ОглавлениеКорабли авиации → Авианосец 15000 t

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Авианосец / авианесущий крейсер для "торговой войны"
(Flugzeugträger, Flugzeugkreuzer für Handelskrieg)
проект

 15000 t 


Германия, проект 1942 г. не строился

 

*
15000 t
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
проект дата подписания примечания
1 15000 t 15.07.1942 Дизельный авианесущий крейсер для "торговой войны". Не строился.
ТТХ
Водоизмещение контрактное 15000 т
полное 18000 т
Размерения длина ВЛ 196 м
ширина 22 м
осадка 7,6 м
высота борта 18 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 3 гребных винта
3 МО 6 дизелей
мощность проектная 90 000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 30 уз.
дальность плавания на 19 уз. 18 000
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
пояс нет данных
главная палуба 45 мм
полётная палуба ?
казематы 150-мм АУ 60 мм
щиты 105-мм АУ 10 мм
противоторпедная переборка 45 мм
рубка ?
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное всего самолётов 28
в т. ч. бомбардировщики Ju-87D 16
в т. ч. истребители Me-109F 12
2 катапульты, 4 аэрофинишера, 1 ангар шириной 18 м, 2 лифта
артиллерия 150 мм/55 АУ C/36 8 (4x2)
105 мм/65 ун. АУ C/37 8 (4x2)
37 мм/80 зен. АУ 16 (8x2)
20 мм/65 зен. АУ 12 (3x4)

 

Как ранее говорилось, уже в самом начале войны германские морские офицеры стали высказывать пожелания иметь в строю флота авианосцы. Об этом докладывалось и морскому командованию, и высшему правительственному и партийному руководству, и лично самому Гитлеру. Необходимость авианосной авиации становилась очевидной и после подведения итогов первых рейдерских операций, причем офицеры, непосредственно участвовавшие в них, нередко указывали, что такие операции с не меньшей боевой эффективностью могли бы проводить и авианосцы - самостоятельно или в группе с другими кораблями. Первое время такие пожелания не получали никакого хода, тем более, что сами офицеры, ратующие за их боевое применение, не вносили никаких конкретных технических предложений о том, каким они представляли подобный авианосец. Когда в начале весны 1942 года высшее руководство Германии стало проявлять интерес к авианосцам, для командования Kriegsmarine стали прорисовываться какие-то, неясные пока возможности достроить «Graf Zeppelin». Конечно, все это отразилось и на работе конструкторского департамента. Почувствовав некую заинтересованность флота в проектах авианосцев, но к сожалению не имея официального задания от морского командования на проектирование, конструкторское бюро разработало тем не менее ряд проектов больших авианосцев, о которых уже говорилось, а также малых авианосцев для ведения торговой войны. Несмотря на то, что вся судостроительная промышленность Германии была загружена иной работой, по мнению морских инженеров, проекты малых авианосцев имели определенные шансы на воплощение. Надо сказать, что некоторые основания для таких оптимистических взглядов имелись - строительство кораблей такого небольшого водоизмещения, и авианосцев в том числе, для Германских верфей в то время еще было вполне реально, а существующая доктрина надводных рейдерских операций еще была в полной силе.

Как бы то ни было, уже весной-летом 1942 года появились несколько интересных проектов малых авианосцев примерно одинаковой величины, специально предназначенных для ведения на море "торговой войны" (Handelskrieg). Как и проекты больших авианосцев, они создавались лишь с учетом неофициальных "пожеланий" германских морских офицеров, отчего сохранили в себе некоторые общие черты. В течение весны 1942 года были разработаны два примерно одинаковых проекта, основные различия которых определялись только разницей в водоизмещении. Более крупный из них, максимальным водоизмещением 18.000 т, был утвержден руководством кораблестроительного департамента морского министерства 18 июня 1942 года. Этот проект сохранил в себе практически все отличительные черты проектов больших авианосцев, включая 3-вальную дизельную энергетическую установку и 150-мм противокорабельную артиллерию.

