Оглавление → Корабли морской авиации


Корабли морской авиации Германии

*Чёрные ячейки указывают на так и не построенные корабли


В первую мировую войну в Германии, как и в других странах, приспосабливали транспортные, а позже и военные корабли для доставки самолётов с водным стартом ближе к зоне боевых действий. Кроме того, для обеспечения базирования гидросамолётов иногда применялись мотоботы и баржи.

АВИАТРАНСПОРТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeugmutterschiff)
Glyndwr 1914 1 ед. Транспорт без ангаров, переоборудованный грузовой пароход "Glyndwr". 6000 т, 2-4 ГСМ
Santa Elena
+
Answald
1915 2 ед. Транспорты с ангарами, переоборудованные грузо-пассажирские пароходы  "Santa Elena" и "Answald" 13900 т, 2-5 ГСМ
Oswald 1918 1 ед. Транспорт с ангарами, переоборудованный пароход  "Oswald" 7600 т, 4 ГСМ
Adeline
(Hugo Stinnes 3)
1918 1 ед. Транспорт без ангаров, переоборудованный грузовой пароход "Adeline - Hugo Stinnes 3", официально числился угольщиком. 6500 т, 3 ГСМ
Stuttgart 1918 1 (2) ед. Переоборудованный лёгкий крейсер "Stuttgart", планировалось также переоборудование однотипного "Stettin" 3800 т, 3 ГСМ
Roon --- 1 ед. Переоборудовался из броненосного крейсера "Roon", работы не закончены. 10100 т, 4 ГСМ
Ausonia --- 1 ед. Проект 1918 г, планировалось переоборудование из пассажирского лайнера "Ausonia" 12500 т, 23-29 сам
Планировалось также переоборудование однотипных пассажирских лайнеров "BREMEN" (1896, 11540 брт) и "KÖNIGIN LUISE" (1896, 10785 брт) - по 10 самолётов.
кроме того самолёты несли следующие корабли:
вспомогательный крейсер
WOLF (II) (1917-1918)
прорыватели заграждений (с июля 1917 в Северном море, с 1918 также в Балтийском море)
Sperrbrecher 3 = SOLINGEN (1905, 4.195 BRT)
Sperrbrecher 4 = RIO PARDO (1905, 4.613 BRT)
Sperrbrecher 7 = STEIGERWAlD (1911, 4.836 BRT)
Sperrbrecher 8 = WIGBERT (1912, 3.367 BRT), позже Sperrbrecher 1, затем снова Sperrbrecher 8
Sperrbrecher 9 = GIFHORN (1913, 5.119 BRT)
Sperrbrecher 10 = RIO NEGRO (1905, 4.613 BRT), позже Sperrbrecher 1
Sperrbrecher 10 = GERTRUD (1915, 5.091 BRT)
Sperrbrecher 12 = LOTHAR ( 1902, 4.959 BRT)
Reservesperrbecher = PLAUEN (1907, 4.210 BRT)
временно, при необходимости брали самолёты на борт (с 1916-1917):
большие крейсера Derfflinger и Von der Tann
малые крейсера Frankfurt, Königsberg, Karlsruhe и Nürnberg
миноносцы V-152, V-154, V-155, G-169, G-170, G-171, G-172, V-25, S-56, V-72, V-75, G-88, V-100 и, возможно, V-99
разрабатывался проект размещения самолётов на подводных лодках типа U-151 и проектах 46 и 46a
СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИДРОАВИАЦИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugbetriebsfahrzeuge)
Gna 1908 1 ед. катер авиационной метеорологической службы на Боденском озере "Gna", с 1914 при Командовании Воздушных судов 20 т
мотоботы 1916-1918 4 ед. мобилизованные мотоботы "Clara", "Grief", "Frank II" и "Rudolf Ihms" на разных авиастанциях ? т нет изображения
O.L. 1919 1 ед. крановая баржа "O.L. ....", позже "Hohe Düne". 150 т
баржи к 1918 не менее 2 ед. мобилизованные баржи "K 142", "K 152" 70-140 т нет изображения
кроме того в распоряжении лётчиков были буксиры Bleibtreu (с 7.10.1916, Северное море) и Martha (?, Балтика)

В Германии проектировалось большое количество авианосцев, но в реальности, ни один из них в строй не вступил.

