Оглавление → Корабли авиации → Корабли обеспечения типа "Karl Meyer"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корабли обеспечения полётов гидроавиации (Flugsicherungsschiff) типа
Германия, 1940-1942 гг. 4 ед. (проект K V) * K-51 Karl Meyer * K-52 Max Stinsky * K-53 Immelmann * K-54 Boelcke *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Мобилизационный тип кораблей обеспечения полётов, заказано сразу четыре корабля под индексами "Flugsicherungsschiff F, G, H, J". Во многом повторяли предыдущий "Hans Rolshoven", с аналогичной силовой установкой, но имели более мощный, 18-т кран MAN и увеличенную рабочую площадку (за счёт удлинения корпуса). Все названы в честь пилотов - героев первой мировой войны. В 1943 — 1944 гг. были заменены винты. Несколько различались размещением вооружения - не исключено, что не все получили 105-мм пушку на баке (вероятно, только те, что были в конце войны во французских водах - для защиты от многочисленных британских торпедных катеров). 37-мм зенитки на первых двух кораблях сперва размещались на крыльях мостика по бокам рубки, позже на всех размещались на "этаж" выше, но на "Karl Meyer" и "Immelmann" - на пристроенных "крыльях" в передней части крыши рубки, а на "Max Stinsky" и "Boelcke" - на специальных площадках позади рубки. 20-мм пушки обычно устанавливались на площадках крана. По некоторым данным вооружение кораблей было следующим: "Karl Meyer" в 1940: две 20-мм пушки и два 13-мм пулемёта, позже, вероятно, усилено. "Max Stinsky" и "Immelmann": три 37-мм пушки, две 20-мм пушки и два 13-мм пулемёта. "Boelcke": две 37-мм пушки, шесть 20-мм (три спаренных?) и два 13-мм пулемёта. По некоторым данным корабли несли торговый флаг. Дальнейшим развитием стала серия кораблей типа Wedel.
Сперва корабль предназначался для службы при авиационном командовании в Восточной Пруссии с базой в Пиллау (Seenotbezirksstelle (L) Pillau), но в феврале 1940 было заявлено, что корабль будет достроен как госпитальное судно военной авиации "Wedel" (без крана), 1 февраля на корабле были установлены 2 пулемёта MG 13, 5 марта он принял в Травемюнде 20 тыс. л. авиабензина, 3 тыс. л масла и другое снабжение, но еще не начатая перестройка (и перекраска) в госпитальное судно была остановлена и корабль решили достроить по первоначальному проекту. Так как "Wedel" был официально заявлен как госпитальное судно и таким образом включен в международный реестр судов красного креста, на которые были запрещены атаки, во избежание недоразумений 8 марта его переименовали в "Karl Meyer", в честь лётчика - аса, героя первой мировой войны. 15 марта 1940 в 15:45 в Хольтенау на судно прибыл радиоперсонал ВМФ, затем "Karl Meyer" перешёл в Хёрнум, где прибыли ещё 56 человек экипажа. 19 марта корабль не смог пройти ледовый затор у Пельцерхакена. 20 марта во второй половине дня прибыли мощные буксиры ВМФ и вывели корабль из затора. 21 марта в 9:30 "Karl Meyer" вышел из Травемюнде в Киль, но в 14:00 опять застрял во льду у Фемарна, около 16:00 освободился и продолжил путь в Киль, куда прибыл в 21 марта и был назначен в резерв службы безопасности полетов в Хольтенау (Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau). С 22 марта корабль находился на верфи в Киле, где проходил ремонт и установку радио. 24 марта был готов для перехода и испытания устройства защиты носовой части. 26 марта 15:00 "Karl Meyer" вышел из Хольтенау в Куксхафен, где 1 апреля пулемёты были заменены на 20 мм зенитные пушки, корабль временно ввели в строй для участия в операции "Везерюбунг" - захвате Норвегии, при этом кран ещё не успели установить. 