Оглавление → Корабли авиации → Яхты "Majoe" и др.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательные корабли/катера гидроавиации (Hilfsflugsicherungsschiffe/Hilfsflugbetriebsboote)
Германия, с 1940-1942 гг. не менее 6 ед. (трофейные моторные яхты) типичная моторная яхта довоенной постройки
* Majoe * Forel * Blue Star * Echo * M.A.S.O. * Timonia *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
10 мая 1940 германские войска вошли в Голландию и 14 мая она капитулировала. В числе прочих трофейных судов, немецким военным достались пять моторных яхт длиной ок. 20 м, построенные разных верфях в разное время: 24-м "Forel", 22-м "M.A.S.O.", 21-м "Timonia", 18-м "Majoe" и 17-м "Blue Star", которые были переданы Люфтваффе. В сентябре 1940 г. к ним добавилась захваченная в порту Св. Петра на о. Гернси 20-м яхта "Echo". "Majoe" с 8.11.1941 числился вспомогательным кораблём обеспечения полётов, остальные использовались в качестве служебных катеров. По некоторым данным служили под гражданским флагом.
Majoe Голландская моторная яхта (владелец J. Heijmeijer van Hemmstede из Амстердама), построенная на верфи Gebr. Niestern & Co. в Британии в 1937 г., в 05.1940 г. реквизирована, передана в распоряжение службы кораблей и катеров ВВС (Kdoschub) в Ден-Хелдере, к 8 ноября 1941 г. - вспомогательный корабль обеспечения полётов (Hilfsflugsicherungsschiff), по видимому при Seenotzentrale (L) Holland (флотилия Seenotflottille Holland). 15 декабря 1941 передана школе воздушного сообщения в Дивенове для учебных целей. Дальнейшая судьба не известна. Forel Голландская моторная яхта судовладельца J. H. Plujgers из Роттердама, построена в Германии на верфи Yachtwerft Engelbrecht в Берлине в 1924 г. Известно только, что в мае 1940 г. была реквизирована и передана ВВС, как вспомогательный служебный катер (Hilfsflugbetriebsboot). Больше нигде не упоминается. Blue Star Моторная яхта, построенная голландской верфью Nicolaas Witsen & Vis в 1939 г. для британского заказчика, в 05.1940 г. находилась под британским флагом, но всё ещё в Голландии, реквизирована и передана ВВС, как вспомогательный служебный катер (Hilfsflugbetriebsboot). Известно, что 28 января 1943 г. авиационное командование посылало морякам запрос вернуть катер, находящийся на тот момент в патрульной службе ВМФ. В 1945 г. яхта была предана голландскому правительству. Так, как первоначальный заказчик не объявился, в 1947 яхту передали морской полиции Нидерландов, где она служила под номером RP-75, а с 1 января 1957 RP-23. Дальнейшая судьба не известна. Одна из яхт тех лет постройки верфи Nicolaas Witsen & Vis, не исключено, что именно "Blue Star". Echo Британская моторная яхта, спущена на воду в июле 1929 г. на верфи H. Gales & Co. в Крусе как "Frefrada", позже переименована в "Dania", и наконец в "Echo". К началу войны принадлежала "E. Phillips Oppenheim" из Коуса. В сентябре 1940 г. была захвачена немцами в порту Св. Петра на о. Гернси и включена в качестве вспомогательного служебного катера (Hilfsflugbetriebsboot) в состав 2-й спасательной флотилии, подчиняющейся округу SNB II в Шербуре. Дальнейший боевой путь яхты выглядит очень разнообразным. Он не ясен вплоть до июня 1943 г., когда катер оказался за полторы тысячи километров от Шербура - в составе водной полиции на Венском участке Дуная, с 23 декабря 1943 г. он уже служил на участке Рейна в районе Кобленца, а с 29 апреля 1944 г. - в подчинении командования водной полиции в Берлине. Такие сложные дальние манёвры могут объясняться проще. Не исключено, что предназначенный для Венской полиции катер успел подняться по Рейну только до Кобленца, где назначение отменили и оставили его при местном отделении. Переход в Берлин ещё менее вероятен - по видимому катер просто переподчинили центральному полицейскому управлению в Берлине, но фактически он оставался на Рейне. В мае 1945 г. яхта была возвращена владельцу и эксплуатировалась ещё два года, но после 1947 её следы теряются. "Echo" M.A.S.O. Голландская моторная яхта, построена на верфи Akerboom & van Lent. Дата постройки не известна, в 1939 г. яхта носила название "S.E.A." (владелец De Valk), а в 1940 была переименована в "M.A.S.O." и принадлежала De Kaag. В мае 1940 г. была захвачена немецкими войсками, но об её использовании в первые полгода ничего не известно. Лишь 20 декабря 1940 она появляется в хрониках, когда была передана школе младших офицеров Люфтваффе в Стобау (Голландия) в качестве вспомогательного служебного катера (Hilfsflugbetriebsboot). 18 июля 1941, после ввода в строй катера FL.B 439 яхта была отправлена в Киль и с 11 августа служила учебным судном радистов при авиационной школе разведчиков в Дивенове. В мае 1945 яхта была возвращена владельцу. Дальнейшая судьба не известна. Timonia Голландская моторная яхта, построенная в 07.1934 г. на верфи de Vries Lentsch для 1934 - JMA Smits из Блёмендаля, была захвачена Вермахтом в мае 1940 г., но ничего не известно об её использовании вплоть до 2 июля 1942 г., когда она числилась, как вспомогательный служебный катер (Hilfsflugbetriebsboot) в подчинении Seenotzentrale (L) Holland (флотилия Seenotflottille Holland). 22 июля 1942 г. яхта была передана береговой вахтенной станции KÜST (Küstenüberwachungsstelle) на о. Зюльт. В 1945 г. яхта была возвращена владельцу, с 1948 г. носила имя "Elsa", эксплуатировалась, как минимум, до 1952 г.
|