Во вторую мировую войну специализированных авиатранспортов не было - практически все крупные корабли имели на борту самолёты. Зато появились катапультные суда, тендеры с кранами и большое количество катеров, которые обеспечивали базирование самолётов, буксировали их к месту взлёта и после посадки, использовались, как спасательные и т. д.

ПРОЕКТЫ АВИАНОСЦЕВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeigträgger)
Проекты авианосцев специальной постройки
тип Graf Zeppelin недостроены, пр. 1939 г. 1-2 ед. авианосцы "Graf Zeppelin" и "Peter Strasser" 28000 т 41-43 сам.
проект A.I не строился, пр. 1941 г. --- проект "большого авианесущего крейсера" A-I 37000 т. 32 сам.
проекты A.II не строились, пр. 1942 г. --- проекты "больших авианесущих крейсеров" A.II, A.IIa, A.IIb 37500 - 40000 т. 23-31 сам.
проекты A.III и C не строились, пр. 1942 г. --- проекты "атлантических авианесущих крейсеров" A-III, C 70000 / 56000 т. 32-60 сам.
проект A.IV не строился, пр. 1942 г. --- проект "атлантического авианесущего крейсера" A-IV 70000 т. 32 сам.
проект 21000 t не строился, пр. 1942 г. --- проект "стандартного" авианосца 21000/26000 т. 33 сам.
проект 15000 t не строился, пр. 1942 г. --- проект авианосца для "торговой войны" 15000/18000 т. 28 сам.
проект 11000 t не строился, пр. 1942 г. --- проект авианосцев для серийной постройки (11000 т) 11000 - 15000 т. 22 сам.
проект 13000 t не строился, пр. 1942 г. --- проект авианосца упрощённой конструкции (13000 т) 13000 - 17000 т. 18 сам.
проект 5000 t не строился, пр. 1942 г. --- проект малого авианосца (5000 т) 4500 - 6000 т 15 сам.
проект 3000 t не строился, пр. 1942 г. --- проект малого авианосца Дрегера (3000 т) 3000 - 3500 т 7 сам.
Проекты переоборудования в авианосцы крейсеров
Weser недостроен 1 ед. переоборудовался из недостроенного тяжёлого крейсера типа "Hipper". 17000 т 18-20 сам.
De Grass не строился 1 ед. проект переоборудования из недостроенного французского лёгкого крейсера. 10000 т 23 сам.
Проекты переоборудования в авианосцы гражданских судов
Europa не переоборудовался 1 ед. б. пассажирский лайнер, проект 1942 г. 44000 т 42 сам.
тип Elbe переоборудование не закончено 2 ед. "Elbe" и "Jade", б. пассажирские лайнеры, проект 1942 г. 18000 т 24 сам.
тип Hansa не строились --- проекты на базе грузового судна, 1943 г. 9000 т 7 сам.
КАТАПУЛЬТНЫЕ СУДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Westfalen 1933 1 ед. Атлантическая плавбаза "Westfalen" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1940 моб. ВВС. 10700 т
Schwabenland 1934 1 ед. Атлантическая плавбаза "Schwabenland" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1939 моб. ВВС. 16200 т
Ostmark 1936 1 ед. Атлантическая плавбаза "Ostmark" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1940 моб. ВВС. 2500 т
Friesenland 1937 1 ед. Атлантическая плавбаза "Friesenland" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1939 моб. ВВС. 11500 т
Sperber 1938 1 ед. Катапультная плавбаза ВВС "Sperber". 1100 т
тип Falke 1942 2 ед. Катапультные плавбазы ВВС "Falke" и "Bussard". 2000 т
проект ПБ ЛЛ 1942 г. не строились --- Проект катапультных плавбаз летающих лодок. 12500 т
проект ПБ ГСМ 1942 г. не строились --- Проект большой катапультной плавбазы гидросамолётов. 14500 т
проекты ПБ ГСМ 1943 г. не строились --- Проекты эскортных катапультных тендеров гидросамолётов. 5000 - 6000 т
