Оглавление → Корабли авиации → Авианосцы типа "A-I"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авианосец / большой авианесущий крейсер (Flugzeugträger, Großflugzeugkreuzer) типа
Германия, проект 1941 г. не строился * A-I *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
В конце лета 1941 года, во время модернизации проекта "Graf Zeppelin", конструкторское бюро разработало новый проект более крупного по водоизмещению авианосца, который получил обозначение "А-I". Новый проект был заметно крупнее по водоизмещению, причем это было сделано только увеличением ширины и осадки корабля при сохранении прежней длины. В этом явно прослеживаются результаты перерасчета весовых нагрузок для "Graf Zeppelin", а также желание устранить все выявленные недостатки без наделки бортовых булей. Учитывая возросшую в морской войне роль авиации конструкторы по всей вероятности сильно уменьшили толщину брони бортового пояса или вообще отказались от него (по крайней мере никаких упоминаний о ней не обнаружено), но в то же время сильно увеличили толщину низкорасположенной броневой палубы, при этом был уменьшен угол скосов палубы. Во всем этом явно заметна тенденция отказа от использования авианосца в артиллерийских боях (хотя 150-мм орудия по прежнему остались, что можно объяснить отсутствием согласованных с морским командованием требований к кораблю). Одновременно большое внимание было обращено на улучшение подводной защиты, причем количество отсеков (двадцать) не увеличилось. По сравнению с "Graf Zeppelin" здесь обнаруживается очень много нововведений - резко увеличенная глубина ПТЗ; двойной борт, продолженный вплоть до шельфа скоса броневой палубы; утолщенная противоторпедная переборка; устройство фильтрационной камеры позади противоторпедной переборки, а также ряд других мер. В то же время резко уменьшено количество носимых самолетов, ангар для которых в связи с этим сделан одноярусным. Первый утвержденный состав авиакрыла авианосца "Graf Zeppelin" (май 1941 года) включал 42 самолета против 32 на "А-I". Можно допустить, что здесь имели место какие-то технические причины (например удобство одноярусного ангара или иные), но скорее всего сказалось противостояние Luftwaffe флоту. Интересно отметить, что весной 1942 года Геринг согласился выделить для снабжения авианосца "Graf Zeppelin" именно 32 самолета (10 истребителей и 22 бомбардировщика). Возможно задолго до этого Геринг имел по этому вопросу свою определенную точку зрения, и она стала известна флоту, таким образом повлияв на предполагаемое вооружение авианосца. В отношении проекта авианосца можно сказать, что, как показывают расчеты количество принимаемых самолетов могло быть гораздо больше, да и ангары на авианосце, учитывая сохранение прежней высоты борта, можно было сделать двухярусными. Как и на первом авианосце в проекте предусматривались шестнадцать 150-мм орудий, размещенных на спаренных лафетах в бортовых казематах. Правда, в отличие от "Graf Zeppelin", они были сдвинуты ближе к миделю, и к тому же, устанавливались внутри от основной линии борта, а не на спонсонах. Это сильно уменьшило углы обстрела орудий, но, похоже, особого беспокойства у моряков не вызвало, так как уже и для них становилась очевидной ненужность этих орудий. Важным улучшением стало увеличение количества зенитных установок дальнего действия, и особенно зенитных автоматов. Как и в первоначальном варианте "Graf Zeppelin", разместить их предполагалось равномерно по бортам, ближе к оконечностям корабля и ниже уровня полетной палубы. При такой установке зениток их сектор стрельбы был достаточно сильно ограничен нависающей сверху полетной палубой, что сводило на нет преимущество большого количества стволов. Уже при рассмотрении проекта было высказано предложение разместить 105-мм зенитные установки на полетной палубе вблизи островной надстройки, что позволило бы обойтись даже меньшим количеством стволов. Но у этого варианта оказалось довольно много противников, считавших уменьшение полезной ширины полетной палубы недопустимым так как это могло бы затруднить выполнение взлетно-посадочных операций. Правда это частично компенсировалось уже принятым увеличением ширины корабля почти на 4 метра и, соответственно, полетной палубы на 2-3 метра к бортам. Одним из наиболее важных особенностей проекта "А-I" являлась его энергетическая установка. Применение дизель-моторов большой мощности в качестве главных судовых двигателей было характерно для большинства проектов военного времени крупных кораблей германского флота. Проект авианосца предусматривал компоновку энергетической установки в три агрегата, каждый из которых включал четыре дизеля и одну соединительную муфту, посредством которой вращение от всех дизелей передавалось на вал и винт. Средний винт вращался кормовой группой, а внешние винты носовыми группами, размещенными побортно. Между кормовой и носовыми группами имелся промежуток в один отсек, что повышало живучесть установки. Электроэнергия для корабля вырабатывалась восемью дизель-генераторами, объединенными в две носовых и две кормовых электростанции. Довольно серьезную проблему в проекте авианосца "A-I" создала система удаления выхлопных газов из дизельных отсеков. После рассмотрения различных предложений в конце концов был принят вариант, при котором газоходы от отсеков дизель-моторов поднимались вверх и после прохода через броневую палубу выводились ниже ангара на левый борт за пределы продольной бортовой переборки (являющейся продолжением противоторпедной переборки вверх над ГБП) и там после прохождения системы глушения поднимались вверх и выводились за борт через специальные отверстия ниже уровня верхней палубы. Одновременно с выхлопной системой приходилось решать и проблему размещения шахт приточной вентиляции в моторные отсеки, а также устроить достаточно мощную защиту от шума работающих дизелей. Необходимость последнего доказал опыт эксплуатации "карманных" линкоров. Все вместе это требовало достаточно много места и, в конечном итоге, в худшую сторону повлияло на условия размещения экипажа, тем более, что в новом проекте конструкторы отказались от нижней ангарной палубы, а расширение на 5 метров одной оставшейся потребовало уплотнения помещений на боковых внешних палубах (Aussendecks). Имелось отличие и в устройстве рулевого управления. "Graf Zeppelin" имел два небольших по площади балансирных руля, установленных параллельно почти в струе внутренних винтов. Помимо этого для улучшения маневренности на малых режимах хода в носовой части были установлены два крыльчатых движителя Voith-Schneider мощностью по 450 л.с. (300 кВт). Проект "A-I" имел в диаметрали только один балансирный руль, но гораздо большей площади. По поводу крыльчатых движителей сведений не обнаружено. В целом же проект "A-I" характеризуется как развитие первого немецкого авианосца, с внедрением в проект всего изученного боевого опыта. Важно отметить, что при его разработке представители Kriegsmarine не предъявляли никаких требований на проектирование, а готовый проект не рассматривался и не обсуждался учреждениями и отдельными персонами, знакомыми с проблемами строительства и использования авианосцев не понаслышке. По мнению Хаделера в лучшем случае этот и другие такие же проекты подписывались и утверждались людьми, лишь в общих чертах знакомыми с темой и охарактеризованными Хаделером как "специально заинтересованные дилетанты" ("fachlich interessierte Laien").
|