входоглавлениеминоносцы → большие типа "G-41"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

 

Большие миноносцы

(Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 G-41 / V-47 / S-53 


Германия, 1915-1917 гг. 48 ед. (проекты верфей, по мобилизационной программе 1914 года)


G-41...42, 85...95

S-53...66, похожи V-47...48, 67...84

G-96

*
G-41...42
*
V-47...48
*
S-53...66
*
V-67...84
*
G-85...96
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
достроенные по новому типу из заказа 22.04.1914 г.
1 G-41 <Germaniawerft> Киль, стр. № 219 1914 к концу войны флагман 5 полуфлотилии, 3-й флотилии во Фландрии, 3.10.1918 затоплен в Брюгге при отступлении (51°13'N/03°14'O)
24.04.1915
14.10.1915
2 G-42 <Germaniawerft> Киль, стр. № 220 1914 21.04.1917 потоплен артиллерией британских лидеров "Broke" и "Swift" в Дуврском проливе (51°09'N/01°37'O), 36 убитых
20.05.1915
10.11.1915
3 V-47 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 362 1914 к концу войны флагман флотилии Z во Фландрии, 2.11.1918 затоплен в канале Тернойцен при отступлении (51°14'N/03°51'O)
10.06.1915
20.11.1915
4 V-48 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 363 1914 31.05.1916 потоплен артиллерией британских линкоров, крейсеров и эсминцев в Ютландской битве (57°01'N/06°00'O), 87 убитых
6.08.1915
10.02.1916
5 S-53 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 943 1915 с 10.1916 во Фландрии, к концу войны в 3 флотилии, 5 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 13.08.1924 поднят, в 1927 слом в Скапа
18.09.1915
17.12.1915
6 S-54 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 944 1915 с 10.1916 во Фландрии, к концу войны в 3 флотилии, 6 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, в 1921 выброшен на берег при буксировке на слом, 5.06.1925 снят, слом
11.10.1915
30.01.1916
мобилизационный заказ "F. Schichau" 8.08.1914 г.
7 S-55 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 945 1915 к концу войны во Фландрии, в 3 флотилии, 6 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 29.08.1924 поднят, слом в Грентоне
6.11.1915
6.03.1916
8 S-56 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 946 1915 к концу войны в 7 флотилии, 13 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 5.06.1925 поднят, в 1928 слом в Скапа
11.12.1915
16.04.1916
9 S-57 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 947 1915 10.11.1916 в 22:18 погиб на мине в Финском заливе (59°21'N/22°29'O), 2 убитых
8.01.1916
5.05.1916
10 S-58 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 948 1915 11.11.1916 в 04:25 погиб на мине в Финском заливе (59°22'N/22°48'O), без жертв
5.02.1916
4.06.1916
11 S-59 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 949 1915 11.11.1916 в 05:48 погиб на мине в Финском заливе (59°21'N/22°45'O), без жертв
16.02.1916
3.07.1916
12 S-60 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 950 1915 к концу войны в 9 флотилии, 17 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, в 07.1919 поднят, в 1920 передан Японии, в 1920 продан на слом британской фирме
3.04.1916
15.08.1916
13 S-61 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 951 1915 с 1917 во Фландрии, к концу войны в 1 полуфлотилии флотилии Z, 2.11.1918 затоплен в канале Тернойцен при отступлении (51°14'N/03°51'O)
8.04.1916
20.09.1916
14 S-62 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 952 1916 флагман полуфлотилии, 10.07.1918 в 21:30 погиб на мине в Северном море (54°47'N/04°52'O), 27 убитых
13.05.1916
7.11.1916
15 S-63 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 953 1916 с 1917 во Фландрии, к концу войны во 2 полуфлотилии флотилии Z, 5.11.1919 исключён, 23.05.1920 в Шербуре передан Италии по репарациям, "Ardimentoso", в 1937 исключён, слом
27.05.1916
18.12.1916
16 S-64 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 954 1916 18.10.1917 в 01:00 погиб на мине в Балтийском море (58°43'N/23°14'O), 6 убитых
21.08.1916
15.03.1917
17 S-65 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 955 1916 к концу войны во Фландрии, во 2 полуфлотилии флотилии Z, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 16.05.1925 поднят, слом в Грантоне
14.10.1916
22.04.1917
18 S-66 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 956 1916 10.07.1918 в 20:40 погиб на мине в Северном море (54°47'N/04°52'O), 76 убитых
21.11.1916
9.05.1917
мобилизационный заказ "A.G. Vulkan" 8.08.1914 г.
19 V-67 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. № 11 1914 к концу войны во Фландрии, флагман 1 полуфлотилии флотилии Z, 2.11.1918 затоплен в канале Тернойцен при отступлении (51°14'N/03°51'O)
3.08.1915
1.11.1915
20 V-68 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. № 12 1914 к 1918 во Фландрии, 8.08.1918 в 15:05 погиб на мине у фландрского побережья (51°33'N/03°15'O), 18 убитых
24.08.1915
3.12.1915
21 V-69 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 376 1914 с 1917 во Фландрии, к концу войны во 2 полуфлотилии флотилии Z, 2.11.1918 затоплен в Генте при отступлении (51°04'N/03°51'O)
18.08.1915
9.01.1916
22 V-70 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. № 13 1915 к концу войны во Фландрии, в 3 флотилии, 6 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 1.08.1924 поднят, блокшив судоподъёмной службы, в 1929 слом в Скапа
14.10.1915
6.01.1916
23 V-71 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 377 1915 с 10.1916 во Фландрии, к концу войны в 3 флотилии, 5 полуфлотилии, в 1918 интернирован в Стокгольме, 13.05.1920 передан Британи, в 1921 слом в Бонессе
1.09.1915
10.03.1916
24 V-72 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 378 1915 11.11.1916 в 03:45 погиб на мине в Финском заливе (59°23'N/22°51'O), без жертв
30.12.1915
28.03.1916
25 V-73 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 379 1914 к концу войны во Фландрии, в 3 флотилии, 5 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на малой глубине, в 07.1919 поднят, 9.10.1920 передан Британии, в 1922 слом в Грейнджмуте
24.09.1915
16.02.1916
26 V-74 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 380 1915 с 1917 во Фландрии, 25.05.1918 затонул в Зеебрюгге от взрыва при погрузке мин (51°20'N/03°12'O), 11 убитых, 07.1918 поднят, к концу войны в ремонте, 3.10.1918 затоплен в Брюгге при отступлении (51°13'N/03°14'O)
29.10.1915
28.03.1916
27 V-75 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. № 14 1915 10.11.1916 в 22:04 погиб на мине в Финском заливе (59°23'N/22°30'O), 3 убитых
