ОглавлениеКорабли авиации → Катапультная плавбаза "Friesenland"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Катапультная плавбаза летающих лодок (Flugzeugmutterschiff, Schleuderschiff)

"Friesenland"


Германия, с 1937/1939 г., 1 ед.

 

*
Friesenland
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Friesenland <Howaldtswerke> Киль, стр. № 755 ? 5.09.1939 мобилизован ВВС, Seefliegerhorst Hörnum/Sylt, Зюльт, с 04.1940 - Травемюнде, с 09.1940 - Тронхейм, с 10.1940 Брест/Бордо, с 09.1941 - Тронхейм, с 11.1941 Тромсё, с 02.1943 - Тронхейм, с 07.1943 - Билле-фьорд, 29.09.1944 повреждён советской авиацией в Нарвике, с 11.1944 затем блокшив-склад MAUREB в Нарвике, с 03.1945 - плавмастерская в Тронхейме. В 04.1946 передан Великобритании, с 19.03.1947 при брит. ВВС, в 1949 г. исключён, с 05.1950 г. т/х "Fairsky" Панама , с 1952 г. "Castel Nevoso" Италия, с 1968 г. "Argentine Reefer" Панама, в 1969 - слом.
23.03.1937
13.05.1937
ТТХ
Водоизмещение нормальное 6813 т
полное ок. 11500 т
регистровое 5434 брт.
Размерения длина ВЛ 128,7 м
наибольшая 140,5 м
ширина 16,56 м
осадка 8,24 / 6,04 м
высота борта 9 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта
? МО 2 дизеля MAN (10 цил., 2 тактн.)
мощность 5800 л.с.
Ходовые данные скорость 16 уз.
топливо 1620 т. соляра
Экипаж 49 чел. (15 оф.) +34 чел. авиаперсонала
Дополнительные данные корпус стальной 2-палубный теплоход, 7 отсеков
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное 1 летающая лодка (Do-15, Do-18, Do-26, ВV-138 или Ha-139) или 2 гидросамолёта (Аr-196 и др.)
1 катапульта"Heinkel" K-10, для запуска самолётов взлётным весом до 18 т.
1х20-т башенный кран
артиллерия (с 1939 г.) 4х1-20 мм/65 зенитки C/38

 

В 1936-1937 году компания "Люфтганза" в дополнение к имеющимся "Westfalen" и "Schwabenland" обзавелась еще двумя судами, на этот раз специальной постройки - "Ostmark" и "Friesenland". Строились они одной верфью, но очень сильно различались между собой, как по размерам, так и по конструкции.

На более крупном "Friesenland" (Фризия, Фрисландия, фриз. Fryslân; Нижнесаксонский Freesland; нем., нидерл. Friesland; дат. Frisland — историческая область на побережье Северного моря, занимающая участок от нидерландского озера Эйсселмер примерно до побережья Дании) катапульта "Heinkel" K-10 размещалась в задней части по левому борту, за носовой надстройкой. Взлётный вес самолётов мог доходить до 20 т. на юте по правому борту располагался 20-т кран. Ангар отсутствовал, на катапульте мог разместиться один гидросамолёт (Do-15, Do-18, Do-26, ВV-138 или Ha-139), где производилось его обслуживание и заправка топливом. Корабль был сконструирован специально для службы в северной Атлантике.

16 июня 1937 корабль провёл первые испытания в Свинемюнде, и получил позывной DOSH, а после испытаний в Северном море 19 августа 1937 занял свою первую позицию в проливе Лонг-Айленд у Нью-Йорка, где с 30 августа по 18 ноября 1937 выполнил 7 стартов с катапульты двух Ha-139 A: D-AJEY "Nordwind" и D-AMIE "Nordmeer". В декабре 1937 корабль вернулся в Германию, и с декабря 1937 по февраль 1938 был перестроен на верфи "Humboldt" в Гамбурге по результатам испытаний.

