|
|
Корабли морской авиации Германии
*Чёрные ячейки указывают на так и не построенные корабли
|
В первую мировую войну в Германии, как и в других странах, приспосабливали транспортные, а позже и военные корабли для доставки самолётов с водным стартом ближе к зоне боевых действий. Кроме того, для обеспечения базирования гидросамолётов иногда применялись мотоботы и баржи.
|
|
АВИАТРАНСПОРТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeugmutterschiff)
|
Glyndwr |
1914 |
1 ед. |
Транспорт без ангаров, переоборудованный грузовой пароход "Glyndwr". |
6000 т, 2-4 ГСМ |
|
Santa Elena+Answald |
1915 |
2 ед. |
Транспорты с ангарами, переоборудованные грузо-пассажирские пароходы "Santa Elena" и "Answald" |
13900 т, 2-5 ГСМ |
|
Oswald |
1918 |
1 ед. |
Транспорт с ангарами, переоборудованный пароход "Oswald" |
7600 т, 4 ГСМ |
|
Adeline(Hugo Stinnes 3) |
1918 |
1 ед. |
Транспорт без ангаров, переоборудованный грузовой пароход "Adeline - Hugo Stinnes 3", официально числился угольщиком. |
6500 т, 3 ГСМ |
|
Stuttgart |
1918 |
1 (2) ед. |
Переоборудованный лёгкий крейсер "Stuttgart", планировалось также переоборудование однотипного "Stettin" |
3800 т, 3 ГСМ |
|
Roon |
--- |
1 ед. |
Переоборудовался из броненосного крейсера "Roon", работы не закончены. |
10100 т, 4 ГСМ |
|
Ausonia |
--- |
1 ед. |
Проект 1918 г, планировалось переоборудование из пассажирского лайнера "Ausonia" |
12500 т, 23-29 сам |
|
Планировалось также переоборудование однотипных пассажирских лайнеров "BREMEN" (1896, 11540 брт) и "KÖNIGIN LUISE" (1896, 10785 брт) - по 10 самолётов. |
кроме того самолёты несли следующие корабли:
вспомогательный крейсер
WOLF (II) (1917-1918)
прорыватели заграждений (с июля 1917 в Северном море, с 1918 также в Балтийском море)
Sperrbrecher 3 = SOLINGEN (1905, 4.195 BRT)
Sperrbrecher 4 = RIO PARDO (1905, 4.613 BRT)
Sperrbrecher 7 = STEIGERWAlD (1911, 4.836 BRT)
Sperrbrecher 8 = WIGBERT (1912, 3.367 BRT), позже Sperrbrecher 1, затем снова Sperrbrecher 8
Sperrbrecher 9 = GIFHORN (1913, 5.119 BRT)
Sperrbrecher 10 = RIO NEGRO (1905, 4.613 BRT), позже Sperrbrecher 1
Sperrbrecher 10 = GERTRUD (1915, 5.091 BRT)
Sperrbrecher 12 = LOTHAR ( 1902, 4.959 BRT)
Reservesperrbecher = PLAUEN (1907, 4.210 BRT)
временно, при необходимости брали самолёты на борт (с 1916-1917):
большие крейсера
Derfflinger и
Von der Tann
малые крейсера
Frankfurt,
Königsberg,
Karlsruhe и
Nürnberg
миноносцы
V-152,
V-154,
V-155,
G-169,
G-170,
G-171,
G-172,
V-25,
S-56,
V-72,
V-75,
G-88,
V-100 и, возможно,
V-99
разрабатывался проект размещения самолётов на подводных лодках типа U-151 и проектах 46 и 46a
|
|
СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГИДРОАВИАЦИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugbetriebsfahrzeuge)
|
Gna |
1908 |
1 ед. |
катер авиационной метеорологической службы на Боденском озере "Gna", с 1914 при Командовании Воздушных судов |
20 т |
|
мотоботы |
1916-1918 |
4 ед. |
мобилизованные мотоботы "Clara", "Grief", "Frank II" и "Rudolf Ihms" на разных авиастанциях |
? т |
нет изображения |
O.L. |
1919 |
1 ед. |
крановая баржа "O.L. ....", позже "Hohe Düne". |
150 т |
|
баржи |
к 1918 |
не менее 2 ед. |
мобилизованные баржи "K 142", "K 152" |
70-140 т |
нет изображения |
кроме того в распоряжении лётчиков были буксиры Bleibtreu (с 7.10.1916, Северное море) и Martha (?, Балтика)
|
|
В Германии проектировалось большое количество авианосцев, но в реальности, ни один из них в строй не вступил.
