с 20.11.1945 в тральной флотилии в Вильгельмсхафене, с 4.01.1946 трофей США (с 1.10.1946 Marinedienstgruppe Bremerhaven), в 1948 слом на "Bremer Vulcan"
к 05.1916 в 4. фл. / 7. п/фл., к 11.1918 флагман 2-й полуфлотилии ПЛ
3.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Бонессе
---
21.04.1908
17.09.1908
ТТХ
V-150...160
V-161
Т-151, 153, 155...158с 1922-1924
Водоизмещение
нормальное
558 т
596 т
670 т
полное
691 т
687 т
796 т
регистровое
461 брт, 161 нрт
506 брт, 163 нрт
Размерения
длина
КВЛ
72,2 м
полная
72,5 м
73,8 м
ширина
7,8 м
осадка
носом
2,84 м
2,94 м
3,22 м
кормой
3,03 м
2,98 м
3,15 м
высота борта
4,15 м
Энергетическая установка
состав и тип
2 вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,40 м
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,10 м
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,40 м
2 МО
2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
2 турбины "AEG"
2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
4 КО
4 военно-морских ПК (19 атм., 1677 м²)
4 военно-морских ПК (19 атм., 1679 м²)
4 военно-морских ПК (19 атм., 1677 м²)
проектная мощность
10900 л.с.
14800 л.с.
10600 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
30 уз.
32 уз.
---
на испытаниях
31,1 уз. при 320 об/мин.
33 уз. при 670 об/мин.
29,9 уз. при 320 об/мин.
запас топлива
158 т. угля
166 т. угля
181 т. нефти
дальность плавания
14 узлов
---
1520 миль
---
17 узлов
895 миль
---
3500 миль
20 узлов
---
---
1450 миль
Экипаж
84 чел. (3 офицера, 81 матросов),на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов)
100-101 чел. (4 офицера, 94-95 матросов),с 1920: на флагманском + 19 чел. (5 офицеров, 14 матросов),с 1935: 91-92 чел. (4 офицера, 87-88 матросов),на торпедоловах: 61 чел. (1 офицер, 60 матросов),на "Eduard Jungmann" - 75 чел. (1 офицер, 74 матроса)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по поперечной схеме, 12 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение
2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление
1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт.
1 млн. 473 тыс. - 1 млн. 523 тыс. М
1 млн. 780 тыс. М
?
ВООРУЖЕНИЕ
V-150...155
V-156...161
V.153, 155, Т.154 позже
T.151, 153, 155-158 с 1922-1924
Eduard Jungmann с 1938
торпедоловы Т-151, 155...158 с 1940
Eduard Jungmann с 09.1940
2 - 88 мм/35 [200 снарядов]
2 - 88 мм/30 [200 снарядов]
2 - 88 мм/45
2 - 88 мм/45
6 дальномеров
---
1 - 88 мм/45
позже + 2 - 20 мм
2 - 20 мм
3 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды]
1х2 ТА - 500 мм (палубный) [4 торпеды]
---
"V-152", "V-154", "V-155" в 1916-1917 временно, при необходимости, брали на борт самолёты
2 бомбосбрасывателя
---
2 бомбосбрасывателя
Выполнение амбициозной программы развития флота сильно перегружало основных производителей миноносцев - верфи "Шихау" и "Германия", и руководство флота решило подключить третью фирму. Выбор пал на штеттинский "Vulcan" - верфь, уже известную своими броненосцами, крейсерами и трансатлантическими лайнерами. Заводу заказали сразу целую флотилию из 12 миноносцев, причём, один из них должен быть турбинным. Фирма успешно справилась с заказом, взяв за основу последние корабли "Шихау". В первой полусерии торпедные аппараты скомпоновали "по старинке", в передней части, но во второй половине серии они заняли места, как и на эльбингских предшественниках, причём турбинный экземпляр внешне ничем не отличался от своей флотилии.
