Оглавление → Корабли авиации → Катапультные плавбазы типа "Falke"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Катапультные плавбазы летающих лодок (Flugzeugmutterschiff, Schleuderschiff) типа
Германия, 1942 г. 2 ед. (проект "Schleuderschiff II", заказ 1940 г.) * SP-21. Bussard * SP-22. Falke *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
Суда с тяжелыми катапультами "Heinkel" для запуска тяжелых летающих лодок (Do-15, Do-18 и ВV-138), взлётной массой до 20 т. Военные аналоги гражданских катапультных судов, обслуживавших трансатлантические линии авиакомпании "Lufthansa". Развитие типа "Sperber". Для подъема самолетов с воды на катапульту оборудованы 20-т башенными кранами с вылетом стрелы 12 м. Для заправки самолётов принимали 120 т. авиатоплива. Оснащались крыльчатыми движителями "Войт-Шнайдер". BUSSARD Спущен первым в 1941 и получил имя "Bussard" (канюк - хищная птица из семейства ястребиных), но из за повреждений от морозов правого мотора, который пришлось демонтировать и отправить на ремонт производителю - Köln-Deutz, достройка затянулась. 1 мая корабль прошёл заводские испытания и вошёл в строй, затем перешёл в Данциг для достройки и вооружения, к 30 мая прошёл в Травемюнде испытания, по результатам которых признан условно пригодным (не приняты компас, нефтяной насос и крыльчатые движители). 9 июня 1942 в Травемюнде на "Bussard" погрузили катера "FL.C 404", "FL.C 533" и "FL.C 529" для SNDF 5 (Nord). 13 июня 1942 в 04:45 корабль вышел в море и 6 июля 1942 в 02:30 ч. прибыл в Тронхейм. 8 июля 1942 передан спасательной службе, с 14 января 1943 г. и до конца войны числился в составе SNB VIII в Бергене, обслуживал спасательные эскадрильи Seenotstaffel 5 и Seenotstaffel 10 (с 19 августа 1944 Seenotstaffel 51 и Seenotstaffel 50), имевшие на вооружении машины Do-18 и Do-24 и эскадрилию разведчиков 2./SAGr. 130, летавшую на ВV-138. В Тронхейме выполнял старты с катапульты, в том числе: 8 мая 1944 в 03:34 ч. - ВV-138 C1 6I+EK (2./SAGr. 130), 19 мая 1944 в 20:52 ч.- ВV-138 C1 6I+BK (2./SAGr. 130), 22 мая 1944 в 09:28 ч.- ВV-138 C1 6I+GK (2./SAGr. 130), 26 мая 1944 в 06:25 ч. - ВV-138 C1 6I+LK (2./SAGr. 130), в 10:54 ч. - ВV-138 C1 6I+GK (2./SAGr. 130), последний стал тысячным запуском с катапульты корабля. 27 мая 1944 в 09:01 ч. - ВV-138 C1 6I+AK (2./SAGr. 130), 31 мая 1944 в 09:12 ч. - ВV-138 C1 6I+AK (2./SAGr. 130), 10 июня 1944 в 18:25 ч. - ВV-138 C1 6I+LK (2./SAGr. 130), 10 сентября 1944 в 05:45 ч. - ВV-138 C1 6I+MK (2./SAGr. 130), 20 сентября 1944 в 05:05 ч. - ВV-138 C1 6I + DK (2./SAGr. 130). 22 февраля 1946 г. передан по репарациям США в Кристианзанде, в 1947 продан Бельгийской компании "Heygen" в Генте, летом 1950 г. переоборудован на верфи "N.V.Scheepswerven" в землечерпалку "Ahoy" для компании "Schram & Zn." в Папендрехте. FALKE "Falke" (сокол), был спущен на воду раньше систершипа, 29 июля 1940, поэтому дал название всему типу, но достройка затянулась и в строй он вошёл только 22 ноября 1942 г. 7 декабря 42 корабль прибыл для испытаний в Травемюнде, но из-за плохой погоды ушёл в Засниц. 15 января 1943 "Falke" вошёл в состав SNB VIII, сперва в Ольборге. Он был придан разведгруппе KuFlGr 1./706 и 28-29 января 1943 перешёл в Берген. 13 февраля 1943 на корабле произошла авария механизмов, к 20 февраля 1943 вероятно был отремонтирован. Обслуживал спасательные эскадрильи Seenotstaffel 5 и Seenotstaffel 10 (с 19 августа 1944 Seenotstaffel 51 и Seenotstaffel 50), имевшие на вооружении машины Do-18 и Do-24 и эскадрилию разведчиков 2./SAGr. 130, летавшую на ВV-138. Выполнял старты в Тромсё, в том числе 29 января 1944 в 21:31 ч. - ВV-138 C1 6I+LK (2./SAGr. 130), 8 февраля 1944 в 06:00 ч. - ВV-138 C1 6I+GK (2./SAGr. 130), 14 февраля 1944 в 09:15 ч. - ВV-138 C1 6I+LK (2./SAGr. 130), и в Тронхейме, в том числе 15 октября 1944 в 05:49 ч. - ВV-138 C1 6I+AH (2./SAGr. 130). В 1946 году передан по репарациям СССР, где введён в строй под именем "Аэронавт" в качестве опытового судна при ленинградских НИИ для испытания движителя Войта-Шнайдера. В 60-х - судно обеспечения испытаний ракет в Белом море, использовался при оборудовании отдаленных полигонов. В 1972 году списан, корпус затопили на корабельном кладбище в Турдеево.
|