Оглавление → Корабли авиации → Корабли обеспечения типа "Karl Meyer"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корабли обеспечения полётов гидроавиации (Flugsicherungsschiff) типа
Германия, 1940-1942 гг. 4 ед. (проект K V) ![]() * K-51 Karl Meyer * K-52 Max Stinsky * K-53 Immelmann * K-54 Boelcke *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
По некоторым данным корабли несли торговый флаг. Дальнейшим развитием стала серия кораблей типа Wedel.
По окончании операции 17 июня корабль получил приказ идти на верфь в Гамбург для установки крана. 24 июня он прибыл в Куксхафен, но после установки крана были обнаружены его повреждения. 23 июля при испытании кран снова был поврежден и "Karl Meyer" вернулся на Norderwerft для усиления конструкции крана. Восстановление заняло примерно 3 недели, установка размагничивающей обмотки и её испытания затянулись ещё на несколько дней, и только 22 августа 1940 г. корабль окончательно вступил в строй.
23 октября были выявлены возрастающие деформации палубного рельса крана, а 6 ноября кран вследствие возрастающего прогиба наклонился на правый борт. Кроме того, обнаружили поломку малой шестерни в заднем механизме поворота. Кран можно было использовать лишь с половиной нагрузки и только при тихой воде. Ремонт сроком примерно 3 недели был возможен только на Norderwerft, был заказан новый рельс. 14 ноября "Karl Meyer" отправился в Травемюнде для измерения деформации, прихватив для ремонта поврежденные самолеты. 2 декабря в Травемюнде было установлено, что кран больше не может применяться, и 14 декабря в 24:00 корабль стал на ремонт на Norderwerft.
22 мая 1941 после восстановления эксплуатационной готовности "Karl Meyer" был передан в подчинение службе безопасности полетов и морской аварийной службе в восточном Балтийском море (Seenotzentrale (L) z.b.V. ostwärtige Ostsee, тогда обслуживалась флотилией Seenotflottille Bug auf Rügen). Инспекция строительного надзора Norderwerft сообщила, что испытание крана дало в итоге, что при нагрузке в 21 т. появились трещины в ходовых колесах и деформации в верхней части двигательных моторов. Однако, кран может использоваться при нагрузке до 12 т. при движении по рельсам и до 18 т. в неподвижном состоянии. 27 мая "Karl Meyer" прибыл в Пиллау, где в этот период базировался отряд из 1./Fl.Erg.Gr.(See). 8 августа 1941 корабль находился в Либаве, при спасательной эскадрилье Seenot.St.9, в составе флотилии Seenotflottille Riga.
26 сентября в 9:00 после окончания ремонта "Karl Meyer" перешёл для испытаний в Пиллау, а 6 октября отправился в Травемюнде в распоряжение флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen для транспортировки непригодных к полёту морских самолетов. 15 октября 1941 на корабле снова случилась авария крана - сломались ведущие шестерни механизмов поворота. Были заказаны запасные колеса. 16 октября "Karl Meyer" прибыл в Киль, прихватив заодно потерпевший аварию самолет.
20 марта 1942 грузоподъёмность крана "Karl Meyer" всё ещё была ограничена 12 т., хотя запчасти нового крана на 18 т. уже были готовы. Решили, что, как только позволят погодные условия, необходима реконструкция на Norderwerft сроком примерно 4 недели. По окончании ремонта 26 апреля "Karl Meyer" прибыл для испытаний в Пиллау, после чего в мае 1942 вновь ушёл в Норвегию. Сперва он временно вошёл в состав флотилии Seenotflottille Tromsö, где заменял ушедший в ремонт "Kranich". После окончания ремонта сменщика, "Karl Meyer" был направлен в оперативную область SNB VIII (Норвегия) и 24 июня переведён в Тронхейм, где в этот период базировалась эскадрилья 2./Kü.Fl.Gr.406 и отряд из 1./Bordfl.St.196. Организационно входил в состав флотилии Seenotflottille 8, где заменял ушедший в ремонт "Wal-10". 9 июля 1942 "Karl Meyer" отправился в Осло с катерами FL.C 3035, FL.C 3060 и FL.C 3061 на борту. 25 июля в 12:00 вернулся в Тронхейм.
12 февраля 1943 вышел на помощь Blohm&Voss BV-138, подавшему сигнал бедствия из квадрата 70 389 / 17 Ost. 13 февраля самолет с экипажем был принят на борт в Эдё и доставлен в Тромсё. 17 апреля 1943 в 7:00 "Karl Meyer" сел на мель в квадрате 4223/06 Ost (к северу от Флорё, у Тронхейма). Спасательные суда "Herkules" и "Jördsholm", моторный катер "Fahlstrom" и дозорный катер "Wirbel" сняли корабль при приливе и "Herkules" отбуксировал его во Флорё, где повреждённый корпус был временно заделан. Уплотнительные работы продолжались примерно 3 дня, затем корабль отбуксировали в Тронхейм и поставили в док, после чего он ушёл на ремонт в Гамбург.
