Оглавление → Корабли авиации → Спасательные баржи типа "BP-III"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спасательные крановые баржи гидроавиации (Bergeprahm, Kranschiff) типа
Германия, 1940-1941 гг. 7 ед. (проект "bergeprahm III") * BP (SP)-31 * BP (SP)-32 * BP-33 * BP-34 * BP-35 * BP-36 * BP-37 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Прамы (баржи) для обеспечения полётов гидросамолётов и прибрежной спасательной службы, были заказаны Люфтваффе по мобилизационному плану после начала войны на разных верфях, но по одному проекту. От предшественников типов "VJ I" и "VJ II" отличались увеличенными размерами, скоростью, более мощным краном и наличием полубака для улучшения мореходности. Сперва имели обозначение "SP", но его фактически несли только первые две единицы до 23 сентября 1940, когда их поменяли общие для всех крановых барж BP 31-37 (BP`= Bergeprahm). Эти корабли получили дальнейшее развитие в серии типа "BP IV". По некоторым данным несли торговый флаг.
В июле 1940 вошёл в строй, как "SP 31", позывной DVAX, 9 августа 1940 в 14:00 вышел из Киля для перехода в состав соединения Seenotzentrale (L) bei Admiral der Norw. Westküste в Ставангере, 21 августа дозаправился в Хортене, 22 августа в 8:00 вышел в море и 29 августа в 20:00 прибыл на место службы в Ставангер, где 23 сентября 1940 г. сменил обозначение на "BP 31". Вместе с тремя вспомогательными судами они составили флотилию Seenotflottille Stavanger. В этот период в Ставангере базировались две эскадрильи из 406 авиагруппы (1./Kü.Fl.Gr.406 и 2./Kü.Fl.Gr.406), третья эскадрилья была в Хёрнуме), полностью 506 авиагруппа (Kü.Fl.Gr.506 = 1./506, 2./506, 3./506 и штаб) и штаб 706-й (Stab/Kü.Fl.Gr.706). С октября 1940 остался штаб 706-й авиагруппы и по одной эскадрилье от двух других: 1./406, 3./506 и Stab/Kü.Fl.Gr.706. Несколько дней в конце 1940 года в Ставангере снова провела эскадрилья 1./Kü.Fl.Gr.506. С января 1941 оставались 3./506 и Stab/Kü.Fl.Gr.706, но в феврале в Ставангер была переведена эскадрилья 3./Kü.Fl.Gr.906. С марта-апреля 1941 эскадрилья 3./906 осталась единственной на базе - остальные перевели в другие места. С июня 1941 г. "BP 31", продолжая служить на своей базе, перешёл в подчинении Seenotzentrale (L) Norwegen, при этом, в июне эскадрилья 3./906 также была переведена в другое место. Лишь 1 августа в Ставангер прибыла новая эскадрилья - теперь уже спасательная Seenot.St.5, а 22 августа на озере Сола у Ставангера - отряд из эскадрильи бортовых гидросамолётов 1./Bordfl.St.196 для обслуживания находящихся в норвежских водах кораблей ВМФ. 5 октября 1941 он ушёл из Ставангера, но, по нек. данным этот или другой отряд эскадрильи вновь находился на озере Сола с 16 ноября по 31 декабря 1941. В середине ноября 1941 в Ставангер по пути в Германию зашёл крановый корабль Hans Rolshoven и временно сменил паром, что-бы тот смог отправится в необходимый текущий ремонт. С января по июль 1942 в Ставангере, кроме спасательной эскадрильи, базировалась эскадрилья береговой охраны 1./Kü.Fl.Gr.906. 