входоглавлениеминоносцы → большие типа "V-150"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Большие миноносцы

(Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 V-150 


Германия, 1907-1908 гг. 12 ед. (проект верфи "Vulcan", по программе 1906 - 1907 годов)

 

*
V-150...161
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение 24.09.1917 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 V-150 --- <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 274 1907 18.05.1915 в 00:20 погиб в столкновении с V-157 в Яде (54°24'N/07°45'O), 60 убитых.
1.08.1907
20.11.1907
2 V-151 T-151 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 275 1907 к концу войны в 4-й флотилии, 7 полуфлотилии (Балтика), с 1921 в Рейхсмарине, в 1922-1924 модернизирован (Marinewerft, Вильгельмсхафен), с 12.03.1937 быстроходный буксир мишеней Comet, с 04.1939 торпедолов T-151, с 20.11.1945 в тральной флотилии в Вильгельмсхафене, с 4.01.1946 трофей США, в 1948 слом на "Bremer Vulcan".
14.09.1907
29.02.1908
3 V-152 T-152 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 276 1907 к концу войны в 4-й флотилии, 7 полуфлотилии (Балтика), с 1921 в Рейхсмарине, 31.03.1931 исключён, в 1935 продан на слом.
11.10.1907
10.04.1908
4 V-153 T-153 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 277 1907 с 1916 флагман флотилии ПЛ, с 1921 в Рейхсмарине, в 1922-1924 модернизирован (Marinewerft, Вильгельмсхафен), с 29.08.1938 учебный корабль дальномерщиков Eduard Jungmann, с 22.12.1945 трофей США, с 1947 отметчик при Германской тральной администрации, в 1949 слом в Голландии.
13.11.1907
9.05.1908
5 V-154 T-154 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 278 1907 к концу войны в 4-й флотилии, 7 полуфлотилии (Балтика), с 1921 в Рейхсмарине, 8.10.1928 исключён, в 1935 продан на слом.
19.12.1907
5.06.1908
6 V-155 T-155 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 279 1907 к концу войны в 4-й флотилии, 9 полуфлотилии (Балтика), с 1921 в Рейхсмарине, в 1922-1924 модернизирован (Marinewerft, Вильгельмсхафен), с 10.1936 тендер и торпедолов, 22.04.1945 потоплен советской авиацией в Свинемюнде (53°56'N/14°17'O), разобран на месте.
28.01.1908
25.06.1908
7 V-156 T-156 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 280 1907 с 1916 учебный корабль при торпедо-испытательной комиссии, с 1921 в Рейхсмарине, в 1922-1924 модернизирован (Marinewerft, Вильгельмсхафен), с 1936 торпедолов, с 1944 Bremse при соединении береговой охраны в Норвегии, 3.05.1945 затоплен в Киле, разобран на месте.
29.02.1908
21.07.1908
8 V-157 T-157 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 281 1907 к концу войны в 4-й флотилии, 9 полуфлотилии (Балтика), с 1921 в Рейхсмарине, в 1922-1924 модернизирован (Marinewerft, Вильгельмсхафен), с 1936 торпедолов, 22.10.1943 в 17:25 погиб на мине на Новом фарватере (Гданьская бухта, 54°25'N/18°43'O) - затонул в считанные минуты, разобран на месте.
29.05.1908
27.08.1908
9 V-158 T-158 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 282 1908 к концу войны в 4-й флотилии, 9 полуфлотилии (Балтика), с 1921 в Рейхсмарине, в 1922-1924 модернизирован (Marinewerft, Вильгельмсхафен), с 1936 торпедолов, с 15.01.1946 трофей СССР, Прозорливый, с 28.11.1950 учебный блокшив Аракс, сдан на слом в 1961.
23.06.1908
8.10.1908
10 V-159 T-159 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 283 1908 с 1916 флагман флотилии ПЛ, 20.08.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Грантоне.
13.07.1908
2.11.1908
11 V-160 T-160 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 284 1908 к концу войны в 4-й флотилии, 7 полуфлотилии (Балтика), 20.08.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Грантоне.
12.09.1908
15.12.1908
12 V-161 T-161 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 285 1908 с 1916 флагман флотилии ПЛ, 3.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Бонессе.
21.04.1908
17.09.1908
ТТХ
  V-150...160 V-161 Т-151, 153, 155...158 с 1922-1924
Водоизмещение нормальное 558 т 596 т 670 т
полное 691 т 687 т 796 т
регистровое 461 брт, 161 нрт 506 брт, 163 нрт
Размерения длина КВЛ 72,2 м
полная 72,5 м 73,8 м
ширина 7,8 м
осадка носом 2,84 м 2,94 м 3,22 м
кормой 3,03 м 2,98 м 3,15 м
высота борта 4,15 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,40 м 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,10 м 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,40 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения 2 турбины "AEG" 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
4 КО 4 военно-морских ПК (19 атм., 1677 м²) 4 военно-морских ПК (19 атм., 1679 м²) 4 военно-морских ПК (19 атм., 1677 м²)
проектная мощность 10900 л.с. 14800 л.с. 10600 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 30 уз. 32 уз. ---
на испытаниях 31,1 уз. при 320 об/мин. 33 уз. при 670 об/мин. 29,9 уз. при 320 об/мин.
запас топлива 158 т. угля 166 т. угля 181 т. нефти
дальность плавания 14 узлов --- 1520 миль ---
17 узлов 895 миль --- 3500 миль
20 узлов --- --- 1450 миль
Экипаж 84 чел. (3 офицера, 81 матросов),
на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов)
100-101 чел. (4 офицера, 94-95 матросов),
с 1920: на флагманском + 19 чел. (5 офицеров, 14 матросов),
с 1935: 91-92 чел. (4 офицера, 87-88 матросов),
на торпедоловах: 61 чел. (1 офицер, 60 матросов),
на "Eduard Jungmann" - 75 чел. (1 офицер, 74 матроса)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 12 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 473 тыс. - 1 млн. 523 тыс. М 1 млн. 780 тыс. М ?
ВООРУЖЕНИЕ
V-150...155 V-156...161 V.153, 155, Т.154 позже T.151, 153, 155-158 с 1922-1924 Eduard Jungmann с 1938 торпедоловы Т-151, 155...158 с 1940 Eduard Jungmann с 09.1940
2 - 88 мм/35 [200 снарядов] 2 - 88 мм/30 [200 снарядов] 2 - 88 мм/45 2 - 88 мм/45 6 дальномеров --- 1 - 88 мм/45
позже + 2 - 20 мм 2 - 20 мм
3 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды] 1х2 ТА - 500 мм (палубный) [4 торпеды] ---
"V-152", "V-154", "V-155" в 1916-1917 временно, при необходимости, брали на борт самолёты 2 бомбосбрасывателя --- 2 бомбосбрасывателя

