Оглавление → Корабли авиации → Катапультная плавбаза "Westfalen"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Катапультная плавбаза летающих лодок (Flugzeugmutterschiff, Schleuderschiff)
Германия, с 1933/1940 г., 1 ед. * Westfalen *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
В 1933-34 годах германская фирма "Люфтганза" открыла воздушную линию между Германией и Южной Америкой. Преодолеть без дозаправки 3040 км, разделяющие берега Африки и Южной Америки, самолеты еще не могли, и немцы применили гидросамолеты, организовав промежуточные плавучие базы. Этими базами стали переоборудованные для этих целей грузо-пассажирские пароходы Westfalen и Schwabenland. Они были снабжены буксируемыми плотиками, кранами и катапультами. Гидросамолеты садились на плотик, а потом поднимались на борт базы краном, после заправки топливом они запускались с катапульты и продолжали путь к месту назначения. Westfalen (Вестфалия - историческая область на северо-западе Германии, с 1815 года входила в состав Пруссии в качестве провинции) был грузовым пароходом бременской компании "Norddeutscher Lloyd", он вышел в первый рейс 30 декабря 1906 г. на линию Бремен – Австралия. К началу Первой мировой войны в августе 1914 находился на обратном пути и зашёл в Вальпараисо в Чили, где был интернирован. Экипаж разрушил машину и корабль не мог использоваться. После войны судно привели в порядок, но 12 июня 1919 в гавани Вальпараисо оно столкнулось с почтовым пароходом "York" и получило пробоину в корме. 5 мая 1920 Westfalen всё же покинул Вальпараисо и перешёл в Бремерхафен, где стал на ремонт и модернизацию. По соглашению в Коломбо 5 августа 1921 года Westfalen не подлежал передаче державам-победительницам и 3 января 1922 судно вышло из Бремерхафена в первый послевоенный рейс в Восточную Азию. 1 июля 1932 Westfalen был куплен авиакомпанией Deutsche Lufthansa AG и с июля 1932 по февраль 1923 переоборудован на верфи Deschimag в Бремене и Киле в катапультное судно (позывной QLJK, позже DODB). В носовой части по правому борту установили катапульту "Heinkel" K-6, для запуска самолётов взлётным весом до 14 т. (Do-15, Do-18 и ВV.138). В корме установили 15-т кран и оборудовали площадку для обслуживания самолётов. Ангар отсутствовал, на катапульте мог разместиться один гидросамолёт, где производилось его обслуживание и заправка топливом. Второй мог располагаться на площадке обслуживания. Корабль вошёл в строй 3 мая 1933 г. 1 июля 1932 Westfalen был куплен авиакомпанией Deutsche Lufthansa AG и с июля 1932 по февраль 1923 переоборудован на верфи Deschimag в Бремене и Киле в катапультное судно (позывной QLJK, позже DODB). За время гражданской службы на нём использовались следующие самолёты:семь Do-15: 8-тонный D-2069 "Monsum" (1933-1934), 8-тонный D-2068/D-ALOX "Passat" (1933-1938), 10-тонный D-2399/D-AKER "Taifun" (1933-1936), 10-тонный D-AFAR "Samum" (1934-1937), 10-тонный D-AGAT "Boreas" (1934-1938), 10-тонный D-ADYS "Tornado" (1934-1936) и 10-тонный D-AKYM "Mistral" (1936-1938)четыре Do-18: D-ARUN "Zephir" (1937-1938), D-ABYM "Aeolus" (1937), D-AROZ "Pampero" (1937-1938) и D-AANE "Zyklon" (1937-1938). 17 февраля 1933 Westfalen покинул Бремен под командой капитана Деттмеринга (Dettmering) для испытаний в Северном море. На борту был 8-тонный Do-15 D-2069 "Monsum", который был успешно запущен с катапульты. 3 мая 1933 Westfalen был зачислен на службу как катапультный корабль компании "DLH", затем вышел в 1-ый пробный рейс из Киля через Францию и Испанию в южную Атлантику, для использования в качестве промежуточной станции в трансатлантическом почтовом авиарейсе. 19 мая 1933 у Батерста (Брит. Гамбия) на борт прибыли 8-тонные Do-15 D-2068 "Passat" и уже знакомый D-2069 "Monsum". 29 мая 1933 были произведены первые старт с катапульты и посадка на буксирном парусе в южной Атлантике, в котором использовался Do-15 D-2068 "Passat". 