ОглавлениеКорабли авиации → Катапультная плавбаза "Ostmark"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Катапультная плавбаза летающих лодок
(Flugzeugmutterschiff, Schleuderschiff)

"Ostmark"


Германия, 1936/1940 г., 1 ед.

 

*
Ostmark
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Ostmark <Howaldtswerke> Киль, стр. № 747 ? 1.09.1940 мобилизован ВВС, 14.09.1940 потоплен британской ПЛ "Tuna".
15.04.1936
16.05.1936
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1780 т
полное ок. 2500 т
регистровое 1281 брт
Размерения длина ВЛ 74,84 м
наибольшая 79,8 м
ширина 11,25 м
осадка 4,72 / 4 м
высота борта 5,4 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта
? МО 2 дизеля MAN (10 цил., 2 тактн.)
мощность 1800/2000 л.с.
Ходовые данные скорость 13,5-14 уз
топливо 235 т соляра
дальность плавания на 13 уз. 9800 миль
Экипаж 29 чел. (5 оф.) + 18 чел. авиаперсонал
Дополнительные данные корпус стальной 1-палубный теплоход, 7 отсеков
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное 1 летающая лодка (Do-15, Do-18, ВV.138) или 2 гидросамолёта (Аr-196 и др.)
1 катапульта "Heinkel" K-9, для запуска самолётов взлётным весом до 15 т.
1х15-т башенный кран
артиллерия не устанавливалась

 

В 1936-1937 году компания "Люфтганза" в дополнение к имеющимся "Westfalen" и "Schwabenland" обзавелась еще двумя судами, на этот раз специальной постройки - "Ostmark" и "Friesenland". Строились они одной верфью, но очень сильно различались между собой, как по размерам, так и по конструкции.

Ostmark (Остмарк, Восточная марка — раннефеодальное государство в IX—XII веках в юго-восточной Германии, предшественник герцогства Австрия. Термин "Ostmark" применялся в Третьем рейхе в отношении Австрии после её аншлюса в 1938 году.

"Ostmark" имел катапульту "Heinkel" K-9 почти во всю длину корпуса, для запуска самолётов взлётным весом до 15 т. (Do-15, Do-18, Do-26, ВV.138). Небольшая надстройка и 15-т кран размещались в корме. Ангар отсутствовал, на катапульте мог разместиться один гидросамолёт, где производилось его обслуживание и заправка топливом. Конструкция послужила прототипом для плавбазы ВВС "Sperber".

16 мая 1936 передан Deutsche Lufthansa AG, командир - капитан С. Мюллер (S. Müller), 2 июня 1936 зачислен на службу и перешёл в Батерст (Британская Гамбия), где сменил "Schwabenland".

С 3 июля по 11 декабря 1936 в Батерсте выполнил 11 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AGAT "Boreas", D-ALOX "Passat", D-AKYM "Mistral", D-AFAR "Samum" и D-AKER "Taifun". 15 декабря 1936 в Батерсте корабль посетил губернатор британской Гамбии. С 18 декабря 1936 по 5 марта 1937 в Батерсте было произведено 12 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AKER "Taifun", D-AKYM "Mistral", D-AGAT "Boreas", D-ALOX "Passat" и D-AFAR "Samum".

12 марта 1937 разбился летящий из Чита-ла-Пальмы в Батерст He-111 V2, D-ALIX "Rostock" с новым 1-м офицером "Ostmark" Гансом Херрманном на борту (взлетел 11 марта около 21.55 по Гринвичу, в 03:41 ч. связь прервалась). В 06:00 ч. - на сушу высадилась поисковая группа под руководством 1-го офицера Х. Нассе (H. Nasse). При группе также находился корабельный врач доктор Гётц (Goetz) и доктор Ахтерберг фон Юнкерс (Achterberg von Junkers). В 07:26 ч. - Do-15 D-AKYM "Mistral" стартовал с катапульты в поисковый полет. Кроме того, с аэродрома вылетел Ju 86 D-AXEQ "Bückeberg". В 09:51 ч. в поисковый полет отправился 10-тонный Do-15 D-AFAR "Samum". В 10:00 ч. "Mistral" вблизи от острова Дог обнаружил в воде некоторое количество почтовых мешков. Летающая лодка села рядом с местом обнаружения. Затем туда пришли правительственный баркас и баркас DLH, которые обнаружили обломки, куски одежды и почтовых мешков, но, к сожалению, ни одного трупа. В 18:30 ч. поисковая группа вернулась на борт "Ostmark".

С 13 марта по 23 апреля 1937 в Батерсте было произведено 8 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AKYM "Mistral", D-AGAT "Boreas", D-AFAR "Samum", D-ALOX "Passat" и новый Do-18 E D-ARUN "Zephir".

