Оглавление → Корабли авиации → Опытовый паровой катер "Gna"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опытовый паровой катер / судно обеспечения полётов
(Stationsschiff, Aufstiegsschiff, Drachenboot, Flugbetriebsfahrzeug)
Германия, 1908 г. * Gna *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Первые эксперименты в аэрологии, при авиационной метеорологической службе, основанной Гуго Хергезеллом во Фридрихсхафене на Боденском озере были проведены им и графом Цеппелином в 1900 и 1902-1903 годах на лодке "Württemberg" с воздушным винтом. В 1908 г. её заменили специально построенным на верфи "F. Schichau" по поручению министерства внутренних дел паровым катером "Gna", названным в честь посланницы норвежской богини Фригги, которая могла подымать души людей на недосягаемую высоту. Имя намекало, что измерительные приборы поднимались на большую высоту на буксируемом воздушном змее (нем. Drachen), поэтому в некоторых публикациях судно называли «лодкой-змеем» (Drachenboot). В других документах он упоминается, как "станционный корабль" (Stationsschiff) или "подъемный корабль" (Aufstiegsschiff) аэростатной станции Фридрихсхафена. Стоимость катера составила 74800 марок. Строительство уже запланированного второго корабля было отменено после начала Первой мировой войны. На испытаниях в Вислинском заливе катер достиг скорости 18,5 узлов, и после перехода в Кунстанцу был принят комиссией 20 января 1908 г. На практике катер часто развивал ещё большую скорости и стал в то время самым быстрым пароходом на Боденском озере и долгое время оставался самым быстрым однокорпусным судном такого размера. Зачисление на службу состоялась 11 июля 1908 года в присутствии Вюртембергской королевской пары. Особенностью "Gna" до 1914 г. были флаги: это был вероятно, единственный корабль, который нёс флаг госслужбы службы Имперского флота на носу, и флаг Королевства Вюртемберг на корме. Винтовой пароход, который напоминал небольшой миноносец, приводился в движение трехцилиндровой паровой машиной тройного расширения при мощности от 350 до 530 л.с. Хотя паровая машина была дороже, чем двигатель внутреннего сгорания, тогда он был еще более надежным. Экипаж состоял из трех матросов и исследовательской группы. Корпус узкого парохода с гладкой палубой был разделён на пять отсеков, если считать от носа: (1) две каюты для аппаратуры и рабочих станций, (2) котельная и угольный бункер, (3) паровая машина, (4) десять воздушных змеев, три из которых готовы к запуску, (5) веревки и т. д. План палубы выглядел следующим образом с носа: (a) якорь и прожектор, (b) вентилятор с "турбо-поддувом", (c) открытый сзади мостик с компасом, (d) дымовая труба, (e) электрическая лебедка (до 60 кг) с четырьмя секциями фортепианной проволоки длиной 4000 м, скорость вращения 90 об/мин (от 2 см/с до 3 м/с) для быстрой компенсации изменений силы ветра, (f) динамометр для измерения натяжения на тросе, (g) мачта с устройствами запуска воздушных змеев / воздушных шаров. Корабль был изначально окрашен в белый, затем - в темно-серый цвет. Измерительные инструменты с помощью больших воздушных змеев или воздушного шара объемом 60 м³ беспрепятственно доставлялись на южном берегу Швейцарии до высоты 6000 метров, обычно они достигали 3000 метров.Чтобы поднять змей как можно выше даже в спокойную погоду, либо удерживать воздушный шар как можно выше при ходе против ветра, "Gna" должна была быть "быстрой, как молния" и манёвренной. Д-р Кляйншмидт, глава "станции змеев", 14 июля 1909 года объяснил это своим гостям, сказав, "Gna" способна перейти от обычной скорости к самому полному ходу в течение 3 минут. Подъем воздушного шара занимал около часа. Измеренные метеорологические данные могли передаваться береговой станции на ходу прямо во время измерений. В дополнение к аэрологическим исследованиям, "Gna" также проводила регулярные измерениея температуры воды на поверхности и в глубине. Несмотря на хорошее обслуживание, корабль часто требовал ремонта. Согласно документам рейхстага, судно уже в первые пять лет простаивало в ремонте 50–60 дней, и эта тенденция усиливалась. Во время войны с 1914 по 1918 год корабль подчинялся командиру воздушных судов (дирижаблей) в качестве служебного судна. 8 марта 1917 года из-за отказа машины "Gna" застряла во время сильного шторма в Лангенаргене. Из-за низкого уровня воды попытки буксировки судном "König Karl" оказались неудачными, но на следующий день были успешно продолжены. После войны скудные ресурсы привели к сокращению измерений. В середине августа 1924 года произошла серьезная авария с участием "Gna". Исследователи из Института озер в Лангенаргене провели различные опыты в центре озера напротив Манцелля, за которыми следили зрители на четырех сопровождающих лодках. На борту роскошной моторной яхты "Stauffen" промышленника из Вайнгартена находилось около 20 человек, включая членов правительства и государственного парламента, а также высокопоставленных чиновников. Во время поворота "Stauffen" попал в кильватерную волну "Gna" и накренился так сильно, что гости в своих плетеных креслах поскользили к борту. Поскольку перила были слишком слабы, девять из них упали за борт. Один высокопоставленный чиновник утонул, остальные были спасены. Расследования показали, что "Stauffen" был рассчитан только на 12 человек и имел слишком мало спасательного оборудования на борту. Лишь в начале 1930-х годов аэрология снова приобрела важное значение, что привело к модернизации новой воздушной обсерватории, находящейся под контролем Министерства авиации. В 1935 году "Gna" участвовала в торжествах, посвящённых 11-му немецкому дню физики в Штутгарте, закончившихся выходом ученых на катере и запуском с него воздушного шара. Однако технический и метеорологический прогресс был уже настолько значительным, что уважаемые метеорологи, такие как Герман Флон, классифицировали научную ценность станции змеев и "Gna" после 1935 года как незначительную. С началом Второй мировой войны корабль был подчинен верховному командованию ВВС с неизвестной функцией. Эксплуатация исследовательского судна становилась все труднее и в 1942 году оно практически перестало использоваться. 28 апреля 1944 года во время бомбардировки Фридрихсхафена "лодка-змей" получила пробоину над ватерлинией. После окончания войны лодка затонула при попытке буксировки на верфь французскими окупационными войсками, но был снова поднята и передана верфи Боданверфт. Французы планировали восстановить и использовать катер, но проект потерпел неудачу из-за больших затрат. До сих пор нет точных данных об окончательной судьбе "Gna". Из книги комиссий бывшей верфи Бодан в Крессбронне на Боденском озере видно, что она там неоднократно ремонтировалась и была сдана на слом в 1954 году.
|