15.01.1916
29.04.1916
28 V-76 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. № 15 1915 11.11.1916 в 06:25 погиб на мине в Финском заливе (59°20'N/22°23'O), 1 убитый
27.02.1916
8.06.1916
29 V-77 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. № 16 1915 к концу войны во Фландрии, флагман 5 полуфлотилии 3 флотилии, 2.11.1918 затоплен в канале Тернойцен при отступлении (51°14'N/03°51'O)
28.02.1916
18.05.1916
30 V-78 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 381 1915 к концу войны во Фландрии, флагман 13 полуфлотилии 7 флотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 7.09.1925 поднят, слом в Грэнтоне
19.02.1916
18.05.1916
31 V-79 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. № 17 1915 к концу войны в 9 флотилии, 17 полуфлотилии, 14.06.1920 в Шербуре передан Франции по репарациям, "Pierre Durand", 15.02.1933 исключён, слом
18.04.1916
11.06.1916
32 V-80 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 382 1915 к концу войны в 9 флотилии, 17 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на малой глубине, в 07.1919 поднят, 9.10.1920 передан Японии, 06.1920 продан британской фирме, 1922 слом
28.04.1916
6.07.1916
33 V-81 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 383 1915 к концу войны во Фландрии, в 3 флотилии, 5 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на малой глубине, в 07.1919 поднят, но затонул при буксировке
27.05.1916
29.07.1916
34 V-82 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 384 1916 с 1917 во Фландрии, во 2 полуфлотилии флотилии Z, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на малой глубине, в 07.1919 поднят, 9.10.1920 передан Британии, в 1922 слом в Портсмуте
5.07.1916
30.08.1916
35 V-83 <A.G. Vulkan> Гамбург, стр. № 18 1916 к концу войны в 7 флотилии, 13 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, в 1923 частично поднят, в 1928 слом в Скапа
10.06.1916
30.10.1916
36 V-84 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 385 1916 26.05.1917 погиб на мине в Северном море (53°43'N/06°21'O), 5 убитых
17.08.1916
6.11.1916
мобилизационный заказ "Germaniawerft" 8.08.1914 г.
37 G-85 <Germaniawerft> Киль, стр. № 221 1915 21.04.1917 потоплен артиллерией британских лидеров "Broke" и "Swift" в Дуврском проливе (51°09'N/01°37'O), 35 убитых
24.07.1915
14.12.1915
38 G-86 <Germaniawerft> Киль, стр. № 222 1915 к концу войны в 1 флотилии, 1 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 14.07.1925 поднят, слом в Грэнтоне
24.08.1915
11.01.1916
39 G-87 <Germaniawerft> Киль, стр. № 223 1915 30.03.1918 в 6:20 погиб на мине в Северном море (54°54'N/06°24'O), 43 убитых
22.09.1915
10.02.1916
40 G-88 <Germaniawerft> Киль, стр. № 224 1915 с 10.1916 во Фландрии, в 3 флотилии, 8.04.1917 в 00:15 потоплен британским торпедным катером в Зеебрюгге (51°22'N/03°15'O), 18 убитых
16.10.1915
11.03.1916
41 G-89 <Germaniawerft> Киль, стр. № 225 1915 к концу войны в 7 флотилии, 14 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, в 12.1922 поднят, в 1926 слом в Скапа
11.12.1915
10.05.1916
42 G-90 <Germaniawerft> Киль, стр. № 226 1915 11.11.1916 в 03:52 погиб на мине в Финском заливе (59°23'N/22°48'O), 11 убитых
15.01.1916
15.06.1916
43 G-91 <Germaniawerft> Киль, стр. № 227 1915 к концу войны во Фландрии, в 3 флотилии, 6 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем, 12.09.1922 поднят, слом в Инверкейтинге
16.11.1915
22.07.1916
44 G-92 <Germaniawerft> Киль, стр. № 228 1915 к концу войны в 7 флотилии, 14 полуфлотилии, 22.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен там экипажем на мелком месте, 1921-1922 слом в Сандерленде
15.02.1916
25.08.1916
45 G-93 <Germaniawerft> Киль, стр. № 229 1916 30.03.1918 в 6:30 погиб на мине в Северном море (54°54'N/06°24'O), 10 убитых
11.07.1916
27.09.1916
46 G-94 <Germaniawerft> Киль, стр. № 230 1916 30.03.1918 в 5:40 погиб на мине в Северном море (54°54'N/06°24'O), 13 убитых
1.08.1916
26.10.1916
47 G-95 <Germaniawerft> Киль, стр. № 231 1916 к концу войны во Фландрии, флагман 1 полуфлотилии флотилии Z, 5.08.1920 передан Британии по репарациям, в 1921-1922 слом в Сандерленде
29.08.1917
25.11.1916
48 G-96 <Germaniawerft> Киль, стр. № 232 1916 во Фландрии, 26.06.1917 в 01:30 погиб на мине у фландрского побережья (51°15'N/02°38'6''O), 4 убитых
16.09.1916
23.12.1916
ТТХ
  G.41-42 G.85-95 G.96 V.47-48 V.67-84 S.53-66
Водоизмещение нормальное 960 т 990 т 924 т 919 т
полное 1147 т 1188 т 1170 т
Размерения длина КВЛ 82,2 м 82,3 м 81,0 м 82,5 м
полная 83,0 м 84,5 м 83,1 м 82,0 м 83,1 м
ширина 8,36 м 8,32 м 8,36 м
осадка носом 3,40 м 3,90 м
кормой 3,50 м 3,90 м 3,60 м
высота борта 4,40 м 4,60 м 4,30 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта
Ø 2,50 м Ø 2,60 м Ø 2,50 м Ø 2,60 м
2 МО 2 турбины "Germania" 2 турбины "AEG-Vulcan"
на V-83 и V-84 с редуктором Фёттингера
2 турбины "Schichau" + 1 маршевая на правый вал
3 КО 3 нефтяных военно-морских ПК
(2х1, 1х2) 18 атм., 2400 м² (1х1, 2х2) 18 атм., 2403 м² (1х1, 2х2) 18 атм., 2417 м² (2х1, 1х2) 18,5 атм., 2381 м² (1х1, 2х2) 18,5 атм., 2286 м²,
на V-83 и V-84 2311 м²
(2х1, 1х2) 18,5 атм., 2236 м²
проектная мощность 24000 л.с. 23500 л.с. 24000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 33,5 уз. 32,0 уз. 33,5 уз. 34,0 уз.
на испытаниях 32,8 уз. при 22800 л.с., 573 об/мин. 34,2 уз. при 26300 л.с., 619 об/мин. ? 34,4 уз. при 25200 л.с., 579 об/мин. 36,6 уз. при 24400 л.с., 563 об/мин. 35,1 уз. при 25900 л.с., 586 об/мин.
запас топлива 326 т. нефти 338 т. нефти Гамбургские: 306 т. нефти
Штеттинские: 308 т. нефти
305 т. нефти
дальность плавания 17 узлов 1950 миль --- 2040 миль 2050 миль 2450 миль
20 узлов 1715 миль 1760 миль 1810 миль 1960 миль
Экипаж 85 чел. (3 офицера, 82 матроса), позже (после перевоор. на 105-мм) 105 чел. (4 офицера, 101 матрос)
на флагманском + 16-18 чел. (3 офицера, 13-15 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 10-12 отсеков (?), "G" - с двойным дном, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 2 турбо-генератора, 28 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. ?
ВООРУЖЕНИЕ
штат на G.42, 85-89, 91, V.47-48, 67-71, 73, 74, 77-81, S 53-56 с конца 1916, на S 60-66, V 82-84, G 92-96 сразу
3 - 88 мм/45 [300 снарядов] 3 - 105 мм/45 [210 снарядов]
6 (2x2, 2х1) ТА - 500 мм [8 торпед]
24 мины (на "G-96": 40)
S-56, V-72, V-75, G-88 в 1916-1917 временно, при необходимости, брали на борт самолёты типа Friedrichshafen FF-33B (на платформе над МО)

