Оглавление → Корабли авиации → Катапультная плавбаза "Ostmark"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Катапультная плавбаза летающих лодок (Flugzeugmutterschiff, Schleuderschiff)
Германия, 1936/1940 г., 1 ед. * Ostmark *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
В 1936-1937 году компания "Люфтганза" в дополнение к имеющимся "Westfalen" и "Schwabenland" обзавелась еще двумя судами, на этот раз специальной постройки - "Ostmark" и "Friesenland". Строились они одной верфью, но очень сильно различались между собой, как по размерам, так и по конструкции. Ostmark (Остмарк, Восточная марка — раннефеодальное государство в IX—XII веках в юго-восточной Германии, предшественник герцогства Австрия. Термин "Ostmark" применялся в Третьем рейхе в отношении Австрии после её аншлюса в 1938 году. "Ostmark" имел катапульту "Heinkel" K-9 почти во всю длину корпуса, для запуска самолётов взлётным весом до 15 т. (Do-15, Do-18, Do-26, ВV.138). Небольшая надстройка и 15-т кран размещались в корме. Ангар отсутствовал, на катапульте мог разместиться один гидросамолёт, где производилось его обслуживание и заправка топливом. Конструкция послужила прототипом для плавбазы ВВС "Sperber". 16 мая 1936 передан Deutsche Lufthansa AG, командир - капитан С. Мюллер (S. Müller), 2 июня 1936 зачислен на службу и перешёл в Батерст (Британская Гамбия), где сменил "Schwabenland". С 3 июля по 11 декабря 1936 в Батерсте выполнил 11 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AGAT "Boreas", D-ALOX "Passat", D-AKYM "Mistral", D-AFAR "Samum" и D-AKER "Taifun". 15 декабря 1936 в Батерсте корабль посетил губернатор британской Гамбии. С 18 декабря 1936 по 5 марта 1937 в Батерсте было произведено 12 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AKER "Taifun", D-AKYM "Mistral", D-AGAT "Boreas", D-ALOX "Passat" и D-AFAR "Samum". 12 марта 1937 разбился летящий из Чита-ла-Пальмы в Батерст He-111 V2, D-ALIX "Rostock" с новым 1-м офицером "Ostmark" Гансом Херрманном на борту (взлетел 11 марта около 21.55 по Гринвичу, в 03:41 ч. связь прервалась). В 06:00 ч. - на сушу высадилась поисковая группа под руководством 1-го офицера Х. Нассе (H. Nasse). При группе также находился корабельный врач доктор Гётц (Goetz) и доктор Ахтерберг фон Юнкерс (Achterberg von Junkers). В 07:26 ч. - Do-15 D-AKYM "Mistral" стартовал с катапульты в поисковый полет. Кроме того, с аэродрома вылетел Ju 86 D-AXEQ "Bückeberg". В 09:51 ч. в поисковый полет отправился 10-тонный Do-15 D-AFAR "Samum". В 10:00 ч. "Mistral" вблизи от острова Дог обнаружил в воде некоторое количество почтовых мешков. Летающая лодка села рядом с местом обнаружения. Затем туда пришли правительственный баркас и баркас DLH, которые обнаружили обломки, куски одежды и почтовых мешков, но, к сожалению, ни одного трупа. В 18:30 ч. поисковая группа вернулась на борт "Ostmark". С 13 марта по 23 апреля 1937 в Батерсте было произведено 8 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AKYM "Mistral", D-AGAT "Boreas", D-AFAR "Samum", D-ALOX "Passat" и новый Do-18 E D-ARUN "Zephir". В апреле-июле 1937 "Ostmark" ушёл на ремонт, в Батерсте его сменил "Schwabenland". После ремонта "Ostmark" снова вернулся в Батерст, где с 9 по 23 июля 1937 выполнил 3 старта с катапульты: 10-тонный Do-15 D-AGAT "Boreas", Do-18 E D-ABYM "Aeolus" и D-AROZ "Pampero". 30 июля 1937 старт с катапульты выполнил Do-18 E D-ABYM "Aeolus", направившись на юг в Батерст и Наталь, но на следующий день совершил вынужденную посадку в море и был поврежден и потерян при попытке спасения. Со 2 августа 1937 по 8 апреля 1938 в Батерсте был выполнен ещё 41 старт с катапульты: Do-18 E D-AROZ "Pampero", D-ARUN "Zephir", Do-18 F D-AANE "Zyklon", 10-тонные Do-15 D-AGAT "Boreas", D-AKYM "Mistral", D-ALOX "Passat" и D-AFAR "Samum". В апреле-июне 1938 "Ostmark" прошёл ремонт, в Батерсте его заменял "Westfalen". После ремонта корабль вернулся в Батерст. С 24 июня 1938 по 19 мая 1939 в Батерсте с него было выполнено 37 стартов с катапульты: Do-18 E D-AROZ "Pampero" и D-ARUN "Zephir", Do-18 F D-AANE "Zyklon", 10-тонные Do-15 D-ALOX "Passat" и D-AGAT "Boreas", Ha-139 A D-AJEY "Nordwind" и D-AMIE "Nordmeer", а также Ha-139 B D-ASTA "Nordstern". В апреле-августе 1939 "Ostmark" снова прошёл ремонт, в Батерсте его заменяли "Schwabenland" и "Friesenland". После ремонта корабль опять вернулся в Батерст, где с 4 по 25 августа 1939 выполнил 3 старта с катапульты: Ha-139 A D-AJEY "Nordwind" и Do-26 A D-AGNT "Seeadler". С ухудшением международного положения, 28 августа 1939 "Ostmark" вышел из Батерста в направлении Чита-ла-Пальмы, однако, прибыл в Боламу в Португальской Гвинее, где DHL временно разместило почтовую службу южной Атлантики. Там он и встретил войну. 3 сентября 1939 прошли переговоры с Люфтваффе, после чего "Ostmark" получил приказ идти в Чита-ла-Пальму, оборудоваться там для военно-морского флота и принять всё еще находящиеся за границей морские самолеты DLH. 6 сентября 1939 "Ostmark" с разрешения Испании под прикрытием летающих лодок Do-26 D-AGNT и D-AWDS прибыл в Чита-ла-Пальму, где и остался, экипаж был отправлен в Германию. 1 августа 1940 было решено подготовить судно к прорыву в Брест для нужд военно-воздушных сил в Ла-Паллисе (Франция), 3 сентября 1940 корабль с молчаливого согласия испанских властей попытался прорваться к французскому побережью, но вернулся. 19 сентября 1940 "Ostmark" смог прорваться и неповрежденным вошёл в устье Жиронды. 20 сентября 1940 он прибыл в Сен-Назер, а уже 23 сентября 1940 покинул устье Жиронды в направлении Бреста. 24 сентября 1940 в 5:42 "Ostmark" был торпедирован к юго-западу от Сен-Назера британской ПЛ "Tuna" и в 8:10 затонул у Иль-д'Ю в точке 47°01΄N/03°02΄W, погиб 1 человек.
|