По указанию адмирал-штаба окончательно отказались от 50-мм пушек и разместили на корабле всего две, но 88-мм. При этом, не связанные "миноносными" традициями конструкторы не стали сохранять привычную кормовую рубку-тамбур-лафет, а установили кормовое орудие на обычном станке, и выполнили тамбур отдельно, что сразу стало стандартом. Кроме того, корабли этой серии сперва отличались характерным "английским" мостиком с открытым по бокам ходовым постом с закрытой штурманской рубкой за ним. В остальном они отличались, разве, что увеличенной на 2 м длиной, использованной для увеличения объёма угольных ям, увеличенным на 4 человека экипажем и отказом от одной из переборок.
Корабли обладали относительно хорошей мореходностью для их размеров, хотя и хуже, чем у кораблей фирмы "Шихау", имели умеренную килевую и сильную бортовую качку; маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность.
V-150
Применение оружия было возможно до 7 баллов. Использование торпедного аппарата между баком и мостиком едва ли было возможно при 6 баллах по Бофорту вследствие водяных брызг, которые также сильно препятствовали навигации.
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.
V-161
С 1916 палубы остались, как и прежде, чёрные, но все вертикальные поверхности труб и надстроек были серые. Краска быстро выцветала в светло-серый. В качестве камуфляжа на борту красилась черная панель. В конце войны на всех миноносцах серии на переднюю дымовую трубу был установлен козырёк. Часто так же, как бортовая панель закрашивались и другие поверхности борта.
V-155
На оставшихся после войны миноносцах была установлена высокая фок-мачта и очень высокий козырёк передней дымовой трубы, грот-мачта была наоборот уменьшена, все получили бомбосбрасыватели на корме.
В 1922-1924 Т 151, Т 153, Т 155...158 были модернизированы на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене. При этом полубак продлили до передней трубы, новое торпедное вооружение составил один двухтрубный 500 мм аппарат в центральной части, была перестроена система вентиляции. Позже на кормовой рубке появились 20-мм зенитные автоматы.
Eduard Jungmann
В 1935-1936 на перестроенных в торпедоловы Т-155...158 по правому борту были установлены грузовые стрелы. Тогда же в учебный корабль дальномерщиков был переоборудован Т-153 и в 1938 переименован Eduard Jungmann.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
V-157
V-151
Все миноносцы этого типа сформировали новую, 6-ю флотилию миноносцев (11-я и 12-я полуфлотилии), флагманом был V-161. Флотилия базировалась в Вильгельмсхафене и к началу войны числилась "учебной". 19 декабря 1913 во время манёвров учебного соединения в Большом бельте "V-159" столкнулся с малым крейсером "München", но оба корабля отделались лишь незначительными повреждениями. V-150 был флагманом 1-й полуфлотилии подводных лодок, но уже 12 августа 1914 его вернули своей флотилии.
18 мая 1915 в 00:20 V-150 затонул в Яде (54°24'N/07°45'O) после столкновении с V-157, при этом погибли 60 человек.
V-152
С мая по декабрь 1915 г. уже устаревающие корабли во флотилии первой линии заменили на новые. Большинство ветеранов к 1916 году перевели в 4-ю флотилию: V-151, V-152, V-154 и V-160 в 7-ю полуфлотилию, V-155, V-157 и V-158 в 8-ю полуфлотилию, V-153 и V-159 стали флагманами флотилий подводных лодок, а V-156 - учебно-опытовым кораблём при торпедо-испытательной комиссии.
V-156
V-153
V-156
4-я флотилия в активных операциях не участвовала, неся патрульную и вспомогательную службу на Балтике, лишь с 23 сентября по 30 октября 1917 года приняла участие (входили Т-151, Т-154, Т-157, Т-158 и Т-160, без двух других) в Моонзундской операции (корветтен-капитан фон дер Реке-Фолльмерштайн), но при этом все корабли были сведены в единственную 7-ю полуфлотилию (8-ю расформировали). В то-же время, приказом от 24 сентября 1917 на всех одиннадцати оставшихся миноносцах этого типа индекс поменяли на "Т". После Моонзундской операции 30 ноября 1917 г. флотилии передали 19-ю полуфлотилию из расформированной 10-й флотилии, при этом по некоторым данным в неё вошли те миноносцы, что ранее были в расформированной 8-й полуфлотилии, а V-161 к концу войны передали 2-й полуфлотилии ПЛ.