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД И ВИД К КОНЦУ ВОЙНЫ

 

По заказу от 22 апреля 1914 и мобилизационному 8 августа 1914 предполагалось построить 60 миноносцев типа "V-25", но уже во время войны командование флотом, на основании боевого опыта, сочло нужным увеличить крейсерскую скорость с 17 до 20-21 узла, поэтому нужно было принять радикальные меры к увеличению района плавания миноносцев. Для этого пришлось пойти на удлинение корпуса на 3,5 м, что дало возможность увеличить вместимость нефтяных цистерн. Верфям разрешили достроить по первоначальному проекту только по 4 миноносца (то есть одну флотилию), находящихся в окончательной фазе постройки, остальные строились по удлинённому типу. Отличительной чертой S-53 - S-66 было наличие маршевой паровой турбины для экономического хода. Эта турбина при необходимости подключалась к валу правого борта и находилась в одном отсеке с главной турбиной правого вала.

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

 

Внешне корабли разных верфей отличались формой кормы, расположением торпедных аппаратов, грот-мачты и задней трубы. Кроме того, "вулкановские" корабли выделялись более выпуклым полубаком.

Корабли верфей "Vulcan" и "Шихау" имели лишь незначительные отличия: на V-ботах грузовая стрела стояла в диаметральной плоскости между дымовыми трубами; кормовая труба была овального сечения, носовая - круглого. На S-ботах грузовая стрела находилась по левому борту рядом с передней дымовой трубой; обе дымовых трубы были овального сечения.

Корабли верфи "Германия", как и раньше, отличались размещением мостика на полубаке, кроме того, грузовая стрела стояла у задней трубы.

Последний миноносец серии - V-96 был достроен по изменённому проекту и стал прототипом для следующей серии. Этот одиночный корабль имел удлиненный полубак, усиленную конструкцию, хорошую мореходность и мог нести 40 мин вместо 24.

Четыре миноносца серии, S-56, V-72, V-75, G-88, временно, при необходимости, могли брать на борт самолёты Friedrichshafen FF-33B, размещаемые на площадке над МО.

***

Хотя 88-мм пушка имела тяжелый для своего калибра (почти 10-килограммовый) снаряд, британцы могли встретить противника более многочисленными четырехдюймовками с массой снаряда 11,4 кг. После Ютландского сражения, когда слабость 8-см пушки стала очевидна, с лета 1916 г. начали устанавливать на, в общем-то, небольшие 900-тонные корабли по три 105-мм орудия с длиной ствола 45 калибров. Действие 17-кг "гостинцев" этих превосходных пушек могло оказаться сокрушительным для любого эскадренного миноносца тех времен.

Зимой 1916 на всех уцелевших и строящихся кораблях мостик и передняя дымовая труба были подняты выше, на трубы установили козырьки. В конце войны на всех уцелевших миноносцах в корме разместили сбрасыватель для глубинных бомб.

V-82

 

 

V-47
Только через полтора года после начала войны первые корабли стали включаться в боевые действия.

24 апреля 1916 года G-41 участвовал в бомбардировке Ярмута и Лоустофта в качестве флагмана 6 флотилии. Миноносцу приписывается потопление британского военно-морского траулера "King Stephen" и пленение его экипажа.

10 ед. (G-41, 42, 86-88, V-48, 71, 73, S-53, 54) в составе 3-й и 6-й флотилий участвовали в Ютландском сражении 31 мая-1 июня 1916.

S-56
3 флотилия (S-53 - флагман, V-71, 73, G-88 - 5 полуфлотилия, G-42, V-48, S-54 - 6 полуфлотилия) - в 18:00 атаковали британские линкоры, а в 19:33 5 полуфлотилия из дымовой завесы - британские лёгкие крейсера, а 6 полуфлотилия - линкоры. V-48 получил попадание дного или двух 4-дюймовых (102 мм) снарядов в машинное отделение и потерял ход. G-42 пытался взять его на буксир, но был отогнан артиллерийским огнём. Около 19:45 стоящий миноносец выпустил торпеду по британским линкорам. Тогда же выпустил торпеду и S-54. Одна из них попала в британский линкор "Marlborough" и сильно повредила его. V-48 стоял на месте и медленно тонул, позже получил 6-дюймовый (152 мм) снаряд с мроходящего мимо британского линкора "Valiant" а в 19:45 был добит эсминцами британской 12-й флотилии. 90 человек экипажа погибли. Единственным оставшимся в живых был Ханс Роберт Титье (Tietje), который провел 14 часов в воде, прежде чем его спасло датское рыболовное судно.
V-63

G-42 отправился на помощь тонущему крейсеру Wiesbaden, а затем присоединился к охранению тонущего линейного крейсера "Lützow", ставя для него дымовую завесу. Он не пострадал от британских снарядов, но сотрясения от близких падений вызвали протечку конденсатора. S-54 до 5:25 буксировал повреждённый крейсер Rostock, а остальные его прикрывали, при этом в 1:10 S-53 имел короткую перестрелку с повреждённым британским лидером Broke. Когда крейсер пришлось затопить, миноносцы ушли в Киль.