4 апреля корабль прибыл в Вильгельмсхафен и около 13:00 вышел в Куксхафен, 8 апреля он был в Листе, а 9 апреля ночью из-за тумана зашел в Кристианзанд.11 апреля "Karl Meyer" был уже в Ставангере, где в тот период уже базировались эскадрильи 1./Kü.Fl.Gr.106 и 1./Kü.Fl.Gr.406. 12 апреля 1940 в 10:00 вернувшиеся из Ставангера в Хольтенау летчики утверждали, что "Karl Meyer" затонул, в 11:30 о нём ещё ничего не было известно. В 12:00 по телефону сообщили, что корабль потоплен на переходе из торгового порта к морской лётной станции в Ставангере норвежским миноносцем. В 13:50 официальная информация о "Karl Meyer" еще отсутствовала, SKL до сих пор не смогло установить его местонахождение. Лишь в 16:30 , когда корабль сообщил о своём нахождении в Ставангере, стало понятно, что сообщения о потоплении не соответствуют действительности. По окончании операции 17 июня корабль получил приказ идти на верфь в Гамбург для установки крана. 24 июня он прибыл в Куксхафен, но после установки крана были обнаружены его повреждения. 23 июля при испытании кран снова был поврежден и "Karl Meyer" вернулся на Norderwerft для усиления конструкции крана. Восстановление заняло примерно 3 недели, установка размагничивающей обмотки и её испытания затянулись ещё на несколько дней, и только 22 августа 1940 г. корабль окончательно вступил в строй. 23 августа 1940 "Karl Meyer" отправился из Гамбурга через Киль и Ставангер в Тронхейм, куда прибыл 2 сентября и был придан спасательному району SNB III с базой в Тронхейме, организационно входил в состав флотилии Seenotflottille Stavanger. 23 октября были выявлены возрастающие деформации палубного рельса крана, а 6 ноября кран вследствие возрастающего прогиба наклонился на правый борт. Кроме того, обнаружили поломку малой шестерни в заднем механизме поворота. Кран можно было использовать лишь с половиной нагрузки и только при тихой воде. Ремонт сроком примерно 3 недели был возможен только на Norderwerft, был заказан новый рельс. 14 ноября "Karl Meyer" отправился в Травемюнде для измерения деформации, прихватив для ремонта поврежденные самолеты. 2 декабря в Травемюнде было установлено, что кран больше не может применяться, и 14 декабря в 24:00 корабль стал на ремонт на Norderwerft. 8 января 1941 года был закончен предварительный ремонт палубы с демонтажем крана. 25 января в 9:40 корабль без крана прибыл в Ден-Хелдер. 25 марта на Norderwerft в Гамбурге прибыли отремонтированные и измененные части крана. Было предложено продолжить ремонт сроком 3-4 недели, включая проверку крана, с 1 апреля, но из-за безотлагательной необходимости использования корабля ремонт отложили. Лишь 23 апреля было получено согласие на установку крана. 22 мая 1941 после восстановления эксплуатационной готовности "Karl Meyer" был передан в подчинение службе безопасности полетов и морской аварийной службе в восточном Балтийском море (Seenotzentrale (L) z.b.V. ostwärtige Ostsee, тогда обслуживалась флотилией Seenotflottille Bug auf Rügen). Инспекция строительного надзора Norderwerft сообщила, что испытание крана дало в итоге, что при нагрузке в 21 т. появились трещины в ходовых колесах и деформации в верхней части двигательных моторов. Однако, кран может использоваться при нагрузке до 12 т. при движении по рельсам и до 18 т. в неподвижном состоянии. 27 мая "Karl Meyer" прибыл в Пиллау, где в этот период базировался отряд из 1./Fl.Erg.Gr.(See). 