3 марта 1944 при доставке в Киркенес Blohm&Voss BV-138 C1 (стр. № 310 113) из 1./130, в квадрате 1156/37 Ost в Биллефьорде из за тяжелой зыби самолёт зацепил крылом воду и свалился за борт. Так как из-за шторма его спасение было не возможно, самолет был уничтожен R-ботом.
28 апреля 1944 "Karl Meyer" выходил на помощь Dornier Do 24 (стр. № 3240), севшему в повреждённом состоянии из-за плохой погоды в квадрате 27661/16 Ost, но не смог к нему подойти из-за малой глубины, метеорологической ситуации и неясного местонахождения самолёта. Для его спасения из Тромсё был отправлен прам "BP 35". 21 мая "Karl Meyer" выходил к Рёрвику для спасения Heinkel He-115 из 2./Kü.Fl.Gr.406 и доставил его в Тронхейм. Видимо, снова в подчинении Seenotflottille 8 в Тронхейме. 25 октября 1944 в р-не Намсуса "Karl Meyer" был тяжело повреждён бомбами и пушечно-пулемётным огнём британских самолётов с авианосца "Implacable" и в 00:15 выбросился на берег в точке 63°03″N/11°34,8″O, где полностью выгорел. Около 1960 года корпус был снят и отбуксирован для утилизации в Саннесшёэн.
14 июля 1941 года после окончания работ на верфи "Max Stinsky" отправился на испытания при E-Stelle в Травемюнде, а также для выяснения, каким образом влияет на качку установка крана. 7 августа 1941 г. корабль вошёл в строй, но 8 сентября при испытаниях на некоторых оборотах была обнаружена такая сильная вибрация, что появились трещины, течи и т.д. 14 дней корабль простоял на верфи для внесения конструктивных изменений по результатам испытаний. 3-лопастный винт был заменён на 4-лопастный. После окончания ремонта корабль еще раз вернулся в E-Stelle в Травемюнде где испытывался ещё около недели. 21 октября по результатам испытаний корабль был признан полностью исправным, 7 ноября был готов к службе и 8 ноября в 13:00 вышел из Киля в распоряжение спасательного района SNB VIII в Тронхейм, где в тот момент базировалась эскадрилья 2./Kü.Fl.Gr.406. Организационно входил в состав флотилии Seenotflottille Stavanger (с 1.06.1942 Seenotflottille 8). В 1942:
18 января принял с линкора "Bismarck" два гидросамолёта Arado Ar-196 из 1./Bordfl.St.196: T3+CK и T3+BH, и доставил их на берег для ремонта.
2 февраля левый мотор был повреждён вследствие проникновения воды в бак трансмиссионного масла. Ремонт был проведён в Тронхейме.
13 марта в 1:35 "Max Stinsky" прибыл в квадрат 8419 / 06 Ost около острова Гоммлуфсгруфер, где совершил вынужденную посадку один Blohm&Voss BV-138. Экипаж самолёта был принят на борт, но в 14.03 прекратил работы по подъёму самолёта из-за трудного фарватера и опасности посадки на мель.
15 марта принял с линкора "Bismarck" гидросамолёт Arado Ar-196 T3+BL (№1960188) из 1./Bordfl.St.196 и доставил его на берег для ремонта.
17 марта доставил с линкора "Tirpitz" на крейсер "Prinz Eugen" для ремонта на борту гидросамолёт Arado Ar-196 T3+BL (№1960188) из 1./Bordfl.St.196.
11 июня "Max Stinsky" перешёл из Тронхейма в Биллефьорде.
После окончания войны некоторое время судьба корабля оставалась неясной (по некоторым данным - был интернирован в Испании???), пока в декабре 1945 его не передали Великобритании, 16 мая 1946 он достался по репарациям США и некоторое время ходил под американским флагом, присвоенный ему в это время номер не установлен. В феврале 1948 был передан Франции. Послевоенная служба во французском ВМФ
В августе 1955 года корабль покинул Индокитай и отправился в Дакар (Сенегал), который в то время ещё был французской колонией, куда прибыл 3 ноября 1955 года и базировался там до 1964 года, неся патрульную и спасательную службу в Южной Атлантике, а также представлял интересы Франции в этих водах. Когда на последней неделе сентября 1958 года (25-28 сентября) в Гвинее был объявлен референдум о независимости, "Paul Goffeny" было приказано идти в Конакри и высадить десантников, которые конфисковали все французские банкноты из Центрального банка, тем самым лишив молодое государство наличных денег. В 1959 году корабль прошёл ремонт в Шербуре. Обратный рейс из Бреста в Дакар в сентябре был отложен из-за того, что судно должно было спасти у Бреста несколько терпящих бедствие моряков. "Paul Goffeny" вернулся в Дакар в октябре, откуда отправился в длительное патрулирование на юг вдоль побережья Западной Африки и Южной Африки. В июне 1960 года он обнаружил тела пассажиров разбившегося возле Дакара самолёта компании Air France.