S-66
6 флотилия в бою состояла из G-41 (флагман), V-44, G-86, G-87 (11 полуфлотилия) и G-37, V-45, S-50 (12 полуфлотилия). Около 17:00 они атаковали линейные крейсера Худа, вступили в бой с британскими эсминцами. В 19:15 миноносцы флотилии вышли в атаку на британские линкоры. В 19:20 миноносцы 11 полуфлотилии попали под огонь, выпустили по две (G-41) или 3 (G-86 и G-87) торпеды, но из за большой дистанции не попали. G-41 получил попадание в носовую часть (убиты 2 офицера и 2 матроса, по другим данным - 5 раненых, скорость упала до 25 уз.). G-86 также получил попадание в носовую часть (ранены командир и 9 матросов, по другим данным - убит 1, ранено 7 чел.). G-87 от попадания снаряда потерял 1 чел. убитым и 5 ранеными. Затем их обстреляли британские лёгкие крейсера, но попаданий не было. В 19:30 миноносцы вышли из боя и вернулись на базу.
V-67

После Ютландского сражения большой флот прекратил активные действия, но у миноносцев работы хватало. Они патрулировали, прикрывали минные постановки, совершали набеги на коммуникации. В ходе текущих ремонтов артиллерию заменяли на 105-мм пушки. Корабли этого типа использовались активно и понесли значительные потери. Очень не повезло состоящей из миноносцев этого типа 10-й флотилии 20-21 октября 1916 г., когда она потеряла на минах 7 кораблей из 11.

ГИБЕЛЬ 10-Й ФЛОТИЛИИ

 

Летом 1916 года немецкое командование посылало в Северную Балтику только подводные лодки. Надводные корабли разведку там не вели, так как были заняты охранением конвоев. Последствием этого стало слабое знание о русской оборонных мероприятиях, в особенности о создании между островами Даго и Эре сильной минно-артиллерийской позиции.

После походов подводных лодок в Рижский залив сложилось впечатление, что его не очень сильно охраняют, и командование немецким флотом решило совершить рейд до перешейка Супон и уничтожить все русские корабли на трассе Ревель — Моонзундские острова. Считалось, что результаты этой операции будут гораздо выше, чем результаты действия подводных лодок. Разведка доносила, что русские отправляли мощные подкрепления своим войскам под Ригой. Эта информация была ложной, так как к наступлению под Ригой не готовились и воинских перевозок морем не было, хотя действительно, судоходство между Моонзундом и Ригой было оживленным.

Для достижения цели предстояло преодолеть массу трудностей. Прежде всего опасались мин, поэтому в соединение решили не включать крейсера. Опасались и встречи с русскими эсминцами, поэтому в состав соединений вошла 10-я флотилия немецких миноносцев, состоящая из 11 новых кораблей, под командованием капитана 3 ранга фон Ветинга. В ее состав входили: S-56 (флагман), S-57, S-58, S-59, G-89, G-90, V-72, V-75, V-76, V-77 и V-78. Все они были построены в 1914-1916 годах и официально классифицировались как большие миноносцы (Grosse Torpedoboote), которые могли развивать скорость 34-36 узлов. Соединение могло принять бой с русскими эсминцами, а большая скорость позволяла уклониться от боя с превосходящими силами и быстро покинуть Рижский залив.

20 октября 1916 года 10-я флотилия провела разведывательный рейд к Моонзундским островам. Корабли дошли до северного побережья острова Даго, не встретив ни одного русского корабля. Правда, сигнальные посты на Эзеле и Даго обнаружили вражеские корабли, а командующий дивизией русских миноносцев адмирал Кедров хотел выйти им навстречу. Но этого все же не произошло. Он опасался, что противник поставил минное заграждение в проливе Соела между Эзелем и Даго, и без разведки не решился выйти в море, хотя в его распоряжении имелся сильный отряд, состоявший из новейших эсминцев (“Новик”, “Победитель”, “Орфей”, “Гром”, “Летун”, “Десна” и “Капитан Изыльметьев”), а также двух небольших миноносцев (“Деятельный” и “Дельный”).

Германское командование операцию решило провести в ночь с 10 на 11 ноября 1916 года. Для прикрытия были выделены значительные силы, легкие крейсера Kolberg, Straßburg и Augsburg, а также 8-я флотилия миноносцев, состоявшая из 11 кораблей. Всеми этими силами командовал капитан I ранга Лангемак, незадолго до этого представленный к званию контр-адмирала.

Вечером около восьми часов немецкое соединение находилось северо-восточнее мыса Дагерорт. Корабли Лангемака остались в этом районе, а 10-я флотилия начала прорыв в Финский залив. Корабли шли 21 узловым ходом в кильватерном строю во главе со своим флагманом (S-56). Расстояние между кораблями составляло 300 метров. На кораблях рассчитывали, что если один из них подорвется на мине, то остальным удастся этого избежать, и флотилия имела длину строя более 4000 метров.

Капитан 3 ранга фон Ветинг очень опасался русских мин, но не ожидал нахождения здесь крупных русских минных заграждений. Успокаивало то, что его корабли шли по тому же маршруту, что и немецкие подводные лодки, прорвавшиеся в Финский залив. Когда было пройдено 12 миль, в 20 часов 35 минут на одной из мин подорвался V-75. У всех это вызвало смятение, так как корабль шел предпоследним в строю. На V-75 повреждения были тяжелые: затоплено одно котельное отделение, погибло 3 человека. Корабль водоизмещением 1188 тонн тонул медленно, и его еще можно было спасти. На помощь поспешили соседи по строю G-89 и замыкающий S-57.

