ОглавлениеКорабли авиации → Спасательное судно "Phönix"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Спасательное судно гидроавиации (Bergungsschiff, Bergungsprahm)

"Phönix"


Германия, 1933 г. 1 ед. (проект BS-I / VII)

 

*
BS-11 Phönix
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название такт. № верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Phönix BS-11 <Fr. Lürssen> Фегезак, стр. № 12400 ? Reichsverband Luftfahrt, Травемюнде, с 07.1937 SNB Rugen, Травемюнде, с 02.1938 SNB Holtenau, Киль-Хольтенау, с 20.04.1940 SNB III, Ольборг, с 05.1941 SNDF (mitte), с 07.1942 при торпедо-испытательном полигоне, Хексенгрунд, с 25.09.1945 в спасательном отряде ВМФ (MBSK), с 194? - гражданский спасательный буксир, с 1952 "Jason", Норвегия, с 1967 "Kranfartøy", слом в 1968.
24.11.1932
23.03.1933
ТТХ
  1933 с 1934
Водоизмещение нормальное ок. 200 т ок. 250 т
полное ок. 300 т ок. 350 т
регистровое ? 189 брт
Размерения длина КВЛ 34,02 м 38,26 м
наибольшая 35 м 39,24 м
ширина 8,0 м 8,0 м
осадка (носом/кормой) ? 1,85 / 1,7 м
высота борта 2,78 м 2,78 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта
? МО 2 дизеля Linke-Hoffman (4-цил.)
мощность 520 л.с. (проектная - 500 л.с.)
Ходовые данные скорость 10,9 уз. 12 уз.
топливо 10 т соляра
дальность плавания на 10 уз. 900 миль
Экипаж (без авиаперсонала) 9 чел. (1 оф.), к 1942 - 20 чел. (2 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной 1-палубный плоскодонный
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное мог принять 1 гидросамолет
1х9-тонный деррик-кран
артиллерия (только с 03.1941) 2x1 — 20-мм автомата

 

Первый послевоенный германский авианесущий корабль официально числился спасательным судном и был заказан министерством транспорта для обеспечения испытаний гидросамолётов. Корабль был построен фирмой Ф. Люррсена в Фегезаке по типу морской баржи имел слип-палубу для размещения 1 гидросамолета и 9-т кран. Он получил имя "Phönix" (Феникс, лат. Phönix, "пурпурный, багряный" — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться, символ обновления).

В дальнейшем авиаторы заказывали более мореходные суда с полными обводами, но в 1936 для портовой службы заказали плоскодонные баржи типов "VJ I" и "VJ II".

23 марта 1933 года корабль был передан государственному объединению воздушного транспорта (R.V.L., Reichsverband Luftfahrt) в Травемюнде, и участвовал в морских испытаниях самолёта Focke-Wulf W-7 но в ходе эксплуатации выявилась недостаточная остойчивость и судно отправили на перестройку на верфь Flenderwerke в Любеке, в ходе которой в 1934 г. удлинили корпус (в результате увеличилась скорость) и облегчили верхнюю часть крана. После ремонта "Phönix" вернулся в Травемюнде, где в 1935-1936 годах использовался при испытательной станции, как плавучая мастерская группы E 5 (испытание стрелкового оружия и торпед для самолётов). С 1 июля 1937 корабль служил при спасательной базе SNB (L) Bug a. Rügen в Травемюнде, а с февраля 1938 при аналогичной SNB Holtenau в Киле-Хольтенау. Организационно - в составе спасательной флотилии Seenotflotille Bug.

УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

С началом войны 28 августа 1939 в составе базы подчинён Seenotzentrale (L) Ost (Swinemünde), базировался всё там-же в Хольтенау. По некоторым данным продолжал нести торговый флаг. 24 октября 1939 в море у Шёнбергского котла поднял упавший в воду в 15:00 Ju 87B (стр. № 5238), весь экипаж которого погиб.