В феврале 1938 "Friesenland" перешёл в Фернанду-ди-Норонья (остров в 350 км к востоку от Бразилии) для службы в южной Атлантике, сменив там "Schwabenland", и с 25 февраля по 6 мая 1938 выполнил 11 стартов с катапульты: 10-тонные Do-15 D-ALOX "Passat", D-AGAT "Boreas", D-AKYM "Mistral" и D-AFAR "Samum", затем перешёл в Ресифе (Бразилия), где с 13 по 30 мая 1938 выполнил ещё 4 старта с катапульты: Do-18 F D-AANE "Zyklon" и Ha-139 A D-AJEY "Nordwind". Потом "Friesenland" вернулся в Фернанду-ди-Норонья, и там 3 июня 1938 в 00:30 ч. запустил с катапульты Do-15 D-ALOX "Passat", после чего вновь ушёл в Ресифе. 10 июня 1938 в 10:19 ч. в Ресифе был запущен с катапульты курсом в Батерст Ha-139 A D-AJEY "Nordwind", 17 июня 1938 в 14:06 ч. - Do-18 F D-AANE "Zyklon". "Friesenland" снова перешёл в Фернанду-ди-Норонья, и 24 июня 1938 в 15:02 ч. запустил с катапульты курсом в Батерст Do-18 E D-AROZ "Pampero", после чего ушёл в Бремерхафен.

После нескольких конструктивных изменений в надстройках и во вращающейся платформе 7 августа 1938 "Friesenland" произвёл испытательный запуск Do-26 A D-AGNT "Seeadler" (V1). В 1938 с катапульты "Friesenland" испытывались Do-26 A D-AGNT (V1) и D-AWDS (V2).

18 ноября 1938 "Friesenland" снова отправился в Ресифе, где с 23 декабря 1938 по 17 февраля 1939 выполнил 9 стартов с катапульты: Do-18 F D-AANE "Zyklon", Ha-139 A D-AJEY "Nordwind", Ha-139 A D-AMIE "Nordmeer" и Ha-139 B D-ASTA "Nordstern", а 22 февраля 1939 в 13:00 ч. в - Do-26 A D-AWDS "Seefalke" вылетел в Чита ла Пальмас, затем через Лиссабон 28 февраля 1939 прибыл в Травемюнде.

С 24 февраля по 23 июня 1939 оставшийся в Ресифе "Friesenland" выполнил ещё 19 стартов с катапульты: Do-18 F D-AANE "Zyklon", Ha-139 A D-AJEY "Nordwind", Ha-139 A D-AMIE "Nordmeer", Ha-139 B D-ASTA "Nordstern" и Do-26 D-AGNT "Seeadler", после чего перешёл в Наталь. Там 30 июня 1939 в 06:39 ч. курсом на в Батерст был запущен Ha-139 A D-AJEY "Nordwind", после чего корабль вернулся в Батерст и 28 июля 1939 в 04:10 ч. курсом на Наталь запустил Do-26 D-AWDS "Seefalke". На этом довоенная карьера "Friesenland" закончилась и он вернулся в Бремен на ремонт.

       

 

 

УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. DG_Alpha

 

 

 

30 августа 1939 Люфтваффе вело переговоры о передаче компании DHL и её кораблей военной авиации. 2 сентября 1939 корабль прибыл в Бремен, где 5 сентября 1939 года его передали Люфтваффе как катапультный корабль дальней разведки. В 06:50 ч. он прибыл на новую базу - станцию гидросамолётов Хёрнум в Зюлте, в распоряжение командующего авиагруппы "Запад", обслуживал эскадрильи 1./406, 2./406, 3./406 и 2./906, которые все имели на вооружении Do-18. По некоторым данным корабль продолжал нести торговый флаг.

10 сентября 1939 в Листе-на-Зюлте "Friesenland" принял 182 м³ дизельного топлива с танкера "Ostsee", затем, находясь в Листе-на-Зюльте, выполнял запуски с катапульты самолётов Do-18 из состава 2./ Kü.Fl.Gr. 406: 13 сентября 1939 с 14:30 до 16:05 ч. - 3 запуска, 15 сентября 1939 с 20:52 до 22:59 ч. - 3, 18 сентября 1939 с 21:02 до 23:18 ч. - 3 запуска, 19 сентября 1939 с 20:52 до 21:56 ч. - 2 запуска. 22 сентября 1939 в 15:20 ч. там же корабль произвёл запуск с катапульты Do-26 с взлётным весом 20 т.