Когда S-57 подходил к борту поврежденного собрата, под гибнувшим V-75 взорвалась вторая мина. Корабль разорвало на три части. При этом повредило и S-57. V-75 быстро затонул, а его команда успела перейти на S-57, поэтому больших жертв не было. Поврежденный миноносец, лишившись хода, медленно дрейфовал. Через несколько минут он наткнулся на мину, после взрыва которой стал быстро тонуть. К нему на помощь подошел G-89, но было уже поздно: второй миноносец затонул. На G-89 теперь оказалось два экипажа (на S-57 погибло 2 человека) — 170 человек переживших кораблекрушение, и принимать участие в дальнейшей операции он не мог. Командир миноносца передал командиру флотилии, что он пойдет к соединению прикрытия.

Когда на S-З6 приняли сообщение с G-89, немецкое соединение находилось в состоянии паники. С флагмана не видели, что происходит в конце строя, ночь была темной. Через три минуты после первого подрыва V-75 командир флотилии узнал, что три его концевых корабля отстали. В первые минуты фон Ветинг подумал о развороте и поиске пропавших кораблей. Но тут он получил новое донесение, в котором сообщалось, что один из кораблей подорвался на мине, а два других оказывают ему помощь. Это полностью соответствовало его приказу на операцию, где говорилось, что “если кто-то получит повреждение, то два соседних корабля должны подойти ему на помощь”. После этого командир флотилии принял решение продолжать операцию и оставшиеся 8 кораблей пошли дальше.

В 22 часа соединение подошло к Оденсхольму и только там командир флотилии узнал, что два его корабля затонули, а третий G-89 вышел из строя. И все же, несмотря на это, он продолжал вести флотилию на восток. Крайней точкой похода должен был стать траверз мыса Пакерорт. Но командиру флотилии не повезло, на его пути не оказалось ни одного русского корабля или судна, и фон Ветинг не хотел возвращаться без успехов. Поэтому он принял решение обстрелять находившиеся в Балтийском порту русские корабли и торговые суда.

Но русские не имели в этой гавани ни кораблей, ни складов. Идея обстрела порта пришла не случайно, а под воздействием разведывательной информации, из которой можно было сделать вывод, что Балтийский порт является одной из баз российского флота. На самом деле это был небольшой провинциальный городок, куда военные корабли не заходили.

В точку обстрела корабли вышли без происшествий. У входа в бухту Пацкер остались 5 кораблей, а флагман S-56, G-90 и S-59 вошли в небольшую бухту и приблизились к Балтийскому порту на дистанцию 600 метров и в 1 час 30 минут открыли огонь. Обстрел продолжался 20 минут в течение которых выпустили 162 снаряда. С военной точки зрения результаты оказались ничтожными — снаряды повредили 24 жилых дома, было убито 10 человек и 8 ранено. После этого корабли вышли из бухты для соединения с остальными кораблями флотилии, которая пошла на запад для встречи с эскадрой прикрытия.

Фон Ветинг решил возвращаться более северным путем, чтобы обойти место гибели V-75 и S-57. О созданной русскими минной позиции он не знал. В 3 часа 36 минут почти одновременно подорвались на минах G-90 и V-72. G-90 начал быстро тонуть. К его борту подошел S-59 и снял экипаж. V-72 разломился пополам, но по какой-то невероятной случайности никто из его экипажа не пострадал. Он тонул медленно и подошедший к нему V-77 снял весь экипаж. Только после потери V-72 командир флотилии понял, что русское минное заграждение имеет большую протяженность на север и на восток.

Но выхода не было, и теперь следовало идти по этому пути до конца. Флотилия прошла еще 2 мили и находилась в 18 милях северо-западнее мыса Такхона, когда в 4 часа утра 11 ноября подорвался S-58 и начал быстро тонуть. Ему на помощь подошел S-59, сигнальщики которого увидели вблизи две дрейфующие мины. S-59 застопорил машины и спустил шлюпки, на которые перешел весь экипаж S-58.

После потери еще трех кораблей Ветинг осознал, что вверенные ему корабли оказались на большом минном поле, из которого будет очень трудно выбраться. Ветинг не знал его истинных размеров, но предполагал, что оно выставлено с севера на юг и закупоривает вход в Финский залив. Поэтому его корабли пошли на юг. Он считал, что мины выставлены ровными рядами (на самом деле русские ставили мины под разными углами).

И трагическое действие продолжало разыгрываться далее. В 5 часов 59 минут подорвался S-59, на борту которого находились экипажи двух потопленных кораблей. Трагедия на S-59 произошла после прохода всего 2 миль (в 16 милях северо-западнее мыса Такхона). Повреждения были тяжелыми и корабль тонул. К его борту подошел флагманский S-56 и снял экипажи трех кораблей. После этого происшествия Ветинг решил прорываться уже кратчайшим путем. Оставшиеся корабли увеличили скорость до 27 узлов, пытаясь вырваться из заминированной ловушки.

В 6 часов 15 минут, когда флотилия находилась в 9 милях от места гибели S-59 и на расстоянии 14,5 миль севернее мыса Такхона, подорвался на мине концевой V-76. Из его экипажа погиб только один моряк, но корабль был тяжело поврежден и начал тонуть. Его экипаж снял миноносец V-77. Это была последняя потеря 10-й флотилии.

Оставшиеся три корабля дошли до Дагерорта, где и произошла встреча с кораблями Лангемака. Раньше туда же пришел G-89. От флотилии осталось всего четыре корабля. 7 других погибли на передовой минно-артиллерийской позиции.

Командование русского флота получило первые донесения о прорыве немецких миноносцев около 22 часов 10 ноября, после того как на сигнальных постах на мысе Тахкуна и острове Вормси услышали взрывы мин. Позднее, в 2 часа, посты на Пакерорте обнаружили восемь немецких миноносцев. Через 30 минут русскому командованию стало известно, что немецкие корабли обстреливают Балтийский порт. После этого адмирал А. Непенин приказал выйти к передовой минно-артиллерийской позиции соединению миноносцев, которым было приказано не дать немцам уйти.

