ОглавлениеКорабли авиации → Катапультные плавбазы типа "Falke"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Катапультные плавбазы летающих лодок (Flugzeugmutterschiff, Schleuderschiff) типа

"Falke"


Германия, 1942 г. 2 ед. (проект "Schleuderschiff II", заказ 1940 г.)

 

*
SP-21. Bussard
*
SP-22. Falke
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя такт. № верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Bussard SP 21 <F. Schichau> Кёнигсберг, стр. № 1502 1940 в SNDF 5 (Nord) в Бергене и Тронхейме, с 22.02.1946 г. США, с 1947 Бельгия (гражд.), с лета 1950 землечерпалка "Ahoy".
1941
1.05.1942
2 Falke SP 22 <F. Schichau> Кёнигсберг, стр. № 1500 1940 SNDF 5 (Nord), Берген, в 1946 передан ВМФ СССР как "Аэронавт".
20.07.1940
22.11.1942
ТТХ
Водоизмещение стандартное 2040 т
полное ?
Размерения длина ВЛ 95,0 м
наибольшая 98,3 м
ширина корпус 11,5 м
наибольшая 14 м
осадка 2,33 / 2,2 м
высота борта 4,25 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 крыльчатых движителя Voith-Schneider Ø 2,4 м
? МО 2 дизеля KHD (8 цил., 4 тактн.)
мощность 1800 л.с.
Ходовые данные скорость 12 уз.
запас топлива 230 т соляра + 120 т. авиабензина
дальность плавания на 12 уз. 5200 миль
Экипаж 54 чел. (3 оф.) + авиаперсонал
Дополнительные данные корпус стальной, 10 отсеков
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное 1 летающая лодка (Do-18, Do-24 или ВV-138) или 3 гидросамолёта
1 катапульта"Heinkel" для запуска самолётов взлётным весом до 20 т.
1х20-т башенный кран
артиллерия "Bussard": 2х1-20 мм/65 зенитки C/38
"Falke": 3х1-20 мм/65 зенитки C/38
позже - до 5 стволов



 

Суда с тяжелыми катапультами "Heinkel" для запуска тяжелых летающих лодок (Do-15, Do-18 и ВV-138), взлётной массой до 20 т. Военные аналоги гражданских катапультных судов, обслуживавших трансатлантические линии авиакомпании "Lufthansa". Развитие типа "Sperber". Для подъема самолетов с воды на катапульту оборудованы 20-т башенными кранами с вылетом стрелы 12 м. Для заправки самолётов принимали 120 т. авиатоплива. Оснащались крыльчатыми движителями "Войт-Шнайдер".

BUSSARD

Спущен первым в 1941 и получил имя "Bussard" (канюк - хищная птица из семейства ястребиных), но из за повреждений от морозов правого мотора, который пришлось демонтировать и отправить на ремонт производителю - Köln-Deutz, достройка затянулась. 1 мая корабль прошёл заводские испытания и вошёл в строй, затем перешёл в Данциг для достройки и вооружения, к 30 мая прошёл в Травемюнде испытания, по результатам которых признан условно пригодным (не приняты компас, нефтяной насос и крыльчатые движители).

9 июня 1942 в Травемюнде на "Bussard" погрузили катера "FL.C 404", "FL.C 533" и "FL.C 529" для SNDF 5 (Nord). 13 июня 1942 в 04:45 корабль вышел в море и 6 июля 1942 в 02:30 ч. прибыл в Тронхейм. 8 июля 1942 передан спасательной службе, с 14 января 1943 г. и до конца войны числился в составе SNB VIII в Бергене, обслуживал спасательные эскадрильи Seenotstaffel 5 и Seenotstaffel 10 (с 19 августа 1944 Seenotstaffel 51 и Seenotstaffel 50), имевшие на вооружении машины Do-18 и Do-24 и эскадрилию разведчиков 2./SAGr. 130, летавшую на ВV-138.