2 - 24 июня 1933 – ещё 2 старта с катапульты: Do-15 D-2068 "Passat" и Do-15 D-2069 "Monsum" отправились на юг, в Батерст (Наталь), сам корабль тоже ушёл туда. 29 июня 1933 Westfalen с летающими лодками на борту отправился назад в Германию, где в июле-августе 1933 прошёл ремонт и модернизацию оборудования. 31 октября - 3 сентября 1933 Westfalen перешёл в Батерст для 2-й серии стартовых испытаний. Самолёт (старый знакомый Do-15 D-2069 "Monsum") прибыл туда через Кадис, Чита-Ла-Пальму и мыс Юби. Затем судно перешло на позицию в южную Атлантику. 5 сентября 1933 - с катапульты выполнил старт всё тот же Do-15 D-2069 "Monsum", отправившись на юг в Батерсту. Позже он вернулся к кораблю и 8 сентября 1933 в 09:05 ч. повторил старт с катапульты, отправившись во всё тот же Батерст. Судно тоже направилось в Батерст. 17 сентября 1933 в Батерсте корабль принял на борт уже также знакомый 8-тонный Do-15 D-2068 "Passat" и новый 10-тонный Do-15 D-2399 "Taifun". Обе летающих лодки были доставлены на стартовую позицию в южной Атлантике. 18 - 24 сентября 1933 было произведено 3 старта с катапульты: Do-15 D-2068 "Passat" и D-2399 "Taifun". 3 декабря 1933 Westfalen прибыл в Ресифи и принял на борт Do-15 D-2068 "Passat" и затем вернулся в центр южной Атлантики. 6 декабря 1933 на Westfalen делал остановку Шарль Линдберг, совершающий кругосветный полет по заказу Пан-Американ на Lockheed Sirius 8. 9 декабря 1933 в 08.20 ч. с катапульты стартовал Do-15 D-2068 "Passat", отправившись на юг, в Батерст, а уже 10 декабря 1933 Westfalen отправился в Германию, куда вернулся с летающими лодками "Taifun" и "Passat" на борту. "Monsum" был передан дочерней колумбийской компании DLH "Condor Syndicat". 20 января 1934 Westfalen снова прибыл в Батерст, 22 января 1934 принял на борт 10-тонный Do-15 D-2399 "Taifun", прилетевший через Чита-Ла-Пальму, и направился в середину южной Атлантики на рабочую позицию 09°07´N / 20°55` W. 24 января 1934 в 03:02 ч. с катапульты стартовал Do-15 D-2399 "Taifun", отправившийся на юг в Наталь. Затем корабль направился в Фернанду-ди-Норонья. 28 - 31 января 1934 в Фернанде-ди-Норонья было выполнено 2 старта с катапульты - Do-15 D-2399 "Taifun" и D-2069 "Monsum", затем Westfalen ушёл в Батерст, куда прибыл 5 февраля 1934, принял там Do-15 D-2399 "Taifun" и вернулся на свою позицию в южную Атлантику. С 7 февраля по 27 октября 1934 было произведено 28 стартов с катапульты, в том числе 10-тонный Do-15 D-AKER (быв. D-2399) "Taifun", 8-тонный Do-15, D-2068 "Passat", 10-тонный Do-15 D-AFAR "Samum" и 10-тонный Do-15 D-AGAT "Boreas". 10 сентября 1934 в 07:06 ч. старт с катапульты выполнил 10-тонный Do-15 D-AGAT "Boreas", отправляясь на юг в Батерст. Через несколько секунд после старта самолёт коснулся воды и был повреждён, но все же продолжил полёт и смог его успешно завершить. С 16 сентября 1934 до 18 мая 1935 было произведено ещё 23 старта с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AFAR "Samum", D-ADYS "Tornado", D-AKER "Taifun", 10-тонный D-AGAT "Boreas", после чего Westfalen ушёл в Батерст. С 28 мая по 24 июня 1935 у Батерста были произведены 3 старта с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AKER "Taifun" и D-ADYS "Tornado", затем судно ушло в Фернанду-ди-Норонья. 29 июня 1935 в 06:28 ч. из за проблем с охлаждением заднего мотора 10-тонный Do-15 D-ADYS "Tornado" совершил вынужденную посадку на море. Поднят на борт прибывшим из Батерста Westfalen. С 12 июля по 20 сентября 1935 у Фернанду-ди-Норонья было выполнено 11 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-ADYS "Tornado", D-AFAR "Samum", D-AGAT "Boreas" и D-ALOX "Passat", затем судно перешло в Батерст. С 27 сентября 1935 по 10 января 1936 у Батерста было выполнено 9 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AGAT "Boreas", D-AFAR "Samum", D-ADYS "Tornado" и D-ALOX "Passat", затем судно ушло в Фернанду-ди-Норонья. 18 января 1936 в 01:10 ч. выполнил старт с катапульты 10-тонный Do-15 D-AFAR "Samum", отправившись на юг, в Батерст. 24 января 1936 в 14:30 ч. у Фернанду-ди-Норонья выполнил старт с катапульты 10-тонный Do-15 D-ADYS "Tornado" отправившись на юг, в Батерст. Затем Westfalen вновь перешёл в южную Атлантику. С 1 по 8 февраля 1936 было выполнено 2 старта с катапульты, затем корабль снова ушёл в Фернанду-ди-Норонья. 