Оглавление → Корабли и катера авиации → катера гидроавиации типа FL. A 2

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Катера гидроавиации (Flugzeugsicherungsboot, Flugbetriebsboot) типа

FL. A 2


Германия, 1935 г. 4 ед.

 

*
FL. A 201...204
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
тактический № верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 FL. A 201 <Abeking & Rasmussen>, Лемвердер, стр. № 2895 1935 после 01.1944 г. судьба неизвестна с 1945 г. один из них - жилой блокшив Albatross в Берлине, с 1.04.1954 г. - моторная яхта в Шверине, с 1958 на стоянке, в 1983 - слом
1935
1.04.1935
2 FL. A 202 <Abeking & Rasmussen>, Лемвердер, стр. № 2896 1935 с 9.09.1944 г. в составе ВМФ, дальнейшая судьба неизвестна
1935
10.04.1935
3 FL. A 203 <Abeking & Rasmussen>, Лемвердер, стр. № 2897 1935 после 01.1944 г. судьба неизвестна
1935
20.04.1935
4 FL. A 204 <Abeking & Rasmussen>, Лемвердер, стр. № 2898 1935 с 10.1944 г. в составе ВМФ, дальнейшая судьба неизвестна
1935
1.05.1935
ТТХ
Водоизмещение 7,4 т
Размерения длина КВЛ 13,2 м
полная 13,6 м
ширина 3,11 м
осадка 0,86 м
высота борта 1,49 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта
1 МО 2 бензиновых мотора Maybach (12 цил. 4-тактн.)
мощность 300 л.с.
Ходовые данные скорость полная 23,8 уз
крейсерская ? уз
топливо 520 литров бензина
дальность плавания 120 миль (на 23 уз.)
Экипаж 7 чел.
ВООРУЖЕНИЕ
по штату 1 пулемёт, не обязательно устанавливался

 

На основе опыта, полученного при испытании купленного в Британии глиссера A-1, двум верфям заказали опытовые серии по четыре катера под немецкие моторы. Катера, спроектированные и построенные верфью Abeking & Rasmussen были несколько крупнее "англичанина", рубка была смещена за машинное отделение, что-бы уменьшить забрызгивание. В целом, не смотря на увеличение размеров и мощности моторов, добиться существенного улучшения мореходности не удалось, а максимальная скорость и дальность заметно уступали британскому прототипу, но в отличие от него новые катера имели радиостанцию и были оснащены радиопеленгатором.

***

FL. A 201 (позывной DVAP). Заказан 28 января 1935, 1 апреля 1935 г. вошёл в строй и передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Буге на Рюгене, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (с 20 марта 1939 подчинённой Seenotzentrale (L) Ost), с июня 1940 во вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, 1 июля 1942 переименованной в Seenotflottille 6 (в подчинении SNB VI).

4 января 1944 патрулировал у Буга с FL.B 305 и FL.B 208. 7 января 1944 один Arado 196 совершил вынужденную посадку в поз. 55°02'N / 13°55'E, 2 других самолёта - в поз. 55°53'N / 14°45'E. Катер вышел на поиски с Greif, FL.B 303, FL.B 204, FL.B 208, FL.A 404 и др. и в 15:42 вёл поиск в кв. 3688 / 15 Ost и 4675 / 15 Ost, в 16:36 в кв. 4672/ 15 Ost, курс 140°. В 20.15 экипаж Arado 196 был спасён. Поиск BV-138 и He 115 продолжался...

Более поздних упоминаний о катере в документах не обнаружено.

***

FL. A 202 (позывной DVAQ). Заказан 28 января 1935, 10 апреля 1935 г. вошёл в строй и передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Хольтенау, с 1 июля 1937 числился при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau (в подчинении Seenotzentrale (L) Ost, с 26 августа 1939 вместе с базой подчинён Seenotzentrale (L) Nord, 1 апреля 1940 вместе с базой возвращён Seenotzentrale (L) Ost), с июня 1940 входил в состав флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen.

В октябре 1940 г. перешёл по рекам в Голландию, где служил в составе флотилии Seenotflottille Schellingwoude (в подчинении Seenotzentrale (L) Holland в Амстердаме), 1 июня 1942 флотилия была переименована в Seenotflottille 4.

9 сентября 1944 г. катер был передан ВМФ, вероятно, использовался, как катер ПЛО. Более поздних упоминаний о катере в документах не обнаружено.

***

FL. A 203 (позывной DVAR). Заказан 28 января 1935, 20 апреля 1935 г. вошёл в строй и передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)) в Грайфсвальде, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (с 20 марта 1939 подчинённой Seenotzentrale (L) Ost), с июля 1940 в вновь сформированной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, 1 июля 1942 переименованной в Seenotflottille 6 (в подчинении SNB VI).

18 августа 1943 в 06:50 обнаружил обломки к NW от Люб мина. Вёл поиск с FL.B 459 до ночи 19 августа, вернулся на базу в 05:10. 3 декабря 1943 патрулировал у Буга и Хольтенау, 4 декабря 1943 перешёл из Фришез-Хафф в Грайфсвальд, 5 января 1944 в 18:45 вышел из гавани, в 20:32 произошла авария правого мотора, в 21:28 вернулся. 11 января 1944 патрулировал с Greif, FL.B 527, FL.B 208, FL.B 309, FL.A 304 и FL.D 213, 14 января 1944 снова патрулировал.

Более поздних упоминаний о катере в документах не обнаружено.

***

FL. A 204 (позывной DVAS). Заказан 28 января 1935, с 1 мая 1935 г. при испытательной станции ВВС на озере в Реклине (Rechlin), с июля 1943 г. во флотилии Seenotflottille 10 (в подчинении SNB X) в заливе Фос на Средиземном море (у Венеции?).

9 октября 1944 передан ВМФ, вероятно, использовался, как катер ПЛО. Более поздних упоминаний о катере в документах не обнаружено.

***

С 1945 г. один из четырёх катеров использовался в качестве жилого судна Albatross в Берлине, с 1 апреля 1954 г. был зарегистрирован, как моторная яхта в Шверине, с 1958 на стоянке, в 1983 - слом.

***

Глиссеры этого типа (так-же, как и параллельные типа FL.A 3) оказались недостаточно мореходными для спасательной службы, имели очень тесную палубу, что также затрудняло спасательные работы. Их высокая скорость была достижима только при полном штиле, а на волнении это преимущество пропадало. В итоге командование Люфтваффе отдало предпочтение водоизмещающим катерам серии "B", а работы над скоростным катером перепоручили Люрссену (см. FL.S).

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 3.05.2021

 




 

 
Военный флаг Третьего рейха 1939-1945 гг.
Торговый флаг Германии 1935-1939 гг.

FL. A 202

FL. A 201 (крайний слева).

FL. A 202 и гос. яхта "Grille".

FL. A 201 в Лигехафене.
Предыдущая страница - катер обеспечения гидроавиации типа "FL. A 1"
Следующая страница - катера обеспечения гидроавиации типа "FL. A 3"