8 августа 1941 корабль находился в Либаве, при спасательной эскадрилье Seenot.St.9, в составе флотилии Seenotflottille Riga. 11 сентября 1941 "Karl Meyer" на довольно долгое время вышел из строя из за поломки правой шлюпбалки. С левой также были проблемы. 15 сентября корабль стал на ремонт на Schichauwerft в Кенигсберге сроком в 14 дней. 26 сентября в 9:00 после окончания ремонта "Karl Meyer" перешёл для испытаний в Пиллау, а 6 октября отправился в Травемюнде в распоряжение флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen для транспортировки непригодных к полёту морских самолетов. 15 октября 1941 на корабле снова случилась авария крана - сломались ведущие шестерни механизмов поворота. Были заказаны запасные колеса. 16 октября "Karl Meyer" прибыл в Киль, прихватив заодно потерпевший аварию самолет. 26 октября корабль был отправлен на испытательную станцию (E-Stelle) в Травемюнде для измерений колебания крана. С 1 по 15 ноября был выполнен очередной ремонт, а 24 ноября он получил приказ перейти в Буг на Рюгене, что стало возможным только в начале следующей недели, так как измерения колебаний крана в Травемюнде сделали необходимой установку еще нескольких подкреплений. 20 марта 1942 грузоподъёмность крана "Karl Meyer" всё ещё была ограничена 12 т., хотя запчасти нового крана на 18 т. уже были готовы. Решили, что, как только позволят погодные условия, необходима реконструкция на Norderwerft сроком примерно 4 недели. По окончании ремонта 26 апреля "Karl Meyer" прибыл для испытаний в Пиллау, после чего в мае 1942 вновь ушёл в Норвегию. Сперва он временно вошёл в состав флотилии Seenotflottille Tromsö, где заменял ушедший в ремонт "Kranich". После окончания ремонта сменщика, "Karl Meyer" был направлен в оперативную область SNB VIII (Норвегия) и 24 июня переведён в Тронхейм, где в этот период базировалась эскадрилья 2./Kü.Fl.Gr.406 и отряд из 1./Bordfl.St.196. Организационно входил в состав флотилии Seenotflottille 8, где заменял ушедший в ремонт "Wal-10". 9 июля 1942 "Karl Meyer" отправился в Осло с катерами FL.C 3035, FL.C 3060 и FL.C 3061 на борту. 25 июля в 12:00 вернулся в Тронхейм. Осенью 1942 корабль вновь был в составе Seenotflottille 9, 10 октября 1942 спас 6 человек с летающей лодки Blohm&Voss BV-138 7R+GH из Aufkl.gr. 2./125 (See), совершившей вынужденную посадку в квадрате 0181/27 Ost у Тромсё, и доставил самолет в Тромсё. 12 февраля 1943 вышел на помощь Blohm&Voss BV-138, подавшему сигнал бедствия из квадрата 70 389 / 17 Ost. 13 февраля самолет с экипажем был принят на борт в Эдё и доставлен в Тромсё. 17 апреля 1943 в 7:00 "Karl Meyer" сел на мель в квадрате 4223/06 Ost (к северу от Флорё, у Тронхейма). Спасательные суда "Herkules" и "Jördsholm", моторный катер "Fahlstrom" и дозорный катер "Wirbel" сняли корабль при приливе и "Herkules" отбуксировал его во Флорё, где повреждённый корпус был временно заделан. Уплотнительные работы продолжались примерно 3 дня, затем корабль отбуксировали в Тронхейм и поставили в док, после чего он ушёл на ремонт в Гамбург. 30 июля 1943 находящийся в на ремонте "Karl Meyer" был повреждён во время массированного налета на Гамбург, отведён в Киль и затем в Травемюнде. Нет данных о том, когда был закончен ремонт, но известно, что в ночь на 26 сентября 1943 корабль уже выходил из Кристианзанда на юг, в пролив Каттегат, после чего вернулся к флотилии Seenotflottille 9 в Трёмсё. 3 марта 1944 при доставке в Киркенес Blohm&Voss BV-138 C1 (стр. № 310 113) из 1./130, в квадрате 1156/37 Ost в Биллефьорде из за тяжелой зыби самолёт зацепил крылом воду и свалился за борт. Так как из-за шторма его спасение было не возможно, самолет был уничтожен R-ботом. 