Русские корабли были не готовы к немедленному выходу в море. Около 5 часов вечера 11 ноября вышли в море эсминцы “Новик”, “Победитель”, “Гром”, “Орфей”, “Забияка”, “Эмир Бухарский”, “Финн”, “Гайдамак”, “Москвитянин”, “Уссуриец”, “Всадник” и “Амурец”. Командующий адмирал Кедров повел соединение на север, чтобы через пролив Моонзунд выйти к артиллерийской позиции. Но они опоздали, немцам удалось форсировать минное поле. В 11 часов это соединение провело поиск, якобы оставшегося на плаву немецкого миноносца. Поиск был завершен в 15 часов. Вскоре корабли вернулись на базу.

Выход в море 10-й флотилии закончился трагедией, эхо которой прокатилось по всей Германии. Катастрофу не удалось скрыть, так как русские выловили в море спасательные круги с погибших кораблей и быстро распространили информацию о потерях. Основная причина катастрофы — отсутствие точных разведывательных данных о районе операции. Информации, полученной от подводных лодок, оказалось недостаточно, а незнание о создании передовой минноартиллерийской позиции стоило Германии 7 новых миноносцев. К счастью, людские потери оказались минимальными — погибло 18 человек, а 20 было ранено. Ответственность за происшествие была возложена на командующего Разведывательными силами в Восточной Балтики адмирала Шульца и командующего 6-й разведывательной группой контр-адмирала Лангемака. Их сняли со своих постов.

Вице-адмирал А. Непенин слишком поздно принял решение об отправке миноносцев в Финский залив. Если бы оно было принято сразу же после получения информации о появлении немцев, то русские корабли могли успеть перехватить уцелевшие немецкие миноносцы.

После неудачного выхода 10-й флотилии командование немецкого флота больше не проводило активных операций на Балтике. Командование русского флота было занято борьбой с проникшими в Финский залив подводными лодками. Вскоре кампания 1916 года закончилась. Большинство русских кораблей ушло в Кронштадт на ремонт, а немецкие вернулись на базы в Киле и Гданьске.

 

 

23 октября 1916 года 3 и 9 флотилии перешли в Зебрюгге в Бельгии, чтобы укрепить немецкие силы во Фландрии и помочь подводным лодкам в атаках на союзнические перевозки. G-42 входил в 6 полуфлотилию 3 флотилии. 6 полуфлотилия в ночь с 26 на 27 октября 1916 г. приняла участие в крупном набеге на Ла-Манш с целью атаковать дрифтеры, патрулирующие за противолодочными сетями Дуврского заграждения, в ходе которого её корабли потопили британский эсминец "Flirt". Третья флотилия вернулась в Германию в ноябре того же года.

V-82
22 января 1917 года 11 миноносцев 6-й флотилии, включая G-41 и V-69, покинули Гельголанд, чтобы укрепить немецкие силы во Фландрии. Британский адмиралтейство знало об этом в результате расшифровки радиограм в комнате 40 и приказало крейсерам и эсминцам Гарвичских сил перехватить немецкие миноносцы. В ночь на 23 января у отмели Шоувен 6-я флотилия столкнулась с тремя британскими легкими крейсерами ("Aurora", "Conquest" и "Centaur"). Немцы попытались выйти в торпедную атаку, но были остановлены плотным огнем и ушли за дымовую завесу. Флагман флотилии V-69, единственный миноносец, который успел выпустить торпеды, был поражён тремя снарядами, одна из которых вывел из строя рулевое управление, заставив корабль двигаться по кругу. В результате возникшей путаницы он дважды столкнулся с G-41, при втором столкновении на палубе взорвалась одна из приготовленных к стрельбе торпед. Оба миноносца были сильно повреждены и, прежде чем они смогли скрыться в дыму, а G-41 также получил попадания двух британских снарядов, выведших из строя кормовую пушку и передние торпедные аппараты. G-41 удалось добраться до Зебрюггега через территориальные воды Нидерландов, а V-69 зашёл в Иймуйден в Нидерландах, где был наскоро отремонтирован, и вернулся в Германию 12 февраля. после чего был отправлен на ремонт в Вильгельмсхафен. V-69 потерял в бою убитыми 3 офицера (включая командира флотилии) и 15 матросов.

G-41
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 
V-69
 

Ночью 18 марта 1917 6-я флотилия совершила очередной рейд в Ла-Манш, в ходе которого S-49 и G-86 в 23:48 двумя торпедами потопили британский эсминец Paragon, а S-49 и G-87 вступили в бой с эсминцами Llewellyn и Laforey.

24 марта 1917 года 3 флотилия вернулась в Зебрюгге, а 7 апреля 1917 года британские торпедные катера атаковали Зеебрюгге и потопили G-88. V-81 также получил торпеду в борт, но она не взорвалась.

10, 13 и 18 апреля 1917 года вместе с флотилией, базирующейся во Фландрии, 3 флотилия приняла участие в неудачных походах в Ла-Манш. В ночь на 21 апреля миноносцы снова совершили набег в Дуврский пролив, разделившись на три группы. Первая, группа Готье (Gautier), состоящая из G-42, G-85, S-53, V-71, V-73 и V-81, должна была атаковать Дуврский барраж и убстрелять Дувр, вторая, группа Альбрехт (Albrecht), также состоящая из шести миноносцев, должна была напасть на барраж и обстрелять Кале, а третьей группе Цандер (Zander) из трех миноносцев было поручено атаковать судоходство в Даунсе. 20 апреля ок. 23:30 группа Готье встретила и обстреляла траулер "Sabreur", добившись двух попаданий. Немцы думали, что потопили траулер, но ему удалось уйти. Группа Готье затем обстреляла Довер и была в ответ безрезультатно обстреляна британской береговой артиллерией. Затем группа двинулась на запад, чтобы напасть на дрифтеры барража, но в 1:44 наткнулась на британские лидеры "Broke" и "Swift". G-42 под командованием Бернда фон Арнима таранил "Broke". Оба корабля при столкновении были сильно повреждены, и на короткое время, пока они не могли разойтись, между двумя экипажами вспыхнула рукопашная битва.
V-71 + S-54
G-42, получивший к тому же несколько попаданий снарядов и, по некоторым данным, 1 торпеду, отправился на дно (51°09'N/01°37'O), потеряв в общей сложности 36 матросов. G-85, торпедированный "Свифтом", также получил несколько попаданий снарядов, загорелся и затонул. (51°09'N/01°37'O), 35 убитых.

23 апреля 1917 S-53, S-54 и V-69 отражали атаку британских брандеров на Зеебрюгге, при этом S-53 был тяжело повреждён артогнём британского крейсера Iphigenie.