V-150
V-150 / 152
V-154
V-158 / 160
V-160
V-160
V-161
T-160
После окончания войны миноносцы участвовали в послевоенном тралении, для чего с них были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование.
T-150
T-151
T-156
T-156
По условиям версальского договора три миноносца этого типа (Т.159-161) попали под репарации и были переданы Британии. При образовании государственного флота в 1921 г. оставшиеся восемь кораблей (Т.151-158) по разрешению Антанты были оставлены в строю для береговой обороны.
На оставшихся миноносцах была установлена высокая фок-мачта и очень высокий козырёк передней дымовой трубы, грот-мачта была наоборот уменьшена, все получили бомбосбрасыватели на корме. Не прошедшие модернизацию Т-152 и Т-154 до конца службы оставались в таком виде и были списаны, соответственно в 1931 и 1928 гг. Стоит отметить, что Т-157 с марта 1920 до 1922 командовал будущий командующий подводными силами Карл Дениц.
T-150
T-151
T-151
T-152
T-153
T-154
T-154
T-154
T-154
T-154
T-155
T-157
T-157
T-157
T-157
T-158
В 1922-1924 T-151, T-153, T-155...158 были модернизированы на "Marinewerft" в Вильгельмсхафене.
T-151
T-153
T-151
T-151/157
T-151/157
T-153
T-153
T-153
T-153
T-153/156/158/157
T-155
T-156
T-156
T-156/157
T-157
T-157
T-157
T-157
T-157
T-157
T-157
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-156
В 1935-1936 Т-155...158 перестроили в торпедоловы.
T-158
T-158
T-155
T-155
T-156
T-157
T-157
T-158
T-158
Тогда же в учебный корабль дальномерщиков был переоборудован Т-153 и в 1938 переименован Eduard Jungmann.
Jungmann
Jungmann
Jungmann
Jungmann
Последним в 1937 был выведен из боевого состава Т-151, который был переоборудован в корабль телеуправления мишенью Hessen и получил имя Comet. Через два года он присоединился к торпедоловам.
Во время Второй мировой войны погиб Т-157, осенью 1943 подорвавшись на мине, в апреле 1945 советская авиация разбомбила в Свинемюнде Т-155, а Т-156 в мае был затоплен своим экипажем в Киле.
Из оставшихся трёх единиц два (Т-151 и Т-153) достались США, использовались в Тральной администрации, после окончания послевоенного траления 1.10.1946 включены в состав группы морской службы (Marinedienstgruppe) в Бремерхафене, сформированной из немецкого личного состава под контролем ВМС США для поддержания кораблей в рабочем состоянии до дальнейшего использования, а после её расформирования 30.06.1947, были сданы на слом.
Дольше всех просуществовал Т-158. Переданный 5 ноября 1945 по репарациям СССР по списку миноносцев, он 15 января 1946 вошёл в состав Балтфлота и получил имя Прозорливый, 28 ноября 1950 был списан, но продолжал использоваться, с 22 декабря 1950 г. как несамоходное электро-механическое судно Аракс, а с 25 февраля 1957 г., как учебно-тренировочная станция УТС-67. Только 31 мая 1961 г. он, наконец, был сдан на слом.
ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3
Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 10.09.2022
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1907-1920
Флот Германии (Reichsmarine) 1933-1935
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1933
Торпедолов "T-159" и подводная лодка "U-9".
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
T-158
"T-158", справа виден "T-153".
T-158
"T-158" и броненосец "Schlesien".
Снято с "T-158", слева - "T-196".
Снято с "T-158", слева - "T-196". Далее: рядом у берега - "T-151", второй - "T-157".
Снято с "T-158".
Снято с "T-158".
T-158
T-158
T-158
T-157
T-157
Ближние: слева - "T-153", справа - "T-156". Дальние: слева - "T-158", справа - "T-157".
На заднем плане "T-153".
Слева на переднем плане "T-153".
Предположительно "T-151", за ним "T-157".
Предположительно "T-151", за ним "T-157".