1 июня 1942 в связи с переходом на цифровые обозначения "BP 31" числился в 8 спасательной флотилии при SNB VIII. С сентября 1942 в Ставангере базировалась также береговая эскадрилья 1./Kü.Fl.Gr.706. "BP 31" оставался в строю до февраля 1943, когда выход из строя дизель-генератора для крана потребовал 5-месячного ремонта. Когда в июле 1943 баржа вернулась к службе, 13 июля береговая эскадрилья 1./706 была перечислена в эскадрилью морской разведки и переименована в 1./SAGr.130. В августе 1943 она была переименована в 2./SAGr.131 в составе вновь образованной 131 авиагруппы, штаб которой также разместился в Ставангере. Кроме того, на месте оставалась 5-я спасательная эскадрилья. С 1 апреля на озере Сола у Ставангера снова дислоцировалась часть эскадрильи бортовых гидросамолётов 1./Bordfl.St.196, но теперь уже в качестве главной базы. 1 или 3 июня большинство "Арадо" эскадрильи отправилось в Пиллау, но один отряд оставался ещё месяц. Тогда-же была расформирована и спасательная группа. Баржа вместе с 8-й флотилией перешла в Осло, где 19 августа 1944 была сформирована 50-я спасательная команда (Seenotverbindungskommando 50), флотилия также стала называться 50-й (Seenotflottille 50). Там-же находились - спасательная эскадрилья Seenot.St.50 и два отряда из эскадрилий разминирования 2. Minensuchst. и 5. Minensuchst.. В Осло баржа и встретила капитуляцию. В июне 1946 г. "BP 31" была передана по репарациям СССР и служила, как спасательное судно "Аокса" в составе БФ СССР. 1 января 1962 оно было передано министерству транспорта и эксплуатировалось на Азовском море, как т/х "Донтор" (?). В 1978 в возрасте 38 лет корабль был списан.
"SP 32" вошёл в строй 27 августа 1940 года, позывной DVAY, и был придан базе гидросамолётов в Нордернее, куда прибыл 22 сентября 1940 в 13:00, а на следующий день сменил обозначение на "BP 32". Уже 30 сентября 1940 корабль был перечислен в состав спасательной флотилии Seenotflottille Boulogne при службе Seenotzentrale (L) Boulogne (позже Seenotzentrale (L) Kanalküste) в Булони, 4 октября в 10:30 прибыл в Боркум, 15 октября - в Ден-Хелдер, а затем в Булонь, где в это время базировались эскадрильи Seenot.St.3 и отряд из 1./Bordfl.St.196. С мая 1941 г. подчинялся SNDF III (West) В Булони корабль практически простаивал без дела, а 11 августа 1941 был отбуксирован в Фекамп. 29 июня 1942 он получил приказ возвращаться в Германию, 4 июля в 1:00 покинул Фекамп и 13 июля прибыл в Дьепп, где застрял из за отсутствия сопровождения, 22 июля 1942 переподчинён SNDF 5 (Nord) и предназначен для отправки в Норвегию, но сперва отправлен в ремонт. Из за отсутствия сопровождения шёл долго, 17 августа находился ещё в Сен-Валери, 9 сентября в 14:30 прибыл из Флиссингена в Роттердам, и только 3 октября 1942, наконец, в Гамбург, где стал на ремонт на Norderwerft. Лишь 7 января 1943 "BP 32" был доставлен буксиром "Orkan" из Фредериксхауна к месту службы в Кристиансанн-Южный (SNB VIII), где он был единственным кораблём службы и не базировалось ни одной эскадрильи. Баржа использовалась для спасательной службы в районе между базами в Осло и в Ставангере, где находился штаб флотилии. 6 июня 1944 при выходе в море в кв. В 6277/27 Ost вследствие зыби корабль сел на мель. Вскоре он был снят и взят на буксир судном "Wal 10", но из-за угрозы затопления (пробоины в носу и корме) был снова посажен на дно, теперь у берега. Спасательные работы при приближающихся северных ветрах были очень трудными и, в конце концов, корабль был разбит зимними штормами и признан потерянным.