 

 

Выполнение амбициозной программы развития флота сильно перегружало основных производителей миноносцев - верфи "Шихау" и "Германия", и руководство флота решило подключить третью фирму. Выбор пал на штеттинский "Vulcan" - верфь, уже известную своими броненосцами, крейсерами и трансатлантическими лайнерами. Заводу заказали сразу целую флотилию из 12 миноносцев, причём, один из них должен быть турбинным. Фирма успешно справилась с заказом, взяв за основу последние корабли "Шихау". В первой полусерии торпедные аппараты скомпоновали "по старинке", в передней части, но во второй половине серии они заняли места, как и на эльбингских предшественниках, причём турбинный экземпляр внешне ничем не отличался от своей флотилии.

По указанию адмирал-штаба окончательно отказались от 50-мм пушек и разместили на корабле всего две, но 88-мм. При этом, не связанные "миноносными" традициями конструкторы не стали сохранять привычную кормовую рубку-тамбур-лафет, а установили кормовое орудие на обычном станке, и выполнили тамбур отдельно, что сразу стало стандартом. Кроме того, корабли этой серии сперва отличались характерным "английским" мостиком с открытым по бокам ходовым постом с закрытой штурманской рубкой за ним. В остальном они отличались, разве, что увеличенной на 2 м длиной, использованной для увеличения объёма угольных ям, увеличенным на 4 человека экипажем и отказом от одной из переборок.

Корабли обладали относительно хорошей мореходностью для их размеров, хотя и хуже, чем у кораблей фирмы "Шихау", имели умеренную килевую и сильную бортовую качку; маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность.
V-150
Применение оружия было возможно до 7 баллов. Использование торпедного аппарата между баком и мостиком едва ли было возможно при 6 баллах по Бофорту вследствие водяных брызг, которые также сильно препятствовали навигации.

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

V-161
 

С 1916 палубы остались, как и прежде, чёрные, но все вертикальные поверхности труб и надстроек были серые. Краска быстро выцветала в светло-серый. В качестве камуфляжа на борту красилась черная панель. В конце войны на всех миноносцах серии на переднюю дымовую трубу был установлен козырёк. Часто так же, как бортовая панель закрашивались и другие поверхности борта.
V-155

На оставшихся после войны миноносцах была установлена высокая фок-мачта и очень высокий козырёк передней дымовой трубы, грот-мачта была наоборот уменьшена, все получили бомбосбрасыватели на корме.

