Оглавление → Корабли авиации → Авианосцы типа "Elbe"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательные авианосцы (Hilfsflugzeugträger) типа
Германия, проект 1942 г. 2 ед., не реализован * Elbe * Jade *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Учитывая длительные сроки вступления в строй авианосцев специальной постройки, уже в 1940 году начинаются проработки возможных вариантов переоборудования в авианосцы гражданских судов. В мае 1942 г. принято решение переоборудовать во вспомогательные авианосцы три лайнера: "Potsdam", "Gneisenau" и "Europa". Первые два были однотипными: "Potsdam" (17 528 брт) и "Gneisenau" (18 160 брт) компании "Norddeutscher Lloyd" в Бремене, построенные в 1934 — 1936 гг. С июня 1940 г. они использовались как войсковые транспорты для участия в операции "Морской Лев" (нем. Unternehmen Seelöwe, кодовое название планировавшейся Гитлером десантной операции по высадке на Британские острова). Любопытно, что третий однотипный лайнер — "Scharnhorst", находившийся с сентября 1939 г. в Японии, впоследствии был переоборудован в авианосец "Shinyo". Проект переделки лайнеров предусматривал установку булей, сплошной полетной палубы (размером 186х27 м), двух пневматических катапульт, двух самолетоподъемников и 4-х аэрофинишеров. Полетная палуба изготавливалась из 20-мм стали. Размеры ангара: 148х18 м. Непотопляемость обеспечивалась 11-ю сварными водонепроницаемыми переборками, двойным дном и примитивной системой ПТЗ. Основу ПВО корабля составляли 4 стабилизированные 105-мм артустановки LC/37 и два КДП "Вакелькопф". Планировалось также установить три РЛС. Конструкторские проработки очень скоро выявили ряд особенностей и проблем, связанных с переделками. В отношении пассажирских лайнеров они состояли преимущественно в их недостаточной остойчивости. Дело в том, что эти суда в интересах пассажиров строились с малой метацентрической высотой для обеспечения мягкости качки, в то время как военные корабли, наоборот, должны были иметь большую метацентрическую высоту, Благодаря удалению большей части пассажирского оборудования и надстроек достигалось уменьшение высокорасположенных масс, однако размещаемое на их местах авиационное оборудование обладало еще большим весом, к тому же располагалась еще выше. Проблему отчасти решили путем монтажа булей, т. е. увеличением ширины корпуса. Для повышения остойчивости путем перераспределения масс оказалось необходимым размещение дополнительного балласта, который авианосец был обречен постоянно носить с собой в качестве мертвого груза. Правда, и из этого пытались извлечь пользу, уложив бетонный балласт в були для усиления конструктивной подводной защиты. Еще одна проблема, связанная со спецификой гражданского судна, заключалась в системе водонепроницаемых переборок. Дело в том, что лайнеры имели только поперечные переборки, а германские нормы кораблестроения требовали для кораблей такого размера наличие и продольных переборок. Возникли также опасения относительно общей прочности корпуса. Лайнер "Potsdam" оказался не очень удачным объектом для переоборудования в авианосец, но все-таки проблем с ним было меньше, чем с "Europa". Ангар, хоть его и пришлось врезать в верхнюю палубу, "сел" значительно ниже, и подкрепление полетной палубы оказалось легче и по весу, и по объему работ. Все авиационное оборудование сместили на два метра в сторону левого борта с тем, чтобы уравновесить кренящий момент надстройки. Кроме этого, при дальнейшем совершенствовании проекта, для улучшения остойчивости корабля вокруг всего корпуса соорудили как бы вторую обшивку. Благодаря этому был зарезервирован больший объем помещений для оборудования. В середине декабря лайнер перебазировали в Киль, где началось его переоборудование, но уже 2.02.1943 работы были прекращены. Против этого проекта сработали факторы недопустимо больших объемов работ и материальных затрат. По срокам переоборудование "Potsdam" практически приближалось к постройке нового авианосца. В дальнейшем судно использовалось в качестве плавказармы в Готенхафене; после войны оно досталось Англии, служило войсковым транспортом "Empire Fowey", а в 1950 г. было продано Пакистану и переименовано в "Safina-E-Hujjaj". Сдано на слом в 1976 г. Переделка "Gneisenau" так и не начиналась; с 25.11.1942 его вновь переклассифицировали в войсковой транспорт. Судно погибло в результате подрыва на мине 2.05.1943 в 12:02 в точке 54°38΄N, 12°25΄01″O.
|