Во вторую мировую войну специализированных авиатранспортов не было - практически все крупные корабли имели на борту самолёты. Зато появились катапультные суда, тендеры с кранами и большое количество катеров, которые обеспечивали базирование самолётов, буксировали их к месту взлёта и после посадки, использовались, как спасательные и т. д.
|
|
ПРОЕКТЫ АВИАНОСЦЕВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (Flugzeigträgger)
|
Проекты авианосцев специальной постройки |
тип Graf Zeppelin |
недостроены, пр. 1939 г. |
1-2 ед. |
авианосцы "Graf Zeppelin" и "Peter Strasser" |
28000 т |
41-43 сам. |
|
проект A.I |
не строился, пр. 1941 г. |
--- |
проект "большого авианесущего крейсера" A-I |
37000 т. |
32 сам. |
|
проекты A.II |
не строились, пр. 1942 г. |
--- |
проекты "больших авианесущих крейсеров" A.II, A.IIa, A.IIb |
37500 - 40000 т. |
23-31 сам. |
|
проекты A.III и C |
не строились, пр. 1942 г. |
--- |
проекты "атлантических авианесущих крейсеров" A-III, C |
70000 / 56000 т. |
32-60 сам. |
|
проект A.IV |
не строился, пр. 1942 г. |
--- |
проект "атлантического авианесущего крейсера" A-IV |
70000 т. |
32 сам. |
|
проект 21000 t |
не строился, пр. 1942 г. |
--- |
проект "стандартного" авианосца |
21000/26000 т. |
33 сам. |
|
проект 15000 t |
не строился, пр. 1942 г. |
--- |
проект авианосца для "торговой войны" |
15000/18000 т. |
28 сам. |
|
проект 11000 t |
не строился, пр. 1942 г. |
--- |
проект авианосцев для серийной постройки (11000 т) |
11000 - 15000 т. |
22 сам. |
|
проект 13000 t |
не строился, пр. 1942 г. |
--- |
проект авианосца упрощённой конструкции (13000 т) |
13000 - 17000 т. |
18 сам. |
|
проект 5000 t |
не строился, пр. 1942 г. |
--- |
проект малого авианосца (5000 т) |
4500 - 6000 т |
15 сам. |
|
проект 3000 t |
не строился, пр. 1942 г. |
--- |
проект малого авианосца Дрегера (3000 т) |
3000 - 3500 т |
7 сам. |
|
Проекты переоборудования в авианосцы крейсеров |
Weser |
недостроен |
1 ед. |
переоборудовался из недостроенного тяжёлого крейсера типа "Hipper". |
17000 т |
18-20 сам. |
|
De Grass |
не строился |
1 ед. |
проект переоборудования из недостроенного французского лёгкого крейсера. |
10000 т |
23 сам. |
|
Проекты переоборудования в авианосцы гражданских судов |
Europa |
не переоборудовался |
1 ед. |
б. пассажирский лайнер, проект 1942 г. |
44000 т |
42 сам. |
|
тип Elbe |
переоборудование не закончено |
2 ед. |
"Elbe" и "Jade", б. пассажирские лайнеры, проект 1942 г. |
18000 т |
24 сам. |
|
тип Hansa |
не строились |
--- |
проекты на базе грузового судна, 1943 г. |
9000 т |
7 сам. |
|
|
КАТАПУЛЬТНЫЕ СУДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
|
Westfalen |
1933 |
1 ед. |
Атлантическая плавбаза "Westfalen" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1940 моб. ВВС. |
10700 т |
|
Schwabenland |
1934 |