В 1922-1924 "Т 151", "Т 153", "Т 155...158" были модернизированы на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене. При этом полубак продлили до передней трубы, новое торпедное вооружение составил один двухтрубный 500 мм аппарат в центральной части, была перестроена система вентиляции. Позже на кормовой рубке появились 20-мм зенитные автоматы.
Eduard Jungmann

В 1935-1936 на перестроенных в торпедоловы "Т-155...158" по правому борту были установлены грузовые стрелы. Тогда же в учебный корабль дальномерщиков был переоборудован "Т-153" и в 1938 переименован "Eduard Jungmann".

изображения с сайта www.shipbucket.com

 

 

 

К началу войны все входили в 6-ю флотилию миноносцев (11-я и 12-я полуфлотилии), флагманом был "V 161".

V-150 / V-152
 
V-150
 
V-151
 
V-151
 
V-152
 
V-153
 
V-154
 
V-156
 
V-156
 
V-156
 
V-157
 
V-158 / V-160
 
V-160
 
V-160
 
V-161
 

T-160
24 сентября 1917 на всех миноносцах этого типа, кроме погибшего в столкновении "V-130", индекс поменяли на "Т". В этом году (с 23 сентября по 30 октября) "Т-151", "Т-154", "Т-157", "Т-158" и "Т-160" в составе 4-й флотилии, 7 полуфлотилии участвовали в Моонзундской операции.

После окончания войны миноносцы участвовали в послевоенном тралении, для чего с них были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование.

 
T-150
 
T-151
 
T-156
 
T-156

По условиям версальского договора три миноносца этого типа ("Т.159-161") попали под репарации и были переданы Британии. При образовании государственного флота в 1921 г. оставшиеся восемь кораблей ("Т.151-158") по разрешению Антанты были оставлены в строю для береговой обороны.

На оставшихся миноносцах была установлена высокая фок-мачта и очень высокий козырёк передней дымовой трубы, грот-мачта была наоборот уменьшена, все получили бомбосбрасыватели на корме. Не прошедшие модернизацию "Т-152" и "Т-154" до конца службы оставались в таком виде и были списаны, соответственно в 1931 и 1928 гг. Стоит отметить, что "Т-157" с марта 1920 до 1922 командовал будущий командующий подводными силами Карл Дениц.

T-150
 
T-151
 
T-151
 
T-152
 
T-153
 
T-157
 
T-155
 
T-157

T-157
В 1922-1924 "T-151", "T-153", "T-155...158" были модернизированы на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене.

T-151
 
T-153
 
T-153
 
T-155
 
T-156
 
T-156
 
T-157
 
T-157
 
T-157
 
T-157
 
T-157
 
T-158
 
T-158
 
T-158
 
T-158

T-158
В 1935-1936 "Т-155...158" перестроили в торпедоловы.

T-155
 
T-155
 
T-156
 
T-157
 
T-157
 
T-158
 
T-158
               

Тогда же в учебный корабль дальномерщиков был переоборудован "Т-153" и в 1938 переименован "Eduard Jungmann".

Jungmann
 
Jungmann
 
Jungmann
 
Jungmann

Последним в 1937 был выведен из боевого состава "Т-151", который был переоборудован в корабль телеуправления мишенью Hessen и получил имя "Comet". Через два года он присоединился к торпедоловам.

Во время Второй мировой войны погиб "Т-157", осенью 1943 подорвавшись на мине, в апреле 1945 советская авиация разбомбила в Свинемюнде "Т-155", а "Т-156" в мае был затоплен своим экипажем в Киле.

Из оставшихся трёх единиц два ("Т-151" и "Т-153") достались США, использовались в Тральной администрации, а после окончания послевоенного траления сданы на слом.

Дольше всех просуществовал "Т-158". Переданный 5 ноября 1945 по репарациям СССР по списку миноносцев, он 15 января 1946 вошёл в состав Балтфлота и получил имя "Прозорливый", 28 ноября 1950 был списан, но продолжал использоваться, с 22 декабря 1950 г. как несамоходное электро-механическое судно "Аракс", а с 25 февраля 1957 г., как учебно-тренировочная станция "УТС-67". Только 31 мая 1961 г. он, наконец, был сдан на слом.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

       
       

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 29.10.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1907-1920
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1920-1935
T158
"T-158" после модернизации.

Вид в корму с мостика одного из торпедоловов.