30 марта 1944 "Karl Meyer", как флагманский корабль руководителя морской аварийной службы "Север", участвовал в спасении повреждённого "Schwabenland" во Флекке-фьорде и сопровождал его в Хортен. 3 апреля он снял со "Schwabenland" и доставил на берег самолёт Blohm&Voss BV-138. 28 апреля 1944 "Karl Meyer" выходил на помощь Dornier Do 24 (стр. № 3240), севшему в повреждённом состоянии из-за плохой погоды в квадрате 27661/16 Ost, но не смог к нему подойти из-за малой глубины, метеорологической ситуации и неясного местонахождения самолёта. Для его спасения из Тромсё был отправлен прам "BP 35". 21 мая "Karl Meyer" выходил к Рёрвику для спасения Heinkel He-115 из 2./Kü.Fl.Gr.406 и доставил его в Тронхейм. Видимо, снова в подчинении Seenotflottille 8 в Тронхейме. 25 октября 1944 в р-не Намсуса "Karl Meyer" был тяжело повреждён бомбами и пушечно-пулемётным огнём британских самолётов с авианосца "Implacable" и в 00:15 выбросился на берег в точке 63°03″N/11°34,8″O, где полностью выгорел. Около 1960 года корпус был снят и отбуксирован для утилизации в Саннесшёэн.
Корабль был спущен на воду 12 октября 1940 года и получил имя в честь пилота морской авиации, погибшего в первой мировой войне. 14 июля 1941 года после окончания работ на верфи "Max Stinsky" отправился на испытания при E-Stelle в Травемюнде, а также для выяснения, каким образом влияет на качку установка крана. 7 августа 1941 г. корабль вошёл в строй, но 8 сентября при испытаниях на некоторых оборотах была обнаружена такая сильная вибрация, что появились трещины, течи и т.д. 14 дней корабль простоял на верфи для внесения конструктивных изменений по результатам испытаний. 3-лопастный винт был заменён на 4-лопастный. После окончания ремонта корабль еще раз вернулся в E-Stelle в Травемюнде где испытывался ещё около недели. 21 октября по результатам испытаний корабль был признан полностью исправным, 7 ноября был готов к службе и 8 ноября в 13:00 вышел из Киля в распоряжение спасательного района SNB VIII в Тронхейм, где в тот момент базировалась эскадрилья 2./Kü.Fl.Gr.406. Организационно входил в состав флотилии Seenotflottille Stavanger (с 1.06.1942 Seenotflottille 8). В 1942: 18 января принял с линкора "Bismarck" два гидросамолёта Arado Ar-196 из 1./Bordfl.St.196: T3+CK и T3+BH, и доставил их на берег для ремонта. 2 февраля левый мотор был повреждён вследствие проникновения воды в бак трансмиссионного масла. Ремонт был проведён в Тронхейме. 13 марта в 1:35 "Max Stinsky" прибыл в квадрат 8419 / 06 Ost около острова Гоммлуфсгруфер, где совершил вынужденную посадку один Blohm&Voss BV-138. Экипаж самолёта был принят на борт, но в 14.03 прекратил работы по подъёму самолёта из-за трудного фарватера и опасности посадки на мель. 15 марта принял с линкора "Bismarck" гидросамолёт Arado Ar-196 T3+BL (№1960188) из 1./Bordfl.St.196 и доставил его на берег для ремонта. 17 марта доставил с линкора "Tirpitz" на крейсер "Prinz Eugen" для ремонта на борту гидросамолёт Arado Ar-196 T3+BL (№1960188) из 1./Bordfl.St.196. 11 июня "Max Stinsky" перешёл из Тронхейма в Биллефьорде. 7 июля корабль вышел для спасения потерпевшего крушение у Нанисиса (Порсангер-фьорд) Dornier Do 18, но через 2 часа в тумане сел на мель к западу от Оскара Хома. 8 июля был снят с мели вспомогательным кораблем службы безопасности полетов Wal 11 и морскими транспортами. 21 июля в 7:20 прибыл в Тронхейм, но 2 августа ремонт в Норвегии был признан невозможным и корабль был отправлен на Norderwerft. 