1 ед. |
Атлантическая плавбаза "Schwabenland" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1939 моб. ВВС. |
16200 т |
|
Ostmark |
1936 |
1 ед. |
Атлантическая плавбаза "Ostmark" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1940 моб. ВВС. |
2500 т |
|
Friesenland |
1937 |
1 ед. |
Атлантическая плавбаза "Friesenland" а/к "Люфтганза", быв. грузо-пассажирский п/х. В 1939 моб. ВВС. |
11500 т |
|
Sperber |
1938 |
1 ед. |
Катапультная плавбаза ВВС "Sperber". |
1100 т |
|
тип Falke |
1942 |
2 ед. |
Катапультные плавбазы ВВС "Falke" и "Bussard". |
2000 т |
|
проект ПБ ЛЛ 1942 г. |
не строились |
--- |
Проект катапультных плавбаз летающих лодок. |
12500 т |
|
проект ПБ ГСМ 1942 г. |
не строились |
--- |
Проект большой катапультной плавбазы гидросамолётов. |
14500 т |
|
проекты ПБ ГСМ 1943 г. |
не строились |
--- |
Проекты эскортных катапультных тендеров гидросамолётов. |
5000 - 6000 т |
|
тип Hansa |
не строились |
--- |
проект катапультного грузового судна, 1943 г. |
9000 т |
|
|
КРАНОВЫЕ СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
|
Phönix |
1932 |
1 ед. |
спасательное крановое судно "Phönix" со слип-палубой для 1 гидросамолета. |
250 т |
|
тип Krischan I |
1934 |
1 ед. |
судно обеспечения "Krischan" со слип-палубой для 1 гидросамолета. |
196 т |
|
тип Krischan II |
1935 |
1 ед. |
крановое судно обеспечения "Gunther Plüschow" со слип-палубой для 1 гидросамолета. |
375 т |
|
тип Krischan III |
1935 |
1 ед. |
крановое судно обеспечения "Bernhard von Tschirschky" с палубой без слипа для 2 гидросамолетов. |
880 т |
|
B.&V. Kranich |
1936 |
1 ед. |
крановое судно обеспечения испытаний ГСМ "B.&V. Kranich", бывший тральщик. |
500 т |
|
тип BP I |
1936 |
2 ед. |
крановые баржи "VJ 11" (BP 11) и "VJ 12" (BP 12). |
100 т |
|
тип BP II |
1936 |
1 ед. |
крановая баржа "VJ 21" (BP 21). |
100 т |
|
Greif |
1937 |
1 ед. |
крановое спасательное судно "Greif" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. |
810 т |
|
Rolshoven |
1938 |
1 ед. |
крановое судно обеспечения "Hans Rolshoven" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. |
985 т |
|
тип BP III |
1940-1941 |
7 ед. |
крановые баржи "SP 31" (BP 31), "SP 32" (BP 32), "BP 33", "BP 34", "BP 35", "BP 36", "BP 37". |
210 т |
|
тип Meyer |
1940-1942 |
4 ед. |
крановые суда обеспечения "Karl Meyer", "Max Stinsky", "Immelmann", "Boelcke" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. |
1150 т |
|
тип Wedel |
1941 |
2 (5) ед. |
крановые суда обеспечения "Hans Albrecht Wedel", "Richthofen", "Hermann Köhl", "K64", "K65" с палубой без слипа для 3 гидросамолетов. |
1200 т |
|
Drache |
1941 |
1 ед. |
крановое судно обеспечения "Drache" с палубой без слипа для 2 гидросамолетов, трофейное югославское, быв. Zmaj. |
2000 т |
|
тип BP IV |
1942-1943 |
8 ед. |
