ОглавлениеКорабли авиации → Авианосцы типа "Elbe"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Вспомогательные авианосцы (Hilfsflugzeugträger) типа

"Elbe"


Германия, проект 1942 г. 2 ед., не реализован

 

*
Elbe
*
Jade
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
проект верфь-строитель дата подписания примечания
1 Elbe план. <Howaldtswerke>, Киль, но с 11.1942 <Blohm&Voss>, Гамбург 20.06.1942 Проект переоборудования пассажирского лайнера "Potsdam", постройки 1936 г. (<Blohm&Voss>, Гамбург, стр. № 497, 1934 / 16.01.1935 / 27.06.1936), 2 февраля 1943 работы прекращены.
2 Jade план - <Kriegsmarinewerft>, Вильгельмсхафен 20.06.1942 Проект переоборудования пассажирского лайнера "Gneisenau", постройки 1936 г. (<A.G.Weser>, Бремен, стр. № 892, 1934 / 17.05.1935 / 3.01.1936), работы не начинались и 25.11.1942 отменены.
ТТХ
проектные, декабрь 1942 г. Elbe Jade
Водоизмещение стандартное 17 527 т 18 160 т
полное 23 500 т ?
Размерения длина ВЛ 189 м 191 м
наибольшая 203 м 205 м
ширина по корпусу 22,6 м (пр. II)
по булям 26,8 м (пр IIb)
полная 27 м
осадка пустого 5,1 м
наибольшая 8,84 м
высота борта (до ВПП) 19,05 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных гребных винта Ø 4,9 м 2х4-лопастных гребных винта
1 МО 2 ТЭУ "Blohm & Voss" 2 ТЗА "Deschimag"
1 КО 4 ПК "Benson" (90 атм., 450°) 4 ПК "Benson" (50 атм., 450°, 36 т/ч)
мощность проектная 26 000 л.с., 160 об/мин. 26 000 л.с., 130 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная пр. II - 21 уз., пр. IIb -19 уз
запас топлива пр. IIb: 4500 т нефти
дальность плавания на 19 уз. 9 000
Экипаж до 900 чел. (без авиагруппы) 883 чел. (79 оф.) (без авиагруппы)
Дополнительные данные корпус стальной сварной (12 отсеков, двойное дно), "Elbe" с бульбом в носу
электроснабжение 4500 кВт, 220 В (4 турбо-генератора х760 кВт, 4 дизель-генератора х350 кВт, 1 аварийный дизель х60 кВт)
управление 1 полубалансирный руль
БРОНИРОВАНИЕ
полётная палуба 20 мм
щиты 105-мм АУ 10 мм
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное всего самолётов 24
в т. ч. бомбардировщики Ju-87D 12
в т. ч. истребители Me (Bf)-109G 12
катапульты 2 пневматических
1 ангар 148 х 18 м, 2 лифта
полетная палуба 186 х 27 м
артиллерия 105/65 ун. 12 (6x2) [3200 снарядов]
37/80 зен. 10 (5x2) [20000 снарядов]
20/65 зен. 24...32 (6...8x4) [48000 снарядов]

 

Учитывая длительные сроки вступления в строй авианосцев специальной постройки, уже в 1940 году начинаются проработки возможных вариантов переоборудования в авианосцы гражданских судов. В мае 1942 г. принято решение переоборудовать во вспомогательные авианосцы три лайнера: "Potsdam", "Gneisenau" и "Europa". Первые два были однотипными: "Potsdam" (17 528 брт) и "Gneisenau" (18 160 брт) компании "Norddeutscher Lloyd" в Бремене, построенные в 1934 — 1936 гг. С июня 1940 г. они использовались как войсковые транспорты для участия в операции "Морской Лев" (нем. Unternehmen Seelöwe, кодовое название планировавшейся Гитлером десантной операции по высадке на Британские острова). Любопытно, что третий однотипный лайнер — "Scharnhorst", находившийся с сентября 1939 г. в Японии, впоследствии был переоборудован в авианосец "Shinyo".