28 сентября 1939 в 09:30 ч. "Friesenland" покинул Лист, и с 29 сентября 1939 прибыл на новую якорную стоянку в Хёрнуме, где продолжал выполнять запуски самолётов из состава 2./ Kü.Fl.Gr. 406: 2 октября 1939 в 07:30 ч. вместе со "Sperber" - 5 Do-18, 7 октября 1939 в 07:30 ч. вместе со "Sperber" - 3 Do-18 (из 2./Kü. Fl. Gr. 606), 8 октября 1939 в 05:10 ч. вместе со "Sperber" - 3 Do-18, 22 октября 1939 в 03:45 ч. вместе со "Sperber" и "Schwabenland" - 7 Do-18. 25 ноября 1939 были запущены с катапульты два Do-18 из 3./ Kü.Fl.Gr. 406: в 06:30 ч. K6+GL, в 07:00 ч. K6+МЛ, 29 ноября 1939 в 03:44 ч. - Do-18 K6+ EL из 3./ Kü.Fl.Gr. 406, в 05:06 ч. - Do-18 D3 K6+FK из 2./ Kü.Fl.Gr. 406.

18 декабря 1939 в 15:50 ч. корабль получил повреждение шпиля и только 2 января 1940 закончил ремонт на Flenderwerft в Любеке. С 3 января корабль находился в распоряжении эскадрильи Trans-Ozean Staffel в Травемюнде для испытания новых BV-139, Do-26 и Do-24 и обучения экипажей  старту с катапульты. 18 января 1940 в Травемюнде принял с "Greif" лодку Ha-139 B (V3) P5+GH (быв. D-ASTA). Затем вышел на поиски свободной воды для испытательных полетов. 19 января 1940 к полудню обнаружили во льду маленькую полынью, примерно 800x600 м, после чего самолет подвергся 1-часовому испытательному полету.

6 марта 1940 в Травемюнде снова был произведён старт с катапульты P5+GH для испытательного полета после перевооружения. 7 марта 1940 "Friesenland" принял с "Greif" на борт лодку Do-26 A P5+BH (быв. D-AWDS), затем был выполнен старт с катапульты и приемочный испытательный полет. 18 марта 1940 в 11:00 ч. "Friesenland" безуспешно пытался ломать лёд на выходе из Травемюнде. 22 марта 1940 в Любекском заливе обеспечивал посадку прилетевшего из Фридрихсхафена Do-26 A P5+BH. 27 марта 1940 запустил с катапульты Do-26 C P5+DH, со взлётным весом 20 т. 31 июля 1940 в 12:30 ч. "Friesenland" вышел из Травемюнде с целью запуска с катапульты Do-26 C P5+EH для его перелёта в Брест, но незадолго до голландской границы самолёт был отозван по радио из за метеорологической ситуации и в 15:57 ч. сел в Травемюнде.

21 августа 1940 корабль получил на вооружение 4-20 мм зенитных пушки C / 30 - по 1 в носу и корме и по 1 по бортам на шлюпочной палубе.

23 августа 1940 корабль получил приказ перейти в Тронхейм (Норвегия) вместе с Trans-Ozean Staffel, 2 сентября 1940 прибыл в Киль, 4 сентября около 10:00 ч. вышел на север и 8 сентября в 17:30 ч. стал на якорь в Тронхейме. 9 сентября 1940 в 09:30 ч. Do-26 C P5+EH (из Tr. O.) был заправлен на борту и подготовлен для старта с катапульты, в 16:00 ч. всё ещё был готов к старту. 10 сентября 1940 в 01:10 ч. старт с катапульты на разведку над Датским проливом выполнил Do-26 C P5+EH (из Tr. O.) с 19,5 т. взлётного веса, в 17:02 ч. он сел в Тронхейме и был поднят на борт. 18 сентября 1940 в 01:06 ч. P5+EH повторил вылет на разведку над Датским проливом, вернулся в Тронхейм в 19:17 ч.. 19 сентября 1940 в 11:37 P5+EH был запущен для перелёта в Травемюнде с целью проверки в 50-часовом контрольном полёте, а уже в 15:00 ч. в Тронхейме приводнился и был поднят на борт прибывший ему на замену Do-26 C P5+DH. 23 сентября 1940 в 01:00 ч. в Тронхейме он был запущен на разведку к юго-западу от Исландии и в 18:30 ч. вернулся в Тронхейм.

5-8 октября 1940 на "Friesenland" была установлена размагничивающая обмотка.