14 февраля 1936 в 18:18 ч. у Фернанду-ди-Норонья старт с катапульты выполнил 10-тонный Do-15 D-ADYS "Tornado" отправившись на юг в Батерст. Ночью, 15 февраля 1936 в 03:52 ч. машина потерпела аварию в море и Westfalen вышел на поиски. Экипаж и машина не были обнаружены. С 17 февраля по 27 марта 1936 у Фернанду-ди-Норонья и в море было выполнено 7 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AGAT "Boreas", D-ALOX "Passat" и D-AKER "Taifun", затем корабль ушёл в Батерст. С 3 апреля по 12 июня 1936 у Батерста было выполнено 11 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AFAR "Samum", D-ALOX "Passat", D-AKER "Taifun" и D-AGAT "Boreas", затем Westfalen ушёл в Фернанду-ди-Норонья. С 20 июня по 23 октября 1936 у Фернанду-ди-Норонья было выполнено 11 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AFAR "Samum", D-AKER "Taifun", D-AGAT "Boreas" и D-AKYM "Mistral". С октября 1936 по февраль 1937 - вероятно, на ремонте на верфи в Ресифи, заменён на "Schwabenland", затем снова вернулся в Фернанду-ди-Норонья. С 26 февраля по 10 декабря 1937 у Фернанду-ди-Норонья были выполнены 43 старта с катапульты: 10-тонные Do-15 D-AGAT "Boreas", D-ALOX "Passat", D-AKYM "Mistral", D-AFAR "Samum", а также новые Do-18 E D-ARUN "Zephir", D-ABYM "Aeolus", D-AROZ "Pampero" и Do-18 F D-AANE "Zyklon", затем Westfalen вернулся в Германию. С декабря 1937 по март 1938 корабль прошёл ремонт на верфи в Бремерхафене. 27 марта 1938 Do-18 D-ANHR выполнил старт с катапульты для побития мирового рекорда дальности полёта. Из Бремерхафена по пути к району действий у Батерста, судно зашло в Гамбию. С 15 апреля по 17 июня 1938 у Батерста было выполнено 8 стартов с катапульты: Do-18 F D-AANE "Zyklon", 10-тонные Do-15 D-ALOX "Passat" и D-AKYM "Mistral", Do-18 E D-AROZ "Pampero", затем Westfalen перешёл в Фернанду-ди-Норонья. С 1 июля по 23 сентября 1938 у Фернанду-ди-Норонья было произведено 13 стартов с катапульты: 10-тонный Do-15 D-ALOX "Passat", Do-18 F D-AANE "Zyklon", Do-18 E D-AROZ "Pampero" и 10-тонный Do-15 D-AGAT "Boreas", 30 сентября 1938 в 15:45 ч. у Фернанду-ди-Норонья выполнил старт с катапульты Do-18 E D-AROZ "Pampero" курсом на юг в Батерст, но разбился немного не долетев до цели полёта. Были обнаружены только мелкие обломки совершенно разбитой летающей лодки. С 7 по 28 октября 1938 у Фернанду-ди-Норонья были выполнены 4 старта с катапульты, а 4 сентября 1938 в 17:08 ч. у Фернанду-ди-Норонья - последний гражданский старт с катапульты: Do-18 E D-ARUN "Zephir" отправился на юг в Чита-ла-Пальму. Затем Westfalen вернулся в Бремен. УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 30 августа 1939 велись переговоры о передаче компании DHL военной авиации согласно мобилизационному плану. 3 сентября 1939 корабль был выведен в резерв в Бремене, катапульты законсервированы. 10 января 1940 Westfalen поставили на капитальный ремонт. 1 февраля 1940 корабль был конфискован Люфтваффе и передан морской авиабазе Хёрнум на Зюлте. 20 мая 1940 Westfalen был готов к применению и 30 мая 1940 в сопровождении тральщиков перешёл в Хёрнум (где в этот период базировались эскадрильи 2./106 с машинами Do-18 и K.Gr.zbV.108 с Ju 52/See, рядом в Рантуме: 1./406 с машинами Do-18, а в Листе - часть Seenot.St.1 с He 59, вскоре заменённая на Seenot.St.5 с Do-18 и He 59). По некоторым данным он продолжал нести торговый флаг. 20 августа 1940 на Зюлт совершила налет британская авиация, но попаданий в Westfalen не было. 23 августа 1940 из-за воздушной угрозы корабль ушёл с Зюльта и 28 августа 1940 прибыл на Stülkenwerft в Гамбурге. 10 сентября 1940 в 19:00 ч. он вернулся на рейд Хёрнума, где тогда базировалась 2./106 в ходе перевооружения с Do-18 на ВV.138 (в Листе оставалась Seenot.St.5 с Do-18). 20 сентября 1940 было предложено перевести корабль в Ставангер (Норвегия), 9 октября 1940 планы поменялись на перевод в Брест (Франция), но 11 октября 1940 переход в Брест также отменили по причине неспособности корабля нести постоянно на борту ВV.138 и Do-18. 