Проект переделки лайнеров предусматривал установку булей, сплошной полетной палубы (размером 186х27 м), двух пневматических катапульт, двух самолетоподъемников и 4-х аэрофинишеров. Полетная палуба изготавливалась из 20-мм стали. Размеры ангара: 148х18 м. Непотопляемость обеспечивалась 11-ю сварными водонепроницаемыми переборками, двойным дном и примитивной системой ПТЗ. Основу ПВО корабля составляли 4 стабилизированные 105-мм артустановки LC/37 и два КДП "Вакелькопф". Планировалось также установить три РЛС.

Конструкторские проработки очень скоро выявили ряд особенностей и проблем, связанных с переделками. В отношении пассажирских лайнеров они состояли преимущественно в их недостаточной остойчивости. Дело в том, что эти суда в интересах пассажиров строились с малой метацентрической высотой для обеспечения мягкости качки, в то время как военные корабли, наоборот, должны были иметь большую метацентрическую высоту, Благодаря удалению большей части пассажирского оборудования и надстроек достигалось уменьшение высокорасположенных масс, однако размещаемое на их местах авиационное оборудование обладало еще большим весом, к тому же располагалась еще выше. Проблему отчасти решили путем монтажа булей, т. е. увеличением ширины корпуса. Для повышения остойчивости путем перераспределения масс оказалось необходимым размещение дополнительного балласта, который авианосец был обречен постоянно носить с собой в качестве мертвого груза. Правда, и из этого пытались извлечь пользу, уложив бетонный балласт в були для усиления конструктивной подводной защиты. Еще одна проблема, связанная со спецификой гражданского судна, заключалась в системе водонепроницаемых переборок. Дело в том, что лайнеры имели только поперечные переборки, а германские нормы кораблестроения требовали для кораблей такого размера наличие и продольных переборок. Возникли также опасения относительно общей прочности корпуса.

Лайнер "Potsdam" оказался не очень удачным объектом для переоборудования в авианосец, но все-таки проблем с ним было меньше, чем с "Europa". Ангар, хоть его и пришлось врезать в верхнюю палубу, "сел" значительно ниже, и подкрепление полетной палубы оказалось легче и по весу, и по объему работ. Все авиационное оборудование сместили на два метра в сторону левого борта с тем, чтобы уравновесить кренящий момент надстройки. Кроме этого, при дальнейшем совершенствовании проекта, для улучшения остойчивости корабля вокруг всего корпуса соорудили как бы вторую обшивку. Благодаря этому был зарезервирован больший объем помещений для оборудования.

В середине декабря лайнер перебазировали в Киль, где началось его переоборудование, но уже 2.02.1943 работы были прекращены. Против этого проекта сработали факторы недопустимо больших объемов работ и материальных затрат. По срокам переоборудование "Potsdam" практически приближалось к постройке нового авианосца.

В дальнейшем судно использовалось в качестве плавказармы в Готенхафене; после войны оно досталось Англии, служило войсковым транспортом "Empire Fowey", а в 1950 г. было продано Пакистану и переименовано в "Safina-E-Hujjaj". Сдано на слом в 1976 г.

Переделка "Gneisenau" так и не начиналась; с 25.11.1942 его вновь переклассифицировали в войсковой транспорт. Судно погибло в результате подрыва на мине 2.05.1943 в 12:02 в точке 54°38΄N, 12°25΄01″O.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на русском
2 Платонов А. В. - Несостоявшиеся авианосные державы, СПБ, 1999
3 Балакин С. А., Морозов М. Э. - Авианосцы мира 1939-1945, часть вторая. М, 2000.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 15.11.2019

 




 

 
Торговый флаг Германии 1936-1939
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1940-1945
Торговый флаг Британии 1945-1950
Торговый флаг Пакистана 1950-1976
Gneisenau
Затонувший "Gneisenau".
Gneisenau
ВТР "Gneisenau".
Safina-E-Hujjaj
"Safina-E-Hujjaj"
Empire Fowey
"Empire Fowey" после войны.
Elbe
"Elbe" в позднем варианте.
Elbe
"Elbe" в раннем варианте.
Elbe
"Elbe", два варианта.
Potsdam
Лайнер "Potsdam".
Gneisenau
Лайнер "Gneisenau".
Potsdam
Лайнер "Potsdam".
Предыдущая страница - проект авианосца "De Grasse"
Следующая страница - проект авианосцев типа "Hansa"