

Заказан ВВС, как корабль, специально предназначенный для обеспечения испытаний новых самолётов и образцов авиационного вооружения, как "Bergungsschiff II", что-бы усилить первый спасательный корабль "Phönix", но отличался от него кардинально. При спуске на воду получил имя "Greif" (Грифон).
Это был сравнительно крупный мореходный корабль, оборудованный различными мастерскими и складами запасов топлива и вооружения для самолётов. Башенный кран был установлен на козловой станок, который мог передвигаться по рельсам вдоль всей грузовой палубы, в корме был предусмотрен надувной коврик 8×6 м для приёма гидросамолетов в море. В качестве движителей использовались два ротора Фойта-Шнайдера, которые позволяли разворачиваться практически на месте.
Сперва корабль не имел оборонительного вооружения, его установили уже после начала войны. Сперва это была одна 20-мм зенитка на баке, позже добавили три пулемёта. Некоторые источники указывают, что были установлены 2 спаренных 20-мм зенитки, возможно - к концу войны. Также в ходе войны корабль получил размагничивающую обмотку.

После окончания испытаний 1 августа 1937 г. корабль был передан министерству авиации и придан спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen с базой в Травемюнде. С ноября 1938 по март 1939 гг. на корабле проводились испытания морского применения лёгкого колёсного самолёта Fi-156 Storch, для чего в корме соорудили площадку для взлёта и посадки. Этот самолёт отличался малым разбегом, а садиться мог почти без пробега. По окончании испытаний, 20 марта 1939 "Greif" передали станции Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau (подчинённой Seenotzentrale (L) Ost) и он перешёл в Хольтенау, где в то время базировались эскадрилья бортовых самолётов 5./Bordfl.St.196 и учебная LG 2. 10.(See). К началу войны к ним добавилась спасательная Erg.Seenot.St., а в октябре учебную эскадрилью сменила береговая 3./Kü.Fl.Gr.806. 28 августа 1939 вместе с базой в Хольтенау передан в подчинение Seenotzentrale (L) Nord.
УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
По некоторым данным корабль продолжал нести торговый флаг. С 4 по 14 ноября 1939 "Greif" находился на ремонте на Flenderwerft. 20 декабря 1939 пленил экипаж совершившего у Вангерооге вынужденную посадку бомбардировщика Веллингтон и доставил его в Травемюнде.
В январе 1940 в Хольтенау базировались эскадрильи 5./Bordfl.St.196, Erg.Seenot.St., 1./Kü.Fl.Gr.906 и 1./Kü.Fl.Gr.706 , но к апрелю остались только Erg.Seenot.St. и 1./Kü.Fl.Gr.706, последняя в июне тоже ушла.
1 апреля 1940 Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau перешла в подчинение Seenotzentrale (L) Ost (с 06.1942 SNB VI).
С 9 апреля 1940 "Greif" одну неделю использовался как корабль-цель в Гроссенброде вместо парохода "Python".
15 мая 1940 корабль на неопределенное время вышел из строя - у мотора левого борта была порвана станина, а у правого ротора - сломана лопасть.
В июне 1940 включен в состав вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen.
С 12 июля "Greif" находился при испытательной станции (E-Stelle) в Травемюнде, где в этот период проходила обучение эскадрилья Trans-Ozean Staffel.
С 6 по 12 декабря 1940 на Flenderwerft в Любеке на корабле была выполнена установка размагничивающей обмотки.
13 марта 1941 "Greif" ушёл на ремонт. На E-Stelle в Травемюнде его временно заменял "Sperber". 6 апреля 1941 "Greif" закончил ремонт и вернулся в Травемюнде, где в это время проходили обучение все три эскадрильи и штаб новой авиагруппы Aufkl.gr.126 (See).