В 1940:
3 января в 13:30 стал в ремонт на 2 дня для заделки пробоины, с 8 января - снова на станции.
13 января в Травемюнде получил с авиасклада (LZA) He-115 и вместе с Greif был передан в подчинение LZGR. See, но уже 15 января в 13:00 был выведен из компании из-за трещины в палубе, полученной при ломании льда 14 и 15 января, и оставлен при складе (LZA) в Травемюнде.
1 февраля принял с крейсера Blücher повреждённый Ar.196.
17 апреля корабль был передан учебно-испытательной службе E-Hafen See Aalborg-West в Ольборге, но уже 18 апреля в 10:45 вышла из строя левая машина, ремонт занял 2 дня. Лишь 20 апреля в 20:00 "Phönix" прибыл в Ольборг. Там он был зачислен в SNB (L) III и обслуживал также находящиеся в Ольборге эскадрильи 1./Kü.Fl.Gr.906 (самолёты He-115), 5.Bordfl.St.196 (самолёты He-114, Ar-196) и отряд из K.Gr.zbV.108 (тяжёлые гидропланы или летающие лодки). С июня 1940 организационно входил во вновь образованную спасательную флотилию Seenotflotille Wilhelmshaven.
19-23 августа в доке в Ольборге выполнили чистку днища.
22 сентября у Ольборга корабль спас Arado Ar-196.
5 октября в Ольборге была установлена размагничивающая обмотка. При этом корабль оставался в готовности.
9 декабря и поставлен на якорь, вечером 12 декабря в квадрате 4711 "Phönix" поднял на борт обнаруженный в море без экипажа рыбаками и отбуксированный ими к берегу He-59 DS+KD и доставил его в Ольборг.

В 1941:
18 марта корабль ушёл в Киль, где с 24 марта провёл испытание размагничивающей обмотки, чистку днища, установку новой пеленгаторной станции и общий текущий ремонт. Кроме того на нём была установлена зенитная артиллерия в числе двух мелких пушек. После окончания капитального ремонта 22 апреля "Phönix" вернулся в Ольборг.
С мая 1941 корабль состоял при Командовании спасательной службы морской авиации SNDF (mitte) в составе центра Seenotzentrale (L) Nord, с сохранением места базирования.
К вечеру 18 июня корабль вернулся в Ольборг после проверки размагничивающей обмотки, при этом доставил катера типа FL.C для Fl. H. Kdtr.
4 декабря "Phönix" вновь ушёл на ремонт в Киль, где проведённое 7 декабря обследование на верфи Pohl und Jozwiak показало, что устройство крана и главная машина основательно изношены. Кроме того, было решено увеличить до 6 количество зенитных пушек, но до этого дело не дошло.

В 1942:
14 апреля "Phönix" вернулся в Ольборг.
С июля он находился при торпедо-испытательном полигоне в Хексенгрунде, но продолжал при случае использоваться спасательной службой. Так, 8 октября он поднял из воды в квадрате В 9737/05 Ost у Шкибе упавший Arado Ar-196, экипаж которого спасся ранее на суше.

6 ноября 1942 штаб в Хольтенау сообщил о плохом состоянии корабля и необходимости ремонта. Особенные нарекания вызывали оба вспомогательных дизеля и поршневой компрессор. 14 февраля 1943 корабль отправили в ремонт на верфь Deutsche Werke в Киле. Про дальнейшую службу корабля известно мало, есть лишь сообщение, что 19 декабря 1943 в 19:33 он находился в квадрате 8546/15 Ost между Пиллау и Бугом-на-Рюгене.

После окончания войны, с 25 сентября 1945 "Phönix" числился в составе Военно-морского Спасательного Отряда (MBSK), но вскоре продан гражданской фирме и использовался, как спасательный буксир в Гамбурге. В 1952 он был продан Норвегии, где получил имя "Jason", с 1967 назывался "Kranfartøy", а в 03.1968 был продан на слом компании "Brødrene Anda" в Ставангере.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

   

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Groner E. - Die Schiffe der Deutschen Kriegsmarine und Luftwaffe 1939-45 - Lehmanns.1954
3 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
4 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 4.01.2020

 




 

 
Военный флаг Третьего рейха 1934-1945
Флаг Веймарской республики 1920-1934
Торговый флаг Германии 1934-1945
Оккупационный флаг 1946-1949
Гражданский флаг Германии 1949-1952
Флаг Норвегии 1952-1968
Phönix
"Phönix" с торпедами и десантным катером.
Phönix
Модель "Phönix".
Phönix
Heinkel на борту "Phönix".
Phönix
Dornier Do 18 и "Phönix".
Phönix
Heinkel He-115 на борту "Phönix".
Phönix
"Phönix" в годы войны.
Phönix
"Phönix" с 1934 г.
Phönix
Heinkel He-59 на борту "Phönix".
Phönix
Heinkel He-59 на борту "Phönix".
Phönix
"Phönix" в первоначальном виде.
Phönix
Focke-Wulf W-7 на борту "Phönix", 1933 г.
Следующая страница - корабль обеспечения гидроавиации "Krischan"
Предыдущая страница - крановая баржа "O.L." (Hohe Düne)