"Т-151"
"Т-156" и "Т-157" в Риге, 1932 г.
"V-150" в Нойфарвассере у Данцига.
"V-150" и "V-152" в августе 1913 г.
Флотилия миноносцев в 1920-х гг., второй - "T-157".
"T-154" в 1920-х гг.
"T-154" в 1920-х гг.
"T-154" в 1920-х гг.
"T-154" в 1920-х гг.
"T-154" в 1920-х гг.
"T-153" после модернизации.
"T-158" после модернизации.
Вид в корму с мостика одного из торпедоловов.
Вид в корму с мостика одного из торпедоловов.
Вид в корму с мостика одного из торпедоловов.
Вид в корму с мостика одного из торпедоловов.
Вид в корму с мостика одного из торпедоловов.
Вид на кормовой мостик одного из торпедоловов.
Вид на мостик одного из торпедоловов.
Вид на мостик одного из торпедоловов.
Торпедолов "T-157".
Торпедолов "T-155".
Дальний - "T-151" после модернизации.
"T-157" после модернизации.
"T-157" после модернизации.
"T-157" после модернизации.
"T-153" в 1920-х гг.
Миноносец типа "V-150".
Миноносец типа "V-150".
"V-156"
"V-155" после модернизации.
"V-150" сразу после войны.
Миноносец типа "V-150" с усиленным форштевнем для колки льда. Либау, 1917 г.
"V-156"
"V-155" в Вильгельмсхафене.
Миноносцы в базе.
"V-151" и "V-157" в базе в конце войны.
Модель "Eduard Jungmann".
Модель "Eduard Jungmann".
Модель "Eduard Jungmann".
Модель "Eduard Jungmann".
Модель "Eduard Jungmann".
Модель "V-151", по состоянию - сразу после войны.
Модель "V-151", по состоянию - сразу после войны.
Модель "V-151", по состоянию - сразу после войны.
Модель "V-151", по состоянию - сразу после войны.
Модель "V-150".
"Прозорливый" (?).
Учебный корабль "Eduard Jungmann".
Учебный корабль "Eduard Jungmann".
Учебный корабль "Eduard Jungmann".
Учебный корабль "Т-153", 1936 г.
Эдуард Юлий Юнгманн (1815-1862) - прусский офицер, герой первой Шлезвиг-гольштейнской войны, во время которой был капитаном 5-ой батареи крепости в Экернферде и отличился в бою при Экернферде 5 апреля 1849, когда был захвачен датский фрегат "Gefion".
Торпедолов "Т-158", плавказарма "Amazone" и подводные лодки типа "IIa" в Киле.
Торпедолов "Т-158" и ПЛ "U-25".
Торпедолов "Т-158".
Торпедолов "Т-157".
Торпедолов "Т-156".
Торпедолов "Т-155".
Матросы у торпедного аппарата "Т-155", ок. 1920 г.
Пуск торпеды с "Т-155", ок. 1920 г.
"Т-158" после модернизации.
"Т-158" после модернизации.
"Т-157" после модернизации.
"Т-157" после модернизации.
"Т-156" после модернизации.
"Т-153" после модернизации.
"Т-151" ок. 1920 г.
"Т-158" после модернизации.
"Т-153" после модернизации.
"Т-157" после модернизации.
"Т-157" ок. 1920 г.
"Т-152" ок. 1920 г.
"Т-151" ок. 1920 г.
"Т-160" после войны.
"Т-156" после войны, оставлен только носовой ТА.
"Т-156" после войны, видно тральное оборудование.
"Т-151" в конце войны, с демонтированными двумя торпедными аппаратами, с радиорубкой на месте заднего ТА и с закрашенными номерами.
"V-161"
"V-160"
"V-160"
"V-158" и "V-160".
"V-157"
"V-156".
"V-156"
"V-154" в Кильском канале.
"V-153"
"V-152"
"V-151" в Кильском канале.
"V-151"
"T-158" и подводные лодки II серии.
"V-150" в штормовом море.
"V-150" на испытаниях.
"Eduard Jungmann" в первоначальном виде.
"V 161", на испытаниях, с ТА, но ещё без артиллерии.