крановые баржи "BP 41", "BP 42", "BP 43", "BP 44", "BP 45", "BP 46", "BP 47", "BP 48". |
255 т |
|
тип BP V (Siebel) |
1943 |
3 ед. |
крановые баржи "BP 51", "BP 52", "BP 53". |
130 т |
|
тип San Souci |
не достроены |
0 (4) ед. |
трофейные французские плавбазы ВВС "Jupiter", "Saturn", "Uranus", "Merkur", достроены как канонерские лодки. |
1370 т |
|
тип O |
не строилось |
0 (1) ед. |
"тропическое" крановое судно обеспечения "K71" с палубой без слипа |
1800 т |
|
тип A |
не строилось |
0 (1) ед. |
спасательное судно ВВС с возможностью нести гидроплан |
1100 т |
|
|
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА И КАТЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
|
ДОВОЕННЫЕ |
тип UZ |
1923 |
2 ед. |
Otto Lilienthal и Maria, быв. катера ПЛО "UZ 30", "UZ 31" (1920) |
60 т |
|
I |
1928 |
1 ед. |
"Flugzeugbetriebsboot I", быв. бортовой/служебный катер (1917) |
20 т |
|
Ilmenau |
1937 |
1 ед. |
"Ilmenau", быв. пассажирский мотобаркас (1924) |
15 брт |
|
МОБИЛИЗОВАННЫЕ СУДА |
тип Wal |
1939-1940 |
2 ед. |
"Wal 10", "Wal 11", строились как китобои |
825 т |
|
Marta Beck |
1940 |
1 ед. |
"Marta Beck", мобилизованный трофейный норвежский китобой (1907) |
285 т |
|
Humber |
1940 |
1 ед. |
"Humber", мобилизованный трофейный голландский буксир (1907) |
1250 т |
|
тип Altair |
1940 |
3 ед. |
"Altair", "Brandenburg", "Prinz Homburg", мобилизованные логгеры (1922) |
300 т |
|
тип Victoria |
1940 |
2 ед. |
"Victoria", "Ursula", мобилизованные логгеры (1916) |
290 т |
|
Orion |
1940 |
1 ед. |
"Orion", мобилизованный логгер (1931) |
400 т |
|
J. Georgius |
1941 |
1 ед. |
"Joannes Georgius", мобилизованный трофейный логгер (1925) |
520 т |
|
Maria |
1941 |
1 ед. |
"Koningin Wilhelmina / Maria", мобилизованный трофейный логгер (1925) |
560 т |
|
Frida |
1941 |
1 ед. |
"Frida", мобилизованный трофейный логгер (1903) |
ок. 450 т |
|
МОБИЛИЗОВАННЫЕ КАТЕРА |
тип Aitvaras |
1939 |
2 ед. |
Aitvaras и Maria, трофейные литовские пограничные катера (1923) |
16 т |
|
Equinoxe |
1940 |
1 ед. |
"Equinoxe II", трофейная моторная яхта во Франции (1930) |
44 брт |
|
Majoe и др. |
1940-1942 |
не менее 6 ед. |
"Majoe", "Forel", "Blue Star", "Echo", "M.A.S.O." и "Timonia", реквизированные моторные яхты разных типов в Голландии и Франции (1924-1939) |
54-96 т |
|
Berlin и др. |
1940-1942 |
3 ед. |
"Berlin", "Akela" и "Maskee", трофейные малые мотоботы во Франции (1903-?) |
до 10 т |
|
Grete |
1941 |
1 ед. |
"Grete", мобилизованная моторная яхта (быв. UZ 15, 1920) |
42 т |
|
Kathe |
1941 |
1 ед. |
"Käthe", мобилизованная моторная яхта (быв. UZ 32, 1920) |
60 т |
|
Nymphe |
1941 |
1 ед. |
"Nymphe", мобилизованная моторная яхта на Адриатике |
? т |
|
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАТЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
|
скоростные |
тип A 1 |
1934 |
1 ед. |