Вид в корму с мостика одного из торпедоловов.

Вид в корму с мостика одного из торпедоловов.

Вид в корму с мостика одного из торпедоловов.

Вид в корму с мостика одного из торпедоловов.

Вид на кормовой мостик одного из торпедоловов.

Вид на мостик одного из торпедоловов.

Вид на мостик одного из торпедоловов.
T157
Торпедолов "T-157".
T155
Торпедолов "T-155".
T151
Дальний - "T-151" после модернизации.
T157
"T-157" после модернизации.
T157
"T-157" после модернизации.
T157
"T-157" после модернизации.
T153
"T-153" в 20-х гг.
V150
Миноносец типа "V-150".
V150
Миноносец типа "V-150".
V156
"V-156"
V155
"V-155" после модернизации.
V150
"V-150" сразу после войны.
V150
Миноносец типа "V-150" с усиленным форштевнем для колки льда. Либау, 1917 г.
V156
"V-156"
V155
"V-155" в Вильгельмсхафене.
V150
Миноносцы в базе.
V151
"V-151" и "V-157" в базе в конце войны.
Jungmann
Модель "Eduard Jungmann".
Jungmann
Модель "Eduard Jungmann".
Jungmann
Модель "Eduard Jungmann".
Jungmann
Модель "Eduard Jungmann".
Jungmann
Модель "Eduard Jungmann".
V151
Модель "V-151", по состоянию - сразу после войны.
V151
Модель "V-151", по состоянию - сразу после войны.
V151
Модель "V-151", по состоянию - сразу после войны.
V151
Модель "V-151", по состоянию - сразу после войны.
V150
Модель "V-150".
Прозорливый
"Прозорливый" (?).
Jungmann
Учебный корабль "Eduard Jungmann".
Jungmann
Учебный корабль "Eduard Jungmann".
Jungmann
Учебный корабль "Eduard Jungmann".
Т153
Учебный корабль "Т-153", 1936 г.
Эдуард Юлий Юнгманн (1815-1862) - прусский офицер, герой первой Шлезвиг-гольштейнской войны, во время которой был капитаном 5-ой батареи крепости в Экернферде и отличился в бою при Экернферде 5 апреля 1849, когда был захвачен датский фрегат "Gefion".
Т158
Торпедолов "Т-158", плавказарма "Amazone" и подводные лодки типа "IIa" в Киле.
Т158
Торпедолов "Т-158" и ПЛ "U-25".
Т158
Торпедолов "Т-158".
Т157
Торпедолов "Т-157".
Т156
Торпедолов "Т-156".
Т155
Торпедолов "Т-155".
Т155
Матросы у торпедного аппарата "Т-155", ок. 1920 г.
Т155
Пуск торпеды с "Т-155", ок. 1920 г.
Т158
"Т-158" после модернизации.
Т158
"Т-158" после модернизации.
Т157
"Т-157" после модернизации.
Т157
"Т-157" после модернизации.
Т156
"Т-156" после модернизации.
Т153
"Т-153" после модернизации.
Т151
"Т-151" ок. 1920 г.
Т158
"Т-158" после модернизации.
Т153
"Т-153" после модернизации.
Т157
"Т-157" после модернизации.
Т157
"Т-157" ок. 1920 г.
Т152
"Т-152" ок. 1920 г.
Т151
"Т-151" ок. 1920 г.
Т156
"Т-160" после войны.
Т156
"Т-156" после войны, оставлен только носовой ТА.
Т156
"Т-156" после войны, видно тральное оборудование.
Т151
"Т-151" в конце войны, с демонтированными двумя торпедными аппаратами, с радиорубкой на месте заднего ТА и с закрашенными номерами.
V161
"V-161"
V160
"V-160"
V160
"V-160"
V158
"V-158" и "V-160".
V157
"V-157"
V156
"V-156".
V156
"V-156"
V154
"V-154" в Кильском канале.
V153
"V-153"
V152
"V-152"
V151
"V-151" в Кильском канале.
V151
"V-151"
V150
"V-150" и "V-152".
V150
"V-150" в штормовом море.
V150
"V-150" на испытаниях.
Eduard Jungmann
"Eduard Jungmann" в первоначальном виде.
V161
"V 161", на испытаниях, с ТА, но ещё без артиллерии.
V151
"V 151" в конце войны.
V150-155
"V 150-155" в 1917 г.
V156-160
"V 156-160" в 1916 г.
V-161
"V 161" в первоначальной чёрной окраске.
V-156
миноносцы типа "V-156".
V-150
миноносцы типа "V-150".
V-161
миноносец "V-161".