С июля 1942 корабль находился при торпедо-испытательном полигоне в Гексенгрунде, где испытывались авиационные торпеды и необходимые устройства для их сброса с самолетов. Испытания проводились командой Erprobungs- und Lehrkommando 20 в Хольтенау (13 марта 1943 переименованной в Bordfliegerstaffel 3 / 196).
8 августа в Травемюнде на "Greif" провели первое палубное испытание вертолёта Fi 282 Kolibri, GF+YE.
В сентябре в Любекское заливе были выполнены первые попытки посадки на корабль Fl 282 V5 и V6, GF+YF (стр. № 2 820 006). Бортовые испытания вертолёта продолжались с октября 1942 по январь 1943 года.
2 июня 1943 "Greif" и спасательный паром "BP 41" были предоставлены в распоряжение T.V.A. Экернфёрдского залива, с целью поиска двух сбитых американских самолётов Liberrator.
7 июля в 17:30 "Greif" прибыл в Росток.
17 июля в 5:20 находился в кв. 56 582.
19 июля в 5:20 и 21 июля 1943 в 5:20 находился кв. 56 582.
17 августа в 21:00 прибыл в Фредериксхаун.
2 сентября в 4:00 вышел из Фредериксхауна в Киль.
С 19 по 25 сентября 1943 у Травемюнде на палубу "Greif" проводились испытания посадки вертолёта Fl 282, V12, CJ+SF, затем корабль вернулся к спасательной службе
13 октября в 8:00 у Пеенемюнде "Greif" искал в кв. 35 / 15 Ost катер FL.A 404, сообщивший о потере одного винта. В 20:00 находился в кв. 3582 / 15 Ost.
16 и 17 октября "Greif" отмечался в позиции в кв. В 3583 / 15 Ost.
19 и 20 октября действовал с катером FL.B 455, отмечался в проливе Каттегат на позиции в кв. 0861 / 15 Ost.
1 ноября действовал с катерами FL.B 527, FL.B 208, FL.B 309, FL.B 304, FL.A 203, FL.D 213.
5 ноября "Greif" вышел из Парова.
17 ноября в 8:05 вероятная позиция "Greif" находилась в кв. 1575 / 15 Ost.
17 декабря он действовал с катерами FL.A 405 и FL.A 401, FL.B 304, FL.B 305, FL.B 309.
18 декабря был между Бугом и Хольтенау.
25 декабря в 6:30 "Greif" находился в кв. 4512 / 15 Ost вместе с FL.A 404 и FL.B 418.
7 января 1944 "Greif" в 15:42 действовал в кв. 3688 / 15 Ost и в 4675 / 15 Ost. с катерами FL.B 303, FL.B 204 и FL.B 208, FL.A 201 и FL.A 404 В 16:36 шёл курсом 140 ° в кв. 4672/15 Ost. Два Ar-196 совершили вынужденную посадку: (55°02 `N / 13°55` E) и (55°53´N / 14°45´E). Экипажи были спасены в 20.15, затем корабль продолжил поиск пропавших без вести Blohm & Voss BV-138 и Heinkel He-115.
12 января в 2:10 "Greif" сообщил в Буг и Копенгаген, что он находится на пути в Фредериксхаун.
28 февраля в 11.00 корабль ушел из Травемюнде на ремонт в Гамбург.
В августе 1944 года вместе с Boelcke, Hans Albrecht Wedel и Gunther Plüschow корабль составил спасательную группу Seenotgruppe 81 в Буге-на-Рюгене, которая также включала авиагруппу Seenotstaffel 81 в Буге, группу сопровождения Begleitstaffel 81 в Парове и спасательную флотилию Seenotflottille 81 в Свинемюнде. Затем "Greif" и другие корабли и катера флотилии использовались главным образом для эвакуации из Восточной и Западной Пруссии (операция "Ганнибал"). "Greif" принимал до 2200 человек за рейс.
23 января 1945 "Greif" вышел из Парова в Кенигсберг.
5 февраля был полностью нагружен беженцами из Пиллау и ушел в Нойфарвассер в Данциге.
16 апреля во время воздушного налета погибли 5 человек из расчёта зенитной пушки.
Всего до конца операции "Greif" эвакуировал на запад около 30 000 беженцев.
Капитуляция застала корабль в британской зоне оккупации.
Послевоенная служба во французском ВМФ