В 1964 году "Paul Goffeny" отправился в Шербур, где был разоружён и перестроен в гидрографическое и исследовательское судно для миссии Oceanogique de l'Atlantique Nord (MOAN). В этой роли он служил на Азорских островах и в Северной Атлантике до 1968 года. В ноябре 1968 года "Paul Goffeny" был выведен из эксплуатации, а 30 декабря 1968 года переведен в "Специальный резерв Б". Корабль был разобран в Шербуре в марте-апреле 1970 года. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
20 марта 1942 "Immelmann" вышел с конвоем из Куксхафена в Хёк-ван-Холланд, где принял вооружение и оборудование с отправляющегося в ремонт Hans Albrecht Wedel. 3 мая прибыл на рейд Сен Мало и был подчинён спасательному командованию SNB I в Бресте, где и провёл всю службу, работая совместно с эскадрильей Seenot.St.1. Организационно входил в состав флотилии Seenotflottille Brest-l'Aberwrach (с 1.06.1942 Seenotflottille 1).
16 апреля 1943 "Immelmann" выходил в кв. 5957/14 на помощь экипажу затонувшего бакенщика. В тот-же день в Бресте он был атакован 20-25 бомбардировщиками и истребителями. 2 бомбы упали на расстоянии 5-6 м от борта, но никаких повреждений не причинили. 1 человек был тяжело ранен осколками, 7 легко. По наблюдениям экипажа был сбит один британский 2-моторный истребитель. 30 апреля 1943 в квадрате 6914 у Бреста "Immelmann" был атакован 12-15 самолётами Spitfire. Один был точно сбит, второй - вероятно (столб дыма). Корабль получил тяжелые повреждения палубы, было испорченно рулевое устройство, 2 человека убиты, 19 ранены, многие тяжело. Корабль был отбуксирован в Брест. После этого на орудиях были установлены броневые щиты. 30 сентября при погружении с "Immelmann" погиб гражданский водолаз. 12 ноября 1943 в 19:00 "Immelmann" вышел из Бреста на юг со скоростью с 18 уз. и 13 ноября в 2:30 прибыл в Руан. 16 ноября 1943 в 4:00 корабль вышел по направлению в Аркашон. В ночь на 3 января 1944 "Immelmann" вышел из Руана в Сен-Жан-де-Люз. В августе 1944 корабль был интернирован в Испании. В декабре 1945 передан Великобритании, в августе 1946 Франции Послевоенная служба во французском ВМФ
В ноябре 1948 года корабль был отправлен в Сайгон в качестве десантного транспорта и штабного судна для поддержки боевых действий в дельте Меконга и на вьетнамском побережье во время Индокитайской войны. Главной задачей была транспортировка боевых десантных групп и их катеров и (временами) гидросамолета, а также артиллерийская поддержка десантных группы. После окончания Индокитайской войны, с 1963 года классифицировался, как сетевой заградитель (A755), служил стационером и гидрографическим судном на Мадагаскаре. В ноябре 1976 года "Commandant Robert Giraud" был исключен из списка действующих военных кораблей и назначен на резервный флот в Лорьян. Он закончил свою карьеру в качестве морской мишени и был потоплен в мае 1977 года самолетом морской авиации в 200 милях от Ланшвизиана (45°33 N / 00 ° 60,3, ракетами Etendard с 11 самолётов F16F1). ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
6 февраля 1943, после установки радио и вооружения, "Boelcke" покинул Norderwerft. 17 февраля вышел из Киля и 21 февраля в 14:00 прибыл в Гельголанд, где поступил в распоряжение спасательного командования SNB V. Организационно входил в состав флотилии Seenotflottille 5 со штабом в Вильгельмсхафене. Уже через три месяца корабль ушёл на ремонт на Norderwerft в Гамбурге (11-26 мая 1943), после чего, 29 мая 1943 передан SNDF 3 (West) во Франции (Seenotflottille 3). 1 июня 1943 "Boelcke" перешёл из Куксхафена в Роттердам, где стал на верфь для монтажа размагничивающей обмотки, но вскоре приказ идти на запад отменили. 14 июля 1943 "Boelcke" прибыл в Ригу, где базировался отряд спасательной эскадрильи Seenot.St.9, и теперь числился в составе флотилии Seenotflottille 7 в подчинении SNB VII. До почти конца войны использовался также, как корабль-цель для учебных эскадрилий.
16 апреля 1945 в 5:30 "Boelcke" вышел из Пиллау, шёл на расстоянии 400 м в кильватере от "Greif". Около 7:30 4 милях к востоку от Хельского рейда корабль был атакован советскими штурмовиками типа Ил-2. Хотя смог сбить один из самолетов, но получил 2 бомбовых попадания в переднее машинное отделение, которые привели к отказу электроснабжения и к тяжелым пожарам. На следующий день (17 апреля 1945) в 7:30 - корабль снова подвергся атаке советских самолётов и затонул в 4 милях от Хельского п-ова (54° 34′ 44″ N, 18° 55′ 12″ O). Погибло 20 человек.
|