18 мая 1917 S-53 снова получил повреждения, теперь от авиации в Зеебрюгге.

26 мая 1917 V-84 погиб на мине в Северном море (53°43'N/06°21'O), 5 убитых.

G-96
В ночь на 5 июня 1917 года британские мониторы "Erebus" и "Terror" бомбардировали Остенде, серьезно повредив стоящий в сухом доке G-41.

26 июня 1917 G-96 в 1:30 погиб на мине у фландрского побережья (51°15'N/02°38'6''O), потеряв 4 человек убитыми.

10 сентября 1917 британская авиация при налёте на Брюгге нанесла некоторые повреждения V-70 и G-91.

С 23 сентября по 30 октября 1917 году S-61, S-63, S-64, S-65 (флагман), V-74 и V-82 в составе 6-й флотилии, S-56 (флагман), S-65, S-66, V-77, V-78 и G-89 в составе 10-й флотилии участвовали в Моонзундской операции.

S-64
В ходе её 12 октября S-64, V-74 и V-82 обстреляли русские аэродромы в Папенсхольме и Кильконде, а S-61 и V-82 высадили диверсионную группу на мысе Тофри, которая взорвала 4 русских орудия.

16 октября S-61, S-64 и V-74 вышли через Кассарский плес и через два дня вошли в Рижский залив, где в 23:20 S-64 подорвался на мине. В 1:00 его экипаж перешёл на S-61, а свой корабль подорвали. Он затонул на мелком месте.

G-41
15 января 1918 в Северном море на мине подорвался V-67. Корабль остался на плаву, но потерял 13 человек убитыми, носовая часть до рубки была оторвана.

V-67
 
V-67

V-47
30 марта 1918 в Северном море на минах погибли сразу три миноносца: в 6:20 G-87 (54°54'N/06°24'O), 43 убитых, в 06:30 G-93 и G-94 (54°54'N/06°24'O), по 10 убитых.

10 июля 1918 настал черёд S-66, который подорвался на мине в Северном море (54°47'N/04°52'O) и затонул со всем экипажем (76 убитых).

Последняя военная потеря имела место 8 августа 1918, когда V-68 нашёл свою мину у фландрского побережья (51°33'N/03°15'O), 18 убитых. 11 августа G-41 был сильно поврежден на магнитной мине, но его смогли отбуксировать обратно в Зеебрюгге.

S-65
3 октября 1918 два миноносца были затоплены в Брюгге при эвакуации (находящийся в ремонте G-41 и V-74). Ещё пять кораблей (V-47, S-61, V-67, V-69 и V-77) немцы затопили во Фландрии в день подписания перемирия 2 ноября 1918, а один миноносец (V-71) интернировался в Стокгольме.

V-74
 
V-74
 
V-74

Сразу после войны, 22 ноября 1918, 17 из оставшихся миноносцев были интернированы в Скапа-Флоу и 21 июня 1919 затоплены там экипажами. При этом S-54, S-60, V-73, V-80, V-81, V-82 и G-92 британцы взяли на абордаж и успели оттащить к берегу. Все были позже подняты и разобраны.

         

V-82
V-82
V-82 в числе десяти немецких эсминцев был выделен Великобритании и в 1919 или 1920 переведён в Портсмут, где использовался для испытаний артиллерийских орудий. В октябре 1920 года он служил в качестве мишени для монитора "Terror", и после полученных при этом повреждений вместе с V-44 выброшен на берег на острове Уэйл в Портсмутской гавани, а в 1921 году продан на месте на металлолом. Не смотря на это, работы не велись, и местные жители начали самостоятельно разбирать металл. После их задержания корпуса были снова проданы в 1927 году, на этот раз местному торговцу металлоломом Х.Г.Фундсу, которые демонтировал то, что смог на месте, а то, что не смог - до сих пор можно найти на южной стороне острова Уэйл.
Pierre Durand

В 1920 три оставшихся в Германии корабля, S-63, V-79 и G-95 вместе с интернированным в Стокгольме V-71, были переданы Антанте по репарациям. Два последних достались Британии и вскоре были пущены на слом.

Полученный французами V-79 был введён в состав французского ВМФ под именем Pierre Durand, и служил до 15 февраля 1933, когда был исключён и сдан на слом.

Ardimentoso
Ardimentoso
S-63 достался Италии. Зачисленный в состав Regina Marina как эскадренный миноносец (Caccia torpedeniere) корабль получил новое, традиционное в итальянском военном флоте имя Ardimentoso ("Смелый"). 19 января 1921 года эсминец покинул Шербур и 14 марта прибыл на военно-морскую казенную верфь в Таранто для прохождения капитального ремонта, который вместе с модернизационными работами продолжался до октября 1925 года. В период ремонта на корабле были удалены два носовых однотрубных торпедных аппарата, эффективность которых из-за постоянного заливания волнами считалась весьма незначительной. За счет освободившегося пространства была на 9,5 метров продлена палуба полубака - вплоть до мостика и носовой дымовой трубы. Это позволило устроить дополнительные помещения для команды.
Ardimentoso
Для итальянского флота улучшение обитаемости имело важное значение так как экипажи миноносцев проживали на борту корабля, в то время как в немецком кайзеровском флоте команды при нахождении миноносцев в базах, за исключением вахтенных, жили на берегу в казармах или на плавбазах.

Ardimentoso
Было заменено артиллерийское вооружение - вместо немецких 105-мм орудий были установлены три 100-мм / 47-калиберных орудия с легкими защитными щитами на прежних позициях, а также два 40-мм / 39-калиберных зенитных автомата "Breda", размещенных в районе кормовой трубы. С корабля удалили оборудование для постановки мин, заменив его на противолодочное вооружение - глубинные бомбы и бомбосбрасыватели. Была демонтирована кормовая прожекторная платформа с грот-мачты. Были капитально отремонтированы котлы, которые к тому же были приспособлены для сжигания тяжелой нефти, использовавшейся в итальянском флоте и отличавшейся большей температурой сгорания. Также для улучшения сгорания были установлены специальные подогреватели топлива
Ardimentoso
системы "Baulino", которые нагревали и разжижали нефть еще до попадания к форсункам. В целом все улучшения увеличили водоизмещение миноносца на 50 тонн.