В апреле-июле 1937 "Ostmark" ушёл на ремонт, в Батерсте его сменил "Schwabenland". После ремонта "Ostmark" снова вернулся в Батерст, где с 9 по 23 июля 1937 выполнил 3 старта с катапульты: 10-тонный Do-15 D-AGAT "Boreas", Do-18 E D-ABYM "Aeolus" и D-AROZ "Pampero". 30 июля 1937 старт с катапульты выполнил Do-18 E D-ABYM "Aeolus", направившись на юг в Батерст и Наталь, но на следующий день совершил вынужденную посадку в море и был поврежден и потерян при попытке спасения. Со 2 августа 1937 по 8 апреля 1938 в Батерсте был выполнен ещё 41 старт с катапульты: Do-18 E D-AROZ "Pampero", D-ARUN "Zephir", Do-18 F D-AANE "Zyklon", 10-тонные Do-15 D-AGAT "Boreas", D-AKYM "Mistral", D-ALOX "Passat" и D-AFAR "Samum".

В апреле-июне 1938 "Ostmark" прошёл ремонт, в Батерсте его заменял "Westfalen". После ремонта корабль вернулся в Батерст. С 24 июня 1938 по 19 мая 1939 в Батерсте с него было выполнено 37 стартов с катапульты: Do-18 E D-AROZ "Pampero" и D-ARUN "Zephir", Do-18 F D-AANE "Zyklon", 10-тонные Do-15 D-ALOX "Passat" и D-AGAT "Boreas", Ha-139 A D-AJEY "Nordwind" и D-AMIE "Nordmeer", а также Ha-139 B D-ASTA "Nordstern".

В апреле-августе 1939 "Ostmark" снова прошёл ремонт, в Батерсте его заменяли "Schwabenland" и "Friesenland". После ремонта корабль опять вернулся в Батерст, где с 4 по 25 августа 1939 выполнил 3 старта с катапульты: Ha-139 A D-AJEY "Nordwind" и Do-26 A D-AGNT "Seeadler". С ухудшением международного положения, 28 августа 1939 "Ostmark" вышел из Батерста в направлении Чита-ла-Пальмы, однако, прибыл в Боламу в Португальской Гвинее, где DHL временно разместило почтовую службу южной Атлантики. Там он и встретил войну.

3 сентября 1939 прошли переговоры с Люфтваффе, после чего "Ostmark" получил приказ идти в Чита-ла-Пальму, оборудоваться там для военно-морского флота и принять всё еще находящиеся за границей морские самолеты DLH. 6 сентября 1939 "Ostmark" с разрешения Испании под прикрытием летающих лодок Do-26 D-AGNT и D-AWDS прибыл в Чита-ла-Пальму, где и остался, экипаж был отправлен в Германию.

1 августа 1940 было решено подготовить судно к прорыву в Брест для нужд военно-воздушных сил в Ла-Паллисе (Франция), 3 сентября 1940 корабль с молчаливого согласия испанских властей попытался прорваться к французскому побережью, но вернулся. 19 сентября 1940 "Ostmark" смог прорваться и неповрежденным вошёл в устье Жиронды. 20 сентября 1940 он прибыл в Сен-Назер, а уже 23 сентября 1940 покинул устье Жиронды в направлении Бреста. 24 сентября 1940 в 5:42 "Ostmark" был торпедирован к юго-западу от Сен-Назера британской ПЛ "Tuna" и в 8:10 затонул у Иль-д'Ю в точке 47°01΄N/03°02΄W, погиб 1 человек.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
на русском
3 Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине. Военно-морской флот третьего рейха. Эксмо., М, 2009.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 19.11.2019

 




 

 
Военно-морской флот и авиация Третьего рейха 1934-1945
Торговый флаг Третьего рейха 1934-1945
Ostmark
Модель "Ostmark"
Ostmark
"Ostmark"
Ostmark
Do-18 на катапульте "Ostmark".

"Ostmark"
Ostmark
"Ostmark", снято с Ha-138.
Ostmark
"Ostmark"
Ostmark
"Ostmark", вид в нос из рубки.
Ostmark
"Ostmark"
Ostmark
"Ostmark", подъём на борт Do-18 D-ABYM "Aeolus".
Ostmark
"Ostmark"
Ostmark
Спуск "Ostmark" на воду.
Ostmark
"Ostmark" перед спуском на воду.
Ostmark
"Ostmark"
Ostmark
"Ostmark"
Ostmark
"Ostmark"
Ostmark
"Ostmark"
Следующая страница - катапультная плавбаза "Friesenland"
Предыдущая страница - катапультная плавбаза "Schwabenland"