ОглавлениеКорабли авиации → Яхты "Majoe" и др.

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Вспомогательные корабли/катера гидроавиации (Hilfsflugsicherungsschiffe/Hilfsflugbetriebsboote)

Majoe

и другие

Германия, с 1940-1942 гг. не менее 6 ед. (трофейные моторные яхты)

типичная моторная яхта довоенной постройки

*
Majoe
*
Forel
*
Blue Star
*
Echo
*
M.A.S.O.
*
Timonia
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Majoe <Gebr. Niestern & Co.>, Британия / 1937 05.1940 с 8.11.1941 вспомогательный корабль обеспечения полётов, с 15.12.1941 учебное судно, судьба неизвестна
2 Forel <Yachtwerft Engelbrecht>, Берлин-Кёпеник / 1924 05.1940 судьба неизвестна
3 Blue Star <Nicolaas Witsen & Vis>, Алькмаар, Голландия / 1939 05.1940 в 1946 возвращена владельцу
4 Echo <H. Gales & Co.>, Коус, Британия / 07.1929 09.1940 с 06.1943 ПСКА, в 1945 возвращена владельцу
5 M.A.S.O. <Akerboom & van Lent>, Голландия / ???? 12.1940 в 05.1945 возвращена владельцу
6 Timonia <de Vries Lentsch>, Голландия / 1934 ???? в 1945 возвращена владельцу
ТТХ
  Forel Timonia M.A.S.O. Echo Majoe Blue Star
Водоизмещение полное ? т 96 т ? т 59 т ? т 54 т
регистровое 68 брт 55 брт ? брт 42 брт 54 брт 43 брт
Размерения длина КВЛ ? м 20,72 м ? м 19,5 м 18,18 м 16,76 м
полная 23,97 м 21,97 м 21,75 м 19,81 м 18,67 м 18,29 м
ширина 4,27 м 4,62 м 4,00 м 3,96 м 4,98 м 4,19 м
осадка ? м 1,57 м 1,20 м 1,27 м ? м 1,22 м
высота борта ? м 2,13 м ? м 1,93 м 1,72 м 1,83 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 винта
МО 2 мотора Maibach (6 цил.) 2 дизеля MAN (6 цил., 4-тактн.) 2 мотора 2 мотора Parsons (8 цил., 4-тактн.) 2 дизеля MAN (6 цил.) 4 дизеля Buda (6 цил.)
мощность ? л.с. 160 л.с. 300 л.с. ? л.с. ? л.с. ? л.с.
Ходовые данные скорость ? уз. 10,5 уз. ? уз. ? уз. ? уз. ? уз.
топливо бензин соляр ? бензин соляр соляр
ВООРУЖЕНИЕ
вероятно отсутствовало, но к концу войны могли вооружить пулемётом.

 

10 мая 1940 германские войска вошли в Голландию и 14 мая она капитулировала. В числе прочих трофейных судов, немецким военным достались пять моторных яхт длиной ок. 20 м, построенные разных верфях в разное время: 24-м "Forel", 22-м "M.A.S.O.", 21-м "Timonia", 18-м "Majoe" и 17-м "Blue Star", которые были переданы Люфтваффе. В сентябре 1940 г. к ним добавилась захваченная в порту Св. Петра на о. Гернси 20-м яхта "Echo". "Majoe" с 8.11.1941 числился вспомогательным кораблём обеспечения полётов, остальные использовались в качестве служебных катеров. По некоторым данным служили под гражданским флагом.

 

Majoe

Голландская моторная яхта (владелец J. Heijmeijer van Hemmstede из Амстердама), построенная на верфи Gebr. Niestern & Co. в Британии в 1937 г., в 05.1940 г. реквизирована, передана в распоряжение службы кораблей и катеров ВВС (Kdoschub) в Ден-Хелдере, к 8 ноября 1941 г. - вспомогательный корабль обеспечения полётов (Hilfsflugsicherungsschiff), по видимому при Seenotzentrale (L) Holland (флотилия Seenotflottille Holland). 15 декабря 1941 передана школе воздушного сообщения в Дивенове для учебных целей. Дальнейшая судьба не известна.

Forel

Голландская моторная яхта судовладельца J. H. Plujgers из Роттердама, построена в Германии на верфи Yachtwerft Engelbrecht в Берлине в 1924 г. Известно только, что в мае 1940 г. была реквизирована и передана ВВС, как вспомогательный служебный катер (Hilfsflugbetriebsboot). Больше нигде не упоминается.