16 октября после ремонта и испытаний вернулся к месту службы с 2 Dornier Do 24 на борту. 1 ноября 8:30 - перешёл из Травемюнде в Осло. 27 ноября прибыл в квадрат 52543/06 Ost на место аварии катера FL.B 509. Некоторые события 1943 года: 4 января "Max Stinsky" принял три пострадавших в бою от огня своей артиллерии Arado Ar-196 из 1./Bordfl.St.196: повреждённый на 20% T3+DH с крейсера "Deutschland" и два с крейсера "Admiral Hipper" - повреждённый на 30% T3+KH (№1960264) и полностью разрушенный T3+EK (№1960196), после чего доставил их в Тромсё. 10-11 мая в квадрате 8042/17 Ost в Тромсё поднял на борт с 1 убитым Arado Ar-196 A3 T3+EK (стр. № 319, бортовой самолет линкора "Scharnhorst"), который зацепил радиомачту и упал в море, и доставил его в Тромсё. 19 сентября сообщалось, что "Max Stinsky" был активен в Бергене, а в декабре он в течение месяца стоял на верфи в ремонте. Некоторые события 1944-1945 годов: 31 января 1944 "Max Stinsky" должен был выйти из Свинемюнде в Норвегию, но оказался не готов к использованию из-за открывшейся течи и перешёл из Киля в Гамбург для докования на Norderwerft, которое заняло около 8 дней. 8 февраля 1944 по окончании ремонта корабль отправился в Осло и затем прибыл на место службы. 19 августа 1944 вся флотилия была переведена в Осло и переименована в Seenotflottille 50. В апреле 1945 корабль использовался для специальных целей на Балтике (эвакуация из Восточной Пруссии). После окончания войны некоторое время судьба корабля оставалась неясной (по некоторым данным - был интернирован в Испании???), пока в декабре 1945 его не передали Великобритании, 16 мая 1946 он достался по репарациям США и некоторое время ходил под американским флагом, присвоенный ему в это время номер не установлен. В феврале 1948 был передан Франции. Послевоенная служба во французском ВМФ Корабль прибыл в свой новый порт приписки Шербур в феврале 1948 года и был включен в состав французского ВМФ, как авизо "F754 OE Paul Goffeny" (с 1956 "A754 Paul Goffeny"). Теперь, в дополнение к 105-мм пушке, корабль нёс два 40-мм зенитных автомата на главной палубе по обе стороны мостика, четыре 20-мм зенитных автомата в двух спаренных установках на корме и 79-мм миномет. Экипаж составлял 78 человек. После ремонта, в ноябре 1948 года корабль вступил в строй в качестве десантного транспорта и штабного судна и был отправлен в Сайгон для поддержки боевых действий в дельте Меконга и на вьетнамском побережье во время Индокитайской войны. "Paul Goffeny" оставался там до августа 1955 года (с двумя перерывами на ремонт: 1951 г. в Нанте и в 1954 году в Японии). Его главной задачей было перевозить десантные амфибии и катера, а так-же гидросамолеты (Supermarine Sea Otter или Grumman G-21 Goose). В ходе этой службы 21 декабря 1952 года взорвались резервные боеприпасы 105-мм орудия, убив весь расчёт. Не ясно, был ли это несчастный случай или саботаж вьетнамских рабочих. В августе 1955 года корабль покинул Индокитай и отправился в Дакар (Сенегал), который в то время ещё был французской колонией, куда прибыл 3 ноября 1955 года и базировался там до 1964 года, неся патрульную и спасательную службу в Южной Атлантике, а также представлял интересы Франции в этих водах. Когда на последней неделе сентября 1958 года (25-28 сентября) в Гвинее был объявлен референдум о независимости, "Paul Goffeny" было приказано идти в Конакри и высадить десантников, которые конфисковали все французские банкноты из Центрального банка, тем самым лишив молодое государство наличных денег. В 1959 году корабль прошёл ремонт в Шербуре. Обратный рейс