Интересно отметить новое для проектов германских авианосцев исполнение носовой части полетной палубы, которая теперь не имела свеса над главной палубой, а продлевалась до форштевня и конструктивно была с ним связана. В корме такой свес по-прежнему сохранялся. Сама полетная палуба теперь сильно выступала за пределы борта, отчего его пришлось делать с большим развалом, а не вертикальным как на больших авианосцах. Естественно, оба эти изменения были вызваны необходимостью сохранить требуемые размеры полетной палубы при меньших размерах корпуса. К тому же приходилось учитывать, что 105-мм зенитные установки были подняты на полетную палубу, как это чуть раньше сделали на "Graf Zeppelin". Сама островная надстройка, размещенная на правом борту, обращала на себя внимание довольно большой протяженностью, причем (редкий случай для авианосцев) на ней перед грот-мачтой предусматривалось специальное место для большого катера, спуск на воду которого предполагалось осуществлять специальной стрелой у грот-мачты. Проект предусматривал толстую фок-мачту с дальномерным постом вверху и тонкую грот-мачту. Обе они имели короткие стеньги, и на обоих предусматривались специальные массивные площадки-кронштейны для размещения радиолокационных антенн.

Главная энергетическая установка не представляла ничего нового, хотя в некоторой степени и отличалась компоновкой от предыдущих проектов. Центральный вал вращали через передаточную муфту четыре дизеля мощностью по 15 тысяч л.с. На боковые валы работали только по одному дизелю через специальный редуктор. Как и в проекте большого авианосца с типовым водоизмещением 21.000 т у бортовых валов имелось хорошо заметное расхождение осевых линий относительно диаметрали.

Новым в конструкции подводной защиты для германских проектов авианосцев являлось отсутствие скосов у главной броневой палубы, которая размещалась поверх верхней кромки бортовой поясной брони, уровнем выше над ватерлинией. По всей вероятности это было вызвано использованием более совершенных способов устройства защитных отсеков. В своих воспоминаниях Хаделер указывал, что в августе 1943 года (более чем через год после окончания проекта), когда он был вновь откомандирован с кильской верфи в конструкторское бюро, ему довелось обстоятельно побеседовать с регентом министерства судостроения Кампфмайером (Ministerialdirigent Kampffmeyer) по поводу этого проекта 18-тысячетонного авианосца, предназначавшегося именно для «торговой войны». Он отмечал, что этот проект предусматривал хорошую защиту против близких подводных взрывов, а также взрывов торпед с неконтактными дистанционными взрывателями. Конструктивная подводная защита была устроена так, что взрывные газы при взрыве у борта разрушали только специальную систему переборок и, перемещаясь в верхнюю часть защитных отсеков, удалялись за пределы корабля. Кроме того, система продольных и поперечных переборок обеспечивала достаточную непотопляемость кораблю при повреждении обшивки днища и настила двойного дна.

Сохранение 150-мм артиллерии на спаренных лафетах в казематах в этом проекте, специально предназначенном для рейдерских операций против торгового флота, является дополнительным подтверждением того, что при проектировании других авианосцев с подобной артиллерией предусматривались (возможно, в числе иных) и крейсерские операции. Для сохранения прежней высоты орудий их казематы были установлены прямо под полетной палубой, то есть, подняты на третий горизонтальный уровень над ватерлинией.

Как и в случае с другими немецкими проектами авианосцев военного времени, его постройка всеръёз не рассматривалась.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на русском
1 Печуконис Н. И. - Проектирование авианосцев в фашистской Германии во время второй мировой войны. // сборник "Бриз" №26. СПб, 1999
2 Платонов А. В. - Несостоявшиеся авианосные державы, СПБ, 1999
3 Балакин С. А., Морозов М. Э. - Авианосцы мира 1939-1945, часть вторая. М, 2000.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 21.08.2019

 




 

 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1940-1945
15000 t
"15000 t"
15000 t
"15000 t"
Предыдущая страница - проект 21000-тонного авианосца
Следующая страница - проект авианосца для массовой постройки (11000 т)