11 октября 1940 SKL решил перевести "Friesenland" из Тронхейма в Брест. 17 октября 1940 в 01:30 ч. корабль вышел из Тронхейма, а 26 октября в Бремерхафене был готов для выхода в Брест в сопровождении Kdo. S + B. при MGKdo. группы "Север". 27 октября 1940 "Friesenland" прибыл в устье Везера, 10 ноября 1940 в 08:30 ч. - прибыл из Булони в Шербур, а 13 ноября 1940 в 22:30 ч. - в Брест.

16 ноября 1940 был выполнен старт с катапульты Do-26 C P5+EH из Tr. O. После старта из за отказа моторов произошла катастрофа, весь экипаж (6 чел.) погиб при ударе об воду. Потеря машины после старта приписывается тому, что малая высота вскоре после старта вынудила самолет войти в вираж вопреки положению закрылков. Поэтому Gr. 406 отказалась от последующих катапультных стартов с "Friesenland" в гавани Бреста и предложила перевести его в Уртен. 28 декабря 1940 корабль перешёл в устье Жиронды, где до февраля 1941 он продолжал обслуживать Trans-Ozean Staffel.

Планировалось использование "Friesenland" для особых целей (поддержка флота в Атлантике), но долгое время он стоял без дела в устье Жиронды. Только 3 сентября 1941 поступил приказ перевести "Friesenland" в Норвегию. 17 сентября 1941 в 20:00 ч. корабль вышел из Гавра на восток без прикрытия - морские силы не были поставлены в известность о выходе "Friesenland". 18 сентября 1941 в 12:00 ч. примерно в 6 милях к северо-западу от Флисссингена он был атакован одиночным британским бомбардировщиком. Бомба попала в корму, но причинила только легкие повреждения катапульты и 3 танков с авиатопливом. 1 человек был убит, 3 тяжело ранены, 1 - легко.

22 сентября 1941 в 12:40 ч. "Friesenland" прибыл в Бремерхафен и стал на ремонт на верфи Северогерманского Ллойда, 27 сентября закончил его и вышел на север. 29 сентября 1941 в 08:00 ч. корабль прибыл в Киль, 3 октября 1941 в Травемюнде, затем в Кристиансанд и 11 октября 1941 в Тронхейм. Планировалось использовать его там в качестве плавмастерской.

24 октября 1941 во время налёта бомбардировщиков на "Friesenland" были повреждены баки с авиатопливом, из 36599 л сохранили только 15000 л, остальные 21599 л вытекли. "Friesenland" остался в Тронхейме и стоял там как катапультное судно и плавмастерская при Kü. Fl. Gr. 706 и при необходимости передавался в распоряжение руководителя морской спасательной службы. 25 ноября 1941 "Friesenland" с командиром и штабом 706 группы перешёл в Тромсё, где кроме 706 группы, корабль выполнял пуски и для других соединений, например, для Aufkl.gr. 1./125: 11 июня 1942 в 18:02 ч. - BV-138 C1 7R+GH, 17 июня 1942 в 12:43 ч. - BV-138 C1 7R+KH, 3 июля 1942 в 18:40 ч. - BV-138 C1 7R+KH.

16 января 1943 в проливе у Тромсё при старте с катапульты BV-138 C1 из 3./406, салазки соскользнули в корму. При этом самолет сорвался с катапульты. Никто из экипажа не пострадал, но самолёт восстановлению уже не подлежал.

В феврале 1943 "Friesenland" перешёл в Тронхейм (эскадрилья 3./130 с BV-138), а в июле 1943 с той же эскадрильей перешёл в Биллефьорд.

19 сентября 1944 во время налета на Нарвик авиации советской 36-й МТАП ВВС СФ на самолётах Douglas Buston A 20, "Friesenland" был сильно повреждён попаданием авиационной торпеды, погибло 2 человека. При этом носовая часть судна была полностью разрушена. Киль и обшивка с обоих бортов по всей высоте были уничтожены, носовая часть была связана с остальным корпусом только листами верхней палубы и надломилась. Корабль был посажен на мель.

В октябре 1944 г. его подняли, отбуксировали в залив Боген примерно в 15 мор. мил. от Нарвика и после ремонта с ноября 1944 г. он использовался как блокшив-склад и плавмастерская при Военно-морской Службе снабжения и ремонта в Нарвике. Не смотря на повреждения корабль предпринял многочисленные рейсы между Нарвиком и базой ПЛ в Скьёмене.