из Бреста в Дакар в сентябре был отложен из-за того, что судно должно было спасти у Бреста несколько терпящих бедствие моряков. "Paul Goffeny" вернулся в Дакар в октябре, откуда отправился в длительное патрулирование на юг вдоль побережья Западной Африки и Южной Африки. В июне 1960 года он обнаружил тела пассажиров разбившегося возле Дакара самолёта компании Air France. Вскоре после этого "Paul Goffeny" был временно размещён в Пуэнт-Нуар в тогдашнем Французском Конго, чтобы иметь возможность в случае необходимости вмешаться для защиты французских граждан и интересов во время гражданской войны, разразившейся после обретения бывшей бельгийской колонии (ныне Демократическая Республика Конго) независимости. В 1962 году корабль произошел капитальный ремонт в Диего Суарес (Мадагаскар), а в марте 1963 года был у берегов Бразилии, чтобы защитить французских рыбаков во время бразильско-французской «войны лобстеров». В 1964 году "Paul Goffeny" отправился в Шербур, где был разоружён и перестроен в гидрографическое и исследовательское судно для миссии Oceanogique de l'Atlantique Nord (MOAN). В этой роли он служил на Азорских островах и в Северной Атлантике до 1968 года. В ноябре 1968 года "Paul Goffeny" был выведен из эксплуатации, а 30 декабря 1968 года переведен в "Специальный резерв Б". Корабль был разобран в Шербуре в марте-апреле 1970 года.
Назван в честь пилота-истребителя Макса Иммельмана, погибшего в первой мировой войне, первого воздушного аса Германии. 18 декабря 1941 г. вступил в строй и на следующий день перешёл на полигон в Травемюнде. Сперва, как и на предшественниках, были проблемы с краном и его допустимая грузоподъёмность была сперва снижена до 12 т. В феврале-марте 1942 корабль провел около месяца на реконструкции крана на Norderwerft. 20 марта 1942 "Immelmann" вышел с конвоем из Куксхафена в Хёк-ван-Холланд, где принял вооружение и оборудование с отправляющегося в ремонт Hans Albrecht Wedel. 3 мая прибыл на рейд Сен Мало и был подчинён спасательному командованию SNB I в Бресте, где и провёл всю службу, работая совместно с эскадрильей Seenot.St.1. Организационно входил в состав флотилии Seenotflottille Brest-l'Aberwrach (с 1.06.1942 Seenotflottille 1). В сентябре 1942 вместе с BP 33 подняли и доставили в Брест сбитый у пляжа в Пломодьерне британский бомбардировщик JL-W типа Armstrong Whitworth Whitley V. 16 апреля 1943 "Immelmann" выходил в кв. 5957/14 на помощь экипажу затонувшего бакенщика. В тот-же день в Бресте он был атакован 20-25 бомбардировщиками и истребителями. 2 бомбы упали на расстоянии 5-6 м от борта, но никаких повреждений не причинили. 1 человек был тяжело ранен осколками, 7 легко. По наблюдениям экипажа был сбит один британский 2-моторный истребитель. 30 апреля 1943 в квадрате 6914 у Бреста "Immelmann" был атакован 12-15 самолётами Spitfire. Один был точно сбит, второй - вероятно (столб дыма). Корабль получил тяжелые повреждения палубы, было испорченно рулевое устройство, 2 человека убиты, 19 ранены, многие тяжело. Корабль был отбуксирован в Брест. После этого на орудиях были установлены броневые щиты. 30 сентября при погружении с "Immelmann" погиб гражданский водолаз. 