ОглавлениеКорабли авиации → Авианосцы-авиатранспорты типа "Hansa"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Проекты оборудования катапульиами или полётной палубой транспортов типа

"Hansa"


Германия, проекты 1943 г., не реализованы


ПРОЕКТ ОБОРУДОВАНИЯ КАТАПУЛЬТАМИ

ПРОЕКТ ОБОРУДОВАНИЯ ПОЛЁТНОЙ ПАЛУБОЙ

*
Hansa
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
проект дата подписания примечания
1 Hansa 04-05.1942 транспорт с гидросамолётами
2 Hansa 05.1942 транспорт с полётной палубой
ТТХ
  транспорт с гидросамолётами транспорт с полётной палубой
Водоизмещение полное 9000 т 9000 т
Размерения длина ВЛ 129 м 129 м
наибольшая ? м 132 м
ширина по корпусу 17,4 м 17,4 м
по палубе --- 28 м
осадка 7,5 м 7,5 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт 1 гребной винт
? ТУ или ПМ ТУ
? ? ПК ? ПК
мощность 4500 л.с. 4500 л.с.
Ходовые данные скорость 13 уз. 13 уз.
ВООРУЖЕНИЕ
  транспорт с гидросамолётами транспорт с полётной палубой
авиационное 6 гидросамолётов "Аr-196" 7 колёсных самолётов, в т. ч. 4 бомбардировщика и 3 истребителя
2 катапульты 1 катапульта
без ангара 1 ангар 74 х 8-16 м, 1 лифт
--- полетная палуба 143 х 28 м
артиллерия 3 зенитных орудия 4х1-35/76 зен.
зенитные автоматы 3x4-20/65 зен.

 

Наряду со специальными проектами плавбаз гидроавиации был разработан проект оснащения катапультами серийных транспортов типа "Hansa", но эту идею сделали неприемлемой сами проектанты. Дело в том, что британцы уже с начала 1942 года стали устанавливать на обычные грузовые суда катапульты, с которых могли стартовать сухопутные "Харрикейны". Подобное "истребительное охранение" было мерой вынужденной. Британцы решили эту проблему, оборудовав полетную палубу на некоторых транспортах и танкерах. При этом судно оставалось гражданским, ходило под коммерческим флагом и, главное, принимало на борт груз, как обычный транспорт.

Рачительные немцы пошли другим путем, они заменили на катапульте истребитель на гидросамолет. После выполнения полетного задания он садился рядом с транспортом, и тот подымал его на борт. Во-первых, подъем гидросамолета требовал хорошей погоды и покладки транспорта в дрейф на довольно длительное время. Для конвойной службы, да еще в условиях Заполярья, соответствующие условия - редкость. Во-вторых, гидросамолет это не истребитель. Он мог быть эффективен для противолодочной обороны конвоя, но для борьбы с авиацией противника это не лучший вариант.

Справедливости ради надо сказать, что на приведенные аргументы можно привести соответствующие контраргументы. Во-первых, наличие излишнего, на первый взгляд, количества самолетов на указанных транспортах и специфика физико-географических условий Северной Норвегии делали возможным возвращение взлетевших гидросамолетов на береговые аэродромы, а обратный их прием на борт - во время неизбежных периодических отстоев конвоя в одном из фиордов. Во-вторых, главной угрозой для конвоев в Северной Норвегии были подводные лодки. Поэтому, наличие именно противолодочных самолетов являлось более рациональным. Более того, во время войны "Аr-196" довольно успешно применялся в качестве истребителя, тем более, что с воздуха конвои обычно атаковали бомбардировщики, да еще и без истребительного прикрытия.

Но был один аргумент "против", который и решил исход полемики. Дело в том, что транспорты типа "Hansa" были в некотором роде аналогом американских "Либерти" и предназначались для крупносерийной постройки. Другое дело, что немцы, по разным причинам, не смогли наладить столь массовое их производство, а значит позволить себе 50% вместимости судна отдать под вооружение. В этом плане британский путь создания гражданских судов с полетной палубой оказался, с точки зрения объемов перевозки грузов, более рациональным, хотя и требовал более значительных переделок транспортов.

Надо сказать, что параллельно и немцы прорабатывали проект переоборудования гражданского судна в авианосец на базе всё того же серийного сухогруза типа "Hansa". Однако из-за недостаточной, по мнению германских специалистов, длины полетной палубы этот проект дальнейшего развития не получил, да и транспортного тоннажа для использования по прямому предназначению не хватало.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на русском
1 Платонов А. В. - Несостоявшиеся авианосные державы, СПБ, 1999
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 15.11.2019

 




 

 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1940-1945
Hansa
"Hansa", вариант с ВПП.
Hansa
"Hansa", катапультный вариант.
Hansa
Серийный транспорт типа "Hansa".
Hansa
Серийный транспорт типа "Hansa".
Предыдущая страница - проект авианосцев типа "Elbe"
Предыдущая страница - проект катапультных плавбаз ГСМ