Оглавление → Корабли авиации → Авианосец "Europa"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательный авианосец (Hilfsflugzeugträger)
Германия, проект 1943 г. 1 ед., не реализован * Hilfsflugzeugträger I (Europa) *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Крупный трансатлантический лайнер "Europa" был спущен на воду 16 августа 1928 года на верфи "Блом-унд-Фосс" в Гамбурге. В ходе отделочных работ 26 марта 1929 г. судно сильно пострадало от пожара. Лишь через год лайнер смог выйти в первый рейс под флагом бременской компании "Norddeutscher Lloyd". С 1930 по 1933 годы он владел Голубой лентой Атлантики. Любопытно, что он и однотипный "Bremen" были оборудованы катапультами для запуска почтового гидроплана Junkers Ju-46. С началом войны в сентябре 1939 г. лайнер использовался как плавказарма в Везермюнде, в июне 1940 г. зачислен как войсковой транспорт для участия в операции "Морской Лев" (Unternehmen Seelöwe, кодовое название планировавшейся Гитлером десантной операции по высадке на Британские острова). В 1942 г. его пытались переделать в авианосец. Решение о перестройке приняли в мае 1942 года, и начавшиеся конструкторские проработки очень скоро выявили ряд особенностей и проблем, связанных с этими работами. В отношении пассажирских лайнеров они состояли преимущественно в их недостаточной остойчивости. Дело в том, что эти суда в интересах пассажиров строились с малой метацентрической высотой для обеспечения мягкости качки, в то время как военные корабли, наоборот, должны были иметь большую метацентрическую высоту. Благодаря удалению большей части пассажирского оборудования и надстроек достигалось уменьшение высокорасположенных масс, однако размещаемое на их местах авиационное оборудование обладало еще большим весом, к тому же располагалась еще выше. Проблему отчасти решили путем монтажа булей, т. е. увеличением ширины корпуса. Для повышения остойчивости путем перераспределения масс оказалось необходимым размещение дополнительного балласта, который авианосец был обречен постоянно носить с собой в качестве мертвого груза. Правда, и из этого пытались извлечь пользу, уложив бетонный балласт в були для усиления конструктивной подводной защиты. Еще одна проблема, связанная со спецификой гражданского судна, заключалась в системе водонепроницаемых переборок. Дело в том, что лайнеры имели только поперечные переборки, а германские нормы кораблестроения требовали для кораблей такого размера наличие и продольных переборок. Возникли также опасения относительно общей прочности корпуса. Наилучший вариант - это разместить все авиационное оборудование на верхней палубе, но, как это видно на примере "Europa", обычно так не получается. Этот быстроходный лайнер, на первый взгляд, представлял собой заманчивый объект для переоборудования в авианосец. Его габариты давали надежную перспективу размещения значительного числа самолетов. Однако на этом корабле реально можно было оборудовать лишь один ангар, так как размещение второго потребовало бы объема работ неприемлемого даже только по временному фактору. Более того, верхняя палуба из-за ангара оказалась как бы вырезанной, а это уже создавало проблемы для общей прочности корабля. Вследствие этого к декабрю 1942 года от переоборудования "Europa" отказались и корабль был оборудован как войсковой транспорт для танковых войск (установлены контейнеры для проектируемых 80-т. танков). В мае 1945 г. "Europa" была передана США как военный трофей и вошла в состав американского флота как войсковой транспорт AP-177, который в том же году использовался для транспортировки войск, а в июне 1946 был передан французской судоходной компании "Compagnie Générale Transatlantique" в качестве военных репараций, где заменил "Normandie", погибшую в результате пожара в гавани Нью-Йорка в 1942 году. Французы планировали назвать корабль "Lorraine" (фр. Лотарингия), но в конце-концов его назвали "Liberté" (фр. Свобода). Бывшая "Europa" была отбуксирована в Гавр для ремонта. 8 декабря 1946 года, находясь все ещё на стадии переоборудования, во время шторма швартовы "Liberté" оборвались и судно отнесло течением к остову затонувшего в 1939 году лайнера "Paris". "Générale Transatlantique" не желала повторения происшествия с "Normandie" и затопила судно, чтобы оно не перевернулось. 15 апреля 1947 г. лайнер был поднят, отбуксирован в Сен-Назер и перестроен на верфи Penhoët за 7000000 фунтов стерлингов. Во время работ в 1949 году ещё один пожар на борту уничтожил большую часть новых пассажирских помещений. 2 августа 1950 "Liberté" отправилась в первое плавание после ремонта. Её партнерами стали легендарные "Île-de-France" и "De Grasse". "Liberté" продолжала обслуживание североатлантического маршрута в течение пятидесятых годов. В 1958 году на слом был отправлен "Île-de-France", а French Line объявили, что "Liberté" будет заменена 65000-тонным лайнером. Этим лайнером стал "France", который вошёл в состав пассажирского флота Франции 11 января 1962 года. В феврале того же года "Liberté" была отправлена на слом в Специю в Италии.
|