В Тронхейме выполнял старты с катапульты, в том числе: 8 мая 1944 в 03:34 ч. - ВV-138 C1 6I+EK (2./SAGr. 130), 19 мая 1944 в 20:52 ч.- ВV-138 C1 6I+BK (2./SAGr. 130), 22 мая 1944 в 09:28 ч.- ВV-138 C1 6I+GK (2./SAGr. 130), 26 мая 1944 в 06:25 ч. - ВV-138 C1 6I+LK (2./SAGr. 130), в 10:54 ч. - ВV-138 C1 6I+GK (2./SAGr. 130), последний стал тысячным запуском с катапульты корабля. 27 мая 1944 в 09:01 ч. - ВV-138 C1 6I+AK (2./SAGr. 130), 31 мая 1944 в 09:12 ч. - ВV-138 C1 6I+AK (2./SAGr. 130), 10 июня 1944 в 18:25 ч. - ВV-138 C1 6I+LK (2./SAGr. 130), 10 сентября 1944 в 05:45 ч. - ВV-138 C1 6I+MK (2./SAGr. 130), 20 сентября 1944 в 05:05 ч. - ВV-138 C1 6I + DK (2./SAGr. 130).

22 февраля 1946 г. передан по репарациям США в Кристианзанде, в 1947 продан Бельгийской компании "Heygen" в Генте, летом 1950 г. переоборудован на верфи "N.V.Scheepswerven" в землечерпалку "Ahoy" для компании "Schram & Zn." в Папендрехте.

       

FALKE

"Falke" (сокол), был спущен на воду раньше систершипа, 29 июля 1940, поэтому дал название всему типу, но достройка затянулась и в строй он вошёл только 22 ноября 1942 г. 7 декабря 42 корабль прибыл для испытаний в Травемюнде, но из-за плохой погоды ушёл в Засниц. 15 января 1943 "Falke" вошёл в состав SNB VIII, сперва в Ольборге. Он был придан разведгруппе KuFlGr 1./706 и 28-29 января 1943 перешёл в Берген. 13 февраля 1943 на корабле произошла авария механизмов, к 20 февраля 1943 вероятно был отремонтирован.

Обслуживал спасательные эскадрильи Seenotstaffel 5 и Seenotstaffel 10 (с 19 августа 1944 Seenotstaffel 51 и Seenotstaffel 50), имевшие на вооружении машины Do-18 и Do-24 и эскадрилию разведчиков 2./SAGr. 130, летавшую на ВV-138. Выполнял старты в Тромсё, в том числе 29 января 1944 в 21:31 ч. - ВV-138 C1 6I+LK (2./SAGr. 130), 8 февраля 1944 в 06:00 ч. - ВV-138 C1 6I+GK (2./SAGr. 130), 14 февраля 1944 в 09:15 ч. - ВV-138 C1 6I+LK (2./SAGr. 130), и в Тронхейме, в том числе 15 октября 1944 в 05:49 ч. - ВV-138 C1 6I+AH (2./SAGr. 130).

В 1946 году передан по репарациям СССР, где введён в строй под именем "Аэронавт" в качестве опытового судна при ленинградских НИИ для испытания движителя Войта-Шнайдера. В 60-х - судно обеспечения испытаний ракет в Белом море, использовался при оборудовании отдаленных полигонов. В 1972 году списан, корпус затопили на корабельном кладбище в Турдеево.

     

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                 
           
           

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Groner E. - Die Schiffe der Deutschen Kriegsmarine und Luftwaffe 1939-45 - Lehmanns.1954
3 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
на русском
4 Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине. Военно-морской флот третьего рейха. Эксмо., М, 2009.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 24.11.2019

 




 

 
Военно-морской флот и авиация Третьего рейха 1942-1945
Торговый флаг Третьего рейха 1942-1945
ВМФ СССР 1946-1972
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
Модель "Bussard"
Bussard
"Bussard"
Falke
"Falke"
Falke
BV-138 на "Falke".
Falke
"Falke" с BV-138.
Falke
"Falke"
Falke
"Falke"
Falke
"Falke" с BV-138.
Falke
"Falke" с BV-138.
Falke
"Falke" с BV-138.
Bussard
BV-138 с эмблемой тысячного старта с "Bussard".
Bussard
"Bussard" с ВV-138.
Bussard
Взлёт BV-138 KI+MR с "Bussard".
Bussard
Подъём ВV-138 на "Bussard".
Bussard
"Bussard" с ВV-138.
Bussard
"Bussard"
Bussard
ВV-138 на борту "Bussard".
Bussard
"Bussard"
Bussard
"Bussard" с ВV-138.
Bussard
"Bussard" с ВV-138.
Bussard
"Bussard" с ВV-138.
Bussard
"Bussard" с ВV-138.
Bussard
"Bussard"
Falke
"Bussard"
Falke
"Falke"
Следующая страница - проект катапультной плавбазы 1942 г.
Предыдущая страница - катапультная плавбаза "Sperber"