22 декабря 1945 г. "Greif" был передан по репарациям США, но оставался в Германии, где прошёл капитальный ремонт на верфи Flender-Werft в Любеке и в феврале 1948 года был передан Франции в качестве компенсации военных потерь. В составе французского ВМФ он получил имя "Marcel Le Bihan" (A759), при этом артиллерийское вооружение было значительно усилено.
С 1951 по 1952 он участвовал в боевых действиях в Индокитае, где использовался в качестве тендера для гидросамолетов, для перевозки специальных команд (для чего брал на борт пехотно-десантные катера) и в качестве командного центра для специальных операций:
5 марта 1951 прибыл из Дакара в Сайгон (война Индокитая).
с 3 по 10 мая 1951 участвовал в операции "Jeanne de Arc".
с 25 марта по 2 апреля 1952 - в операции "Poivre-Clavecin" в Камбодже.
10 апреля 1952 находился на якорной стоянке у острова Лай-Ми.
С 14 по 18 мая 1952 поддерживал десант в Суен-Мок.
28 мая 1952 провёл разведку у Модука.
18 июня 1952 на рассвете был в Кумонге.
19 июня участвовал в операции "Cerf-Volant" в Сонг-Кау.
С 8 по 21 июля1952 находился у Гуе.
7 августа 1952 стоял в тумане у Са-Гуйна.
10 августа 1952 использовался у Сонг-Тра-Бонга.
13 августа 1952 совершил рейс в Саку.
29 октября 1952 "Marcel Le Bihan" покинул Сайгон и вернулся во Францию, где был придан портовому управлению Тулона (Direction du Port de Toulon).

В 1956 году корабль участвовал в боевых действиях во время Суэцкого кризиса, а 1 ноября 1959 был перечислен в тендер.
В 1961 году "Marcel Le Bihan" был разоружён и передан группе по исследованию глубоководных районов (Groupe d'Études et de Recherche Sous-marine - GERS), где он служил как тендер французского батискафа "Archimedes" при его глубоководных погружениях.

С 1962 по 1963 он обеспечивал погружения в котловане Курильских островов у Японии, в 1964 - в котловане Пуэрто-Рико, в 1965 в Средиземном море у мыса Матапан (Греция), в 1966 у Мадейры, в 1967 снова в котловане Курильских островов, в 1968 использовался при поиске затонувшей у Тулона французской подводной лодки "Minerve", с 17 июня по 6 сентября 1969 проводил погружения в Понта-Дельгада (остров Cан Мигель), в 1970 участвовал в поиске затонувшей французской подводной лодки Euridice, в проекте "Famous" и подъёме затонувшей без экипажа при погружении на глубине 3400 м подводной лодки "Cyana".
В 1973 корабль был придан исследовательской группе глубоководной зоны GISMER (Groupe d'Intervention Sous la Мера), 1 января 1978 г. переименован в "Gustave Zede" в честь французского конструктора подводных лодок, с 1980 по 1981 - прошёл капитальный ремонт и реконструкцию, при которой кран был демонтирован и вместо него установлено оборудование для обслуживания исследовательской подводной лодки "Licorne".
В июне 1987 корабль был выведен из эксплуатации. 8 сентября 1987 он был исключён, и далее использовался, как блокшив "Q 649" в Лориане. 22 июня 1990 корпус корабля, с которого сняли всё ценное оборудование, был затоплен в море у Тулона.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990. |
2 |
Groner E. - Die Schiffe der Deutschen Kriegsmarine und Luftwaffe 1939-45 - Lehmanns.1954 |
3 |
Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995. |
4 |
Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977 |
на русском |
5 |
Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине. Военно-морской флот третьего рейха. Эксмо., М, 2009. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.luftwaffe-zur-see.dehistorisches-marinearchiv.de |
последнее обновление: 17.06.2021