Вошёл в строй в январе 1941 года и был подчинён спасательной службе Seenotzentrale (L) Nord в Нордернее, позывной DVAZ. 25 января 1941 получил приказ идти в Роттердам для установки размагничивающей обмотки, 1 апреля 1941 в 15:00 прибыл в Гавр, 5 апреля 1941 в 7:25 вышел на запад и прибыл в Брест, где затем всё время служил в спасательной флотилии Seenotflottille Brest-l'Aberwrach (с 1.06.1942 Seenotflottille 1) при службе Seenotzentrale (L) Brest (с 04.1941 Seenotzentrale (L) Bretagne, с 1.06.1942 SNB I). В Бресте в то время базировались эскадрильи Seenot.St.1, Stab/Kü.Fl.Gr.406, 2./Kü.Fl.Gr.506 (с 6.10.1941 2./Kü.Fl.Gr.906). С 10 января по 31 марта 1942 в Бресте также базировался отряд из 1./Bordfl.St.196. 11 апреля 1942 эскадрилья 2./906 была расформирована, в октябре 1942 та-же участь постигла штаб 406 авиагруппы. До конца оставалась только спасательная эскадрилья, которая была расформирована лишь с отступлением в июле 1944 года. Тогда-же расформировали и флотилию, а корабль эвакуировался в Германию. За время службы во Франции корабль отметился лишь в сентябре 1942, когда вместе с Immelmann подняли и доставили в Брест сбитый у пляжа в Пломодьерне британский бомбардировщик Armstrong Whitworth Whitley V. Дальнейшая служба BP 33 не известна. Предположительно, он предназначался для службы на севере. После капитуляции в мае 1945 достался США в качестве трофея и позже служил в составе ВМФ США как тендер гидросамолётов AVP-60, в феврале 1947 корабль был продан Датской компании Ludvig T. Nielsen в Штуббекобинге и получил имя Odder (позывной OXEV). В октябре 1947 г. он был продан гражданскому флоту Норвегии и к 1948 перестроен в автомобильный паром Tjeldsunfergen I (225 брт / 30,75x9,44x1,76 м, 10 уз., позывной LMRL), до 1967 эксплуатировался на линии Стейнсланд - Лилленг (Тьелдзунд), затем стоял на приколе, в 1971 куплен компанией Harstad Oplands Ferjeselskap A/S из Харстада, но из-за плохого состояния был перепродан Troms Fylkes Dampskibsselskap A/S (TFDS) в Тромсё, ничего не известно об эксплуатации, вероятно - стоял на приколе, в июне 2000 года был продан Thor Furuholmen A/S в Осло-Харштадте, дальнейшая судьба не известна.
Вошёл в строй 28 марта 1941, позывной DVMA, и подчинялся командованию кораблей и катеров Люфтваффе (Kdo. schiffe + boote), в мае 1941 прибыл в Нордерней, где обычно не базировались эскадрильи, подчинялся спасательному центру Seenotzentrale (L) Nord (с 1.06.1942 - Seenotkommando 27, с 19.08.1944 - Seenotgruppe 80) входя организационно в спасательную флотилию Seenotflottille Wilhelmshaven (с 1.06.1942 Seenotflottille 5 с 19.08.1944 Seenotflottille 80). После капитуляции в мае 1945 достался США в качестве трофея, 8 августа 1946 г. передан ВМФ США по репарациям и 16 августа 1946 г. вошёл в состав флотилии Союзной Администрации в Германии (OMGUS), с 29 апреля 1947 г. в Спасательной Службе (B.C.P.A.) в Бремене, 25 июля 1947 г. исключён, с 1 ноября 1947 г. - собственность компании DDG "Hansa", в апреле 1948 г. получил имя India. С 28 марта 1953 г. снова в составе американского ВМФ, как USN 106 при базе LCU (6) в Бремерхафене, 30 ноября 1956 г. передан ВМФ ФРГ, плавкран Y-875. Kranschiff I при Военно-морской Школе Подводного Плавания Бундесмарине (Marineunterwasserwaffenschule) в Ольпенице, тип числился как "класс 719", с января 1959 г. торпедо-испытательное судно Y-805. Memmert (перестроен), с 1975 г. водолазное судно при базе в Ольпенице. В мае 1981 г. продан частной верфи Otto Eberhardt в Арнисе, которая перестроила его в мини-контейнеровоз и в 1989 продала мальтийской фирме, где он эксплуатировался под именем Fairplay. Числился в регистре Ллойда до 1992 года.
