ОглавлениеКорабли авиации → Авианосцы типа "A-I"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Авианосец / большой авианесущий крейсер (Flugzeugträger, Großflugzeugkreuzer) типа

 A-I 


Германия, проект 1941 г. не строился

 

*
A-I
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
проект дата подписания примечания
1 A-I конец лета 1941 Дизельный аналог "Graf Zeppelin" с уменьшенной авиагруппой. Также отличался расположением "острова" по левому борту и отказом от третьего лифта. Не строился.
ТТХ
Водоизмещение стандартное 26612 т
нормальное 33500 т
полное 37000 т
Размерения длина ВЛ 250 м
ширина 32 м
осадка 8,75 м
высота борта на миделе 22 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 3 гребных винта
? МО 6 дизелей
мощность проектная 210 000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 34 уз.
дальность плавания на 19 уз. 18 000
Дополнительные данные корпус стальной, сварной, с продольно-поперечной системой набора, с усиленными продольными связями.
электроснабжение 8 дизель­генераторов, 220 В
управление 1 балансирный руль
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
пояс вероятно, отсутствовал
главная палуба/скосы 100/100 мм
полётная палуба 20 мм
казематы АУ ПС 30 мм
АУ ПМК 10 мм
противоторпедная переборка 45 мм
рубка ? мм
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное 32 самолёта 20 пикирующих бомбардировщиков/торпедоносцев Ju-87D
12 истребителей Bf-109G
2 катапульты, 4 тросовых аэрофинишера
1 ангар (?х21х5,6 м), 2 лифта (15,2 х 14,3 м, 6,5 т)
артиллерия 8x2 — 150 мм/55 АУ C/36 (-10+40°, 23000 м)
8x2 — 105 мм/65 ун. АУ C/37
9x2 — 37 мм/80 зен. АУ
предусмотрена установка 20 мм/65 зен. АУ

 

В конце лета 1941 года, во время модернизации проекта "Graf Zeppelin", конструкторское бюро разработало новый проект более крупного по водоизмещению авианосца, который получил обозначение "А-I". Новый проект был заметно крупнее по водоизмещению, причем это было сделано только увеличением ширины и осадки корабля при сохранении прежней длины. В этом явно прослеживаются результаты перерасчета весовых нагрузок для "Graf Zeppelin", а также желание устранить все выявленные недостатки без наделки бортовых булей. Учитывая возросшую в морской войне роль авиации конструкторы по всей вероятности сильно уменьшили толщину брони бортового пояса или вообще отказались от него (по крайней мере никаких упоминаний о ней не обнаружено), но в то же время сильно увеличили толщину низкорасположенной броневой палубы, при этом был уменьшен угол скосов палубы. Во всем этом явно заметна тенденция отказа от использования авианосца в артиллерийских боях (хотя 150-мм орудия по прежнему остались, что можно объяснить отсутствием согласованных с морским командованием требований к кораблю). Одновременно большое внимание было обращено на улучшение подводной защиты, причем количество отсеков (двадцать) не увеличилось. По сравнению с "Graf Zeppelin" здесь обнаруживается очень много нововведений - резко увеличенная глубина ПТЗ; двойной борт, продолженный вплоть до шельфа скоса броневой палубы; утолщенная противоторпедная переборка; устройство фильтрационной камеры позади противоторпедной переборки, а также ряд других мер.

В то же время резко уменьшено количество носимых самолетов, ангар для которых в связи с этим сделан одноярусным. Первый утвержденный состав авиакрыла авианосца "Graf Zeppelin" (май 1941 года) включал 42 самолета против 32 на "А-I". Можно допустить, что здесь имели место какие-то технические причины (например удобство одноярусного ангара или иные), но скорее всего сказалось противостояние Luftwaffe флоту. Интересно отметить, что весной 1942 года Геринг согласился выделить для снабжения авианосца "Graf Zeppelin" именно 32 самолета (10 истребителей и 22 бомбардировщика). Возможно задолго до этого Геринг имел по этому вопросу свою определенную точку зрения, и она стала известна флоту, таким образом повлияв на предполагаемое вооружение авианосца. В отношении проекта авианосца можно сказать, что, как показывают расчеты количество принимаемых самолетов могло быть гораздо больше, да и ангары на авианосце, учитывая сохранение прежней высоты борта, можно было сделать двухярусными.

Как и на первом авианосце в проекте предусматривались шестнадцать 150-мм орудий, размещенных на спаренных лафетах в бортовых казематах. Правда, в отличие от "Graf Zeppelin", они были сдвинуты ближе к миделю, и к тому же, устанавливались внутри от основной линии борта, а не на спонсонах. Это сильно уменьшило углы обстрела орудий, но, похоже, особого беспокойства у моряков не вызвало, так как уже и для них становилась очевидной ненужность этих орудий.