Эсминец вступил в строй итальянского флота 1 октября 1925 года (по другим данным 3 марта 1926 года). Но испытания показали, что из-за сильной изношенности механизмов корабль мог развивать только 60% от проектной мощности, что обеспечивало наибольшую скорость не более 25,6 узлов. Естественно боевая ценность такого корабля не оценивалась высоко.

Ardimentoso
1 октября 1929 года Ardimentoso был переклассифицирован в миноносец ("torpedentere") и в дальнейшем большую часть службы использовался в качестве учебного артиллерийского корабля и для подготовки специалистов-дальномерщиков из числа курсантов военно-морской школы (Scuole CEMM) в Поле.

В 1933 году из-за отсутствия запаса немецких 500-мм торпед два немецких спаренных торпедных аппарата были заменены на 2-трубные 450-мм торпедные аппараты итальянского производства.

В феврале 1938 года миноносец был выведен из действующего флота, а 4 февраля следующего года исключен из списков и продан для резки на металл. В том же году корабль был разобран.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                   

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою. Санкт-Петербург, 1995.
4 Итальянские модификации на бывших немецких кораблях // журнал "Бриз".-2001.-№2.
5 Кофман В. - От калек адмирала Ланса до последних гигантов // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 10.11.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1915-1920
Флот королевства Италия (Regia Marina) 1920-1937
Флот республики Франция (Marine Nationale) 1920-1933
V69
Повреждённый "V-69" возвращается на базу, февраль 1917 г.
V47
"V-47" в конце войны.
G96
"G-96" в 1917 г.

Один из миноносцев в конце войны.

Повреждения от попадания снаряда на палубе одного из миноносцев.
V69
Повреждения "V-69". Вильгельмсхафен, февраль 1917 г.
V69
Повреждения "V-69". Вильгельмсхафен, февраль 1917 г.
V69
Повреждения "V-69". Вильгельмсхафен, февраль 1917 г.
V69
Повреждения "V-69". Вильгельмсхафен, февраль 1917 г.

Миноносец типа "S-53" в 1916-1917 гг.
S53
"S-53"
G41
"G-41"

"V-67"

Два миноносца серии.
G41
"G-41" в конце войны.
G85
Модель "G-85".
G85
Модель "G-85".
G85
Модель "G-85".
G85
Модель "G-85".
V67
Модель "V-67".
V67
Модель "V-67".
V67
Модель "V-67".
G85
Модель "G-85".
S53
Модель "S-53".
V67
Модель "V-67".
V69
Модель "V-69".
S63 Ardimentoso
Итальянский "Ardimentoso" (быв. "S-63") до модернизации.
S63 Ardimentoso
Итальянский "Ardimentoso" (быв. "S-63") в 1926 г. (после модернизации)
S63 Ardimentoso
Итальянский "Ardimentoso" (быв. "S-63") в 1922 г. (до модернизации)
S63 Ardimentoso
Итальянский "Ardimentoso" (быв. "S-63").
S63 Ardimentoso
Итальянский "Ardimentoso" (быв. "S-63").
S63 Ardimentoso
Итальянский "Ardimentoso" (быв. "S-63"), 1926 г.
V79 Pierre Durand
Французский "Pierre Durand" (быв. "V-79"), 1922 г.
V44
Остатки "V-44" и "V-82" на берегу о. Уэйл в Портсмуте при отливе, нач. 2000-х гг.
V44
"V-44" и "V-82" на берегу о. Уэйл в Портсмуте, 1920-е гг.

Германские миноносцы, выброшенные на берег в Скапа-Флоу.

Германский миноносец, выброшенный на берег в Скапа-Флоу.

Германский миноносец, выброшенный на берег в Скапа-Флоу.

Германские миноносцы, выброшенные на берег в Скапа-Флоу.
G92
"G-92", затопленный в Скапа-Флоу.

Британцы берут на абордаж германские миноносцы в Скапа-Флоу, 21 июня 1919 г.
V74
Подорванный "V-74" в Брюгге, октябрь 1918 г.
V74
Подорванный "V-74" в Брюгге, октябрь 1918 г.
V74
Подорванный "V-74" в Брюгге, октябрь 1918 г.
V44
"V-44" и другие немецкие миноносцы перед отправкой в Скапа-Флоу.
S65
"S-65" в Гельголанде после обьявления перемирия, октябрь 1918 г.
V67
Буксировка в Зеебрюгге подорвавшегося на мине миноносца "V-67".
V67
Буксировка в Зеебрюгге подорвавшегося на мине миноносца "V-67".

Один из миноносцев серии, постройки верфи "Schichau".

Один из миноносцев серии, постройки верфи "Schichau".
S64
"S-64", затопленный в Балтийском море после подрыва на мине.
S-54 V71
"V-71" и "S-54" с оторванной кормой.

Один из миноносцев серии, постройки верфи "Schichau".
V82
Кормовое 105-мм орудие "V-82".
V69
"V-69" в доке в Вильгельмсхафене.
V69
"V-69" в доке в Вильгельмсхафене.
V69
"V-69" в доке в Вильгельмсхафене, 16 февраля 1917 г.
V69
Повреждения "V-69". Вильгельмсхафен, февраль 1917 г.
V69
"V-69" в доке в Вильгельмсхафене, 16 февраля 1917 г.
V69
"V-69" в доке в Вильгельмсхафене, 16 февраля 1917 г.
V69
"V-69" в доке в Вильгельмсхафене, 16 февраля 1917 г.
V69
"V-69" в доке в Вильгельмсхафене, 16 февраля 1917 г.
V69
Повреждения "V-69". Вильгельмсхафен, февраль 1917 г.
V69
Повреждения "V-69". Вильгельмсхафен, февраль 1917 г.
V69
Повреждения "V-69". Вильгельмсхафен, февраль 1917 г.
V69
Повреждения "V-69". Вильгельмсхафен, февраль 1917 г.
V69
Повреждения на палубе "V-69". Вильгельмсхафен, февраль 1917 г.
G41
Повреждения "G-41" после столкновения.
V82
"V-82"
S66
"S-66"
V63
"V-63"
S56
"S-56"
V47
"V-47"

Новая 105-мм пушка для миноносцев.
V79
"V-79"
V79
"V-79"
V79
"V-79"
V79
"V-79"
V79
"V-79"
S53
"S-53"
V79
"V-79"
V47
"V-47"
G41
"G-41"
G85
"G-85"
V67
"V-67"