В декабре 1940 вошёл в строй, позывной DVMB, определён к спасательному участку Seenotzentrale (L) westl. Ostsee в Тистеде (как единственный корабль, без флотилии), 11 декабря 1940 прибыл в Ольборг, затем - в Тистед, где тогда базировалась эскадрилья 3./Fl.Erg.Gr.(See). 16 мая 1941 корабль после ремонта находился в Ольборге, в июле 1942 г. передан в подчинение SNB VIII. 9 октября 1942 "BP 35" перешёл в Фредериксхаун, оттуда 1 ноября 1942 отправлен на буксире "Beowulf" в Норвегию и 31 декабря 1942 в 5:00 прибыл на место службы в Тронхейм, и вошёл в состав спасательной флотилии Seenotflottille 8 (с 19.08.1944 Seenotflottille 50). В Тронхейме в это время гидросамолёты не базировалась, но с конца 1943 там обосновались эскадрильи 1./SAGr.131, SeeTr.St. 2 и SeeTr.St. 3, а летом 1944 к ним добавилась 1./Kü.Fl.Gr.406. 4 января 1944 "BP 35" выходил в кв. 3986/16 Ost для спасения Blohm&Voss BV-138 из 1./SAGr.130, 28 апреля 1944 выходил в кв. 27661/16 Ost для спасения Dornier Do 24 стр. № 3240, севшего в море из-за плохой погоды, так-как "Karl Meyer" не мог подойти из-за малой глубины. После войны, с мая 1945 "BP 35" находился в составе в составе транспортной группы тральной администрации в Норвегии [DMRL (Deutsche Minen Räum Leitung, 4. Minenräumdivision, Norwegen], 7 декабря 1946 г. был передан норвежскому ВМФ, но уже в январе 1947 сообщалось, что норвежский ВМФ его не принял.
Вошёл в строй в декабре 1940 года, позывной DVMC, 3 декабря 1940 придан спасательному центру Seenotzentrale (L) Holland в Схеллингвауде (Амстердам) для службы в составе спасательной флотилии Seenotflottille Schellingwoude (с 1.06.1942 Seenotflottille 4) и 11 декабря 1940 вышел в Схеллингвауде, где тогда базировалась эскадрилья 3./Kü.Fl.Gr.406. 29 июля 1942 "BP 36" поднял обломки сбитого к востоку от Схеллингвауде британского бомбардировщика Vickers Wellington Mk III, возвращавшегося с бомбардировки Гамбурга и спас двоих членов экипажа (трое остальных погибли). В августе 1942 корабль передали торпедо-испытательному полигону в Гексенгрунде (Готенхафен). Последний раз "BP 36" упоминается 16.11.1944, когда он отметился в Хёрнуме. Дальнейшая судьба не известна, в списках послевоенных трофеев не числился.
Вошёл в строй 16 мая 1941, позывной DVMD, включен в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven и придан спасательному центру Seenotzentrale (L) Nord с базой в Листе, где тогда дислоцировалась спасательная эскадрилья Seenot.St.5, но служил в спасательной службе не долго: в июне 1941 был передан испытательной станции в Травемюнде, а с июля 1942 и до конца войны использовался при торпедо-испытательном полигоне в Гексенгрунде. В мае 1945 г. корабль достался Британии как трофей, с 1 июня 1945 г. числился в составе тральной администрации в Киле [Marine Bergungs- und Schiffskommando Kiel (MBSK)], с 7 февраля 1946 г. в составе флотилии Союзной Администрации в Германии (OMGUS), с 28 апреля 1947 г. - арендован компании Spiehs в Гамбурге в качестве спасательной баржи, с 10 августа 1948 г. назывался "Juno", с 11 января 1950 в аренде у А. Сиротского (A. Cirotzki) в Гамбурге, с 8 сентября 1951 в аренде у фирмы "Kaus & Schteinhausen" в Гамбурге, в сентябре 1954 выкуплен в собственность, к концу 1950-х корабль принадлежал В. Дамену (W. Dahmen) в Вильгельмсхафене и носил имя "Jochen", в 1979 г. ещё эксплуатировался. Дальнейшая судьба не известна.
|