Blue Star

Моторная яхта, построенная голландской верфью Nicolaas Witsen & Vis в 1939 г. для британского заказчика, в 05.1940 г. находилась под британским флагом, но всё ещё в Голландии, реквизирована и передана ВВС, как вспомогательный служебный катер (Hilfsflugbetriebsboot). Известно, что 28 января 1943 г. авиационное командование посылало морякам запрос вернуть катер, находящийся на тот момент в патрульной службе ВМФ. В 1945 г. яхта была предана голландскому правительству. Так, как первоначальный заказчик не объявился, в 1947 яхту передали морской полиции Нидерландов, где она служила под номером RP-75, а с 1 января 1957 RP-23. Дальнейшая судьба не известна.


Одна из яхт тех лет постройки верфи Nicolaas Witsen & Vis, не исключено, что именно "Blue Star".

Echo

Британская моторная яхта, спущена на воду в июле 1929 г. на верфи H. Gales & Co. в Крусе как "Frefrada", позже переименована в "Dania", и наконец в "Echo". К началу войны принадлежала "E. Phillips Oppenheim" из Коуса.

В сентябре 1940 г. была захвачена немцами в порту Св. Петра на о. Гернси и включена в качестве вспомогательного служебного катера (Hilfsflugbetriebsboot) в состав 2-й спасательной флотилии, подчиняющейся округу SNB II в Шербуре. Дальнейший боевой путь яхты выглядит очень разнообразным. Он не ясен вплоть до июня 1943 г., когда катер оказался за полторы тысячи километров от Шербура - в составе водной полиции на Венском участке Дуная, с 23 декабря 1943 г. он уже служил на участке Рейна в районе Кобленца, а с 29 апреля 1944 г. - в подчинении командования водной полиции в Берлине.

Такие сложные дальние манёвры могут объясняться проще. Не исключено, что предназначенный для Венской полиции катер успел подняться по Рейну только до Кобленца, где назначение отменили и оставили его при местном отделении. Переход в Берлин ещё менее вероятен - по видимому катер просто переподчинили центральному полицейскому управлению в Берлине, но фактически он оставался на Рейне.

В мае 1945 г. яхта была возвращена владельцу и эксплуатировалась ещё два года, но после 1947 её следы теряются.


"Echo"

M.A.S.O.

Голландская моторная яхта, построена на верфи Akerboom & van Lent. Дата постройки не известна, в 1939 г. яхта носила название "S.E.A." (владелец De Valk), а в 1940 была переименована в "M.A.S.O." и принадлежала De Kaag. В мае 1940 г. была захвачена немецкими войсками, но об её использовании в первые полгода ничего не известно. Лишь 20 декабря 1940 она появляется в хрониках, когда была передана школе младших офицеров Люфтваффе в Стобау (Голландия) в качестве вспомогательного служебного катера (Hilfsflugbetriebsboot). 18 июля 1941, после ввода в строй катера FL.B 439 яхта была отправлена ​​в Киль и с 11 августа служила учебным судном радистов при авиационной школе разведчиков в Дивенове.

В мае 1945 яхта была возвращена владельцу. Дальнейшая судьба не известна.

Timonia

Голландская моторная яхта, построенная в 07.1934 г. на верфи de Vries Lentsch для 1934 - JMA Smits из Блёмендаля, была захвачена Вермахтом в мае 1940 г., но ничего не известно об её использовании вплоть до 2 июля 1942 г., когда она числилась, как вспомогательный служебный катер (Hilfsflugbetriebsboot) в подчинении Seenotzentrale (L) Holland (флотилия Seenotflottille Holland). 22 июля 1942 г. яхта была передана береговой вахтенной станции KÜST (Küstenüberwachungsstelle) на о. Зюльт.

В 1945 г. яхта была возвращена владельцу, с 1948 г. носила имя "Elsa", эксплуатировалась, как минимум, до 1952 г.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 28.03.2020

 




 

 
Торговый флаг Нидерландов 1924—1940, 1945-19??
Военный флаг Третьего рейха 1940-1945
Торговый флаг Германии 1940-1945
Торговый флаг Британии 1929-1940, 1945-19??
Предыдущая страница - вспомогательный катер обеспечения гидроавиации "Equinoxe II"
Следующая страница - вспомогательный катера обеспечения гидроавиации "Berlin" и др.