Важным улучшением стало увеличение количества зенитных установок дальнего действия, и особенно зенитных автоматов. Как и в первоначальном варианте "Graf Zeppelin", разместить их предполагалось равномерно по бортам, ближе к оконечностям корабля и ниже уровня полетной палубы. При такой установке зениток их сектор стрельбы был достаточно сильно ограничен нависающей сверху полетной палубой, что сводило на нет преимущество большого количества стволов. Уже при рассмотрении проекта было высказано предложение разместить 105-мм зенитные установки на полетной палубе вблизи островной надстройки, что позволило бы обойтись даже меньшим количеством стволов. Но у этого варианта оказалось довольно много противников, считавших уменьшение полезной ширины полетной палубы недопустимым так как это могло бы затруднить выполнение взлетно-посадочных операций. Правда это частично компенсировалось уже принятым увеличением ширины корабля почти на 4 метра и, соответственно, полетной палубы на 2-3 метра к бортам.

Одним из наиболее важных особенностей проекта "А-I" являлась его энергетическая установка. Применение дизель-моторов большой мощности в качестве главных судовых двигателей было характерно для большинства проектов военного времени крупных кораблей германского флота. Проект авианосца предусматривал компоновку энергетической установки в три агрегата, каждый из которых включал четыре дизеля и одну соединительную муфту, посредством которой вращение от всех дизелей передавалось на вал и винт. Средний винт вращался кормовой группой, а внешние винты носовыми группами, размещенными побортно. Между кормовой и носовыми группами имелся промежуток в один отсек, что повышало живучесть установки. Электроэнергия для корабля вырабатывалась восемью дизель-генераторами, объединенными в две носовых и две кормовых электростанции.

Довольно серьезную проблему в проекте авианосца "A-I" создала система удаления выхлопных газов из дизельных отсеков. После рассмотрения различных предложений в конце концов был принят вариант, при котором газоходы от отсеков дизель-моторов поднимались вверх и после прохода через броневую палубу выводились ниже ангара на левый борт за пределы продольной бортовой переборки (являющейся продолжением противоторпедной переборки вверх над ГБП) и там после прохождения системы глушения поднимались вверх и выводились за борт через специальные отверстия ниже уровня верхней палубы. Одновременно с выхлопной системой приходилось решать и проблему размещения шахт приточной вентиляции в моторные отсеки, а также устроить достаточно мощную защиту от шума работающих дизелей. Необходимость последнего доказал опыт эксплуатации "карманных" линкоров. Все вместе это требовало достаточно много места и, в конечном итоге, в худшую сторону повлияло на условия размещения экипажа, тем более, что в новом проекте конструкторы отказались от нижней ангарной палубы, а расширение на 5 метров одной оставшейся потребовало уплотнения помещений на боковых внешних палубах (Aussendecks).

Имелось отличие и в устройстве рулевого управления. "Graf Zeppelin" имел два небольших по площади балансирных руля, установленных параллельно почти в струе внутренних винтов. Помимо этого для улучшения маневренности на малых режимах хода в носовой части были установлены два крыльчатых движителя Voith-Schneider мощностью по 450 л.с. (300 кВт). Проект "A-I" имел в диаметрали только один балансирный руль, но гораздо большей площади. По поводу крыльчатых движителей сведений не обнаружено.

В целом же проект "A-I" характеризуется как развитие первого немецкого авианосца, с внедрением в проект всего изученного боевого опыта. Важно отметить, что при его разработке представители Kriegsmarine не предъявляли никаких требований на проектирование, а готовый проект не рассматривался и не обсуждался учреждениями и отдельными персонами, знакомыми с проблемами строительства и использования авианосцев не понаслышке. По мнению Хаделера в лучшем случае этот и другие такие же проекты подписывались и утверждались людьми, лишь в общих чертах знакомыми с темой и охарактеризованными Хаделером как "специально заинтересованные дилетанты" ("fachlich interessierte Laien").

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на русском
1 Печуконис Н. И. - Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны. // сборник "Бриз" №24. СПб, 1998
2 Платонов А. В. - Несостоявшиеся авианосные державы, СПБ, 1999
3 Балакин С. А., Морозов М. Э. - Авианосцы мира 1939-1945, часть вторая. М, 2000.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 1.08.2019

 




 

 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1940-1945
A-I
"A-I"
A-I
"A-I"
Предыдущая страница - авианосцы типа "Zeppelin"
Следующая страница - проект авианосца "A-II"