тип Hansa не строились --- проект катапультного грузового судна, 1943 г. 9000 т
КРАНОВЫЕ СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Phönix 1932 1 ед. спасательное крановое судно "Phönix" со слип-палубой для 1 гидросамолета. 250 т
тип Krischan I 1934 1 ед. судно обеспечения "Krischan" со слип-палубой для 1 гидросамолета. 196 т
тип Krischan II 1935 1 ед. крановое судно обеспечения "Gunther Plüschow" со слип-палубой для 1 гидросамолета. 375 т
тип Krischan III 1935 1 ед. крановое судно обеспечения "Bernhard von Tschirschky" с палубой без слипа для 2 гидросамолетов. 880 т
B.&V. Kranich 1936 1 ед. крановое судно обеспечения испытаний ГСМ "B.&V. Kranich", бывший тральщик. 500 т
тип BP I 1936 2 ед. крановые баржи "VJ 11" (BP 11) и "VJ 12" (BP 12). 100 т
тип BP II 1936 1 ед. крановая баржа "VJ 21" (BP 21). 100 т
Greif 1937 1 ед. крановое спасательное судно "Greif" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. 810 т
Rolshoven 1938 1 ед. крановое судно обеспечения "Hans Rolshoven" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. 985 т
тип BP III 1940-1941 7 ед. крановые баржи "SP 31" (BP 31), "SP 32" (BP 32), "BP 33", "BP 34", "BP 35", "BP 36", "BP 37". 210 т
тип Meyer 1940-1942 4 ед. крановые суда обеспечения "Karl Meyer", "Max Stinsky", "Immelmann", "Boelcke" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. 1150 т
тип Wedel 1941 2 (5) ед. крановые суда обеспечения "Hans Albrecht Wedel", "Richthofen", "Hermann Köhl", "K64", "K65" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. 1200 т
Drache 1941 1 ед. крановое судно обеспечения "Drache" с палубой без слипа для 2 гидросамолетов, трофейное югославское, быв. Zmaj. 2000 т
тип BP IV 1942-1943 8 ед. крановые баржи "BP 41", "BP 42", "BP 43", "BP 44", "BP 45", "BP 46", "BP 47", "BP 48". 255 т
тип BP V (Siebel) 1943 3 ед. крановые баржи "BP 51", "BP 52", "BP 53". 130 т
тип San Souci не достроены 0 (4) ед. трофейные французские плавбазы ВВС "Jupiter", "Saturn", "Uranus", "Merkur", достроены как канонерские лодки. 1370 т
тип O не строилось 0 (1) ед. "тропическое" крановое судно обеспечения "K71" с палубой без слипа 1800 т
тип A не строилось 0 (1) ед. спасательное судно ВВС с возможностью нести гидроплан 1100 т
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА И КАТЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ДОВОЕННЫЕ
тип UZ 1923 2 ед. Otto Lilienthal и Maria, быв. катера ПЛО "UZ 30", "UZ 31" (1920) 60 т
I 1928 1 ед. "Flugzeugbetriebsboot I", быв. бортовой/служебный катер (1917) 20 т
Ilmenau 1937 1 ед. "Ilmenau", быв. пассажирский мотобаркас (1924) 15 брт
МОБИЛИЗОВАННЫЕ СУДА
тип Wal 1939-1940 2 ед. "Wal 10", "Wal 11", строились как китобои 825 т
Marta Beck 1940 1 ед. "Marta Beck", мобилизованный трофейный норвежский китобой (1907) 285 т
Humber 1940 1 ед. "Humber", мобилизованный трофейный голландский буксир (1907) 1250 т
тип Altair 1940 3 ед. "Altair", "Brandenburg", "Prinz Homburg", мобилизованные логгеры (1922) 300 т
тип Victoria 1940 2 ед. "Victoria", "Ursula", мобилизованные логгеры (1916) 290 т
Orion 1940 1 ед. "Orion", мобилизованный логгер (1931) 400 т
J. Georgius 1941 1 ед. "Joannes Georgius", мобилизованный трофейный логгер (1925) 520 т
Maria 1941 1 ед. "Koningin Wilhelmina / Maria", мобилизованный трофейный логгер (1925) 560 т
Frida 1941 1 ед. "Frida", мобилизованный трофейный логгер (1903) ок. 450 т
МОБИЛИЗОВАННЫЕ КАТЕРА