В марте 1945 в морском доке в Богене носовая часть была укреплена несколькими профильными планками, фок-мачта была снята, чтобы облегчить носовую часть, после чего плавмастерскую перевели в Тронхейм.

В апреле 1946 по репарациям "Friesenland" был передан Великобритании, отбуксирован в Вильгельмсхафен где носовая часть была демонтирована и заменена на временную тупую. В сентябре 1946 корабль перешёл в Розайт, в ноябре - на остров Бёрнт и с 19 марта 1947 г. служил несамоходной плавбазой гидроавиации. В декабре 1949 г. он был исключён, продан пароходству ALVA S.S. Cо. в Лондоне, отведён в Гамбург, перестроен в грузо-пассажирские судно, в мае 1950 г. переведён своей компанией под панамский флаг как рефрижераторный теплоход "Fairsky", с 1952 г. - итальянский "Castel Nevoso" компании SITMAR (Societa Trasporti Marittimi Сpa), c 1967 не эксплуатировался, с 1968 г. - панамский "Argentine Reefer" (Argentina Reefer S.S. Corp.). 17 июня 1969 - продан на слом компании Shipbreaking Industries Ltd. в Фаслане (Англия).

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

             
                 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
на русском
3 Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине. Военно-морской флот третьего рейха. Эксмо., М, 2009.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 21.11.2019

 




 

 
Военно-морской флот и авиация Третьего рейха 1934-1945
Торговый флаг Третьего рейха 1934-1945
ВМФ Британии (Royal Navy) 1946-1949
Флаг Панамы (факт. британский, затем итальянский и аргентинский) 1950-1969
Friesenland
Модель "Friesenland" и Do-26 V2.
Friesenland
Модель "Friesenland" и Do-26 V2.
Friesenland
Модель "Friesenland" и Do-26 V2.
Friesenland
Модель "Friesenland" и Do-26 V2.
Friesenland
Модель "Friesenland" и Do-26 V2.
Friesenland
Модель "Friesenland" и Do-26 V2.
Friesenland
Модель "Friesenland" и Do-26 V2.
Friesenland
Модель "Friesenland" и Do-26 V2.
Friesenland
Модель "Friesenland".
Friesenland
Модель "Friesenland".
Friesenland
Модель "Friesenland".
Friesenland
Модель "Friesenland".
Friesenland
Модель "Friesenland".
Friesenland
Модель "Friesenland".
Friesenland
"Castel Nevoso", быв. "Friesenland".
Friesenland
"Castel Nevoso", быв. "Friesenland".
Friesenland
"Friesenland" в годы войны.
Friesenland
Dornier Do-26 V5 на катапульте "Friesenland".
Friesenland
"Friesenland" в годы войны.
Friesenland
Dornier Do-26 V5 на катапульте "Friesenland".
Friesenland
Dornier Do-26 V5 на катапульте "Friesenland".
Friesenland
BV-138 взлетает с "Friesenland".
Friesenland
"Friesenland" в годы войны.
Friesenland
BV-138 на борту "Friesenland".
Friesenland
BV-138 на борту "Friesenland".
Friesenland
BV-138 на борту "Friesenland".
Friesenland
BV-138 на борту "Friesenland".
Friesenland
"Friesenland" в годы войны.
Friesenland
Ha-139 на борту "Friesenland".
Friesenland
"Friesenland" в годы войны.
Friesenland
Ha-139 на борту "Friesenland".
Friesenland
Do-15 на борту "Friesenland".
Friesenland
Ha-139 на борту "Friesenland".
Friesenland
Dornier Do 26 на борту "Friesenland".
Friesenland
"Friesenland" до войны.
Friesenland
Ha-139 на борту "Friesenland".
Friesenland
"Friesenland" до войны.
Friesenland
"Friesenland" до войны.
Friesenland
"Friesenland" до войны.
Friesenland
"Friesenland" до войны.
Friesenland
"Friesenland" до войны.
Friesenland
"Friesenland" до войны.
Friesenland
"Friesenland" до войны.
Friesenland
"Friesenland" до войны.
Friesenland
"Friesenland" до войны.
Friesenland
"Friesenland"
Friesenland
"Friesenland"
Friesenland
"Friesenland"
Следующая страница - катапультная плавбаза "Sperber"
Предыдущая страница - катапультная плавбаза "Ostmark"