом количестве самолетов сохраняли только одну ангарную палубу и обычно два самолетоподъемника. Видимо ни конструкторы, ни моряки не рассчитывали на улучшение отношений флота с Герингом и считали, что принятого вполне достаточно.

Заслуживает внимания довольно интересное размещение дизельных агрегатов силовой установки, которое позволило сделать более глубокой конструктивную подводную защиту. При этом обращает внимание сильное расхождение валопроводов внешних винтов. Весовые нагрузки для полного водоизмещения были следующими:
Корпус с устройствами и системами - 8.000 т (30,8 %),
Бронирование - 4.000 т (15,4 %),
Главные и вспомогательные механизмы - 4.500 т (17,3 %),
Артиллерия (включая вращ. броню), самолеты и авиа-техническое оборудование - 2.000 т (7,7 %)
Оснастка и снабжение, экипаж, топливо и котельная вода - 7.000 т (26,9 %),
Резерв водоизмещения - 500 т (1.9 %)

В целом же проект авианосца мог стать исходным вариантом для создания рабочего проекта небольшого авианосца, если бы последовал заказ на проектирование или строительство такового. На что, впрочем, немецким морякам и инженерам не приходилось рассчитывать. Возможно, что он сыграл какую-то роль и при проводившемся одновременно проектировании малых авианосцев для "торговой войны”.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на русском
1 Печуконис Н. И. - Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны. // сборник "Бриз" №24. СПб, 1998
2 Платонов А. В. - Несостоявшиеся авианосные державы, СПБ, 1999
3 Балакин С. А., Морозов М. Э. - Авианосцы мира 1939-1945, часть вторая. М, 2000.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 21.08.2019

 




 

 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1940-1945
21000 t
"21000 t"
21000 t
"21000 t"
Предыдущая страница - проект авианосца "A-IV"
Следующая страница - проект авианосца для "торговой войны"