глиссер "FL.A 101" |
3,5 т, 26,5 уз |
|
тип A 2 |
1935 |
4 ед. |
глиссеры "FL.A 201-204" |
7,4 т, 23,8 уз |
|
тип A 3 |
1935 |
4 ед. |
глиссеры "FL.A 301-304" |
6,5 т, 24,5 уз |
|
тип S |
1935 |
2 ед. |
водоизмещающие "FL.S 11-12" |
60 т, 30 уз |
|
тип A 4 |
1939-1942 |
5 ед. |
водоизмещающие "FL.A 401-405" |
28-33 т, 32 уз |
|
мореходные (класс B) |
тип B 1 |
1934 |
1 ед. |
"FL.B 101" |
18 т, 11 уз |
|
тип B 2 |
1935-1936, 1943-1944 |
23 ед. |
"FL.B 201-214, 250-258" |
25 т, 12,4 уз |
|
тип B 3 |
1936-1937 |
10 ед. |
"FL.B 301-310" |
33 т, 17 уз |
|
тип B 4 |
1936-1942 |
не менее 47 ед. |
"FL.B 401-444, 455, 459, 480" |
37 т, 21,5 уз |
|
тип B 5 |
1940-1945 |
не менее 88 ед. |
"FL.B 501-557, 577-590, 5001-5005, 5051-5059, 5501-5512" |
56 т, 26,8-30,5 уз. |
|
тип B 6 |
1942 |
4 (16) ед. |
"FL.B 601-604 -607, 6001-6009" |
42 т, 18 уз. |
|
тип B 7 |
--- |
0 (10) ед. |
"FL.B 701 - 710" |
120 т, ? уз |
|
малые, ялы (класс C) |
тип C 1 |
1935-1937 |
24 ед. |
"FL.С 101-118, 151-156" |
2,5 - 2,7 т |
|
тип C 2 |
1936 |
6 ед. |
"FL.C 201-206" |
3,5 т |
|
тип C 3 |
1936-1945 |
227 ед. |
"FL.C 301 - 378, 3001 - 3149" |
4,2 - 4,3 т |
|
тип C 4 |
1936-1937 |
32 ед. |
водоизмещающие "FL.C 401-432" |
2,3 т |
|
тип C 5 |
1937-1940 |
58 ед. |
"FL.C 501-558" |
2,7 т |
|
тип C 9 |
1942-1945 |
4 (13) ед. |
"FL.C 901 - 526" |
6,4 т |
|
тип C 8 |
1942-1943 |
16 ед. |
"FL.C 801 - 816" |
8,8 т |
|
тип C 7 |
1943 |
2 ед. |
"FL.C 701 - 702" |
23 т |
нет изображения |
малые, мотоботы (класс D) |
тип D 1 |
1935-1937 |
17 ед. |
"FL.D 101-117" |
7,6 т |
|
командирские катера (класс CH) |
тип CH 1 |
1935 |
1 ед. |
"FL.СH 11" |
13,1 т |
нет изображения |
тип CH 2 |
1935-1938 |
9 ед. |
"FL.СH 21-29" |
7,1 т |
|
моторные лодки (класс E) |
тип E 1 |
1940-1945 |
118 ед. |
"FL.E 101 - 218" |
0,34 т |
|
трофейные французские скоростные (класс F) |
тип F 1 |
1940-1943 |
10 ед. |
"FL.F 101 - 110" |
23 т |
нет изображения |
тип F 2 |
1941-1942 |
5 (12) ед. |
"FL.F 201 - 205 - 212" |
30 т |
|
тип F 3 |
не достроены |
0 (12) ед. |
"FL.F 301 - 312" |
75 т |
|
В годы войны для нужд Люфтваффе было реквизировано и мобилизовано большое число мотоботов и моторных яхт. Большинство в начале получило номера "FL.D 2**, лишь самые мелкие "FL.C 4**". В источниках в большинстве случаев номера не указаны, либо только название, либо что-то типа "баркас из Пароу". Здесь указаны лишь те катера, для которых известен номер или имя.
|
|
тип D |
1939 |
не менее 16 ед. |
"FL.D 211 - ..." |
3 - 110 т |
нет изображения |
тип C |
1939 |
не менее 1 ед. |
"FL.C 471 "March"" |
2 т |
нет изображения |
в Норвегии |
1940 |
не менее 1 ед. |
"Fahlstrom" и другие (разных типов) |
10 - 96 т |
нет изображения |
на Балтике |
1941 |
не менее 1 ед. |
"Irmgard" и другие (разных типов) |
12 брт |
нет изображения |
|
+
|
|
|