ОглавлениеКорабли авиации → Корабль обеспечения "Krischan"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Корабль обеспечения полётов гидроавиации (Flugsicherungsschiff)

"Krischan"


Германия, 1934 г. 1 ед. (проект K I)

 

*
K-11 Krischan
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название такт. № верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Krischan K-11 <Norderwerft Koser & Meyer> Гамбург, "Flugsicherungsschiff A", стр. № 675. ? до 13.08.1936 "Krischan I", DVS, Лист на Зюлте, с 1.07.1934 Luftkreikdo. VI (See), с 1.07.1937 SNB Bug, Варнемюнде, с 08.1938 SNB Dievenow, Дивенов, с 03.1939 SNB Nest, Нест, с 03.1940 SNB III, Гельголанд, с 08.1940 SNB III, Эмден, с 09.1941 SNDF 1, Киль-Хольтенау, 4.01.1944 потоплен британскими бомбардировщиками в Киле.
11.03.1934
23.03.1934
ТТХ
Водоизмещение стандартное 196 т
полное 250 т
регистровое 133 брт
Размерения длина КВЛ 37 м
наибольшая 38,15 м
ширина 6,7 м
осадка (носом/кормой) 2,5 / 2,2 м
высота борта 2,99 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта
? МО 2 дизеля Deutz (6 цил. 4-тактн.)
мощность 750/800 л.с.
Ходовые данные скорость 15 уз.
топливо 15 т соляра
дальность плавания на 15 уз. 1500 миль
Экипаж (без авиаперсонала) 19 чел. (2 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной 1-палубный буксир
ВООРУЖЕНИЕ
авиационное мог принять 1 гидросамолет
2х4-т подъемных стрелы
артиллерия (только с 04.1940) 1 пулемёт 7.9 мм/79

 

С расширением ВВС после прихода к власти в Германии национал-социалистов началось создание эффективной аварийной службы люфтваффе, которая должна была оснащаться соответствующим образом оборудованными кораблями. Первым так называемым кораблем обеспечения полётов, построенным для этой цели, был небольшой теплоход, специально спроектированный по заказу ВВС на основе буксира. Заказанный под индексом "Flugsicherungsschiff A", при спуске на воду он получил имя "Krischan" (Кришан - северо-немецкая форма мужского имени Христиан). Так, как планировалась серия из трёх подобных кораблей, сперва он назывался "Krischan I", но 13 августа 1936 года приняли решение следующие корабли называть собственными именами, и необходимость в порядковом номере отпала. Дальнейшим развитием типа стал Krischan II / Gunther Plüschow.

Судно было оборудовано двумя 4-т грузовыми стрелами и слип-палубой для размещения 1 гидросамолета, обычно это были Heinkel He 60, Heinkel He 114 или Arado Ar-196, а также периодически проходили испытание другие машины. Корабль сперва не имел оборонительного вооружения и лишь во время войны получил пулемёт. Некоторые источники утверждают, что позже его заменили на 3,7 см зенитную пушку, но это не подтверждено и маловероятно. Ещё один интересный факт - 5-метровая шлюпка для корабля была построена на известной яхтенной верфи Abeking und Rasmussen под стр. № 3058.

23 марта 1934 года корабль был передан морскому отделению школы гражданских лётчиков (DVS, Deutsche Verkehrs-Flieger Schule) в Зюльте. Испытания были завершены 1 июля 1934 года, после чего корабль служил в подчинении командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), с 1 июля 1937 подчинялся спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen с базой в Варнемюнде, c 08.1938 - при штабе морской авиации (Seefliegerhorstkdtr. Dievenow) в Дивенове, с 03.1939 при спасательной службе Seenotbezirksstelle (L) Nest в Несте (подчинялась Seenotzentrale (L) Swinemünde).

УЧАСТИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

К началу войны корабль находился в ремонте, где он оставался до марта 1940 года. Сперва планировалось вернуть его в состав Балтийского спасательного района - Seenotzentrale (L) Ost (Swinemünde) с базой в Кольберге, но после ремонта передали аналогичной службе Северного моря Seenotzentrale (L) Nord и 12 марта 1940 был придан штабу морской авиации (Seefliegerhorstkdtr.) в Боркуме для службы при морской спасательной станции в Нордернее (Seenotbezirksstelle (L) Norderney). По некоторым данным продолжал нести торговый флаг.

19 марта в 7:40 корабль вышел из Куксхафена к месту службы, но в 8:05 ч. вернулся из-за поломки нефтяного насоса и был отправлен на ремонт на "Norderwerft". 21 марта 1940 он закончил ремонт и в 16:00 ч. прибыл в Боркум. 23 марта "Krischan" был полностью готов к применению в Боркуме, где в то время базировалась эскадрилья 3./Kü.Fl.Gr.106.

1 апреля 1940 корабль ходил из Нордернея через Зюлт в Гельголанд, на следующий день вернулся в Боркум. 11 апреля 1940 поступил приказ установить на корабли службы безопасности полетов 20 мм зенитные пушки, но "Krischan" из за малых размеров получил только один пулемёт. 9 мая 1940 в 23:30 корабль занял позицию метеорологической станции Westerems Süd.

В июне 1940 "Krischan" был включен в состав вновь созданной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. С августа 1940 "Krischan" находился в Эмдене. 23 сентября 1940 он был придан команде установки спасательных буев на побережье канала (Seenotbojenkommando C) в Кале, куда прибыл 3 ноября 1940, организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Boulogne. Там он подчинялся спасательному центру Канала (Ла-Манш) - Seenotzentrale (L) Kanalküste.

2 июля 1941 "Krischan" прибыл в Фекамп на капитальный ремонт, который продлился до 2 августа, после чего корабль перешёл в Хольтенау, а 20 августа 1941 в 10:00 был отправлен в Булонь в сопровождении сторожевика V 1810 Condor, катера "R 165" и буксира "Triton", однако 30 августа сообщали, что он "временно" вернулся в Хольтенау. С сентября 1941 корабль числился при 6-м центре спасательной службы морской авиации Seenotzentrale (L) Ost в Киле/Хольтенау, который не имел своей эскадрильи. Организационно входил в состав флотилии Seenotflottille 6.

С 23 января по 10 июля 1942 "Krischan" прошёл ремонт и оставался на службе в Хольтенау (теперь при SNB VI) вплоть до 4 января 1944 года, когда он был потоплен британскими бомбардировщиками в ходе массированного налёта на Киль.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Groner E. - Die Schiffe der Deutschen Kriegsmarine und Luftwaffe 1939-45 - Lehmanns.1954
3 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
4 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
на русском
5 Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине. Военно-морской флот третьего рейха. Эксмо., М, 2009.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 13.06.2021

 




 

 
Флаг Веймарской республики 1934
Военно-морской флот и авиация Третьего рейха 1938-1945
Торговый флаг Германии 1934-1945
Krischan
"Krischan"
Krischan
"Krischan" в Гамбурге, март 1934 г.
Krischan
"Krischan"
Krischan
Heinkel HE-5e на борту "Krischan", 1934 г.
Krischan
"Krischan" перед спуском на воду.
Krischan
"Krischan" перед спуском на воду.
Krischan
"Krischan"
Krischan
"Krischan"
Следующая страница - корабль обеспечения гидроавиации "Gunther Plüschow"
Предыдущая страница - спасательная баржа "Phönix"