Оглавление → Корабли авиации → Спасательное судно "Phönix"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спасательное судно гидроавиации (Bergungsschiff, Bergungsprahm)
Германия, 1933 г. 1 ед. (проект BS-I / VII) * BS-11 Phönix *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Первый послевоенный германский авианесущий корабль официально числился спасательным судном и был заказан министерством транспорта для обеспечения испытаний гидросамолётов. Корабль был построен фирмой Ф. Люррсена в Фегезаке по типу морской баржи имел слип-палубу для размещения 1 гидросамолета и 9-т кран. Он получил имя "Phönix" (Феникс, лат. Phönix, "пурпурный, багряный" — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться, символ обновления). В дальнейшем авиаторы заказывали более мореходные суда с полными обводами, но в 1936 для портовой службы заказали плоскодонные баржи типов "VJ I" и "VJ II". 23 марта 1933 года корабль был передан государственному объединению воздушного транспорта (R.V.L., Reichsverband Luftfahrt) в Травемюнде, и участвовал в морских испытаниях самолёта Focke-Wulf W-7 но в ходе эксплуатации выявилась недостаточная остойчивость и судно отправили на перестройку на верфь Flenderwerke в Любеке, в ходе которой в 1934 г. удлинили корпус (в результате увеличилась скорость) и облегчили верхнюю часть крана. После ремонта "Phönix" вернулся в Травемюнде, где в 1935-1936 годах использовался при испытательной станции в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), как плавучая мастерская группы E 5 (испытание стрелкового оружия и торпед для самолётов). С 1 июля 1937 корабль служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen, базировался в Травемюнде, а с февраля 1938 - при Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau в Хольтенау. В марте 1939 станция была подчинена центру Seenotzentrale (L) Swinemünde. 28 августа 1939 база Хольтенау была переподчинена центру Seenotzentrale (L) Bremen. УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ По некоторым данным продолжал нести торговый флаг. 24 октября 1939 в море у Шёнбергского котла поднял упавший в воду в 15:00 Ju 87B (стр. № 5238), весь экипаж которого погиб. В 1940: 3 января в 13:30 стал в ремонт на 2 дня для заделки пробоины, с 8 января - снова на станции. 13 января в Травемюнде получил с авиасклада (LZA) He-115 и вместе с Greif был передан в подчинение LZGR. See, но уже 15 января в 13:00 был выведен из компании из-за трещины в палубе, полученной при ломании льда 14 и 15 января, и оставлен при складе (LZA) в Травемюнде. 1 февраля принял с крейсера Blücher повреждённый Ar.196. 17 апреля корабль был передан учебно-испытательной службе E-Hafen See Aalborg-West в Ольборге, но уже 18 апреля в 10:45 вышла из строя левая машина, ремонт занял 2 дня. Лишь 20 апреля в 20:00 "Phönix" прибыл в Ольборг. Там он был подчинён Seenotzentrale (L) westl. Ostsee (в подчинении Führer der Luft West) и обслуживал также находящиеся в Ольборге эскадрильи 1./Kü.Fl.Gr.906, 5.Bordfl.St.196 и отряд из K.Gr.zbV.108. С июня 1940 организационно входил во вновь образованную спасательную флотилию Seenotflottille Wilhelmshaven. 19-23 августа в доке в Ольборге выполнили чистку днища. 22 сентября у Ольборга корабль спас Arado Ar-196. 5 октября в Ольборге была установлена размагничивающая обмотка. При этом корабль оставался в готовности. 9 декабря и поставлен на якорь, вечером 12 декабря в квадрате 4711 "Phönix" поднял на борт обнаруженный в море без экипажа рыбаками и отбуксированный ими к берегу He-59 DS+KD и доставил его в Ольборг. В 1941: 18 марта корабль ушёл в Киль, где с 24 марта провёл испытание размагничивающей обмотки, чистку днища, установку новой пеленгаторной станции и общий текущий ремонт. Кроме того на нём была установлена зенитная артиллерия в числе двух мелких пушек. После окончания капитального ремонта 22 апреля "Phönix" вернулся в Ольборг. С мая 1941 база подчинялась Командованию спасательной службы морской авиации SNDF (mitte). К вечеру 18 июня корабль вернулся в Ольборг после проверки размагничивающей обмотки, при этом доставил катера типа FL.C для Fl. H. Kdtr. 4 декабря "Phönix" вновь ушёл на ремонт в Киль, где проведённое 7 декабря обследование на верфи Pohl und Jozwiak показало, что устройство крана и главная машина основательно изношены. Кроме того, было решено увеличить до 6 количество зенитных пушек, но до этого дело не дошло. В 1942: 14 апреля "Phönix" вернулся в Ольборг. В июне Seenotzentrale (L) westl. Ostsee была расформирована и с июля "Phönix" находился при торпедо-испытательном полигоне в Хексенгрунде, но продолжал при случае использоваться спасательной службой SNDF I. Так, 8 октября он поднял из воды в квадрате В 9737/05 Ost у Шкибе упавший Arado Ar-196, экипаж которого спасся ранее на суше. 6 ноября 1942 штаб в Хольтенау сообщил о плохом состоянии корабля и необходимости ремонта. Особенные нарекания вызывали оба вспомогательных дизеля и поршневой компрессор. 14 февраля 1943 корабль отправили в ремонт на верфь Deutsche Werke в Киле. Про дальнейшую службу корабля известно мало, есть лишь сообщение, что 19 декабря 1943 в 19:33 он находился в квадрате 8546/15 Ost между Пиллау и Бугом-на-Рюгене. После окончания войны, с 25 сентября 1945 "Phönix" числился в составе Военно-морского Спасательного Отряда (MBSK), но вскоре продан гражданской фирме и использовался, как спасательный буксир в Гамбурге. В 1952 он был продан Норвегии, где получил имя "Jason", с 1967 назывался "Kranfartøy", а в 03.1968 был продан на слом компании "Brødrene Anda" в Ставангере.
|