12 ноября 1943 в 19:00 "Immelmann" вышел из Бреста на юг со скоростью с 18 уз. и 13 ноября в 2:30 прибыл в Руан. 16 ноября 1943 в 4:00 корабль вышел по направлению в Аркашон. В ночь на 3 января 1944 "Immelmann" вышел из Руана в Сен-Жан-де-Люз. В августе 1944 корабль был интернирован в Испании. В декабре 1945 передан Великобритании, в августе 1946 Франции Послевоенная служба во французском ВМФ Он был принят в состав французского ВМФ в августе 1946 года, как авизо "Commandant Robert Giraud" (F643). Как и однотипный "Paul Goffeny", в дополнение к 105-мм пушке получил два 40-мм зенитных автомата на главной палубе по обе стороны мостика, четыре 20-мм зенитных автомата в двух спаренных установках на корме и 79-мм миномет. Экипаж составлял 78 человек. В ноябре 1948 года корабль был отправлен в Сайгон в качестве десантного транспорта и штабного судна для поддержки боевых действий в дельте Меконга и на вьетнамском побережье во время Индокитайской войны. Главной задачей была транспортировка боевых десантных групп и их катеров и (временами) гидросамолета, а также артиллерийская поддержка десантных группы. После окончания Индокитайской войны, с 1963 года классифицировался, как сетевой заградитель (A755), служил стационером и гидрографическим судном на Мадагаскаре. В ноябре 1976 года "Commandant Robert Giraud" был исключен из списка действующих военных кораблей и назначен на резервный флот в Лорьян. Он закончил свою карьеру в качестве морской мишени и был потоплен в мае 1977 года самолетом морской авиации в 200 милях от Ланшвизиана (45°33 N / 00 ° 60,3, ракетами Etendard с 11 самолётов F16F1).
Назван в честь пилота-истребителя Освальда Бёльке, погибшего в первой мировой войне. 28 января 1943 корабль прошёл приёмочные ходовые испытания и был принят, хотя и с оговорками. Это касалось вибрации при определенных режимах работы двигателей, свойственной всем кораблям этого типа. Она была настолько сильна, что вызывала образование трещин в обшивке и т.д. Корабль был признан ограниченно готовым к применению. 6 февраля 1943, после установки радио и вооружения, "Boelcke" покинул Norderwerft. 17 февраля вышел из Киля и 21 февраля в 14:00 прибыл в Гельголанд, где поступил в распоряжение спасательного командования SNB V. Организационно входил в состав флотилии Seenotflottille 5 со штабом в Вильгельмсхафене. Уже через три месяца корабль ушёл на ремонт на Norderwerft в Гамбурге (11-26 мая 1943), после чего, 29 мая 1943 передан SNDF 3 (West) во Франции (Seenotflottille 3). 1 июня 1943 "Boelcke" перешёл из Куксхафена в Роттердам, где стал на верфь для монтажа размагничивающей обмотки, но вскоре приказ идти на запад отменили. 14 июля 1943 "Boelcke" прибыл в Ригу, где базировался отряд спасательной эскадрильи Seenot.St.9, и теперь числился в составе флотилии Seenotflottille 7 в подчинении SNB VII. До почти конца войны использовался также, как корабль-цель для учебных эскадрилий. В августе 1944 года вместе с "Greif", "Hans Albrecht Wedel" и "Gunther Plüschow" корабль был включен в спасательную группу Seenotgruppe 81 в Буге-на-Рюгене, которая также включала авиагруппу Seenotstaffel 81 в Буге, группу сопровождения Begleitstaffel 81 в Парове и спасательную флотилию Seenotflottille 81 в Свинемюнде. Затем корабли и катера флотилии использовались главным образом для эвакуации из Восточной и Западной Пруссии (операция "Ганнибал"). 16 апреля 1945 в 5:30 "Boelcke" вышел из Пиллау, шёл на расстоянии 400 м в кильватере от "Greif". Около 7:30 4 милях к востоку от Хельского рейда корабль был атакован советскими штурмовиками типа Ил-2. Хотя смог сбить один из самолетов, но получил 2 бомбовых попадания в переднее машинное отделение, которые привели к отказу электроснабжения и к тяжелым пожарам. На следующий день (17 апреля 1945) в 7:30 - корабль снова подвергся атаке советских самолётов и затонул в 4 милях от Хельского п-ова (54° 34′ 44″ N, 18° 55′ 12″ O). Погибло 20 человек.
|