Оглавление → Корабли авиации → Корабли обеспечения типа "Hans Albrecht Wedel"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корабли обеспечения полётов гидроавиации (Flugsicherungsschiff) типа
Германия, 1941-1943 гг. 2 (5) ед. (проект K VI) * K-61 Hans Albrecht Wedel * K-62 Richthofen * K-63 Hermann Köhl * K-64 * K-65 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Мобилизационный тип кораблей обеспечения полётов, с началом войны заказан головной под индексом "Flugsicherungsschiff E", как альтернативный вариант типа "Karl Meyer", разработанный фирмой Schichau, с совершенно такой-же силовой установкой и крановым оборудованием. Отличался лишь несколько увеличенной длиной. Также, как и "Мейеры, имел 18-т кран MAN. В 1940 г. дополнительно были были заказаны ещё четыре корабля этого типа под индексами "Flugsicherungsschiff K, L, M, N", но спустить смогли только два из них. Постройка двух остальных была отменена на раннем этапе. Проектное вооружение (3 — 20-мм) уже к моменту вступления в строй первого корабля усилено. Все спущенные корабли были названы в честь пилотов - героев первой мировой войны. По некоторым данным несли торговый флаг. Дальнейшим развитием должен был стать тип Flugsicherungsschiff O, но его постройку так и не начали.
Корабль был спущен на воду со стапелей в Пиллау 2 сентября 1940 года и назван "Hans Albrecht Wedel" в честь лётчика-торпедоносца, старшего лейтенанта немецкого флота, достигшего наибольших успехов среди лётчиков ВМФ в годы Первой мировой войны, потопив два британских судна. Строительство осуществляла фирма "F. Schichauwerft", дальнейшая доработка проводилась в Гамбурге фирмой "Norderwerft". Сперва корабль предназначался Luftflotten-Kommando 1 на Балтике, планировалось, что он будет базироваться в Засснице, но к тому времени, когда работы над кораблем были закончены 22 сентября 1941 года и он был введён в строй с индефикационным номером "К 61", его определили в состав Seenotflottille Brest-l'Aberwrach в подчинении спасательного района Seenotzentrale (L) Brest во Франции. 3 октября 1941 в 18:10 корабль прибыл в Гавр, а 4 октября в 11:00 отправился в Шербур, где в тот момент базировалась спасательная эскадрилья Seenot.St.2. Летом 1942 года корабль ушёл на ремонт и установку дополнительного оборудования в Германию, а после его окончания, 2 августа 1942 был зачислен в состав Seenotflottille 8 в подчинении SNB VIII в Норвегии и 22 сентября перешёл в Тронхейм. 4 октября 1942 "Hans Albrecht Wedel" вместе с катером FL.B 525 выходил в кв. 9449/06 Ost на помощь совершившей вынужденную посадку летающей лодке Blohm&Voss BV-138 из эскадрильи 2./406. Катер спас 6 человек, самолет затонул. 8 ноября в 10:30 корабль отправился в Осло. 18 ноября в кв. 05742/16 Ost "Hans Albrecht Wedel" спас 3 члена экипажа и 3 отпускника с упавшей Blohm&Voss BV-138. 1 член экипажа найден мертвым. 5 марта 1943 "Hans Albrecht Wedel" с катером FL.B 253 отправились в кв. 84282/06 Ost на поиск Blohm&Voss BV-138 из эскадрильи 2./406 совершившей вынужденную посадку из-за повреждения двигателя. Катер снял экипаж из 5 человек, самолет был отбуксирован. 9 апреля 1943 корабль поднял в кв. 8420/06 Ost Blohm&Voss BV-138. Экипаж из 5 человек был спасён катером FL.B 525. В августе 1944 года вместе с "Greif", "Boelcke" и "Gunther Plüschow" корабль был включен в спасательную группу Seenotgruppe 81 в Буге-на-Рюгене, которая также включала авиагруппу Seenotstaffel 81 в Буге, группу сопровождения Begleitstaffel 81 в Парове и спасательную флотилию Seenotflottille 81 в Свинемюнде. Затем корабли и катера флотилии использовались главным образом для эвакуации из Восточной и Западной Пруссии (операция "Ганнибал"). 30 октября 1944 "Hans Albrecht Wedel" с катерами FL.B 504, FL.B 535 и FL.B 537 участвовал в спасении экипажа затонувшего транспорта "Bremerhaven". Спасли 901 человека. 