2 января 1941 было предложено вывести корабль из эксплуатации из за проблем с машиной, а 6 января 1941 - перевести его в Гамбург или Бремерхафен. 11 января 1941 хотели отправить его в Травемюнде как жилой корабль для морской школы, но, наконец, решили отремонтировать и вернуть в строй и 16 января 1941 перевели из Хёрнума в Бремерхафен. 18 января 1941 после ремонта машины корабль снова был готов к службе, но 17 февраля 1941 его вывели в резерв и утвердили сокращённый экипаж (1 корабельный офицер, 2 машиниста, 3 помощника машиниста, 1 боцман, 8 матросов, 7 мотористов, 1 повар, 3 охранника), после чего Westfalen прошёл модернизацию на Seebeck-Werft в Бремерхафене: на спардеке оборудовали дополнительные надстройки, труба и мачта были смещены к левому борту. Ремонт был закончен 16 апреля 1941. С 1 мая 1941 корабль находился в Тронхейме на якорной стоянке 2A, обслуживая базирующиеся там эскадрильи Stab/706, 3./406 и 3./130, все они имели на вооружении машины ВV.138. 19 октября 1941 корабль прошёл ремонт на верфи военно-морского флота в Тронхейме. Докование и окраска днища были перенесены на более позднее время из за отсутствия доков. 23 апреля 1942 из-за повреждения котла Westfalen был отправлен на ремонт со сроком в 3 недели, но 4 мая 1942 ремонт признали не выгодным и рекомендовали отправить корабль на слом, однако 17 мая 1942 ремонт всё же был закончен. 28 июня 1942 в 08:50 ч. Westfalen прибыл в Кристианзунд в сопровождении сторожевика "N.D.04" (Loki), затем служил в Альта-фьорде, обслуживая эскадрильи 1./906 (He 115) и 1./125 (ВV.138), в частности: 20 августа 1942 в 13:07 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+DH (1./125) 25 августа 1942 в 11:27 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+GH (1./125) 26 августа 1942 в 09:58 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+JH (1./125) 23 сентября 1942 в 07:46 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+DH (1./125) 25 сентября 1942 в 06:38 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+DH (1./125) 25 сентября 1942 в 07:59 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+BH (1./125) 27 сентября 1942 в 11:57 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+GH (1./125) В начале 1943 корабль перевели в Тромсё (2./131, 3./406 и часть 1./125, все с машинами ВV.138, а также спасательная Seenot.St.10 с самолётами Do-18, Do-24 и He 115), в частности: 28 февраля 1943 в 06:01 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+DH (1./125) 06 апреля 1943 в 07:20 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+FH (1./125) 14 апреля 1943 в 04:32 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+DH (1./125) 26 апреля 1943 корабль ходил в Тронхейм. 6 июля 1943 в 08:54 ч. - старт с катапульты ВV.138 С1 7R+EH (1./125) 30 июля 1943 в 03:15 ч. Westfalen выходил из Рёрвика в составе конвоя в Кристианзунд. 7 сентября 1944 он покинул Норвегию примерно с 200 немецкими солдатами, 50 пленными норвежцами и 25 немецкими арестантами. Пленников должны были отправить в Германию и разместили в самом низу корабля, шефом транспорта был шарф-фюрер СС Вильгельм Хайнц. 8 сентября 1944 в проливе Каттегат корабль попал в тяжелый шторм. В 11:15 ч. в носовой части судна произошёл сильный взрыв, а через одну минуту - второй, в корме. Westfalen подорвался на 2 минах, разломился и быстро затонул в бурном море. Пленники освободились, когда корабль начинал тонуть. На палубе возникла паника и каждый пытался раздобыть место в спасательной шлюпке. Среди оставшихся в живых остались только 5 норвежских пленников. Всего только 78 человек пережили трагедию, более 150 погибли. Сегодня сегодня обломки могут быть обследованы. Это привлекательная цель, так как они лежат на глубине всего 34 м. Корпус разломан по центру. Носовая часть судна лежит на левом борту, корма корабля на правом. В средней части корабля обломки на протяжении примерно 20 м лежат друг на друге.
|