тип Aitvaras 1939 2 ед. Aitvaras и Maria, трофейные литовские пограничные катера (1923) 16 т
Equinoxe 1940 1 ед. "Equinoxe II", трофейная моторная яхта во Франции (1930) 44 брт
Majoe и др. 1940-1942 не менее 6 ед. "Majoe", "Forel", "Blue Star", "Echo", "M.A.S.O." и "Timonia", реквизированные моторные яхты разных типов в Голландии и Франции (1924-1939) 54-96 т
Berlin и др. 1940-1942 3 ед. "Berlin", "Akela" и "Maskee", трофейные малые мотоботы во Франции (1903-?) до 10 т
Grete 1941 1 ед. "Grete", мобилизованная моторная яхта (быв. UZ 15, 1920) 42 т
Kathe 1941 1 ед. "Käthe", мобилизованная моторная яхта (быв. UZ 32, 1920) 60 т
Nymphe 1941 1 ед. "Nymphe", мобилизованная моторная яхта на Адриатике ? т
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАТЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
скоростные
тип A 1 1934 1 ед. глиссер "FL.A 101" 3,5 т, 26,5 уз
тип A 2 1935 4 ед. глиссеры "FL.A 201-204" 7,4 т, 23,8 уз
тип A 3 1935 4 ед. глиссеры "FL.A 301-304" 6,5 т, 24,5 уз
тип S 1935 2 ед. водоизмещающие "FL.S 11-12" 60 т, 30 уз
тип A 4 1939-1942 5 ед. водоизмещающие "FL.A 401-405" 28-33 т, 32 уз
мореходные (класс B)
тип B 1 1934 1 ед. "FL.B 101" 18 т, 11 уз
тип B 2 1935-1936, 1943-1944 23 ед. "FL.B 201-214, 250-258" 25 т, 12,4 уз
тип B 3 1936-1937 10 ед. "FL.B 301-310" 33 т, 17 уз
тип B 4 1936-1942 не менее 47 ед. "FL.B 401-444, 455, 459, 480" 37 т, 21,5 уз
тип B 5 1940-1945 не менее 88 ед. "FL.B 501-557, 577-590, 5001-5005, 5051-5059, 5501-5512" 56 т, 26,8-30,5 уз.
тип B 6 1942 4 (16) ед. "FL.B 601-604 -607, 6001-6009" 42 т, 18 уз.
тип B 7 --- 0 (10) ед. "FL.B 701 - 710" 120 т, ? уз
малые, ялы (класс C)
тип C 1 1935-1937 24 ед. "FL.С 101-118, 151-156" 2,5 - 2,7 т
тип C 2 1936 6 ед. "FL.C 201-206" 3,5 т
тип C 3 1936-1945 227 ед. "FL.C 301 - 378, 3001 - 3149" 4,2 - 4,3 т
тип C 4 1936-1937 32 ед. водоизмещающие "FL.C 401-432" 2,3 т
тип C 5 1937-1940 58 ед. "FL.C 501-558" 2,7 т
тип C 9 1942-1945 4 (13) ед. "FL.C 901 - 526" 6,4 т
тип C 8 1942-1943 16 ед. "FL.C 801 - 816" 8,8 т
тип C 7 1943 2 ед. "FL.C 701 - 702" 23 т нет изображения
малые, мотоботы (класс D)
тип D 1 1935-1937 17 ед. "FL.D 101-117" 7,6 т
командирские катера (класс CH)
тип CH 1 1935 1 ед. "FL.СH 11" 13,1 т нет изображения
тип CH 2 1935-1938 9 ед. "FL.СH 21-29" 7,1 т
моторные лодки (класс E)
тип E 1 1940-1945 118 ед. "FL.E 101 - 218" 0,34 т
трофейные французские скоростные (класс F)
тип F 1 1940-1943 10 ед. "FL.F 101 - 110" 23 т нет изображения
тип F 2 1941-1942 5 (12) ед. "FL.F 201 - 205 - 212" 30 т
тип F 3 не достроены 0 (12) ед. "FL.F 301 - 312" 75 т

В годы войны для нужд Люфтваффе было реквизировано и мобилизовано большое число мотоботов и моторных яхт. Большинство в начале получило номера "FL.D 2**, лишь самые мелкие "FL.C 4**". В источниках в большинстве случаев номера не указаны, либо только название, либо что-то типа "баркас из Пароу". Здесь указаны лишь те катера, для которых известен номер или имя.

тип D 1939 не менее 16 ед. "FL.D 211 - ..." 3 - 110 т нет изображения
тип C 1939 не менее 1 ед. "FL.C 471 "March"" 2 т нет изображения
в Норвегии 1940 не менее 1 ед. "Fahlstrom" и другие (разных типов) 10 - 96 т нет изображения
на Балтике 1941 не менее 1 ед. "Irmgard" и другие (разных типов) 12 брт нет изображения

+
ОРГАНИЗАЦИЯ МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВВС

(вернутся на "плиточный" вариант оглавления)