14 октября советские войска развернули крупное наступление на Мемельский плацдарм. В то время для поддержки сухопутных подразделений с моря в Балтике действовала 2-я боевая группа Кригсмарине под командованием вице-адмирала Августа Тиля. Поскольку из-за опасности атак советских подводных лодок или авиации тяжелые крейсеры не могли останавливаться, что-бы брать на борт гидросамолеты "Арадо", роль авиационного обеспечения была поручена "Hans Albrecht Wedel". Потом была операция "Ганнибал" по эвакуации мирного населения и войск из Восточной Пруссии. За один рейс удавалось вывести до 1500 человек, в основном раненых и беженцев. В обратный путь загружались боеприпасы и топливо для все еще сражавшихся войск. 1 февраля 1945 "Hans Albrecht Wedel" снял с крейсера Prinz Eugen повреждённый взрывной волной гидросамолёт Arado Ar-196 T3+BH (№100527) и доставил его на базу для ремонта. На замену передал на борт крейсера другой "Арадо" с номером T3+IH. 8 апреля 1945 года в бухте Данцига, южнее Хельской косы, в районе с координатами 54°30″N/188°55″O в 12:20 в "Hans Albrecht Wedel" попала бомба, сброшенная самолетом советской морской авиации. Вовремя подоспевшим кораблям 60-й аварийно-спасательной флотилии (Seenotflottille 60) удалось спасти многих, перед тем, как судно перевернулось вверх килем. 10 человек погибли.
Первоначально планировалось назвать этот корабль "Mölders" (Werner Mölders, имя присвоено 12.06.1942). Строительством корабля занялась в 1940 году фирма F. Schichauwerft в Пиллау. Корпус имел строительный номер 1526. 26 сентября 1942 года корабль без инцидентов спустили на воду со стапеля в Киле, при этом корабль получил новое имя "Richthofen" в честь Манфреда фон Рихтхофена, лётчика-истребителя, лучшего аса 1-ой мировой войны. В мае 1943 года корабль был включен в состав Кригсмарине с бортовым номером "К 62" и отправлен на испытательную станцию в Травемюнде. Летом 1943 года "Richthofen" предназначен для передачи в распоряжение командира аварийно-спасательной службы SNB II в районе Бискайского залива. 18 сентября 1943 "Richthofen" перешёл в Киль для установки дополнительного вооружения, мелкого ремонта и снаряжения, который занял 5 дней. Затем прошли испытания на E-Stelle в Травемюнде для определения скорости, расхода топлива и др. Их срок составил также примерно 5 дней. 23 октября 1943 корабль был готов к службе. 26 октября в 23:15 прибыл во Флиссинген, а 6 ноября 1943 в 7:00 - в Шербур, где в тот период базировался отряд из эскадрильи Seenot.St.2 (Dornier Do 18, Dornier Do 24, Breguet 521). Организационно входил в состав флотилии Seenotflottille Cherbourg (с 1.06.1942 Seenotflottille 2). 16 ноября 1943 в квадрате 5958 корабль оказал помощь обстрелянному тральщику. Эвакуированы 6 тяжелораненых и 2 легко раненных. Ночью с 14 на 15 августа 1944 года "Richthofen" вместе с миноносцем "Т24", тральщиками "М275" и "М85", а также прорывателем минных заграждений "Sperrbrecher 157" был атакован группой союзных кораблей. В эту группу входили: легкий английский крейсер "Mauritius", английский эсминец "Ursa" и канадский эсминец "Iroquois". Морской бой развернулся южнее Ле-Сабля в Бискайском заливе. В результате боя прорыватель минных заграждений затонул, а оба тральщика получили серьезные повреждения и были вынуждены сесть на мель у берега. "Richthofen" не был замечен противником и смог уйти невредимым. Немецкая сторона доложила о потоплении двух эсминцев противника, однако эта информация не подтвердилась. 20-го апреля 1945 года "Richthofen" был интернирован в испанском порту Пасахес, а в декабре 1945 года передан Англии. 16 марта 1946 года его в качестве репараций передали Советскому Союзу, где он вошёл в строй как "Хибины", с 25.06.1946 "ПК 5", с 25.12.1946 "ПАК 5", СФ, в 1968 списан.
Спущен на воду, но так и не был достроен, в 1944 постройку прекратили. Flugsicherungsschiff L и Flugsicherungsschiff N В марте 1943 заказы аннулированы.
|